Сд 4 3 7484

РЕШЕНИЕ № 04-11/21-18

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия УФАС) в составе:

Сучкова О.Н. – председатель комиссии, исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;

Куфтыревой Н.А. – член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;

Пресновой Е.Д. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;

рассмотрев жалобу ООО «АРЕАЛ – 98» (далее — Заявитель) на действия Департамента имущественных отношений Вологодской области (далее — Заказчик), комитета государственного заказа Вологодской области (далее – Уполномоченный орган), в присутствии представителей:

от Уполномоченного органа – Андреевой А.Н. (по доверенности от 05.02.2018 № 4),

в отсутствие представителей от Заявителя (уведомлен надлежащим способом о времени и месте рассмотрения жалобы),

УСТАНОВИЛА:

14.02.2018 из ФАС России по подведомственности (исх. № ГЗТУ/403 от 13.02.2018, вх. № 672 от 14.02.2018) перенаправлена жалоба от ООО «АРЕАЛ-98» без приложений в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС) на положения документации электронного аукциона – проведение мероприятий по демилитаризации образцов военной техники (извещение № 0130200002418000042), противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

По мнению Заявителя, Заказчик не правомерно требует в составе второй части заявки копию действующей лицензии на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения военной техники: виды работ – ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж вооружения и военной техники, т.к. демилитаризация вооружения и военной техники (далее — ВВТ) является составной частью общего процесса утилизации ВВТ и предутилизационной подготовки ВВТ в частности (Руководство по подготовке к выполнению к выполнению работ по утилизации вооружения и военной техники, утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 сентября 2017 № 560).

В жалобе Заявитель отмечает, что Заказчик должен включить требование, что в составе второй части заявки участники аукциона должны предоставить копию действующей лицензии на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения военной техники: виды работ – утилизация вооружения и военной техники.

Заявитель указал, что выполнение работ по демилитаризации военной техники не связано с ремонтом, техническим обслуживанием, установкой и монтажом вооружения и военной техники, и соответственно, требование Заказчика о наличии у участника аукциона лицензии на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники в части ремонта, технического обслуживания, установки и монтажа вооружения и военной техники не соответствует предмету закупки и противоречит ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), которая запрещает ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений и ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции, которая запрещает включение в состав работ, услуг технологически и функционально не связанных с работами, услугами, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

На рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что понятие «демилитаризация военной техники» в общедоступных (обнародованных) нормативных правовых актах отсутствует. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 19.09.2017 № 560, содержащий Руководство по подготовке к выполнению работ по утилизации вооружения и военной техники, которое в свою очередь раскрывает понятие «Демилитаризация» в общедоступных источниках информации, в том числе в используемых в Департаменте имущественных отношений информационно-справочной правовой системе, отсутствует. Представители Заказчика предположили, что указанный документ имеет определенный уровень секретности и доступен для ограниченного круга пользователей. При выборе вида работ Заказчик руководствовался общепринятым пониманием терминов:

— ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж вооружения и военной техники, предполагает, что исполнитель работ должен обладать в первую очередь знанием технологических особенностей монтажа вооружения, которые необходимы при выполнении работ по демонтажу боевых частей военной техники (демилитаризации);

— утилизация вооружения и военной техники (термин закреплен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 20.06.2016 № 561 «О порядке ликвидации вооружения и военной техники») – это основной вид ликвидации вооружения и военной техники, при котором осуществляется их переработка с получением продуктов утилизации вооружения и военной техники для их реализации или использования. Под продуктами утилизации вооружения и военной техники – понимаются вторичные материальные ресурсы (лом черных и цветных металлов, лом и отходы, содержащие драгоценные камни, редкоземельные и драгоценные металлы, взрывчатые вещества, пороха и другие материалы), комплектующие изделия, получаемые в результате утилизации вооружения и военной техники и потенциально пригодные для повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки.

Основной целью Заказчика является не получение вторичных материальных ресурсов, комплектующих, а приведение военной техники в техническое состояние, в исключающее возможность их использования по прямому назначению, следовательно, в формулировке аукционной документации выбор был сделан в пользу вида работ, техническое обслуживание, установка и монтаж вооружения.

На рассмотрении жалобы представители Заказчика и Уполномоченного органа просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия УФАС, рассмотрев материалы, выслушав объяснения и заявления представителей Заказчика и Заявителя пришла к следующему выводу.

06.02.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0130200002418000042.

Начальная (максимальная) цена контракта: 544 105,00 рублей.

Наименование объекта закупки: проведение мероприятий по демилитаризации образцов военной техники.

На участие в аукционе не подано ни одной заявки.

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 — 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом, в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе.

Согласно системному толкованию указанных положений Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.

При этом, установление действующим законодательством требований к лицу, выполняющему работу, фактически означает требование к подрядчику (исполнителю), что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем предоставления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.

Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (членства в саморегулируемой организации) непосредственно у участника закупки.

Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности участника закупки, обусловленной наличием лицензии (членства в саморегулируемой организации) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.

В пп. 4.1 п. 25 «Требования к содержанию второй части заявки на участие в аукционе» раздела I «Информационная карта» документации об электронном аукционе указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копию действующей лицензии на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники: виды работ — ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж вооружения и военной техники (Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. № 581 «О лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники»).

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании) деятельность, связанная с разработкой, производством, испытанием, установкой, монтажом, ремонтом, утилизацией и реализацией вооружения и военной техники, подлежит лицензированию.

П. 2 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 581 от 13 июня 2012 г., предусмотрено, что деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники включает выполнение следующих работ (услуг): а) разработка вооружения и военной техники; б) производство и реализация вооружения и военной техники; в) испытание вооружения и военной техники; г) ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж вооружения и военной техники; д) утилизация вооружения и военной техники (далее — Положение).

Согласно п. 2 Положения об исключении из состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов вооружения, военной, специальной техники и других материальных средств, не выслуживших установленные сроки службы, хранения и не имеющих перспектив применения для обеспечения обороны и безопасности государства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2007 № 783 (далее – Постановление № 783) исключение из состава войск и органов имущества, не имеющего перспектив применения, производится в отношении вооружения и военной техники.

В соответствии с п. 4 Постановления № 783 дальнейшее использование имущества, не имеющего перспектив применения, осуществляется одним из следующих способов:

а) реализация по линии военно-технического сотрудничества либо в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1165 «О реализации высвобождаемого движимого военного имущества»;

б) передача организациям в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2003 г. № 682 «О передаче вооружения, военной техники и других материальных средств с истекающими сроками хранения и эксплуатации»;

в) разборка на детали и (или) сборочные единицы для использования в качестве запасных частей, принадлежностей при проведении ремонта вооружения, военной техники и в учебных целях без прекращения права оперативного управления войск и органов;

г) утилизация в рамках реализации федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005 — 2010 годы)». Решение об утилизации имущества, не имеющего перспектив применения, принимается при обосновании невозможности и (или) нецелесообразности его использования иным способом;

д) демилитаризация для последующей передачи субъектам Российской Федерации или органам местного самоуправления для экспонирования в музеях либо установки в качестве памятников (по их заявкам).

Материалами дела установлено, что образцы военной техники, в отношении которых проводятся работы, передаются Заказчику в государственную собственность Вологодской области в качестве памятников после демилитаризации имущества.

С учетом изложенного, положения документации о закупке по установлению требований о наличии вышеуказанной лицензии у участника закупки соответствуют положениям законодательства о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС провела внеплановую проверку, по результатам которой нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.

Согласно п. 3.37 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее — административный регламент по рассмотрению жалоб) резолютивная часть решения должна содержать, в том числе выводы Комиссии УФАС о необходимости передачи материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В жалобе Заявителя присутствует ссылка на наличие в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушений ч. 2 и ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Данный вопрос требует самостоятельного рассмотрения.

Комиссия УФАС на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом по рассмотрению жалоб,

РЕШИЛА:

Реализация сырых шкур и металлолома: вопросы исчисления и уплаты НДС.
Разъяснен порядок применения НДС налоговыми агентами при реализации сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, вторичного алюминия и его сплавов.
Покупатели (получатели) сырых шкур и лома (кроме физлиц, не являющихся ИП) с 1 января 2018 г. обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от исполнения ими обязанностей налогоплательщика НДС. Налоговая база определяется налоговыми агентами исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой с учетом налога. Указанные налоговые агенты счета-фактуры не выставляют.
Поскольку при реализации сырых шкур и лома сумма НДС налогоплательщиками-продавцами не исчисляется (за исключением ряда случаев), то операции по реализации сырых шкур и лома в разделе 3 декларации по НДС ими не отражаются. В счетах-фактурах (в том числе корректировочных), выставляемых налогоплательщиками-продавцами при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома, а также при их реализации делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом». В аналогичном порядке выставляются счета-фактуры комиссионерами (агентами), реализующими (приобретающими) сырые шкуры и лом по договору комиссии (агентскому договору, предусматривающему реализацию и (или) приобретение этих товаров от имени агента).
При реализации сырых шкур и лома налогоплательщиками-продавцами, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС или не являющимися налогоплательщиками НДС, обязанности налогового агента у покупателей (получателей) таких товаров не возникает. При этом продавцы в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или ставят отметку «Без налога (НДС)» и НДС не исчисляют.
Разъяснено, на какой момент налоговым агентам следует определять налоговую базу и в каком порядке производить вычет исчисленного налога.
Также указано, как отражать итоговую сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в декларации по НДС и как заполнять счета-фактуры, книги продаж и покупок, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Зайцева С. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

ФНС в Письме от 19.04.2018 № СД-4-3/7484@ рассказала о порядке заполнения налоговой декларации налоговыми агентами – покупателями лома черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, сырых шкур животных (все перечисленное объединим в одно понятие – «экспериментальный товар»). На что обратить внимание в этой связи?

Декларация у продавца: общий случай и исключения из правил

В общем случае продавец экспериментального товара по обозначенной операции имеет минимум «отношений» с НДС. Будучи плательщиком этого налога, при реализации он выставит счет-фактуру с пометкой о том, что НДС исчисляет покупатель – налоговый агент. Обязанности отразить такую операцию в разд. 3 декларации по НДС у продавца, соответственно, не возникнет.

К сведению. В НК РФ (п. 3.1 ст. 166 НК РФ) названы исключения: налогоплательщик – продавец экспериментального товара сам исчисляет НДС:

  • при установлении факта недостоверного проставления им в договоре, первичном учетном документе отметки «Без налога (НДС)» (абз. 7 п. 8 ст. 161 НК РФ);

  • при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (ст. 145 НК РФ), или на применение специальных налоговых режимов в соответствии с гл. 26.1, 26.2, 26.3, 26.5 НК РФ (абз. 8 п. 8 ст. 161 НК РФ);

  • при вывозе этого товара в процедуре экспорта или реэкспорта, помещении под процедуру свободной таможенной зоны (налогообложение такой операции – по ставке 0% на основании пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ);

  • при реализации товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями (абз. 5 п. 8 ст. 161 НК РФ). См. также письма Минфина России от 29.12.2017 № 03-07-11/88235, от 29.01.2018 № 03-07-14/4608.

В пункте 1 рассматриваемого (№ СД-4-3/7484@) письма ФНС делает акцент на том, что в перечисленных в абз. 5, 7 и 8 п. 8 ст. 161 НК РФ случаях налогоплательщик-продавец операции по реализации экспериментальных товаров отражает в разд. 3 декларации по НДС. При этом налоговая служба не упоминает об экспорте или реэкспорте товара, что объяснимо, ведь для такой (облагаемой по ставке 0%) операции предусмотрены иные разделы декларации по НДС.

Таким образом, в общем случае реализация экспериментального товара разд. 3 декларации продавца не попадает. Вместе с тем продавец отражает эту операцию в книге продаж и, соответственно, разд. 9 декларации (в книге покупок и разд. 8 – в случае выставления корректировочных счетов-фактур).

Декларация у покупателя: общие моменты

Основная НДС-нагрузка по экспериментальному товару ложится на плечи покупателя – налогового агента. Напомним, в этой роли он выступает только в случае, если продавец является плательщиком данного налога. См., например, письма Минфина России от 17.01.2018 № 03-07-11/1954, от 24.01.2018 № 03-07-11/3567.

Налоговый агент определяет сумму «агентского» НДС, подлежащую уплате в бюджет, заполняет декларацию по НДС и представляет ее в налоговый орган по месту своего учета не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Обратите внимание: из норм п. 5 ст. 174 НК РФ (сопоставление абз. 1 и 2) следует, что налоговым агентам – покупателям товара, обозначенного в п. 8 ст. 161 НК РФ, вменена в обязанность сдача декларации по НДСтолько по установленному формату в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО.

Уплата исчисленного налога производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом (п. 1 ст. 174 НК РФ).

При расчете налога (в силу п. 4.1 ст. 173 НК РФ) используются данные в отношении всего экспериментального товара, приобретенного за квартал. При этом учитываются суммы, как увеличивающие, так и уменьшающие общую сумму налога.

Налоговый агент – плательщик НДС

Общая сумма «агентского» НДС, определяемая налоговым агентом (п. 3.1 ст. 166 НК РФ), увеличивается на суммы налога, восстановленные в соответствии с пп. 3 и 4 п. 3 ст. 170 НК РФ, и уменьшается на суммы налоговых вычетов, предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ в части операций, осуществляемых указанными налоговыми агентами с учетом особенностей, установленных п. 3 ст. 172 НК РФ. Об этом сказано в п. 4.1 ст. 173 НК РФ.

К сведению: нюансы вычета НДС, определенные в п. 3 ст. 172 НК РФ, касаются сырьевого товара, используемого для производства и (или) реализации на экспорт. Перечень кодов сырьевых товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС приведен в Постановлении Правительства РФ от 18.04.2018 № 466 (начало действия документа – 01.07.2018). До утверждения перечня Минфин (см., например, письма от 28.02.2018 № 03-07-08/12477, № 03-07-08/12485) рекомендовал сопоставлять сырьевые товары, перечисленные в НК РФ, с названиями групп товаров из ТН ВЭД. Полагаем, что ориентироваться на правительственное постановление можно уже сейчас. В нем код черных металлов соответствует значениям 7204-7204 50 000 0; меди и изделий из нее – 7401 00 000 0 и 7404 00-7404 00 990 0 (применяется до 01.07.2019); алюминия и изделий из него – 7602 00-7602 00 900 0.

Вычет НДС производится на основании п. 1 и 3 ст. 171 НК РФ и п. 1 ст. 172 НК РФ в случае использования приобретения в операциях, облагаемых НДС. При этом указанные вычеты осуществляются в налоговом периоде, в котором товары приняты на учет и имеются в наличии счета-фактуры, выставленные продавцами (письма Минфина России от 09.04.2018 № 03-07-11/23099, от 28.02.2018 № 03-07-11/12711).

В пункте 2 Письма № СД-4-3/7484@ ФНС сообщила, что исчисленная сумма «агентского» НДС, а также вычеты сумм налога, приведенные в п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ, отражаются в соответствующих строках разд. 3, 8 и 9 налоговой декларации.

Одновременно обращено внимание, что вычеты НДС по приобретениям, используемым для производства и (или) реализации сырьевых товаров на экспорт, производятся в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 172 НК РФ. Согласно ему применить вычет НДС налогоплательщик вправе в момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 НК РФ (пп. 1 п. 1 и п. 9):

  • в последний день квартала, в котором собран пакет документов (предусмотрены п. 1 ст. 165 НК РФ), подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС;

  • в день отгрузки (передачи) товаров – в случае отсутствия подтверждающих документов.

См. также письма Минфина России от 15.03.2018 № 03-07-14/15988, от 15.02.2018 № 03-07-08/8488.

В этой связи вычеты сумм налога по операциям реализации сырьевых товаров отражаются в разд. 4, 5, 6 декларации по НДС соответственно.

Налоговый агент – неплательщик НДС

Несколько иначе складывается ситуация для покупателя экспериментального товара, не являющегося плательщиком НДС («спецрежимника» в соответствии с гл. 26.1, 26.2, 26.3, 26.5 НК РФ), а также плательщика НДС, освобожденного от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога (ст. 145 НК РФ).

Обратите внимание: налоговые агенты – покупатели экспериментального товара, не являющиеся плательщиками НДС в связи с применением специальных налоговых режимов, а также плательщики НДС, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, заявить вычеты (за себя как покупателя) не вправе, так как установленные НК РФ для этого условия не выполняются.

От обязанностей налогового агента по НДС и, соответственно, сдачи налоговой декларации указанная группа лиц не освобождена.

При заполнении декларации покупатели – «спецрежимники» и «освобожденцы», ориентируясь на п. 3 Порядка заполнения декларации по НДС, заполняют титульный лист, разд. 2 и 9 декларации.

ФНС сообщила, что до внесения соответствующих изменений и дополнений в форму налоговой декларации, порядок ее заполнения, а также формат представления в электронной форме(приложения к Приказу ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@) к оформлению декларации нужно подойти с учетом некоторых особенностей. В частности, строки 010 – 030 разд. 2 рекомендовано не заполнять; в строке 060 надо указать итоговую сумму налога, исчисленную к уплате в бюджет в соответствии с п. 4.1 ст. 173 НК РФ; в строке 070 – код 1011715. Рекомендации на этот счет были выданы ФНС ранее в Письме от 16.01.2018 № СД-4-3/480@.

Раздел 9 формируется на основании записей по счетам-фактурам, полученным от налогоплательщиков – продавцов экспериментальных товаров. ФНС заостряет внимание, что по счетам-фактурам, отраженным в этом разделе при перечислении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок, до внесения соответствующих изменений в Контрольные соотношения показателей декларации по НДС поставки отражаются ими в разд. 9 с отрицательным значением при применении вычетов в установленном порядке.

В аналогичном порядке (то есть с отрицательными значениями) производятся записи по счетам-фактурам (корректировочным счетам-фактурам) в разд. 9 декларации в случаях, указанных в п. 5 и 13 ст. 171 НК РФ. Данный порядок будет применяться лишь в текущем году. Начиная с налогового периода за I квартал 2019 года записи по счетам-фактурам в обозначенных ситуациях будут производиться в разд. 8 декларации в целях применения вычетов в установленном порядке.

Нормы – п. 5 и 13 ст. 171 НК РФ (при их «адаптации» к рассматриваемой ситуации, то есть относительно вычетов у налоговых агентов – «спецрежимников» или «освобожденцев») будут выглядеть так.

На основании п. 5 ст. 171 НК РФ вычетам у покупателя – налогового агента подлежат суммы:

  • исчисленного (и, возможно, уплаченного в бюджет) за продавца «отгрузочного» налога в случае возврата покупки продавцу или отказа от нее (абз. 1);

  • исчисленного (и, возможно, уплаченного в бюджет) за продавца «авансового» налога в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей (абз. 2).

В пункте 13 ст. 171 НК РФ говорится о вычетах при изменении стоимости отгрузки в меньшую (абз. 1) либо большую (абз. 2) сторону, в том числе в случае изменения (уменьшения либо увеличения соответственно) цены и (или) количества (объема) отгруженных (приобретенных) товаров. К рассматриваемой ситуации (вычетам у покупателя, исполняющего обязанности налогового агента по п. 8 ст. 161 НК РФ, являющегося «спецрежимником» или «освобожденцем») применим лишь первый абзац.

Например, продавец отгрузил в адрес покупателя металлолом на сумму (условно) 200 руб. с пометкой в счете-фактуре, что НДС исчисляет налоговый агент. Последний исчислил налог – 36 руб. В дальнейшем стоимость отгрузки скорректирована – уменьшена (условно на 50 руб.). Покупатель получил от продавца корректировочный счет-фактуру, определил сумму НДС (27 руб.) и скорректировал начисление налога (путем вычета НДС в размере 9 руб. (36 – 27)). Корректировочный счет-фактура будет занесен в книгу продаж с отрицательным значением.

Если стоимость отгрузки экспериментального товара продавцом будет увеличена, у покупателя – налогового агента возникнет обязанность «добавить» налог к начислению.

К сведению: при изменении в сторону увеличения стоимости отгруженных товаров, в том числе в случае увеличения цены (тарифа) и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров, разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгрузки до и после такого увеличения, подлежит вычету у покупателя этих товаров (работ, услуг), имущественных прав (абз. 2 п. 13 ст. 171 НК РФ).

Воспользоваться вычетом НДС (как покупатель, применяющий специальные налоговые режимы или освобожденный от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС) он не вправе.

Обобщим сказанное (о заполнении декларации по НДС налоговыми агентами – «спецрежимниками» и «освобожденцами») в виде таблицы.

Лист

Нюансы заполнения

Титульный

В поле «По месту нахождения (учета)» указывается код 231

Раздел 1

При отсутствии показателей для заполнения раздела в строках ставятся прочерки (или они остаются пустыми)

Раздел 2

Строки 010 – 030 не заполняются

В строке 060 указывается итоговая сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет

В строке 070 указывается код операции 1011715

Раздел 9

При предоплате, возврате товара, а также при снижении цены сведения о счетах-фактурах отражайте со знаком минус

* * *

Мы рассмотрели некоторые вопросы, касающиеся заполнения декларации по НДС налоговыми агентами – покупателями товара, отраженного в п. 8 ст. 161 НК РФ, с учетом рекомендаций, выданных ФНС. Статья указывает на нюансы, которые будут интересны как продавцам, так и покупателям – плательщикам и неплательщикам НДС.

Говоря о характерных чертах металлургического производства, нельзя не упомянуть о такой теме, как металлолом. Дело в том, что металлолом, подвергающийся дальнейшей обработке, также как и руды различных металлов, может применяться предприятиями, работающими в металлургической сфере для изготовления своей продукции. Причем, «черный» или «цветной» металлолом такие организации могут приобретать не только у юридических лиц, но и у обычных граждан, а также и у специализированных организаций, которые занимаются сбором металлолома, но при этом не имеют никакого отношения к металлургическому производству.

Что же такое «лом черных металлов», о котором идет речь? Как говорится в Федеральном законе №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лом черных металлов – это негодные к дальнейшему применению, то есть, потерявшие свои эксплуатационные качества изделия, произведенные из «черных» металлов или сплавов, а также то, что осталось в результате изготовления продукции из черных металлов и относится к отходам или бракованные изделия из данных материалов, исправить которые не имеется возможности. Таким образом получается, что лом черных металлов – это изделия из данных металлов, которые уже нельзя употреблять по их прямому назначению, а можно лишь перерабатывать.

Организации, занимающиеся приемом или покупкой металлолома, обязаны соблюдать определенные правила обращения с ломами черных металлов, которые прописаны в специальном Постановлении Правительства нашей страны.

Требования к организации приема черного металла.

Прежде всего, правила обращения с ломами черных металлов касаются того, как должна быть организована приемка ломов черных металлов, а также выдвигают определенные требования, которые должны соблюдаться организацией, работающей в данной сфере. Список документов, обязательных для каждого пункта, в котором ведется прием ломов черных металлов, довольно обширен:

  • Одним из главных документов, на основании которого организация и может заниматься приемом ломов черных металлов, является лицензия на ведение подобной деятельности. Причем в пункте, где происходит прием металлолома, может находиться как оригинал данной лицензии, так и ее копия, заверенная в том органе, который эту лицензию выдал.
  • Если приемом ломов черных металлов занимается организация, которая является юридическим лицом, то на месте ведения подобной деятельности должна быть копия документа, который подтверждает внесение данной организации в ЕГРЮЛ, заверенная у нотариуса. Если же прием металлолома ведет индивидуальный предприниматель, то требуется Свидетельство о его государственной регистрации.
  • Как правило, в местах, где ведется покупка ломов черных металлов, имеется разнообразное специфическое оборудование и машины. Документы на все это оборудование, а также документы, подтверждающие факт его своевременной проверки или проведения необходимых испытаний, также должны находиться здесь и предоставляться по первому требованию проверяющих органов или клиентов организации.

Компании, которые занимаются приемом ломов черных металлов, знают, что порой в их деятельности встречаются и довольно экстремальные ситуации, в которых требуется действовать очень быстро и точно – ведь никто заранее не может предсказать, откуда «пришел» лом, принесенный в пункт сдачи металлолома. Именно поэтому список документов, которые в обязательном порядке должны присутствовать в месте ведения деятельности организации, дополняется следующими пунктами:

  • инструкция о порядке действий сотрудника организации, занимающегося проверкой принимаемых ломов черных металлов на радиоактивность и взрывобезопасность;
  • инструкция о том, как следует действовать в том случае, если обнаружились радиоактивные ломы черных металлов;
  • инструкция о том, как следует действовать в том случае, если обнаружились взрывоопасные ломы черных металлов.

А помимо всех вышеперечисленных документов в каждом месте, где производится прием ломов черных металлов, должна иметься в свободном доступе информация о том, как называется компания (или сведения о том, как зовут индивидуального предпринимателя), все контакты фирмы, режим работы пункта, в котором ведется прием лома, а также то, на каких условиях принимается лом и по какой цене. В том случае, если организация является юридическим лицом, в каждом пункте, принадлежащем данной организации, должна быть информация о сотруднике организации, который занимается приемом ломов черных металлов на этом объекте.

Основные правила приема лома черных металлов.

Независимо от того, является ли компания, занимающаяся приемом ломов черных металлов, юридическим лицом или ее владелец зарегистрирован как индивидуальный предпринимателя, она должна иметь в штате специалистов, которые прошли специализированное обучение и имеют документы об этом с указанием присвоенного им в ходе аттестации разряда. Так, например, в каждом конкретном месте приема лома должен быть контролер, которому присвоен 2 разряд, а хотя бы на одном пункте, принадлежащем организации, должен работать прессовщик лома 1 разряда. Кроме того, в штате каждого пункта, где ведется покупка лома черных металлов, должен быть сотрудник, на которого возлагается ответственность за проверку лома на радиоактивность, и сотрудник, занимающийся проверкой взрывобезопасности принимаемого лома.

Конечно, это далеко не все правила, касающиеся обращения с ломами черных металлов. С полным перечнем Правил обращения с ломами черных металлов, можно ознакомиться в специальном Постановлении Правительства Российской Федерации №369 от 11 мая 2001 года в редакции №371 от 03.10.2002 г. и № 1287 от 12.12.2012 г.

Сд 4 3 7484

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *