Санитарно гигиенический набор РЖД

Количество и качество услуг в поезде зависит в первую очередь от типа и класса вагона. Но даже если вы купили обычный билет на среднестатистический поезд, вы вправе рассчитывать на определенный комфорт. Читайте список доступных услуг и опций.

Скидка до 50% на билет.
Вы можете купить билет дешевле, если сделаете это заранее. У многих железнодорожных компаний, включая «РЖД», действует принцип динамического ценообразования: цена зависит от сезона, спроса и наличия свободных мест. Это дает шанс купить билет в купе за 60–45 суток практически по цене плацкарта.

Туалет на вокзалах для пассажиров — бесплатный.
При наличии билета с вас не должны взимать плату за посещение туалетов по пути следования поезда. Ссылайтесь на «Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров…».

Выбор места в вагоне.
Еще на стадии покупки билета вы можете попросить кассира выбрать для вас наиболее комфортное место. Стоит заранее посмотреть схему вагона, чтобы оказаться подальше от туалета, и ехать на боковой, нижней, верхней полке — кому как нравится. Людям большого роста будет неудобно на укороченных полках в начале и конце вагона (обычно это 1 и 2, 35 и 36 места). Помните о том, что некоторые купе могут оказаться аварийными (зачастую 3-е и 6-е): открыть окно не получится.

Повышение класса комфортности.
Во время посадки на поезд вы можете поменять класс обслуживания на более высокий с доплатой при наличии свободных мест.

Ранний выезд.
Вы можете выехать на более раннем поезде без какой-либо доплаты при наличии свободных мест.

Ребенок — бесплатно.
Дети до пяти лет на поездах «РЖД» едут бесплатно, если не занимают дополнительного места. С пяти до десяти лет действует детский тариф. У зарубежных компаний, как правило, дети до четырех-шести лет также едут бесплатно.

Право на остановку.
Каждый пассажир «РЖД» имеет право сделать в пути остановку с продлением срока действия билета не более чем на десять суток. Отметку об остановке нужно проставить у администрации вокзала в течение четырех часов с момента прибытия поезда. Для дальнейшего проезда придется оплатить стоимость плацкарты (плата за пользование вагоном).

Задержка по болезни.
Если в дороге вы заболели, билет не сгорает: вы можете выйти на любой станции, получить медицинскую помощь и по справке переоформить свой билет на более позднюю дату.

Вернуть деньги за билет.
Если произошла отмена или задержка отправления поезда, вам обязаны вернуть полную стоимость за билет независимо от времени возврата

Право на опоздание.
Если вы опоздали на поезд, в течение 12 часов можно выехать на другом, доплатив лишь стоимость плацкарты. В случае болезни или несчастного случая можно уехать в течение пяти суток или получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты. Если вы отстали от поезда, багаж будет ждать вас на следующей станции в бюро находок.

Право ездить без белья.
Если вы едете в плацкарте днем или желаете спать лишь в собственном спальном мешке, у вас есть полное право отказаться от постельного белья. «РЖД» пытаются навязать эту услугу, включив стоимость белья в цену билета. Однако по закону пассажиры плацкартного вагона могут отказаться от оплаты этой услуги в момент приобретения билета в кассе. Имейте в виду: если вы не взяли белье, вам запретят пользоваться одеялом, подушкой и матрасом, ссылаясь на санитарные нормы.

Скидка на групповой билет.
Если вы едете группой от десяти человек, скидка на билеты может достигать 40%. Зависит от сезона и размера группы.

Провоз ручной клади весом до 36 кг и до 180 см по сумме трех измерений в вагоне «РЖД», в СВ — до 50 кг. Дополнительно можно провезти лыжи, палки, удочки и другие вещи не более 100 см по сумме трех измерений. В ручной клади можно перевозить детские коляски, байдарки, велосипеды без мотора в разобранном и упакованном виде

Термин «плацкарта» происходит от немецкого Platz-Karte: platz — «место», karte — «билет», буквально означает «плата за место». Плацкарта входит в стоимость билета, которая также состоит из стоимости перевозки (деньги за то, что поезд едет) и прочих услуг, включая постельное белье. Размер стоимости плацкарты зависит от категории вагона и обслуживания, деньги идут владельцу вагона на подготовку рейса и обслуживание вагона.

Что попросить у проводника?

Несколько неочевидных нюансов в общении с проводником.

  • Вы можете попросить застелить кровать, и вы не должны сдавать белье — это обязанность проводника. Проводник обязан помочь застелить кровать инвалидам, пожилым людям, беременным женщинам, пассажирам с детьми. В фирменных вагонах верхние полки обычно застелены.
  • Требуйте ремень безопасности, если вы или ваш ребенок спите на верхней полке. На ответ «нет в наличии» просите поискать в соседних вагонах или у начальника поезда.
  • Стакан и ложку вам должны предоставить бесплатно, даже если вы не покупаете чай.
  • Настольные игры (шашки, шахматы, домино) также входят в цену билета.
  • У проводника можно попросить набор ниток, иголок, предметы ухода за одеждой и обувью, а также медикаменты. Никакой платы взиматься не должно.
  • Зарядить мобильный телефон де-юре можно бесплатно, но де-факто проводник просит от 50 руб. Иначе — розетка у туалета.
  • Еще одна лотерея: попросить проводника положить продукты в холодильник или разогреть что-либо в микроволновке. В фирменном поезде вам, скорее всего, пойдут навстречу, в обычном все зависит от человеческого фактора, но попытаться стоит.
  • Свежая пресса и санитарно-гигиенический набор (зубная щетка, зубная паста, мыло, влажная салфетка для рук, салфетка для обуви) входят в бесплатный набор фирменных поездов.
  • Проводник должен обеспечить соблюдение «Правил поведения граждан в железнодорожном транспорте». Если ваши соседи распивают спиртные напитки, находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, мусорят, нарушают ваш покой, вы вправе потребовать проводника вмешаться.

Дополнительные услуги

  • Заказ еды из вагона-ресторана в купе.
  • Билет в кредит. Пассажиры от 21 до 62 лет могут купить билет в кредит через «Восточный экспресс банк». Проценты за использование кредитной карты не взимаются в течение 56 дней.
  • Заказ такси к поезду. Услуга бесплатная, возможна, в частности, в Санкт-Петербурге и Москве, вы платите лишь за такси.
  • Wi-Fi: в некоторых поездах можно подключиться к интернету. У «РЖД» эта услуга пока проходит тестовый режим.
  • Автомобиль с собой. Некоторые компании, включая «РЖД», продают билеты на автомобиль и его владельца. Например, поезда с автовагонами ежедневно ходят от Ленинградского вокзала до Хельсинки. Путешествие можно продолжить, пересев на поезд Финских железных дорог VR (и доехав, например, до горнолыжных курортов). Еще один вариант: переправиться на пароме в Стокгольм, Таллин,
  • Травемюнде — «РЖД» продают готовые пакеты «поезд плюс паром» для автолюбителей.
  • Билеты на европейские поезда можно купить с наценкой 300 руб. у Федеральной пассажирской компании (дочернее предприятие «РЖД»). Это удобно, если вам лень разбираться самостоятельно и заказывать билет в интернете. В ассортименте 28 стран.
  • Детская игровая комната. В некоторых поездах есть бесплатная игровая площадка для детей — например, на поезде «Аллегро», курсирующем между Санкт-Петербургом и Хельсинки.
  • Провозить животное можно за дополнительную плату. Мелкие звери и птицы едут в ящиках, корзинах, клетках, контейнерах на месте для ручной клади. Крупных собак можно перевозить в наморднике и с поводком в купе, выкупив все места (без дополнительной платы). Подробнее о правилах провоза животных читайте здесь.

Особенности иностранных поездов

  • Билет на ночной поезд в Европе не всегда гарантирует спальное место. Убедитесь, что вы забронировали постель в спальном или лежачем вагоне. На раскладных сидячих местах, ехать дешевле всего, но не комфортнее.
  • Если вы планируете большой заезд по Европе на поезде, выгодно воспользоваться проездным — например, EuRail или InterRail. Отправляясь после 19:00 и прибывая после 4:00 утра, вы экономите деньги — день выезда не засчитывается, и у вас остается дополнительный день путешествия.
  • На иностранных поездах свои нормы провоза багажа, для провоза велосипеда или животного, возможно, понадобится забронировать место.
  • Европейские ж/д компании продают комплексные билеты, включающие не только проезд, но и обзорную экскурсию, посещение музея, катание на лодке по реке и многое другое. Такой готовый тур позволяет сэкономить и лучше узнать город. (Смотрите предложения по Австрии, Испании, Франции).
  • Билеты первого класса в Европе включают завтрак, бесплатные напитки, свежие газеты, видео-, аудиоразвлечения, возможность подключить ноутбук и выйти в интернет, бесплатную парковку на вокзалах. Если хотите сэкономить, выбирайте второй класс.
  • Пока лишь за рубежом можно выбрать места с «зоной тишины»: там вам не помешают телефонные звонки и разговоры соседей.

Сколько в итоге можно потерять?

Что это такое плацкарта?

Плацкарта (буквальный перевод с нем. – карта на место) – это карточка, прилагаемая к билету на место в ж/д транспорте, а вовсе не то, что мы привыкли подразумевать. Во многих странах (в том числе и в России) плацкарта и билет соединены в одно: покупая проездной документ, вояжер даже не подозревает, что он приобрел сразу «два в одном».

Суть этой карты в том, что она аккумулирует в себе часть расходов и равняется по размеру цене за услуги собственника железнодорожного вагона.

Полная стоимость проезда, которую оплачивает пассажир, включает такие составляющие (Приказ Минтранса РФ от 19.12.2013 г. № 473):

  • оплату карты за место;
  • сумму билета;
  • цену страховки (обязательной для каждого пассажира);
  • комиссионный сбор;
  • сбор за посредничество (при условии приобретения документа на проезд через агентство, фирму по доставке и пр.).

Теперь сбор за предварительную оплату перевозки не взимается. Все эти сборы и страховки распределяются, в конечном счете, по двум пунктам, видимым пассажиру в двух суммах – билета и карты. Под плацкартой нужно подразумевать не тип вагона, а вид тарифа.

Что входит в ее стоимость?

Собственно карта включает расходы перевозчика за предоставление телу пассажира места именно при конкретном передвижении. Зависит эта сумма от продолжительности перевозки, измеряемой вагоно-часами. Выходит, что чем дальше находится пункт назначения, тем больше времени потребуется, чтобы доставить путешественника в пункт прибытия, тем дороже будет эта карта, в соответствии с затратами собственника.

Для каждого типа тарифа РЖД составляются калькуляции для определения стоимости вагоно-часа, именно на них и основываются суммы, формирующие цену проезда. Карточка содержит затраты на содержание пульмана и предоставление комфорта именно в этом салоне с конкретными услугами, присущими этому виду тарифа и типу вагона.

Выходит, что плацкарта – цена за удобства: наличие места, место сидячее или лежачее, белье, питание включено в виде сух. пайка и чая или не включено, есть ли кондиционирование воздуха, имеется ли биотуалет и т.д.

Есть услуги, от которых можно отказаться и не платить за них (к примеру, комплект постельного белья пассажир может иметь свой, или не оплачивать еду), а есть платежи неотделимые и обязательные к оплате.

Приобретая проездной документ, путешественник может увидеть рядом со стоимостью проезда стоящую рядом сумму, которая и равна цене карты на место.

Из чего формируется полный тариф ЖД билета?

Стоимость билета включает составляющие из затрат на:

  1. содержание жел. дор. путей (прямо пропорционально расстоянию до пункта назначения);
  2. расходы на электроэнергию, иные виды топлива и ГСМ;
  3. содержание аппарата администрации и линейных работников;
  4. содержание инфраструктуры, вокзалов, локомотивов, депо и всей базы.

Из этого следует, что чем дальше собрался ехать пассажир, тем дороже это ему обойдется. Стоимость плацкарты, на первый взгляд, менее емкая, так как она оплачивает расходы на содержание салонов на колесах.

Разделяются эти стоимости по той простой причине, что они поступают в разные карманы: за билет деньги получает владелец железной дороги, а за плацкарту – собственник вагона (если владельцы разные).

Различие в процентах плацкарты для разных видов поездов РЖД

В общих салонах плацкарта составляет не более 5-10% от общей цены проезда, в стандартных же с привычными плацкартными местами и удобствами времен СССР карта возьмет на себя до 20% от суммы проездного документа. Салон купейный предполагает путешествие с большей степенью комфорта для пассажиров, что влечет затраты на содержание такого вагона в гораздо более серьезных суммах, поэтому здесь соотношение стоимости карты к общей стоимости проезда составляет 35-47%, в спальных салонах и СВ или «Люкс» эта пропорция составляет соответственно 60% и 75%.

Пригородные маршруты обслуживаются в основном общими пульманами, а пассажирские местного сообщения – вагонами разного типа, но классом не выше, чем купе (какие есть подвиды плацкарта и классы обслуживания?)

Есть еще поезда дальнего следования, длина пути которых свыше 700 км, в этих поездах доля стоимости самой плацкарты несколько снижается в общей сумме платы и составляет около 50% (из-за эксплуатации железнодорожной линии большой протяженности).

А вот скоростные поезда, хотя и проходят тысячи километров, но за сравнительно небольшие затраты времени, укомплектовываются пульманами с повышенным уровнем комфорта, что сильно влияет на возрастание доли карты, доходящей до 70-80% от общей суммы за проезд. В фирменных поездах карта занимает в стоимости проезда даже более 80 %.

Заранее предположить, какое соотношение этих показателей будет в приобретенном проездном документе, никак не выйдет: это можно увидеть только на самом квитке, полученном на руки.

Что такое стоимость плацкарты при возврате билета?

При возврате стоимость карты в цене проезда очень важна, так как, в зависимости от времени, оставшегося до отправления состава, именно эту составляющую есть вариант потерять. Правила возврата гласят, что если запас времени остается больше 8-ми часов, то вернут все деньги, уплаченные при покупке проездного документа, а если от 8-ми до 2-х часов – то отдадут полную цену билета и 50% от цены карты на место.

Когда сдача проездного листка происходит меньше, чем за 2 часа до отхода поезда, то тут потери средств серьезные: возврату подлежит только стоимость квитка, а за составляющую, равную цене карты, можно забыть: ее не возвращают. Так собственник пульмана, в котором собирался ехать нерадивый вояжер, страхует себя от потерь на случай, если не выйдет за короткое время продать это место другому пассажиру.

Вряд ли кто-то из пассажиров железнодорожного транспорта не знает о том, что такое плацкартный вагон в поезде и как он выглядит. Ведь это из популярных видов вагона, но не все знают, как организована нумерация мест в нем, где располагаются розетки, в каких купе не открываются окна. Из наших материалов вы узнаете о плюсах и минусах боковых, верхних и нижних полок, а также какое место лучше брать.

Сколько в итоге можно потерять?

В результате ситуации, когда вояж отменяется, а обращение за возвратом происходит непосредственно за 1-2 часа до отхода состава, можно потерять от 50 до 80% от истраченной на оплату проезда суммы.

Покупая заблаговременно проездной документ на поезд, важно помнить, что в случае изменения планов следует прийти в кассу не позже, чем за 8 часов до начала рейса, иначе потери средств могут быть весьма значительными из-за правил возврата, предписывающих оставлять стоимость плацкарты в распоряжении владельца пульмана.

Несмотря на все минусы ОАО «РЖД», конкуренцию с авиа и автотранспортом, количество адептов стальных магистралей и покупателей билетов не уменьшается. Пускать пассажирские составы порожняком себе дороже, именно поэтому у монополии существует ряд привилегий для любого пассажира. Главное — быть о них осведомлённым. С этим мы вам и поможем!

Если озаботиться покупкой билета заранее, его стоимость может сократиться и купе обойдётся пассажиру в стоимость плацкарта. Главное — зайти на сайт перевозчика или в кассы за 60–45 суток до отправления. В кассе, кстати говоря, можно оформить и личное место на всё время поездки. Для этого достаточно посмотреть схему вагона, чтобы оказаться подальше от туалета и не ехать на верхней боковой у санузла. Людям большого роста будет неудобно на укороченных полках в начале и конце вагона (обычно это места №№1 и 2, 35 и 36). Помните о том, что некоторые купе могут оказаться аварийными (зачастую 3-е и 6-е): открыть окно не получится.

Если есть желание путешествовать с комфортом, прямо во время посадки на поезд вы можете поменять с доплатой класс обслуживания на более высокий. При наличии свободных мест.

Каждый пассажир РЖД имеет право сделать в пути остановку с продлением срока действия билета не более чем на десять суток. Отметку об остановке нужно проставить у администрации вокзала в течение четырёх часов с момента прибытия поезда. Для дальнейшего проезда придётся оплатить стоимость плацкарты (плата за пользование вагоном).

Нет тех пассажиров, которые не опаздывали бы на свой поезд. Но и им навстречу идут в РЖД. Если вы опоздали на перрон, в течение 12 часов можно выехать на другом составе, доплатив лишь стоимость плацкарты. В случае болезни или несчастного случая можно уехать в течение пяти суток или получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты. Если вы отстали от поезда, багаж будет ждать вас на следующей станции в бюро находок.

Вечная тревога любых пассажиров авиакомпаний — не дай бог перевес. Правила существуют и в РЖД. Провоз ручной клади весом до 36 кг и до 180 см по сумме трёх измерений в вагоне РЖД (в СВ — до 50 кг) входит в стоимость билета. Дополнительно можно провезти лыжи, палки, удочки и другие вещи не более 100 см по сумме трёх измерений. В ручной клади можно перевозить детские коляски, байдарки, велосипеды без мотора в разобранном и упакованном виде.

СПРАВКА. Термин «плацкарта» происходит от немецкого Platz-Karte: platz — «место», karte — «билет», буквально означает «плата за место». Плацкарта входит в стоимость билета, которая также состоит из стоимости перевозки (деньги за то, что поезд едет) и прочих услуг, включая постельное бельё. Размер стоимости плацкарты зависит от категории вагона и обслуживания, деньги идут владельцу вагона на подготовку рейса и обслуживание вагона.

Не так давно банальное постельное бельё стало поводом для серьёзных разбирательств. Мы писали об этом. Теперь стало ясно, что можно попросить застелить кровать, и вы, будучи пассажиром, не должны сдавать бельё — это обязанность проводника. Он обязан помочь застелить кровать инвалидам, пожилым людям, беременным женщинам, пассажирам с детьми. В фирменных вагонах верхние полки обычно застелены.

Проводник — это хозяин вагона. Он следит за всем круглые сутки. У него можно попросить набор ниток, иголок, предметы ухода за одеждой и обувью, а также медикаменты. Никакой платы взиматься не должно. Также можно воспользоваться холодильником или разогреть еду в микроволновке.

Свежая пресса и санитарно-гигиенический набор (зубная щётка, зубная паста, мыло, влажная салфетка для рук, салфетка для обуви) входят в бесплатный набор, но только фирменных поездов.

Провозить животное можно за дополнительную плату.

Для детей иногда, но не очень часто, в составах присутствует игровая комната. Такая функция есть на составе «Аллегро», который курсирует между Петербургом и Хельсинки. Там можно и поиграть, и отдохнуть, причём детям в купе, родителям на полке.

Вместе с детьми можно везти и любимых питомцев. Тем более правила изменились. Провозить животное можно за дополнительную плату. Мелкие звери и птицы едут в ящиках, корзинах, клетках, контейнерах на месте для ручной клади. Крупных собак можно перевозить в наморднике и с поводком в купе, выкупив все места (без дополнительной платы). Тем более РЖД расширили список животных, которых можно брать в дорогу, вплоть до енотов и лягушек.

Преференций достаточно, обслуживание на уровне, но хочется большего. Vgudok.com провёл опрос среди читателей, которые периодически пользуются услугами РЖД. Вопрос был простым: что именно вы хотели бы увидеть в вагонах и чего вам не хватает? Ответы ниже.

Олег

1. Душ, если поезд едет больше 12 часов.

2. Курилки. Хоть платные.

3. И если есть вагон-ресторан, то введите нормальное меню. С крепким алкоголем.

Степан

1. Прокат аудиокниг. А ещё можно экскурсионные тексты по маршрутам следования про те места, что проезжаем в наушники транслировать.

2. Помещение для детских развлекух ещё можно. С анимацией.

Максим

1. Музыка. Не только обычные отечественно-шансонные варианты, но возможность послушать что-то другое.

2. Выбор еды. Я вот не люблю курицу, а хочу рыбу, как это заказать во время покупки билета.

3. Пиво любимый напиток, пусть к нему не придираются полицейские.

Новые плацкарты, купе, маршруты, платформы — всё это хорошо работает на пассажира. Главное, чтобы нововведения действовали на дистанции, а не сиюминутно. Чтобы клиент не задумался, слетать ли ему в Петербург или поспать в вагоне и проснуться на Московском в центре города.

Захар Максимов

Санитарно гигиенический набор РЖД

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *