29 июня 2017 года Министр транспорта РФ Максим Соколов заявил о создании Российского университета транспорта
29 июня в ходе заседания ученого совета МИИТа Министр сообщил о подписании устава Российского университета транспорта (РУТ). Университет будет создан на базе существующего Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II (МИИТ), переданного из ведения Росжелдора в Минтранс распоряжением правительства РФ от 31 декабря 2016 года.
По словам М. Соколова, перед руководством подведомственного учебного заведения будет поставлена амбициозная задача. «Российский университет транспорта должен войти в десятку лучших российских вузов и в первую сотню мировых вузов. Стратегия университета, к разработке которой сейчас уже приступают, будет нацелена именно на эти ориентиры», — заявил М. Соколов.
РУТ будет играть ключевую роль в обеспечении отрасли квалифицированными кадрами по сложным комплексным и новым профессиям. Основными содержательными приоритетами образовательной и научной деятельности университета должны стать комплексная трансформация транспортной и логистической инфраструктуры, сопровождение транспортных проектов в форме государственно-частного партнерства, новые технологии перевозки грузов и пассажиров, транспортная безопасность, вопросы строительства транспортной инфраструктуры. «Нам очень нужны специалисты в этих областях приоритетного развития российского транспортного комплекса», — подчеркнул Министр.
Инициатива создания Российского университета транспорта на базе МИИТ получила поддержку крупнейших работодателей, таких как ОАО «РЖД», «Совкомфлот», ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии», ГК «Автодор», Союз транспортников России, ведущих отраслевых профессиональных союзов и академической общественности. По мнению Министра, признание транспортными компаниями университета ведущим исследовательским центром станет ключевым критерием успешности его научно-практической деятельности.
Директор Административного департамента Минтранса России Константин Пашков сообщил, что с созданием нового университета ставится точка в работе по формированию системы транспортного образования. «В ее периметр на сегодня входят пять вузов водного транспорта, три вуза гражданской авиации и восемь железнодорожных вузов, а также относящиеся к ним 80 филиалов. Во главе этой модели будет находиться Российский университет транспорта. Никаких дальнейших изменений, включая объединение или закрытие учебных заведений, больше не предполагается», — подчеркнул К. Пашков.
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации.
2. Установить, что Министерство транспорта Российской Федерации в установленном порядке осуществляет руководство и организацию деятельности Представительства Российской Федерации при Международной организации гражданской авиации и Постоянного представительства Российской Федерации при Международной морской организации.
3. Министерству транспорта Российской Федерации внести до 1 октября 2004 г. в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов с целью упразднения признанных избыточными полномочий, предусмотренных подпунктом 5.2.35 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации и подпунктами 5.3.1-5.3.4 и 5.4.2 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта.
4. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 848 «Об утверждении Положения о Министерстве путей сообщения Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 31, ст. 3746; 2001, N 5, ст. 401; 2003, N 33, ст. 3269);
постановление Правительства Российской Федерации от 25 июля 2000 г. N 560 «Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст. 3388; 2001, N 32, ст. 3333; 2003, N 4, ст. 328);
постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2000 г. N 837 «О дополнительной должности заместителя Министра транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4486);
постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. N 734 «Вопросы Министерства путей сообщения Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4897; 2004, N 9, ст. 785).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков
Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации
I. Общие положения
1. Министерство транспорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные и рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, геодезии и картографии.
Министерство транспорта Российской Федерации в установленном порядке организует проведение переговоров и заключение международных договоров в установленной сфере деятельности.
Министерство транспорта Российской Федерации при реализации обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию как компетентный орган в области гражданской авиации, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе как «авиационные власти», «железнодорожная администрация», «администрация» и «назначенный орган», а также Уполномоченный Российской Федерации по осуществлению условий Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о передаче в аренду Финляндской Республике советской части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий от 27 сентября 1962 г.
2. Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта и Федерального агентства геодезии и картографии.
3. Министерство транспорта Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
5. Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
5.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Министерства, установленной пунктом 1 настоящего Положения, и к сферам ведения подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
5.2.1. правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов;
5.2.2. правила формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов;
5.2.3. формы билета, багажной квитанции и грузовой накладной в гражданской авиации;
5.2.4. правила государственной регистрации и государственного учета гражданских воздушных судов, включая порядок нанесения государственных и регистрационных опознавательных знаков гражданских воздушных судов и порядок нанесения товарных знаков на гражданские воздушные суда;
5.2.5. условия обеспечения ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам;
5.2.6. формы бланков лицензий на соответствующий вид деятельности на автомобильном транспорте и лицензионных карточек на автотранспортные средства;
5.2.7. акты об открытии и проведении реконструкции пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;
5.2.8. акты, устанавливающие формы бланков удостоверений и карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, а также форму заявления о допуске к осуществлению международных автомобильных перевозок;
5.2.9. порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
5.2.10. порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов;
5.2.11. положение о расследовании капитанами морских портов аварийных случаев с судами;
5.2.12. порядок присвоения собственником названия судну внутреннего водного транспорта;
5.2.13. форму и порядок ведения судовой роли, судового и машинного журнала, единой книги осмотра на судах внутреннего водного транспорта, а также правила ведения судовой роли, судового, машинного, санитарного журнала, журнала операций со сточными водами, журнала операций с мусором, журнала нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами, журнала нефтяных операций для нефтяных танкеров на морских судах, за исключением судов рыбопромыслового флота;
5.2.14. правила (порядок) осуществления государственной регистрации в соответствующем государственном реестре морских судов и судов внутреннего водного транспорта и в установленных случаях — прав на них;
5.2.15. положение о минимальном составе экипажа самоходных транспортных судов;
5.2.16. условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна (за исключением судов рыбопромыслового флота);
5.2.17. устав службы на морских судах и судах внутреннего водного транспорта (за исключением судов рыбопромыслового флота);
5.2.18. порядок диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях;
5.2.19. правила проектирования, постройки, ремонта и эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, за которыми должен осуществляться технический надзор, а также правила изготовления материалов и изделий для установки на судах;
5.2.20. порядок осуществления контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта, выполнением правил и норм, регламентирующих перевозки пожароопасных грузов, а также порядок осуществления проверки противопожарного состояния выходящих в море судов смешанного (река-море) плавания;
5.2.21. положения о капитанах морских и речных портов;
5.2.22. перечень речных портов, в которых капитаны портов осуществляют надзор за обеспечением безопасности судоходства и порядка в портах;
5.2.23. порядок осуществления контроля за судами и регулирования деятельности в речном порту;
5.2.24. положение о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним водным путям;
5.2.25. перечень участков внутренних водных путей, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке;
5.2.26. положение о государственной администрации порта внутреннего водного транспорта;
5.2.27. порядок учета реализуемых грузов и расчетов за них на внутреннем водном транспорте;
5.2.28. правила перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте;
5.2.29. правила буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов на внутреннем водном транспорте;
5.2.30. правила пользования судами внутреннего водного транспорта, а также расположенными на берегу и предназначенными для обслуживания перевозок пассажиров объектами;
5.2.31. перечень портов, в которых осуществляется перевалка грузов;
5.2.32. правила, устанавливающие условия, порядок выдачи и проверки свидетельств о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, а также правила, устанавливающие условия, порядок выдачи и проверки свидетельств о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами;
5.2.33. правила регистрации прав на строящиеся суда в морских торговых портах;
5.2.34. акты, устанавливающие классификацию, порядок расследования и учета транспортных происшествий на железнодорожном транспорте;
5.2.35. правила сертификации, правила процедуры и управления для проведения обязательной сертификации в системах сертификации на железнодорожном транспорте;
5.2.36. порядок определения пересечения железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия;
5.2.37. правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, порядок подачи железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования и с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути необщего пользования;
5.2.38. тарифы на международные транзитные железнодорожные перевозки;
5.2.39. порядок проектирования и строительства железнодорожных путей общего пользования;
5.2.40. порядок строительства и реконструкции железнодорожных путей необщего пользования, устройств, предназначенных для погрузки и выгрузки грузов, очистки и промывки вагонов, контейнеров, определения мест примыкания железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования;
5.2.41. порядок примыкания к железнодорожным путям необщего пользования строящихся железнодорожных путей необщего пользования;
5.2.42. правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути;
5.2.43. особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов;
5.2.44. порядок профессионального отбора, в том числе определения психофизиологических качеств и профессиональной пригодности работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов;
5.2.45. порядок проведения технического обучения и повышения квалификации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов;
5.2.46. порядок и сроки проведения аттестации работников, ответственных за погрузку, размещение, крепление груза в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, а также порядок формирования аттестационных комиссий;
5.2.47. порядок определения кратчайшего расстояния, на которое осуществляются перевозки грузов;
5.2.48. порядок нанесения знаков и кодов опасности, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом;
5.2.49. единые формы перевозочных документов на перевозки грузов железнодорожным транспортом, а также формы перевозочных документов на перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа;
5.2.50. порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов;
5.2.51. правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении;
5.2.52. критерии определения категорий поездов в зависимости от скорости их движения и расстояния следования;
5.2.53. нормы и правила выполнения геодезических и картографических работ федерального назначения, обязательные для федеральных органов исполнительной власти и организаций независимо от их организационно-правовой формы;
5.2.54. порядок выявления существующих наименований географических объектов;
5.2.55. нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
5.3. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
5.4. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
5.5. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций;
5.6. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;
5.7. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
5.8. обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств по их мобилизационной подготовке;
5.9. организует профессиональную подготовку работников Министерства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
5.10. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
5.11. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства;
5.12. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
6. Министерство транспорта Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
6.2. учреждать в установленном порядке знаки отличия и ведомственные награды и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности;
6.3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
6.4. создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;
6.5. учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, подведомственных федеральной службы и федеральных агентств.
7. Министерство транспорта Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не распространяются на полномочия Министра по управлению имуществом, закрепленным за Министерством на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Министерства.
При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
III. Организация деятельности
8. Министерство транспорта Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство транспорта Российской Федерации полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Структурными подразделениями Министерства транспорта Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.
10. Министр:
10.1. распределяет обязанности между своими заместителями;
10.2. утверждает положения о структурных подразделениях Министерства;
10.3. назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства;
10.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;
10.5. утверждает структуру и штатное расписание Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание Министерства в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
10.6. утверждает ежегодный план работы и прогнозные показатели деятельности подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств, а также отчеты об их исполнении;
10.7. вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителей подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств проекты положений о федеральной службе и федеральных агентствах, предложения о предельной штатной численности федеральной службы и федеральных агентств и фонде оплаты труда их работников;
10.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств;
10.9. вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, другие документы, указанные в подпункте 5.1 настоящего Положения;
10.10. представляет в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств;
10.11. дает поручения подведомственным Министерству федеральной службе и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;
10.12. отменяет противоречащие федеральному законодательству решения подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств, если иной порядок отмены решений не установлен федеральным законом;
10.13. назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств заместителей руководителей федеральной службы и федеральных агентств;
10.14. представляет в установленном порядке работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральной службы и федеральных агентств, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации;
10.15. издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства — приказы ненормативного характера.
11. Финансирование расходов на содержание Министерства транспорта Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
12. Министерство транспорта Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Место нахождения Министерства транспорта Российской Федерации — г. Москва.
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ — wентральное государственное учреждение в Российской империи, СССР и РФ, управлявшее железнодорожным транспортом, а также, до 1931 года, внутренными водными и шоссейными путями сообщения.
Образовано 15(27).06.1865 года на основе упразднённого Главного управления путей сообщения. После Октябрьской революции 1917 года преобразовано в Народный комиссариат путей сообщения (НКПС), с 1946 года — МПС СССР. Указом президента Б.Н. Ельцина от 20.01.1992 года преобразовано в МПС РФ (в 1992-1995 в его подчинении находились железно-дорожные войска). Оно упразднено 09.03.2004 года, его функции переданы вновь созданному Министерствуву транспорта и связи, которое 20.05.2004 года разделено на Министерство связи и Министерство транспорта, сосредоточившее нормативно-правовое регулирование гражданской авиации, морского, внутреннего водного, железно-дорожного, автомобильного, городского электрического и промышленного транспорта и управление дорожным хозяйством. Непосредственное управление железно-дорожным комплексом с 2003 года осуществляет ОАО «Российские железные дороги» (ОАО РЖД), все акции которого принадлежат государству.
Местными органами МПС Российской империи являлись управления округов путей сообщения, занимавшиеся главным образом водными путями, — Санкт-Петербургского (с 1914 года Петроградского), Вытегорского, Вышневолоцкого, Московского, Кавказского (до 1884 года Управление путей сообщения на Кавказе), Казанского, Могилёвского, Ковенского (с 1901 года — Виленского), Киевского, Варшавского, Томского (с 1895 года ) и Крымского (с 1916 года ); фактически местными органами МПС были управления казённых железных дорог. Местными органами МПС СССР в 1946-1951 годах являлись управления округов путей сообщения, правления железных дорог, затем — управления железных дорог (им, в свою очередь, подчинялись отделения дороги; в них входили линейные предприятия — депо, дистанции и прочее).
В ведении МПС Российской империи находились пристани и порты, шоссейные дороги, железные дороги, а также Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения (ныне Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения), Московское инженерное училище ведомства путей сообщения (основано в 1896 году, с 1913 года Московский институт инженеров путей сообщения, ныне Московский государственный унститут путей сообщения), технические железно-дорожные училища (открывались с 1869 года), Вышневолоцкое училище кондукторов путей сообщения (основано в 1883 году). В ведении МПС СССР находились: железные дороги (в 1988 году — 32 дороги, 145 тысяч км путей, свыше 11 тысяч станций и разъездов, свыше 1 тысячи локомотивных и вагонных депо, тысячи дистанций пути, заводов и других обслуживающих предприятий, станции, депо, вагонные участки, дистанции связи и пр.), строительные организации (1946-1954 годы; затем они переданы образованному союзному Министерству транспортного строительства СССР), с 1975 года — и метрополитен, а также 4 НИИ, 15 вузов, техникумы и железно-дорожные школы (1988 год), издательство «Трансжелдориздат» (1923-1964 годы; до 1933 года «Транспечать»).
В XIX — начале XX веков МПС руководило строительством и эксплуатацией казённых железных дорог и рельсовых подъездных путей, шоссейных дорог, гидротехнических сооружений, управляло судоходными и сплавными путями сообщения. Рассматривало и разрабатывало проекты общегосударственной сети железных дорог, законопроекты, касавшиеся путей сообщения. Осуществляло надзор за строительством и эксплуатацией частных железных дорог; за деятельностью земств по устройству земских шоссе, а также за содержанием казённых шоссе, переданных в ведение земств; судоходный надзор на внутренних водных путях сообщения ведомства МПС (часть водных путей относилась к ведению местных властей). Ведало судоходно-полицейской частью. Управляло сооружением, реконструкцией и содержанием торговых портов . Разрабатывало правила плавания и судоходства (с 1890 года). Устанавливало железно-дорожные тарифы (в 1888 году эта функция передана Министерству финансов). Рассматривало заявки на концессии и проекты уставов акционерных обществ для устройства железных дорог и других частных предприятий в сфере путей сообщения. Руководило производством топографических изысканий, составляло и издавало карты путей сообщения, планы рек. Собирало статистические сведения о железных дорогах, шоссейных и водных путях сообщения, о работах в торговых портах. Во время 1-й мировой войны министр путей сообщения возглавил Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по перевозке топлива и продовольственных и военных грузов (август 1915 года).
После Октябрьской революции 1917 года НКПС занимался восстановлением и дальнейшим развитием железно-дорожного хозяйства, пострадавшего во время 1-й мировой войны и Гражданской войны 1917-1922 годов. МПС СССР в 1950-е годы выступило с программой перспективного (на 20 лет) развития и модернизации железно-дорожного транспорта, в которой предусматривалась дальнейшая электрификация (свыше 40 тысяч км грузонапряжённых линий), внедрение тепловозной тяги, автоматизация и механизация производственных процессов, реконструкция заводов транспортного машиностроения. Благодаря реализации программы в 1975 году протяжённость сети увеличилась на 17,6 тысяч км, объёмы перевозок выросли в 3 раза (3621,1 миллионов тонн), 51,7% перевозок осуществлялось электровозами и 47,9% тепловозами; 38,9 тысяч км были электрифицированы; 62,4 тысяч км оснащены автоблокировкой. В 1960-1970-е годы внедрялись передовые технологии работы станций и железно-дорожных узлов, организации движения соединённых поездов с предоставлением «окон» для ремонта пути. К концу 1970-х годов создан специальный вагонный парк из рефрижераторов, зерновозов, цементовозов, двухъярусных платформ для перевозки автомобилей и др. В 1982 году был предложен план развития железно-дорожной отрасли, в основу которого положена стратегия внедрения во все звенья транспортного конвейера интенсивных технологий на базе автоматизации производства и более широкой механизации ручного труда. В 1988 году достигнут абсолютный максимум перевозок не только в СССР, но и в мире (4115,6 миллионов тонн груза и 4395,9 миллионов пассажиров) при увеличении сети только на 3,4 тысячи км. В 1991 году в МПС разработана третья программа развития и реконструкции железно-дорожного транспорта на период до 2000 года, которая легла в основу дальнейшего развития и модернизации железных дорог России.
Ведомство издавало журнал, менявший названия: «Журнал Министерства путей сообщения» (1865-1875, 1878-1917 годы; в 1882-1886 годах неофициальная часть журнала выходила отдельным изданием под названием «Инженерный Журнал Министерства путей сообщения»), «Техника и экономика путей сообщения» (1919-1924 годы), «Социалистический транспорт» (1926-1940 годы), «Железнодорожный транспорт» (выходит с 1941 года). Другие издания ведомства: «Вестник Министерства путей сообщения» (1896-1903 годы), «Вестник путей сообщения» (1904-1917 годы), газета «Гудок» (выходит с 1917 года; с 2007 года издаётся ОАО РЖД).
Список руководителей ведомства смотрите в приложении «Государственные учреждения России, СССР, РФ» в томе «Россия».
Дополнительная литература:
Краткий очерк деятельности Министерства путей сообщения. 1874-1886. СПб., 1887;
Исторический очерк развития учреждений и работ ведомства путей сообщения по статистике и карте путей сообщения в 1798-1897. СПб., 1898;
Краткий исторический очерк развития и деятельности ведомства путей сообщения за 100 лет его существования. 1798-1898. СПб., 1898. М., 2009;
Краткий исторический очерк учебных заведений ведомства путей сообщения. СПб., 1900;
Обзор деятельности Министерства путей сообщения за время царствования императора Александра III. СПб., 1902;
Обзор деятельности Министерства путей сообщения за десятилетие 1895-1904. СПб., 1906;
Исторический очерк развития организации ведомства путей сообщения. СПб., ;
К двадцатипятилетию Совета по железнодорожным делам. СПб., 1911;
Краткий очерк деятельности Инженерного совета за XXV лет с 1892 по 1917. П., 1917.