Сайт министерства путей сообщения российской федерации

29 июня 2017 года Министр транспорта РФ Максим Соколов заявил о создании Российского университета транспорта

29 июня в ходе заседания ученого совета МИИТа Министр сообщил о подписании устава Российского университета транспорта (РУТ). Университет будет создан на базе существующего Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II (МИИТ), переданного из ведения Росжелдора в Минтранс распоряжением правительства РФ от 31 декабря 2016 года.

По словам М. Соколова, перед руководством подведомственного учебного заведения будет поставлена амбициозная задача. «Российский университет транспорта должен войти в десятку лучших российских вузов и в первую сотню мировых вузов. Стратегия университета, к разработке которой сейчас уже приступают, будет нацелена именно на эти ориентиры», — заявил М. Соколов.

РУТ будет играть ключевую роль в обеспечении отрасли квалифицированными кадрами по сложным комплексным и новым профессиям. Основными содержательными приоритетами образовательной и научной деятельности университета должны стать комплексная трансформация транспортной и логистической инфраструктуры, сопровождение транспортных проектов в форме государственно-частного партнерства, новые технологии перевозки грузов и пассажиров, транспортная безопасность, вопросы строительства транспортной инфраструктуры. «Нам очень нужны специалисты в этих областях приоритетного развития российского транспортного комплекса», — подчеркнул Министр.

Инициатива создания Российского университета транспорта на базе МИИТ получила поддержку крупнейших работодателей, таких как ОАО «РЖД», «Совкомфлот», ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии», ГК «Автодор», Союз транспортников России, ведущих отраслевых профессиональных союзов и академической общественности. По мнению Министра, признание транспортными компаниями университета ведущим исследовательским центром станет ключевым критерием успешности его научно-практической деятельности.

Директор Административного департамента Минтранса России Константин Пашков сообщил, что с созданием нового университета ставится точка в работе по формированию системы транспортного образования. «В ее периметр на сегодня входят пять вузов водного транспорта, три вуза гражданской авиации и восемь железнодорожных вузов, а также относящиеся к ним 80 филиалов. Во главе этой модели будет находиться Российский университет транспорта. Никаких дальнейших изменений, включая объединение или закрытие учебных заведений, больше не предполагается», — подчеркнул К. Пашков.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации.

2. Установить, что Министерство транспорта Российской Федерации в установленном порядке осуществляет руководство и организацию деятельности Представительства Российской Федерации при Международной организации гражданской авиации и Постоянного представительства Российской Федерации при Международной морской организации.

3. Министерству транспорта Российской Федерации внести до 1 октября 2004 г. в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов с целью упразднения признанных избыточными полномочий, предусмотренных подпунктом 5.2.35 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации и подпунктами 5.3.1-5.3.4 и 5.4.2 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта.

4. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 848 «Об утверждении Положения о Министерстве путей сообщения Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 31, ст. 3746; 2001, N 5, ст. 401; 2003, N 33, ст. 3269);

постановление Правительства Российской Федерации от 25 июля 2000 г. N 560 «Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст. 3388; 2001, N 32, ст. 3333; 2003, N 4, ст. 328);

постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2000 г. N 837 «О дополнительной должности заместителя Министра транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4486);

постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. N 734 «Вопросы Министерства путей сообщения Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4897; 2004, N 9, ст. 785).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков

Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации

I. Общие положения

1. Министерство транспорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные и рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, геодезии и картографии.

Министерство транспорта Российской Федерации в установленном порядке организует проведение переговоров и заключение международных договоров в установленной сфере деятельности.

Министерство транспорта Российской Федерации при реализации обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию как компетентный орган в области гражданской авиации, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе как «авиационные власти», «железнодорожная администрация», «администрация» и «назначенный орган», а также Уполномоченный Российской Федерации по осуществлению условий Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о передаче в аренду Финляндской Республике советской части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий от 27 сентября 1962 г.

2. Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта и Федерального агентства геодезии и картографии.

3. Министерство транспорта Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Министерства, установленной пунктом 1 настоящего Положения, и к сферам ведения подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

5.2.1. правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов;

5.2.2. правила формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов;

5.2.3. формы билета, багажной квитанции и грузовой накладной в гражданской авиации;

5.2.4. правила государственной регистрации и государственного учета гражданских воздушных судов, включая порядок нанесения государственных и регистрационных опознавательных знаков гражданских воздушных судов и порядок нанесения товарных знаков на гражданские воздушные суда;

5.2.5. условия обеспечения ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам;

5.2.6. формы бланков лицензий на соответствующий вид деятельности на автомобильном транспорте и лицензионных карточек на автотранспортные средства;

5.2.7. акты об открытии и проведении реконструкции пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;

5.2.8. акты, устанавливающие формы бланков удостоверений и карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, а также форму заявления о допуске к осуществлению международных автомобильных перевозок;

5.2.9. порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов;

5.2.10. порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов;

5.2.11. положение о расследовании капитанами морских портов аварийных случаев с судами;

5.2.12. порядок присвоения собственником названия судну внутреннего водного транспорта;

5.2.13. форму и порядок ведения судовой роли, судового и машинного журнала, единой книги осмотра на судах внутреннего водного транспорта, а также правила ведения судовой роли, судового, машинного, санитарного журнала, журнала операций со сточными водами, журнала операций с мусором, журнала нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами, журнала нефтяных операций для нефтяных танкеров на морских судах, за исключением судов рыбопромыслового флота;

5.2.14. правила (порядок) осуществления государственной регистрации в соответствующем государственном реестре морских судов и судов внутреннего водного транспорта и в установленных случаях — прав на них;

5.2.15. положение о минимальном составе экипажа самоходных транспортных судов;

5.2.16. условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна (за исключением судов рыбопромыслового флота);

5.2.17. устав службы на морских судах и судах внутреннего водного транспорта (за исключением судов рыбопромыслового флота);

5.2.18. порядок диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях;

5.2.19. правила проектирования, постройки, ремонта и эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, за которыми должен осуществляться технический надзор, а также правила изготовления материалов и изделий для установки на судах;

5.2.20. порядок осуществления контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта, выполнением правил и норм, регламентирующих перевозки пожароопасных грузов, а также порядок осуществления проверки противопожарного состояния выходящих в море судов смешанного (река-море) плавания;

5.2.21. положения о капитанах морских и речных портов;

5.2.22. перечень речных портов, в которых капитаны портов осуществляют надзор за обеспечением безопасности судоходства и порядка в портах;

5.2.23. порядок осуществления контроля за судами и регулирования деятельности в речном порту;

5.2.24. положение о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним водным путям;

5.2.25. перечень участков внутренних водных путей, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке;

5.2.26. положение о государственной администрации порта внутреннего водного транспорта;

5.2.27. порядок учета реализуемых грузов и расчетов за них на внутреннем водном транспорте;

5.2.28. правила перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте;

5.2.29. правила буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов на внутреннем водном транспорте;

5.2.30. правила пользования судами внутреннего водного транспорта, а также расположенными на берегу и предназначенными для обслуживания перевозок пассажиров объектами;

5.2.31. перечень портов, в которых осуществляется перевалка грузов;

5.2.32. правила, устанавливающие условия, порядок выдачи и проверки свидетельств о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, а также правила, устанавливающие условия, порядок выдачи и проверки свидетельств о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами;

5.2.33. правила регистрации прав на строящиеся суда в морских торговых портах;

5.2.34. акты, устанавливающие классификацию, порядок расследования и учета транспортных происшествий на железнодорожном транспорте;

5.2.35. правила сертификации, правила процедуры и управления для проведения обязательной сертификации в системах сертификации на железнодорожном транспорте;

5.2.36. порядок определения пересечения железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия;

5.2.37. правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, порядок подачи железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования и с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути необщего пользования;

5.2.38. тарифы на международные транзитные железнодорожные перевозки;

5.2.39. порядок проектирования и строительства железнодорожных путей общего пользования;

5.2.40. порядок строительства и реконструкции железнодорожных путей необщего пользования, устройств, предназначенных для погрузки и выгрузки грузов, очистки и промывки вагонов, контейнеров, определения мест примыкания железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования;

5.2.41. порядок примыкания к железнодорожным путям необщего пользования строящихся железнодорожных путей необщего пользования;

5.2.42. правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути;

5.2.43. особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов;

5.2.44. порядок профессионального отбора, в том числе определения психофизиологических качеств и профессиональной пригодности работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов;

5.2.45. порядок проведения технического обучения и повышения квалификации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов;

5.2.46. порядок и сроки проведения аттестации работников, ответственных за погрузку, размещение, крепление груза в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, а также порядок формирования аттестационных комиссий;

5.2.47. порядок определения кратчайшего расстояния, на которое осуществляются перевозки грузов;

5.2.48. порядок нанесения знаков и кодов опасности, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом;

5.2.49. единые формы перевозочных документов на перевозки грузов железнодорожным транспортом, а также формы перевозочных документов на перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа;

5.2.50. порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов;

5.2.51. правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении;

5.2.52. критерии определения категорий поездов в зависимости от скорости их движения и расстояния следования;

5.2.53. нормы и правила выполнения геодезических и картографических работ федерального назначения, обязательные для федеральных органов исполнительной власти и организаций независимо от их организационно-правовой формы;

5.2.54. порядок выявления существующих наименований географических объектов;

5.2.55. нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

5.3. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

5.4. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

5.5. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций;

5.6. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.7. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.8. обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств по их мобилизационной подготовке;

5.9. организует профессиональную подготовку работников Министерства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.10. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.11. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства;

5.12. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Министерство транспорта Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;

6.2. учреждать в установленном порядке знаки отличия и ведомственные награды и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности;

6.3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.4. создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

6.5. учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, подведомственных федеральной службы и федеральных агентств.

7. Министерство транспорта Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не распространяются на полномочия Министра по управлению имуществом, закрепленным за Министерством на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Министерства.

При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

III. Организация деятельности

8. Министерство транспорта Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство транспорта Российской Федерации полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Структурными подразделениями Министерства транспорта Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.

10. Министр:

10.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

10.2. утверждает положения о структурных подразделениях Министерства;

10.3. назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства;

10.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;

10.5. утверждает структуру и штатное расписание Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание Министерства в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

10.6. утверждает ежегодный план работы и прогнозные показатели деятельности подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств, а также отчеты об их исполнении;

10.7. вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителей подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств проекты положений о федеральной службе и федеральных агентствах, предложения о предельной штатной численности федеральной службы и федеральных агентств и фонде оплаты труда их работников;

10.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств;

10.9. вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, другие документы, указанные в подпункте 5.1 настоящего Положения;

10.10. представляет в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств;

10.11. дает поручения подведомственным Министерству федеральной службе и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;

10.12. отменяет противоречащие федеральному законодательству решения подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств, если иной порядок отмены решений не установлен федеральным законом;

10.13. назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств заместителей руководителей федеральной службы и федеральных агентств;

10.14. представляет в установленном порядке работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральной службы и федеральных агентств, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации;

10.15. издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства — приказы ненормативного характера.

11. Финансирование расходов на содержание Министерства транспорта Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

12. Министерство транспорта Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Место нахождения Министерства транспорта Российской Федерации — г. Москва.

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ — wентральное государственное уч­ре­ж­де­ние в Российской им­пе­рии, СССР и РФ, управ­ляв­шее же­лез­но­до­рож­ным транс­пор­том, а так­же, до 1931 года, внутренными вод­ны­ми и шос­сей­ны­ми пу­тя­ми со­об­ще­ния.

Об­ра­зо­ва­но 15(27).06.1865 года на ос­но­ве уп­разд­нён­но­го Глав­но­го управ­ле­ния пу­тей со­об­ще­ния. По­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года пре­об­ра­зо­ва­но в На­род­ный ко­мис­са­ри­ат пу­тей со­об­ще­ния (НКПС), с 1946 года — МПС СССР. Ука­зом пре­зи­ден­та Б.Н. Ель­ци­на от 20.01.1992 года пре­об­ра­зо­ва­но в МПС РФ (в 1992-1995 в его под­чи­не­нии на­хо­ди­лись железно-дорожные вой­ска). Оно уп­разд­не­но 09.03.2004 года, его функ­ции пе­ре­да­ны вновь соз­дан­но­му Министерствуву транс­пор­та и свя­зи, ко­то­рое 20.05.2004 года раз­де­ле­но на Министерство свя­зи и Министерство транс­пор­та, со­сре­до­то­чив­шее нор­ма­тив­но-пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние гражданской авиа­ции, морского, внутреннего вод­но­го, железно-дорожного, ав­то­мо­биль­но­го, городского элек­три­че­ско­го и промышленного транс­пор­та и управ­ле­ние до­рож­ным хо­зяй­ст­вом. Не­по­сред­ст­вен­ное управ­ле­ние железно-дорожным ком­плек­сом с 2003 года осу­ще­ст­в­ля­ет ОАО «Рос­сий­ские же­лез­ные до­ро­ги» (ОАО РЖД), все ак­ции ко­то­ро­го при­над­ле­жат го­су­дар­ст­ву.

Ме­ст­ны­ми ор­га­на­ми МПС Российской им­пе­рии яв­ля­лись управ­ле­ния ок­ру­гов пу­тей со­об­ще­ния, за­ни­мав­шие­ся главным образом вод­ны­ми пу­тя­ми, — Санкт-Пе­тер­бург­ско­го (с 1914 года Пет­ро­град­ско­го), Вы­те­гор­ско­го, Выш­не­во­лоц­ко­го, Московского, Кав­каз­ско­го (до 1884 года Управ­ле­ние пу­тей со­об­ще­ния на Кав­ка­зе), Ка­зан­ско­го, Мо­ги­лёв­ско­го, Ко­вен­ско­го (с 1901 года — Ви­лен­ско­го), Ки­ев­ско­го, Вар­шав­ско­го, Том­ско­го (с 1895 года ) и Крым­ско­го (с 1916 года ); фак­ти­че­ски ме­ст­ны­ми ор­га­на­ми МПС бы­ли управ­ле­ния ка­зён­ных же­лез­ных до­рог. Ме­ст­ны­ми ор­га­на­ми МПС СССР в 1946-1951 годах яв­ля­лись управ­ле­ния ок­ру­гов пу­тей со­об­ще­ния, прав­ле­ния же­лез­ных до­рог, за­тем — управ­ле­ния же­лез­ных до­рог (им, в свою оче­редь, под­чи­ня­лись от­де­ле­ния до­ро­ги; в них вхо­ди­ли ли­ней­ные пред­при­ятия — де­по, дис­тан­ции и прочее).

В ве­де­нии МПС Российской им­пе­рии на­хо­ди­лись при­ста­ни и пор­ты, шос­сей­ные до­ро­ги, же­лез­ные до­ро­ги, а так­же Санкт-Пе­тербургский институт ин­же­не­ров пу­тей со­об­ще­ния (ны­не Санкт-Пе­тербургский государственный университет пу­тей со­об­ще­ния), Московское инженерное училище ве­дом­ст­ва пу­тей со­об­ще­ния (ос­но­ва­но в 1896 году, с 1913 года Московский институт ин­жене­ров пу­тей со­об­ще­ния, ны­не Московский государственный унститут пу­тей со­об­ще­ния), тех­нические железно-дорожные учи­ли­ща (от­кры­ва­лись с 1869 года), Выш­не­во­лоц­кое училище кон­дук­то­ров пу­тей со­об­ще­ния (ос­но­ва­но в 1883 году). В ве­де­нии МПС СССР на­хо­ди­лись: же­лез­ные до­ро­ги (в 1988 году — 32 до­ро­ги, 145 тысяч км пу­тей, свыше 11 тысяч стан­ций и разъ­ез­дов, свыше 1 тысячи ло­ко­мо­тив­ных и ва­гон­ных де­по, ты­ся­чи дис­тан­ций пу­ти, за­во­дов и других об­слу­жи­ваю­щих пред­при­ятий, стан­ции, де­по, ва­гон­ные уча­ст­ки, дис­тан­ции свя­зи и пр.), стро­ительные ор­га­ни­за­ции (1946-1954 годы; за­тем они пе­ре­да­ны об­ра­зо­ван­но­му со­юз­но­му Министерству транс­порт­но­го строи­тель­ст­ва СССР), с 1975 года — и мет­ро­по­ли­тен, а так­же 4 НИИ, 15 ву­зов, тех­ни­ку­мы и железно-дорожные шко­лы (1988 год), издательство «Транс­жел­дор­из­дат» (1923-1964 годы; до 1933 года «Транс­печать»).

В XIX — начале XX веков МПС ру­ко­во­ди­ло строи­тель­ст­вом и экс­плуа­та­ци­ей ка­зён­ных же­лез­ных до­рог и рель­со­вых подъ­езд­ных пу­тей, шос­сей­ных до­рог, гид­ро­тех­нических со­ору­же­ний, управ­ля­ло су­до­ход­ны­ми и сплав­ны­ми пу­тя­ми со­об­ще­ния. Рас­смат­ри­ва­ло и раз­ра­ба­ты­ва­ло про­ек­ты об­ще­го­су­дар­ст­вен­ной се­ти же­лез­ных до­рог, за­ко­но­про­ек­ты, ка­сав­шие­ся пу­тей со­об­ще­ния. Осу­ще­ст­в­ля­ло над­зор за строи­тель­ст­вом и экс­плуа­та­ци­ей ча­ст­ных же­лез­ных до­рог; за дея­тель­но­стью земств по уст­рой­ст­ву зем­ских шос­се, а так­же за со­дер­жа­ни­ем ка­зён­ных шос­се, пе­ре­дан­ных в ве­де­ние земств; су­до­ход­ный над­зор на внутренних вод­ных пу­тях со­об­ще­ния ве­дом­ст­ва МПС (часть вод­ных пу­тей от­но­си­лась к ве­де­нию ме­ст­ных вла­стей). Ве­да­ло су­до­ход­но-по­ли­цей­ской ча­стью. Управ­ля­ло со­ору­же­ни­ем, ре­кон­ст­рук­ци­ей и со­дер­жа­ни­ем тор­го­вых пор­тов . Раз­ра­ба­ты­ва­ло пра­ви­ла пла­ва­ния и су­до­ход­ст­ва (с 1890 года). Ус­та­нав­ли­ва­ло железно-дорожные та­ри­фы (в 1888 году эта функ­ция пе­ре­да­на Министерству фи­нан­сов). Рас­смат­ри­ва­ло за­яв­ки на кон­цес­сии и про­ек­ты ус­та­вов ак­цио­нер­ных об­ществ для уст­рой­ст­ва же­лез­ных до­рог и других ча­ст­ных пред­при­ятий в сфе­ре пу­тей со­об­ще­ния. Ру­ко­во­ди­ло про­изводством то­по­гра­фических изы­ска­ний, со­став­ля­ло и из­да­ва­ло кар­ты пу­тей со­об­ще­ния, пла­ны рек. Со­би­ра­ло ста­ти­стические све­де­ния о же­лез­ных до­ро­гах, шос­сей­ных и вод­ных пу­тях со­об­ще­ния, о ра­бо­тах в тор­го­вых пор­тах. Во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны ми­нистр пу­тей со­об­ще­ния воз­гла­вил Осо­бое со­ве­ща­ние для об­су­ж­де­ния и объ­е­ди­не­ния ме­ро­прия­тий по пе­ре­воз­ке то­п­ли­ва и про­до­вольственных и во­енных гру­зов (август 1915 года).

По­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года НКПС за­ни­мал­ся вос­ста­нов­ле­ни­ем и даль­ней­шим раз­ви­ти­ем железно-дорожного хо­зяй­ст­ва, по­стра­дав­ше­го во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны и Гражданской вой­ны 1917-1922 годов. МПС СССР в 1950-е годы вы­сту­пи­ло с про­грам­мой пер­спек­тив­но­го (на 20 лет) раз­ви­тия и мо­дер­ни­за­ции железно-дорожного транс­пор­та, в ко­то­рой пре­ду­смат­ри­ва­лась даль­ней­шая элек­три­фи­ка­ция (свыше 40 тысяч км гру­зо­на­пря­жён­ных ли­ний), вне­дре­ние те­п­ло­воз­ной тя­ги, ав­то­ма­ти­за­ция и ме­ха­ни­за­ция про­из­водственных про­цес­сов, ре­кон­ст­рук­ция за­во­дов транс­порт­но­го ма­ши­но­строе­ния. Бла­го­да­ря реа­ли­за­ции про­грам­мы в 1975 году про­тя­жён­ность се­ти уве­ли­чи­лась на 17,6 тысяч км, объ­ё­мы пе­ре­во­зок вы­рос­ли в 3 раза (3621,1 миллионов тонн), 51,7% пе­ре­во­зок осу­ще­ст­в­ля­лось элек­тро­во­за­ми и 47,9% те­п­ло­во­за­ми; 38,9 тысяч км бы­ли элек­три­фи­ци­ро­ва­ны; 62,4 тысяч км ос­на­ще­ны ав­то­бло­ки­ров­кой. В 1960-1970-е годы вне­дря­лись пе­ре­до­вые тех­но­ло­гии ра­бо­ты стан­ций и железно-дорожных уз­лов, ор­га­ни­за­ции дви­же­ния со­еди­нён­ных по­ез­дов с пре­дос­тав­ле­ни­ем «окон» для ре­мон­та пу­ти. К концу 1970-х годов соз­дан специальный ва­гон­ный парк из реф­ри­же­ра­то­ров, зер­но­во­зов, це­мен­то­во­зов, двухъ­ярус­ных плат­форм для пе­ре­воз­ки ав­то­мо­би­лей и др. В 1982 году был пред­ло­жен план раз­ви­тия железно-дорожной от­рас­ли, в ос­но­ву ко­то­ро­го по­ло­же­на стра­те­гия вне­дре­ния во все зве­нья транс­порт­но­го кон­вей­е­ра ин­тен­сив­ных тех­но­ло­гий на ба­зе ав­то­ма­ти­за­ции про­изводства и бо­лее ши­ро­кой ме­ха­ни­за­ции руч­но­го тру­да. В 1988 году дос­тиг­нут аб­со­лют­ный мак­си­мум пе­ре­во­зок не толь­ко в СССР, но и в ми­ре (4115,6 миллионов тонн гру­за и 4395,9 миллионов пас­са­жи­ров) при уве­ли­че­нии се­ти толь­ко на 3,4 тысячи км. В 1991 году в МПС раз­ра­бо­та­на тре­тья про­грам­ма раз­ви­тия и ре­кон­ст­рук­ции железно-дорожного транс­пор­та на пе­ри­од до 2000 года, ко­то­рая лег­ла в ос­но­ву даль­ней­ше­го раз­ви­тия и мо­дер­ни­за­ции же­лез­ных до­рог Рос­сии.

Ве­дом­ст­во из­да­ва­ло жур­нал, ме­няв­ший наз­ва­ния: «Жур­нал Ми­ни­стер­ст­ва пу­тей со­об­ще­ния» (1865-1875, 1878-1917 годы; в 1882-1886 годах не­офи­ци­аль­ная часть жур­на­ла вы­хо­ди­ла от­дель­ным из­да­ни­ем под названием «Ин­же­нер­ный Жур­нал Ми­ни­стер­ст­ва пу­тей со­об­ще­ния»), «Тех­ни­ка и эко­но­ми­ка пу­тей со­об­ще­ния» (1919-1924 годы), «Со­циа­ли­сти­чес­кий транс­порт» (1926-1940 годы), «Же­лез­но­до­рож­ный транс­порт» (вы­хо­дит с 1941 года). Другие из­да­ния ве­дом­ст­ва: «Вест­ник Ми­ни­стер­ст­ва пу­тей со­об­ще­ния» (1896-1903 годы), «Вест­ник пу­тей со­об­ще­ния» (1904-1917 годы), газета «Гу­док» (вы­хо­дит с 1917 года; с 2007 года из­да­ёт­ся ОАО РЖД).

Спи­сок ру­ко­во­ди­те­лей ве­дом­ст­ва смотрите в при­ло­же­нии «Го­су­дар­ст­вен­ные уч­ре­ж­де­ния Рос­сии, СССР, РФ» в то­ме «Рос­сия».

Дополнительная литература:

Крат­кий очерк дея­тель­но­сти Ми­ни­стер­ст­ва пу­тей со­об­ще­ния. 1874-1886. СПб., 1887;

Ис­то­ри­че­ский очерк раз­ви­тия уч­ре­ж­де­ний и ра­бот ве­дом­ст­ва пу­тей со­об­ще­ния по ста­ти­сти­ке и кар­те пу­тей со­об­ще­ния в 1798-1897. СПб., 1898;

Крат­кий ис­то­ри­че­ский очерк раз­ви­тия и дея­тель­но­сти ве­дом­ст­ва пу­тей со­об­ще­ния за 100 лет его су­ще­ст­во­ва­ния. 1798-1898. СПб., 1898. М., 2009;

Крат­кий ис­то­ри­че­ский очерк учеб­ных за­ве­де­ний ве­дом­ст­ва пу­тей со­об­ще­ния. СПб., 1900;

Об­зор дея­тель­но­сти Ми­ни­стер­ст­ва пу­тей со­об­ще­ния за вре­мя цар­ст­во­ва­ния им­пе­ра­то­ра Алек­сан­д­ра III. СПб., 1902;

Об­зор дея­тель­но­сти Ми­ни­стер­ст­ва пу­тей со­об­ще­ния за де­ся­ти­ле­тие 1895-1904. СПб., 1906;

Ис­то­ри­че­ский очерк раз­ви­тия ор­га­ни­за­ции ве­дом­ст­ва пу­тей со­об­ще­ния. СПб., ;

К два­дца­ти­пя­ти­ле­тию Со­ве­та по же­лез­но­до­рож­ным де­лам. СПб., 1911;

Крат­кий очерк дея­тель­но­сти Ин­же­нер­но­го со­ве­та за XXV лет с 1892 по 1917. П., 1917.

Сайт министерства путей сообщения российской федерации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *