Рязанский промышленно экологический комплекс

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 29 сентября 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 13 октября 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № 235-04-1/2015 по признакам нарушения ЗАО «Рязанский Промышленно-Экологический Комплекс» (390011, г. Рязань, Куйбышевское шоссе, д. 21, ИНН 62320075266) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением в части установления, поддержания монопольно высокой цены за оказание услуг по хранению твердых бытовых отходов на санкционированной свалке г. Рязани,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления поступили заявления от:

на незаконные действия ЗАО «Рязанский Промышленно-Экологический Комплекс» (390011, г. Рязань, Куйбышевское шоссе, д. 21, ИНН 62320075266) по установлению и взиманию платы за хранение твердых бытовых отходов, являющейся, по мнению заявителей, монопольно высокой ценой.

Установлено, что между КПКГ «Региональные инвестиции» (Исполнитель) и заявителями (Заказчик) заключены договоры на размещение отходов, согласно которым Исполнитель обязуется принять и разместить отходы Заказчика в порядке и на условиях, установленных договором, а Заказчик обязуется оплатить работу и услуги Исполнителя в установленных размере и сроки.

Согласно пункту 4.1 вышеназванного Договора на размещение отходов стоимость размещения неуплотненных отходов от населения составляет 32 руб. 25 коп. за 1 куб. м. (без НДС); плата за дробление, измельчение крупно-габаритных отходов – 32 руб. 25 коп. (без НДС); стоимость размещения неуплотненных отходов для потребителей составляет 88 руб. 26 коп. (без НДС).

КПКГ «Региональные инвестиции» применял тарифы, установленные постановлением ГУ РЭК Рязанской области 22.11.2011г. №403/

30.03.2015г. КПКГ «Региональные инвестиции» направил в адрес своих контрагентов уведомление исх. №у/05-15 о том, что собственником полигона ООО «Эко-Пронск» было принято решение о передаче во временное пользование (аренду) ЗАО «Рязанский Промышленно-Экологический Комплекс», имеющему лицензию на обезвреживание и размещение отходов IV – V классов опасности на санкционированном полигоне твердых бытовых отходов (далее – полигон ТБО), с приложением проекта соглашения к договорам на размещение отходов, ранее заключенными с контрагентами, согласно которому:

— надлежит «Наименование договора «На размещение отходов» изложить в следующей редакции «Договор на хранение отходов»»,

— «По тексту договора слово «размещение» заменить на слово «хранение»»,

— определить «Стоимость услуг по хранению отходов составляет 98,53 руб. за 1 м³, в том числе НДС 18%».

Заявители указывают, что в соответствии с частью 11 раздела II «Требования к содержанию общего имущества» Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 в ред. от 26.03.2014, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, и услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Соответственно, плата за вывоз ТБО включена в состав платы за содержание и ремонт общего имущества и, в соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, устанавливается на срок не менее чем на один год.

При определении размера платы за содержание и ремонт общего имущества использовалась плата в размере, утвержденном постановлением ГУ РЭК Рязанской области от 22.11.2011г. № 403 ГУ РЭК Рязанской области для КПКГ «Региональные инвестиции» — на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для жилищного фонда — 32,25 руб./м³.

В связи с увеличением размера платы за хранение отходов собственники жилых помещений должны определить и утвердить общим собранием собственников жилых помещений размер платы за оказание данной услуги, что повлечет увеличение расходов собственников жилья.

В сложившейся ситуации увеличение размера платы за хранение отходов ведет к увеличению платы за содержание жилья для собственников жилых помещений в несколько раз, что приводит к ущемлению прав собственников жилых помещений.

Заявители считают, что ЗАО «РПЭК», установив и взимая плату за услуги по хранению ТБО в размере 98,53 руб. за 1 м³, злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке услуг по хранению твердых бытовых отходов в г. Рязани в части установления монопольно высокой цены за хранение отходов.

ЗАО «РПЭК» в письменных объяснениях (вх. от 21.04.2015г. №1543) пояснило следующее.

21.05.2013г. МП «Специализированная автобаза по уборке города Рязани» в соответствии с решением Рязанской городской Думы от 25.04.2013г. № 122-I на основании договора 21-13 купли-продажи недвижимого имущества осуществило продажу ООО «Эко-Пронск» санкционированной свалки твердых бытовых отходов г. Рязани (полигона ТБО), состоящей из следующих объектов недвижимости:

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01.08.2014г. № 479 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов» полигон ТБО был включен в «Государственный реестр объектов размещения отходов» с наименованием «полигон для ТБО», № 62-00001-Х-00479-010814, назначение «хранение», эксплуатирующая организация – КПКГ «Региональные инвестиции».

01.07.2013г. между ООО «Эко-Пронск» и КПКГ «Региональные инвестиции» (далее – Кооператив) был заключен договор на проведение работ на участке складирования твердых бытовых отходов города Рязани, согласно которому Исполнитель (КПКГ «Региональные инвестиции») обязуется в рамках данного Договора своими средствами самостоятельно или с привлечением третьих лиц осуществлять текущие работы по эксплуатации санкционированной свалки, прием ТБО, сортировку ТБО, захоронение на свалке неутилизируемых отходов, учет принимаемых отходов.

20.03.2015г. к Договору на проведение работ на участке складирования твердых бытовых отходов города Рязани было подписано Дополнительное соглашение №2, в соответствии с которым из Договора исключался пункт 2.2, предусматривающий обязанность Кооператива осуществлять на участке складирования ТБО работы по размещению на свалке ТБО. Указанное соглашение вступило в силу с 01.05.2015г.

31.03.2014г. ООО «Эко-Пронск» передало полигон ТБО ЗАО «Рязанский Промышленно-Экологический Комплекс» по договору аренды недвижимого имущества.

В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. При этом в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса» не предусмотрено государственное регулирование тарифов на услуг по хранению твердых бытовых отходов, что также подтверждается письмом Федеральной службы по тарифам от 20.01.2015г. №СЗ-313/5. Государственному регулированию подлежат тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса.

Приказом №10 от 15.03.2015г. ЗАО «РПЭК» утвердило стоимость услуг по хранению отходов I-IV класса опасности на полигоне ТБО с января 2015 года, в размере 98,53 руб. за 1 м³ отходов, включая НДС, и согласовало плату с собственником полигона – ООО «Эко-Пронск».

ЗАО «РПЭК», действуя добросовестно и разумно, осознавая тот факт, что имеющиеся правоотношения, вытекающие из договоров на размещение отходов, заключенных между Кооперативом и его контрагентами до 20.03.2015г., необходимо привести в соответствие с изменившимися условиями оказания услуг по приему и хранению ТБО, приняли решение о возможности замены стороны по договорам и внесению в них соответствующих изменений. Для этого были разработаны и подписаны со стороны ЗАО «РПЭК» и КПКГ «Региональные инвестиции» дополнительные соглашения, которые были направлены в адреса контрагентов Кооператива. В соответствии с указанными соглашениями предполагалось приведение договоров в соответствие с изменившимися существенными условиями оказания услуг, а именно:

  1. в части замены Стороны-Исполнителя по указанным договорам с Кооперативом на ЗАО «РПЭК», а соответственно и субъекта получателя платы за оказание услуг по указанным договорам;
  2. в части замены термина «размещение», использовавшегося в указанных договорах до изменения назначения полигона ТБО, на «хранение»;
  3. в части изменения стоимости услуг Исполнителя по хранению отходов.

В подтверждение своей позиции представитель Ответчика ссылался на то, что на территории Рязанской области действуют как минимум еще 3 объекта размещения отходов, стоимость оказания услуг у которых значительно превышает плату, установленную ЗАО «РПЭК». Например, тариф на услуги по утилизации, обезвреживанию, захоронению ТБО для потребителей и населения ООО «ЭКО» Рыбновского муниципального района составляет с 01.01.2015г. по 30.06.2015г. — 318 руб. 97 коп., с 01.07.2015г. по 31.12.2015г. – 333 руб. 97 коп.; для потребителей и населения ООО «Захаровское ЖКХ» — с 01.01.2015г. по 30.06.2015г. — 385 руб. 39 коп., с 01.07.2015г. по 31.12.2015г. – 402 руб. 88 коп.; для потребителей и населения ООО «Заречное» (Сасовский муниципальный район) — с 01.01.2012г. — 371 руб. 98 коп., с 01.07.2015г. – 409 руб. 18 коп. То есть на территории Рязанской области отсутствует тариф за утилизацию ТБО ниже 300 руб. за 1 куб.м.

В ходе рассмотрения стало известно, что администрация города Рязани постановлением от 30.06.2015г. №2914 установила тариф на услугу по хранению твердых коммунальных отходов, оказываемую МУП города Рязани «Эколозащита», в размере 80 руб. 83 коп. (без НДС), с НДС – 95,38 руб. за 1 куб. м.

Таким образом, Ответчик считает, что в действиях Общества отсутствует нарушение антимонопольного законодательства в части установления монопольно высокой цены на услуги по хранению твердых бытовых отходов на полигоне ТБО г. Рязани.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Правовое регулирование в области обращения с отходами производства и потребления осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления), постановлением Правительства РФ от 10.02.1997г. №155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010г. №220 был проведен анализ конкурентной среды на товарном рынке услуг по хранению твердых бытовых отходов на территории города Рязани.

По результатам анализа конкурентной среды на рынке услуг по хранению ТБО установлено, что на рынке услуг по хранению твердых бытовых отходов на территории города Рязани действуют два хозяйствующих субъекта: ЗАО «Рязанский Промышленно-Экологический Комплекс» и МП города Рязани «Эколозащита» (далее – Предприятие). Исследование конкурентной среды товарного рынка по хранению отходов показало, что ЗАО «РПЭК» в 2015 году в г. Рязани имело долю более 50%. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ЗАО «РПЭК» занимает доминирующее положение на рынке услуг по хранению ТБО.

Комиссия отклонила довод представителя Ответчика о том, что на территории Рязанской области действуют как минимум еще 3 объекта размещения отходов, стоимость оказания услуг у которых значительно превышает плату, установленную ЗАО «РПЭК» и действуют на одном рынке. Организации — ООО «ЭКО» Рыбновского муниципального района, ООО «Захаровское ЖКХ», ООО «Заречное» (Сасовский муниципальный район) – выступают на самостоятельных рынках и не входят в один товарный рынок с ЗАО «РПЭК» и МП города Рязани «Эколозащита» в соответствии с требованиями пункта 4.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010г. №220: если цены отличаются более чем на 10 процентов, то относятся к другим товарным рынкам.

Согласно приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01.08.2014г. № 479 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов» санкционированная свалка ТБО г. Рязани с 01 августа 2014 года является полигоном для ТБО, зарегистрированным в государственном реестре объектов размещения отходов №62-00001-Х-00479-010814, назначение ОРО (объект размещения отходов) – хранение ТБО, эксплуатирующая организация – КПКГ «Региональные инвестиции».

01.07.2013г. между ООО «Эко-Пронск» и КПКГ «Региональные инвестиции» был заключен договор на проведение работ на участке складирования твердых бытовых отходов города Рязани, согласно которому Исполнитель (КПКГ «Региональные инвестиции») обязуется в рамках данного Договора своими средствами самостоятельно или с привлечением третьих лиц осуществлять текущие работы по эксплуатации санкционированной свалки, прием ТБО, сортировку ТБО, захоронение на свалке неутилизируемых отходов, учет принимаемых отходов.

20.03.2015г. к Договору на проведение работ на участке складирования твердых бытовых отходов города Рязани было подписано Дополнительное соглашение №2, в соответствии с которым из Договора исключался пункт 2.2, предусматривающий обязанность КПКГ «Региональные инвестиции» осуществлять на участке складирования ТБО работы по размещению на свалке ТБО. Указанное соглашение вступило в силу с 01.05.2015г.

31.03.2014г. ООО «Эко-Пронск» (собственник полигона ТБО) передало полигон ТБО ЗАО «Рязанский Промышленно-Экологический Комплекс» по договору аренды недвижимого имущества.

В связи с тем, что Федеральным законом от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» не предусмотрено государственное регулирование тарифов на услуги по хранению твердых бытовых отходов, приказом №10 от 15.03.2015г. ЗАО «РПЭК» утвердило стоимость услуг по хранению отходов I-IV класса опасности на полигоне ТБО с января 2015 года, в размере 98,53 руб. за 1 м³ отходов, включая НДС.

В ответ на запрос Управления (исх. от 10.09.2015г. №3378) в адрес МУП г. Рязани «Эколозащита» письмом от 28.09.2015г. исх. №148 Предприятие пояснило, что не занимается оказанием услуг по хранению твердых коммунальных отходов, а оказывает услуги по накоплению (временному складированию) твердых коммунальных отходов, договоры на хранение отходов не заключались.

Однако Комиссия считает, что ЗАО «РПЭК» и Предприятие действуют на одном товарном рынке оказания услуг по хранению отходов, исходя из следующего.

Управлением Росприроднадзора по Рязанской области МУП «Эколозащита» выдана лицензия от 07.10.2011г. (серия 062 номер 00047) сроком на 5 лет на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I – IV класса опасности, место осуществления деятельности: г. Рязань, 192 км Окружной дороги «Москва-Самара».

Процесс накопления упоминается в «ГОСТ Р 53692-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» (утвержденный и введенный в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1092-ст)), устанавливающего девять этапов технологического цикла отходов, подлежащих ликвидации.

Так, второй этап — «сбор и накопление отходов» должны проводиться в установленных местах на территории их владельца или на другой санкционированной территории.

Хранение отходов (8-й этап) в зависимости от степени их опасности должно осуществляться под навесом, в контейнерах, шахтах и других санкционированных местах. На этапе хранения отходов в санкционированных местах должно быть обеспечено их безопасное и ресурсосберегающее содержание в определенных условиях с целью возможности осуществления последующих операций обработки, погрузки, транспортирования, разгрузки, утилизации, а при необходимости — захоронения и/или уничтожения.

То есть «сбор и накопление» и «хранение» отходов – это различные по технологии циклы отходов.

Данный тариф был установлен для разных групп потребителей с учетом перекрестного субсидирования выпадающих доходов населения возмещением за счет других потребителей.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решениями Рязанской городской Думы от 28.07.2011г. №223-I и от 22.12.2011г. №425-I администрация города Рязани постановлением от 30.06.2015г. №2914 установила тариф на услугу по хранению твердых коммунальных отходов, оказываемую МУП города Рязани «Эколозащита» (далее – Предприятие) в размере 80 руб. 83 коп. (без НДС), с НДС – 95,38 руб./м³.

Комиссия полагает, что орган местного самоуправления, осуществляя тарифное регулирование, действует в интересах как потребителей регулируемых услуг, так и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по хранению ТБО, соблюдая баланс их экономических интересов.

Таким образом, уровень цен, установленных ЗАО «РПЭК», сопоставим с уровнем цен, установленных для КПКГ «Региональные инвестиции» и МП города Рязани «Эколозащита» для различных групп потребителей.

Пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции дано определение понятия монопольно высокой цены: это цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее — сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Цена, установленная и применяемая ЗАО «РПЭК», не относится к цене, установленной путем повышения (п. 1 ч. 1. ст.6 Закона о защите конкуренции), так как установлена впервые 01.01.2015г.

Состав продавцов и покупателей значительно изменился: продавцы в 2014 году – КПКГ «Региональные инвестиции», в 2015г. — ЗАО «РПЭК» и МП города Рязани «Эколозащита».

Для определения монопольно высокой цены необходимо, чтобы квалификационные условия выполнялись в совокупности.

ЗАО «РПЭК» начало осуществлять деятельность по хранению твердых бытовых отходов на полигоне ТБО г. Рязани с 01.05.2015г., а МП города Рязани «Эколозащита» — с 30.06.2015г.

Таким образом, установлено невыполнение в совокупности вышеуказанных условий, необходимых для определения монопольно высокой цены.

Цена, установленная ЗАО «РПЭК» за хранение 1 куб. м. отходов IV-V классов опасности, не является монопольно высокой.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48, пунктом 2 части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ЗАО «Рязанский Промышленно-Экологический Комплекс».

Рязанский промышленно экологический комплекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *