Росавиация

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О совершенствовании системы государственного управления
транспортным комплексом в Российской Федерации

Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президента Российской Федерации от 9 июля 1997 года N 710 (Российская газета, N 134, 15.07.97);
Указом Президента Российской Федерации от 12 апреля 1999 года N 456.

В целях совершенствования государственного управления транспортным комплексом и рациональной организации системы управления гражданской авиацией, морским, речным, автомобильным транспортом и дорожным хозяйством, осуществления мер по техническому переоснащению этих отраслей, повышения безопасности и эффективности перевозок пассажиров и грузов постановляю:

1. Образовать на основе соответствующих департаментов Министерства транспорта Российской Федерации Федеральную авиационную службу России (ФАС России), Федеральную службу морского флота России (Росморфлот), Федеральную службу речного флота России (Росречфлот), Федеральную автомобильно-дорожную службу России (ФАДС России).

Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года N 1177 Федеральная автомобильно-дорожная служба России, Федеральная служба морского флота России, Федеральная службу речного флота России упразднены. Их функции переданы Министерству транспорта Российской Федерации.

2. Установить, что Федеральная авиационная служба России, Федеральная служба морского флота России, Федеральная служба речного флота России, Федеральная автомобильно-дорожная служба России являются федеральными органами исполнительной власти, входящими в систему государственного управления транспортным комплексом, возглавляемую Министерством транспорта Российской Федерации, и осуществляют государственное управление в установленных сферах ведения, а также специальные исполнительные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в соответствии с положениями о федеральных службах, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Указанные федеральные службы возглавляют директора, являющиеся по должности первыми заместителями Министра транспорта Российской Федерации, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра транспорта Российской Федерации.
Бюджетное финансирование деятельности отраслей транспорта, отнесенных к сфере ведения указанных федеральных служб, включая расходы на содержание их центральных аппаратов и территориальных органов, осуществляется отдельно по каждой федеральной службе в пределах расходов федерального бюджета, установленных Министерству транспорта Российской Федерации.

3. Пункт утратил силу с 23 июля 1997 года — Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 1997 года N 710.

4. Пункт утратил силу с 23 июля 1997 года — Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 1997 года N 710.

5. Правительству Российской Федерации:
принять решения, касающиеся деятельности Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной авиационной службы России, Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, Федеральной автомобильно-дорожной службы России, определив штатную численность указанных федеральных служб в пределах установленной численности работников аппарата Министерства транспорта Российской Федерации и средств федерального бюджета, выделенных на его содержание;
привести свои решения в соответствие с настоящим Указом и представить предложения о внесении в установленном порядке изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации.

Президент Российской Федерации
Б. Ельцин

Москва, Кремль
15 марта 1996 года
N 382

УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 15 марта 1996 года
N 382

ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве транспорта Российской Федерации

______________________________________________________________
Утратило силу с 23 июля 1997 года на основании
Указа Президента Российской Федерации от 9 июля 1997 года N 710.
_______________________________________________________________

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
«КОДЕКС»

Федеральное агентство воздушного транспорта Росавиация имеет утвержденное правительством положение о самом себе. В соответствии с этим Положением взлетно-посадочная площадка для вертолетов называется «вертодром». Следуя этой логике, взлетно-посадочная площадка для самолётов – это «самодром». Именно так – не аэродром, а самодром.

Именно самодромы и вертодромы являются предметом заботы Федерального агентства Росавиация.

Росавиация – федеральный орган исполнительной власти

В соответствии с утвержденным Положением Федеральное агентство Росавиация наделено полномочиями обеспечить выполнение функций:

  • управление государственным имуществом в своей области;
  • оказание государственных услуг в этой области.

В смысле управления государственным имуществом поле деятельности агентства не слишком широко. Собственность авиакомпаний находится не в руках Росавиации.

Аэрофлот – флагманский российский авиаперевозчик

Например, крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот» принадлежит государству на 51,5 %. Казалось бы, государство имеет крупнейший пакет акций, позволяющий полноценно контролировать управленческие решения компании: вот область деятельности для Росавиации. Но управляет этим пакетом акций Аэрофлота не Росавиация, а Росимущество – другое федеральное агентство РФ. Прочие авиакомпании принадлежат частникам в еще большей мере, чем Аэрофлот. Росавиации остаётся только облизываться.

Так что в центре внимания агентства остаются главным образом государственные услуги. Среди этих услуг, прежде всего, аэронавигационное обслуживание полетов. Эту услугу оказывает входящая в состав Росавиации госкорпорация по организации воздушного движения. Другая важная часть работы агентства состоит в выдаче разрешений на каждый авиационный чих. Например, Росавиация выдаёт документ, который удостоверяет, что фирма соответствует требованиям федеральных авиационных правил. И наконец, третий важный блок госуслуг – это официальная регистрация самих воздушных судов.

История Росавиации

Федеральное агентство воздушного транспорта было образовано в 2004 году, когда реформировали органы исполнительной власти уровня федерации (так называемая реформа Козака). Тогда, в зависимости от функций тех или иных органов власти, были образованы:

  • профильные министерства, предназначенные для осуществления законодательной функции;
  • службы, предназначенные для надзора за работой отраслей;
  • агентства для управления госсобственностью и оказания госуслуг.

По концепции той реформы под эгидой Министерства транспорта были созданы четыре агентства, отвечающих за виды транспорта:

  • Росавиация;
  • Росжелдор;
  • Росморречфлот;
  • Росавтодор.

Транспортный надзор был поручен Федеральной службе Ространснадзор.

Структура агентства

В структуру федерального органа власти входит центральный офис, адрес которого: Москва, Ленинградский проспект, 37 к. 2А (официальный сайт www.favt.ru).

Геральдика Федерального агентства воздушного транспорта

Глава агентства – Александр Нерадько. Кроме центрального офиса в состав агентства входит ряд территориальных представительств и подведомственных предприятий, руководство которыми также осуществляет агентство. Во главе каждого из этих предприятий стоит свой руководитель – директор предприятия.

Территориальные управления агентства

Территориальная структура управления агентства не совпадает ни со структурой федеральных округов, ни со структурой субъектов Федерации. Специфика организации территорий связана с географическими размерами Российской Федерации. Необходимость соразмерять величину авиационного региона с дальностью полета самых маленьких местных самолётов привела к тому, что в европейской части России территориальные управления Росавиации близки к нарезке федеральных округов, а Южное территориальное управление Росавиации даже включает в себя территорию двух федеральных округов: Южного и Северо-Кавказского. За Уралом в каждом территориальном округе находятся несколько территориальных управлений Росавиации. Например, на территории Дальневосточного Федерального округа находятся четыре территориальных управления агентства воздушного транспорта:

  • Дальневосточное;
  • Якутское;
  • Северо-Восточное;
  • Камчатское.

Всего в России сформированы 15 территориальных управлений агентства воздушного транспорта.

Подведомственные организации

Подведомственные Росавиации предприятия имеют различные организационно-правовые формы.

Наиболее значимые на федеральном уровне предприятия – это федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП):

  • Госкорпорация по организации воздушного движения;
  • ФГУП «Администрация гражданских аэродромов»;
  • Институт «Аэропроект».

Региональные поисково-спасательные центры и базы имеют организационно-правовую форму Федерального казенного учреждения. На территории страны организовано 19 таких баз и центров спасения и поиска и у каждого – свой начальник.

Федеральными казенными предприятиями являются объединения аэропортов, такие как «Аэропорты Севера» или «Аэропорты Чукотки». В системе Росавиации функционируют семь таких объединений.

Учебные заведения Росавиации имеют форму федеральных бюджетных учреждений. Таких учреждений на территории России существует пять, из них три высших учебных заведения:

  • Университет гражданской авиации в Санкт-Петербурге;
  • Институт гражданской авиации в Ульяновске;
  • Технический университет гражданской авиации в Москве.

Учебные авиационные центры, не являющиеся институтами, имеют форму федеральных автономных учреждений. В России организовано пять таких центров. Такую же форму имеет Федеральное автономное учреждение «Авиационный регистр».

Повестка дня Росавиации

В центре текущей повестки дня Росавиации находится реализация федеральных целевых программ. Программ, в реализации которых принимает активное участие Росавиация – три. Две имеют отношение к развитию регионов России. Первая предусматривает модернизацию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Забайкалья, вторая – развитие воздушного транспорта в интересах Крыма и Севастополя. Третья программа называется «Развитие транспортной системы России (2010-2020)». Эта Федеральная программа носит комплексный характер, относится не только к воздушному транспорту, но предусматривает поступательное развитие авиационной инфраструктуры России. В рамках этой программы проведены работы по реконструкции аэропорта «Новый» в Хабаровске, аэропорта «Якутск» в Якутске, аэропорта «Хабаров» в Калининграде, международного аэропорта «Курумоч» в Самаре (этот объект полностью введен в эксплуатацию), аэропорта «Норильск» в Красноярском крае.

Аэропорт Домодедово. Световая наземная инфраструктура

Мероприятия этой Федеральной программы суммарно составляют 80% расходов Росавиации, финансируемых из Федерального бюджета. И практические результаты налицо.

Достижения агентства

В последние годы отчётливо наметилась тенденция смещения причин летных происшествий в сторону пресловутого «человеческого фактора». Неправильными действиями экипажа была обусловлена самая страшная авиационная трагедия последнего времени – разрушение и пожар на взлетной полосе Шереметьево при посадке самолета КБ «Сухой» Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) 5 мая 2020 года. На борту было 78 человек, 41 погиб.

Росавиация озаботилась увеличением роли человеческого фактора в авиакатастрофах и провела комплексную проверку учебных заведений, которые готовят пилотов гражданской авиации.

Результаты оказались потрясающими. В Челябинске обнаружилось подпольное высшее учебное заведение по подготовке пилотов гражданской авиации. Просто настоящий бутлег. Пилотов здесь разливали (извините, готовили), не имея надлежащего технического оснащения. Чтобы получить лицензию на подготовку пилотов коммерческой авиации, необходимо иметь оборудованный учебный центр, а частная фирма ЧелАвиа и Южный федеральный университет (это их совместный проект), ничего этого не имели. Тем не менее, они подали заявку и получили лицензию. Концессионеры учили студентов за деньги вдвое меньшие, чем официальные высшие учебные заведения гражданской авиации. Росавиация лавочку прикрыла в судебном порядке и предложила горе-выпускникам пройти курс обучения в одном из официальных институтов, которые имеют учебные центры с надлежащей инфраструктурой. Удивительный случай, кто бы мог подумать, что учить практикующих пилотов можно теоретически, на бумаге, без практики на серьезных тренажерах.

Впрочем, усилиями Росавиации это вопиющее нарушение было устранено, и теперь так больше никто не делает.

Трагедии в небе

В год основания Федерального агентства Росавиация произошли две страшные трагедии – террористические акты на воздушных судах. С интервалом в одну минуту в воздухе были взорваны террористками-смертницами два самолета: Ту-134 рейса «Москва-Волгоград» и Ту-154 рейса «Москва-Сочи». Оба самолета вылетели из Домодедово. Сочинский рейс долетел до Ростовской области, волгоградский – до Тульской. Это были жуткие трагедии. 44 человека погибли на волгоградском рейсе Ту-134 и 46 человек – на сочинском рейсе Ту-154. 26 августа было объявлено по всей России днем траура. Так тревожно началась история Росавиации.

Аэропорт Шереметьево. Катастрофа Sukhoi Superjet SSJ 100

Но благодаря ли усилиям новорожденного Федерального агентства, или безотносительно к Росавиации, это были, к счастью, последние авиационные теракты в истории новой России. Больше такого не случалось.

Автор статьи: Инженер. Кандидат наук.

Росавиация

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *