Ргата фзо контрольная карточка

Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 Федеральное агентство по образованию Рыбинская государственная авиационная технологическая академия им. П.А. Соловьева Факультет заочного обучения Кафедра экономики ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ для специальности 080801 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ Рыбинск, 2009 2 Настоящая программа составлена в соответствии с «Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования» и Учебным планом подготовки специалиста по специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике). Цель преподавания дисциплины: формирование у студентов теоретических представлений о системном подходе, навыков исследования организационных, социальных и технических систем, изучение современных средств поддержки выполнения процедур системного анализа. Задачи изучения дисциплины: — Формирование у студентов представлений о системности мира и объектов разной природы, об основных закономерностях теории систем. — Накопление навыков концептуального анализа предметной области, постановки задач, сведения их к соответствующим разделам и методам системного анализа. — Освоение методов и моделей анализа функциональных, структурных характеристик экономических и информационных систем, как основы для формирования комплекса эффективных бизнес процессов. 1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: 1.1. Введение. Исторические аспекты формирования дисциплины, ее цель и задачи. 1.2. Системы и закономерности их функционирования и развития. Понятие системы, понятия характеризующие строение и развитие систем. Классификация систем. Естественные, концептуальные, искусственные; простые и сложные; целенаправленные, целеполагающие, активные и пассивные; стабильные и развивающиеся системы. Закономерности систем. 1.3. Системный подход и системный анализ. Основные методологические принципы анализа систем. Понятие о методике системного анализа. Методы и модели теории систем. Классификация методов моделирования систем. Понятие имитационного моделирования экономических процессов. Информационный подход к анализу систем. 1.4. Структурный анализ систем Цели и задачи структурного анализа. Формализация описания структуры на основе теории графов. Структурно-топологические характеристики системы и их применение. 1.5. Цели: формулирование, структуризация, анализ. Понятие цели, проблема формулирования целей, закономерности целеобразования. 3 Виды и формы представления структур целей. Методики анализа целей и функций системы управления. Разработка и развитие систем организационного управления. 1.6. Основы оценки сложных систем. Постановка задачи оценивания. Понятие шкалы измерений. Типы шкал. Проблема многокритериальности при оценки систем. Методы многокритериальной оценки. Методы построения интегральных критериев. 1.7. Методы организации сложных экспертиз. Понятие экспертизы. Общая схема экспертизы. Методы обработки экспертной информации. Методы типа «мозговой штурм», методы разработки и оценки сценариев, метод Дельфи, морфологический анализ, методы анализа иерархий. 1.8. Конструктивные и дискриптивные определения в системном анализе. Конструктивное определение экономического анализа. Модель как средство экономического анализа. Принципы разработки аналитических экономико-математических моделей. Факторный анализ финансовой устойчивости при использовании ординальной шкалы. 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ. 2.1 Системы и закономерности их функционирования и развития Эта тема предполагает изучение философских и методологических основ ТС как научного направления. Определение сложных объектов в терминах теории систем позволяет наметить совокупность шагов на пути их исследования. Изучение и построение классификаций систем имеет главной своей целью формирование совокупности методов и приемов изучения целой группы более или менее однородных объектов, отнесенных к одной позиции в той или иной классификации. Основной материал по этому разделу представлен в 4.2. 2.2 Системный подход и системный анализ Системный подход – это научная методология исследования объектов различной природы. Основными чертами системного подхода являются: исследование и создание объекта как системы, иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета, особое внимание уделяется раскрытию базисных механизмов интеграции целого, нацеленность на изучение количественных характеристик объекта, сужения неординарности понятий, определений, оценок. При знакомстве с общей характеристикой методов системного анализа в рамках этой темы необходимо обратить внимание, что эти методы разделяются на 2 группы – формализованные методы и методы активизации интуиции опыта специалистов. Первая группа методов включает в себя как общенаучные 4 методы, так и специальные приемы изучения конкретных аспектов определения природы. Вторая группа методов включает совокупность приемов организации работы исследователей, экспертов, позволяющей составить описание системы и подготовить материал для применения формализованных методов представления систем. Таким образом, системный анализ следует рассматривать как методику проведения исследования сложного объекта с применением системного подхода, в ходе которого последовательно применяются неформализованные и формализованные методы. Для изучения материала можно использовать 4.1, 4.2, 4.3., 4.14. Информационный подход к анализу систем более подробно изложен в 4.2. 2.3 Структурный анализ систем Структурный анализ системы является одним из важнейших этапов исследования сложных объектов. Одним из основных препятствий при его проведении является необходимость достижения компромисса между детальностью отражения объекта и полнотой представления информации о нем. Этот компромисс достигается на основе применения методов построения многоуровневых иерархических структур (см. 4.2): стратификация, слои, эшелонированные структуры. Стратификация широко применяется для проведения структурного анализа систем разной природы, при организации работ по проектированию технических и человеко-машинных систем. В области проектирования информационных систем такой методикой, которая позволяет сформировать модель организации с учетом разных уровней детализации представления и разных аспектов функционирования информационной системы является понятие архитектуры предприятия и реализующие ее семейства графических инструментов, например, схема Захмана. Архитектура предприятия — семейство руководящих принципов, концепций, правил, шаблонов, интерфейсов и стандартов, используемых при построении совокупности информационных технологий предприятия. При проектировании информационных систем была разработана целая совокупность методов (графических нотаций), которые позволяют представить с необходимой степенью детализации отдельные элементы существующей и будущей информационной системы. При изучении вопроса о структурировании функций системы следует использовать инструментарий концептуального анализа систем, например SADT — диаграммы, методологию IDEF0 (см. 4.9, 4.10, 4.11). Для структурирования информационных потоков применяются методология IDEF1, диаграммы «сущность — связь». Для структурирования процессов применяются методология IDEF3 и т. д. 2.4 Цели: формулирование, структуризация, анализ. Особенностью исследования экономических и информационных систем является то, что они относятся к самоорганизующимся системам, 5 отличительной чертой которых является многокритериальность, стохастичность, редкая повторяемость проблемных ситуаций. При этом экономические системы часто являются организационными системами с управлением. Организационные системы с управлением осуществляют свое движение в среде целенаправленно, определяя предпочтительные состояния и достигая их. При исследовании таких систем значительное внимание уделяется понятию цели, их определению и формированию способов их достижения. Общим методическим подходом, используемым в этой теме, является прием последовательного структурирования, детализации. При изучении данной темы особое внимание необходимо уделить овладению методиками структуризации и анализа целей и функций системы. Одним из основных методов структурирования целей является метод построения дерева целей. Для изучения этого вопроса можно использовать 4.2, а также дополнительную литературу в области менеджмента организации. Одним из важных вопросов этого раздела является вопрос о выборе признаков декомпозиции целей, состав которых обычно определяется особенностями отрасли. 2.5 Основы оценки сложных систем Применение количественных методов анализа систем возможно лишь на базе количественного измерения основных параметров объекта. Сложность объекта исследования и многоаспектность его функционирования определяет необходимость исследовать множество показателей и формировать на их основе некоторый интегральный критерий эффективности развития системы. Вопросы проведения многокритериальных оценок и методы формирования интегральных показателей более подробно рассмотрены в 4.1., 4.13. 2.6 Методы организации сложных экспертиз Сущность этой группы методов заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Эти методы используются для решения плохо структурированных проблем. В рамках этой темы необходимо обратить внимание на состав и характеристику основных этапов проведения ее экспертизы (формирование цели экспертизы, определение группы экспертов, проведение опроса, анализ и обработка результатов, синтез решения по итогам экспертизы). В качестве конкретных методов организации экспертизы необходимо изучить порядок проведения «мозгового штурма», метод Дельфи, метод разработки и оценки сценариев (4.2, 4.1,4.13). 2.7 Конструктивные и дескриптивные определения в системном анализе Данный элемент учебного курса предполагает изучение и накопление навыков формирования понятийного аппарата исследований, логического аппарата для решения проблем функционирования систем управления ( см. 4.14, 4.15). 6 3. ЗАДАНИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ: Задание для выполнения контрольной работы содержит 2 вопроса. Первый вопрос предполагает изучение одного из теоретических вопросов курса по литературе. Ответ на данный вопрос должен быть развернутым и содержать 8-20 страниц текста, сопровождаться примерами применения терминов, закономерностей. Второй вопрос представлен описанием предметной области, на основе которого необходимо построить структурно-функциональную модель предложенной предметной области, используя для этого методологию структурно-функционального моделирования IDEF0. Требования к содержанию и оформлению моделей закреплены в ГОСТ Р50.1.028 – 2001. При выполнении задания необходимо построить нулевой, первый и второй уровень декомпозиции. Контрольная работа оформляется на листах формата А4, скрепляется слева и сдается на проверку в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса. 1 ВАРИАНТ 1. Основные понятия теории систем. Приведите примеры использования понятия система. 2. Предметная область 5.1 2 ВАРИАНТ 1. Закономерности взаимодействия части и целого. Закономерности иерархической упорядоченности систем. Приведите примеры их проявления в области информатизации. 2. Предметная область 5.2 3 ВАРИАНТ 1. Закономерности функционирования и развития систем. Закономерности осуществимости систем. Приведите примеры их проявления в области информатизации. 2. Предметная область 5.3 4 ВАРИАНТ 1. Понятие структуры системы. Схема Захмана как методическая основа описания многоуровневой структуры организации. 2. Предметная область 5.1 5 ВАРИАНТ 1. Понятие критерия. Классификация критериев. 2. Предметная область 5.2 7 6 ВАРИАНТ 1. Проблема многокритериальной оценки системы. Понятие интегрального критерия. 2. Предметная область 5.3 7 ВАРИАНТ 1. Проблема формирования цели при управлении развивающимися системами. Методики формирования дерева целей. 2. Предметная область 5.1 8 ВАРИАНТА 1. Понятие экспертизы. Общая схема экспертизы. Классификации экспертных методов. 2. Предметная область 5.2 9 ВАРИАНТ 1. Метод анализа иерархий: сущность, приемы формирования иерархий для задач разного типа, область применения. 2. Предметная область 5.3 10 ВАРИАНТ 1. Принципы разработки экономико-математических моделей. 2. Предметная область 5.1 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 4.1. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие / В.С. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин; Под. ред. А.А. Емельянова. — М.: Финансы и статистика, 2002. – 368 с., ил. 4.2. В.Н. Волкова, А.А.Денисов Основы теории систем и системного анализа: Уч. для вузов. – СПб:, 2001. – 512 с. 4.3. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. – СПб.: Изд. дом «Бизнесс- пресса», 2000. – 326 с. 4.5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4 — е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое знание», 2000. – 688 с. 4.6. Месарович М., Такахара Я. Общая теория систем: математические основы / перевод с англ. Э.Л. Наппельбаума / Под ред. С.В. Емельянова. — М.: Мир, 1978. — 312 с. 4.7. Дектярев Ю.И. Системный анализ и исследование операций. Учеб. пособие. – М.: Высш. Шк., 1996 г. – 335 с. 4.8. Горский П. Введение в дисциплину «Поддержка принятия решений» http://www.cfin.ru/management/decision_science.shtml 4.9. Верников Г. Основные методологии обследования организаций. Стандарт IDEF0. 8 4.10. Методологию структурно-функционального моделирования IDEF0. ГОСТ Р50.1.028 – 2001. 4.11. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 352 с. 4.12 Калянов Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов. Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – с. 240. 4.13 Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 464 с. 4.14 Прангишвилли И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. – М.:СИНТЕГ, 2000. – 528 с. 4.15 Системный анализ финансовой отчетности. Учеб. пособие / Н. Н. Погостинская, Ю. А. Погостинский. — СПб.: Михайлов, 1999. — 94 с. 9 5 ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВТОРОГО ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 5.1 Планирование и организация материально-технического снабжения Материально-техническое обеспечение производства осуществляет отдел материально-технического снабжения (ОМТС). Координацию работ по управлению материально — техническим обеспечением производства осуществляет начальник службы обеспечения производства. Общая потребность материальных ресурсов должна включать потребность в материалах на выполнение: производственной программы; мероприятий по освоению новой техники и проведение опытных работ; ремонтные нужды. Расчет потребности в материалах на программу производства осуществляет производственный отдел, формируя «Бюджет потребности в материалах» на основе производственной программы, нормы расхода сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, инструментов. Ведущий инженер ПО производит расчеты потребности в материалах и таре по производственной программе (бюджету), подписывает их у директора по производству и выдает производственным цехам, отделу экономики и финансов (ОЭиФ), отделу материально-технического снабжения, отделу оплаты труда, технологическому отделу. Расчет потребности в материалах передается в ОМТС и является основой для заключения договоров (контрактов) на поставку материалов. Для обеспечения производства вспомогательными материалами руководители подразделений составляют заявку, согласовывают ее с директором по направлению и до 15 числа каждого месяца передают ее начальнику службы обеспечения производства. Для обеспечения потребности во вспомогательных материалах и инструменте на ремонтные нужды руководители подразделений составляют заявки и передают до 10 числа каждого месяца в отделы главного механика (ОГМ) и главного энергетика (ОГЭ) для утверждения и составления сводной заявки, которые до 15 числа каждого месяца передаются начальнику службы обеспечения производства. За приобретение нестандартных запасных частей и специального технологического инструмента для производства, которые изготавливаются по договорам со сторонними организациями, ответственность несет ОГМ. Материалы, указанные в заявках включаются в бюджет соответствующего подразделения. Материалы для опытных работ и для выполнения плана технического перевооружения приобретаются на основании заявок технологического отдела (ТО), утвержденных техническим директором. При планировании запасов и составлении плана закупок осуществляется расчет точки заказа, объема заказа и страхового запаса. Оптимальный объем заказа равен: 10 Q = (2 * D * S ) / H , Q – оптимальный объем заказа (натур. ед.), D – годовая потребность в материале (натур. ед.), S – затраты на приобретение одного заказа (руб.), H – годовые затраты на хранение единицы запаса (руб.). Точка заказа – это определенное количество материала, которое должно обеспечить нормальную работу предприятия в течение времени выполнения заказа (период между получением заявки от подразделения и получением заказа от поставщика) и в течение отклонений от принятых сроков поставки. R=d*(Tз+Tс), где d – средняя дневная потребность в материале (натур. ед.), Tз – время выполнения запаса (днях), Tc – время страхового запаса (днях). ОМТС формирует «Справочник планово-учетных цен». ОТМС формирует документ «Сводка на конец месяца» на основании «Карточки учета материалов», в сводке отражается остаток материалов на складе на конец месяца. На основании «Бюджета потребности в материалах», «Сводки на конец месяца» и результатов расчета точки заказа составляется план закупки материалов «Справка для бюджета». При этом определяется также потребность в финансовых ресурсах для обеспечения необходимых поставок материалов в плановом периоде (месяц). Согласованная с начальником отдела по экономике и финансам «Справка для бюджета» (план закупок) является основанием для заключения договоров. Ответственность за своевременное и правильное оформление договоров на поставку материалов и контроль за их выполнением возлагается на начальника службы обеспечения производства. Составить функциональную модель процесса по технологии IDEF0, представив 3 уровня детализации. Страницы ← предыдущая следующая → 1 2

Ргата фзо контрольная карточка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *