Результаты мониторинга

Мониторинг качества подготовки кадров

Вход в личный кабинет образовательной организации для участия в мониторинге качества подготовки кадров.

Вебинар, посвященный вопросу подготовки к проведению мониторинга качества подготовки кадров в ОО, реализующих программы СПО, 2018 г.

Для перехода к результатам мониторинга подготовки кадров нажмите .

Приказ Минобрнауки России от 15 мая 2018 г. № 463 «О проведении в 2018 году мониторинга качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования»

Приказ Минобрнауки России от 15 мая 2018 г. № 463 .pdf 91.14 KB, скачали 3081 раз

Письмо Минобрнауки России от 27 июня 2018 г. № ИП-518/06 «О проведении мониторинга качества подготовки кадров в 2018 году» (в федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования)

Письмо Минобрнауки России от 27 июня 2018 г. № ИП-518/06.pdf 14.33 MB, скачали 2558 раз

Письмо Минобрнауки России от 6 апреля 2017 г. № ИП-521/06 «О проведении мониторинга качества подготовки кадров в 2018 году» (руководителям ОО, реализующих образовательные программы СПО)

Письмо Минобрнауки России от 6 апреля 2017 г. № ИП-521/06.pdf 14.22 MB, скачали 1003 раз

Порядок предоставления данных по форме№ СПО-Мониторинг за 2017 г.

Порядок предоставления данных по форме№ СПО-Мониторинг.pdf 219.68 KB, скачали 3287 раз

Форма № СПО-Мониторинг за 2017 г.

Форма № СПО-Мониторинг .pdf 1.57 MB, скачали 3334 раз

Методические указания по заполнению формы № СПО-Мониторинг за 2017 г.

Методические указания по заполнению формы № СПО-Мониторинг.pdf 854.67 KB, скачали 4048 раз

Система критериев и показателей мониторинга качества подготовки кадров 2018 года

Система критериев и показателей .pdf 960.91 KB, скачали 2101 раз

Перечень конкурсов и олимпиад профессионального мастерства обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, учитываемых при проведении мониторинга качества подготовки кадров за 2017 год

Перечень конкурсов и олимпиад за 2017 год дополненный.pdf 210.59 KB, скачали 1333 раз

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 ноября 2017 г. № 06-1484 «О верификации данных мониторинга качества подготовки кадров» (Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования).

Перечень выявленных несоответствий в данных формы № СПО-Мониторинг (за 2016 г.) с указаниями размещен в ЛК организации в блоке «Информация”.

Письмо Минобрнауки России от 01 ноября 2017 г. № 06-1484.pdf 98.54 KB, скачали 2818 раз

Программа вебинара «Мониторинг качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего в профессионального образования в 2017 году»

Дата проведения: 14 апреля 2017 г.

Время проведения: 12.00 – 13.00.

Программа вебинара 14 апреля 2017 г.pdf 190.4 KB, скачали 255 раз

Ссылка для доступа к вебинару: http://минобрнауки.рф/открытое_министерство/прямые-трансляции

Материалы вебинара «Мониторинг качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего в профессионального образования в 2017 году» от 14 апреля 2017 г.

Презентация «Об особенностях проведения мониторинга качества подготовки кадров в 2017 году. О формулах логического и арифметического контроля достоверности данных по форме №СПО-Мониторинг за 2016 год»

Презентация Об особенностях проведения мониторинга качества подготовки кадров.pdf 3.31 MB, скачали 971 раз

Презентация «Об особенностях мониторинга инклюзивного СПО в 2017 году»

Презентация Мониторинг инклюзивного СПО в 2017 году.pdf 644.64 KB, скачали 513 раз

Презентация «Мониторинг заполнения ФИС «ФРДО»

Презентация ФРДО.pdf 777.65 KB, скачали 669 раз

Актуальные документы

Тематический доклад «Развитие практико-ориентированного обучения в системе среднего профессионального образования».pdf 398.09 KB, скачали 566 раз

Тематический доклад «Обеспечение доступности среднего профессионального образования в регионах Российской Федерации».pdf 761 KB, скачали 317 раз

Тематический доклад «Состояние материально-технической базы и социальной инфраструктуры организаций среднего профессионального образования».pdf 790.94 KB, скачали 356 раз

Приказ Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. № 308 о проведении в 2017 мониторинга качества подготовки кадров в образовательных организациях

Открыть

Письмо Минобрнауки России от 6 апреля 2017 г. № ЛО-861/06 в федеральные органы исполнительной власти

Открыть

Письмо Минобрнауки России от 6 апреля 2017 г. № ЛО-860/06 руководителям ОО, реализующих образовательные программы СПО

Открыть

Порядок предоставления данных

Открыть

Форма СПО-мониторинг за 2016 г.

Открыть

Методические указания СПО-Мониторинг за 2016 г.

Открыть

Система критериев и показателей

Открыть

Методика расчета показателей деятельности профессиональной образовательной организации, подлежащей самообследованию

Открыть

Выделенная группа профессий и специальностей для образовательных организаций и их филиалов

Открыть

Перечень конкурсов и олимпиад профессионального мастерства обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, учитываемых при проведении мониторинга качества подготовки кадров за 2016 год

Открыть

Актуальные документы

Ежегодный доклад «О результатах Мониторинга качества подготовки кадров в Российской Федерации»

Ежегодный Доклад 2016.pdf 1.24 MB, скачали 226 раз

Приказ Минобрнауки России от 17 июня 2016 г. № 723 «О проведении в 2016 году мониторинга качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования»

Письмо АК-1482/06 от 20.06.2016 «О проведении мониторинга качества подготовки кадров в 2016 году»

Порядок предоставления данных по форме № СПО-Мониторинг

Форма № СПО-Мониторинг за 2015 год

Методические указания по заполнению формы СПО-Мониторинг за 2015 год

Формулы логического и арифметического контроля данных

Перечень конкурсов и олимпиад профессионального мастерства обучающихся по программам среднего профессионального образования, учитываемых при проведении мониторинга качества подготовки кадров

Перечень выделенных групп профессий и специальностей,определяющих специфику образовательной организации

Система критериев и показателей мониторинга качества подготовки кадров

Материалы вебинара 02.11.2016 г. «Мониторинг качества подготовки кадров образовательных организаций, реализующих программы СПО в 2016 году: основные результаты»

Аудиозапись вебинара

В Вашем браузере нельзя прослушать данную аудиозапись!

Аналитические материалы о результатах проведения мониторинга (УрФО) презентация 02112016.pdf 2.64 MB, скачали 83 раз

Приоритетные направления совершенствования системы СПО (презентация, 02112016).pdf 1.05 MB, скачали 81 раз

Региональные системы СПО в данных мониторинга (презентация, 02112016).pdf 529.98 KB, скачали 118 раз

Материалы вебинара 28.10.2016 г. «Мониторинг качества подготовки кадров образовательных организаций, реализующих программы СПО в 2016 году: основные результаты»

Аналитические материалы о результатах проведения мониторинга (презентация).pdf 2.83 MB, скачали 164 раз

Приоритетные направления совершенствования системы СПО (презентация) .pdf 1.12 MB, скачали 53 раз

Региональные системы СПО в данных мониторинга (презентация).pdf 529.17 KB, скачали 84 раз

Материалы вебинара 24.06.2016 г. «Мониторинг качества подготовки кадров образовательных организаций, реализующих программы СПО в 2016 году: технология проведения»

Презентация о проведении мониторинга в 2016.pdf 1.41 MB, скачали 1264 раз

Презентация о технологии сбора информации от образовательных организаций.pdf 3.25 MB, скачали 989 раз

Материалы вебинара 01.06.2016 г. «Мониторинг качества подготовки кадров в 2016 году:задачи и технологии»

Презентация о мониторинге качества подготовки кадров СПО .pdf 1.89 MB, скачали 66 раз

Презентация о технологии проведения мониторинга.pdf 3.21 MB, скачали 46 раз

ЦЕЛЬ МОНИТОРИНГА

— формирование информационно-аналитических материалов на основе информации об образовательных организациях высшего образования и их филиалах на основе показателей деятельности.

ОБЪЕКТЫ МОНИТОРИНГА

— образовательные организации высшего образования Российской Федерации.

ПРИНЦИПЫ МОНИТОРИНГА

— открытость и публичность мероприятий и данных при проведении мониторинга

— преемственность и сравнимость показателей

— учет специфики деятельности образовательных организаций при формировании показателей мониторинга

— возможность документального подтверждения качества данных, предоставляемых образовательными организациями

— возможность получения данных об образовательных данных их внешних по отношению к ним источников

Выделяются следующие группы образовательных организаций высшего образования, имеющих специфику деятельности:

— военной и силовой направленности

— медицинской направленности

— сельскохозяйственной направленности

— творческой направленности

— спортивной направленности

— транспортной направленности

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА

определение ключевых направлений деятельности образовательных организаций

выработка показателей их оценки

сбор и верификация первичных данных статистики

анализ данных и подготовка предложений
— расчет показателей эффективности деятельности образовательных организаций и их филиалов
— определение пороговых значений на основе медианных значений показателей в рамках референтных групп (федеральных округов РФ, групп регионов, групп организаций, обладающих спецификой отраслевой направленности деятельности

публикация результатов мониторинга

использование результатов мониторинга для принятия решений учредителями и при планировании контрольно-надзорных мероприятий в области образования Рособрнадзором

Завершен очередной этап мониторинга качества подготовки кадров. Полученная информация свидетельствует о позитивных процессах, происходящих в современной системе среднего профессионального образования нашей страны, и дает основу для определения путей дальнейшего развития.
Сколько в России колледжей и техникумов

Сегодня среднее профессиональное образование – это широкая сеть колледжей и техникумов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в составе которой около 3,5 тыс. профессиональных образовательных организаций и структурные подразделения в 385 организациях высшего образования, реализующие образовательные программы СПО. Профессиональные образовательные организации составляют основной сегмент системы среднего профессионального образования, в котором обучается 2,4 млн студентов (почти 82% всего контингента СПО).

Молодежь выбирает обучение по программам СПО

Положительную динамику демонстрирует изменение численности обучающихся, которая к 2019 году выросла по сравнению с 2016 годом на 4,7% и достигла, по данным мониторинга, почти 3 млн человек. Эти данные свидетельствуют о том, что по темпам роста численности обучающихся среднее профессиональное образование опережает высшее образование, где по сравнению с 2016 годом произошло сокращение численности обучающихся на 5,5%. Обучением по программам СПО в настоящее время охвачено 43,6% молодежи в возрасте 15–19 лет, и с каждым годом этот показатель растет.

Основной фактор увеличения контингента обучающихся – ежегодный рост приема на программы СПО. Это, несомненно, свидетельствует о росте популярности среднего профессионального образования, которое все больше молодых людей рассматривает как хорошую стартовую площадку для профессионального развития.

Динамика численности обучающихся и приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования

На осознанность выбора именно среднего профессионального образования указывает тот факт, что среди поступающих с каждым годом увеличивается удельный вес поступающих в колледжи и техникумы на базе 9-х классов, который в 2018 году достиг 73,6%. Среди принятых на первый курс очной формы обучения существенно выросла доля абитуриентов, имеющих средний балл аттестата выше 4,0. Эта группа составила в 2018 году 34,5% от числа поступивших. Привлекательность СПО в значительной степени связана с достаточно большим количеством бюджетных мест, вследствие чего основная часть поступающих в организации СПО (71,7%) обучается за счет бюджетных средств. По программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих этот показатель значительно выше и составляет 97,25%; по программам подготовки специалистов среднего звена – 66,10%. Данные цифры позволяют говорить о росте доступности среднего профессионального образования.

Какие профессии и специальности привлекают молодых?

Учитывая потребности национальной и региональных экономик в кадрах для обеспечения технологического развития, почти 50% обучаются по профессиям и специальностям, относящимся к группе «Инженерное дело, технологии и технические науки», а среди принятых в образовательные организации СПО в 2018 году удельный вес таких студентов составил 48,8%. Одновременно сохраняется достаточно высокий социальный спрос на профессии и специальности, входящие в группу «Науки об обществе», «Гуманитарные науки», «Образование и педагогические науки».
Важным шагом по модернизации содержания среднего профессионального образования и обеспечению национальной и региональной экономик квалифицированными кадрами стал приказ Министерства труда и социальной защиты России от 2 ноября 2015 г. № 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования», подготовленный во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (от 4 декабря 2014 года), в котором был задан основной вектор развития системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями».
В 2016 году были утверждены 44 новых ФГОС СПО по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям. А в 2017 году впервые прошел прием на наиболее востребованные и перспективные профессии и специальности из перечня топ-50, стандарты по которым разработаны и утверждены с учетом лучших зарубежных практик и передовых технологий. Сегодня почти каждый десятый поступающий в образовательные организации СПО выбирает обучение по образовательным программам топ-50, а 94% поступивших на программы топ-50 обучаются за счет бюджетных ассигнований.

Демонстрационный экзамен
Серьезные изменения произошли за последние годы в организации образовательного процесса. Все активнее внедряется такой новый для СПО механизм, как демонстрационный экзамен, результаты которого являются достаточно объективным индикатором качества подготовки. В новых образовательных стандартах по профессиям и специальностям топ-50 демонстрационный экзамен уже присутствует как обязательная форма проведения государственной итоговой аттестации. Однако многие колледжи и техникумы, понимая эффективность данного инструмента, уже включают его в практику своей деятельности в формате апробации. Результаты мониторинга 2019 года показали, что 38% выпускников прошли государственную итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена.

Развитие инфраструктуры образовательного процесса
Как меняется материально-техническая база

Результаты мониторинга качества подготовки кадров фиксируют, что с каждым годом происходят позитивные изменения в материально-технической базе образовательных организаций. Наличие современного оборудования едва ли ни ключевой фактор, влияющий на результаты подготовки кадров. Выпускник, знающий современное оборудование и технологии, имеет высокие шансы трудоустроиться по специальности, быстро пройти трудовую адаптацию и активно включиться в производственный процесс. Неслучайно вопросам модернизации учебно-лабораторного оборудования в последние годы в колледжах и техникумах уделяется особое внимание, а в новых образовательных стандартах по профессиям и специальностям ТОП-50 конкретно указаны те виды оборудования и инструментов, которые должны использоваться при подготовке кадров (инфраструктурные листы). По данным мониторинга, 33% используемых учебных машин и оборудования не старше 5 лет, а коэффициент обновления материально-технической базы в 2018 году составил 7,2%. В качестве положительного факта следует отметить повышение активности профильных предприятий в процессе подготовки кадров, особенно в части оснащения образовательных организаций современным оборудованием. И хотя масштабы помощи предприятий еще недостаточно велики, тем не менее мониторинг фиксирует положительную динамику этого процесса.
Помимо участия предприятий в материально-техническом обеспечении образовательных организаций, СПО в настоящее время развиваются и другие формы взаимодействия колледжей и техникумов с профильными предприятиями и организациями.
Показатели взаимодействия образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, с предприятиями и организациями реального сектора экономики

Наименование показателя

Значение показателя

Число базовых кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку студентов программ среднего профессионального образования, на базе предприятий (организаций), осуществляющих деятельность по профилю реализуемых образовательных программ

6 904

Число организаций, с которыми заключены договоры на реализацию образовательных программ с использованием сетевой формы

11 442

Число организаций, являющихся базами практики, с которыми оформлены договорные отношения

184 762

Число договоров о сотрудничестве (взаимодействии) с организациями социальной сферы

25 525

Относительно числа функционирующих образовательных организаций и численности обучающихся значения приведенных показателей не столь велики. Однако именно это направление деятельности является важным механизмом усиления практико-ориентированности образовательного процесса, а значит, и фактором повышения качества подготовки кадров и удовлетворения возрастающих потребностей работодателей в специалистах со средним профессиональным образованием.
Учитывая, что около 40% образовательных организаций, реализующих программы СПО, находятся в сельских и малых населенных пунктах и по численности обучающихся являются малочисленными и имеющими ограниченные ресурсные возможности, большое значение приобретает их сетевое взаимодействие с крупными образовательными организациями как возможность решения проблем материально-технического обеспечения образовательного процесса. Мониторинг показывает: 11,5% образовательных программ реализуется в настоящее время с использованием сетевого взаимодействия, и в эту форму организации образовательной деятельности вовлечено чуть более 7% обучающихся.
Эффективный механизм решения вопросов материально-технического обеспечения образовательного процесса – привлечение и более активное использование мощностей ресурсных центров профессионального образования, чьим оборудованием могут пользоваться студенты разных учебных заведений, центров коллективного пользования высокотехнологичным учебно-лабораторным и производственным оборудованием.

Повышение квалификации актуально для всех
Существенные изменения с точки зрения обеспечения качества подготовки кадров наблюдаются за прошедшие годы в педагогическом корпусе колледжей и техникумов. За последние три года повысился удельный вес педагогических работников СПО, имеющих высшее образование, и достиг в 2018 году 89,8%; более 33% преподавателей и мастеров производственного обучения моложе 40 лет, растет в составе педагогических работников удельный вес пришедших в среднее профессиональное образование после работы на профильных предприятиях.
Высокие темпы технологических изменений требуют постоянного развития и профессиональных компетенций педагогических работников. Именно поэтому большое внимание уделяется вопросам повышения их квалификации. По сравнению с 2016 годом численность педагогических работников, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку, увеличилась более чем на 25%. Вырос удельный вес работников, повысивших свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, что исключительно важно как основа формирования цифровых компетенций у обучающихся; возросла численность прошедших повышение квалификации в форме стажировки на профильных предприятиях.

Конкурсы профессионального мастерства
Важная положительная тенденция в развитии среднего профессионального образования – активизация участия обучающихся в различных конкурсах профессионального мастерства и предметных олимпиадах. Вовлечение в конкурсные мероприятия – это реальная возможность не только проверить и оценить уровень подготовки обучающихся, но это очень эффективный механизм повышения интереса к будущей профессии или специальности, возможность усилить профессиональную мотивацию, хороший стимул для саморазвития. Особое место среди конкурсных мероприятий занимают чемпионаты различного уровня по рабочим профессиям по стандартам WorldSkills.

1 – численность студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования (включая выпуск отчетного года), принявших участие в региональных чемпионатах «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia);
2 – численность студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования (включая выпуск отчетного года), принявших участие в национальном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia);
3 – численность студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования (включая выпуск отчетного года), принявших участие в региональных этапах олимпиад, конкурсов профессионального мастерства;
4 – численность студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования (включая выпуск отчетного года), принявших участие во всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства;
5 – численность студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования (включая выпуск отчетного года), принявших участие в региональных чемпионатах «Абилимпикс»;
6 – численность студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования (включая выпуск отчетного года), принявших участие в национальном чемпионате «Абилимпикс».

Участие обучающихся в региональных и национальных конкурсах профессионального мастерства

По данным мониторинга, количество участников этих соревнований в 2018 году превысило 12 000 студентов, обучающихся по образовательным программам СПО. Относительно всего контингента обучающихся это, конечно, небольшая часть, тем нее менее очень важная и значимая. Это не только и не столько интересные состязания, где российские участники занимают высокие призовые места, но, что очень важно, это возможность получения и трансляции опыта подготовки обучающихся в соответствии с запросами мирового рынка труда, возможность, используя отработанные методики, дающие результат, обеспечить постепенное их распространение на систему подготовки кадров, возможность развить свои профессиональные навыки на самом современном оборудовании и продемонстрировать то, к чему следует всем стремиться.

Какие вызовы нужно учесть?
Развитие среднего профессионального образования в настоящее время и в ближайшие годы связано с новыми вызовами, требующими от образовательных организаций большой и серьезной работы. Основной вызов ближайшего будущего – ожидаемый рост численности населения в возрасте 15–19 лет, что при сохранении тенденции приема в образовательные организации СПО приведет к росту численности обучающихся и увеличению нагрузки на всю образовательную инфраструктуру. Сохранение в такой ситуации достигнутого качества подготовки кадров потребует не только модернизации, но и расширения материально-технической базы образовательного процесса. Понимая ограниченность ресурсов самих образовательных организаций, очевидно, следует активнее использовать ресурсы профильных предприятий и организаций, создавая больше совместных структурных подразделений, центров коллективного пользования, что, с одной стороны, снизит нагрузку на колледж или техникум, а с другой – приблизит образовательный процесс к реальным условиям производства.

Прогноз численности населения Российской Федерации в возрастной группе 15–19 лет
Сохраняет свою высокую актуальность вопрос обеспечения постоянной синхронизации структуры и содержания реализуемых колледжами и техникумами образовательных программ с потребностями национального и региональных рынков труда.
Быстрое обновление научно-технических знаний и технологических навыков и в дальнейшем потребует создания условий для получения обучающимися всестороннего образования, развития их профессиональных компетенций. Здесь следует основное внимание сосредоточить на развитии онлайн-курсов, электронного обучения, использовании дистанционных образовательных технологий. Сегодня почти 20% образовательных программ подготовки специалистов среднего звена (по данным мониторинга качества подготовки кадров) реализуется с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, и в этот процесс уже сейчас вовлечено более 18% обучающихся. Более активно электронное обучение используется при реализации дополнительных программ. В частности, из 1644 образовательных организаций СПО, реализующих программы профессионального обучения, 45,2% используют электронное обучение, а из 1513 образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, – 50,6%.

Результаты мониторинга

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *