Ревизия кассы, являясь инструментом контроля, представляет собой комплекс мероприятий по проверке соответствия законодательству, правильности и своевременности осуществления операций с денежными средствами и их эквивалентами, находящимися в кассе субъекта, подлежащего проверке, их документального оформления и принятия к учету.
Проверка осуществляется в два этапа:
· собственно пересчет кассовой наличности и сопоставление сведений, полученных из документальных источников с фактическим наличием денег в кассе;
· контроль соблюдения кассовой дисциплины.
Ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины имеют целью установление достоверной информации предоставленных данных бухгалтерского учета, основываясь на сведениях о фактическом наличии денежных средств и их эквивалентов в кассе предприятия.
Любое предприятие любой формы собственности время от времени может быть подвергнуто проверке выполняемой деятельности с обязательной инвентаризацией наличности в кассе со стороны налоговой инспекции. Инвентаризация кассовой наличности должна проводиться внезапно, немедленно после прибытия ревизора на место ревизии. Если ведение контрольной комиссии осуществляется автоматизированным способом, комиссией проводится проверка правильности работы программных средств обработки документов. С этой целью в состав комиссии включен специалист по информационным технологиям по ведению операций, охране и транспортировке.
Ревизия денежной наличности в кассах предприятий производится:
· не реже раза в квартал или полугодие, а также на первое число года, следующего за отчетным;
· при передаче полномочий кассира или сотрудника, выполняющего его функции и отвечающего за сохранность ценностей под ответственность другому сотруднику;
· в других случаях на усмотрение руководителя организации и в соответствии с финансовой политикой, определяющей закономерность его требований.
Любая ревизия, инициированная на предприятии, должна быть подтверждена распоряжением:
· руководителя компании — если это внутренняя проверка;
· руководителя (его заместителя) органов ИФНС или Росфиннадзора о проведении ревизии с указанием ее сроков и подтверждением полномочий ревизионной группы.
Порядок проведения ревизии кассы и соблюдения требований к кассовым операциям состоит из нескольких этапов:
1. Подготовка к проведению ревизии:
· кассир передает ревизионной комиссии последний кассовый отчет, оформляет расписку подтверждающую отсутствие неоприходованных денежных средств и неучтенных денежных документов;
· председатель комиссии (ревизор) визирует и датирует все кассовые документы, переданные кассиром, делая пометку «До ревизии», так как эти документы еще не зафиксированы в учетных регистрах, но операции по ним уже проведены.
2. Снятие остатков денег в кассе:
· проведение ревизии имеющейся наличности в кассе методом полистного пересчета и сличение полученного результата с учетными данными;
· проверка движения и наличия бланков строгого учета, хранящихся в кассе путем сопоставления их остатков с журналами регистрации;
· оформление результатов актом ревизии денежной наличности в кассы ф. ИНВ-15 в 2-х экземплярах.
3. Проверка соблюдения требований сохранности денег в кассе:
· наличие сейфов с исправными замками;
· организация транспортировки и обеспечение сохранности средств во время перевозки;
· изучение результатов предыдущих проверок соблюдения кассовой дисциплины;
· анализ периодичности проводимых ревизий.
4. Определение и анализ фактов превышения остатком денежных средств установленного лимита наличности в кассе.
5. Проверка соблюдения кассовой дисциплины:
· проверка соблюдения требований нормативных актов к оформлению первичных кассовых документов — заполнение обязательных реквизитов и наличие разрешающих операцию, подписей;
· проверка правильности заполнения платежных и расчетно-платежных ведомостей — сроки выплаты, наличие росписи в получении денежных средств и разрешительных подписей;
· соблюдение требований к ведению кассовой книги — последовательность нумерации страниц, хронология записей, наличие исправлений и коррекционных оговорок;
· проверка обоснованности выплат из кассы авансов на хозяйственные нужды, премий, материальной помощи и др.;
· сплошная проверка своевременности и полноты оприходования полученных из банка денежных средств в кассу компании и выявление расхождений в хронологии событий при сдаче наличных в банк, если они имели место;
· контроль своевременности сдачи остатков денежных средств, неиспользованных в командировках иди полученных под отчет.
6. Проверка целевого использования полученных средств.
7. Обобщение полученных результатов и отражение их в акте (отчете) ревизии исполнения кассовой дисциплины с приложением акта ревизии кассы ф. ИНВ-15.
Содержание
- Какова периодичность инвентаризации финансовых обязательств в бюджетном учреждении?
- Каков алгоритм инвентаризации финансовых обязательств в бюджетных структурах?
- Инвентаризация финансовых обязательств: заполнение форм ИНВ-22 и ИНВ-23
- Инвентаризация финансовых обязательств: описи
- Сведения о задолженности бюджетного и автономного учреждений
- Акт сверки с контрагентами
- Сведения об инвентаризациях по таблице № 6
- Итоги
- Понятие акт ревизии кассы
- Когда проводиться ревизия кассы
- Кто проводить ревизию кассы
- Особенности проведения ревизии кассы
- Как проводиться ревизия кассы
- Составление акта ревизии
- Образец акта ревизии кассы
- Часто задаваемые вопросы
- Новые записи:
Какова периодичность инвентаризации финансовых обязательств в бюджетном учреждении?
Финансовые и иные обязательства учреждения должны быть проверены в рамках инвентаризации (п. 9 Инструкции по отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, пп. 80—81 федерального стандарта бухучета для организаций госсектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, п. 27 Положения по ведению бухучета, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н):
- по основаниям, в сроки и в порядке, установленным субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики;
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других ЧС, в том числе вызванных экстремальными условиями;
- при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
- при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
- в других случаях, предусмотренных законодательством и НПА;
- при составлении годовой отчетности;
- при реорганизации или ликвидации учреждения.
Учреждение вправе определять в локальных правовых актах, в которых устанавливается порядок инвентаризации, в соответствии с п. 6 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, дополнительные основания для проведения соответствующей процедуры.
В случае если учреждение автономное или бюджетное, инвентаризация в нем должна проводиться по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным, поскольку в соответствии с п. 69 Инструкции, утвержденной приказом Минфина № 33н, данным организациям необходимо предоставлять распорядителю сведения по задолженностям (форма 0503769), которые, в свою очередь, выявляются в ходе инвентаризации.
Каков алгоритм инвентаризации финансовых обязательств в бюджетных структурах?
Алгоритм инвентаризации финансовых обязательств учреждения в целом будет схожим с тем, что характеризует инвентаризацию любых других пассивов, а также активов хозяйствующего субъекта. Он предполагает реализацию рассматриваемой процедуры в рамках следующих этапов:
1. Издание приказа руководством учреждения о проведении инвентаризации.
Для этого используется унифицированная форма ИНВ-22, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.
Посредством рассматриваемого приказа утверждается также комиссия по инвентаризации — внутренняя структура бюджетного учреждения, без которой инвентаризация не может быть проведена.
В случае если учреждение бюджетное или автономное, имеет смысл сформировать постоянно действующую комиссию, имеющую соответствующие полномочия, поскольку данными учреждениями предполагается регулярное, как мы отметили выше, раз в квартал, предоставление отчетности распорядителю на основе данных, получаемых в том числе в ходе инвентаризации.
2. Отражение сведений о приказе в журнале.
Данный журнал также составляется с применением унифицированного источника — ИНВ-23.
3. Оформление расписок материально ответственными лицами (далее — МОЛ).
Как правило, данные расписки включены в структуру унифицированных инвентаризационных описей, задействование которых предполагается на следующем этапе. Но если это не так — данные расписки могут составляться в свободной форме.
4. Заполнение унифицированных инвентаризационных описей, иных документов — например, сличительных ведомостей по итогам изучения документов бухучета, отражающих наличие у учреждения финансовых обязательств.
В данном случае речь идет о заполнении как минимум:
- описи по форме 0504083 (опись задолженностей по займам), утвержденной в Приложении № 1 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н;
- описи по форме 0504089, также утвержденной приказом № 52н (опись расчетов с покупателями, поставщиками).
Можно отметить, что в структуре обеих форм присутствуют формулировки, с юридической точки зрения аналогичные тем, что могут приводиться в расписках МОЛ.
Если учреждение бюджетное или автономное, то оно должно , как мы отметили в начале статьи, также заполнять форму 0503769 по приказу № 33н по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным.
Кроме того, могут составляться иные описи, предусмотренные локальным нормативом учреждения, который регламентирует инвентаризацию.
5. Заполнение отчетных документов:
- всеми учреждениями — акта сверки взаиморасчетов с контрагентами, перед которыми у учреждения есть финансовые обязательства (по унифицированной форме ИНВ-17);
- бюджетными и автономными учреждениями — cведений о проведении инвентаризаций в виде Таблицы № 6 по приказу № 33н.
Рассмотрим более подробно работу с указанными формами.
Инвентаризация финансовых обязательств: заполнение форм ИНВ-22 и ИНВ-23
Итак, первый этап инвентаризации финансовых обязательств учреждения — составление приказа о проведении соответствующей инвентаризации по унифицированной форме ИНВ-22. В данном случае в документе принципиально важно отразить:
- перечни конкретных обязательств, которые подлежат инвентаризации;
- причину проведения инвентаризации (она может отражать специфику хозяйственных операций с пассивами — например, если кредитор направил учреждению исковое требование с завышенными цифрами, и это стало причиной инициирования инвентаризации обязательств).
В остальном документ заполняется так же, как и в случае с инвентаризацией любого другого пассива или же актива. Нужно корректно отразить данные о составе комиссии, обеспечить заверку документа руководителем.
Ознакомиться подробнее со спецификой заполнения формы ИНВ-22 вы можете в статье:
Сведения о приказе о проведении инвентаризации должны быть отражены в журнале, который составляется на основе другой унифицированной формы — ИНВ-23. В данном источнике также важно отразить перечень конкретных обязательств, которые проверяются в рамках инвентаризации. В остальном заполнение соответствующей формы осуществляется по общим правилам.
Узнать больше об особенностях заполнения формы ИНВ-23 вы можете в статье:
«Унифицированная форма № ИНВ-23 — бланк и образец».
Инвентаризация финансовых обязательств: описи
Рассматриваемый документ применяется в целях отражения итогов инвентаризации о долгах учреждения перед контрагентами в соответствии с учетными сведениями. Форма 0504083 позволяет отразить, в частности:
- величину долга — в целом, по основной части, процентам;
- величину неуплаченных процентов, штрафных санкций, пеней;
- подтвержденные и неподтвержденные суммы долгов;
- просроченную задолженность.
Рассматриваемый документ должен быть подписан главой комиссии по инвентаризации и всеми ее представителями.
Следующий важный документ при инвентаризации финансовых обязательств учреждения — опись расчетов с контрагентами по форме 0504089. В нем фиксируются:
- сведения о долгах учреждения (обусловленных, в частности, обязательствами по гражданско-правовым договорам);
- сведения о контрагентах;
- суммы задолженностей, классифицируемые по различным основаниям;
- подтвержденные и неподтвержденные долги;
- суммы с истекшим сроком исковой давности.
Аналогично рассматриваемый документ подписывается главой комиссии и ее членами.
Сведения о задолженности бюджетного и автономного учреждений
Бюджетные и автономные учреждения заполняют на соответствующем этапе инвентаризации сведения о задолженности учреждения по форме 0503769. В данном документе фиксируются:
- данные о дебиторской и кредиторской задолженности;
- данные о просроченных задолженностях;
- аналитические сведения о движении обоих типов задолженностей.
Можно отметить, что рассматриваемая форма задействуется в рамках инвентаризации финансовых обязательств, прежде всего в целях удостоверения корректности освоения учреждением бюджетных средств. В случае если в форме 0503769 будут отражены не предусмотренные контрактом долги или их размер превысит тот, что предусмотрен контрактом, у распорядителя бюджетных средств обязательно возникнут вопросы к руководству учреждения.
Акт сверки с контрагентами
Заполняется соответствующий акт на основе тех сведений, которые отражены в описях по задолженностям, рассмотренным выше.
Главная цель его составления — получить подтверждение текущего состояния задолженности от контрагента.
Кроме того, акт полезен с точки зрения:
- выявления ошибок в учете финансовых обязательств учреждения;
- отражения отсутствия разногласий по задолженностям со стороны контрагента;
Обязательно составление соответствующего документа в 2 экземплярах при условии подписания обоих компетентными представителями учреждения, а также представителями контрагента.
Подписанный акт может быть основанием для инициирования взыскания долга с обязанной стороны в суде.
Ознакомиться с порядком заполнения формы ИНВ-17 вы можете в статье:
«Унифицированная форма № ИНВ-17 — бланк и образец».
Сведения об инвентаризациях по таблице № 6
Бюджетные и автономные учреждения составляют еще один отчетный документ — таблицу № 6 по приказу № 33н. В ней отражаются сведения о результатах проведенных в рамках отчетного периода инвентаризаций обязательств учреждения.
В графах 1–4 Таблицы № 6 отражаются причины инициирования инвентаризации, дата ее проведения, а также реквизиты приказа о ее проведении.
В графах 5 и 6 фиксируются расхождения результатов инвентаризации со сведениями бухучета.
В графе 7 указывается перечень мер, которые приняты учреждениями в целях устранения обнаруженных расхождений.
Таблица № 6 предоставляется распорядителю бюджетных средств 1 раз в год.
Итоги
Финансовые обязательства бюджетного учреждения перед заемщиками и контрагентами отражаются в документах бухгалтерского учета и периодически подлежат проверке в рамках инвентаризации. Для удостоверения различных типов финансовых обязательств применяются унифицированные формы, утвержденные приказами Минфина России № 33н (в его юрисдикции — бюджетные и автономные учреждения) и № 52н (в его юрисдикции — все госучреждения, в т. ч. казенные). Конечная цель проведения инвентаризации соответствующих обязательств — предоставление распорядителю сведений, отражающих факты корректного получения и расходования средств бюджетным учреждением.
Ознакомиться с иными сведениями об инвентаризации обязательств вы можете в статьях:
- «Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности»;
- «Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами (нюансы)».
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Ревизия кассы – важный инструмент соблюдения кассовой дисциплины и контроля работников кассы. Важность ее проведения нельзя переоценить. Это касается не только юридических лиц, но и индивидуальных предпринимателей. Если инвентаризация проводится грамотно и регулярно, она благотворно влияет на дисциплину работников, климат в коллективе и соблюдение требований законодательства.
Понятие акт ревизии кассы
Акт ревизии кассы – это документ, в котором фиксируется фактическое нахождение денежных средств в кассе, если имеются недостачи или излишки, так же необходимо отразить, а так же наличие иных ценностей, которые имеют место быть в кассе. И сопоставляю с размером денежных средств, которые должны быть по документам.
Следует отметить, что специальной формы акта ревизии денежных средств законодательством не утверждено. Госкомстатом введена в действие первичная форма ИНВ-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств», но на сегодняшний день ее использование не считается обязательным, но многие предприятия используют данную форму для проведения ревизии кассы, даже не смотря на то, что она предназначена для проведения инвентаризации. Это не противоречит законодательству РФ, так как ревизия и инвентаризация денежных средств процедуры очень похожи между собой, и целью обеих является проверка соответствия размера наличности в кассе учетной информации.
Каждое предприятие может самостоятельно разработать акт ревизии денежных средств и применять его при проверке кассы. Очень часто бланк ИНВ-15 является качественным шаблоном для разработки самостоятельного бланка акта ревизии денежных средств в кассе.
Когда проводиться ревизия кассы
Ревизия кассы проводиться в определенных случая, к этим случаям можем отнести:
- Смена материально ответственного лица, который непосредственно отвечает за кассу;
- При обнаружении кражи денежных средств или кассовых документов из кассы;
- При ликвидации предприятия или ее реорганизации;
- Перед формированием годовой бухгалтерской отчетности;
- Если произошли какие то чрезвычайные происшествия;
- А так же в других случаях, которые предусмотрены законодательством страны.
Читайте также статью: → Акт инвентаризации основных средств – образец заполнения, ошибки.
Кто проводить ревизию кассы
Если проверка проводится внутри фирмы, то для этого мероприятия создается комиссия в составе не менее трех человек. Обычно в нее отдельным приказом директора включаются
- бухгалтер,
- представитель руководства,
- начальник одного из структурных подразделений организации.
Материально-ответственный сотрудник при этих действиях также должен присутствовать, однако в комиссию он не входит.
В тех случаях, когда проверка осуществляется в рамках выездного налогового контроля, ко всем вышеозначенным лицам добавляются еще и инспекторы надзорного ведомства.
Особенности проведения ревизии кассы
Минфин РФ регулирует проведение ревизий всех активов предприятий, в том числе наличных денег. Все проверки осуществляются по разработанной приказом № 49 от 13.06.1995, методике. Этот НПА определяет порядок действий и оформления полученных итогов.
Ревизия кассы может быть отдельной проверкой или стать этапом комплексной разнонаправленной ревизии, осуществляемой вышестоящей организацией или департаментом ведомственного контроля. Но чаще инициатором проверки кассы выступает руководитель фирмы, поскольку деятельность предприятия должна контролироваться изнутри. Периодичность проведения контролирующих мероприятий закрепляется в УП. Обычно, в порядке внутрифирменного аудита, ревизию кассы планируют на конец отчетного периода и обязательно на 31 декабря.
Как проводиться ревизия кассы
Акт ревизии составляется ревизионной комиссией на основании результатов проведенной проверки кассы. Это связанно с большой ответственность за оборот денежных средств и других ценностей., которые находятся в кассе предприятия и требованиями законодательства. Ревизионная комиссии, назначается руководителем предприятия путем издания приказа. После издания приказа на проведения ревизии кассы предприятия он должен быть доведен до всех членов комиссии, а так же председателя комиссии. Для того, что бы убедиться, что все члены комиссии ознакомлены с приказом, то они должны проставить свою подпись в конце приказа.
В обязательном порядке необходимо уведомить и самого кассира, о том, что будет проводиться ревизия кассы, так он ответственный за проверяемую кассу.
Перед тем как начать ревизию кассы, председатель комиссии оглашает всем членам комиссии и кассиру огласить содержание документа, на основании которого проводиться ревизия кассы. После этого любой присутствующий может предложить свои основания, что имеются причины по которым ревизия кассы может быть отменена. Если таких оснований нет, тогда ревизионная комиссия начинает проводить проверку кассы предприятия.
Ревизия кассы проводиться только в присутствии всех членов комиссии, материально ответственного лица, а именно кассира, а так иных заинтересованных лиц. Во время проведения проверки кассы могут составляться сопутствующие документы, которые будут фиксировать порядок осуществления проверки.
Составление акта ревизии
По результатом проверки должен быть составлен акт ревизии денежных средств в кассе ревизионной комиссией.
Образец акта ревизии кассы
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
(должность руководителя)
ООО «Зефир»
(Наименование предприятия)
Иванов И.И.
(подпись)
«31” декабря 2017 года
М.П.
Акт ревизии кассы
№ 5 от «31” декабря 2017 г.
Комиссией, на основании приказа № 256 от «30” декабря 2017 года, в присутствии работника, ответственного за ведение кассы Кудри Ирины Вячеславовны, проведена ревизия кассы предприятия ООО «Зефир» по состоянию на «31” декабря 2020 года.
В результате проведенной ревизии установлено следующее:
- Остаток наличных денежных средств в кассе по состоянию на «31” декабря 2017 года составляет 100 565 рублей 49 копеек.
- Обнаружена недостача в размере составляет 00 рублей 00 копеек.
- Фактический остаток наличных денежных средств в кассе по состоянию на «31” декабря 2017 года составляет 100565 рублей 49 копеек.
- По состоянию на «31” декабря 2017 года, ответственным лицом за ведение данной кассы являлся Кудря Ирина Вячеславовна.
- Служебная записка с объяснениями ответственного лица прилагается.
Состав комиссии:
Председатель – Главный бухгалтер Новикова И.В. Новикова
(должность, Ф.И.О.)
Члены комиссии: 1.специалист 1-категории Корж С.С. Корж
(должность, Ф.И.О.)
2.Специалист 2-й категории Стяжкина И.А. Стяжкина
(должность, Ф.И.О.)
3.Ведущий специалист Ярощук Л.В. Ярощук
(должность, Ф.И.О.)
Присутствовали: кассир Кудря И.В.
С актом ознакомлена: Кудря И.В. Кудря
(Ф.И.О.) (подпись)
Акт ревизии кассы составлен в 4-х экз.:
1-ый экз. – в служебное дело № 54;
2-ой экз. – директору предприятия;
3-ий экз. – главному бухгалтеру;
4-ый экз. – кассиру
Приложение: Объяснительная записка кассира Кудри И.В. на 1 л. в 1 экз.
«31” декабря 2017 года.
Читайте также статью: → Как провести ревизию кассы: процедура, документы.
Часто задаваемые вопросы
Вопрос №1 Что такое ревизия кассы?
Ответ: Ревизия кассы – важный инструмент соблюдения кассовой дисциплины и контроля работников кассы. Важность ее проведения нельзя переоценить. Это касается не только юридических лиц, но и индивидуальных предпринимателей.
Вопрос № 2 Какой документ составляется после проверки кассы и что он отражает? (нажмите для раскрытия)
Ответ: После проведения проверки кассы составляется ревизионной комиссией акт ревизии кассы. Акт ревизии кассы – это документ, в котором фиксируется фактическое нахождение денежных средств в кассе, если имеются недостачи или излишки, так же необходимо отразить, а так же наличие иных ценностей, которые имеют место быть в кассе. И сопоставляю с размером денежных средств, которые должны быть по документам.