Решения комиссии по оспариванию кадастровой стоимости

Ради Дома РRO

В кризис снижение налогового бремени становится для многих предпринимателей условием выживания бизнеса. Особенно если речь идет о налоге не недвижимость, платежи по которому нередко исчисляются миллионами рублей. Уменьшить эту сумму можно, оспорив кадастровую стоимость зданий и земельных участков. Как это сделать, порталу Ради Дома PRO рассказал управляющий партнер экспертной группы «Вета» Илья Жарский.

В условиях экономического кризиса принцип «Сэкономленный рубль — заработанный рубль» стал как никогда актуален. И именно оспаривание кадастровой стоимости для собственников и арендаторов недвижимости является одним из основных инструментов сбалансированной экономии. Не случайно пик переоценки пришелся как раз на 2015 год.
В особенности это касается земельных участков, приобретенных еще до кризиса в рамках строительных и девелоперских проектов, часть из которых так и не была запущена по причине падения спроса и прекращения финансирования. В этом случае собственник имеет на балансе голый кусок земли, простаивающий без дела и не приносящий никакого дохода, но при этом требующий расходов на содержание. В их числе — платежи по налогу на недвижимость в размере 1,5% от кадастровой стоимости.
Чтобы лучше понять, каким образом можно законно снизить кадастровую стоимость недвижимости и, соответственно, уменьшить налоговое бремя, приведу пример из собственной практики.

В начале 2016 года к нам обратился собственник 16,5 га земли с назначением под ИЖС близ города Троицка Московской области. Земельный участок — чистое поле, приобретенное под строительство коттеджного поселка. Строительство, однако, так и не началось в связи с негативной экономической конъюнктурой. Налоговое бремя формировалось на основании кадастровой стоимости в размере 602 млн руб., то есть годовой налог составлял около 9 млн руб., что не мало за участок, который не приносит никакого дохода.
Кадастровая стоимость земельного участка по ряду причин не соответствовала его рыночной стоимости. Часть участка попадала в водоохранную зону, по другой проходила ЛЭП, в результате чего общая площадь 16,5 га сокращалась до 10 га возможной застройки. К этому можно прибавить полное отсутствие каких-либо подведенных коммуникаций.
Подобные индивидуальные параметры земельного участка не учитываются при определении кадастровой стоимости, так как она производится методом массовой оценки. Повторная оценка и расчет рыночной стоимости, учитывающий всё особенности и нюансы конкретного объекта недвижимости, позволили снизить его рыночную стоимость до 197 млн руб., против первоначальных 602 млн руб. Другими словами, стоимость участка была снижена на 67%.
Чтобы легитимизировать новую, заметно сниженную, рыночную стоимость земельного участка, необходимо пройти процедуру оспаривания кадастровой стоимости в территориальной Комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости.
Это самый ответственный момент!
Действия Комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости регулируются ФЗ 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности Российской Федерации» и приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263.
В Комиссию необходимо предоставить следующие документы:
● кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
● нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости);
● документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
● отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
● положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет.
Следует помнить, что оспорить результаты определения кадастровой стоимости в комиссии можно только в определенный период: с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в кадастр аналогичных сведений, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Комиссия может отклонить заявление о пересмотре кадастровой стоимости. В этом случае остается только один вариант — обжалование решения в суде. Но это уже совершенно другая история, в которой требуется участие юристов.
В нашем случае до суда, к счастью, не дошло, и положительное решение Комиссии о снижении кадастровой стоимости позволило снизить ежегодную налоговую нагрузку на 6 млн руб. При этом общие затраты на переоценку и процедуру оспаривания кадастровой стоимости составили порядка 500 тыс. руб., то есть меньше 10% сэкономленных средств. Таким образом, проект по снижению кадастровой стоимости окупился для заказчика более чем десятикратно.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — Комиссия) (порядок создания и работы комиссий утверждены приказом Минэкономразвития России от 17.11.2017 № 620 и распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 27.12.2018
№15ВР-1831 ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены:
· физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц;
· юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц;
· органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Комиссия создана и функционирует при Министерстве имущественных отношений Московской области. Следует учитывать, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в ходе осуществления кадастрового учета объекта недвижимости или кадастрового учета изменений объекта недвижимости, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
При оспаривании кадастровой стоимости в комиссии заинтересованному лицу необходимо обратиться в Комиссию с соответствующим заявлением (Формы заявления)
и требуемыми для пересмотра кадастровой стоимости документами:
1) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
2) копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом
на объект недвижимости;
3) «Отчет должен быть составленный в соответствии со ст.11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в форме электронного документа, подписан усиленной квалифицированной электронной подписью.»;
4) доверенность, в случае, если заявление подается уполномоченным представителем.
Заявление должно содержать следующую информацию:
· фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) заявителя (в случае, если заявление об оспаривании подано физическим лицом);
· наименование юридического лица, его место нахождения и основной государственный регистрационный номер (в случае если заявление об оспаривании подано юридическим лицом);
· наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, его место нахождения (в случае если заявление об оспаривании подано указанными органами);
· кадастровый номер объекта (кадастровые номера объектов) недвижимости,
в отношении которого (которых) подано заявление об оспаривании, место (места) нахождения указанного объекта (указанных объектов) недвижимости.

Подать заявление в Комиссию можно:

Подать электронное заявление на Портале государственных и муниципальных услуг Московской области в разделе «Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости» (https://uslugi.mosreg.ru/services/20995)

Нарочно сдав заявление в Приёмную корреспонденции Дома правительства Московской области по адресу:
Московская область, г. Красногорск, бульвар Строителей д.1:
С понедельника по четверг с 9:30 до 13:00 и с 14:00 до 17:30;
В пятницу с 9:30 до 13:00 и с 14:00 до 16:15

Направить почтой по адресу: 143407, Московская область, г. Красногорск, бульвар Строителей, д.1 в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве имущественных отношений Московской области

Направить по электронной почте: Mio-kadastr@mosreg.ru

Телефон комиссии (для справок) 84986028451 доб. 41508.

  • 24.09.2020 ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве имущественных отношений Московской области от 17.09.2020 Протокол / Министерство имущественных отношений
  • 22.09.2020 Решения заседания Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве имущественных отношений Московской области от 17.09.2020 Решение / Министерство имущественных отношений
  • 16.09.2020 Форма заявления для физических лиц Формы
  • 16.09.2020 Форма заявления для юридических лиц Формы
  • 09.09.2020 ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве имущественных отношений Московской области от 02.09.2020 Протокол / Министерство имущественных отношений
  • 08.09.2020 Решения заседания Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве имущественных отношений Московской области от 02.09.2020 Решение / Министерство имущественных отношений
  • 19.08.2020 Решения заседания Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве имущественных отношений Московской области от 12.08.2020 Решение / Министерство имущественных отношений

Законодательные нововведения, связанные с переходом на налогообложение исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости и созданием института государственных кадастровых оценщиков, стали причиной множества споров, дискуссий и прогнозов на будущее не только для рынка недвижимости, но и в области социологии, экономики и даже урбанистики. Спровоцирует ли возросший налог на имущество «переселение» москвичей «за МКАД», станет ли непосильной нагрузкой для целого ряда предприятий и производств, покажет время. Однако специалисты утверждают: налог – не приговор. Собственники недвижимости имеют право на оспаривание кадастровой стоимости своего имущества. Все подробности о сложной, но часто необходимой процедуре, рассказали эксперты и практикующие оценщики саморегулируемой организации НП «АРМО».

В комиссии при Росреестре в первом полугодии текущего года поступило более 14,6 тыс. заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении 30,2 тыс. объектов недвижимости. Решения в пользу заявителей принято в отношении 52,2% от общего числа заявлений. Суммарная величина кадастровой стоимости объектов недвижимости после оспаривания в комиссиях снизилась на 29,1% (265 млрд рублей).

При этом в июле Конституционный суд разрешил органам местного самоуправления оспаривать в суде «существенное снижение» кадастровой стоимости земельных участков. Это значит, что владелец крупного бизнеса, которому удалось снизить в комиссии кадастровую стоимость имущества, должен учитывать риск оспаривания этого решения местными органами власти – с целью увеличения средств, поступающих в региональный бюджет. В результате кадастровая стоимость может снова повыситься. Такое постановление вызвало резонанс, однако не отменило права как юридических, так и физических лиц на снижение кадастровой стоимости имущества.

Под кадастровой стоимостью в общем смысле понимается рыночная стоимость, определенная методами массовой оценки, при которой специалисты-оценщики должны опираться на данные государственного кадастра недвижимости без учета индивидуальных характеристик объектов недвижимости. Отсюда — множественные ошибки, источник которых – в неполной и некачественной исходной информации. Так, по данным, озвученным на прошедшей в «Российской газете» пресс-конференции, «несколько сотен тысяч объектов в базах данных имели лишний «0» в строке «площадь». Как результат: кадастровая стоимость большого количества объектов недвижимости превышает их рыночную стоимость. Самостоятельно рассчитать сумму налога можно с помощью онлайн-калькулятора. Для этого необходимо знать кадастровый номер объекта недвижимости или адрес. Либо посетить личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

Сравнив кадастровую стоимость квартиры или земельного участка с максимально схожими предложениями на рынке, можно определить, действительно ли кадастровая стоимость объекта имеет значительные расхождения с его рыночной стоимостью. В этом случае единственная возможностью уменьшить сумму налога – снизить кадастровую стоимость своего имущества. Это возможно только через процедуру оспаривания в комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой оценки при Росреестре или в суде.

Физическому лицу о пересмотре кадастровой стоимости можно обращаться сразу в суд. Для юридических лиц процедура оспаривания начинается в комиссии. Заявление в суд можно подавать только после получения отрицательного ответа комиссии. Оспорить кадастровую стоимость имущества может любой собственник объектов недвижимости. Арендатор тоже обладает правом на оспаривание в том случае, если размер арендной платы рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка или объекта капитального строительства. «Застройщики часто работают по договору аренды, поэтому важно помнить: если в договоре аренды не указаны права арендатора на оспаривание кадастровой стоимости, им не может быть инициирована процедура оспаривания. Арендатору для обращения в суд потребуется согласие собственника земельного участка», — отмечает руководитель юридического департамента НП «АРМО» Никита Власов.

Пройти процедуру оспаривания самостоятельно – невозможно. В этом процессе собственнику необходима квалифицированная помощь специалиста – оценщика.

Как выбрать оценщика

К выбору специалиста в области оценочной деятельности стоит подойти очень ответственно. Именно от знаний, умений и практического опыта в данной области зависит успех всей процедуры. Оценщик может быть как индивидуальным предпринимателем, так и сотрудником оценочной компании. Но в обоих случаях он должен соответствовать жестким требованиям закона. Прежде всего — состоять в саморегулируемой организации оценщиков (СРО), на сайте которой в реестре членов необходимо проверить ключевую информацию: числится ли оценщик как действительный член, есть ли у него действующий страховой полис на сумму 300 тыс.руб., не имеет ли он дисциплинарных взысканий.

Важнейшими критериями при выборе оценочной компании является: наличие в штате не менее двух специалистов-оценщиков, которые так же должны соответствовать вышеуказанным требованиям, кроме того иметь дополнительную страховку оценочной компании на сумму не менее 5 млн. руб. Информация об этом также размещена на сайте СРО.

«Очень важно также, чтобы специалист имел практический и успешный опыт оспаривания кадастровой стоимости в определенном регионе. Это связано с тем, что региональные комиссии по рассмотрению споров могут иметь свои дополнительные, зачастую специфические требования к порядку проведения расчетов. Так, в Московской области, одно из таких требований – использование двух подходов к оценке – доходного и сравнительного. А в Челябинске, например, по инициативе комиссии и по результатам диалога с экспертами-оценщиками подготовлены методические разъяснения, которые необходимо учитывать при подготовке отчета об оценке для целей оспаривания. Незнание подобных фактов сводит к нулю шансы на положительное решение комиссии — отмечает Игорь Патрушев, председатель регионального совета по оценочной деятельности в Челябинской области, генеральный директор ООО Консалтинговая компания «ОБиКон».

Какие документы необходимы Определившись с оценщиком, необходимо заключить договор на проведение оценки. Ключевой частью такого договора является обязательный раздел — «задание на оценку», которое заказчик ставит перед оценщиком.

«Для того чтобы оценщик максимально точно определил рыночную стоимость объекта недвижимости, то есть учел все индивидуальные характеристики объекта, заказчик должен не только предоставить оценщику подробную информацию об этом объекте, но и допустить специалиста к его осмотру. Информация об объекте обязательно должна быть заверена подписью заказчика. В ином случае отчет будет недостоверным и комиссия откажет в положительном решении по данному обращению. Ведь именно отчет об оценке — главный документ во всей процедуре оспаривания», — подчеркивает Евгений Тагин, генеральный директор ООО «Оценка и право».

«В договоре также важно прописать обязанность оценщика представлять интересы заказчика в комиссии, это значит, что оценщик не только подготовит отчет об оценке объекта недвижимости, но и примет активное участие в заседаниях комиссии и суда. Добросовестные специалисты работают именно так, это является хорошей практикой. Только профессионал может мотивированно защитить сделанные расчеты перед комиссией», — считает Валентина Осыка, руководитель ООО «Архонт Консалтинг».

Если заказчик планирует обращаться в суд (когда речь идет о значительном снижении кадастровой стоимости решение комиссии скорее всего будет отрицательным), одного отчета об оценке недостаточно. Для судебной процедуры необходимо экспертное заключение СРО. Этот документ стоит предоставить и в комиссию, во-первых, это повышает шансы на положительное решение по обращению собственника недвижимости, а, во-вторых, исключает возможность ошибки в отчете.

Игорь Патрушев отмечает: «Так заказчик получает дополнительную уверенность в объективных результатах оценки своей собственности». Если комиссия все-таки приняла отрицательное решение, для заявителя есть 3 варианта дальнейших действий:

Подать заявление в комиссию повторно. Добросовестный оценщик в процессе общения с членами комиссии в рамках заседания скорректирует те пункты отчета, с которыми комиссия не была согласна, и подготовит его к повторному рассмотрению.

Оспорить решение комиссии. Оспаривание решения комиссии об отказе возможно через суд. В ряде случаев это может быть целесообразно. Например, если заседание комиссии состоялось с нарушением законодательства РФ.

Оспорить кадастровую стоимость имущества в суде. Для судебного оспаривания потребуется расширенный пакет документов, в котором должны быть: заявление в суд об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной; отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости; экспертное заключение СРО отчета об оценке; оплаченная пошлина и т.д.

«Необходимо привлечь квалифицированного адвоката для защиты интересов собственника в суде (если оценщик не может взять и эту функцию на себя), а также еще до обращения в суд задуматься о кандидатурах возможных судебных экспертов. Именно от их выводов во многом зависит исход судебного процесса. От судебных экспертов необходимо заранее получить письменные подтверждения о готовности проведения судебной экспертизы, в которых должны быть указаны сведения об их опыте и квалификации, сроках и стоимости проведения экспертизы. В подготовке этих документов и их представлении суду поможет адвокат. А в поиске квалифицированных и независимых судебных экспертов заказчику может помочь оценщик и саморегулируемая организация, в которой он состоит. Но утверждение эксперта остается за судом», — отмечает практикующий судебный эксперт Георгий Каргин.

Цена вопроса

Услуги хорошего специалиста-оценщика по процедуре оспаривания могут обойтись заказчику в 50-70 т.р., при комплексном подходе – 100 т.р. и выше для крупных объектов в зависимости от региона. В бюджет судебной процедуры стоит заложить услуги адвоката (если оценщик не может взять эту функцию на себя), а также расходы на дополнительную судебную экспертизу (в совокупности от 100 т.р.). Роль СРО в успешном оспаривании Положительная экспертиза отчета об оценке свидетельствует о соответствии данного документа требованиям законодательства и объективности результатов оценки.

«Именно саморегулируемые организации как сообщества профессионалов аккумулируют знания и опыт оценщиков из разных регионов страны. Эксперты СРО не просто дают положительное заключение, но и методически корректируют отчеты с учетом лучшей практики и актуальных подходов в области процедуры оспаривания. Заказчику также стоит обратить внимание, что судебная процедура предусматривает возможность участия эксперта СРО на стороне собственника имущества с целью защиты результатов независимой оценки», — говорит генеральный директор НП «АРМО» Елена Петровская.

Не стоит забывать, что даже в случае положительного решения комиссии или суда и снижении налога, всего через несколько лет государство проведет переоценку кадастровой стоимости недвижимости, которая может дать те же результаты, что и до оспаривания или даже выше. В этом случае всю процедуру собственнику придется проходить повторно.

Краткий обзор о том, как правильно применять оспоренную кадастровую стоимости, чтобы получить максимальную экономию на налогах и других платежах за землю и недвижимость.

Содержание

Навигация по статье:

Что такое «кадастровая стоимость» и зачем её снижать?

Как пересчитывается платеж за недвижимость, если снижается кадастровая стоимость?

Земельный налог

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество юридических лиц

Арендные платежи за землю и Неосновательное обогащение

Налог на доходы физических лиц — продавцов

Налог на доходы физических лиц — одаряемых

Выкупная цена на земельный участок

Какими способами можно снизить кадастровую стоимость?

Сколько стоит оспорить кадастровую стоимость?

Что такое «кадастровая стоимость» и зачем её снижать?

Практически любой объект недвижимости (земельный участок, здание, помещение, сооружение) имеет такую характеристику, как кадастровая стоимость.

  • Она является условной денежной оценкой объекта недвижимости — определяется государством методами массовой оценки объектов недвижимости, и, как правило, отличается от индивидуально определенной для конкретного объекта рыночной стоимости.
  • От кадастровой стоимости зависит всё больше платежей за недвижимость, например: земельный налог, арендная плата и даже налог на доходы физических лиц при получении недвижимости в дар.
  • Если снизить кадастровую стоимость, то пропорционально уменьшатся платежи за недвижимость. В среднем результат экономии может составить от сотен тысяч до десятков миллионов рублей.

Как пересчитывается платеж за недвижимость, если снижается кадастровая стоимость?

ЗН = кадастровая стоимость * 1,5 % (или 0,3% — для льготных случаев)

Правило: Кадастровая стоимость, полученная по результатам оспаривания, применяется с даты, когда начала применяться для целей налогообложения кадастровая стоимость, которую оспаривали. Но сделать возврат / зачет можно не более, чем за последние 3 налоговых периода

(Основание: п. 2 статьи 403 НК РФ)

Пример:

Кадастровая стоимость у земельного участка была определена с 1.01.2016 г. Право собственности покупателя на участок зарегистрировано в 2017 году. Заявление об оспаривании было подано в 2019 году, а решение комиссии / суда об установлении кадастровой стоимости равной рыночной принято в 2020 году.

Значит покупатель может пересчитать налог от новой (оспоренной) кадастровой стоимости с 2017 по 2020 год и далее, пока в регионе не пройдет очередная кадастровая оценка таких земельных участков (этой категории).

Налог на имущество физических лиц

Н = кадастровая стоимость * 0,5 (или 2 % — для объектов, включенных в специальный Перечень)

Правило: Кадастровая стоимость, полученная по результатам оспаривания, применяется с даты, когда начала применяться для целей налогообложения кадастровая стоимость, которую оспаривали. Но сделать возврат / зачет можно не более, чем за последние 3 налоговых периода

(Основание: п. 1.1 статьи 391 НК РФ)

Пример:

Кадастровая стоимость у объекта была определена с 1.01.2016 г. Право собственности покупателя на объект зарегистрировано в 2017 году. Заявление об оспаривании было подано в 2019 году, а решение комиссии / суда об установлении кадастровой стоимости равной рыночной принято в 2020 году.

Значит покупатель может пересчитать налог от новой (оспоренной) кадастровой стоимости с 2017 по 2020 год и далее, пока в регионе не пройдет очередная кадастровая оценка объектов капитального строительства.

Налог на имущество юридических лиц

Н = кадастровая стоимость * 2 % (только для объектов, включенных в специальный Перечень)

Правило: Кадастровая стоимость, полученная по результатам оспаривания, применяется с даты, когда начала применяться для целей налогообложения кадастровая стоимость, которую оспаривали. Но сделать возврат / зачет можно не более, чем за последние 3 налоговых периода

(Основание: п. 15 статьи 378.2 НК РФ)

Пример:

Кадастровая стоимость у объекта была определена с 1.01.2016 г. Право собственности покупателя на объект зарегистрировано в 2017 году. Заявление об оспаривании было подано в 2019 году, а решение комиссии / суда об установлении кадастровой стоимости равной рыночной принято в 2020 году.

Значит покупатель может пересчитать налог от новой (оспоренной) кадастровой стоимости с 2017 по 2020 год и далее, пока в регионе не пройдет очередная кадастровая оценка объектов капитального строительства.

Арендные платежи за земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности (или Неосновательное обогащение за пользование без оформления прав):

АП (в Кемеровской обл.) = кадастровая стоимость x Кв x Ку x Кк x Ки x Кп x Кпр

Кадастровая стоимость, полученная по результатам оспаривания, применяется не ранее 1 января года, когда было подано заявление об оспаривании.

(Основание: Абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» № 135-ФЗ)

Пример:

Заявление об оспаривании было подано в 2019 году, а решение комиссии / суда об установлении кадастровой стоимости равной рыночной принято в 2020 году. Значит пересчитать арендную плату (неосновательное обогащение) от новой (оспоренной) кадастровой стоимости можно с 2019 и далее, пока не пройдет очередная кадастровая оценка.

Налог на доходы физических лиц продавцов при продаже объектов недвижимости, которые находились в собственности менее 3 или 5 лет

Н = 70% * кадастровая стоимость * 13%

Правило: Кадастровая стоимость, полученная по результатам оспаривания, применяется не ранее 1 января года, когда было подано заявление об оспаривании. При этом заявление об оспаривании должно быть подано не позднее 31 декабря года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимости.

(Основание: Абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» № 135-ФЗ)

Пример:

Право собственности покупателя объекта недвижимости зарегистрировано в 2019 году. Заявление об оспаривании было подано в 2019 году, а решение комиссии / суда об установлении кадастровой стоимости равной рыночной принято в 2020 году. Значит пересчитать НДФЛ можно с учетом новой (оспоренной) кадастровой стоимости. Кроме того, от новой кадастровой стоимости будет рассчитываться налог на имущество физического лица.

Налог на доходы физических лиц одаряемых для всех, кроме членов семьи и близких родственников, в случае дарения после 1.01.2020 (ст. 214.10 НК РФ после 1.01.2020)

Н = 100% * кадастровая стоимость * 13%

Правило: Кадастровая стоимость, полученная по результатам оспаривания, применяется не ранее 1 января года, когда было подано заявление об оспаривании. При этом заявление об оспаривании должно быть подано не позднее 31 декабря года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимости.

(Основание: Абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» № 135-ФЗ)

Пример:

Право собственности гражданина, получившего в дар недвижимость, зарегистрировано в 2019 году. Заявление об оспаривании было подано в 2019 году, а решение комиссии / суда об установлении кадастровой стоимости равной рыночной принято в 2020 году. Значит пересчитать НДФЛ можно с учетом новой (оспоренной) кадастровой стоимости. Кроме того, от новой кадастровой стоимости будет рассчитываться налог на имущество физического лица.

Выкупная цена на земельный участок, приобретаемый из государственной или муниципальной собственности

Ц = кадастровая стоимость * 100% (или 5%, 15%, 60% — для «льготных» случаев)

Правило: Применяется кадастровая стоимость на момент выкупа земельного участка

(ст. 8 Закона Кемеровской области от 07.02.2013 № 10-ОЗ «О порядке определения цены и оплаты земельных участков»)

Пример:

Заявление о выкупе и об оспаривании было подано в 2019 году (но договор купли-продажи подписан не был), а решение комиссии / суда об установлении кадастровой стоимости равной рыночной принято в 2020 году. Подавать новое заявление о выкупе можно после внесения в ЕГРН новой (оспоренной) кадастровой стоимости и подписывать договор купли-продажи по цене, рассчитанной от новой кадастровой стоимости.

Снизить кадастровую стоимость можно способами:

  1. оспорить через комиссию при Управлении Росреестра субъекта РФ или через областной (и равный ему) суд общей юрисдикции;
  2. изменить категорию или вид разрешенного использования земельного участка;
  3. исправить кадастровую ошибку (например, тип объекта);
  4. оспорить нормативный акт, утвердивший кадастровую оценку.

Сколько стоит оспорить кадастровую стоимость?

Цены на работы (услуги) по оспариванию кадастровой стоимости:

  • от 15000 рублей — предварительная оплата расходов на оценку, выписок из ЕГРН и заверения нотариусом копий документов;
  • 10000 рублей — предварительная оплата за оказание юридических услуг по снижению кадастровой стоимости через Комиссию при Росреестре + 10% по результату от фактической экономии на платеже за недвижимость;
  • 20000 рублей — предварительная оплата за оказание юридических услуг по снижению кадастровой стоимости через суд + 10% по результату от фактической экономии на платеже за недвижимость.

Итого: 25000 рублей — минимальная стоимость снижения (оспаривания) кадастровой стоимости с расходами за 1 объект недвижимости.

На сайте мониторинга правоприменения опубликован подготовленный мной обзор основных проблем, которые возникают при оспаривании муниципальными образованиями решений комиссии о снижении кадастровой стоимости частных объектов недвижимости. Практика подобного оспаривания возникла после принятия Постановления Конституционного Суда РФ от 05.07.2016 № 15-П, в котором муниципальным образованиям было дано право оспаривать решения комиссии, вынесенные по заявлениям налогоплательщиков, если кадастровая стоимость снижена этими решениями настолько существенно, что это затрагивает бюджетные интересы муниципальных образований как получателей доходов по земельному налогу.

Выборка судебных актах проводилась случайная по различным регионам. Всего в выборку попал 51 судебный акт. Практика анализировалась по состоянию на июнь 2018 года. Из-за технической накладки мониторинг опубликован только сейчас.

Здесь лишь тезисно воспроизведу основные выводы по мониторингу. Более подробное обоснование и ссылки на практику можно найти на сайте мониторинга правоприменения.

1. Распространение позиции КС РФ на случаи изменения кадастровой стоимости объектов капитального строительства

Хотя Постановление № 15-П касалось лишь случаев снижения кадастровой стоимости земельных участков, суды, не колеблясь, применяют его и при снижении кадастровой стоимости объектов капитального строительства (далее также ОКС). Обосновывают это тем, что от величины кадастровой стоимости зависит не только размер земельного налога, но может зависеть и размер налога на имущество организаций (ст. 378.2 Налогового кодекса РФ), а также налога на имущество физических лиц (п. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ). Поэтому снижение кадастровой стоимости ОКС может привести к уменьшению налоговых поступлений в бюджеты субъектов РФ от налога на имущество организаций (п. 1 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ) и в бюджеты муниципальных образований от налога на имущество физических лиц (п. 1 ст. 61 Бюджетного кодекса РФ).

В этой связи, решение Комиссии, которым снижается кадастровая стоимость ОКС затрагивает бюджетные интересы муниципального образования (если ОКС принадлежит физическому лицу) или субъекта РФ (если ОКС принадлежит юридическому лицу). Поэтому соответствующему публично-правовому образованию должно быть предоставлено право оспорить соответствующее решение Комиссии.

Такой подход вполне заслуживает поддержки в части ОКС, принадлежащих физическим лицам, поскольку логика Конституционного суда о влияния решения комиссии на бюджетные интересы муниципальных образований никак не зависит от того, снижается ли кадастровая стоимость ОКС или земельного участка.

Но если говорить об ОКС, принадлежащих организациям, то нужно признать, что степень значимости изменения кадастровой стоимости качественно отличается для бюджета субъекта РФ по сравнению с бюджетом муниципального образования. Поэтому за субъектами РФ не следует признавать право на оспаривание решения комиссии о снижении кадастровой стоимости частного ОКС. Тем более, что такое признание вступает в прямое противоречие с действующим регулированием – ч. 28 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, п. 22.1 ст. 22 Закона о кадастровой оценке, которое пока не было признано неконституционным.

Хотя при таком подходе возникает возражение о неравном положении налогоплательщиков-организаций и физических лиц. Физические лица, будучи более слабыми налогоплательщиками, оспаривая кадастровую стоимость через Комиссию, несут риск того, что решение Комиссии будет обжаловано муниципальным образованием. А налогоплательщики-организации такого риска не несут. Это подталкивает к необходимости выработки унифицированного подхода.

Скорее следует признать право на оспаривание и в части ОКС, принадлежащих организациям, однако ограничить его оговорками о том, что оно может быть реализовано лишь в исключительных случаях, когда снижение кадастровой стоимости действительно оказывает ощутимое влияние на бюджет субъекта РФ.

2. Проблема «существенности» снижения кадастровой стоимости как предпосылки для права на оспаривание решения Комиссии

В соответствии с Постановлением № 15-П право на оспаривание решения Комиссии возникает при условии, что кадастровая стоимость была существенно снижена, чем могут быть затронуты законные интересы муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.

Анализ практики показывает, что в подавляющем большинстве случаев суды считают, что снижение существенно и потому муниципальные образование вправе оспорить решение Комиссии. Даже в тех случаях, когда кадастровая стоимость снижается на 23% в относительном выражении и 1 млн рублей в абсолютном. При этом во многих делах суды делают вывод о том, что кадастровая стоимость снижена существенно без каких бы то ни было мотивов, что, конечно, противоречит Постановлению №15-П и по существу приводит к тому, что право муниципальных образований на оспаривание решений Комиссии о снижении кадастровой стоимости становится неограниченным.

Лишь в 4 делах из 51 суды посчитали, что кадастровая стоимость снижена недостаточно существенно.

«Существенность» снижения кадастровой стоимости, о которой говорится в Постановлении № 15-П и ч. 28 Закона об оценочной деятельности следует понимать в том смысле, что это снижение должно существенно повлиять на финансовые условия осуществления полномочий органов местного самоуправления. При этом то, насколько снизилась кадастровая стоимость конкретного объекта (как в абсолютном, так и в относительном выражении) само по себе не имеет значения. При кадастровой стоимости участка в 100 млрд рублей снижение даже на 5% может существенно затронуть интересы муниципального образования.

Поэтому при решении вопроса о наличии у муниципального образования права на оспаривание решения Комиссии о снижении кадастровой стоимости суду следует установить:
1. На какую величину снизился объем налоговых поступлений в бюджет муниципального образования в связи со снижением кадастровой стоимости.
2. Существенным ли образом это влияет на финансовые условия осуществления полномочий органов местного самоуправления. В этой части на помощь суду может прийти сравнение величины снижения с общим объемом доходов местного бюджета.

В мониторинге также приведена таблица, где в сведенном виде представлены дела, в которых суд признал снижение кадастровой стоимости достаточным для предоставления публично-правовому образованию права на оспаривание решения Комиссии, с указанием того, насколько была снижена кадастровая стоимость.

3. Проблема установления иной рыночной стоимости по итогам оспаривания решения Комиссии

В нескольких делах суды столкнулись с вопросом о том, вправе ли орган местного самоуправления, оспаривая решение Комиссии, представлять доказательства и требовать установления иной рыночной стоимости земельного участка.

Так в одном из дел кадастровая стоимость объекта недвижимости была утверждена в размере 297 млн рублей. Решением Комиссии, вынесенным по заявлению собственника объекта, кадастровая стоимость приведена в соответствие с рыночной и установлена в размере 168 млн рублей. Публичный орган, обращаясь в суд за оспариванием решения Комиссии, одновременно просил установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, подтвержденной представленным отчетом об оценке и составляющей 607 млн рублей, то есть выше изначально утвержденной кадастровой стоимости.

Суды справедливо отказывают в установлении рыночной стоимости большей по сравнению с первоначально утвержденной кадастровой, поскольку в этом случае муниципальное образование, по существу, оспаривает не решение Комиссии о снижении кадастровой стоимости, а то значение кадастровой стоимости, которое было утверждено по итогам кадастровой оценки. Однако муниципальное образование не может под видом жалобы на решение Комиссии подавать к рассмотрению спор о приведении кадастровой стоимости в соответствие с рыночной.

По вопросу о том, может ли суд в ходе рассмотрения дела об оспаривании решения комиссии установить рыночную стоимость меньшую по сравнению с первоначально утвержденной кадастровой, позиции судов разнятся, но превалирует подход о том, что это недопустимо. С формальной точки зрения его можно признать вполне обоснованным.

Хотя цели процессуальной экономии требуют найти механизм для того, чтобы собственник объекта, понимающий, что решение Комиссии, скорее всего, будет отменено судом, мог бы в том же процессе потребовать установления иной рыночной стоимости, а не обращаться в суд в последующем, уже после отмены решения Комиссии. Тем более это оправданно, поскольку в делах об оспаривании решения Комиссии заключение судебной экспертизы, которым подтверждается недостоверность отчета, положенного в основу решения Комиссии, как правило содержит сведения о «правильной» рыночной стоимости. Но подобрать подходящий процессуальный механизм для решения этой задачи затруднительно, поскольку встречный иск не подходит, а фигуру заинтересованного лица с самостоятельными требованиями КАС РФ не знает.

4. Последствия признания решения Комиссии незаконным

В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее также Пленум № 28) при удовлетворении заявления об оспаривании решения Комиссии в резолютивной части решения суд указывает на необходимость устранения допущенных нарушений путем повторного рассмотрения Комиссией ранее поданного заявления. Суды в целом следуют данным разъяснениям.

Но особо внимательные суды заметили, что нет смысла обязывать Комиссию повторно рассматривать заявление, если вывод суда об отмене решения Комиссии основан на признании недостоверным отчета, положенного в основу решения Комиссии. В этом случае результат повторного рассмотрения предопределен.

Поэтому следует прийти к выводу, что в случае установления судом недостоверности отчета об оценке, в качестве меры, направленной на устранение допущенных нарушений прав муниципального образования, суду следует указать на исключение из ЕГРН сведений об установленной Комиссией кадастровой стоимости, но не на повторное рассмотрение заявления об оспаривании кадастровой стоимости. Схожим должен быть подход и в иных случаях, где выявленные судом нарушения предопределяют решение Комиссии, как например, в деле, где рыночная стоимость в отчете об оценке была определена на иную дату по сравнению с требуемой.

5. Необходимость представления экспертного заключения в случае расхождения кадастровой стоимости и рыночной более чем на 30%

Некоторые суды до сих пор полагают, что если расхождение между кадастровой стоимостью и рыночной более 30%, то налогоплательщик при обращении в Комиссию обязан прикладывать к заявлению дополнительное экспертное заключение. А неисполнение данной обязанности влечет признание незаконным решения Комиссии об удовлетворении заявления налогоплательщика. Хотя Конституционный суд в определении от 09.03.2017 № 592-О прямо разъяснял, что законодательство изменилось и потому сохранение соответствующих положений в подзаконных актах Минэкономразвития не играет никакой роли.

Подчеркну, что в большинстве случаев суды решают подобные дела правильно.

6. Часть 28 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности как новая форма имплементации позиции Конституционного суда РФ в законодательство

В ч. 28 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности (и п. 22.1 ст. 22 Закона о кадастровой оценке) законодатель практически дословно воспроизвел резолютивную часть Постановления № 15-П без выявления ее смысла и перевода на язык абстрактных норм:

«Решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления, органом государственной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, но расположенного на соответствующей территории, в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет или бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя».

Это, с одной стороны, создает много проблем для судов в плане толкования нормы. Вправе ли публично-правое образования оспорить соответствующее решение Комиссии если оно было вынесено по заявлению не собственника земельного участка, а его арендатора (конечно); а если оно вынесено в отношении не земельного участка, а ОКС, принадлежащего физическому лицу (скорее да); а если оно было вынесено в отношении ОКС, принадлежащего организации (скорее нет) и т.д.

А с другой стороны, это дает пример довольно интересной формы имплементации позиции Конституционного суда РФ в законодательство. По существу, законодатель вводит не самодостаточную норму, а бланкетную норму, напрямую отсылающую к правовой позиции Конституционного суда. И предлагает самим судам разобраться, в чем состоит эта позиция и, например, должна ли она распространяться на ОКС, принадлежащие организациям.

Особенность такой формы имплементации в том, что не законодатель превращает правовую позицию Конституционного суда РФ в абстрактную норму, а эта норма постепенно кристализуется в судебных решениях, в которых позиция Конституционного суда применяется к различным обстоятельствам. И только после накопления судебной практики законодатель формулирует уже абстрактную норму с учетом накопленных подходов судов. Подобный метод условно можно сравнить с тем, когда Верховный суд РФ дает абстрактные разъяснения по вопросам судебной практики не сразу после вступления в силу соответствующих положений закона, а после накопления судебной практики, отражающей перечень возникающих проблем и спектр возможных подходов к их решению.

Тем не менее остаются актуальными риски нарушения принципов правовой определенности и равенства поэтому данный способ имплементации нуждается в более детальном анализе.

Решения комиссии по оспариванию кадастровой стоимости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *