Решения архангельского областного собрания депутатов

На мартовской сессии рассмотрено 36 вопросов, в том числе – 24 проекта областных законов. 18 законопроектов инициировано губернатором области, один законопроект – главой региона совместно с депутатами областного Собрания Игорем Чесноковым и Ольгой Витковой. Во втором чтении принято 9 законов, инициированных губернатором и правительством области. 15 законов из числа принятых в первом чтении будут рассмотрены во втором чтении на очередной сессии.

На сессии с ежегодным докладом о результатах деятельности правительства области за 2018 год выступил губернатор Игорь Орлов. В рамках правительственных часов министр связи и информационных технологий Николай Родичев представил информацию о готовности к переходу на цифровое эфирное телерадиовещание, а руководитель областного агентства государственной противопожарной службы и гражданской защиты Александр Уваров – информацию о реализации полномочий по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Бюджет и приватизация

Скорректированы областной бюджет и бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Указанные проекты представили министр финансов области Елена Усачева и директор областного фонда обязательного медицинского страхования Наталья Ясько. В первом чтении принят проект областного закона, направленный на совершенствование бюджетного процесса.

Как отметил директор правового департамента администрации губернатора и правительства области Игорь Андреечев, в целях более эффективного и рационального использования инструментов налогового стимулирования и повышения качества управления государственными финансами вводятся процедуры систематизации, учета и оценки налоговых расходов областного бюджета.

Правительство области утверждает порядок формирования перечня этих расходов в разрезе областных программ, а также направлений социально-экономического развития, не относящихся к данным программам. Также определяется порядок оценки налоговых расходов с учетом общих требований Правительства России.

Учитывая комплексные изменения Бюджетного кодекса, министерство финансов утверждает типовые формы договоров и соглашений о предоставлении субсидий из областного бюджета, типовые формы дополнительных соглашений к данным договорам и соглашениям.

Областное Собрание не утверждает по каждому объекту бюджетные ассигнования на осуществление капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности, софинансируемые за счет средств федерального и областного бюджетов. Это не влияет на полномочие областного Собрания по утверждению адресной инвестиционной программы.

Субсидии местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства, которые не относятся и не могут быть отнесены к муниципальной собственности, из областного бюджета не предоставляются. Аналогичный запрет предусмотрен в Бюджетном кодексе России.

Утверждено дополнительное соглашение к договору между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа о взаимодействии при осуществлении полномочий органов власти субъектов Федерации. Оно подписано губернатором Архангельской области Игорем Орловым и губернатором Ненецкого автономного округа Александром Цыбульским.

На сессии данный законопроект представил Игорь Андреечев. В соглашении определены нормативы зачисления государственной пошлины соответственно в окружной и областной бюджеты:

  • в размере 25 процентов – за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий при подаче документов в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • в размере 12,5 процента – за совершение такими органами юридически значимых действий при подаче документов в электронной форме и выдачи документов через многофункциональный центр.

Реализация дополнительного соглашения позволит увеличить доходы областного бюджета примерно на 3,5 млн рублей.

В двух чтениях приняты изменения в прогнозный план приватизации областного имущества. Перечень имущества, которое планируется приватизировать в 2019 и 2020 годах, дополнен 12 объектами недвижимости.

Министр имущественных отношений Ирина Ковалева отметила, что в результате приватизации такого имущества в 2019 году запланированы доходы областного бюджета в размере не менее 1, 119 млрд рублей. Это не менее 1,1 млрд рублей от приватизации пакетов акций акционерных обществ и не менее 19 млн рублей от приватизации объектов недвижимости одновременно с приватизацией земельных участков. Указанный источник учтен в областном бюджете в качестве доходов, что позволяет профинансировать ряд социально значимых расходов областного бюджета.

Законом утвержден отчет о результатах приватизации областного имущества за 2018 год. За прошедший год приватизированы 21 объект недвижимости и 12 земельных участков. Доходы областного бюджета от приватизации имущества составили более 6 млн рублей.

Право детей-сирот на жилые помещения

Сразу в двух чтениях принят закон, расширяющий механизмы обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.

В рамках областных программ области за счет средств областного бюджета будут строиться жилые помещения. Такие жилые помещения передаются из областной собственности в муниципальную собственность, включаются в специализированный жилой фонд и предоставляются детям-сиротам по соответствующим договорам. В этих целях в областном бюджете уже предусмотрено 44 млн рублей.

Предусмотрен механизм передачи указанных жилых помещений из областной в муниципальную собственность, а в случае прекращения реализации органами местного самоуправления государственных полномочий механизм возврата этих помещений из муниципальной в областную собственность.

Устанавливается правовая основа для возмещения за счет средств субвенции из областного бюджета местным бюджетам стоимости жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет местных бюджетов, находящихся в муниципальной собственности, включенных в специализированный жилищный фонд и предоставленных детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений.

Создан механизм определения размера стоимости указанных жилых помещений, возмещаемой за счет средств областного бюджета. Не возмещается стоимость только тех жилых помещений, которые построены (приобретены) за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального или областного бюджета.

По мнению директора правового департамента администрации губернатора и правительства области Игоря Андреечева, реализация указанных изменений уже в ближайшее время позволит создать необходимые условия для своевременного обеспечения числа детей-сирот жилыми помещениями.

Приняты в окончательной редакции комплексные изменения в сфере защиты прав детей-сирот. Из областного закона исключена процедура формирования списков детей-сирот, которые должны быть обеспечены жилыми помещениями. Этот порядок устанавливается Правительством России. В списки включаются также лица, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот заявлений о включении этих детей в списки для обеспечения их жилыми помещениями. В случае неподачи таких заявлений данные органы принимают меры по включению детей-сирот в такие списки.

Договор найма специализированных жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, может продлеваться неоднократно на новый 5-летний срок. Это связано с тем, что некоторые категории детей-сирот неспособны адаптироваться к социальной среде на протяжении длительного времени. Фиксируются случаи преступных посягательств на имущество таких граждан. До этого данный договор заключался на новый 5-летний срок не более одного раза.

Усовершенствован перечень обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при которой органы опеки и попечительства принимают решение о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый срок.

Общее количество квартир, предоставляемых детям-сиротам в одном многоквартирном доме, не превышает 25 процентов от общего количества квартир в этом доме. Это не распространяется на населенные пункты с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирные дома, количество квартир в которых составляет менее десяти.

Соцподдержка и охрана здоровья

В первом чтении приняты изменения в отдельные законы в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан и здравоохранения, разработанные и представленные правовым департаментом.

С 1 января 2021 года субсидии по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и иные меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета не предоставляются гражданам при наличии непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Эта задолженность подтверждается судебным актом и учитывается за период не более чем три последних года. Информацию об этом учреждения и органы власти получают из государственной информационной системы ЖКХ.

Для принятия решения о предоставлении субсидий такие учреждения также запрашивают сведения в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Требовать от граждан документы, содержащие указанные сведения, не допускается.

Игорь Андреечев отметил, что это позволит упростить процедуру принятия решений о предоставлении гражданам субсидий и компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг, исключить излишние административные барьеры.

Вносятся изменения в областной закон о реализации полномочий в сфере охраны здоровья граждан.

Порядок бесплатного обеспечения граждан лекарствами и порядок бесплатного предоставления транспортных услуг пациенту, находящемуся на лечении в стационарных условиях при сопровождении его медицинским работником определяются в том числе с учетом клинических рекомендаций. Данные изменения вступают в силу с 1 января 2022 года. С этого времени вводится процедура проверки соответствия оказываемой медицинскими организациями медицинской помощи критериям качества медицинской помощи, сформированным на основе клинических рекомендаций.

Министерство здравоохранения создает условия для обеспечения качества медицинской помощи.

Права обучающихся с ОВЗ

Согласно изменениям в областной закон об образовании, принятым в первом чтении, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в областных образовательных организациях, обучение которых организовано на дому, предоставляется денежная выплата взамен питания в дни учебных занятий за счет средств областного бюджета. Правительство области утверждает размер и порядок предоставления такой выплаты.

Министр образования и науки Сергей Котлов отметил, что это позволит в полной мере учесть требование федерального закона об обеспечении таких обучающихся бесплатным двухразовым питанием.

Детский омбудсмен

В целях реализации в отдельных областных законах положений Федерального закона «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» в первом чтении принят проект закона.

Совершенствуются правовые основы деятельности уполномоченного при губернаторе области по правам ребенка, требования к лицу, назначаемому на эту должность, основные задачи и компетенцию уполномоченного. Расширяется перечень субъектов, взаимодействие с которыми является одной из основных задач данного должностного лица.

Детский омбудсмен при губернаторе области наделяется новыми полномочиями. Он вправе обращаться в суд по вопросам о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти области, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц в защиту прав и законных интересов детей. Запрашивает необходимые сведения и документы от территориальных органов федеральных государственных органов, посещает такие органы, а также учреждения, исполняющие наказания, в которых содержатся беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений.

Усовершенствован механизм рассмотрения обращений уполномоченным. За основу такого механизма взята процедура рассмотрения обращений Уполномоченным при Президенте России по правам ребенка.

Противодействие коррупции

Утвержден блок поправок в областные законы в целях совершенствования государственной политики в сфере противодействия коррупции, представленные правовым департаментом.

Одно из изменений касается предания гласности результатов антикоррупционных проверок в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, – депутатов представительных органов и глав муниципальных образований.

Законопроектом уточняются антикоррупционные запреты и ограничения для лиц, замещающих государственные должности области в исполнительных органах власти.

В силу прямого требования федерального закона перечень случаев, при наличии которых гражданин России не может быть назначен на должность председателя, заместителя председателя или аудитора Контрольно-счетной палаты области, дополняется новым основанием – близкое родство или свойство с соответствующими должностными лицами.

Предлагается реализовать положения федерального закона о государственной гражданской службе, согласно которым государственный служащий вправе с разрешения представителя нанимателя участвовать на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями. Он может участвовать в качестве единоличного исполнительного органа или входить в состав коллегиальных органов управления некоммерческих организаций. Данное разрешение должно быть получено гражданским служащим в установленном порядке. Обязанность утвердить такой порядок возлагается на областное Собрание, губернатора области, Контрольно-счетную палату и избирательную комиссию области.

Устанавливаются дополнительные требования к физическим и юридическим лицам, претендующим на получение аккредитации в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы проектов областных законов. Это связано с определением аналогичных требований на федеральном уровне.

В первом чтении принят проект закона, изменяющий границы территорий поселений «Вельское» и «Верхнеустькулойское» Вельского района. Он подготовлен правовым департаментом по инициативе Совета депутатов муниципального образования «Вельское».

Земельный участок общей площадью 126 га, входящий в состав муниципального образования «Верхнеустькулойское», предлагается отнести к территории муниципального образования «Вельское».

Игорь Андреечев отметил, что это связано с приобретением поселением «Вельское» права собственности на восемь многоквартирных домов, расположенных в границах поселения «Верхнеустькулойское», а также планируемой реализацией значимого инвестиционного проекта на территории поселения.

Новеллы в градостроительной деятельности

Принят областной закон, направленный на дальнейшее развитие законодательства в сфере градостроительной деятельности.

Вводится процедура подготовки проекта схемы территориального планирования области и внесения изменений в нее. Правительство области принимает решения о подготовке проекта схемы территориального планирования области и внесении изменений в утвержденную схему. Мероприятия по обеспечению подготовки данной схемы, рассмотрению предложений о внесении в нее изменений осуществляются министерством строительства и архитектуры области.

С учетом рекомендаций Министерства энергетики России уточнен перечень видов объектов регионального и местного значения в сфере топливно-энергетического комплекса, подлежащих отображению на документах территориального планирования областного и муниципального значения.

Усовершенствован механизм реализации исполнительными органами власти отдельных полномочий органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности.

Лесное законодательство

Принятым в связи с изменениями Лесного кодекса России в первом чтении проектом закона предусматривается принятие правительством области решений об отнесении лесов к лесам, расположенным в лесопарковых зонах и зеленых зонах.

Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса области с 1 июня 2019 года выдает разрешения на использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства.

Министерство согласовывает документацию по планировке территории, подготовленной применительно к землям лесного фонда и особо охраняемой природной территории регионального значения.

В рамках переданных федеральных полномочий в сфере лесных отношений министерство устанавливает в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда наряду с сервитутами также публичные сервитуты.

С 1 июля 2019 года основными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества. До этого времени к таким единицам относятся также лесопарки.

Муниципальный жилищный контроль

Соблюдение порядка перепланировки помещений в многоквартирных домах будет проверяться в рамках государственного жилищного надзора и муниципального контроля. Соответствующие изменения в Жилищном кодексе России вступили в силу.

Необходимые изменения в этой части также представлены правовым департаментом в областной закон об осуществлении муниципального жилищного контроля.

Перечень оснований для проведения внеплановой проверки в рамках муниципального жилищного контроля дополнен новым основанием – поступление информации о фактах нарушения требований порядка осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.

Муниципальные жилищные инспекторы посещают и проводят обследования жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, как с согласия собственников таких помещений, так и с согласия нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. Реализация указанных изменений позволит обеспечить более действенный муниципальный жилищный контроль за соблюдением требований жилищного законодательства.

Сельское хозяйство и рыболовство

Принят в первом чтении проект закона, направленный на развитие законодательства в сфере сельского хозяйства.

Определяются требования к постановлению правительства области, регулирующему вопросы государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования. В таком постановлении устанавливаются срок обращения сельскохозяйственного товаропроизводителя за указанной поддержкой, перечень документов, необходимых для ее получения, срок принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении данной поддержки, срок перечисления бюджетных средств на возмещение части затрат сельскохозяйственного товаропроизводителя на уплату страховой премии.

Губернатор и правительство области, министерство агропромышленного комплекса и торговли с 1 января 2020 года осуществляют полномочия в сфере любительского рыболовства. Правительство области утверждает разработанные данным министерством особенности любительского рыболовства в области. Это обусловлено принятием Федерального закона о любительском рыболовстве.

Ответственное обращение с животными

Изменениями, принятыми в первом чтении, вводится правовая основа для реализации полномочий в сфере обращения с животными.

Правительству области предстоит утвердить порядок организации деятельности приютов для животных и нормы содержания животных в них, порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, а также порядок организации и осуществления уполномоченными органами региональной власти государственного надзора в сфере обращения с животными. Указанные полномочия реализуются с 1 января 2020 года. С этого времени вступают в силу ключевые положения федерального закона об ответственном обращении с животными. Предусматривается участие органов местного самоуправления в деятельности по обращению с животными без владельцев.

Культура и туризм

В первом чтении депутатами областного Собрания поддержаны изменения в сфере культуры и туризма.

Правительство области принимает решения в форме рекомендаций, подтверждающие наличие обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в области угрозы безопасности жизни и здоровья туристов (экскурсантов), а равно опасности причинения вреда их имуществу. Это обусловлено изменениями федерального законодательства, которыми определена форма принятия таких решений.

Из областного закона в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия исключена процедура установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения и объектах культурного наследия местного (муниципального) значения. Такой порядок определяется Правительством России.

Областная инспекция наделяется полномочием по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, которые не имеют собственника, или собственник которых неизвестен, или от права собственности на которые собственник отказался, за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством России.

Совершенствуются полномочия министерства культуры области в части обеспечения условий доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания. Уточняются муниципальные образования, осуществляющих полномочия в сфере библиотечного дела.

Правовой департамент администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области

Такой проект областного закона планируется рассмотреть на очередной сессии областного Собрания депутатов 29 мая 2019 года.

Необходимость поправок назрела еще в начале прошлого года в связи с принятием двух федеральных законов, направленных на защиту прав коренных малочисленных народов России. Реализация этих федеральных законов требует уточнения как общих положений Устава области, так и полномочий областного правительства. Также имеется судебная практика Верховного Суда России, которую необходимо учесть в положениях Устава.

Как отметил заместитель руководителя администрации – директор правового департамента администрации губернатора и правительства области Игорь Андреечев, основное предназначение предлагаемых поправок заключается в стремлении усовершенствовать положения Устава области в соответствии с актуальными тенденциями и логикой развития федерального и областного законодательства.

Поправки в Устав области вносятся нечасто. С момента его принятия в 1995 году системные поправки вносились в 2005, 2009 и 2015 годах.

За последнее время появилось много институтов, имеющих уставный, учредительный характер и отражающих современный статус субъекта Российской Федерации.

Поправками корректируется институт областных официальных символов. Данные изменения направлены на популяризацию их использования и изучения. В этих целях расширяется возможность использования официальных символов институтами гражданского общества и гражданами.

В настоящее время в Уставе области не отражен институт поощрения граждан, имеющих особые заслуги. Поправки устраняют такую ситуацию, предусматривая, что высшей формой признания заслуг и поощрения граждан и коллективов организаций является награда Архангельской области. Она присваивается за достижения в социально-экономическом и культурном развитии области, а также в государственной и общественной деятельности. Высшей наградой Архангельской области является звание «Почетный гражданин Архангельской области».

Учитывая развитие международных и внешнеэкономических отношений (в том числе – с Северными странами, Азербайджаном, Сербией), в Устав области включаются положения о развитии областью международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных государств, международными организациями. Архангельская область вправе заключать соглашения с органами государственной власти иностранных государств, субъектов иностранных федеративных государств и административно-территориальных единиц иностранных государств, международными организациями.

В Уставе области закрепляется наличие праздничных дней области, определение областным законом порядка установления памятных дат области, порядка организации и проведения мероприятий, посвященных праздничным дням и памятным датам Архангельской области. Это необходимо в целях развития традиций Архангельской области, утверждения духовно-нравственных ценностей, повышения уровня информированности населения Архангельской области об истории региона, уважения к предыдущим поколениям. В Уставе закрепляется, что 23 сентября является Днем образования Архангельской области.

Особое значение в государственном управлении имеет противодействие коррупции. Поправками определяется система профилактических мер, направленных на борьбу с коррупционными правонарушениями.

В Уставе области конкретизируется статус административного центра Архангельской области – города Архангельска – как место нахождения областного Собрания, губернатора области, правительства области, иных исполнительных органов власти области и других государственных органов области.

Современное политическое устройство немыслимо без политических партий и их фракций. Данный институт в Уставе области не предусмотрен. Поправками заводится порядок формирования и деятельности фракций.

В итоге развития федерального законодательства приняты федеральные законы об уполномоченном по защите прав предпринимателей и уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации. Учитывая значение указанных институтов, поправками определяются статус, права и обязанности уполномоченных при губернаторе по защите прав предпринимателей и по правам ребенка.

Получил новое содержание институт местного самоуправления. Конкретизированы направления содействия областных органов государственной власти в развитии местного самоуправления.

Учитывая роль социально ориентированных некоммерческих организаций в решении социально значимых проблем, на областные органы государственной власти возлагается обязанность осуществлять их поддержку.

Ряд поправок направлен на совершенствование порядка деятельности областных органов власти: определяется статус представительств области, аппарата областного Собрания депутатов, администрации губернатора и правительства, состав областного законодательства и порядок опубликования нормативных правовых актов областных органов власти.

Правовой департамент администрации Губернатора и Правительства области

Новый созыв областного Собрания депутатов будет состоять из 47 парламентариев: 23 депутата по единому округу и 24 по одномандатным избирательным округам.
Пока неизвестно, кому передадут свои мандаты губернатор Поморья Игорь Орлов, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, а также заместитель председателя Государственной Думы РФ Ольга Епифанова.
По итогам голосования 9 сентября список депутатов заксобрания Архангельской области выглядит следующим образом:
«ЕДИНАЯ РОССИЯ»
1 Орлов Игорь Анатольевич
2 Фортыгин Виталий Сергеевич
3 Власова Светлана Евгеньевна
4 Петросян Ваге Самвелович
5 Климов Борис Владимирович
6 Новожилов Виктор Феодосьевич
7 Берденников Андрей Николаевич
8 Малышев Андрей Васильевич
9 Кононова Людмила Павловна
ЛДПР
1 Жириновский Владимир Вольфович
2 Арсентьев Игорь Валентинович
3 Сергеева Лариса Петровна
4 Губанов Георгий Николаевич
5 Федорков Александр Олегович
6 Калинин Александр Сергеевич
КПРФ
1 Новиков Александр Владимирович
2 Кулаков Владимир Павлович
3 Таскаев Леонид Львович
4 Микляев Александр Константинович
5 Токмаков Михаил Владимирович
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»
1 Епифанова Ольга Николаевна
2 Седунова Татьяна Николаевна
3 Алефиренко Светлана Витальевна
ОДНОМАНДАТНЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА
Кисляков Михаил Леонидович (№1)
Ухин Евгений Вадимович (№2)
Чиркова Ирина Александровна (№3)
Фролов Александр Михайлович (№4)
Заря Виктор Николаевич (№5)
Виноградова Надежда Ивановна (№6)
Красильников Сергей Валентинович (№7)
Авалиани Михаил Мемедович (№8)
Сухарев Владимир Юрьевич (№9)
Зеленовский Николай Николаевич (№10)
Микляева Анастасия Александровна (№11)
Дятлов Александр Владимирович (№12)
Пивков Сергей Анатольевич (№13)
Трусов Анатолий Николаевич (№14)
Носарев Александр Николаевич (№15)
Порошина Ольга Павловна (№16)
Рогозин Игорь Александрович (№17)
Чесноков Игорь Александрович (№18)
Фролова Ирина Сергеевна (№19)
Моисеев Сергей Вениаминович (№20)
Эммануилов Сергей Дмитриевич (№21)
Володенков Эдуард Сергеевич (№22)
Новиков Иван Владимирович (№23)
Прокопьева Екатерина Владимировна (№24)
Отметим, что окончательный депутатский состав будет сформирован к 17 сентября, а первая сессия нового созыва пройдёт 20 сентября 2018 года.

Решения архангельского областного собрания депутатов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *