Решение о национализации в РФ принимается

Проект
N 340689-3
Внесен депутатом
Государственной Думы
В.И.Шандыбиным
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБРАЩЕНИИ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОБСТВЕННОСТИ
ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, В ГОСУДАРСТВЕННУЮ
СОБСТВЕННОСТЬ (НАЦИОНАЛИЗАЦИИ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые Законом о национализации
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности частных юридических и физических лиц (национализации) для государственных нужд, связанных с повышением общей эффективности и социальной ориентации экономики, обеспечением национальной безопасности, суверенитета, законности, социальных прав граждан и сохранением национального достояния, устанавливает порядок и условия осуществления национализации.
Статья 2. Понятие национализации
В целях настоящего Федерального закона под национализацией понимается принудительное возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности юридических и физических лиц, в собственность Российской Федерации или субъектов Российской Федерации.
Решения о национализации имущества и передаче его в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации принимаются соответственно федеральными органами законодательной власти и органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Законодательство о национализации
Законодательство Российской Федерации о национализации состоит из настоящего Федерального закона, государственных программ национализации и федеральных законов о национализации имущества, принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 4. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон не распространяется на принудительное изъятие имущества, находящегося в собственности юридических или физических лиц, в случаях:
обращения взыскания на имущество по обязательствам собственника;
отчуждения имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;
отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится;
выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных;
реквизиции;
конфискации;
выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд по решению суда;
изъятия земельного участка, используемого с нарушением законодательства;
в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством.
Статья 5. Основания национализации
1. Национализация имущества осуществляется на основании государственных программ и федеральных законов, принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Основаниями для национализации предприятий (имущественных комплексов) могут являться:
необходимость предотвращения массовой безработицы, восстановления и сохранения единства технологических комплексов, обеспечения обороноспособности, экономической и экологической безопасности;
объявление имущества общенациональным достоянием, исключительной собственностью народа России;
монопольное или доминирующее положение предприятия в производстве того или иного вида продукции (работ, услуг), которое не может быть преодолено вследствие естественной монополии или иных причин;
приватизация государственных и муниципальных предприятий с нарушением действующего законодательства или по заведомо заниженным ценам;
нарушение условий приватизационных сделок, в том числе обязательств, осуществить инвестиции в предприятие, сохранить его профиль;
приобретение контрольных пакетов акций акционерных обществ, создаваемых на базе государственных предприятий-монополистов, иностранным капиталом;
систематическое нарушение прав работников приватизированных предприятий имущественных и хозяйственных прав трудовых коллективов;
нарушение прав органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
инициативные заявления юридических и физических лиц о продаже или передаче государству принадлежащего им имущества или приобретенных ранее акций, паев, долей в приватизированном имуществе;
остановка функционирования предприятий, доведение их до банкротства;
ходатайства трудовых коллективов предприятий любых форм негосударственной собственности о национализации, если за такое решение проголосовало не менее 3/4 членов трудового коллектива;
систематическое нарушение прав потребителей;
систематическое нарушение налогового законодательства;
иные основания, определяемые в соответствии с общественными интересами в качестве достаточных для национализации.
3. В иных случаях национализация имущества может быть осуществлена только когда существует необходимость обеспечения государственных нужд, касающихся вопросов защиты основ конституционного строя, здоровья населения, обеспечения обороны страны, безопасности государства, единства экономического пространства, свободного перемещения товаров услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности.
4. До проведения национализации органы государственной власти вправе обеспечить государственный контроль над соответствующими объектами путем закрепления в руках государства контрольных пакетов акций, в том числе через механизм дополнительной эмиссии акций.
Статья 6. Объекты исключительной собственности народа России
Исключительной собственностью народа России объявляются:
воздушное пространство, территориальные и внутренние воды, леса, земли, недра, воспроизводимые и невоспроизводимые природные ресурсы и богатства;
предприятия и отрасли экономики, выполняющие жизнеобеспечивающие функции в масштабах государства: топливно-энергетический комплекс, железнодорожный, воздушный и иной магистральный транспорт, порты и коммуникации, связь;
предприятия и учреждения оборонных отраслей промышленности;
социально опасные виды производств;
имеющие общенациональное значение историко-культурные ценности, реликвии, сооружения;
имеющие общенациональное или региональное значение учреждения науки и культуры, учебные заведения, детские учреждения, медицинские и лечебно-профилактические учреждения, включая санатории, дома отдыха, туристские комплексы;
объекты инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.
Приватизированные объекты, объявленные национальным достоянием, исключительной собственностью народа России, подлежат национализации.
Глава II. ПОРЯДОК НАЦИОНАЛИЗАЦИИ
Статья 7. Инициатива в проведении национализации
1. Непосредственная инициатива включения имущества в программу национализации или в закон о национализации может исходить от субъектов законодательной инициативы.
Инициатива национализации может исходить от трудовых коллективов и их представительных органов, частных собственников имущества, предлагаемого для национализации, ассоциаций потребителей, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, МВД, ФСБ, Службы внешней разведки — путем подачи в Министерство государственного имущества или соответствующие законодательные органы мотивированных заявок в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 5.
Министерство государственного имущества или соответствующий законодательный орган регистрирует заявки в день их подачи. Решение о согласии выступить с соответствующей законодательной инициативой или об отказе в ней принимается в месячный срок с момента регистрации заявки в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 5. Решение по данной заявке в письменной форме доводится до сведения заявителя в трехдневный срок со времени его принятия.
2. Законодательная инициатива в проведении национализации должна выражаться во включении предприятия в проект закона о программе национализации или в проект закона о национализации объекта, не включенного в программу.
3. В случае если внесенный проект Федерального закона о национализации имущества предусматривает национализацию объектов, не включенных в федеральную целевую программу национализации, либо предусматривает увеличение расходов на национализацию по сравнению с федеральной целевой программой национализации, то одновременно с проектом федерального закона о национализации имущества должен быть внесен проект федерального закона о внесении изменений в федеральную целевую программу национализации, либо национализация имущества, указанного в проекте федерального закона, должна быть отложена до принятия федеральной целевой программы национализации на следующий год.
Статья 8. Государственная программа национализации
1. Объекты, подлежащие национализации, устанавливаются Государственной программой национализации (далее — Программа).
2. Программа разрабатывается совместно Правительством Российской Федерации и Федеральным Собранием Российской Федерации на предстоящий год и утверждается федеральным законом одновременно с федеральным бюджетом.
3. Программа должна определять:
перечень объектов, подлежащих национализации, в отраслевом и территориальном разрезе;
цели и основания проведения национализации каждого объекта;
субъекта права собственности на национализируемое имущество (Российская Федерация или субъект Российской Федерации);
орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении национализируемого имущества;
порядок, размеры, формы и сроки выплаты возмещения собственникам национализируемого имущества;
порядок использования имущества после проведения национализации;
сроки осуществления национализации;
общий объем бюджетных средств на национализацию, подлежащих выплате в предстоящем году.
4. Национализация объектов, не включенных в Программу, осуществляется путем принятия отдельных законов о национализации имущества.
Федеральные законы о национализации имущества, предусматривающие увеличение в текущем году бюджетных расходов на национализацию сверх тех, которые предусмотрены Программой на текущий год, должны предусматривать процедуру их согласования с общими бюджетными расходами.
5. Бюджетные расходы на национализируемые в текущем году объекты, но подлежащие выплате в последующие годы, включаются в общий объем бюджетных средств на национализацию, предусматриваемый программами национализации соответствующих лет.
Статья 9. Обеспечение гласности при осуществлении национализации
При внесении в Государственную Думу проектов федеральных законов о национализации имущества Правительство Российской Федерации обязано опубликовать в своем органе сообщение о таком внесении.
Собственник (представитель собственников), в отношении имущества которого внесены проекты федеральных законов о национализации, имеет право участвовать во всех слушаниях, связанных с рассмотрением данных законопроектов, проводимых в Государственной Думе и Совете Федерации.
Статья 10. Момент возникновения права государственной собственности на национализируемое имущество
Право государственной собственности на национализируемое имущество возникает с момента вступления в силу федерального закона о национализации.
Право государственной собственности на национализируемое недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации недвижимости в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Орган, осуществляющий полномочия собственника национализированного имущества
Орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении национализированного имущества, определяется Правительством Российской Федерации.
Орган, осуществляющий полномочия собственника национализируемого имущества:
осуществляет все необходимые действия, связанные с фактической передачей и национализированного имущества;
осуществляет выплату возмещения собственнику национализированного имущества, а также лицам, обладающим правами на национализированное имущество;
осуществляет учет национализированного имущества;
определяет правовой режим национализированного имущества путем закрепления его за государственными предприятиями или учреждениями или передачи его в государственную казну;
осуществляет управление национализированным имуществом до момента определения его правового режима;
осуществляет контроль за эффективностью использования национализированного имущества, закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями.
Глава III. ВОЗМЕЩЕНИЕ СОБСТВЕННИКУ НАЦИОНАЛИЗИРУЕМОГО
ИМУЩЕСТВА, А ТАКЖЕ ЛИЦАМ, ОБЛАДАЮЩИМ ПРАВАМИ
НА НАЦИОНАЛИЗИРУЕМОЕ ИМУЩЕСТВО
Статья 12. Размер возмещения, выплачиваемого собственнику национализируемого имущества и лицам, обладающим правами на национализируемое имущество
1. Размер возмещения, выплачиваемого собственнику национализируемого имущества, определяется исходя из продажной стоимости имущества на момент приватизации и затрат собственника при совершении сделки приватизации с их индексацией на момент национализации и с учетом изменения балансовой стоимости чистых активов национализируемого имущества в сопоставимых ценах с момента совершения сделки приватизации до момента национализации.
2. Размер возмещения, выплачиваемого лицам, обладающим правами на национализируемое имущество, определяется в порядке, установленном п. 1 настоящей статьи.
3. Размер возмещения залогодержателям национализированного имущества определяется исходя из суммы обеспеченного залогом требования. Сумма возмещения, подлежащая выплате залогодержателю, удерживается из суммы возмещения, подлежащей выплате собственнику национализированного имущества. При этом обеспеченное залогом обязательство прекращается с момента выплаты возмещения залогодержателю.
Размер возмещения иным лицам, обладающим правами на имущество собственника (арендаторам, лицам, в пользу которых установлен сервитут, и т.д.), определяется исходя из фактических сумм, выплаченных ими за право пользования имуществом.
Статья 13. Порядок определения размера возмещения
Предварительная оценка размера возмещения, подлежащего выплате собственнику национализированного имущества, а также лицам, обладающим правами на имущество собственника, определяется лицом, вносящим в Государственную Думу проект федерального закона о национализации имущества.
Не позднее одного месяца с момента внесения проекта федерального закона о национализации имущества Государственная Дума обязана создать государственную комиссию с привлечением Счетной палаты независимых экспертов, представителей Министерства государственного имущества России и органа, осуществляющего полномочия собственника национализированного имущества, для осуществления проверки законности сделок приватизации и залоговых сделок по национализируемому имуществу в соответствии со статьями 166 — 181 Гражданского кодекса Российской Федерации и приватизационным

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МЧП к ТЕМЕ 5

201. Какой характер имеют право собственности и другие вещные

права:

A) территориальный;

Б) исключительный;

B) экстерриториальный;

Г) императивный;

Д) диспозитивный.

202. Перечислите основные аспекты вещно-правового статута:

A) права и обязанности сторон по поводу вещей;

Б) момент перехода права собственности;

B) момент перехода риска случайной гибели и порчи вещи;

Г) правовой статус вещей, порядок возникновения, изменения,

перехода и прекращения вещных прав;

Д) деление вещей на оборотные и внеоборотные.

203. Право какого государства применяется для определения

принадлежности вещи к движимым или недвижимым:

A) закон суда;

Б) автономия воли сторон;

B) правила инкотермс-2000;

Г) закон продавца;

Д) закон места нахождения вещи.

204. Какое коллизионное регулирование предусмотрено к возникновению

и прекращению вещных прав в российском праве:

А) «цепочка» коллизионных норм;

Б) применение права места нахождения вещи;

В) решение вопроса по автономии воли сторон;

Г) применение принципа наиболее тесной связи;

Д) определение закона существа отношения.

205. Право какого государства считается правом наиболее тесной

связи в договорных отношениях о переходе прав на недвижимость:

A) закон страны суда;

Б) закон места нахождения недвижимости;

B) закон места жительства покупателя;

Г) закон места заключения договора;

Д) закон места исполнения договора.

206. К какому статуту относится момент перехода права собственности

на вещь:

A) к обязательственному;

Б) к формальному;

B) этот момент одновременно входит и в вещно-правовой, и в

обязательственный статуты;

Г) к вещно-правовому;

Д) к личному.

207. В чем проявляется особый статус российской недвижимости:

A) договоры о российской недвижимости регулируются только

законом суда;

Б) к договорам о российской недвижимости применяется только

российское право;

B) в неограниченном применении автономии воли сторон;

Г) в государственном регулировании правового статуса недвижимого

имущества в России;

Д) российская недвижимость не имеет никакого особого статуса.

208. Как в основном регулируются отношения в области иностранных

инвестиций:

A) только национальным коллизионным методом;

Б) по правилам, установленным в международных соглашениях;

B) при помощи унифицированных коллизионных норм;

Г) посредством унифицированного материально-правового метода;

Д) В основном при помощи норм, установленных в национальном инвестиционном законодательстве.

209. Какие иностранные инвесторы пользуются преференциальным

режимом:

A) производящие инвестирование в особо крупных размерах

либо в особо важные и капиталоемкие отрасли национальной экономики;

Б) действующие в данном государстве не менее 10 лет;

B) заключающие сервисные соглашения с принимающим государством;

Г) преференциальный режим не может предоставляться иностранным

инвесторам;

Д) все иностранные инвесторы.

210. В чем заключается основной смысл «дедушкиной» (стабилизационной) оговорки:

A) в полной и безусловной защите иностранных инвесторов;

Б) в применении к иностранным инвесторам наиболее благоприятного

для них законодательства;

B) в протекционистской защите отечественных производителей;

Г) в проведении антидемпинговой политики;

Д) в обеспечении конкурентоспособности национальных товаров.

211. Какая иностранная собственность может быть национализирована:

A) собственность иностранного государства;

Б) национализация запрещена в современном международном

праве;

B) собственность иностранных частных лиц;

Г) собственность ММПО;

Д) национализирована может быть только собственность граждан

данного государства.

212. Какие обязанности несет государство, национализировавшее иностранную обственность:

A) никаких;

Б) уведомить государство гражданства иностранных инвесторов;

B) уведомить Международный центр по урегулированию инвестиционных

споров (далее — МЦУИС);

Г) выплатить иностранному инвестору быструю, адекватную и эффективную компенсацию;

Д) выплатить компенсацию в пользу Многостороннего агентства

по гарантиям инвестиций (далее — МИГА).

213. В какой валюте должна выплачиваться компенсация:

A) в национальной валюте принимающего государства;

Б) в американских долларах;

B) в евро;

Г) в любой валюте по решению принимающего государства;

Д) в любой валюте, приемлемой для иностранного инвестора.

214. Какой международный орган специально предназначен

для разрешения инвестиционных споров:

A) МЦУИС;

Б) ООН;

B) МВФ;

Г) ВТО;

Д) ЮНЕСКО.

215. В чем заключаются основные функции МИГА:

A) страхование иностранных инвесторов от коммерческих рисков;

Б) контроль за выполнением условий контракта между иностранным инвестором и принимающим государством;

B) страхование иностранных инвесторов от некоммерческих рисков;

Г) страхование иностранных инвесторов от валютных рисков;

Д) страхование иностранных инвесторов от радиационной катастрофы.

216. В чем основные преимущества собственности оффшорных компаний:

A) она застрахована от всех рисков;

Б) ее статус гарантирован от имени МВФ;

B) ее неприкосновенность абсолютна;

Г) на имущество офшорной компании, находящееся на территории

государства-регистрации, практически невозможно наложить

взыскание даже по судебному решению;

Д) собственность офшорных компаний не обладает никакими

особыми преимуществами.

217. Чем обеспечивается неприкосновенность имущества одного

государства, находящегося на территории другого:

A) международной вежливостью;

Б) международным обычным правом;

B) положениями международных соглашений;

Г) национальным законодательством государства места нахождения

имущества;

Д) доктриной иммунитета собственности государства.

15 мартапод председательством председателя Комитета Сергея Гаврилова Гаврилов
Сергей Анатольевич Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации» состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.

Первым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели законопроект «Об обращении в государственную и муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации», внесенный депутатами Государственной Думы Г.А.Зюгановым, В.И.Кашиным, В.С.Никитиным и другими депутатами Государственной Думы – членами фракции КПРФ. С докладом выступил депутат Государственной Думы Николай Арефьев Арефьев
Николай Васильевич Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации» .

В соответствии с законопроектом в государственную или муниципальную собственность могут быть обращены предприятия как имущественные комплексы, земельные участки в составе имущественного комплекса, объекты недвижимого имущества, ранее проходившие процедуру приватизации. Такое обращение указанного имущества проводится в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

Согласно законопроекту, бывшему собственнику имущества выплачивается возмещение, размер которого равен разнице между стоимостью имущества на момент обращения в государственную или муниципальную собственность и стоимостью имущества на момент его приватизации. При этом оценка имущества, в отношении которого применяется процедура обращения, производится в соответствии с методикой оценки такого имущества на момент приватизации.

В ходе обсуждения законопроекта большинство членов Комитета по вопросам собственности поддержали концептуальные положения законопроекта, согласно которым обращению в государственную собственность (национализации) может подлежать ранее приватизированное недвижимое имущество, необходимое для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Вместе с тем отмечалось, что рассматриваемый законопроект предлагает ряд правовых механизмов, требующих согласования с нормами Конституции РФ и гражданского законодательства, а также содержит внутренние противоречия.

В частности, предусмотренная законопроектом возможность обращения имущества в муниципальную собственность не соответствует статье 35 Конституции РФ и статье 235 Гражданского кодекса РФ.

В статье 3 законопроекта имеются внутренние противоречия в отношении ограничений сферы действия законопроекта. В этой связи необходимо однозначно указать, что действие законопроекта не распространяется на жилищный фонд, дачные, садовые земельные участки, земельные участки для индивидуального жилищного строительства, гаражи независимо от того, находились ли эти объекты недвижимого имущества в государственной или муниципальной собственности или не находились.

Необходимо также конкретизировать основания для национализации имущества, указанные в статье 6 законопроекта, ограничив их обороной страны и обеспечением безопасности государства.

С учетом того, что законопроект направлен на национализацию имущества производственного назначения, а предпринимательскую деятельность вправе осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели, представляется некорректным распространение сферы правового регулирования законопроекта на физических лиц, тем более, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Законопроект не предусматривает судебный порядок национализации имущества, что не в полной мере согласуется со статьей 35 Конституции РФ. В этой связи представляется целесообразным включить в законопроект положение о том, что размер возмещения, выплачиваемого собственнику национализируемого имущества, должен быть подтвержден в судебном порядке.

Предлагаемый в законопроекте механизм определения стоимости имущества на основе его стоимости в момент приватизации, стоимостном учете потерь (отчуждение, выбытие) и улучшений такого имущества за прошедший с момента приватизации период времени с экономической и юридической точки зрения не реализуем на практике из‑за невозможности правильного учета инфляционных процессов, износа имущества, изменения его состава, качественных характеристик и т. п. В этой связи более целесообразным представляется рассчитывать размер возмещения на основе рыночной стоимости национализируемого имущества, которая для имущественного комплекса предприятия включает в себя износ имущества, дебиторскую и кредиторскую задолженность, а также иные факторы.

По мнению членов Комитета, законопроект целесообразно также дополнить положениями, гарантирующими сохранение трудовых отношений с работниками предприятия, имущественный комплекс которого обращен в государственную собственность.

С учетом того, что замечания по законопроекту не носят концептуального характера и могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению, Комитет по вопросам собственности рекомендовал Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.

Вторым вопросом повестки были рассмотрены проекты федеральных законов «О возмездном изъятии (национализации) имущества социально неэффективных собственников» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О возмездном изъятии (национализации) имущества социально неэффективных собственников», внесенный депутатами Государственной Думы С.М.Мироновым, А.Л.Бурковым, О.Л.Михеевым. Докладчик – депутат Государственной Думы Сергей Миронов Миронов
Сергей Михайлович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ подчеркнул, что законопроектом предусматривается введение ответственности собственников в виде возмездного изъятия (национализации) их имущества за осуществление ими социально неэффективной предпринимательской деятельности, устанавливается закрытый перечень оснований для принятия государством решения о национализации имущества в государственную собственность, порядок принятия решения о национализации на уровне Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, процедура изъятия и расчета величины возмещения собственнику стоимости изымаемого имущества и понесенных им при этом убытков.

Большинство членов Комитета по вопросам собственности считают концепцию законопроекта актуальной, предлагающей реальный механизм воздействия государства на недобросовестных предпринимателей.

В ходе обсуждения законопроекта отмечалось, что авторами законопроекта предпринята попытка социализации гражданского законодательства посредством увязки гражданско-правовых отношений с их социально-экономическим назначением. Безусловно, такое концептуальное предложение представляется серьёзной правовой новеллой, в значительной степени изменяющей основы гражданского законодательства.

Необходимо отметить, что устранить большинство причин, перечисленных в законопроекте в качестве оснований для национализации, представляется в полной мере возможным без изъятия имущества у собственника с помощью мер, предусмотренных российским законодательством, в частности, Трудовым кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Уголовным кодексом РФ и иными нормами федеральных законов.

Таким образом, национализация имущества социально неэффективных собственников является вынужденной мерой, ставшей следствием негативных социальных последствий предпринимательской деятельности собственников. Однако из законопроекта неясно, кто и каким образом определяет юридический факт наступления указанных негативных последствий и подтверждает наличие причинно-следственной связи между предпринимательской деятельностью собственника и наступившими негативными последствиями. Согласно концепции законопроекта эти полномочия возлагаются на Правительство РФ и высший орган исполнительной власти субъекта РФ. При этом в законопроекте отсутствуют положения об обязательном судебном рассмотрении наличия реальных оснований для возмездного изъятия имущества — собственник вправе лишь оспорить в суде уже принятый соответствующий нормативный правовой акт Правительства РФ или высшего органа исполнительной власти субъекта РФ.

Согласно части 9 статьи 8 и статье 9 законопроекта, окончательное решение о национализации конкретного имущества в федеральную собственность принимается Государственной Думой в форме постановления. Вместе с тем, часть 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации содержит перечень вопросов, отнесенных к ведению Государственной Думы, по которым она вправе принимать постановления. Следует отметить, что упомянутый перечень не содержит вопроса о принятии решения о национализации конкретного имущества.

Указанный в законопроекте механизм определения размера возмещения, выплачиваемого собственнику изымаемого имущества, не в полной мере соответствует Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которому при установлении рыночной стоимости имущества учитывается прибыль от использования такого имущества, а, следовательно, и убытки от его изъятия, в связи с чем некорректно определять размер возмещения как сумму рыночной стоимости изымаемого имущества и величины убытков.

С учетом того, что имеющиеся замечания к законопроекту не носят концептуального характера и могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению, Комитет по вопросам собственности рекомендовал Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.

В прениях по законопроектам выступили депутаты Государственной Думы Владимир Афонский Афонский
Владимир Игорьевич Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0184 (Новомосковский – Тульская область) , Антон Беляков Беляков
Антон Владимирович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ , Александр Бурков Бурков
Александр Леонидович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ , Николай Иванов Иванов
Николай Николаевич Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации» , Валерий Селезнев Селезнев
Валерий Сергеевич Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР — Либерально-демократической партией России , Андрей Свинцов Свинцов
Андрей Николаевич Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР — Либерально-демократической партией России , а также представители Минэкономразвития Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации.

Третьим вопросом был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и статью 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Депутаты Комитета по вопросам собственности рекомендовали принять в первом чтении внесенный членом СФ ФС РФ А.П.Торшиным законопроект «О внесении изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и статью 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», направленный на уточнение и дополнение перечня правоохранительных органов, которые вправе на безвозмездной основе получать информацию из государственного реестра прав на недвижимое имущество и государственного кадастра недвижимости.

Решение о национализации в РФ принимается

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *