Реорганизация в форме выделения

Проведение реорганизации юридического лица в любой форме предусматривает соблюдение определенных требований. Одно из них регламентирует, как принимается решение о реорганизации.

Содержание

Общий порядок принятия решения

Решение о реорганизации принимает высший орган управления юридического лица – общее собрание участников. Вне зависимости от формы реорганизации, её причин, общее собрание должно принять решение о данном процессе, и только после этого возможны все дальнейшие действия. Для его принятия проводится внеочередное собрание участников в порядке, регламентированном законами «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», а также уставом организации и иными корпоративными документами. Так, решение о реорганизации ООО принимается только единогласно, а решение о реорганизации акционерного общества принимает большинство в три четверти акционеров, участвующих в общем собрании.

Как и любое иное решение общего собрания, оно оформляется протоколом с учетом требований по его оформлению. Однако основная часть будет зависеть от формы, в которой будет проходить реорганизация, с учетом её специфики.

Решение о реорганизации в форме присоединения (образец)

Принимается решение каждым реорганизуемым юридическим лицом. Оно должно содержать не только указание на форму реорганизации, но и на порядок её проведения, а также должно быть обозначено юридическое лицо, к которому планируется присоединиться. Также принимается решение об утверждении договора о присоединении и передаточного акта.

На основании этого решения другое юрлицо выносит свое решение о присоединении к нему реорганизуемой организации с указанием реквизитов договора о присоединении.

Решение о реорганизации в форме выделения (образец)

Процедура выделения предусматривает, что из действующего юридического лица образуется еще одно. Решение (реорганизация выделением) должно содержать информацию об образуемой организации:

  • Наименование;

  • Размер уставного капитала – с указанием источника его образования;

  • Место нахождения.

Кроме того, в решении может быть указано направление деятельности с указанием кодов ОКВЭД.

Решение о реорганизации в форме преобразования

Законодательством допускается возможность изменения организационно-правовой формы юридического лица. Преобразование относится к одной из форм реорганизации и также требует принятия участниками или учредителями соответствующего решения на общем собрании.

При вынесении решения необходимо руководствоваться требованиями законодательства, в том числе относительно возможного изменения организационной формы. Например, решение о реорганизации в акционерное общество должно содержать единогласное решение по всем пунктам, которое влечет такое изменение: формирование новых органов управления в обществе, перерасчет долей в акции и т.д.

Решение о преобразовании должно содержать:

  • Указание на новую организационно-правовую форму;

  • Порядок пересчета долей в акции или наоборот;

  • Утверждение новой редакции устава;

  • Информацию о единоличном исполнительном органе образуемого юрлица.

В случае принятия такого решения в ситуации, когда законодательство обязывает провести преобразование, в решении должно быть указано, что оно принято во исполнение требований законодательства с указанием конкретного нормативно-правового акта.

Последствия

Принятие решения о реорганизации влечет за собой определенные юридические последствия. Прежде всего, возникает обязанность уведомления в трехдневный срок уполномоченного государственного органа о начале реорганизации. Одновременно с этим проводится подготовка к реорганизации – разрабатывается устав нового юридического лица, проводится инвентаризация имущественных прав и обязательств, передаваемых правопреемникам.

Читайте также: Разделительный баланс при реорганизации

Во многих случаях целесообразно утверждать отдельным решением передаточный акт – это основной документ, фиксирующий правопреемство в процессе реорганизации вне зависимости от её конкретной формы. Впрочем, законодательство не содержит запрета на его утверждение и в момент принятия первого решения. Например, решение о реорганизации в форме присоединения может утверждать и перечень имущества, которое перейдет к правопреемнику.

С момента уведомления ФНС о начале реорганизации в ЕГРЮЛ делается отметка, что организация находится в процессе реорганизации. Формально она ни к чему не обязывает, но в реальности длительное нахождение в стадии реорганизации может вызывать определенные опасения со стороны контрагентов. И если в ряде случаев для реорганизуемой организации это не имеет существенного значения, т.к в процессе реорганизации она прекратит существование и мнение других участников рынка перестанет иметь значение, то в некоторых других ситуациях это может негативно сказаться на дальнейшем развитии. К примеру, решение о реорганизации ООО в форме выделения юрлица требует оперативного проведения всей процедуры т.к. настороженность партнеров по бизнесу может негативно сказаться как на существующем обществе с ограниченной ответственностью, так и на создаваемом на его основе новом юрлице.

Читайте также: Кадровые вопросы при реорганизации

Несоблюдение порядка проведения собрания и принятия решения о реорганизации влечет за собой риск признания решения недействительным, что приведет к отмене реорганизации. Кроме того, пострадавшее от такого решения лицо, участник или акционер, вправе потребовать возмещения убытков, возникших в результате принятия решения с нарушением требований законодательства к этому процессу.

Читайте также: Правовые последствия реорганизации юридического лица

Энциклопедия решений. Реорганизация ООО в форме выделения

Реорганизация ООО в форме выделения

Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего (п. 1 ст. 55 Закона об ООО).

Общий порядок реорганизации предусмотрен ст.ст. 57-60.2 ГК РФ, ст.ст. 51, 55 Закона об ООО, Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ).

1. Принятие решения о реорганизации ООО относится к компетенции общего собрания участников общества (п. 1 ст. 57 ГК РФ, пп. 11 п. 2 ст. 33 Закона об ООО) или единственного участника общества (ст. 39 Закона об ООО).

Решение о реорганизации должно быть принято единогласно (абзац второй п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

Проведению общего собрания предшествует подготовка к его созыву. Порядок созыва общего собрания предусмотрен ст. 36 Закона об ООО.

Кроме решения о реорганизации общее собрание участников реорганизуемого ООО должно принять решения о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (новых обществ), об утверждении передаточного акта (до 01.09.2014 для реорганизации в форме выделения требовался разделительный баланс).

Общее собрание ООО участников вносит в устав общества, реорганизуемого в форме выделения, изменения, предусмотренные решением о выделении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества (абзац первый п. 2 ст. 55 Закона об ООО).

Общее собрание участников выделяемого общества утверждает его устав и избирает органы общества (абзац второй п. 2 ст. 55 Закона об ООО ООО).

Реорганизуемое ООО может являться единственным участником выделяемого общества, в таком случае общее собрание реорганизуемого ООО, помимо решения о реорганизации, также принимает решение о порядке и об условиях выделения, утверждает устав выделяемого общества и передаточный акт, избирает органы выделяемого общества (абзац третий п. 2 ст. 55 Закона об ООО).

Передаточный акт, утверждаемый при реорганизации в форме выделения, представляет собой документ, определяющий перечень прав и обязанностей, который переходят от реорганизуемого ООО к юридическим лицам, создаваемым в результате реорганизации (п. 4 ст. 58 ГК РФ).

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного общества в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого ООО, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (то есть, в период между датой составления передаточного акта и датой государственной регистрации юридического лица, к которому переходят права и обязанности реорганизованного ООО) (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Передаточный акт необходим при реорганизации в форме выделения в соответствии с изменениями в ГК РФ, вступившими в силе с 01.09.2014. Ранее требовался разделительный баланс. Закон об ООО по-прежнему предусматривает составление разделительного баланса при реорганизации ООО в форме выделения (п. 3 ст. 55 Закона об ООО). Однако с 01.09.2014 нормы Закона об ООО могут применяться только в части, не противоречащей положениям ГК РФ (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ).

Представление на государственную регистрацию создаваемого в результате реорганизации общества (обществ) после 01.09.2014 разделительного баланса, а не передаточного акта может быть формальным основанием для отказа в государственной регистрации (абзац второй п. 2 ст. 59 ГК РФ).

При составлении передаточного акта необходимо учитывать положения Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н (далее — Методические указания).

2. В течение трех дней со дня принятия решения о реорганизации ООО обязано письменно сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации (выделение) с приложением решения о реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ).

Заявителем при представлении уведомления может быть руководитель исполнительного органа реорганизуемого общества или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого общества (пп. «а» п. 1.3. ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

Ранее законодательство накладывало на реорганизуемые общества также обязанность сообщить о принятом решении в налоговые органы по месту своего нахождения по форме N С-09-4 (утв. приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@). Но Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ норма, содержащая соответствующую обязанность (пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ), была признана утратившей силу с 24 августа 2013 года.

С 1 января 2015 г. также отменена обязанность общества сообщить о реорганизации в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения*(1).

3. Реорганизуемое общество после даты внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение о его реорганизации. В нем указываются сведения о реорганизуемом и выделяющемся обществе (обществах), форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом (абзац второй п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 5 ст. 51 Закона об ООО, п. 2 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ, п. 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@). При этом второе уведомление о реорганизации может опубликовано не ранее дня, следующего за днем истечения месячного срока со дня публикации первого уведомления (п. 12 письма ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64).

4. В течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган общества в письменной форме обязаны уведомить известных им кредиторов о начале реорганизации (п. 2 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ).

5. Для государственной регистрации выделяемого общества (обществ) в регистрирующий орган по месту нахождения реорганизуемого общества представляются документы, предусмотренные ст. 14 Закона N 129-ФЗ.

Как разъяснила ФНС России, связанные с завершением реорганизации документы могут быть представлены в регистрирующий орган после истечения как 30 дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации юридических лиц в журнале «Вестник государственной регистрации», так и истечения 3 месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (см. подробнее письмо ФНС от 14.08.2015 N ГД-4-14/14410).

С 1 января 2016 документы на государственную регистрацию могут быть направлены в регистрирующий орган в электронной форме через нотариуса (ст. 86.3 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I, абз. третий п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

Нотариус получает документы, выданные регистрирующим органом в электронной форме, и по просьбе заявителя выдаёт ему данные документы также в электронной форме либо на бумажных носителях с удостоверением их равнозначности электронным документам (п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).

Внимание

Государственная регистрация может быть приостановлена сроком до 1 месяца для проведения регистрирующим органом проверки достоверности сведений (п. 4.4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

Регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган документов (п. 4 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).

Реорганизация юридического лица в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц (п. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 4 ст. 16 Закона N 129-ФЗ).

6. Вступительная бухгалтерская отчетность возникшей организации на дату ее государственной регистрации составляется на основе передаточного акта с учетом отраженных реорганизуемой организацией операций, указанных в п. 36 и п. 37 Методических указаний (п. 38 Методических указаний).

В случаях прекращения ООО в результате реорганизации снятие его с учета в налоговых органах осуществляется налоговым органом самостоятельно, без участия налогоплательщика, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 84 НК РФ).

________________

*(1) Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» была признана утратившей силу ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Реорганизация в форме выделения: цели, налоги и претензии кредиторов

Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH

Реорганизация в форме выделения — уникальный инструмент. Его «соль» кроется в особенностях правопреемства.

Во-первых, по общему правилу, выделенное юридическое лицо не является правопреемником реорганизуемого по налоговым обязательствам.

Во-вторых, не возникает универсального правопреемства по гражданским требованиям, то есть переход всех прав и всех обязанностей от старой компании к новой не происходит. Решение, что передать, а что оставить принимают участники реорганизуемого юридического лица.

Обе особенности позволяют использовать «выделение» для обособления активов бизнеса, посредством передачи новому субъекту. Важно, что такое обособление не влечёт возникновения налоговых последствий ни у передающей, ни у принимающей стороны.

Кроме того, выделение позволяет разделить профильные и вспомогательные направления в бизнесе по разным юридическим лицам. Это защищает в будущем самостоятельные бизнес-направления от рисков друг друга.

В результате реорганизации создается новое юридическое лицо, которое может применять любую систему налогообложения, в том числе УСН. Таким образом, появляется возможность уплачивать налог с доходов по пониженной ставке.

Полагаем, никого не удивит, что наличие таких приятных бонусов вызывает пристальный интерес контролирующих органов к процедурам выделения.

Восстановление НДС и разумная хозяйственная цель

Основные претензии налоговых органов, преследующие выделение, — это восстановление НДС. Возникают они, как правило, в случае «изъятия» недвижимого имущества у реорганизуемой компании после предоставления ей вычетов по производственным затратам на строительство и последующей передачи такой недвижимости правопреемнику, применяющему УСН. Напомним, Налоговый кодекс в п. 8 ст. 162.1, подп. 2 п. 3 ст. 170 прямо указывает на отсутствие необходимости восстанавливать НДС в такой ситуации.

С данной нормой, в целом, никто не спорит, к самой реорганизации претензий нет. Вопросы возникают по поводу передачи имущества на спец. режим. Налоговые органы видят в таких действиях схему, направленную на получение необоснованной налоговой выгоды в виде необоснованно полученных вычетов по НДС.

Суть претензий заключается в том, что вычет прежний владелец получил, а объект в НДС-ной деятельности использовать не стал, а значит с реализации налог не заплатит1. Итого — бюджет в убытке. Неудивительно, что налогоплательщикам доначисляют налоги.

Результат оспаривания решения ИФНС в приведённой ситуации во многом зависит от наличия разумной хозяйственной (деловой) цели2 в действиях налогоплательщика. Если таковая отсутствует, велика вероятность победы инспекции в споре.

Судебная практика3 даёт следующий, мягко говоря, «сухой», комментарий по поводу деловой цели реорганизации: «целью реорганизации является оптимизация предпринимательской деятельности юридического лица». Очевидно, что данный тезис требует расшифровки. Рассмотрим пример из судебной практики4.

Дано: общество строит торгово-развлекательный центр, заявляя при этом вычеты по НДС. По окончанию строительства общество объявляет реорганизацию в форме выделения двух юридических лиц. К правопреемникам, в том числе, переходят права собственности на построенный ТРЦ. При этом, один из правопреемников через 2 месяца переходит на УСН. Здание ТРЦ в дальнейшем сдаётся в аренду третьим лицам без НДС.

Вывод налогового органа: согласованность действий по последовательной реорганизации юридических лиц в целях уклонения от обязанности по восстановлению НДС в связи с переходом на УСН.

Налогоплательщик вывод опроверг, указав, что реорганизация была направлена на разделение деятельности по направлениям: аренда и эксплуатация и содержание сетей5. Важно, что разделение было необходимо, в первую очередь, ввиду того, что деятельность на рынке энергетики подлежит регулированию, а согласование тарифов на передачу энергии требует раздельного учёта затрат по указанному виду деятельности в обществе, что при наличии в том числе учёта по операциям, связанным со строительством торгово-развлекательного центра — было практически невозможно.

Примечательно, что такой довод устроил суды трёх инстанций, в связи с чем налогоплательщику удалось избежать доначисления в размере порядка 24 миллионов рублей, а также уплаты штрафа.

Ошибки реорганизации

Если декларируемая деловая цель едва уловима, то претензии налоговых органов могут получить поддержку в суде. Снова проиллюстрируем на примере6.

Дано: две компании ООО «Хранитель активов» на ОСН и ООО «Операционная компания» на УСН. Первая владеет имуществом — рестораном. Вторая это имущество арендует и использует по назначению. Важно, что само помещение приобретено совсем недавно и в налоговом периоде, предшествовавшем описанным далее событиям, получено возмещение НДС из бюджета.

У собственников бизнеса возник нехитрый план: перевести активы на УСН, избежав восстановления НДС. Для этого собственник принял решение о реорганизации в форме выделения.
Далее события развивались следующим образом:
(1) Выделение ООО «Промежуток» с передачей ему недвижимости. Напомним, что решение о выделении было принято в следующем квартале после подтверждения вычета по НДС и получение возмещения из бюджета;

(2) После регистрации ООО «Промежуток» применяет ОСН, а вот с 1 января следующего года переходит на УСН. Одновременно такое же заявление подает исходная компания — «Хранитель», которая избавилась от ценного имущества;

(3) Спустя несколько месяцев начинается процедура присоединения ООО «Промежуток» к «Операционной компании» (ресторану).

Налоговому органу такие действия не понравились. По его мнению, ООО «Промежуток» должен был восстановить НДС. А поскольку к моменту предъявления требования присоединение было завершено, под удар попала Операционная компания.

Рассмотрим ошибки налогоплательщика, которые привели к описанному результату:

Во-первых, реорганизацию объявили сразу после получения вычета по НДС. При этом собственник имущества самостоятельную деятельность не вёл, а значит НДС с реализации в бюджет не уплачивал. Вывод — имущество приобреталось для получения вычета. Очевидно, что допустить такое налоговый орган просто не мог.

Во-вторых, при выделении не был соблюдён баланс распределения прав и обязанностей с правопреемником. В данном случае по разделительному балансу новое Общество получило ресторанный комплекс, а вот какие-либо обязательства к нему не перешли.

В-третьих, деловая цель реорганизации. В данном деле налогоплательщик пытался доказать, что все предпринятые им действия были направлены исключительно на сокращение расходов операционной компании по уплате аренды. В обоснование заявленной деловой цели даже представили аудиторское заключение.

Однако, такая цель на фоне взаимозависимости реорганизуемых субъектов и иных ошибок налогоплательщика суды не устроила.

В-четвёртых, несмотря на то, что дело связано с реорганизацией, претензии налогового органа основаны на следующем шаге — переходе на УСН.

Суды прямо указали, что сама по себе реорганизация не вызывает необходимости восстановить НДС. Однако, цель выделения в данном случае — уклонение от обязанности восстановить НДС в связи с последующим переходом налогоплательщика на спец. режим. Иными словами, налогоплательщик предварительно провёл реорганизацию, чтобы вывести имущество и создать формальную возможность не восстанавливать принятый к вычету налог.

Выводы из дела очевидны. Во избежание неблагоприятных налоговых последствий:

  • нельзя проводить реорганизацию с передачей основных средств сразу же после получения вычетов. Выждите существенный срок. Спустя несколько лет после приобретения имущества, у налогового органа не будет оснований ссылаться на отсутствие намерения вести облагаемую НДС деятельность;

  • нельзя проводить реорганизацию без понятной деловой цели. Не стоит воспринимать выделение как способ возместить НДС и не платить его с деятельности в будущем. Реорганизация в первую очередь служит инструментом оптимизации бизнеса;

  • нельзя переводить реорганизованную компанию на упрощённую систему налогообложения. Несмотря на то, что она уже не владеет имуществом, налоговый орган попросит восстановить НДС;

  • нужно планировать заранее. Не провоцируйте налоговый орган последующим переходом новой компании на УСН. Выделенное юр. лицо должно применять спец. режим с момента создания.

«Добрый» совет

Анализ сложившейся судебной практики позволяет вывести ряд дополнительных правил. Безусловно, решение следовать им или нет — выбор самостоятельный, но мы рекомендуем прислушаться.

Не совершайте резких телодвижений после окончания выделения

Результат реорганизации в форме выделения должен быть самодостаточным и конечным. Если это один из «подготовительных этапов» к чему-то, то деловую цель выделения обосновать не получится.

Например, продажа имущества правоопреемником на УСН сразу после реорганизации7 поставит справедливый вопрос, что единственной целью выделения была уплата налога при продаже по пониженным ставкам. Намерения вести самостоятельную деятельность не было.

К аналогичному выводу придут налоговая и суд в случае проведения повторной реорганизации после покупки очередного объекта и принятия НДС к вычету. То есть нельзя проводить выделение регулярно.

Правопреемник должен вести самостоятельную деятельность

При этом передача имущества в аренду от выделенной (новой) организации в компанию, из которой она и была выделена — не поможет. Важны другие контрагенты, денежные потоки и наличие сотрудников. Соответственно, если у компании один арендатор и один сотрудник, а арендная плата не выплачивается регулярно, доказать, что всё это дело — реальный бизнес не получится8.

Экономическая эффективность реорганизации

Позицию налогоплательщика усилит достижение экономического эффекта от проведенной реорганизации. Например, повышение рентабельности после обособления самостоятельного бизнес-направления. И, напротив, явное ухудшение «экономики» сыграет не в пользу налогоплательщика9:

  • после передачи правопреемнику основных средств налогоплательщик берет их в аренду. При этом сумма арендной платы многократно превышает амортизационные отчисления;

  • все расходы по содержанию имущества при этом несет по-прежнему налогоплательщик как арендатор;

  • денежные средства в виде завышенной арендной платы, перечисленные арендодателю, затем вновь перечисляются налогоплательщику (арендатору) или иным взаимозависимым компаниям в виде займов.

В данном деле суд решил, что единственной целью выделения было завышение расходов прежнего собственника в виде арендных платежей. Фактические бизнес-процессы при этом не изменились, компания продолжала пользоваться «своим» имуществом.

Солидарная ответственность «новой» компании

Общее правило устанавливает, что выделенное юридическое лицо не отвечает по обязательствам (в том числе налоговым) компании-предшественника. Однако при выполнении определённых условий между новой и старой организациями возникает солидарная ответственность10.

В части налоговых обязательств это: отсутствие возможности заплатить налоги и направленность реорганизации на уклонение от уплаты налогов. В части гражданско-правовой ответственности: передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству либо активы и обязательства распределены несправедливо.

Важно, что для привлечения лица в качестве солидарного должника необходимо обратиться в суд, а значит налоговый орган или иной кредитор должен доказать наличие обозначенных условий.

Налоговые обязательства

Отсутствие возможности заплатить налоги доказывается достаточно просто. В ходе мероприятий по взысканию налоговой задолженности с основного должника, инспекция выявляет «0» на расчётном счёте. После этого выносит постановление о взыскании задолженности за счёт имущества, которое отправляется к судебным приставам — исполнителям. Последние, в свою очередь, устанавливают факт отсутствия у должника имущества, в связи с чем исполнительное производство оканчивается.

Следующая задача — доказать, что реорганизация была направлена на уклонение от уплаты налогов. Для этого инспекция, в частности, может ссылаться на факты выполнения налогоплательщиком действий, направленных на сокрытие денежных средств, за счёт которых можно было погасить долг перед бюджетом. Например, если налогоплательщик, при наличии картотеки на банковском счёте, просит клиентов платить напрямую его контрагентам11 или в ходе реорганизации все ликвидные активы были переданы правопреемнику.

Важно, что правопреемник может быть привлечен только к оплате налоговых долгов за три года, предшествовавших выделению. Через три года после окончания выделения можно спать спокойно.

Требования прочих кредиторов

Привлечение выделенной компаний к солидарной ответственности по гражданским делам зависит от наличия одного из двух вышеназванных условий. При этом на практике решение вопроса имеет массу особенностей. Вот некоторые выводы из судебной практики:

(1) В части недобросовестного распределения

  • для определения добросовестности распределения активов суды назначают экспертизу, в ходе которой должна быть дана оценка не только формальному разделению активов и пассивов, исходя из данных бухгалтерского баланса и передаточного акта. Данных документов недостаточно. Эксперты должны дать оценку финансовому состоянию юр. лиц, участвовавших в реорганизации, в том числе и на основании оборотно-сальдовых ведомостей, регистров бухгалтерского учёта, договоров с контрагентами и прочих документов12;

  • суд исследует, что за активы передавались в ходе реорганизации. Важно, что наличие формальной возможности удовлетворить требования кредиторов не освобождает от привлечения к солидарной ответственности13. Иными словами, передать на новую компанию все реально ценные активы и оставить на реорганизуемом юр. лице неликвидный балласт — не получится. Вернее, сделать так, конечно же, можно, но сохранить актив это не поможет;

  • если реорганизованное юр. лицо продолжает деятельность, исполняет (хотя бы частично) свои обязательства перед кредиторами, а передаточный акт распределил активы и обязательства добросовестно и справедливо, суд отказывает в удовлетворении требований о привлечении правопреемника к солидарной ответственности14.

Важно подходить к данной особенности разумно, то есть исполнение обязательства должно быть адекватным. Очевидно, что перечисление кредитору 100 рублей раз в месяц картину не изменит.

(2) С невозможностью определения правопреемника по передаточному акту, в целом, всё понятно: если обязательство в акте не фигурирует — отвечают оба. Однако, нюансы есть и в этой части.

Во-первых, к подготовке передаточного акта необходимо подойти скрупулёзно. Так, например, желательно поименовать контрагентов и сделать отсылку на конкретные обязательства, в том числе указать реквизиты договоров и сальдо на период составления акта.

На практике часто встречаются обобщения, например: «…то, что не указано в акте остаётся за реорганизуемым юридическим лицом…». В целом, такое указание допустимо, хотя бы потому что в соответствии с частью 1 ст. 59 ГК РФ передаточный акт должен устанавливать порядок определения правопреемства на случай возникновения, изменения или прекращения обязательств реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты утверждения передаточного акта.

Во-вторых, особняком стоят ситуации, касающиеся обязательств, возникших после реорганизации. В этом случае необходимо проанализировать сущность отношений должника и кредитора.

Так, исполнение обязательств, возникших после реорганизации, но вытекающих из отношений, сложившихся до её начала, могут быть возложены на выделенную (новую) компанию, в случае несправедливого распределения активов и пассивов. Пример такой ситуации — взыскание неустойки по кредитному договору15.

С другой стороны, после окончания процедуры выделения и подписания передаточного акта реорганизуемая компания продолжает свою деятельность, в ходе которой самостоятельно принимает решения и вступает в новые отношения с третьими лицами. Соответственно, выделенная компания не может быть правопреемником по обязательствам, возникшим после реорганизации16.

В завершение дадим главный совет — не злоупотребляйте. Он касается как применения инструмента в целом, так и использования его отдельных особенностей. Реорганизацию в форме выделения придумали не для оптимизации налогов, и уж тем более это не способ «простить всем, кому должен». В первую очередь — это возможность оптимизировать бизнес, решить предпринимательские задачи.

Повторим типичные ошибки реорганизации, которые позволят налоговому органу или иному кредитору усомниться в искренности намерений:

  • у реорганизуемых компаний отсутствует понятная деловая цель, они сдают все имущество в аренду «обратно»;

  • имущество передаётся сразу же после получения вычета по НДС;

  • реорганизуемая компания переходит на специальный налоговый режим после выделения;

  • новая компания создаётся на общем режиме и переходит на специальный в последствии;

  • правопреемник на УСН продаёт имущество сразу же после реорганизации;

  • резкое увеличение расходов старой компании на аренду имущества у своего же правопреемника;

  • иные факты, в основе которых отсутствует прозрачная экономическая логика, кроме желания снизить налоги.

1. См. письмо Минфин РФ от 30 июля 2010 г. № 03-07-11/323, а также письмо ФНС России от 14 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4270@

2. То есть основной целью операции не должна являться экономия на налогах.

3. См. постановление Президиума ВАС РФ № 16246/12 от 28 мая 2013 года.

4. См., например, дело № А10-3798/2016.

5. Один из правопреемников получил активы, обеспечивающие передачу (транзит) электроэнергии.

6. См. дело № А32-2471/2015. Схожие выводы были сделаны в рамках дела № А27-15970/2016

7. См. дело № А47-10141/2015

8. См. дело № А02-553/2017

9. См.дело № А05-9428/2016

10. Солидарная ответственность — это обязанность нескольких должников удовлетворить требование кредитора. При этом кредитор вправе требовать полного удовлетворения как от всех должников, так и от кого-то одного.

Хочу поделиться с вами личным опытом сопровождения процедуры реорганизации в форме выделения, и соответственно, помочь новичкам в этом непростом деле. Обращаю внимание, что реорганизация была абсолютно белой, и цель ее — отделение операционной деятельности и основных активов бизнеса.

Итак, поехали!

I. Этап первый — подготовительный

Знакомясь с материалами коллег на данном сайте столкнулся с тем, что для многих процедуры реорганизации интересны с чисто технической точки зрения. Но, так как в моем реорганизационном проекте, цели были абсолютно белые и предполагали не только отделение операционной деятельности и основных активов бизнеса, но и соответствущую безналоговую передачу недвижимого имущества, то и данному этапу я придал особое значение.

  • Анализ информации о финансово-хозяйственной деятельности Общества.
  • Разработка концепции процедуры реорганизации. Принятие единственным участником бизнес-решения по вопросу распределения активов реорганизуемого общества.
  • Разработка устава Общества, создаваемого в результатате реорганизации путем выделения.

В условиях массовых отказывов регистрирующих органов рекомендую финализировать данный этап неким заключением в письменной форме о «деловой цели» данной процедуры. Подписи юриста и бухгалтера на проектах документов об их утверждении и подписи на письменном заключении очень помогут вам при общении с регистрирующим органом в случае приостановления реорганизации, в силу опять же директивных методов работы наших налоговых и формального подхода к подобным процедурам.

II. Этап второй — подготовка корпоративного решения и уведомление регистрирующего органа

  • Принятие единственным участником (общим собранием участников) Общества решения о реорганизации Общества.
  • Подготвка и подача в регистрирующий орган уведомления о начале процедуры реорганизации Общества в форме выделения по форме Р12003.
  • Получение листа записи о начале процедуры реорганизации.

На мой взгляд самы скучный и неинтересный этап) Но, тем не менее, основнополагающий.

На данном этапе мы руководствуемся п. 1 ст. 13 Закона о госрегистрации ЮЛ и ИП, в котором указано, что юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации.

Заявление по указанной выше форме подписывается исполнительным органом общества, в отношении которого принято решение о реорганизации.

III. Этап третитий — уведомление кредиторов реорганизуемого общества и публикация в СМИ сообщения о реорганизации

  • Уведомление кредиторов.
  • Проведение сверок с кредиторами и отражение результатов в бухгалтерском учете.
  • Получение ЭЦП.
  • Публикация сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации».
  • Публикация сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации».

На мой взгляд конечно и с учетом требований закона письменное уведомление кредиторов хоть и требуется, но с учетом того, что публикация является формой уведомления кредиторов, то оставляю этот пункт на Ваше усмотрение. Но, повторюсь еще раз, так проводимая реорганизация была абсолютно белой, то я принял решение руководствоваться тем, что «реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами». Данное положение содержится в п.2 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации ЮЛ и ИП. Тем же пунктом и той же статьей предусмотрено, реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. Все процессы сверок с кредиторами и подачу публикаций в журнале «Вестник государственной регистрации» предлагаю запускать одновременно.

ЭЦП мы использовали для подачи сообщения для публикаций в журнале «Вестник государственной регистрации» в электронной форме. Очень удобно и самое главное, ускоряет процесс подачи)

IV. Этап четвертый — сверка с ФНС и томное ожидание

  • Проведение сверки с ФНС.
  • Предоставление отчетности в ПФР.
  • Подготовка передаточного акта.
  • Получение справки из ПФР (опционально).

Хотя мы и утвердили решением передаточный акт, но на момент принятия решения остутствовало понимание о составе передваемого имущества, поэтому вместо второго этапа я отнес его к четвертому этапу.

С учетом абз. 2 п. 3 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», при реорганизации страхователя — юридического лица он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 — 2.3 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Норма пугающая, но на самом деле не все так страшно. Пп. ж) п.1 ст. 14 Закона о государственной регистрации ЮЛ и ИП предусмотрено, что в порядке межведомственного обмне ПФР самостоятельно представляет такую справку в регистрирующий орган. Мы же пошли классическим путем и для подстраховки решили все-таки получить такую справку, чтобы удостовериться в отсутствии возможных препятствий для завершения реорганизации.

V. Этап пятый — «финишная прямая»

  • Подача в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме Р12001.
  • Получение в листа записи о создании юридического лица путем реорганизации в форме выделения.

И вот наконец, прошел месяц после второй публикации в журнале «Вестник государственной регистрации», и заявление по форме Р12001 с приложением устава создаваемого юридического лица, передаточного акта, квитанции об уплате госпошлины и справки из ПФР мы успешно подали в регистрирующий орган. По истечении пяти рябочих дней мы получили лист записи.

VI. Этап шестой — технический

  • Подготовка и подача пакета документов при регистрации перехода права собственности на передаваемое недвижимое имущество
  • Получение выписки из ЕГРН о регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество
  • Организация документооборота в созданном Обществе.
  • Организация бухгалтерского и налогового учета в созданном Обществе.

Общество создано. Активы переданы. Кстати, безналоговым способом. Вот и все.

Пошаговая инструкция реорганизации ООО в форме выделения

Реорганизация ООО в форме выделения из ООО, АО или ПАО

Пошаговая инструкция по выделению ООО из ООО: первый этап, образец передаточного акта при выделении

Второй этап выделения ООО из ООО: принятие ОСУ решения о реорганизации, направление уведомлений

Третий этап: регистрация нового ООО и извещение о реорганизации

Участники выделенного общества

Как формируется уставной капитал при выделении ООО

Реорганизация ООО в форме выделения из ООО, АО или ПАО

В процессе деятельности общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО) может быть реорганизовано в форме выделения по решению его учредителей/участников (далее все вместе — участники) или уполномоченного органа (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Такая реорганизация является добровольной (в отличие от принудительной — по вердикту суда или государственного органа) и будет рассмотрена нами далее.

Как правило, ООО подлежит выделению из общества такой же формы. Порядок выделения ООО из ООО устанавливается законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее — закон № 14-ФЗ).

Что касается выделения ООО из акционерного общества (далее — АО), то в соответствии со ст. 19 закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ из публичного или непубличного АО может быть выделено только АО. Осуществление передачи части прав и обязанностей АО только в пользу ООО законом не допускается (п. 20 постановления пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 18.11.2003 № 19).

Вместе с тем ввиду возможности сочетания нескольких форм реорганизации допускается следующий вариант реорганизации АО с передачей прав ООО: АО может быть сначала преобразовано в ООО, а затем из него выделено новое АО.

Подробнее о процедуре преобразования из АО в ООО рассказывается в статье «Преобразование (реорганизация) АО в ООО (нюансы)».

Условно процедуру выделения ООО можно разделить на несколько этапов:

  1. Подготовка к проведению общего собрания участников (далее — ОСУ), на котором принимается решение о реорганизации.
  2. Проведение ОСУ.
  3. Регистрация нового ООО.
  4. Извещение о реорганизации и совершение иных действий.

Пошаговая инструкция по выделению ООО из ООО: первый этап, образец передаточного акта при выделении

На 1-м этапе выделения ООО реализуются следующие действия:

  • Выносится предложение уполномоченного лица ООО о проведении ОСУ, одним из вопросов повестки дня которого будет решение о реорганизации.
  • Проводится инвентаризация имущества, иных активов и обязательств ООО, требуемая в соответствии с положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, приказа Минфина России «Об утверждении…» от 13.06.1995 № 49.
    ВАЖНО! На законодательном уровне не предусмотрена ответственность за непроведение инвентаризации при выделении ООО. Однако указание некорректных данных в бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия инвентаризации может повлечь такие санкции в отношении ООО или его должностных лиц, как, например, наложение штрафа по ст. 15.11 КоАП РФ.
  • Составление передаточного акта. Примерную форму передаточного акта можно скачать по ссылке: Передаточный акт при выделении — образец.
    ВАЖНО! С 01.09.2014 основным документом, подтверждающим правопреемство, является передаточный акт (п. 4 ст. 58 ГК РФ).

При составлении акта следует помнить, что передаются только права и обязанности передача которых допускается законом. Так нельзя передать вновь образуемому обществу права и обязанности по госконтрактам. В этом случае в госрегистрации нового ООО будет отказано (п. 1.2 Обзора судебной практики, направленной письмом ФНС РФ от 29.03.2018 № ГД-4-14/5962@)

  • Извещение участников о проведении собрания и направление им соответствующих материалов (проектов решений, передаточного акта, иной предусмотренной уставом ООО информации).

Второй этап выделения ООО из ООО: принятие ОСУ решения о реорганизации, направление уведомлений

Второй этап реорганизации состоит из следующих последовательных действий:

  • Проводится ОСУ ООО, на котором должно быть принято решение о реорганизации и утверждении передаточного акта.
    Образец решения о выделении на примере решения ОСУ ООО можно скачать по ссылке: Решение о выделении ООО — образец.
    ВАЖНО! При наличии соответствующих положений в уставе или ином внутреннем документе ООО допускается проведение ОСУ не только в очной форме, но и путем заочного голосования. Однако принятие решения о реорганизации в заочной форме в нарушение установленного ООО порядка влечет риски признания его недействительным (см., например, постановление ФАС УО от 29.03.2007 по делу № А60-12048/05).
  • Подаются документы в налоговую в целях внесения в ЕГРЮЛ и Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРС) информации о реорганизации ООО не позднее 3 дней после принятия решения о выделении.
    ВАЖНО! Подавать сведения в ЕФРС обязано реорганизуемое общество (ст. 7.1 закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Услуга является платной. Нарушение установленной законом обязанности по подаче сведений о реорганизации влечет привлечение должностных лиц ООО к административной ответственности (ст. 14.25 КоАП РФ
  • После внесения в ЕГРЮЛ записи о реорганизации должно быть направлено извещение кредиторам о реорганизации ООО путем опубликования дважды с периодичностью 1 раз в месяц информации в журнале «Вестник государственной регистрации».
  • Осуществляются расчеты с кредиторами, налоговой, ПФР и другими фондами.
  • Совершаются корпоративные действия по принятию устава выделяемого ООО его участниками и избранию органов управления и контроля.

Третий этап: регистрация нового ООО и извещение о реорганизации

На третьем этапе происходит регистрация нового ООО в налоговой (после окончания месяца с даты публикации в журнале «Вестник…») и внесение изменений в учредительные документы реорганизуемого общества (при их наличии). На регистрацию подаются следующие документы:

  • заявление по форме р12001, подписанное руководителем ООО или иным лицом, представляющим интересы ООО без доверенности;
  • учредительные документы ООО;
  • передаточный акт;
  • документ об уплате госпошлины;
  • документ об отсутствии долгов в ПФР (который, однако, не является обязательным).

ВАЖНО! Официально процедура реорганизации в форме выделения считается законченной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о новом ООО (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

После осуществления регистрации выделенное ООО должно направить извещения о состоявшейся реорганизации во внебюджетные фонды, может заказать печать (если наличие печати предусмотрено в уставе) и обратиться в банк для открытия расчетного счета.

Важным моментом заключительного этапа реорганизации является распределение сотрудников между реорганизованным и новым ООО: необходимо уведомить соответствующих работников о предполагаемой процедуре реорганизации, подписать у руководителя ООО приказы об их переводе и передать всю необходимую кадровую документацию в новое ООО.

ВАЖНО! Вышеуказанный перечень действий является примерным и может быть изменен (дополнен) в зависимости от специфики реорганизуемого общества, а также необходимости совершения таких действий, как регистрация прав на недвижимое имущество и другие активы, которые переходят в распоряжение выделенного ООО не автоматически на основании передаточного акта, а после совершения установленных законом действий по их регистрации.

Участники выделенного общества

Действующее законодательство не содержит прямых указаний на то, кто должен входить в состав участников выделенного ООО. Вместе с тем анализ положений ГК РФ и закона № 14-ФЗ позволяет определить, что в состав участников нового ООО не могут входить третьи лица — не участники реорганизуемого общества, а могут только:

  • все или часть участников реорганизуемого общества (например, в целях предотвращения корпоративного конфликта);
  • непосредственно реорганизуемое общество.

До подачи документов на регистрацию выделенного ООО его участники принимают его устав и выбирают органы управления. При этом если единственным участником выделенного ООО является непосредственно реорганизуемая компания, данные вопросы относятся к компетенции ее ОСУ (п. 2 ст. 55 закона № 14-ФЗ). Иные вопросы, предусмотренные ст. 11 закона № 14-ФЗ, например об утверждении уставного капитала (далее — УК) или определении денежной оценки вносимого в УК имущества, не входят в состав рассматриваемых участниками выделенного ООО вопросов.

ВАЖНО! При выделении ООО следует помнить важное правило, согласно которому в состав участников любой компании не может входить только одно общество, состоящее из единственного участника (п. 2 ст. 66 ГК РФ).

Как формируется уставной капитал при выделении ООО

В отличие от четкого законодательного регламентирования порядка оплаты долей в УК при создании ООО процедура формирования УК при выделении ООО законом № 14-ФЗ не предусмотрена. Вместе с тем она имеет свои особенности:

  • Отсутствует такая стадия, как оплата долей.
  • Величина УК выделенного ООО не обуславливает количество переданных ему прав и обязанностей реорганизуемого общества.
  • Величина УК не свидетельствует о количестве полученных от реорганизуемого общества активов (специфика составления бухгалтерской отчетности в таких случаях определяется приказом Минфина России «Об утверждении…» от 20.05.2003 № 44н).

Источниками формирования УК выделенного ООО могут быть как УК реорганизуемого общества, так и иные его собственные средства. При этом допускаются следующие варианты:

  • реорганизуемое общество становится единственным владельцем долей выделяемого ООО за счет его собственных средств;
  • участники реорганизуемого общества соразмерно их долям становятся участниками выделяемого ООО за счет собственных средств первого общества;
  • УК выделяемого ООО создается путем сокращения величины УК реорганизуемого общества, участником выделяемого ООО при этом может быть один из бывших владельцев реорганизуемого общества;
  • владельцем одной части долей выделяемого ООО становится реорганизуемое общество, а другой — его участники.

ВАЖНО! При формировании УК выделяемого ООО необходимо учитывать соотношение между величиной УК реорганизуемого общества и его чистыми активами, т. е. размер УК не должен стать больше размера чистых активов (п. 4 ст. 30 закона № 14-ФЗ).

***

Таким образом, процедура реорганизации ООО в форме выделения состоит из нескольких этапов, в том числе регистрации нового ООО, которая переводит реорганизуемое общество в статус реорганизованного. Важными документами при реорганизации являются решение ОСУ о выделении ООО, а также передаточный акт, на основании которого осуществляется правопреемство.

Выделение ООО

Процесс осуществления реорганизации ООО в форме выделения с каждым годом становится все более популярным. Это связано с тем, что он помогает повысить эффективность бизнеса и позволяет добиться его стабильности.

Реорганизация ООО в форме выделения сильно отличается от других форм преобразования. Она является единственным вариантом, при котором реорганизуемая компания продолжает ведение своей деятельности на прежних условиях. При этом она использует свой устав, и открытый в банке расчетный счет.

Процедура выделения и ее последствия

Выделение ООО – это процедура, заключающаяся в создании одного или нескольких сообществ с передачей ему или им определенных прав и обязанностей реорганизуемого общества. Преобразованием компании способом выделения можно воспользоваться как альтернативным вариантом его ликвидации. Причинами подобных действий могут стать:

  • необходимость в финансовом оздоровлении предприятия путем отделения убыточных компаний;
  • необходимость в урегулировании конфликта, возникшего между учредителями.

В ходе реорганизации формируется абсолютно новое юридическое лицо, которое никак не будет связано с первоначальным предприятием.

Решение о выделении ООО может приниматься как в добровольном, так и в судебном порядке или по вердикту уполномоченных государственных инстанций.

  • При добровольном варианте решение принимается участниками сообщества самостоятельно.
  • В судебном порядке возможно принудительное выделение по иску антимонопольного органа. Такое решение суда может приниматься с целью поддержания конкурентоспособности общества. Оно должно быть исполнено в указанные решением сроки либо собственником, либо уполномоченным им органом.

В ходе реорганизации каждое сформировавшееся общество получает права и обязанности реорганизованного юридического лица. Формально это подтверждает разделительный баланс. В нем должны присутствовать положения о правопреемстве по всем обязательствам реформированного общества касательно всех его должников и кредиторов, в том числе и оспариваемые сторонами обязательства. Если такие положения не будут указаны в разделительном балансе, сформировавшиеся юридически лица не смогут пройти государственную регистрацию.

Пошаговая инструкция по проведению выделения

Процесс выделения дочерней компании состоит из нескольких последовательных этапов.

  • Шаг 1. Общее собрание участников. На нем принимается постановление о реорганизации. Также данный этап включает такие важные моменты, как распределение обязательств между участниками, сроки проведения процедуры и раздел капитала. Все действия вносятся в протокол ООО о выделении.
  • Шаг 2. Проведение инвентаризации. В ходе инвентаризации оценивается общая стоимость имущества общества для будущего выделения.
  • Шаг 3. Создание разделительного баланса. Под разделительным балансом подразумевается бухгалтерский документ, при помощи которого можно разделить активы, финансы и права между реорганизуемым и выделяемыми обществами.
  • Шаг 4. Уведомление налоговой инспекции о начале процесса преобразования. Это необходимо сделать в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о реорганизации.
  • Шаг 5. Предоставление информации о реорганизации кредиторам и погашение обязательств перед ними. Письменное сообщение следует отправить не позже 5 рабочих дней со дня подачи уведомления в налоговую инспекцию.
  • Шаг 6. Подача объявления о проведении выделения в «Вестник государственной регистрации». Оно должно быть опубликовано на протяжении 60 дней.
  • Шаг 7. Утверждение уставов каждого выделенного юридического лица и назначение органов их управления и контроля.
  • Шаг 8. Государственная регистрация отсоединенных обществ и соответствующих изменений в уставные документы.
  • Шаг 9. Подача уведомлений о реорганизации во внебюджетные фонды.
  • Шаг 10. Изготовление печатей, открытие расчетного счета общества и получение кодов статистики.

Стандартный срок проведения выделения ООО составляет 2-3 месяца. Процедура выделения считается оконченной со дня государственной регистрации выделенных юридических лиц.

Иногда данный процесс может привести к появлению довольно серьезных проблем, связанных с судебными спорами. Они могут возникнуть в ходе раздела собственности, ведь в некоторых случаях он может быть невыгодным какой-то стороне.

К самым спорным моментам можно отнести вопросы, связанные с разделением кредиторских и других обязательств. Из-за этого документы, нужные для реорганизации, должны довольно тщательно проверяться.

Список необходимых документов

Для проведения процесса реорганизации ООО нужно подать в налоговую инспекцию следующие документы:

  • заявление;
  • изменения в уставе и других учредительных документах;
  • протокол собрания сторон, участвующих в выделении;
  • разделительный баланс;
  • документ, подтверждающий информирование кредиторов о реорганизации.

Чтобы зарегистрировать новое юридическое лицо, образовавшееся в результате выделения, нужно предоставить:

  • заявление;
  • устав общества;
  • протоколы общих собраний (реорганизуемого и образовавшегося ООО);
  • разделительный баланс;
  • документ, подтверждающий публикацию уведомления о выделении в СМИ;
  • документ, подтверждающий информирование кредиторов.

Процедура реорганизации ООО путем выделения в 2020 году

Реорганизация ООО в форме выделения, что это такое?

Процесс реорганизации Общества с ограниченной ответственностью путем выделения подразумевает создание одного или нескольких юридических лиц. Новосозданной организации или организациям передается часть обязанностей, прав реорганизованной компании в соответствии с передаточным актом. Об этом гласит пункт 4 статьи 58 Гражданского кодекса РФ.

Созданное Общество, в результате процедуры реорганизации, подлежит государственной регистрации в обязательном порядке. Организация, из которой выделились ООО, претерпевает изменения в Уставе, которые были предусмотрены в решении о выделении. Данные коррективы необходимо подвергнуть государственной регистрации.

Статья 55 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» регламентирует осуществление добровольного выделения Общества, основываясь на решении участников юрлица.

Второй пункт вышеуказанной статьи регулирует вопросы, которые выносятся на обсуждение общего собрания участников реорганизуемого ООО путем выделения.

Какой порядок реорганизации путем выделения ООО?

Изменение состава участников ООО при выделении компании

Процедура реорганизации Общества с ограниченной ответственностью путем выделения провоцирует масштабные изменения. Прежде всего это касается участников компании. Так, для проведения процедуры необходимо провести общее собрание учредителей, на котором должно быть принято единогласное решение. При проведении реорганизации ООО путем выделения у выделяемой компании или выделяемых компаний количество учредителей может измениться.

Проконсультируйтесь в этом вопросе у юристов компании «Старт». Наши специалисты расскажут вам о процедуре реорганизации в форме выделения.

Выделение ООО из ООО с одним учредителем в 2020 году

В случае если компания состоит из одного учредителя, то решение об осуществлении процедуры реорганизации путем выделения принимается им единолично. Кроме того, решение должно быть оформлено в письменном виде.

Образец решения о реорганизации в форме выделения

Скачать пример решения

Как происходит выделение нового юридического лица из ООО?

Процесс реорганизации в форме выделения осуществляется путем прохождения нескольких этапов, каждый из которых имеет особенности:

  • принятие решения о реорганизации ООО;
  • оповещение регистрирующий орган о процедуре;
  • уведомление кредиторов;
  • размещение информации о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации»;
  • формирование необходимого пакета документов, для его подачи в налоговую;
  • завершение регистрационных действий.

Уведомление кредиторов о реорганизации в форме выделения

В обязательном порядке нужно уведомить кредиторов в письменной форме о том, что будет осуществляться процедура реорганизации ООО путем выделения. Данное уведомление также потребуется в дальнейшем при сборе бумаг, на основании которых будет осуществляться регистрация ООО в органе регистрации.

Любой из кредиторов вправе потребовать от реорганизуемого юридического лица выполнения обязательств досрочно или, если нет возможности этого сделать, то возмещения убытков, которые понесет кредитор.

Передача имущества при выделении юридического лица?

При реорганизации из реорганизованной компании выделяются одно или несколько ООО. Права, обязанности, которые предусмотрены разделительным балансом, переходят к ним. Это прописано в п. 4 ст. 58 ГК РФ.

Основываясь на пункте 1 статьи 59 Гражданского кодекса РФ, в разделительном балансе должны быть положения, касающиеся правопреемства реорганизованного юридического лица. Это касается отношений с кредиторами, должниками. Достоверные сведения об имуществе устанавливаются путем проведения инвентаризации, которая предусмотрена пунктом 27 Положения по ведению бухгалтерского учета, а также пунктом 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества, финансовых обязательств.

Пошаговая инструкция реорганизации ООО в форме выделения в 2020 году

Для осуществления процедуры реорганизации организации необходимо:

  1. Выбирается форма проведение реорганизации с учетом особенностей правопреемства.
  2. На внеочередном общем собрании участников юридического лица принимается решение о проведении реорганизации ООО. Инициаторами могут выступать гендиректор компании, совет директоров Общества или любой участник, у которого есть не меньше 1/10 от общего количества голосов учредителей юрлица. Решение составляется в письменном виде, которое потом нужно направить в ИФНС. А если в ООО один учредитель, то такое решение принимается единолично.
  3. Оповещается регистрирующий орган в течение 3 дней после принятого решения. Но основании этого уведомления регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юрлицо находится в процессе реорганизации.
  4. Уведомляются кредиторы.
  5. В журнале «Вестник государственной регистрации» после внесения в реестр юридических лиц записи о начале процесса следует разместить 2 публикации о реорганизации юрлица. При этом необходимо публиковать извещение с периодичностью 1 раз месяц. Данная публикация содержит сведения об участнике процесса, форме проведения, а также указывают порядок и условия заявления требований со стороны кредиторов юридического лица. И другие сведения, которые предусмотрены законодательством РФ.
  6. Формируется пакет документов. Составляется заявление по форме Р12001 (если подавать его лично, то не нужно заверять документ, но если в налоговую инспекцию подает форму представитель, то необходимо заблаговременно заверить подпись заявителя у нотариуса). Кроме того, нужно подготовить Устав в двух экземплярах, передаточный акт, квитанция об обязательной уплате госпошлины (4000 рублей). Напоминаем, что государственную пошлину не уплачивают, если подают бумаги в электронной форме.
  7. Подаются документы в ИФНС лично, через представителя, по почте или посредством электронной подачи с использованием ЭЦП.
  8. Получение листа записи ЕГРЮЛ и учредительный документ в одном экземпляре в новой редакции.

Сроки реорганизации юридического лица в форме выделения

При своевременном выполнении всех обязательств и соблюдении сроков представления документов в соответствующие органы, на шестой рабочий день заявитель может получить документы о регистрации после их подачи.

Восстановление НДС при реорганизации в форме выделения

Правопреемник обязан пройти процедуру восстановления суммы налога на добавленную стоимость по услугам, товарам или работам. Кроме того, стоит учесть основную сумму, нематериальные активы, имущественные права, которые были получены при реорганизации ООО путем выделения.

Таким образом, правопреемник проходит процесс восстановления НДС, взяв за основу выставленные счета-фактур, а также относящиеся к передаточному акту, разделительному балансу имущественные права.

Если правопреемник не имеет счетов-фактур, то процедура восстановления осуществится на базе бухгалтерской справки-расчета путем использования налоговых ставок, которые были действительны на момент приобретения товаров.

Плюсы и минусы реорганизация в форме выделения

Негативные моменты данной операции:

  • новоиспеченной компании, которая появится, необходимо будет нарабатывать клиентскую базу с самого начала. Учитывая конкуренцию, сделать это сложно;
  • часть имущества может передаваться с некоторыми осложнениями;
  • процедура реорганизации ООО путем выделения может быть добровольной или принудительной. Данная характеристика способна наложить свой отпечаток на будущее взаимодействие структур.

Положительные стороны:

  • с помощью процедуры реорганизации ООО создаются новые условия привлечения в определенную сферу участников;
  • становится возможной процедура оптимизации рабочей деятельности менеджеров, с целью повышения дохода и числа клиентов;
  • если случится кризис в реорганизуемому ООО, то руководитель этого Общества вправе перевести работников в новоиспеченную организацию. Это будет способствовать положительному развитию компании, так как кадры не сокращаются и специалисты имеют возможность получать доход.

Протокол о реорганизации ООО в форме выделения: образец

Скачать пример протокола при выделении юридического лица

У вас есть вопросы? Напишите нам

Реорганизация в форме выделения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *