Реорганизация формы

Гаврилова С. В., ведущий юрист Компании «РосКо»

Реорганизация юридического лица возможна в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

В настоящем материале мы коротко рассмотрим особенности процедуры реорганизации в форме присоединения в обществе с ограниченной ответственностью.

В реорганизации путем присоединения участвуют два и более юридических лица.

Реорганизация в форме присоединения представляет собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому юридическому лицу.

Новое юридическое лицо в процессе присоединения не образуется.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

К юридическому лицу, к которому осуществляется присоединение, переходят все права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Присоединение возможно для компаний одной организационно-правовой формы.

Рассмотрим пошагово процедуру реорганизации путем присоединения:

1. Принятие решения о реорганизации путем присоединения

Компании, участвующие в реорганизации заключают договор о присоединении. Затем каждая компания должна утвердить на общем собрании учредителей этот договор. По результатам общего собрания каждой компанией принимается решение о реорганизации путем присоединения.

Присоединяемая организация составляет передаточный акт и принимает решение об утверждении передаточного акта.

На этом этапе необходима инвентаризация имущества и обязательств.

Данное требование содержится в ст. 53 Закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 г., п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.1998 г.

2. Уведомление налоговой инспекции и внебюджетных фондов

Налоговая служба, орган контроля за уплатой страховых взносов уведомляются о реорганизации в течении 3 (трех) дней с даты принятия решения о реорганизации путем присоединения. Уведомление налогового органа совершается по установленной форме № С-09-4. Уведомление органа контроля за уплатой страховых взносов подается в произвольной форме.

Уведомление направляется компанией, которая последней приняла решение о реорганизации (если иное не определено решением о реорганизации). На основании уведомления налоговая служба в срок не более 3 (трех) рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

Данное требование содержится в п.2 ст. 23 НК РФ, подп.3 п. 3 ст. 28 Закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г., ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г.

3. Публикация сообщения о реорганизации путем присоединения в журнале «Вестник государственной регистрации»

Дважды с периодичностью один раз в месяц в журнале «Вестник государственной регистрации» размещается уведомление о реорганизации путем присоединения.

Уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации компаний юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждой участвующей в реорганизации компании, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами.

Уведомлять каждого кредитора в отдельности не нужно.

Законодательство о государственной регистрации юридических лиц говорит о том, что реорганизуемая компания в течение 5 (пяти) рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в налоговый орган, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами. В нашем случае иное предусмотрено федеральным законом. Закон об обществах с ограниченной ответственностью не устанавливает требование о уведомлении каждого кредитора. В нем установлено только требование о размещении уведомление о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации».

Данное требование содержится в п. 1 ст. 60 ГК РФ, ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г., ст. 51 Закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 г.

4. Внесение изменений в учредительные документы

Совместное общее собрание участников обществ, участвующих в присоединении, вносит в устав общества, к которому осуществляется присоединение, изменения, предусмотренные договором о присоединении.

При необходимости решаются иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества, к которому осуществляется присоединение.

Сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о присоединении.

5. Государственная регистрация

Государственной регистрации в случае реорганизации в форме присоединения подлежит не общество, к которому осуществлялось присоединение, а изменения и дополнения к его учредительным документам.

Общество, к которому осуществлялось присоединение, считается реорганизованным с момента с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного (присоединенных) общества (обществ)

Примечание:

В связи с реорганизацией может быть проведена проверка компаний налоговой службой и внебюджетными фондами.

Преобразование — наиболее часто встречающаяся форма реорганизации, которая заключается в изменении организационно-правовой формы уже существующего юридического лица. В результате реорганизации в форме преобразования юридическое лицо одной организационно-правовой формы прекращает свою деятельность с передачей всех его прав и обязанностей другому вновь создаваемому юридическому лицу иной организационно-правовой формы. При этом у созданной организации не изменяются реквизиты (регистрационный номер, УНП, банковский счет и т.д.).

Большинство реорганизаций в форме преобразования проводятся с целью изменения состава участников. В частности, так как в унитарном предприятии (ЧУП) может быть только один участник, если необходимо ввести еще одного участника, ЧУП необходимо преобразовать в ООО.

Также одна из распространенных причин преобразования ЧУП в ООО – необходимость смены учредителя унитарного предприятия в целях его продажи (дарения). Это обусловлено тем, что обычная купля-продажа унитарного предприятия является достаточно сложной процедурой, требующей значительных финансовых и временных затрат: для такой купли-продажи унитарное предприятие необходимо зарегистрировать как имущественный комплекс в республиканской организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, далее зарегистрировать сделку и переход права собственности на унитарное предприятие как имущественный комплекс. Срок реализации этой процедуры – 1–2 месяца. Гораздо проще реорганизовать ЧУП в ООО и далее совершить сделку с продажей долей созданного в результате реорганизации ООО.

Если реорганизуемая организация включена в план выборочных проверок, на дату регистрации реорганизации в форме преобразования такая проверка должна быть проведена (завершена).

Налоговые последствия

Согласно подпункту 2.7.1. статьи 31 Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть) не признается реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав безвозмездная передача имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации.
Соответственно, стоимость передаваемого при реорганизации имущества не подлежит обложению НДС.
Согласно подпункту 4.8.1. статьи 174 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) в состав внереализационных доходов не включаются товары (работы, услуги), имущественные права, денежные средства, безвозмездно полученные правопреемником (правопреемниками) организации при ее реорганизации, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.
Таким образом, при реорганизации в форме преобразования имущество передается согласно передаточному акту без уплаты каких-либо налогов.

Созданная организация является правопреемником реорганизованной организации, в том числе и по налоговым обязательствам.

Таким образом, в результате реорганизации в форме преобразования:

1. Создана организация иной организационно-правовой формы.

2. К новой организации перешли права и обязанности реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом.

3. Имущество передано новой организации без уплаты налогов.

Наша команда профессиональных юристов имеет многолетний опыт юридического сопровождения преобразований юридических лиц.

Порядок работы по реорганизации в форме преобразования:

Проконсультируем по реорганизации

Наши юристы проконсультируют Вас по выбору оптимальной схемы реорганизации с учетом преследуемых Вами целей, а также о правовых последствиях реорганизации организации (лицензирование, налогообложение и другие вопросы).

Подготовим документы

Подготовим все необходимые документы для реорганизации организации в форме преобразования (решение о реорганизации, об утверждении передаточного акта, о внесении изменений в устав; уведомление кредиторов, гос. органов и обслуживающих банков; новая редакция устава и другие документы).

Поможем согласовать наименование

Инвентаризация и составление передаточного акта

Реорганизуемая организация должна провести инвентаризацию активов и обязательств. По результатам инвентаризации составляется передаточный акт.
Предоставим образец передаточного акта, а также проконсультируем по вопросу составления передаточного акта.

Уведомление кредиторов и гос. органов

Необходимо письменно уведомить кредиторов и гос. органы (налоговые органы, ФСЗН, Белгосстрах) в установленные законодательством сроки.
Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является реорганизуемое юридическое лицо, и возмещения убытков.

Поможем зарегистрировать реорганизацию

Регистрация реорганизации осуществляется в день представления документов в регистрирующий орган.

Поможем изготовить печать

Оформим трудовые отношения

Оформим трудовые отношения или документы по прекращению трудовых отношений с работниками реорганизованной организации.

Порядок работы по реорганизации в форме преобразования определяется в каждом случае индивидуально, зависит от организационно-правовой формы юридических лиц, участвующих в реорганизации, особенностей компаний и других факторов.

Срок проведения реорганизации в форме преобразования — от 2-х дней до 2-х месяцев.

В некоторых случаях, чтобы произвести реорганизацию бизнеса в форме слияния, необходимо предварительно получить разрешение антимонопольного органа.

У нас можно заказать как сопровождение реорганизации в форме слияния «под ключ», так и подготовку отдельных документов либо консультацию по интересующим Вас вопросам.

Наша команда профессиональных юристов максимально защитит Ваши интересы при слиянии компаний.

Мы самостоятельно выполним все действия, сведя Ваше присутствие в гос. органах к минимуму, и максимально сэкономим Ваше время.

Ознакомьтесь с нашими тарифами.

Услуги оказывает ООО «Юридическая компания ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ»

Отказ в предоставлении государственной услуги

Имеются основания для возврата заявления и прилагаемых к нему документов
Уполномоченный орган принимает решение о возврате лицензиату заявления о переоформлении лицензии и (или) приложения (приложений) к лицензии и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата при наличии одного из следующих оснований:
а) лицензирование образовательной деятельности лицензиата в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ не отнесено к компетенции уполномоченного органа;
б) отсутствие у лицензиата действующей лицензии;
в) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые лицензиат в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ не вправе реализовывать (при намерении лицензиата оказывать образовательные услуги по реализации новых образовательных программ, не указанных в приложении (приложениях) к лицензии);
г) наличие у лицензиата неисполненного предписания уполномоченного органа (при переоформлении лицензии в связи с намерением лицензиата осуществлять образовательную деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, с намерением лицензиата осуществлять образовательную деятельность в филиале, не указанном в лицензии, а также в связи с намерением лицензиата оказывать образовательные услуги по реализации новых образовательных программ, не указанных в лицензии);
д) в случае выявления факта, подтверждающего неуплату или неполную уплату государственной пошлины за предоставление уполномоченным органом государственной услуги;
е) отсутствие в Едином государственном реестре юридических лиц записи о создании лицензиата путем реорганизации, записи о прекращении деятельности присоединенной организации (при реорганизации юридического лица в форме присоединения к ней другой организации), а также записи о внесении изменений в учредительные документы организации (при переоформлении лицензии и (или) приложения (приложений) к лицензии в связи с изменением наименования лицензиата либо изменением адреса места нахождения лицензиата) либо отсутствие в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей записи о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе (для индивидуального предпринимателя);
ж) если лицензиатом не представлены в уполномоченный орган надлежащим образом оформленное заявление о переоформлении лицензии и (или) приложения (приложений) к лицензии и в полном объеме прилагаемые к нему документы.
Наличие в документах недостоверной или искаженной информации
Несоответствие условий осуществления образовательной деятельности лицензионным требованиям и условиям

В ближайшее время в Федеральной налоговой службе грядут большие перемены. Налоговики больше не будут делать методологическую работу, а стянут все свои силы на проведение проверок и контрольных мероприятий. О том, как это отразится на столичных бухгалтерах и что думают по этому поводу сами инспекторы, читайте в материале «Московского бухгалтера».
Форма и содержание
Разговоры о возможной реорганизации налоговой службы появились уже давно. Кое-что даже было сделано, например система «одного окна». Однако мало кто воспринимал происходящие изменения как часть большой запланированной реформы нашей налоговой системы. Теперь стало понятно, что все это большая и тщательно спланированная акция. Напомним, в конце 2004 года Министерство по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу при Минфине. Тогда налоговики утратили статус министерства и право готовить законопроекты.
Все это стало делать за МНС ведомство Алексея Кудрина. Получилось, что нормативные акты пишет одна служба, а контролирует их исполнение — другая. По мнению многих бухгалтеров, бизнесу тогда просто накинули петлю на шею, ужесточив контроль. И вот сейчас ее, видно, решили затянуть потуже. Согласно новым кадровым перестановкам, контролировать фирмы станут еще три подразделения в системе ФНС, ранее занимавшиеся исключительно методологической деятельностью.
Начальник отдела координации контроля за деятельностью ФНС Минфина Сергей Разгулин сообщил «Московскому бухгалтеру» следующее:
— Разговоры о реорганизации ФНС шли еще в 2004 году, так что это ни для кого не стало сюрпризом. Главные цели звучат почти как лозунг: «Оптимизация, констатация, соответствие». Все это позволит улучшить деятельность ФНС в плане контроля над налогоплательщиками. А Минфину станет только проще. У него больше не будет проблем с «двойной» информацией, когда разные государственные органы по-своему видят один и тот же закон.
А вот в Управлении налогообложения ФНС от комментариев отказались:
— Что нам начальство скажет, то мы
Большие перемены
В середине февраля стало известно, что завершен очередной этап реорганизации Федеральной налоговой службы. Некоторые управления центрального аппарата ФНС — по НДС, акцизам, налогам на прибыль и имущество — скоро получат контрольные функции. То есть вместо надзора за работой налоговиков на местах и сбора статистики эти отделы станут участвовать в проверках предприятий. Заодно расформируют управления налогообложения малого бизнеса и кредитных организаций. Их работу будут выполнять следующие управления:
— налогового контроля;
— государственной регистрации юридических и физических лиц;
— администрирования налога на прибыль;
— администрирования косвенных налогов.
Зато будет создано новое — антикоррупционное — подразделение, которое станет бороться с коррупцией в стенах налогового ведомства. «Московский бухгалтер» попробовал связаться с кем-нибудь из «опальных» подразделений. Ни в одном из управлений: налогообложения кредитных организаций, малого бизнеса и косвенных налогов — телефонную трубку никто не брал. Но нам все-таки удалось дозвониться до заместителя начальника управления косвенных налогов ФНС Ольги Самолетовой. Она была лаконична:
— Реорганизация ФНС — это наше личное дело. Я считаю, что ни бухгалтерам, ни тем более журналистам об этом ничего знать не надо. Мы сами разберемся.
Впрочем, заместитель начальника Управления госрегистрации и учета физических и юридических лиц ФНС Евгений Попов оказался более разговорчив:
— Часть функций действительно переложат на плечи нашего отдела. Но для этого, вероятно, поставят новых людей. Не думаю, что нам станет тяжелее работать. Вообще реорганизация — свершившийся факт. Если ей суждено быть, значит, она будет, и мы здесь всего лишь исполнители. Все эти вопросы вы должны задавать не мне, а начальнику управления. Только он с вами говорить не станет.
Бизнес попал в ежовые рукавицы
Впрочем, внутренние перестановки в ФНС бухгалтеров касаются мало. Главное для них — чем это грозит. Ужесточение контроля уже звучит устрашающе, тем более что и сейчас он усилен по максимуму. Но если есть приказ, значит, гайки закрутят еще туже. Интересно реагируют на изменения некоторые столичные работники учета. В частности, заместитель главного бухгалтера компании ООО Bluesky Людмила Пастухова поделилась с нами своими переживаниями:
— Мы категорически против усиления контроля. Зачем это надо, когда он и так на хорошем уровне? У нас и без реорганизации ФНС голова идет кругом, а чиновники хотят только добавить хлопот. А вообще не понимаю: все меняют, меняют, а толку никакого!
Жаль только, что этот глас вопиющего в пустыне никто не услышит.
Как мы уже отметили, все функции по подготовке разъяснений, дополнений и приказов перейдут к Минфину. Хотя фактически большинство методологической работы центрального аппарата ФНС уже давно выполняет именно он. В пресс-службе Минфина на эти новости отреагировали следующим образом:
— Обращайтесь к большим начальникам. Нам по этому поводу еще ничего не сообщали. А еще лучше звоните в ФНС. Это же их в первую очередь касается.
«Московский бухгалтер» решил последовать первому совету и связался с начальником отдела имущественных и прямых налогов Минфина Алексеем Сорокиным. Вот что он ответил:
— Слышал, реорганизация коснется Управления имущественных налогов ФНС. Но информации о том, что это затронет и нас, пока нет. Мне лишь известно, что налоговую хотят сделать органом контроля, а Минфину отдать все функции по разъяснению нормативных документов. Это нужно, чтобы избежать разных толкований одних и тех же законов между организациями. А то потом тяжело концы искать: кто, кому и чего сказал.
Интересно, но и в ФНС еще не все знают о глобальных перемещениях. Например, начальник налоговой инспекции N 3 Марина Сахарова еще не в курсе:
— Нам пока вообще ни о какой реорганизации ничего не известно. Изменения происходят только на уровне самой инспекции. Сейчас у нас создают два новых отдела: безопасности и аудита. В отношении последнего мы очень рады. Думаем, аудит существенно поможет в работе.
Ведомственные войны
Все эти кадровые перестановки являются своего рода борьбой за власть. Федеральная налоговая служба теряет свои права, а Минфин все больше укрепляет положение. Интересно, во что выльется это противостояние для столичных фирм. «Московский бухгалтер» поинтересовался у юриста фирмы «Верас» Алексея Гусарева его точкой зрения.
— Все толки о том, что ФНС будет сопротивляться до последнего, прежде чем отдаст часть своих полномочий Минфину, я считаю беспочвенными. Отдадут, никуда они не денутся. Точно так же было с Московской регистрационной палатой. У нее отобрали право на регистрацию физических и юридических лиц и передали это в ведомство налоговой. Многие думали, что идея обречена на провал. ФНС очень долго не могла наладить работу, там царил настоящий бардак. Но сейчас все в порядке. Мне кажется, так будет и в случае с реорганизацией налоговой, — ответил Алексей.
Столичные знатоки бухучета настроены менее оптимистично. Бухгалтерия ООО Expressline свое мнение выразила практически единодушно:
— Не знаем, как это повлияет на фирмы. В нашей стране уже давно ничего нельзя предугадать. Ясно одно — порядка все равно не будет. А если хотят проверять, пусть проверяют. Это работа налоговиков. Наша задача лишь представить им правильно оформленные документы. И мы это делаем.
Вообще не задумывается по поводу перестановок в налоговом ведомстве исполняющий обязанности бухгалтера ООО «7-ТУР ЛЛ» Алена Беляева:
— Я думаю, переживать не стоит. Как это может повлиять на нас? Если в ФНС происходят какие-то перестановки, предприятия это не касается. В любом случае вряд ли это скажется на работе самих налоговых в отношении фирм. Что изменится, если у какого-нибудь отдела поменяют название? Просто функции поделят немного по-другому.
Зато некоторые были намного эмоциональнее. Например, главный бухгалтер ООО «Страна отпусков» Надежда Волкова просто возмущена:
— Людям нужно что-то делать, чтобы оправдывать свое право на зарплату. Мол, они не просто так сидят на своих местах. Можете считать меня «особо одаренной», но я не понимаю, зачем они затеяли всю эту возню с реорганизацией. Никакого смысла в ней не вижу!
Налоговая миграция
На самом деле разделение функций — это только верхушка айсберга. Например, 1 февраля стало известно о том, что четыре из восьми начальников межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам поменялись друг с другом должностями. Если быть точнее, то начальник МРИФНС N 1 Владимир Васильев (крупные нефтяные компании) возглавит МРИФНС N 3 (алкогольная и табачная промышленность).
МРИФНС N 1 вместо него будет руководить Алла Яшина, которая прежде была главой МРИФНС N 6 (крупные транспортные компании). На ее место пришел Сергей Кирошенко, до этого руководивший МРИФНС N 2 (предприятия газовой отрасли).
Кроме того, в январе руководителя Управления ресурсных и имущественных налогов ФНС Андрея Федорова назначили исполняющим обязанности главы Управления ФНС по Калининградской области. Задолго до этого, а именно 31 октября прошлого года, главе Управления кредитных организаций Дмитрию Вольвачу предложили занять пост руководителя Управления ФНС по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Сейчас начальник Управления налоговой задолженности и обеспечения процедур банкротства Сергей Хурсевич приказом Кудрина отправлен управлять ФНС по Ставропольскому краю.
Как видно, чиновники что-то замышляют. Но что именно и к чему приведет эта политика смены кадров, знает, наверное, только сам глава ФНС России Анатолий Сердюков. Однако с ним поговорить нам так и не удалось.
Источник: Московский бухгалтер

По решению учредителей (участников) или уполномоченного органа юридического лица может производиться реорганизация. Она возможна в виде слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Одним из основных документов, составляемых при реорганизации, является передаточный акт.

Что такое передаточный акт?

Передаточный акт – это документ, который также составляется при реорганизации и содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников (п. 1 ст. 59 ГК РФ). На основании передаточного акта и прикладываемой к нему документации, собственно, и отражается распределение активов и пассивов между организациями, участвующими в реорганизации.

Как правило, в передаточном акте указываются лишь укрупненные перечни имущества, прав и обязанностей, которые переходят к правопреемнику. А подробные расшифровки прикладываются к передаточному акту.

Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) организации или органом, которые принял решение о реорганизации. Для государственной регистрации лиц, создаваемых при реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих организаций представление вместе с учредительными документами передаточного акта является обязательным. Без такого акта, а также без информации в нем о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица, будет отказано в госрегистрации лиц, создаваемых в результате реорганизации (п. 2 ст. 59 ГК РФ).

Напомним также, что при реорганизации в форме разделения или выделения составляется и разделительный баланс, т. е. документ, который содержит сведения об активах, обязательствах, капитале и резервах, которые распределены между сторонами, участвующими в реорганизации. Разделительный баланс показывает как общий состав указанных статей, так и то, как они были распределены между организациями. Подробнее о нем мы рассказывали в нашей консультации.

Приведем пример передаточного акта при реорганизации в форме слияния. Аналогичным образом может быть составлен, к примеру, образец передаточного акта при реорганизации путем выделения.

Пред. / След. Скачать образец передаточного акта при реорганизации путем присоединения (бланк) можно здесь Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».

  • Я подписчик: электронного журнала печатного журнала
  • Я не подписчик, но хочу им стать
  • Хочу скачивать формы документов бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Реорганизация формы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *