Регулирование торговли

Источник: Российская правовая газета «эж-ЮРИСТ»

Законодательная база

Проблема государственного регулирования торговой деятельности стала актуальной в последние годы в связи с необходимостью упорядочения отношений по ее организации и устранению излишних административных барьеров в торговле, формирования конкурентной среды, рыночной и недискриминационной системы реализации товаров.

Функция государства по регулированию торговой деятельности реализуется с помощью различных экономических и административных методов, которые получают юридическое оформление в нормативно-правовых актах, образующих правовую основу ее осуществления.

Особенностью нормативно правового регулирования торговой деятельности в России является формирование правовой базы регулирования в рамках гражданского законодательства. Отраслевое торговое законодательство развивается под сильным влиянием гражданского права. К законодательным актам общего регулирования относится ГК РФ, который регулирует имущественные отношения, складывающиеся между субъектами хозяйственной деятельности, определяет их гражданско-правовой статус, порядок совершения сделок по купле-продаже и является базой для специального законодательства в сфере предпринимательства.

Однако ГК РФ, будучи частноправовым нормативным актом, включает лишь те нормы предпринимательского права, которые имеют частноправовой характер. Публичноправовые нормы по организации торговой деятельности им не охватываются. Торговая деятельность нуждается в развитии собственного торгового законодательства.

В настоящее время основной задачей, как представляется, направленной на повышение эффективности правового регулирования торговых отношений, является проведение кодификации торгового законодательства. Принятие торгового кодекса позволило бы ликвидировать существующие пробелы в нормативном правовом регулировании коммерческих отношений, повысить социальную значимость торговли, систематизировать торговое законодательство. Так, правовой статус многих субъектов оптовой торговли, реально существующих на рынке, вообще ничем не урегулирован. Это касается дилеров, дистрибьютеров, торговых домов и т. д. Федеральный закон от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определяет государственную торговую политику, но не решает существующих проблем в области договорного регулирования торговых отношений. Необходимо законодательное закрепление договорных форм, отражающих специфику торговли, таких как дистрибьюторская, маркетинг, в области электронной торговли, а также иных правил, отражающих особенности заключения, изменения и расторжения торговых договоров, исполнения договорных обязательств.

Электронная торговля

Электронная торговля — это сложное явление современного этапа глобализации. Эта торговля имеет ряд преимуществ: она позволяет даже самым маленьким фирмам выходить на рынки разного уровня независимо от местоположения, повышает конкурентоспособность, от этого эластичность спроса выше, чем на традиционных рынках.

Как известно, потребители тоже получают ряд преимуществ: покупатель независимо от его местоположения может выбрать товар, который пожелает; может заказать товар в удобное для него время, доставку товара в любое время и место.

Однако кроме вышеперечисленных преимуществ электронная торговля обладает рядом недостатков: проблемы, связанные с правовым регулированием, невозможность непосредственного контакта с предметом, недоверие к электронным платежам и др.

С одной стороны, электронная торговля — это предпринимательская деятельность, отвечающая определенным в гражданском законодательстве признакам предпринимательской деятельности, а с другой — это использование информационно-телекоммуникационных сетей в целях осуществления торговой деятельности специфичным способом.

В связи с этим в Законе Р Ф «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» целесообразно дать понятие электронной торговли. Электронную торговлю следует признать формой торговой деятельности.

Безопасность потребителя

В связи с актуальностью проблемы фальсификации товаров необходимо перейти к разработке и, как следствие, принятию программ на федеральном и региональном уровне по обеспечению безопасности, защите потребителя, созданию нормативно-технической документации, подготовке специалистов нового уровня, широкой пропаганде простейших методов обнаружения фальсификации на предприятии и в домашних условиях. В Законе «О защите прав потребителей» ничего не сказано о фальсификации и наносимом ею ущербе, поэтому необходимо в срочном порядке принять закон о фальсификации продуктов потребления. Отсутствуют четкие критерии, позволяющие должным образом идентифицировать товары, обнаруживать по результатам идентификации подделки. Поэтому появился рынок сбыта фальсифицированных товаров как отечественного, так и импортного производства .

В сентябре прошлого года в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий введение запрета на использование при производстве продуктов пальмового масла, ГМО и ряда пищевых добавок. Однако Правительство подготовило отрицательный отзыв на законопроект, в котором говорится, что по договору о Евразийском экономическом союзе требования к продуктам устанавливаются на уровне союза и Россия не может ввести дополнительные обязательные требования на своей территории.

Есть очень серьезная проблема, связанная с фальсификацией продуктов пальмовым маслом. Вреда для здоровья от употребления качественного

пальмового масла не будет. Другой вопрос в том, что неизвестно, какого качества и какие именно заменители молочного жира используют недобросовестные производители. Ведь существует как пищевое, так и техническое пальмовое масло. Если это техническое, плохо очищенное пальмовое масло, то оно может содержать вредные для здоровья продукты перекис- ного окисления жира. При этом фальсификат (то есть продукт, в который внесено неуказанное на этикетке пальмовое масло) можно распознать только по итогам лабораторных исследований. А простой потребитель никогда сам не сможет определить присутствие в продукте заменителя молочного жира. Необходимо также отметить, что помимо фальсифицированных товаров рынки сбыта заполняют еще товары — заменители натуральных продуктов (суррогаты). Из-за отсутствия действующих законов, в которых бы устанавливалась административная и уголовная ответственность за фальсификацию товаров, из-за несогласованности деятельности органов государственного контроля, а порой и его отсутствия потребитель остается не защищенным от обмана.

Контроль ценообразования

Государственное регулирование в торговле в настоящее время приобретает особое значение ввиду злоупотреблений в вопросах ценообразования. Цены не регулируются государством, за исключением отдельных видов товаров, на которые федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен, торговых надбавок к ценам на них, в том числе установление их предельных (максимального и/или минимального) уровней. Устанавливать цены на свою продукцию, которые обеспечивают достойную прибыль, — это естественное стремление предпринимателя, более того, это смысл его деятельности в соответствии с ГК РФ. Однако потребитель нередко сталкивается со случаями неоправданного завышения цен на товар недобросовестными участниками торгового оборота.

Часть магазинной стоимости продукта оседает в кошельках людей, не имеющих прямого отношения к его изготовлению, упаковке, рекламе и транспортировке, поскольку в ходе производства изготовителей попросту принуждают заключать кулуарные сделки с регулирующими все вокруг органами и местными властями. Нетрудно догадаться, кто в финале компенсирует производителю те самые внеплановые расходы.

Наиболее актуальной и неразрешенной является проблема качества товара и качества торгового обслуживания населения. Существующий Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» нормирует, но не определяет четкого

механизма управления данным явлением. Российские потребители имеют минимальную степень защищенности собственных прав в области обеспечения качества товаров и услуг по причине отсутствия реально работающих государственных контролирующих организаций в данном направлении.

Некачественное питание — это мина замедленного действия. Задача государства — оберегать здоровье людей.

Введение Россией продуктового эмбарго на ряд товаров из стран Запада в ответ на санкции ЕС еще больше ухудшило ситуацию, поскольку возникший на полках магазинов дефицит пришлось спешно закрывать. При этом государственные контрольные органы оказались не в силах справиться с потоком новой продукции.

В условиях сложной современной ситуации в экономике нашей страны в целом и в отрасли торговли в частности возрастает потребление товаров отечественного производства. В связи с этим повышается роль ярмарочной торговли и торговли на рынках. Традиционная проблема — это проблема взаимоотношений поставщиков и розничных сетей. Чтобы пробиться на прилавки магазинов, изготовителю приходится платить продавцу. И чем крупнее оборот магазина или сети, тем крупнее так называемая плата за вход на полку. Немалых денег стоит и правильное местонахождение товара на полке, чтобы мерчандайзер сети поместил его на особо проходном месте или на нужной высоте, а не над потолком или на нижней полке.

Именно отсутствие доступа к конечному потребителю препятствует развитию российских мелких и средних хозяйств и ухудшает положение с продовольственной безопасностью страны, а также приводит к увеличению зависимости России от импортных поставок продуктов питания и лишает население нашей страны возможности приобретать качественные продукты российского производства. Таким образом, хотелось бы сказать, что существует острая необходимость в контроле за продовольственным рынком. Законы, такие как «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения», «О техническом регулировании», должны работать более эффективно.

Впрочем, установление требований к субъектам торговой деятельности при отсутствии эффективной системы государственного контроля не имеет смысла. Что касается государственного контроля (надзора) в области торговой деятельности как метода государственного регулирования, то основные принципы его реализации изложены в ст. 16 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Поскольку нормы названной статьи содержат отсылки к законодательству РФ, государственный контроль (надзор) в области торговой деятельности организуется и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и другими федеральными законами, входящими в состав законодательства о государственном контроле (надзоре).

Государственный контроль реализуется посредством различных мероприятий по контролю, представляющих собой совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.

Проблема создания эффективного механизма государственного контроля (надзора) в сфере торговой деятельности представляет собой важную задачу государства. В то же время попытки ее решения не носят системного характера. Так, остались неразрешенными проблемы малой эффективности системы контроля (надзора). Как показывает анализ правоприменительной практики, при осуществлении

контрольно-надзорных мероприятий нередко нарушаются права субъектов предпринимательства со стороны публичных органов власти, что влечет за собой неблагоприятные последствия для хозяйствующих субъектов. Среди наиболее распространенных нарушений прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) можно назвать нарушение сроков проведения контроля, нарушение порядка привлечения к ответственности, осуществление проверок без соответствующего правового основания и т. д.

Таким образом, характеризуя деятельность органов государственного регулирования вторговле, можно считать ее слабовыраженной и не имеющей точных стратегических целей развития.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ 1 2 Бакушова В.В. , Дмитриева И.Е.

‘Бакушова Виктория Викторовна — магистрант,

направление: финансы и кредит, магистерская программа: финансовая экономика; 2Дмитриева Ирина Евгеньевна — кандидат экономических наук доцент, кафедра экономики, финансов и права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (филиал), г. Пятигорск, Ставропольский край

Аннотация: в статье проанализированы основные задачи государства в сфере регулирования деятельности торговых предприятий. Рассмотрены важнейшие задачи в сфере государственного регулирования торговли в условиях современной экономической системы России. Представлено разграничение компетенций федеральных и территориальных органов власти в сфере регулирования деятельности торговых бизнес-структур.

Ключевые слова: торговые предприятия, методы государственного регулирования, законодательные нормы, конкурентная среда, защита внутреннего рынка, интеграция торговых структур.

Ожидать эффективности и устойчивого развития предприятий торговли невозможно, если не выполняется комплекс мер, направленных на совершенствование правовой среды, где они реализуют свою финансово-хозяйственную деятельность. В основу рыночной экономики положена система прав и полномочий определённых участников предпринимательского процесса, действующих самостоятельно и решающих все свои частные вопросы в рамках требований законодательства, норм и регламентов.

Учитывая опыт торговли в мире, ясно, что существующие рыночные торговые взаимоотношения практически в каждой стране мира регулируются законами государства. Сейчас наблюдается тренд усиления государственного регулирования, направленный на содействие развитию бизнеса, изменение организационных видов взаимодействия органов государственной власти и управления с представителями частного предпринимательства, обеспечение оптимальности в сочетании государственных и рыночных мер воздействия .

Обобщая, к задачам государственного регулирования следует отнести весь комплекс мер, способных обеспечивать функционирование и поступательное развитие торговли в составе экономической системы государства, рис. 1.

спшулир об ание деловой активности

создание свободной конкурентной среды

ограничение администр ативного

вмешательства в работу предприятий

Рис. 1. Задачи государственного регулирования сферы торговли

Состав направлений, форм и методов государственного воздействия постоянно меняется и совершенствуется. В настоящее время направления этих изменений — в совершенствовании экономических и законодательных методов реализации государством своих функций, через создание соответствующих норм законов, регулирующих экономические отношения сферы торговли.

В рыночных условиях покупатели, обращаясь к услугам торговых предприятий, покупая нужные товары, принимают участие в имущественных взаимоотношениях, которые регулируются нормами гражданского права.

Предприятия торговли, когда приобретают товары, оборудование, помещения, предметы материально-технического оснащения, становятся включёнными в гражданский оборот и являются объектами гражданско-правовых отношений. Следовательно, укрепляя принципы рыночных отношений, постоянно растёт роль и значимость гражданского законодательства, которое регулирует, основываясь на юридическом равенстве сторон, имущественно-стоимостные отношения.

В системе федерального законодательства центральное место отведено Конституции Российской Федерации, где закреплены права граждан и регулируются отношения собственности в стране.

Важное место в составе законов, регулирующих торговую сферу, принадлежит Гражданскому кодексу РФ, который призван регулировать совокупность общественных отношений и является начальной точкой для совершенствования всего действующего законодательства в различных сферах деятельности, включая торговую.

Таким образом, торговля в РФ подчинена значительному количеству законов, в их составе: Гражданский и Налоговый кодексы, Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Закон РФ от 7.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и другие.

Сейчас в торговле установлены законодательные нормы по государственному контролю и надзору за соблюдением законов в сфере стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей через следующие законы: «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «Об антимонопольной политике и поддержании новых экономических структур», «О рекламе» и т.п.

В составе подзаконных нормативных актов центральное место в системе гражданского законодательства принадлежит правовым актам, которые издаются Главой государства и Правительством РФ. Так, Указы Президента издаются для целей текущего регулирования процесса экономических реформ, ими охвачен широкий перечень взаимоотношений, среди которых проблемы биржевой, валютно-финансовой, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической, таможенной деятельности, а также ценообразование, налогообложение, порядок формирования и уровень компетенции исполнительных органов власти определённых субъектов Федерации.

Правительством РФ, на основании и для исполнения Гражданского кодекса, законов, Указов Президента РФ, принимаются постановления, которые направлены на развитие процесса функционирования предприятий торговли, следующих за изменяющейся ситуацией на рынках. В составе таких регламентов такие постановления Правительства РФ: «Правила продажи отдельных видов товаров», «Правила продажи товаров по образцам», «Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами», «Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит», «Правила оказания услуг общественного питания», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и т.д.

Процессы законодательного воздействия торгового бизнеса осуществляются не только через разработку законов, Указов Президента, Постановления Правительства, но и через регламенты, принимаемые соответствующими министерствами РФ, а также Федеральной налоговой службой, Росстандартом.

Практическую реализацию различных сторон государственного воздействия на торговый бизнес осуществляют соответствующие федеральные и территориальные исполнительные органы, которые не имеют права вторгаться в текущую деятельность торговых бизнес-структур до того момента, пока предприятиями соблюдаются законы. В то же время, они имеют право и обязаны выступать в качестве органов, которые осуществляют контроль за правомерностью хозяйственной деятельности бизнеса, вносят предложения и требуют исполнять действующее законодательство.

Контролировать соблюдение торговыми бизнес-структурами действующих в государстве законодательных актов возлагается на Министерство промышленности и торговли РФ, Роспотребнадзор, Федеральную антимонопольную службу и другие органы государственного управления и контроля в пределах их компетенций .

Государственные службы, осуществляющие контроль соблюдения норм и правил торговой деятельности, порядок ценообразования, качество и безопасность товаров народного потребления — это подразделения Минпромторга, которые отвечают за государственную политику в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений и развитие внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции. Полномочия и ответственность этих подразделений, их внутренняя структура, методики реализации мер государственного надзора и контроля за соблюдением правил торговли и оказания услуг определяются постановлениями Правительства РФ и внутренними регламентами Минпромторга.

Объекты контроля надзорных органов — предприятия, учреждения, организации, вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физические лица, которые реализуют и производят товары или услуги на территории страны. По стране в целом действует система

правового регулирования отношений органов государственной власти на всех уровнях с самостоятельными субъектами торговли.

Наряду с этим, проблема эффективного воздействия государства на торговую сферу решается всё ещё не до конца активно и последовательно. К примеру, только недавно принята единая государственная концепция развития торговли страны в целом, но ещё слабым является территориальное звено управления торговой деятельностью, законодательная основа не совсем соответствует практическим требованиям организаций торговли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегическая цель государства в торговле — создание соответствующих условий для оперативного контроля за рынком и его экономической безопасностью. Важно, чтобы при этом собственно механизм государственного воздействия обеспечивал конкуренцию везде, где это необходимо. Такие подходы означают отход государственных органов управления от непосредственного воздействия на торговые предприятия и переориентацию на регулирование процессов, которые протекают на потребительском рынке в целом, сведение административных мер воздействия, в большинстве ситуаций, к нормативно-правовому воздействию, создание условий для обеспечения равенства участников торговли вне зависимости от их организационно-правовой формы и видов собственности .

Важнейшими задачами в сфере государственного регулирования торговли являются:

1) необходимость формирования конкурентной среды, которая обеспечит устойчивость системы товародвижения и предупредит возможные проявления монополизма на потребительском рынке;

2) организация защиты внутреннего рынка на базе регулирования иностранного инвестиционного процесса и совершенствование таможенных норм и правил, осуществление маркетинговых изысканий на внутреннем рынке для обеспечения развития структуры экспорта и импорта, повышения доли товаров отечественного производства путём упорядочения систем расчётов, конвертации национальных валют, применения демпинговых процедур и т.п.;

3) способствованию развития и укрепления нормативно-правовой основы торговой деятельности, формирования оптимальных организационно-правовых форм бизнес-структур, которые могут способствовать активизации предпринимательства;

4) деятельность по созданию условий наибольшего благоприятствования для интеграции деятельности разных торговых структур путём создания объединённых торговых корпораций, холдингов, торгово-финансово-промышленных групп, которые сориентированы на стимулирование деятельности отечественных товаропроизводителей и перерабатывающей промышленности страны;

5) разработка концепции совершенствования различных видов и типов торговых предприятий (магазин-склад, магазин-дискаунт, супермаркет, гипермаркет), в том числе создание современных розничных и оптово-розничных цепей, базирующихся на единых подходах к формированию ассортимента, выбору технологических средств оборудования, оформления интерьеров и внешнего имиджа предприятий, использованию единых форм в обслуживании;

6) развитие эффективных способов движения товаров и логистического обслуживания;

7) повышение эффективности контроля за торговыми бизнес-структурами с позиций соблюдения финансовой, налоговой дисциплины, качества реализуемых товаров, высокого уровня сервиса, защиты прав потребителей на базе соблюдения законов, лицензионных, сертификационных, санитарных норм;

8) совершенствование норм законодательства о труде;

9) совершенствование механизмов корпоративного менеджмента, защиты прав акционеров, обеспечения свободного перераспределения прав участия в капиталах акционерных структур и перехода этих прав к более эффективным собственникам;

10) развитие диверсифицированной торговой инфраструктуры, которая обеспечит цивилизованные формы торговли .

Многоаспектность и сложность стоящих задач потребует решений на таком уровне государственного управления, который в состоянии будет их реализовать. Следуя специфике торговых предприятий, деятельность которых в основном осуществляется на локальной территории для удовлетворения потребностей её населения, государственное регулирование торговой сферы должно быть направлено на чёткое разграничение компетенций федеральных и территориальных органов власти (таблица 1).

Таблица 1. Разграничение компетенций по регулированию торговой деятельности между уровнями управления

Уровень управления Регулируемые проблемы Компетенции органов управления

Федеральный общие вопросы разработки государственной торговой политики с акцентом на: целевые программы; индикативные планирование; экономически обоснованные нормы; санкции; приоритеты в развитии разных элементов инфраструктуры — создание правовой основы единого рынка, в том числе налоговое, таможенное, валютное, антимонопольное, финансовое регулирование, квотирование, субсидирование, лицензионные и сертификационные нормы; — установление правил торговли отдельными товарами и правил оказания услуг; — разработка программ развития торговли и оценки последствий их реализации

Территориальный создание механизмов реализации государственной торговой политики, учитывающей специфику региона — разработка торговой политики в регионе, поддержка торг. предприятий, определяющих ситуации на местных рынках или выполняющих соц. заказ населения, стимулирование развития малых форм бизнеса в торговле; — формирование условий для роста предпринимательской активности в торговой сфере с помощью инвестиционной политики, системы местных налогов, сборов и льгот, условий кредитования, землепользования, аренды муниципального имущ-ва; — регистрация и контроль за деятельностью участников торгового оборота, соблюдения ими финансовой, налоговой дисциплины, норм торговли, требований к кач-ву товаров, уровню предоставляемых услуг с применение установленных санкций к нарушителям; — рациональность в размещении торг. объектов, лицензирование оптовой и розничной торговли; — изучение и прогноз конъюнктуры рынка товаров и предоставление информационных и консультационных услуг торговым предприятиям о рынке.

Лишь при условии рационального распределения полномочий и обязанностей между федеральным и территориальными уровнями государственной власти возможно достижение высокой восприимчивости и адекватности действия механизма государственного управления торговой сферой. В настоящее время продолжается формирование правовой базы для осуществления торговой деятельности самостоятельно хозяйствующих субъектов в конкурентной среде. Проводимые в стране реформы предполагают постоянные качественные изменения в экономической сфере, что, в свою очередь, связано со своевременным обновлением нормативной базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность в торговле.

В середине 2016 г. был подписан Федеральный закон от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного

регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Согласно утвержденным поправкам к закону «О торговле» выплаты, которые ритейлеры получают от поставщиков, будут ограничены 5%. В эту величину войдут как бонусы за объем закупки, так и за рекламные, логистические, маркетинговые и другие услуги. По ранее действующему закону размер бонусов за закупки достигал 10%, выплаты по другим пунктам никак не ограничивались .

Кроме того, поправками предусмотрено сокращение срока оплаты поставки до 830 дней, в то время как ранее сроки были 10-35 дней, в зависимости от вида продукции. С начала 2017 года все договоры с поставщиками заключаются согласно новому закону. Целью изменений в действующем законодательстве стала необходимость роста уровня конкуренции в торговле, снятие барьеров на пути сбыта продукции российских сельхозпроизводителей.

Список литературы

2. Нешитой А.С. Финансы и торговля в воспроизводственном процессе. Монография. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. 560 с.

4. Федеральный закон № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 03.07.2016.

Государственное регулирование торговли осуществляется разнообразными методами прямого и косвенного воздействия, которые в зависимости от характера воздействия можно объединить в четыре группы: экономические, информационно-ориентирующие, законодательные и административные. Все они имеют институциональный характер, поскольку так или иначе связаны с правовыми нормами, проводимыми органами государственной власти, корпорациями, ассоциациями промышленников и торговцев, профсоюзами и другими аналогичными институтами, или мерами, направленными на обеспечение устойчивости и эффективности функционирования торговой отрасли.

Экономические методы, если они не противоречат требованиям законов рынка, принято считать наиболее тонким инструментом согласования механизма рыночного саморегулирования с интересами народного хозяйства и его отраслей. Это методы воздействия на спрос и предложение товаров, на условия формирования экономических ресурсов, затрат и результатов в торговой отрасли, включающие: регулирование цеп на товары и тарифов на услуги, налоговое, таможенное, финансовое и денежно-кредитное регулирование.

В составе этих методов одной из центральных проблем воздействия на рынок является государственное регулирование цен. Рыночная экономика, как известно, предполагает свободу установления предприятиями цен на свои товары и услуги. Однако такая свобода относительна, поскольку законодательство о контроле над ценами разрешает правительству издавать распоряжения о регулировании цен на товары и услуги. Во всех странах с развитой рыночной экономикой существуют законы о ценообразовании, органы, обеспечивающие их выполнение, и практика государственного регулирования. Конкретные методы государственного регулирования цен принято рассматривать с исторической и логической точек зрения в такой последовательности:

  • • наблюдение за ценами, которое проводится в целях выявления роста стоимости жизни, издержек производства и обращения;
  • • косвенное воздействие на цены, которые оказывает государственное регулирование экономики вследствие изменения учетной ставки банковского процента, курса национальной денежной единицы, таможенных пошлин и т.п.;
  • • государственное вмешательство в процесс ценообразования, например, в виде повышения издержек производства и обращения при введении более высоких норм амортизации, минимального размера оплаты труда и т.п.;
  • • прямое воздействие государственных органов на цены, которое принимает разнообразные формы, например, в виде государственных субсидий, изменения ставок налога на добавленную стоимость или акцизного налога, экспортных субсидий, таможенных пошлин и ограничений;
  • • правительственный контроль в форме фиксации цен или установления пределов их повышения или предельных значений отдельных элементов (прибыли) в составе цен – применяется в кризисных ситуациях, при обострении социальной напряженности в стране.

Под административным надзором со стороны государства находятся товары, имеющие социальную значимость (энергетические товары, медикаменты, почтово-телеграфные, транспортные тарифы и др.). Сложившаяся в настоящее время система регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию направлена на защиту интересов как потребителей, так и производителей-фермеров. Свободное колебание цеп на продукты питания допускается только в пределах коридора между верхним пределом и нижним. При этом верхний предел защищает интересы потребителей этой продукции, а нижний предел призван сохранить гарантированный минимальный доход фермеру в условиях возможного понижения закупочных цен. Регулирование цен позволяет государству сдерживать их неоправданный рост, смягчать негативное воздействие инфляции на жизненный уровень населения. Масштаб государственного регулирования цен зависит от конкретной экономической ситуации в стране, от складывающейся структуры потребления и национальных привычек населения.

Методы информационного ориентирования участников рынка активно используются для регулирования в условиях стремительного развития научно-технического прогресса второй половины XX в. Их роль возрастает в современных условиях по мере усложнения системы товарного обращения, внедрения современных технологий товародвижения и обработки экономической информации. Они ориентированы на обеспечение производственных и торговых предприятий коммерческой информацией, позволяющей им выбирать лучшие пути реализации текущих и перспективных задач. При этом используются следующие виды информации:

  • • конъюнктурная информация об ассортименте, качестве и ценах товаров, а также тарифах на услуги, процентных ставках банков, курсах валют и др., с помощью которой решаются конъюнктурные и маркетинговые задачи;
  • • статистическая информация, позволяющая получать обобщающие оценки состояния национального и регионального рынков, подотраслей торговли и тенденций их развития;
  • • прогнозная информация, применяемая при разработке стратегий развития торговых предприятий, концепций и программ развития отраслей товарного обращения;
  • • научно-техническая информация, необходимая торговым предприятиям для совершенствования организации и технологии товародвижения;
  • • информация о среднеотраслевых показателях, а также показателях деятельности современных отечественных и зарубежных систем товародвижения, с помощью которых осуществляется мониторинг платежеспособности и конкурентоспособности торговых предприятий.

Методы законодательного регулирования обеспечивают правовые основы обращения товаров, включающие защиту прав собственности, предпринимателей, наемных работников и потребителей. Совокупность правил, обеспечивающих конкуренцию на рынке, получила название антимонопольного (антитрестовского) законодательства.

Антимонопольное законодательство применяется во всех развитых странах. Оно направлено нс на формальный запрет монополий, а на ограничение их деятельности, способствует поддержанию конкуренции. В современных условиях это чаще всего сводится к регулированию ограничительной деловой практики: раздел рынка, вертикальное и горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле и т.п. При этом уровнем допустимой монополизации, после которого применяются санкции, считается:

  • • в Германии – 1/3 рынка для одного предприятия, 1/2 рынка для двух-трех предприятий, 2/3 рынка для четырех-пяти предприятий;
  • • во Франции, Норвегии, Индии – 25% рынка;
  • • в Англии – 20% рынка;
  • • в США – если фирма контролирует 60% рынка какого-либо товара, она подпадает под государственный контроль, направленный на преодоление недобросовестной конкуренции; если под ее контролем находится 90% товарного рынка, компания-монополист подлежит безусловному разукрупнению.

Для оценки состояния рынка применяются разные методы (рассмотрены в гл. 11).

Министерство юстиции США использует индексы Херфиндаля (H) для оценки потенциальных возможностей осуществления монополистической власти на рынках. Рынок с H = 1000 или ниже рассматривается как относительно неконцентрированный. Рынок, для которого H = 1800 и больше, считается рынком с высокой концентрацией. Индексы Херфиндаля, рассчитанные Министерством торговли США по 50 самым большим фирмам на отраслевых рынках в 1982 г., составляли: для одежды для женщин и девочек – 24; безалкогольных напитков в бутылках и банках – 109; жидкого молока – 151; костюмов и пальто для мужчин и мальчиков – 201; мужской обуви – 378; женской обуви – 492; рафинированного сахара – 1416; солодовых напитков (пива) – 2089; бытовых холодильников и морозильных шкафов – 2745; искусственного волокна – 2970.

Особую группу методов законодательного регулирования товарного обращения в развитых странах составляет сформировавшееся законодательство в области торговой практики. Оно преследует следующие основные цели:

  • 1) гарантировать соблюдение норм и правил торговой практики, предусматривать санкции в случае нарушения правил торговли;
  • 2) информировать предприятия о том, что запрещено;
  • 3) стимулировать прогрессивное развитие предприятий торговли и других отраслей.

В системе законодательного регулирования рынка важное место отводится защите прав потребителей. Специалисты стран с рыночной экономикой считают, что интересы потребителей наряду с интересами владельцев капиталов и рабочей силы являются одним из трех элементов общественных интересов, которые правительство призвано уравновешивать. Интересы потребителей на рынке представляют правительственные и неправительственные организации, действующие как на прибыльной, так и на бесприбыльной основе.

Действенность законодательного регулирования зависит как от полноты и качества законодательного оформления процессов обращения товаров, так и от эффективности организационного механизма их реализации.

Обусловленные законодательством воздействия исполнительных структур государственной и муниципальной власти на процессы обращения товаров представляют собой административные методы государственного регулирования. Административные воздействия применяются в процессе ценовой, финансовой, кредитной, налоговой и таможенной политики государства. В России в целях предотвращения проникновения на рынок потенциально опасных для жизни и здоровья человека товаров действует Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», также применяется добровольная сертификация производства и обращения отдельных товаров. Особое внимание уделяется организации контроля качества товаров и услуг, их стандартизации и сертификации.

Итак, в современной экономике сформировались и применяются разнообразные методы государственного экономического и неэкономического воздействия на рынок. Все они в конечном счете направлены на то, чтобы обеспечить производителям свободу хозяйственной деятельности и выхода на рынки сбыта, а потребителям – свободу выбора товаров и услуг, безопасность их потребления. Соотношение и масштабы использования различных групп методов государственного регулирования рынка и товарного обращения определяются в каждый момент конкретной экономической и социальной ситуацией в стране.

Правовые основы механизма государственного регулирования

Успех развития всей экономики во многом зависит от законодательного регулирования. Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Ей не удается постоянно поддерживать устойчивое, инновационное и динамичное развитие экономики, модернизацию производства. Рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд и не поддерживает незащищенные слои населения, не позволяет добиваться формирования социального государства.

Деформированная структура производства, выраженная в высокой зависимости экономики от состояния добывающих отраслей, отсутствие эффективного механизма государственной поддержки перерабатывающей промышленности приводит к тому, что ключевую роль в экономике играют нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья и материалов. Такого типа экономики подвержены особой зависимости от положения дел в более развитых странах, кризисные явления в которых неизменно приводят к снижению спроса на сырьевые источники и спаду производства в странах, ориентированных на поставки энергоносителей.

Эти характерные черты российской экономики в полной мере проявились в процессе продолжающегося экономического кризиса. В условиях снижения спроса и цен на продукцию сырьевых отраслей, низкой конкурентоспособности перерабатывающих производств у нас пока не нашлось секторов, способных к замещению сырьевой составляющей экономики.

Практика свидетельствует, что стихийное развитие рынка порождает многие нежелательные социально-политические последствия. Это выражается в стремлении коммерческих организаций увеличить доходы за счет потребителя, манипулируя при этом ценами, выпуском ненадлежащего качества продукции, торговлей контрафактным товаром и др. К тому же торговля у нас продолжает функционировать сугубо на либеральных принципах, сложившихся еще в начале 1990-х гг. Чрезмерная приверженность к этим принципам приводит к существующему ограничению свободы предпринимательской деятельности отечественных товаропроизводителей, злоупотреблению в установлении величин торговых наценок, ущемлению интересов потребителей. Поэтому регулирование торговой деятельности со стороны государства необходимо.

Обозначенные причины и предпосылки дальнейшего развития страны согласуются с общими направлениями государственного воздействия на все отрасли экономики, в том числе торговлю.

Основными направлениями организации внутренней торговли в пашей стране на современном этапе являются:

  • — развитие предпринимательской деятельности, формирование рыночной инфраструктуры и содействие добросовестной конкуренции;
  • — создание эффективной системы мер по защите прав потребителей;
  • — участие государственных органов в регулировании торговой деятельности, включая поддержку социально значимых видов торговли;
  • — поддержка отечественных товаропроизводителей. Следует подчеркнуть, что рынок и торговля всегда были составной частью национальной экономики. Цель государственного регулирования экономики заключается в развитии рыночных отношений, достижении реальных экономических свобод товаропроизводителей, посредников и потребителей по поводу ассортимента и объемов изготавливаемых, закупаемых и реализуемых товаров и услуг.

Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «»Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» детализирует ее, применительно к торговой сфере. Так, основными целями данного закона являются:

  • 1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
  • 2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в производственной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
  • 3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, а также осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;
  • 4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

Цель государственного регулирования всей экономикой, в том числе и внутренней торговлей, реализуется через три основные функции:

  • 1) создание условий цивилизованного функционирования рынка. К этим условиям следует отнести:
    • — формирование и укрепление рыночных институтов, развитие всех форм собственности;
    • — осуществление мер по формированию внутреннего спроса, ослаблению экономической зависимости от внешних факторов, обеспечение долгосрочных приоритетов модернизации промышленности;
    • — снятие административных барьеров для предпринимательства, повышению качества нормативного правового регулирования экономики, утверждению принципов законности и правопорядка;
    • — создание механизма надлежащего обеспечения исполнения коммерческих договоров;
    • — предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном и медиационном порядке;
    • — защита интересов и прав потребителей продукции и хозяйствующих субъектов;
    • — установление технических условий и стандартов на продукцию.

Именно благодаря этим государственным мерам может функционировать современный эффективный рынок;

2) стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса, поддержки инновационного развития и инвестиционной деятельности предприятий важнейших отраслей. Смысл данной функции заключается в том, чтобы выдерживались параметры среднесрочного планирования и достигались макроэкономические показатели развития до 2020 г. Без этого экономика и торговля нашего государства могут оказаться на задворках истории и человеческой цивилизации. В связи с этим на передовые рубежи в торговле выдвигается электронная коммерция, а следовательно, и ее правовое обеспечение.

Участники «круглого стола» недавно созданного «Агентства стратегических инициатив: тактика быстрого роста» (АСИ), проходившего в начале июля 2011 г., пришли к выводу, что средний и мелкий бизнес имеет все шансы стать паровозом структурного сдвига в экономике. Однако для этого надо чтобы государство принимало решения с участием предпринимателей. С этой целью, как указывалось выше, и было создано АСИ, которое будет информировать Правительство РФ о конкретных барьерах и проблемах регулирования, о мерах, которые необходимо предпринять по налаживанию обратной связи с бизнесом;

  • 3) решение макроэкономических проблем, которое включает:
    • — обеспечение роста объема национального производства путем инвестирования в передовые технологии, ориентированные на создание новой конкурентоспособной продукции;
    • — повышение производительности труда во всех секторах экономики;
    • — поддержание надлежащих темпов экономического роста, стимулирование энерго- и ресурсоэффективности;
    • — обеспечение соответствующего уровня занятости трудоспособного населения страны;
    • — социальная защита пожилых и малолетних людей. Поддержание устойчивого, поступательного развития

тесно связано с наличием макроэкономической стабильности, которая в свою очередь достигается за счет снижения инфляции и банковских процентных ставок, стабилизации курса национальной валюты (рубля), стимулирования модернизации отечественного производства.

Решение этих задач будет побуждать интерес товаропроизводителей к самооценке экономических результатов на предмет конкурентоспособности продукции, экологической чистоты, социальной направленности и значимости результатов деятельности, обеспечению реального вклада в экономическую и национальную безопасность государства.

Следует отметить, что государство воздействует на развитие рыночной экономики двумя основными методами: экономическим и административным.

Первый метод осуществляется с помощью установления соответствующих цен, тарифов, налогов, предоставления кредитов, льгот. Это так называемое косвенное регулирование. Именно с помощью экономических мер воздействия поддерживается или корректируется мотивация хозяйствующих субъектов, задаются более эффективные ориентиры для производителей, исполнителей и продавцов.

Второй метод, с помощью которого государство воздействует на экономику страны, — это административный, который связан с прямым воздействием государства на экономические отношения. Эти меры заключаются в принятии уполномоченным органом власти управленческих решений, установления прямых предписаний императивного (директивного) характера на совершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения. К административному методу государственного регулирования относятся государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, лицензирование отдельных видов коммерческой деятельности, квотирование ввозимой и вывозимой продукции, установление обязательных требований к процессам производства, выпускаемой и обращающейся продукции безопасной для жизни и здоровья людей, также окружающей среды, обеспечение единства измерения, установление юридической ответственности, принуждение. Это так называемое прямое регулирование.

В зависимости от тенденций развития отраслей экономики, состояния развития производительных сил, характера производственных отношений государство должно дифференцированно прибегать к этим методам правового механизма по воздействию на хозяйственные процессы.

В связи с этим в ст. 4 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ перечисляются следующие методы, посредством которых оно осуществляется:

  • 1) установление требований к се организации и осуществлению;
  • 2) антимонопольное регулирование в этой области;
  • 3) информационное обеспечение в этой области;
  • 4) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в этой области. Разновидностью контроля является надзор, который подразделяется на общий надзор прокуратуры за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, в том числе торговой деятельности, и административный надзор, направленный на проверку соблюдения специальных правил на поднадзорных объектах.

На федеральном уровне регулирование коммерческой деятельности закрепляется в различных нормативных актах. К ним относятся Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, распоряжения, приказы, инструкции министерств и федеральных служб.

Например, целями Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» являются: 1) установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации; 2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений; 3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности; 4) содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу.

В Федеральном законе от 23.11.2009 № 261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указывается, что его основной целью является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Статья 10 Закона посвящена обеспечению энергетической эффективности при обороте товаров. В ней, в частности, указывается, что производимые на территории РФ, импортируемые в нашу страну для оборота товары (в том числе бытовые энергопотребляющие устройства, компьютеры, другие компьютерные электронные устройства и организационная техника) должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках. Более того, в Законе подчеркивается, что указанное требование распространяется на товары из числа: 1) бытовых энергопотребляющих устройств с 1 января 2011 г.; 2) компьютеров, других компьютерных устройств и организационной техники с 1 января 2012 г. С 1 января 2011 г. к обороту на территории РФ не допускаются электрические лампы накаливания мощностью 100 Вт и более, которые могут быть использованы в целях переменного тока для освещения.

На уровне субъектов РФ нормативные правовые акты торгового законодательства могут приниматься с учетом разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, регулируемые ст. 71—73 Конституции РФ. Однако важно подчеркнуть, что на основании Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится гражданское законодательство, и субъекты РФ не вправе принимать гражданско-правовые акты. Субъекты РФ вправе принимать касающиеся внутренней торговли акты в основном административного, дисциплинарного и иного характера в рамках федерального законодательства.

Управление внутренней торговлей России осуществляют:

  • — на федеральном уровне: Президент РФ, Правительство РФ, министерства, федеральные службы, федеральные агентства, иные федеральные органы исполнительной власти;
  • — региональном уровне: главы администраций республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;
  • — местном уровне: главы муниципальных образований (городских, сельских, поселковых).

Указанные органы управления в соответствии с возложенными на них обязанностями относятся к общей, функциональной и отраслевой компетенции.

Для проведения государственной политики в сфере экономики и торговли в условиях формирования рыночных отношений большое значение отводится Правительству РФ и некоторым министерствам.

Так, на Минэкономразвития России возложены следующие функции.

Во-первых, оно обязано вырабатывать государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

Во-вторых, Министерство занимается государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, инвестиционной деятельностью, формированием межгосударственных, федеральных, ведомственных целевых программ, разработкой и реализацией программ социально-экономического развития Российской Федерации. Оно работает над созданием и функционированием особых экономических зон на территории нашего государства, а также управлением государственным резервом, размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и др.

На Минпромторг России возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, технического регулирования и обеспечения единства измерений, внешней и внутренней торговли. Данное министерство выполняет функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, но применению мер нетарифного регулирования, а также функции государственного регулирования внешнеторговой деятельности и др.

Минфин России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Минздравсоцразвития России осуществляет функции в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей. В ее составе находится Роспотребнадзор, на который возложены полномочия по государственному контролю за соблюдением законодательства в области защиты прав потребителей, соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, выполнение работ, оказания услуг.

Безусловно, чтобы решать эти важные проблемы необходимо соответствующее самостоятельное министерство торговли, а не службы в составе других министерств. В США, например, в министерстве торговли работают 6 тыс. человек. К сожалению, до последнего времени не было у нас и закона о торговле, значит и твердых правил, работникам торговли приходилось руководствоваться 600 подзаконными актами. Это что касается федерального уровня.

В идеале органы государственной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством РФ имеют следующие обязанности:

  • — реализовывать государственную политику в области торговой деятельности на территории субъекта РФ;
  • — принимать в соответствии с законодательством РФ законы и иные нормативные акты, регулирующие осуществление торговой деятельности в субъекте РФ. Например, Московская городская дума приняла Закон г. Москвы от 09.12.1998 № 29 «О торговой деятельности в городе Москве»;
  • — имеют право определять основные направления реализации торговой политики (решать вопросы защиты прав потребителей, осуществлять государственный контроль за качеством товаров потребительского назначения);
  • — устанавливать нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта РФ;
  • — проводить информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;
  • — устанавливать дополнительные ограничения, специальные защитные меры в отношении поступающих в розничную продажу товаров потребительского назначения;
  • — разрабатывать и реализовывать мероприятия, содействующие развитию коммерческой деятельности на территории субъекта РФ;
  • — устанавливать и отменять местные налоги и сборы, взимаемые с субъектов коммерческой деятельности, определять порядок предоставления льгот им;
  • — устанавливать штрафные санкции и иные виды ответственности за нарушение порядка осуществления коммерческой деятельности;
  • — осуществлять лицензирование отдельных видов деятельности на территории субъекта РФ.

Органы местного самоуправления в области регулирования коммерческой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Они контролируют соблюдение законодательства в сфере коммерческой деятельности; определяют порядок размещения торговых объектов на соответствующей территории; осуществляют иные функции, необходимые для обеспечения потребностей населения в товарах и услугах.

В ст. 7 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ поставлена задача об участии в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров. Оно может осуществляться в следующих формах:

  • 1) участие в разработке проектов нормативных правовых актов РФ в области торговой деятельности, региональных и муниципальных программ развития торговли;
  • 2) участие в анализе финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли на территории субъектов РФ, муниципальных образований, в оценке эффективности применения мер по ее поддержке, в подготовке прогноза развития торговли на соответствующих территориях;
  • 3) распространение российского и иностранного опыта в области торговой деятельности;
  • 4) предоставление необходимой информации для формирования и реализации государственной политики в области торговой деятельности;
  • 5) подготовка для органов государственной власти и органов местного самоуправления предложений о совершенствовании торговой деятельности и др.

Таким образом, государственную торговую политику можно определить как совокупность организационных, правовых, экономических, социальных и иных мер, проводимых органами государственной власти и управления, как в центре, так и на местах совместно с предпринимателями и общественными организациями для реализации целей и принципов, установленных Конституцией РФ и соответствующими законами.

Однако сегодня в федеральном законодательстве отсутствует комплексная регламентация взаимоотношений между продавцами и органами государственной власти местного самоуправления. Действующий в этой сфере Указ Президента РФ от 29.01.1992 № 65 «О свободе торговли», а также положения Федеральных законов от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лишь частично обрисовывают торговую деятельность. За ее пределами остается такой важный аспект, как разграничение полномочий центра и регионов по регулированию торговли. В каждом муниципальном образовании, которых в России насчитывается около 24 тыс., действуют различные требования к организации и осуществлению торговой деятельности. Анализ правовых муниципальных актов показывает, что их содержание не только разнообразно, но и зачастую противоречиво. Часто содержит чрезмерно жесткие требования.

К сожалению, сложившиеся механизмы регулирования торговых процессов пока что не отвечают интересам как товаропроизводителей, так и потребителей. Накопившиеся за последние два десятилетия проблемы взаимоотношений производителей с поставщиками и торговыми сетями, с одной стороны, а с другой — между торговыми организациями и потребителями требуют существенной перестройки правового вмешательства в эту сферу экономической деятельности.

Регулирование торговли

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *