Регистрация права хозяйственного ведения

Заявление регистрации права хозяйственного ведения

Документ об уплате государственной пошлины (госпошлина юридическим лицом уплачивается в безналичном порядке, в регистрирующий орган представляется платежное поручение).
3. Документы, подтверждающие полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (нотариально удостоверенная доверенность).
4. Учредительные и иные документы, подтверждающие правоспособность юридического лица (нотариально заверенные копии устава, свидетельства о присвоении ОГРН и ИНН, документ о назначении руководителя).
5. Документы, подтверждающие закрепление имущества за предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления: решение собственника о закреплении имущества (постановление, распоряжение, приказ и т.д.) с приложением пообъектного перечня передаваемого имущества либо иные правоустанавливающие документы (например, вступивший в законную силу судебный акт, договор о приобретении имущества по договору купли-продажи, акт ввода объекта в эксплуатацию, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и т.д.).
6. Документ, подтверждающий передачу имущества собственником предприятию или учреждению имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

7. План объекта недвижимости в случае государственной регистрации ранее возникшего права хозяйственного ведения или права оперативного управления.
8. Паспорт объекта культурного наследия, охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство – если объект недвижимости является объектом культурного наследия; заключение историко-культурной экспертизы – если объект является выявленным объектом культурного наследия.

Государственная регистрация права хозяйственного ведения или оперативного управления на недвижимое имущество, приобретаемое предприятием или учреждением, проводится только одновременно либо после государственной регистрации права собственности учредителя предприятия или учреждения на приобретаемое имущество в Едином государственном реестре прав (ЕГРП).

Государственная регистрация права хозяйственного ведения или оперативного управления на недвижимое имущество может осуществляться при отсутствии в Едином государственном реестре прав только в случае если право собственности учредителя предприятия или учреждения возникло ранее.

Для регистрации подаются подлинники документов.


Документы, необходимые для регистрации права хозяйственного ведения, предусмотрены ст. ст. 18 и 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”

Ситуации Документы Требования
Если недвижимое имущество унитарному предприятию передал собственник Акт собственника о закреплении имущества на праве хозведения (п. 1 ст. 299 ГК РФ) Копия
Акт приема-передачи, подписанный собственником и руководителем предприятия Подлинник и копия
Договор о праве хозяйственного ведения Не менее двух экземпляров подлинников, а если право возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ или договор удостоверен нотариально, подлинник и копия
Если недвижимость приобретена в результате сделки Договор купли-продажи (отступного, дарения) Не менее двух экземпляров подлинников, а если право возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ или договор зарегистрирован нотариально, подлинник и копия
Если имущество присуждено судом Решение суда с отметкой о вступлении в силу Копия
Если имущество переходит в результате реорганизации Передаточный акт Подлинник и копия
Если объект построен предприятием для себя Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если объект возведен на основании разрешения на строительство (чтобы регистрация была проведена в срок, рекомендуем представить, хотя направить разрешение регистратору обязан уполномоченный орган публичной власти (уполномоченная организация) в течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о разрешении на ввод в экспуатацию) Копия (подлинник и копия в случае, если разрешение выдано организацией, указанной в ч. 1 ст. 19 Закона о госрегистрации недвижимости)
Технический план в предусмотренных законом случаях Электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера
Если права предприятия на землю под построенным для себя объектом недвижимости не зарегистрированы Документ на земельный участок (ч. 10 ст. 40 Закона о госрегистрации недвижимости) Подлинник и копия

Если сделка по приобретению недвижимого имущества является для унитарного предприятия крупной, то представляется также документ, подтверждающий ее одобрение. При совершении сделки в порядке закупок для государственных нужд рекомендуется представить документы, оформляющие завершение процесса определения поставщика, например итоговый протокол аукциона.
В случае когда объект недвижимости построен по заключенному до 01.01.2011 договору на строительство или реконструкцию, который предусматривает привлечение внебюджетных источников финансирования и последующее распределение площади объекта между сторонами договора, следует представить также подлинник и копию документа, подтверждающего исполнение сторонами принятых обязательств (ч. 2 ст. 70 Закона о госрегистрации недвижимости).
Созданное недвижимое имущество должно быть поставлено на кадастровый учет одновременно с государственной регистрацией объекта. Исключение составляют случаи, когда кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Такое разрешение в регистрирующий орган представляет уполномоченный орган в порядке, предусмотренном ст. 19 Закона о госрегистрации недвижимости (п. 1 ч. 3 ст. 14 названного Закона).
Если документы на недвижимость не представлены или не содержат описания объектов недвижимости, достаточного для их идентификации, возможен отказ в регистрации.
Размер пошлины за регистрацию прав юридических лиц на отдельные объекты недвижимости и на предприятие как имущественный комплекс установлен в ст. 333.33 НК РФ.

Регистрация права хозяйственного ведения, оперативного управления

Независимо от того, кто подает документы, пошлина должна быть уплачена за счет лица, чье право регистрируется.
Документ о полномочиях представителя на подачу заявления
Если от имени унитарного предприятия действует руководитель, то необходимо предъявить документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица.
Рекомендуем также представить устав либо его копию, удостоверенную нотариусом или заверенную самим руководителем. Вместе с тем требовать его регистратор не вправе.
Если действует представитель собственника или унитарного предприятия по доверенности, то нужно представить подлинник и копию доверенности.
Доверенность от унитарного предприятия должна быть удостоверена нотариально. Не потребуется нотариального удостоверения доверенности от органа, осуществляющего полномочия собственника (когда заявление подается от его имени), если она составлена на бланке и скреплена печатью и подписью руководителя.
В случае когда доверенность не представлена или в ней не указаны необходимые полномочия, в регистрации может быть отказано.
Лицо, подающее документы, должно также предъявить документ, удостоверяющий личность. Если документы направляются по почте, то прилагается его копия.
Документы юридического лица
Унитарное предприятие представляет документ, подтверждающий полномочия заявителя без доверенности действовать от имени данного юридического лица, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Кроме того, для полноты сведений о юридическом лице рекомендуем подать подлинники и копии следующих документов:
— свидетельства о госрегистрации юридического лица (для юрлиц, зарегистрированных с 1 января 2017 г., — листа записи ЕГРЮЛ);
— свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
— информационного письма об учете в Статрегистре Росстата;
— устава.

Кондаков Константин Михайлович

Регион: Архангельская область, г. Архангельск

Должность: ведущий юрисконсульт, ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»

Область права: Право собственности, Другое

Порядок решения проблемы: Судебный№ дела А05-9388/2011

Суть дела

Федеральному государственному унитарному предприятию нужно было зарегистрировать права на объекты недвижимости, закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения. Сначала при оформлении документов проблем не возникало, поэтому успешно были зарегистрированы права на часть недвижимого имущества. Но после подачи документов для регистрации прав еще на несколько объектов компания получила отказ из Росреестра. Основанием послужила невозможность идентификации объектов, поскольку в акте приема-передачи отсутствовали их адреса. Компании пришлось инициировать несколько судебных процессов, прежде чем права на эти объекты были зарегистрированы.

Задача и ее решение

Федеральное государственное унитарное предприятие было создано в 2001 году на основании распоряжения Правительства РФ в соответствии с Указом Президента РФ путем реорганизации (выделения) другого юридического лица. При реорганизации ФГУП было передано по акту приема-передачи множество объектов недвижимого имущества, права на которые у реорганизовываемого юридического лица возникли до вступления в законную силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Распоряжением компетентного государственного органа за ФГУП было закреплено на праве хозяйственного ведения переданное по акту приема-передачи имущество. Этим же распоряжением компетентный государственный орган обязал ФГУП осуществить регистрацию прав на переданные объекты недвижимого имущества.

Руководствуясь упомянутым распоряжением, ФГУП в течение длительного времени взаимодействовал с органом государственной регистрации, который осуществлял регистрацию права хозяйственного ведения на переданные объекты недвижимости.

К заявлениям на регистрацию прав на объекты недвижимости ФГУП прикладывало установленные ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»:

— платежное поручение об уплате государственной пошлины;

— распоряжение компетентного органа о закреплении за ФГУП объектов недвижимого имущества;

— утвержденный компетентным органом акт приема-передачи с перечнем передаваемого имущества;

— выписка из реестра недвижимого федерального имущества;

— кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества;

— необходимые учредительные подтверждающие полномочия документы.

Вплоть до недавнего времени орган регистрации устойчиво осуществлял регистрационные действия в отношении прав на объекты недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП.

Вскоре, вследствие принятия новых нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, ФГУП необходимо было в кратчайшие сроки зарегистрировать права на некоторые оставшиеся незарегистрированными объекты недвижимого имущества.

В очередной раз, обратившись в орган регистрации с заявлением о регистрации прав на оставшиеся объекты недвижимого имущества, ФГУП неожиданно для себя получило отказ в регистрации. В качестве основания такого отказа регистрирующий орган указал на невозможность идентификации заявленных на регистрацию прав объектов (по данным кадастровых паспортов) объектам, указанных в акте приема-передачи, ввиду отсутствия в акте приема-передачи адресов этих объектов.

ФГУП обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного акта государственного органа (отказа в регистрации) и обязыванием государственный регистрационный орган осуществить регистрационные действия в отношении прав на спорные объекты недвижимости.

В процессе производства по делу ФГУП настаивало, что заявленные объекты можно сопоставить с объектами, указанными в акте приема-передачи, поскольку данные кадастровых паспортов заявленных на регистрацию объектов совпадают с данными объектов, указанных в актах приема-передачи в части даты ввода в эксплуатацию. Кроме того, совпадают также инвентарные номера, указанные в акте приема-передачи, с инвентарными номерами инвентарных карточек на спорные объекты предприятия.

Никаких иных данных, за исключением несовпадающего названия и стоимости передаваемого объекта, в акте приема-передачи, к сожалению, не содержалось. Вследствие этого у органа регистрации имелись формальные основания отказать ФГУП в регистрации прав на заявленные объекты. Решение арбитражного суда подтвердило позицию регистрирующего органа.

Однако и ФГУП был представлен весь комплект необходимых для регистрации документов и, более того, ФГУП фактически не могло предоставить какие-либо иные подтверждающие документы ввиду их отсутствия, что оставляло основания для обжалования вынесенного решения арбитражного суда в вышестоящих инстанциях.

Вместе с тем, как уже упоминалось выше, ФГУП было сковано сроками регистрации прав, установленными Президентом РФ и Правительством РФ, и не могло позволить себе длительное обжалование решения арбитражного суда в других инстанциях.

В этой связи немногим позже подачи заявления о признании отказа органа регистрации недействующим ФГУП в арбитражный суд было подано заявление о признании права хозяйственного ведения на спорные объекты с указанием в качестве ответчиков представителей собственника спорных объектов – территориальных управлений Росимущества, расположенных по месту нахождения имущества и по месту регистрации ФГУП.

Правовая позиция ФГУП основывалась на том, что суд может установить соответствие объектов недвижимого имущества, которые были переданы ФГУП в результате реорганизации и права, на которые подлежали регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявленным спорным объектам, на которые имелись кадастровые паспорта. Установить такое соответствие, по мнению ФГУП, было возможно на основании совпадения дат ввода в эксплуатацию объектов и их инвентарных номеров.

Управление Росимущества по месту нахождения объектов недвижимого имущества представило в материалы дела отзыв, в котором подтверждало наличие в реестре недвижимого федерального имущества заявленных спорных объектов, против удовлетворения заявления ФГУП не возражало. Управление Росимущества по месту регистрации ФГУП отзыв не предоставило, в деле не участвовало.

В предварительном судебном заседании суд резонно запросил правовое обоснование привлечения территориальных управлений Росимущества в качестве ответчиков ввиду фактического отсутствия в данном случае спора о праве.

ФГУП пояснило, что в процессе передачи ему недвижимого имущества и закрепления такого имущества на праве хозяйственного ведения, представитель собственника этого имущества не учел необходимость указания сведений, позволяющих однозначно идентифицировать конкретные объекты передаваемого недвижимого имущества, в связи с чем орган регистрации на законных основаниях отказал ФГУП в регистрации своих прав на это имущество. Таким образом, территориальные управления Росимущества, по мнению ФГУП, как представители собственника передаваемого имущества должны нести ответственность за совершенные ненадлежащие действия, которыми, по сути, были нарушены права ФГУП, по передаче недвижимого имущества.

В ходе процесса о признании права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества решение арбитражного суда об отказе признания ненормативного акта органа регистрации недействительным уже было вынесено и вступило в законную силу, что дало ФГУП основания сослаться на это обстоятельство в суде по делу о признании права и указать поданное о признании права заявление как последний возможный способ восстановления нарушенного права.

Упомянутый довод был принят судом, у которого, однако, возникли сомнения, подлежат ли заявленные спорные объекты регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сомнения суда были основаны на его мнении, что некоторые спорные объекты не являются объектами недвижимого имущества.

Такими объектами, по мнению суда, были металлические сооружения высотой от 75 до 246 метров.

Представив в материалы дела адресные справки от органов местного самоуправления, подтверждающие присвоение самостоятельного адреса таким объектам, а также копии технических паспортов на эти объекты, которые подтверждали уровень их капитальности и связи с землей, ФГУП устранил, таким образом, сомнения суда.

После рассмотрения дела по существу суд на основании совпадения дат ввода в эксплуатацию и инвентарных номеров установил соответствие объектов, указанных в акте приема-передачи, спорным объектам, указанных в заявлении о признание права и удовлетворил заявление ФГУП в полном объеме.

По истечении времени, необходимого для вступления решения в законную силу ФГУП обратилось в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права хозяйственного ведения на спорные объекты недвижимого имущества, приложив в качестве основания для регистрации только вступивший в силу судебный акт. По истечении установленных законом сроков регистрирующий орган осуществил регистрацию права хозяйственного ведения ФГУП на спорные объекты.

Чего удалось добиться

ФГУП удалось добиться регистрации права хозяйственного ведения на федеральные объекты недвижимости в сроки, установленные нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ, и выработать для себя практику регистрации объектов недвижимости посредством получения судебного решения о признании права. В настоящее время ФГУП, регистрируя права на объекты недвижимости, добивается признания своих прав в арбитражном суде во время трехмесячной приостановки регистрации (по заявлению ФГУП), не переплачивая тем самым государственную пошлину за совершение регистрационных действий.

Если вам понравился этот кейс и вы хотите помочь автору победить во Всероссийской правовой премии «Юрист компании ‘2012» — вы можете проголосовать за него.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Процедура оформления и регистрации права хоз. ведения

Право хозяйственного ведения регистрирует лицо, которому недвижимое имущество передано на данном праве. Это регулируется в т.ч. и местными нормативными актами, регулирующими порядок закрепления муниципального имущества на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления.

При этом, как разъяснено в п.5 Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 в соответствии с п.1, 2 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием. В силу абз. 5 п.1 ст.216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Перечень документов, необходимых для регистрации права хозяйственного ведения, указан в п.18 Приложения № 2 к Административному регламенту, утв. Приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 № 789.

Предприятие для регистрации права хозяйственного ведения уплачивает пошлину. В силу п.п.22 п.1 ст.333.33 НК РФ за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество организациями уплачивается государственная пошлина в размере 22 000 руб.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

ПРИКАЗ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ от 09.12.2014 № 789

«18. Государственная регистрация права хозяйственного ведения и права оперативного управления на объект недвижимого имущества, находящийся в государственной или муниципальной собственности

18.1.1. Заявление о государственной регистрации права (оригинал).

18.1.2. Документ, удостоверяющий личность представителя юридического лица (оригинал).

18.1.3. Документы, подтверждающие полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (оригинал либо заверенная в установленном порядке копия и копия, а если таким документом является акт органа государственной власти или органа местного самоуправления — заверенная в установленном порядке копия, 2 экз.).

18.1.4. Учредительные документы юридического лица либо удостоверенные в установленном порядке копии учредительных документов юридического лица или заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица копии этих учредительных документов не представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в случае, если ранее в указанный орган были представлены учредительные документы юридического лица вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами и проведена государственная регистрация права юридического лица на соответствующий объект недвижимости, а также если с момента проведения государственной регистрации права юридического лица федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, не регистрировались изменения учредительных документов юридического лица.

18.1.5. Документы, подтверждающие возникновение права хозяйственного ведения (права оперативного управления) на имущество:*

— приобретение имущества иным способом, предусмотренным гражданским законодательством (вступивший в законную силу судебный акт (заверенная в установленном порядке копия, 2 экземпляра);

— договор, совершенный в простой письменной форме (оригинал, не менее 2 экземпляров), нотариально удостоверенный договор (не менее 2-х экземпляров, один из которых оригинал) (в случае государственной регистрации прав, возникших на основании договоров, заключенных до введения в действие Закона о регистрации, представляются оригинал и копия договора).

18.1.6. Иные документы, которые в установленных законодательством случаях необходимы для государственной регистрации.

Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом о кадастре, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатно

Хозяйственное неведение

13.10.2010ЭЖ «Юрист» Ольга Кондратьева, юрист, г. Владивосток

В 90-е годы на заре становления новой российской системы права было учреждено множество унитарных предприятий (УП). Схема их создания выглядела так. Осуществляя полномочия, установленные в п. 1 ст. 209 ГК РФ, собственник (в лице главы муниципального образования или руководителя соответствующего государственного органа) принимал решение об учреждении УП и наделении его определенным недвижимым имуществом. Факт закрепления имущества за предприятием отражался в договоре об использовании имущества и акте приема-передачи. Затем предприятие осуществляло деятельность, для которой было создано, используя переданное собственником имущество, до момента признания его банкротом. Затем развитие событий идет по одному из следующих путей:

1) в ходе конкурсного производства выясняется, что распорядиться недвижимым имуществом предприятия невозможно из-за отсутствия госрегистрации права хозяйственного ведения, после чего происходит обращение в регистрирующий орган, а в случае выявления препятствий в регистрации – в суд;

2) собственник изымает имущество у предприятия-банкрота и передает его другому предприятию.

Право без регистрации?

В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право хозяйственного ведения на недвижимое имущество, как вещное право, подлежит госрегистрации. Федеральный закон № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не устанавливает срока для регистрации прав на недвижимое имущество. Отсюда возникает вопрос о моменте возникновения права хозяйственного ведения. В то же время государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возник­новения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество по ГК РФ (п. 1 ст. 2 Закона № 122-ФЗ). Данное определение позволяет заключить, что право на момент госрегистрации уже должно «существовать», то есть должно быть надлежащее основание для регистрации, которая подтверждает законность и обоснованность возникновения права.

В силу п. 1 ст. 299 ГК РФ и п. 2 ст. 11 Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» право хозяйственного ведения на имущество, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за УП, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или решением собственника.

Указанные нормы можно понимать двояко:

– право хозяйственного ведения как на движимое, так и на недвижимое имущество возникает с момента передачи такого имущества предприятию;

– право хозяйственного ведения на движимое имущество возникает с момента передачи имущества предприятию, а на недвижимое имущество – с момента госрегистрации, так как специальный порядок в отношении недвижимости оговорен в ст. 131 ГК РФ.

Суждения судов по данному вопросу расходятся, можно выделить две противоположных позиции.

1. Пункт 1 ст. 299 ГК РФ содержит специальное правило, в силу которого право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает у предприятий после передачи такого имущества распоряжением собственника и не зависит от момента регистрации такого права. При этом суды принимают во внимание отсутствие оснований для прекращения данного права (п. 3 ст. 299 ГК РФ) и приходят к выводу, что отсутствие госрегистрации права хозяйственного ведения на момент рассмотрения спора не может служить основанием для отказа в иске, учитывая, что обращение предприятия в суд с иском обусловлено необходимостью регистрации этого права (Определение ВАС РФ от 29.06.2009 № ВАС-7598/09, постановления ФАС ДВО от 01.09.2008 № Ф03-А59/08-1/2724, от 19.02.2010 № Ф03-8056/2009).

2. Госрегистрация является единственным доказательством возникновения права хозяйственного ведения (постановления ФАС ПО от 04.12.2007 № А55-1485/07-43, ФАС ВСО от 21.10.2009 № А33-14633/08, ФАС ВВО от 12.03.2010 № А11-7982/2009, от 31.03.2010 № А11-4841/2009).

Что касается срока для обращения за регистрацией права, то несмотря на отсутствие норм, прямо его определяющих, иногда суды обосновывают отказ в признании незарегистрированного права хозяйственного ведения так: госрегистрация права должна быть произведена в «разумный» срок. Если распоряжение о закреплении имущества было издано 09.07.2007, а предприятие обратилось за регистрацией права хозяйственного ведения 30.03.2009, то это «значительный» срок после издания распоряжения (Постановление Пятого ААС от 03.06.2010 № А51-3184/2009). При этом суд не дал оценки тому обстоятельству, что законодатель не только не устанавливает конкретный срок для регистрации права, но также не определяет его как «разумный» и не закрепляет критериев разумности, а соответственно и последствия несоблюдения подобных сроков.

Необходимо отметить, что наличие госрегистрации не всегда признается судом достаточным основанием для признания права при отсутствии документов, подтверждающих принятие решения собственником о передаче имущества и передачу имущества собственником предприятию. В таких случаях зарегистрированное право хозяйственного ведения признается недействительным (определения ВАС РФ от 30.10.2007 № 13191/07, от 31.10.2007 № 13408/07, Постановление ФАС ДВО от 14.10.2008 № Ф03-3916/2008).

Полагаем, что первый подход более правильный, иначе круг замыкается: право не зарегистрировано, значит не возникло и не может быть признано, но в то же время зарегистрировать «отсутствующее» право также невозможно.

Попутные ветры и подводные камни

В случае выявления объекта, право хозяйственного ведения на который не зарегистрировано, требуется выяснить момент получения имущества предприятием. Исходя из ст. 6 Закона № 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Закона (до 28.01.98), признаются действительными при отсутствии их госрегистрации. Она проводится по желанию их обладателей.

При необходимости совершения и регистрации каких-либо сделок в отношении такого имущества придется регистрировать и последующее право, и первоначальное, причем не одновременно.

При обращении за регистрацией права или за признанием права в суд надо учесть следующие обстоятельства.

1. Объект должен быть достаточно индивидуализирован.

Пример  1: суд сделал вывод, что предприятие не доказало наличие у него права на объект недвижимости площадью 3950 кв. м, так как согласно материалам дела объект имеет площадь 4709,6 кв. м (Постановление ФАС ВВО от 01.04.2010 № А11-3425/2009, Определение ВАС РФ от 05.07.2010 № ВАС-7960/10).

Пример 2: по мнению суда, истец не представил в материалы дела доказательств, позволяющих достоверно определить спорные объекты в качестве объектов недвижимости и индиви­дуально-определенных вещей, в связи с чем право хозяйственного ведения на спорные объекты не может быть признано за истцом (Постановление ФАС МО от 07.12.2009 № КГ-А41/12489-09, Решение АС ПК № А51-21052/2009).

Пример 3: суд заключил, что представленные заявителем в регистрационную службу документы по содержанию не отражали необходимой информации для регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества, площадь которого в результате перепланировки изменилась, и такое нарушение требований к документам, представляемым в регистрационную службу, стало основанием отказа в регистрации права (Определение ВАС РФ от 08.02.2010 № ВАС-193/10).

2. Правообладатель должен располагать всеми подтверждающими факт возникновения права документами: распоряжением о наделении предприятия имуществом и документом, подтверждающим факт передачи имущества. Отсутствие данных документов влечет правомерный отказ в регистрации права (Определение ВАС РФ от 28.06.2010 № ВАС-7743/10).

По желанию собственника

Случается, что предприятие, ранее наделенное собственником определенным имуществом, получает от собственника сообщение о том, что предприятие в силу отсутствия регистрации не приобрело права на имущество, вследствие чего оно изымается и, как правило, передается другому предприятию.

При оценке подобных действий собственника необходимо принимать во внимание следующие обстоятельства.

Во-первых, ст. 295 ГК РФ определяет полномочия собственника в отношении переданного имущества в виде контроля за использованием по назначению и сохранностью такого имущества и не предполагает право собственника на изъятие имущества у предприятия (Постановление ФАС ЦО от 18.05.2010 № Ф10-1750/10).

Высшие суды выразили свое мнение по этому вопросу:

– собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия (п. 40 Постановления пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 № 6/8);

– поскольку в ст. 295 ГК РФ, устанавливающей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение УП имущество, не вправе распоряжаться этим имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия (п. 5 Постановления пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22).

Во-вторых, в п. 3 ст. 299 ГК РФ в качестве основания для прекращения указанного права называется правомерное изъятие, под которым нужно понимать случаи нерационального использования, использования не по назначению имущества, закрепленного за предприятием. Кроме того, изъятие имущества неправомерно, если приводит к прекращению деятельности предприятия (Постановление Президиума ВАС РФ от 31.07.2001 № 1198/01, определения ВАС РФ от 16.07.2008 № 9264/08, от 09.10.2008 № 10984/08).

В-третьих, в п. 2 ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» сказано, что с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства собственник не вправе принимать какие-либо решения в отношении имущества предприятия, включая истребование имущества (Определение ВАС РФ от 26.12.2007 № 13753/07).

Очевидно, что действия собственника по распоряжению имуществом, ранее переданным УП при отсутствии противоправных действий со стороны предприятия, являются неправомерными. Однако иногда суд занимает позицию, согласно которой нахождение предприятия в процедуре банкротства не имеет значения, так как право на имущество изначально не возникло вследствие отсутствия его регистрации (Постановление Пятого ААС от 03.06.2010 № А51-3184/2009).

Выводы

Право хозяйственного ведения специфично в ряду вещных прав из-за своего производного, зависимого от воли собственника имущества характера. Поэтому обоснованным представляется признание возникновения права хозяйственного ведения на движимое и недвижимое имущество с момента принятия собственником решения о передаче имущества и совершения фактической передачи, то есть с момента документального закрепления воли собственника.

Право хозяйственного ведения подлежит госрегистрации, если возникло после вступления в силу Закона № 122. За регистрацией можно обратиться в любой момент в силу отсутствия прописанных законодателем жестких сроков. При этом следует тщательно изучить содержание имеющихся документов, чтобы избежать дополнительных проблем.

Основания для правомерного изъятия имущества собственником немногочисленны и сводятся к использованию имущества не по назначению или нарушению правил его сохранности.

В случае возникновения у предприятия проблем, связанных с регистрацией права либо неправомерным изъятием имущества собственником, считаем целесообразным обращение за судебной защитой прав.

Подписка Разместить:

.. 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 ..

БИЛЕТ № 53

Вопрос 1.

Право хозяйственного ведения. Субъекты права, возникновение и прекращение права, распоряжение недвижимостью, принадлежащей на праве хозяйственного ведения. .(ст. 113, 114, 294, 295, 297, 299 ГК; ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных предприятиях»; письмо Елизаровой №14 в папке), (ст. 113 ГК (унитарное предприятие), 114(Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения), 294(Право хозяйственного ведения), 295 (Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении), 297 (Распоряжение имуществом казенного предприятия), 299 (Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления); ФЗ от 14.11.2002 № 161 «О государственных и муниципальных предприятиях»)

Право хозяйственного ведения (ограниченное вещное право) – это право государственного или муниципального унитарного предприятия, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.

Субъектами права хозяйственного ведения признаютсяунитарные предприятия — коммерческие организации, не наделенные правом собственности на имущество, закрепленное за ними собственником, действующие в зависимости от учредителя (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования), в следующих формах (ст. 113 ГК, ст. 2 Закона об унитарных предприятиях): федеральное государственное предприятие (ФГУП); государственное унитарное предприятие субъекта РФ (ГУП); муниципальное унитарное предприятие (МУП).

В соответствии с ст.2 ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных предприятиях»; В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также — государственное предприятие), муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).

Ст. 299 ГК устанавливает правила возникновения и прекращения права хозяйственного ведения и права оперативного управления.

Предусматривается два основания возникновения права хозяйственного ведения.

Первое — закрепление собственником за унитарным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения имущества. Такой способ приобретения права возможен только в отношении имущества, составляющего казну соответствующего публичного образования. Право хозяйственного ведения возникает с момента передачи имущества, а в отношении объектов недвижимого имущества — с момента государственной регистрации. Таким образом, для государственной регистрации права хозяйственного необходимо представить в регистрирующий орган:

— акт государственного или муниципального органа о закреплении конкретного имущества за соответствующим предприятием или учреждением;

— акт приема — передачи этого имущества.

Вторым основанием возникновения права хозяйственного ведения является самостоятельное приобретение имущества унитарным предприятием или учреждением. Такое имущество автоматически становится гос. собственностью и поступает в хозяйственное ведение соответствующего юридического лица. Право собственности гос. или муниципального предприятия, учреждения не может возникнуть ни при каких обстоятельствах. Данное имущество не нуждается в закреплении, «согласии собственника», иных актах его волеизъявления. Не требуется и предварительная регистрация права гос. (муниципальной) собственности. На гос. регистрацию права хозяйственного ведения необходимо представить договор о приобретении имущества, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и т.д. Кроме упомянутых документов для гос. регистрации права хозяйственного ведения необходимо представить полный пакет учредительных документов (подлинники и копии или нотариально удостоверенное копии), документ, подтверждающий полномочия представителя (доверенность) или лица, действующего от имени организации без доверенности (приказ о назначении), заявление о гос. регистрации права.

Право хозяйственного ведения, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Необходимым условием регистрации прав на закрепляемое имущество является документальное подтверждение наличия права гос. или муниципальной собственности. Таким документальным подтверждением может послужить выписка из реестра гос. или муниципальнойсоб-ти. Если право гос. (муниципальной) собственности возникло до 31 января 1998 г (т.е. до введения в действие Закона о регистрации), оно является юридически действительным и не требует гос. регистрации. В том случае, если право возникло после указанной даты, оно подлежит обязательной регистрации. Российская Федерация, Субъект РФ или муниципальное образование могут распорядиться таким имуществом (в том числе передать его в хозяйственное ведение или оперативное управление) только после гос. регистрации права.

Право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности. А также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Прекращением права хозяйственного ведения является правомерное изъятие недвижимого имущества у предприятия по решению собственника, отказе собственника от права собственности; гибели или уничтожению имущества; утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Правомерное изъятие возможно в случае если такое имущество:

1. Является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению;

2. Закреплено собственником за указанными правообладателями либо приобретено ими за счет средств выделенных собственником на его приобретение п.2 ст. 296ГК.

Регистрация права хозяйственного ведения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *