При решении вопроса о подведомственности классификации и освидетельствования маломерных судов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС МЧС РФ), ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (РС) или ФАУ «Российский речной регистр» (РРР) принимается во внимание цель использования маломерного судна:
- некоммерческое использование – ГИМС МЧС РФ
- коммерческое использование – РС или РРР
В соответствии со статьей 7 КТМ маломерное судно – это судно:
- длина которого не превышает двадцать (20) метров
- общее количество людей, на котором не превышает двенадцать (12)
В соответствии с письмом № ЮЦ-Д5-25/10714 от 10.06.2020 г. распределение ответственности при классификации и освидетельствовании маломерных судов коммерческого использования между РС или РРР определяется в зависимости от удаленности районов эксплуатации судов от мест убежищ или берега следующим образом:
- суда, эксплуатируемые в морских районах (за исключением судов, зарегистрированных в портах Республики Крым и городе федерального значения Севастополь) с удаленностью от мест убежищ или берега более 12 миль – РС;
- суда, эксплуатируемые в морских районах и зарегистрированные в портах Республики Крым и городе федерального значения Севастополь с удаленностью от мест убежищ или берега до 12 миль и более 12 миль – РРР;
- суда, эксплуатируемые в морских районах (за исключением судов, зарегистрированных в портах Республики Крым и городе федерального значения Севастополь) с удаленностью от мест убежищ или берега до 12 миль – РС или РРР;
- внутренние водные пути – РРР.
Регистрация маломерных судов
В соответствии со статьей 33 КТМ и статьей 16 КВВТ маломерные суда, использующиеся в коммерческих целях подлежат государственной регистрации в Государственном судовом реестре; не использующиеся в коммерческих целях подлежат регистрации в реестре маломерных судов.
В соответствии со статьей 35 КТМ и статьей 17 КВВТ государственная регистрация маломерных судов, осуществляющих коммерческую деятельность, и прав на них поручена капитанам морских портов и администрациям бассейнов внутренних водных путей (далее – органы государственной регистрации судов).
Пунктом 2 статьи 27 КТМ и пунктом 10 статьи 14 КВВТ установлено, что судовой билет, выдаваемый на судно при государственной регистрации, удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно и годность судна к плаванию.
Таким образом, в соответствии с КТМ судовой билет не удостоверяет соответствие маломерного судна Правилам классификации и постройки морских судов и не является подтверждением наличия у маломерного судна класса РС.
Нормативные документы РС по классификации и освидетельствованию маломерных судов
С 01.09.2019 года вступили в силу Правила классификации и освидетельствований маломерных судов. Положения Правил базируются на Постановлении Правительства РФ от 18.09.2013 №820, Правительственной телеграмме от 09.07.2013 № МС-32/79, нормативных документах ГИМС (Правила ГИМС РФ), Приказе МЧС РФ №501 от 29.06.2005, а также на технических нормативах Регламента Таможенного союза (о безопасности маломерных судов) и Руководстве по классификации и освидетельствованию маломерных судов №340-48-910 от 27.06.2016 года.
Классификация маломерного судна
Под классификацией МС понимается установление конструктивной категории плавания, учитывающей вероятные ветроволновые условия плавания и удаленность от места убежища или берега, на основе фактического технического состояния МС и технической документации.
Освидетельствование маломерных судов
При освидетельствовании маломерного судна устанавливается соответствие судна, оборудования и снабжения требованиям Правил классификации и освидетельствований маломерных судов.
Порядок и места освидетельствования
Освидетельствование маломерных судов производятся по заявке судовладельца, направляемой в местное Подразделение РС. В заявке должно быть указано, вовлечено ли судно в коммерческую деятельность и подтверждено ли согласие судовладельца с Общими условиями оказания услуг РС.
Маломерные суда проходят освидетельствования только в регионе расположения Подразделения РС, в специально определенных местах.
Стоимость
Процесс освидетельствования, связанного с перерегистрацией судна, рассчитывается по фактически затраченному времени и включает в себя в общем случае следующие трудозатраты:
- Рассмотрение и анализ заявки
- Рассмотрение представленной документации.
- Освидетельствование судна, его оборудования и снабжения.
- Проведение необходимых испытаний и проверок.
- Оформление акта освидетельствования.
- Заполнение Первичных информационных документов.
- Подготовка формуляра и занесение информации в единую базу данных.
Стоимость услуги определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке документами о правилах ценообразования на услуги РС.
На основании имеющегося опыта РС общая трудоёмкость вышеуказанных этапов освидетельствования одного маломерного судна составляет не менее 3-х (трех) часов.
Регистр разъяснил вопросы освидетельствования маломерного флота
При классификации и освидетельствовании всех судов, включая маломерные, приоритетной характеристикой является безопасность людей, находящихся на борту, подчеркнули в Российском морском регистре судоходства.Российский морской регистр судоходства (РМРС) распространил памятку для владельцев маломерных судов, используемых в коммерческих целях. Многочисленные вопросы, которые возникли среди судовладельцев в связи с изменениями в сфере госрегистрации, классификации и освидетельствования маломерного флота, потребовали разъяснений. В частности, РМРС напомнил о том, что он осуществляет классификацию и освидетельствование судов для эксплуатации в морских районах с удаленностью от мест убежищ или берега свыше 12 миль, аналогичный функции в отношении флота для эксплуатации на внутренних водных путях осуществляет Российский речной регистр. Если речь идет о морских районах с удаленностью от мест убежищ или берега до 12 миль включительно, то решение о том, кто будет осуществлять классификацию и освидетельствование, принимает судовладелец.Маломерный флот, используемый в коммерческих целях, подлежит регистрации в Государственном судовом реестре. Эти полномочия возложены на капитанов морских портов и администрации бассейнов внутренних водных путей. Согласно разъяснениям РМРС, судовой билет, выдаваемый на судно при государственной регистрации, удостоверяет право плавания под Государственным флагом РФ, право собственности на судно и годность его к плаванию. «Таким образом, в соответствии с Кодексом торгового мореплавания судовой билет не удостоверяет соответствие маломерного судна правилам классификации и постройки морских судов и не является подтверждением наличия у маломерного судна класса РС», — сообщили РИА Fishnews.ru в ФАУ «Российский морского регистр судоходства».
В учреждении также обращают внимание на то, что в настоящий момент введено Временное руководство по классификации и освидетельствованию маломерных судов. Виды освидетельствования, как отметили в РМРС, максимально гармонизированы с Правилами ГИМС. Первоначальное освидетельствование проводится после регистрации маломерного судна и прав на него; очередное — в расширенном объеме, проводится на берегу и на плаву с периодичностью в 5 лет; ежегодное — осуществляется в период между первоначальным и очередным или между очередными. Внеочередное проводится при устранении повреждений, после ремонта или модернизации, после выполнения требований, выставленных при других освидетельствованиях. Кроме того, такая процедура предусмотрена для флота, ранее не зарегистрированного в Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, перед государственной регистрацией — для подтверждения фактического соответствия судна данным о нем, указанным в правоустанавливающих документах, и классификации судна как маломерного для госрегистрации.Освидетельствование производится по заявке судовладельца, направляемой в местное подразделение регистра. В обращении должно быть указано, вовлечено ли судно в коммерческую деятельность и подтверждено ли согласие судовладельца с Общими условиями оказания услуг РМРС. В памятке подчеркивается, что маломерные суда проходят освидетельствования только в регионе расположения подразделения регистра, в специально определенных местах.Этапы освидетельствования для флота, зарегистрированного ранее в Государственной инспекции по маломерным судам следующие: снятие с учета в ГИМС; направление заявления на госрегистрацию с приложением судового билета ГИМС и подтверждения инспекции об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов или судовой книги ГИМС; регистрация и получение судового билета; направление заявки в РМРС на классификацию и освидетельствование. Далее осуществляется освидетельствование судна, получение акта и, при положительных результатах, соответствующая отметка в судовом билете.Если речь идет о маломерных судах, ранее не зарегистрированных в ГИМС, то сначала направляется заявках в РМРС для получения акта внеочередного освидетельствования. В органы госрегистрации подается заявление с приложением правоустанавливающих документов и акта внеочередного освидетельствования. Далее следует регистрация судна и получение судового билета; направление заявки в регистр на классификацию и освидетельствование — с представлением необходимой технической документации (при ее наличии). Следующий этап — освидетельствование судна, рассмотрение документации, проведение испытаний в случае отсутствия технической документации, получение акта и, при положительных результатах освидетельствования, соответствующая отметка в судовом билете.По результатам всех видов освидетельствований Российский морской регистр судоходства выдает «Акт классификации и освидетельствования маломерного судна». При положительных результатах первоначального освидетельствования в разделе «Заключение» указывается назначенная категория плавания судна и установленные ограничения по району и условиям плавания. При положительных результатах очередного, ежегодного или внеочередного освидетельствования в акте делается запись о результатах проведенной процедуры.Для маломерных судов, ранее не зарегистрированных в ГИМС, при соответствии судна данным о нем, указанным в правоустанавливающих документах, РМРС своим актом подтверждает соответствие этим сведениям и возможность классификации судна как маломерного.Отмечено, что маломерным судам, ранее зарегистрированным ГИМС, при положительных результатах освидетельствования назначается категория РМРС, соответствующая району и условиям плавания, указанным в судовом билете инспекции. Рассмотрение регистром технической документации, на основании которой ГИМС назначены навигационные ограничения, не производится.
Разъяснены также особенности классификации и освидетельствования маломерных судов, не имеющих судового билета ГИМС. Для маломерных палубных судов, спроектированных или построенных без учета требований нормативных документов, без согласованной технической документации или технического наблюдения надзорных органов либо органов по сертификации, судов самостоятельной постройки решение о возможности присвоения категории принимается только после разработки и согласования проектной документации и (или) испытаний в соответствии с требованиями ГИМС.Для беспалубных маломерных судов, в случае невозможности разработки соответствующей документации, мореходные качества (остойчивость, высота надводного борта, начальный дифферент) устанавливаются в ходе испытаний в соответствии с ГОСТ № 19356-79 «Суда прогулочные, гребные и моторные. Методы испытаний» и ГОСТ № 19105-79 «Суда прогулочные, гребные и моторные. Типы, основные параметры и общие технические требования».Отметим, что представители рыбацкой общественности неоднократно поднимали проблемы, связанные с изменениями в сфере госрегистрации, классификации и освидетельствования маломерного флота. В частности, серьезную обеспокоенность вызвали слабые темпы регистрации и освидетельствования маломерных судов. Тема обсуждалась на совещаниях под руководством представителей Министерства сельского хозяйства, курирующего рыбную отрасль страны.
Документ создан: Еще нет. Изменен: Еще нет
21 января 2013 года
До разработки нормативной базы при классифицировании и освидетельствовании маломерных судов Российский морской регистр судоходства будет руководствоваться прежними правилами ГИМС.
Изменения в порядок оформления и получения документов РС на маломерные суда, зарегистрированные ранее в ГИМС МЧС России, были внесены Федеральным законом № 36 (от 23 апреля 2012 г.) и вступили в силу с мая текущего года.
Новые правила вызвали ряд трудностей у владельцев рыбопромысловых маломерных судов, поскольку потребовалось преодолевать технические проблемы неотрегулированного процесса регистрации.
Этот вопрос, в частности, поднимался на заседании Приморского рыбохозяйственного совета руководством ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья.
«Сегодня для регистрации и плавбазы, и маломерного судна применяются одинаковые ставки. Это может существенно повлиять на рентабельность рыбопромысловых компаний и в целом негативно отразиться на рыбной отрасли Приморья», – обратил внимание глава АРПП Георгий Мартынов. За разъяснениями по возникшей проблеме приморские рыбаки обратились в Российский морской регистр судоходства.
В ответном письме специалисты РС проинформировали о работе в рамках новых правил. Отмечается, что регистрационные и классификационные документы, выданные или подтвержденные ГИМС до 25 мая 2012 г., являются действительными до ближайшего периодического освидетельствования (очередного или ежегодного). После указанной даты освидетельствование осуществляется при условии выполнения требований закона «О государственной регистрации, классификации и освидетельствовании судов».
В соответствии с изменившимся законодательством под определение «маломерное судно» подпадают суда с максимальной длиной менее 20 м и числом людей на борту до 12 человек. Для таких плавсредств (при наличии действующих судовых билетов, выданных ГИМС) по заявке судовладельца освидетельствование проводится в местном подразделении РС. До разработки нормативной базы при проведении классификации и освидетельствования маломерных судов Регистр будет выдавать акт на соответствие требованиям правил классификации, постройки и обеспечения эксплуатационной безопасности судов, поднадзорных ГИМС РФ. «В этом случае правила ГИМС рассматриваются как национальные требования Морской администрации РФ», – отмечается в письме Российского морского регистра судоходства.
Этот акт будет являться основанием для регистрации маломерного судна у капитана порта по месту прописки.
По результатам классификации судну устанавливается соответствующая категория района плавания, учитывающая вероятные ветро-волновые условия плавания и удаленность от места убежища (аналогичные ограничения устанавливались ГИМС).
Также подчеркивается, что общий порядок организации и проведения освидетельствования маломерных судов аналогичен процедурам ГИМС. Предусмотрены первоначальное, ежегодное и пятое ежегодное расширенное освидетельствования. Первоначальное проводится перед государственной регистрацией судна: проверяется техническая документация, устанавливается вместимость, обязательные условия, нормы и технические требования по грузоподъемности судна и пассажировместимости и т. д.
Для маломерных судов индивидуальной и промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом паспорте, дополнительно проводятся испытания мореходных качеств.
К рыболовным судам длиной свыше 20 м, но менее 24 м будут применяться действующие правила классификации и постройки малых морских рыболовных судов. Для судов длиной более 24 м – правила классификации и постройки морских судов.
Отмечается, что к судам в эксплуатации правила будут применяться в той мере, в какой это целесообразно и осуществимо. При положительных результатах освидетельствования суда будут получать класс РС и комплект соответствующих документов.
Что касается стоимости классификации и освидетельствования маломерных судов, то до разработки и утверждения официальных тарифов она будет определяться по затраченному времени в соответствии с утвержденной для конкретно взятого региона стоимостью нормо-часа. Для судов, не подпадающих под определение маломерного судна, стоимость будет определяться в соответствии с действующими нормативами времени на оказание услуг РС и исходя из стоимости нормо-часа в регионе, где проводится освидетельствование.
Уважаемые жители Псковской области! У вас появилась возможность получения государственных услуг Государственной инспекции по маломерным судам путём подачи документов в электронном виде, через сайт Электронного правительства – Госуслуги.
Подразделениями Центра ГИМС МЧС России по Псковской области предоставляются следующие Государственные услуги:
- регистрации маломерных судов;
- освидетельствованию маломерных судов;
- аттестация судоводителей на право управления маломерными судами
Представляем пошаговую инструкцию.
Для тех у кого есть регистрация и открыт «Личный кабинет» на портале Госуслуги переходит на «Шаг3» , у кого нет регистрации, начинает с Шага1
Шаг 1. Откройте сайт. Идя по ссылке «Личный кабинет», необходимо пройти первичную регистрацию. Для этого следует знать свой ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика) и СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета). Заполнить и отправить электронную анкету (заявление).
Шаг 2. После этого придется подождать примерно две недели — вам придет заказное письмо с паролем — вашим личным кодом доступа на сайт. Он понадобится для дальнейших авторизаций в «личном кабинете» и подаче электронных запросов через портал по любым государственным услугам.
Шаг 3. В строке «ваше расположение» вместо «Российская Федерация» набираете название вашего региона — от того, где вы живете, зависит перечень услуг, доступных в электронном виде.
Шаг 4. Выбираете страничку «все услуги по ведомствам» и переходите на сайт «Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)», где выбираете необходимую для Вас государственную услугу.
Государственная услуга «Государственная регистрация маломерного судна» включает в себя следующие варианты:
- Государственная регистрация маломерного судна
- Государственная регистрация изменений, вносимых в реестр маломерных судов
- Выдача выписки из реестра маломерных судов
- Выдача дубликата судового билета, на маломерное судно взамен утраченного или пришедшего в негодность
- Государственная регистрация ограничений (обременений) прав на судно
- Исключение судна из реестра маломерных судов.
Государственная услуга «Освидетельствование маломерного судна» выполняется по следующим вариантам:
- Освидетельствование маломерного судна в процессе эксплуатации
- Освидетельствование маломерного судна после ремонта, переоборудования, аварии, а также для определения состояния маломерного судна по инициативе заявителя
- Освидетельствование маломерного судна с проведением испытаний на мореходные качества
- Освидетельствование маломерного судна, подготовленного к переходу (перегону).
Государственная услуга «Аттестация на право управления маломерным судном» выполняется по следующим вариантам:
- Внесение изменений в удостоверение на право управления маломерным судном
- Выдача дубликата удостоверения на право управления маломерным судном
- Замена удостоверения на право управления маломерным судном
- Получение удостоверения на право управления маломерным судном.
Примечание (Необходимую услугу найти можно с помощью стандартной поисковой строки, введя ключевое слово, либо по тематическому классификатору, ведомству или в зависимости от вашей жизненной ситуации).
Шаг 5. Выбрав необходимую услугу (например, «Государственная регистрация маломерного судна»), делаете «клик» на нее мышью и затем следуете «по цепочке», выполняя все «указания» сайта.
Шаг 6. После проверки и регистрации документов в подразделении ГИМС, Вам придет сообщение об оказания запрашиваемой услуги и времени получения готовых документов. За готовыми документами Вы являетесь лично.
Каждая услуга имеет «карточку» в которой имеются 4 раздела: «Как получить услугу», «Документы», «Контакты», «Дополнительная информация». В карточке услуги содержится ее описание, информация о стоимости, сроках исполнения, предоставлении необходимых документов (формы и бланки можно как минимум скачать и распечатать, а по «действующим» услугам — заполнить и отправить в электронном виде).
Например, кликнув по разделу «Как получить услугу», Вы можете узнать:
- Стоимость и порядок оплаты
- Сроки оказания услуги
- Категории получателей
- Основание для оказания услуги, основания для отказа
- Результат оказания услуги
Уважаемые граждане! Используйте возможность подачи документов в электронном виде. Это ускорит процесс получения государственных услуг, предоставляемых подразделениями ГИМС. В случае оплаты государственной пошлины через портал ЕПГУ, предоставляется скидка 30% (п.4 ст.333.35 ч.2 налогового Кодекса РФ).