Реформа в образовании

Проведение реформы системы образования относится преимущественно к деятельности

ВАРИАНТ 9

Часть 1

А1. Проведение реформы системы образования относится преимущественно к деятельности

1) научно-познавательной

3) художественно-эстетической

2) социально-преобразовательной

4) материально-производственной

А2. Каков отличительный признак глобальных проблем?

1) затрагивают все человечество

3) приводят к отрицательным последствиям

2) не имеют путей решения

4) относятся к сфере экономики

A3. Верны ли следующие суждения о свободе человека?-

A. Одно из проявлений свободы человека — возможность поступать по своему усмотрению.

B. Свобода — это абсолютное отсутствие ограничений деятельности человека.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

А4. Что является отличительным признаком морали?

  1. отражает представления о добре и зле

  2. эмоционально воздействует на человека

  3. объясняет природные и общественные явления

  4. обращается к сверхъестественным силам

А5. Владимир учится в 6 классе общеобразовательной школы. Он увлекается авиамоделированием и верховой ездой. На какой ступени образования находится Владимир?

1) начальное образование

3) полное (среднее) образование

2) основное общее образование

4) среднее профессиональное образование

А6. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Искусство использует художественные образы.

Б. Существует много видов и жанров искусства.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

А7. Что произойдет с ценами на товары, если предложение их при прочих равных условиях возрастет?

1) цены снизятся

3) цены возрастут

2) цены останутся неизменными

4) произойдет инфляционный скачок цен

А8. Экономическая сфера общества помимо производства, обмена, потребления материальных благ включает

1) создание духовных ценностей

3) распределение материальных благ

2) обмен культурными достижениями

4) сохранение традиций и обычаев

А9. Согласно закону одной фирме запрещено приобретать активы другой фирмы, если в результате ослабнет конкуренция. Этот закон непосредственно направлен против

1) крупных предприятий

3) акционерных предприятий

2) предприятий-монополистов

4) частных предприятий

А10. Верны ли следующие суждения об инфляции?

А. Инфляция выражается в повышении общего уровня цен.

Б. Повышение цены на товар во всех случаях вызвано инфляцией.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

A11. В нашей стране более 80% женщин в возрасте от 30 до 50 лет работают. Этот показатель отражает:

1) половозрастную структуру

3) профессиональную структуру

2) структуру занятости населения

4) преемственность поколений

А12. Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является

1) патриархальной

3) неполной

2) многодетной

4) малой (нуклеарной)

А13. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Повысить свой социальный статус человек может, изменив свое семейное положение.

Б. Социальный статус отражает положение человека

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

А14. Что понимается под формой правления государства?

1) организация высших органов власти

3) распределение власти по территории страны

2) политический режим

4) политическая система

А15. Конституция определяет Россию как федеративное государство. Это означает, что

  1. сложилась многопартийная система

  2. парламент формируется на основе всеобщих выборов

  3. отдельные территории имеют свои законодательные органы

  4. народ является единственным источником власти

А16. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политические партии объединяют людей с близкими взглядами на социальные проблемы.

Б. Демократическому режиму присуща многопартийность.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

А17. К политическим правам (свободам) человека относится (ятся)

1) право собственности

3) избирательные права

2) свобода вероисповедания

4) свобода передвижения

А18. Что относится к полномочиям Совета Федерации?

  1. решение территориальных споров между субъектами Российской Федерации

  2. управление федеральной собственностью

  3. разработка и исполнение бюджета страны

  4. определение основных направлений внутренней политики

А19. Молодые люди угнали чужую машину. Их действия являются

1) административным проступком

3) дисциплинарным проступком

2) уголовным преступлением

4) гражданским проступком

А20. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой.

Б. Конституция является сводом законов Российской Федерации.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

Часть 2

В1. В приведенном списке указаны черты сходства потребностей и способностей человека и отличия потребностей от способностей человека. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

  1. открывают человеку новые возможности

  2. влияют на деятельность человека

  3. выражаются в ощущении нехватки чего-либо

  4. меняются с возрастом

Черты сходства

Черты отличия

В2. Найдите в приведенном ниже списке ситуации, регулируемые нормами трудового права, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

  1. прием на работу

  2. выдача ипотечного кредита

  3. установление опеки и попечительства

  4. образование акционерного общества

  5. предоставление отпуска

Ответ: ______________

В3. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФАКТЫ

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) принятие конституции государства

1) экономическая

Б) продажа товаров в магазине

2) политическая

В) принятие присяги главой государства

Г) предвыборная агитация избирателей

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «искусство».

1) творчество, 2) живопись, 3) архитектура, 4) наука, 5) театр.

Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.

Ответ: ________________

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

Рыночная экономика

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с ее классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему…»

Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый ее участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.

Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).

По кн. «Экономическая теория» / Под ред. В. Д. Камаева. М., 2003. С. 47, 50

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2. Какие три признака рыночной системы указаны в тексте?

С3. В чем авторы видят ограниченность такого ресурса, как земля? (Укажите три проявления.)

С4. Перечислите четыре вида ресурсов, об ограниченности которых говорится в тексте. Какой вид ресурсов не упомянут? На конкретном примере покажите ограниченность этого вида ресурсов.

С5. Из курса истории вы знаете, что в России после революции 1917 г. была проведена национализация промышленности. Это послужило началом ликвидации рыночной экономики в стране. Приведите положение текста, в котором выражена эта зависимость. Опираясь на исторические и обществоведческие знания, укажите одну из черт той экономической системы, которая утвердилась в стране в 20-30-е годы XX века.

С6. В тексте указывается, что немало исследователей усматривают в рыночной системе серьезные недостатки. Согласны ли вы с такой оценкой рынка? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (помимо приведенного в тексте) в защиту своей позиции

Ключи Вариант 9

Часть 1

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А1

А11

А2

А12

А13

А4

А14

А5

А15

А6

А16

А7

А17

А8

А18

А9

А19

А10

А20

Часть 2

№ задания

Ответ

В2

В3

В4

Часть 3

С1. Выделите основные смысловые части’ текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста). Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) роль частной собственности в формировании рыночных отношений;

2) рынок как система использования ограниченных ресурсов;

3) рыночная экономика: «за» и «против».

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

Ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл

С2. Какие три признака рыночной системы указаны в тексте? Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В правильном ответе должны быть указаны следующие признаки

рыночной системы:

1) конкуренция;

2) баланс спроса и предложения;

3) свобода ценообразования.

Указаны три признака

Указаны два признака

Указан один признак, ИЛИ ответ неверный

Максимальный балл

С3. В чем авторы видят ограниченность такого ресурса, как земля? (Укажи те три проявления.) Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе должны быть указаны следующие проявления ограниченности земли как экономического ресурса:

1) пределы земной суши;

2) пределы территорий отдельных государств;

3) неизбежность использования конкретного участка земли единовременно только в одном качестве.

Указанные проявления могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Указаны три проявления

Указаны два проявления

Указано одно проявление, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл

С4. Перечислите четыре вида ресурсов, об ограниченности которых говорится в тексте. Какой вид ресурсов не упомянут? На конкретном примере покажите ограниченность этого вида ресурсов.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) перечислены четыре вида ресурсов: полезные ископаемые, капитал, знания и информация, земля;

2) указан неупомянутый вид ресурсов — труд;

3) на конкретном примере показана ограниченность этого вида ресурсов: человек может трудиться ограниченное время, занятость в одной области исключает его работу в других областях.

Ограниченность труда как ресурса может быть показана на другом примере

Правильно перечислены все виды ресурсов, указан неупомянутый вид, корректно приведен пример.

Правильно перечислены все виды ресурсов, указан неупомянутый в тексте вид ИЛИ перечислены два-три вида ресурсов, указан неупомянутый вид, приведен пример

Правильно перечислены все виды ресурсов, ИЛИ перечень неполный, но указан неупомянутый вид

Перечислены один-два вида ресурсов, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл

С5. Из курса истории вы знаете, что в России после революции 1917 г. была проведена национализация промышленности. Это послужило началом ликвидации рыночной экономики в стране. Приведите положение текста, в котором выражена эта зависимость. Опираясь на исторические и обществоведческие знания, укажите одну из черт той экономической системы, которая утвердилась в стране в 20-30-е годы XX века.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) приведено положение текста: «Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему»;

2) указана одна из черт командной экономической системы:

— централизованное планирование;

— установление государственных цен;

— государственная торговля;

— централизованное распределение ресурсов.

Может быть указана другая черта командной экономики.

Приведен фрагмент текста, указана черта

Приведен фрагмент текста, ИЛИ указана черта

Ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл

С6. В тексте указывается, что немало исследователей усматривают в рыночной системе серьезные недостатки. Согласны ли вы с такой оценкой рынка? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (помимо приведенного в тексте) в защиту своей позиции.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие с той или иной точкой зрения;

2) приведены два аргумента (объяснения), например:

в случае согласия с тем, что рыночная система несовершенна, может быть указано, что

— в современных условиях все более прочные позиции занимают крупные транснациональные корпорации, это свидетельствует о неэффективности сегодня рынка свободной конкуренции;

— рынок ведет к резкому социальному расслоению в обществе;

в случае несогласия с тем, что рыночная система несовершенна, может быть указано, что

— многие из стран с командно-административной системой

перешли на рыночную экономическую модель;

— рыночная экономика постоянно толкает производителя на совершенствование качества продукции, на внедрение технических новинок.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента

Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента

Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл

Школа в условиях реформирования системы образования

Школа, как и система образования в целом, находится в состоянии неопределенности. С одной стороны, процессы реформирования приобрели инерционную силу, и желание остановить их приведет к фиксации далеко не лучших подходов к организации, пониманию содержания и форм образования. С другой стороны, неопределенность будущего в разных аспектах сегодняшней жизни столь велика, что с необходимостью требует от школы гибко и своевременно реагировать на изменения окружающей ребенка среды.

Реформирование системы образования должно совершаться в соответствии с целями и предполагаемыми результатами, которые заложены в законе «Об образовании» и в других основополагающих документах.

Принципы организации системы образования и варианты их реализации в стандартах в значительной степени представляются обоснованными и целесообразными в настоящий период жизни страны. Однако системный анализ базовых положений и конкретизации их в стандартах, результатов функционирования и реформирования системы образования, которые можно оценить по качеству подготовки выпускников школ и вузов, заставляет констатировать клубок противоречий между обозначаемыми задачами и способами их достижения.

Очевидны противоречия между теоретическими постулатами и их практическим воплощением, между некоторыми принципами организации образовательной системы и их конкретизацией в стандартах, и, как следствие этого, между сверхзначимостью личности учителя для сохранения страны и его реальным социально-психологическим статусом.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» записано, что смыслом образовательных процессов является формирование личности, способной деятельностно и общественно значимо жить в современных условиях. Образовательная система должна функционировать и развиваться во имя личности и государства одновременно или, другими словами, в интересах конкретного государственного устройства и каждой отдельно взятой личности. И это положение не вызывает никаких возражений. При этом изо дня в день повторяющийся тезис: «Деньги идут за учеником» ставит ребенка в позицию средства для достижения каких-то целей. Повторяю: ребенок рассматривается как средство финансового благополучия того или иного образовательного учреждения. Это не что иное, как противоречие между благими намерениями и механизмами их воплощения, принятыми в нашем «социальном» государстве.

Стоит остановиться и на таком веянии последнего времени как замена понятий: вместо ученик, учащийся рекомендуется употреблять термин «обучающийся». Так ли это безобидно? Когда речь идет об организации учебной деятельности, то ее субъект называется учеником. В тех случаях, когда акцентируется внимание на организации обучения, условиях учебной деятельности, на специфике влияния на человека, то возможно употребление термина «обучающийся». В первом случае ребенок рассматривается в качестве активного созидателя себя — субъекта учебной деятельности, а во втором — в качестве объекта влияния, объекта обучения. Совершенно очевидно, что школьник одновременно является и субъектом, и объектом в рамках учебно-воспитательного процесса. Однако, значимость этих позиций не сопоставима. Если школа не смогла превратить ребенка в субъекта учебной деятельности, то такая организация вряд ли может именоваться образовательной структурой. Поэтому смена понятий в данном случае — это смена векторов реформирования системы образования в сторону архаизации, а, следовательно, деградации.

Практическое воплощение основных принципов организации образования вызывает много вопросов, как по содержательному наполнению предлагаемых направлений обучения, так и по их методическому исполнению. Для примера обратимся к Стандартам по начальному образованию . С одной стороны, не отрицается развивающая задача в рамках учебно-воспитательного процесса; с другой стороны, один из основополагающих школьных предметов, являющийся базовым для формирования и развития естественно — научного мышления, — математика, дополняется информатикой. В стандарте записано, что предметные результаты по математике и информатике должны отражать:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности .

Эти пять позиций представляют настоящий «шедевр» психолого-педагогической мысли. Проанализируем их.

1) прежде чем ставить задачу использования знаний, необходимо их сформировать;

2) о каких основах логического мышления может идти речь, если наглядно-образное мышление в начале школьного обучения еще формируется? Что такое «алгоритмическое» мышление? В каких учебниках и монографиях этот «вид» мышления описан и исследован в качестве характеристики когнитивных процессов младшего школьника? Что такое «прикидки» в требованиях по овладению математикой (?!);

3) арифметические знания еще не сформированы, а «опыт» их использования должен появиться? Что такое опыт в данном контексте? Умения складывать, вычитать, делить и умножать? Почему авторам стандарта не хочется называть конкретные (основополагающие!) умения своими именами?

4) в четвертом пункте появилось, наконец, выражение «арифметические действия», но каков перечень задач сопровождает умения их выполнять… Особенно фантастически звучит задача «анализировать и интерпретировать данные». Любой настоящий исследователь подтвердит, что анализ и интерпретация данных являются наиболее сложными действиями; стоит ли так опрометчиво привлекать эту научную терминологию к «объяснению» школьным учителям их задач в начальной школе?

5) как видим, делается упор на подготовку младших школьников к так называемой проектной активности с помощью компьютера. Под этим словосочетанием подразумеваются умения ребенка воплощать идеи в виртуальной среде. Возникает ряд вопросов:

— какова конечная цель этого нововведения?

— каким образом изображение схем и графиков на компьютере отразится на когнитивном развитии младшего школьника?

— формированию каких способностей компьютерная активность будет содействовать?

— сколько часов в неделю должно отводится на информатику без ущерба для арифметики, и наконец, можно ли эти пять позиций рассматривать в качестве разъяснений целей и задач учителя на уроке математики и информатики?

Эклектичность формулировок и непродуманность параметров желаемых результатов свидетельствует о слабой научной обоснованности данного раздела стандарта по начальному обучению. Противоречия между заявляемыми целями и получаемыми результатами (под результатами стоит понимать и качество основополагающих документов, и качество образовательного процесса, и «качество» совокупного выпускника школы и вуза) обусловлены мировоззрением или методологической ущербностью лиц, принимающих решения.

Образование как триединство процессов обучения, воспитания и развития нельзя упрощать, сводя его исключительно к обучению. Более того, ограничение образования обучением и воспитанием — это тоже упрощенное понимание данного процесса. Полноценное образование на каждом этапе(уровне) и на любом учебном материале должно предусматривать вектор влияния на структуру умственных способностей ребенка и предполагать специфику их качественных преобразований. Появление интеллектуальных новообразований должно управляться через постановку конкретных развивающих задач на уроке. Профессионализм учителя, в связи с этим, это не только знания конкретной отрасли науки, это готовность применять конкретный материал для решения воспитательных задач и прогнозировать формирование и развитие интеллектуальных функций ребенка.

Смысл образования в интересах конкретного государственного устройства конкретизируется в принципах образования, которые предопределяют содержание и формы обучения, воспитания и развития. Обратимся к принципу вариативности образования как наиболее сложному в теоретическом осмыслении и в практическом применении. Принцип вариативности образования может стать одним из основополагающих в процессе решения воспитательных и развивающих задач, но акцент на индивидуальных стратегиях усвоения знаний — это опасный путь, который может привести к еще более ощутимому снижению качества обучения и, в конечном итоге, к неуправляемости системы образования. Принцип вариативности образования в его распространенной трактовке с необходимостью предполагает наличие разнообразных подходов к содержанию и формам обучения . Стоит ли лишний раз повторять, что содержание обучения формирует мировоззрение школьника, совокупность его воззрений на мир. Если в основе картины мира ребенка будет зыбкий, неконкретный, невнятный фундамент или, наоборот, прочный, но состоящий из ошибочных постулатов, может ли он успешно взаимодействовать с окружающей средой?

Совершенно очевидно, что вариативность образования подразумевает не только различные объемы знаний, разную степень погружения школьника в ту или иную отрасль знания, но и специфичность формируемой картины мира выпускника в силу разных научных подходов авторов учебников и учебных пособий. Конкретизация принципа вариативности обучения в наших условиях должна с обязательной необходимостью предусматривать свод базовых знаний по качественным учебникам, но без ограничений возможностей углубленного или расширенного изучения предмета с помощью дополнительной литературы.

Переоценка процессов передачи знаний в ущерб воспитанию и развитию, введение принципа вариативности не способствовали глубокому и всестороннему обсуждению проблем содержания образования, и это, в свою очередь, неминуемо привело к снижению качества школьных и вузовских учебников. Школа и вуз в условиях разнообразия учебной литературы оказались дезориентированными в силу отсутствия критериев оценки, отсутствия авторитетной экспертизы и, в ряде случаев, низкого профессионального уровня учителей и преподавателей.

Если учебников много, если информация поступает к ученику не только от учителя, то зачем нужен учитель в классе и у доски, введем дистанционное обучение, удешевив процесс, — такова логика реформаторов. Распространение дистанционного обучения, иногда навязывание его, привело к отягощению проблем и без того сложной школьной жизни.

Во-первых, снизились возможности учителей ставить и решать воспитательные и развивающие задачи. Во-вторых, произошло перераспределение средств на обеспечение информационных технологий в ущерб лабораторным работам в классе, например, по химии и физике. В-третьих, возросла степень вовлеченности и погружения ребенка в процессы виртуальной среды с непрогнозируемым его поведением в реальном мире. Вот таким образом проявляется одна преступная ошибка приравнять образование к образовательным услугам.

Воспитательные и развивающие процессы оказались в этих условиях неуправляемыми. Кроме того, надо признать, что в отечественной науке отсутствуют научно-обоснованные подходы к воспитанию, применимые в современных условиях жизни общества.

Философии, психологии и педагогике известны два механизма влияния на сознание человека как существа социального. Первый заключается во влиянии на психические процессы, в первую очередь, на восприятие, мышление и память через информацию, которая преподносится, обсуждается или навязывается. При этом многое зависит не столько от содержания сообщения, сколько от частоты его повторения. Даже очевидная ложь после стократного озвучивания может показаться правдой. Необходимо подчеркнуть, что влияние с помощью определенной информации — это влияние сознания одних на сознание других. Но влияние на сознание ребенка не означает формирования его. Формирование сознания человека совершается в деятельности, в процессе отражения личностью своего индивидуального бытия. Образ жизни, деятельность как целенаправленная активность, совместное бытие определяют и формируют сознание ребенка. Это второй и основной механизм борьбы за умы и души подрастающего поколения через организацию бытийного уровня жизни ребенка. Условия текущей жизни в нашей стране и рост геополитических угроз не оставляют сомнений в целесообразности и необходимости деятельностного, бытийного влияния на индивидуальное и массовое сознание.

Совершенно очевидно, что анализ состояния в области теории воспитания выходит далеко за рамки настоящей статьи, являясь фундаментальной задачей и междисциплинарной проблемой.

Постановка развивающих задач в основополагающих документах и на уроке в частности также требует междисциплинарного осмысления в единстве с современными обучающими и воспитательными процессами, и эта одна из причин утверждать необходимость создания обновленной теории образования.

Изменение параметров оценки результатов педагогической деятельности также обусловлено «уходом» государства из школы. Вследствие этого деятельность образовательного учреждения начала управляться по законам бизнеса: доход, рейтинги, имидж, наличие или отсутствие претензий и т. д. Первые лица образовательных учреждений усилили финансовую власть над рядовыми учителями и преподавателями. В условиях, когда о результатах педагогической деятельности думают лишь единицы честных профессионалов, субъективизм при оценке работы учителя или преподавателя доминирует.

Учитель оказался одним из «винтиков» в процессе получения школьником аттестата со всеми вытекающими последствиями:

— снижение профессионального (культурного) уровня среднестатистического учителя и преподавателя;

— депрофессионализация — утрата профессионально-важных качеств (знаний, умений, навыков и специальных способностей);

— нарушения закономерностей профессионального становления личности в вузе и на стадии «вхождения» в деятельность (стадия молодого специалиста);

— рост угроз физическому и психическому здоровью учителей со стороны школьников и родителей;

— усиление конкуренции среди учителей за рабочее место, надбавки, премии и т.д.;

— снижение значимости коллективных решений (обсуждений) в связи с усилением финансовой и прочих видов зависимости от руководства.
Указанные выше тенденции закономерно привели к снижению социально- психологического статуса учителя и преподавателя. Посмотрим на эти проблемы глазами учителей и родителей.

В течение 2016 и 2017 годов были проведены две серии исследований среди магистрантов педагогических университетов. Первая серия исследований была осуществлена в начале прошлого (2016–17) учебного года. Было сформировано 2 выборки: молодых учителей со стажем работы от года до 3-х лет; и родителей в возрасте до 35 лет.

Первая выборка состояла из 12-и учителей московских школ и образовательных учреждений других регионов страны. Вторая выборка состояла из 14-и родителей (магистрантов, имеющих детей школьного возраста, но не работающих в школе).

Вторая серия исследования осуществлялась в сентябре—октябре текущего учебного года. Первая выборка состояла из 10-и учителей московских школ со стажем работы от года до 3-х лет. Вторая выборка (8 человек) — родители (магистранты, имеющие детей школьного возраста, но педагогической деятельностью не занимающиеся). В качестве метода исследования применялся письменный опрос. Испытуемые должны были перечислить проблемы, которые имеются в современной школе.

Результаты исследования представлены в табл. 1.

Таблица 1. Проблемы современной российской школы глазами учителей и родителей, в % от объема конкретной выборки

Во-первых, отметим, что опрашиваемые отвечали на открытый вопрос, поэтому имело место разнообразие формулировок, которые удалось классифицировать по 16-ти основаниям. Во-вторых, зафиксирован рост недовольства организацией образовательного процесса от 2016 к 17 году и среди учителей, и среди родителей. В-третьих, почти по всем 16-ти позициям наблюдается увеличение частоты встречаемости соответствующих проблем.

Проанализируем полученные результаты. Все опрашиваемые в 2016 и в 2017 годах отметили наличие кадровых проблем в современной российской школе. Под кадровыми проблемами и учителя, и родители понимают не столько нехватку профессиональных кадров, сколько низкий уровень образования учителя. В качестве признаков низкого профессионального уровня учителя отмечаются следующие:
— узкий кругозор;

— отсутствие способностей стимулировать учебную деятельность учеников;

— оперирование устаревшими знаниями;

— следование устаревшим методикам;

— боязнь использования новых информационных технологий.

Следует подчеркнуть, и родители, и учителя указывают на слабую методическую подготовку педагогов. Учителя обвиняют вузовских преподавателей в незнании школьных реалий, которые предопределяют использование иных, по сравнению с представленными в вузовских учебниках, обучающих технологий. 87% опрошенных в 2017 году родителей подчеркнули, что они не согласны с методическими приемами учителя по отношению к их детям. В дополнительных беседах выяснилось, что родители подразумевали необходимость индивидуального подхода к обучению и воспитанию его ребенка.

Организационные проблемы в значительной степени касаются учителей. Большинство опрошенных учителей отмечали чрезмерное количество и постоянный рост отчетности, авторитарный стиль управления, а также субъективизм в оценке деятельности учителя. Родители недоумевают по поводу несогласованности действий учителя и представителей руководства школы. К сожалению, необходимо признать, что большинство родителей проявляют очевидное потребительское отношение к учителю и, не находя желаемой поддержки у руководства школы, считают организацию образовательного процесса слабой или неудовлетворительной.

Финансовые проблемы отмечали все опрашиваемые в 2016-м и в 17-м годах. В значительной степени это связано с растущими потребностями образовательных учреждений, которые стремятся оснастить учебный процесс интерактивными досками и компьютерными классами. Ряд учителей подчеркнули в своих ответах, что закупая компьютеры, руководители забывают про необходимость классической доски в каждом классе и обычных реактивов (и прочего оснащения) для лабораторных работ.
Совершенно очевидно, что эти, на первый взгляд, финансовые сложности высвечивают проблемы содержания и методики обучения. Большинство учителей и родителей не довольны современными учебниками. Отмечается перегруженность второстепенной информацией, отсутствие систематичности, последовательности и преемственности в изложении учебного материала, а также несоответствие учебных текстов возрасту школьников.

Опрос родителей в 2016 году не выявил ни одного случая их знакомства со стандартами начальной или средней общеобразовательной школы. Среди участников опроса в 2017 году встретились родители (24%), которые считают, что стандарты должны нацеливать на формирование творческих способностей ребенка.

Наличие коррупции в школе гораздо чаще подчеркивается в ответах родителей, нежели учителей. Стоит подчеркнуть, что в дополнительных беседах на просьбу конкретизировать коррупционную ситуацию опрашиваемые родители отказывались.

Учителя отмечали возможное наличие коррупционной составляющей в решении вопросов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Желание детей учиться ослабевает год от года, об этом написано много психологических и педагогических работ, однако, ситуация не улучшается. Многие родители именно низким уровнем развития мотивации учебной деятельности своих детей объясняют необходимость привлечения репетиторов.

Все опрошенные учителя отметили чрезмерную вовлеченность учеников разных возрастов в действия с телефонами, планшетами, гаджетами. Некоторые учителя справедливо, скорее всего, называли такое поведение детей зависимостью. В этой связи нельзя обойти тему дистанционного обучения, иногда навязываемого сверху. Следует отметить, что родители обеспокоены этим обстоятельством больше, нежели учителя (87% против 80%). По всей вероятности, родители связывают с распространением дистанционного обучения появление и других психических и психологических проблем. Чаще других отмечаются: рост тревожности, эмоциональной нестабильности, несдержанности и немотивированной агрессивности. Большинство родителей в дополнительных беседах отмечали отрицательное влияние компьютерных игр на интеллектуальные процессы ребенка и заметное изменение поведенческих характеристик хронических геймеров. Опасения взрослых не беспочвенны. На значительном количестве экспериментальных исследований подтверждено отрицательное влияние систематического, т.е. ежедневного и длительного (более 6 часов в день на протяжении 3-х и более лет) пребывания в виртуальной среде на высшие психические функции детей разного возраста.

Нами зафиксировано снижение показателей опосредствованной памяти, уменьшение разнообразия мнемических приемов в условиях произвольного запоминания, а также явную деформацию регулирующих когнитивные процессы механизмов .

Результаты опроса 2017 года показали рост напряженности в межнациональном взаимодействии. Опасения учителей и родителей почти сравнялись (80% и 74% соответственно). Учителя не готовы к работе с многонациональными классами, где учатся дети с различной степенью владения русским языком. Родители, как правило, опасаются потенциальных конфликтов между школьниками разных национальностей.

Проблема взаимодействия школы и церкви отчетливо проступает в тех образовательных учреждениях, где заметно присутствие священнослужителей. Складывается впечатление, что родители и учителя скорее «чувствуют» проблему, нежели осознают ее. Проблема существует, ибо церковь отделена от школы по Конституции РФ, но какова целесообразная мера присутствия церкви в образовательном процессе, затрудняются ответить и те, и другие.

Участники опроса в прошлом и текущем годах отметили неблагополучие в области психического и психологического здоровья учителей. Родители, что неудивительно, указывают на «ненормальности» в поведении учителей чаще, нежели сами учителя (90% против 50% и 87% против 80%, соответственно). В большинстве случаев отмечаются признаки психического выгорания и деформации мотивационной сферы педагогов.

Часть проблем современной школы, которые отметили и родители, и учителя, можно назвать слабой нацеленностью на подготовку выпускников к будущей жизни. Родители настроены более критически (71% против 25% в 2016 году; 87% против 50% в 2017 году). Проблема трактуется по-разному: отсутствие профессиональной ориентации, отсутствие согласованного перечня необходимых для получения высшего образования дисциплин и их содержания между школой и вузом. Кроме того, обнаружилось недовольство как наличием индивидуальных образовательных траекторий, так и отсутствием соответствующей возможности. В первом случае родители сомневаются в правильности выбора ребенка без квалифицированной помощи педагога и психолога, во втором подчеркивают несопоставимость возможностей в будущем тех вариантов, которые предлагает та или иная школа.

Совместное обучение детей относительно здоровых и детей с ограничениями по здоровью беспокоит большинство учителей. Они не готовы к работе с такими детьми, испытывают значительные сложности в перераспределении внимания на детей с различной скоростью восприятия и понимания учебного материала. Родители и учителя обеспокоены результативностью учебной деятельности школьников без ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Учителя отметили, что особые трудности создают школьники с психическими отклонениями. Следует подчеркнуть, что эта проблема чрезвычайно остра, сложна и требует системного анализа и ответственных решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Школа в условиях реформирования системы образования столкнулась с проблемами, которые можно с некоторой долей условности обозначить как внутренние, а также с очевидными сложностями социокультурного контекста. Внутренние проблемы современной системы образования, к которым можно отнести качество стандартов и учебников, методическую подготовку учителей, навязывание дистанционного обучения, кадровые и организационные противоречия и др., обусловлены методологической немощью управленцев верхнего эшелона власти.

Низведение образования до образовательной услуги привело к «вымыванию» даже из лексикона современного российского учителя воспитательных и развивающих задач. На дополнительный вопрос: «Какие развивающие задачи вы ставите на уроке?», не ответил ни один из опрошенных. «Нас этому не учили», — наиболее распространенный ответ молодого учителя.

Подводя итоги, можно с уверенностью заключить, что современная школа не сможет обеспечить высокое качество образования в триединстве обучающих, воспитательных и развивающих задач без обновленной (новой) теории образования, которая с обязательной необходимостью должна быть геополитически, социокультурно и методологически обоснована.

Любовь Черемошкина

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016–2017 года. — URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/2.html(дата обращения: 12.11.2017).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1–4 кл.). — URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 (дата обращения: 12.11.2017).

3. Черемошкина Л.В., Никишина Н. А. Эффективность мнемических способностей и время реакции геймеров // Вопросы психологии. — 2009. — № 5. — С. 84–93.

4. Черемошкина Л. В. Влияние интернет — активности на мнемические способности субъекта // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. — 2010. — Т. 7. № 3. — С. 57 — 72.

5. Черемошкина Л. В. Интернет-активность как фактор влияния на когнитивные способности старших школьников // Вестник Московского университета. Серия 20.Педагогическоеобразование. — 2013. — № 1. — С.94–114.

Автор Черемошкина Любовь Валерьевна — профессор кафедры психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», доктор психологических наук, профессор.

Вернуться на главную *Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

Обоснование необходимости преобразований в системе образования

Обоснование необходимости преобразований в системе образования

Школа – это маленькая страна, идущая в ногу со временем. Это место, откуда берет свое начало будущее: будущее каждого ребенка, будущее нашего общества.

Мы живем в эпоху перемен. Происходит стремительная интеграция Казахстана в Евразийское, Европейское и мировое сообщество. Сегодня совершается переход от одних общественно-экономических форм жизни к другим. Экологические, политические, экономические, социальные проблемы, которые раньше считались локальными, сегодня расширяются и захватывают всю планету, приобретают глобальный характер. Глобальные проблемы современности, с другой стороны, оказывают влияние на жизнь каждого члена общества в любой точке Земли. Все больше осознаётся собственная сопричастность ко всему, что происходит в мире. В немалой степени это стало возможно благодаря информационным и технологическим революциям, разворачивающимся у нас на глазах. В связи с этим меняются общие ценностные ориентации и потребности современного человека, возникают новые требования к школе в удовлетворении этих потребностей, в подготовке нового человека, способного успешно жить в быстро меняющемся информационно-технологическом обществе.

Сегодня важнейшая потребность, как взрослого человека, так и ребенка – потребность в информации. В психолого-педагогических исследованиях убедительно доказано, что именно потребности являются внутренним источником развития личности. Следовательно, изучение актуальных потребностей наших учеников, родителей, общества и есть то, что должно быть заложено в основу развития школьной среды. Информация связана и с целеполаганием личности. Для детей общение с компьютером становится огромной ценностью. Значит, необходимо использовать эту ситуацию, чтобы подготовить их к современной информационной среде, вооружить умениями работы с информацией, уметь ориентироваться в информационных потоках и пользоваться информационными технологиями. Ученик должен научиться культуре работы с информацией. И не только с помощью электронных носителей. Значит, информационная составляющая школы, формирование внутришкольной медиаобразовательной среды и обучение культуре общения с информацией, развитие информационно-коммуникационной компетентности учащихся – важнейшая часть жизнедеятельности современной школы. Эта задача становится еще более неотложной в связи с предстоящим переходом казахстанской школы на 12-ти летнюю систему образования, общепринятую в мире. В «Государственной программе развития образования на 2011-2020гг.» подчеркивается, что «переход на модель 12-летнего образования не означает лишь увеличения продолжительности периода обучения в средней школе. Он заключается в предоставлении не только знаний, но и компетентностей, а также умений применять их в жизни. Школа будет воспитывать человека, умеющего использовать полученные знания, критически мыслить, анализировать, и принимать решения, работать как индивидуально, так и в команде, мыслить творчески, развивать свои коммуникативные навыки и постоянно совершенствоваться».

В Послании народу Казахстана Главой государства Н.А.Назарбаевым от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» поставлена задача принятия пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности учащихся. Ключевым компонентом функциональной грамотности определяется способность применять учебные знания в неучебных ситуациях, уметь работать с различными источниками информации и критически оценивать полученную информацию, выдвигать гипотезы и проводить исследования, обосновывать высказанную точку зрения. Следовательно, ценность полученных знаний определяется степенью их применения. В условиях решения этой стратегически важной задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, наличие информационно-коммуникационных компетентностей, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Таким образом, компетентностный подход следует рассматривать как социальный заказ общества к результатам образования в 21-ом веке. При этом компетентность понимается нами как качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности на его основе к успешной деятельности и жизни в современном обществе.

В свою очередь, под информационно-коммуникационными компетентностями на базовом, школьном уровне, следует понимать качества и практические умения личности, представляющие собой совокупность умений и ценностного отношения к осуществлению различных видов информационной и коммуникационной деятельности для решения социально и личностно значимых задач, возникающих в реальных ситуациях школьной и общественной жизни.

Сейчас, имея 20-ти летний стаж педагогической деятельности, я могу с уверенность сказать, что школа – это живой организм, который является индикатором состояния государства, в котором она находится. Для развития государства необходимы реформы и преобразования, причем, для эффективности должен быть выстроен системный подход, в котором сфера образования является ключевой.

ХХ век являлся веком НТР (научно-технической революции) и советская школа блестяще справилась с задачами этой революции, но XXI век ставит перед современными школами задачи по воспитанию и образованию личности, владеющей функциональной грамотностью. Для решения этих задач недостаточно только знаний, необходимо владение рядом компетенций, которые, в свою очередь, основываются на знаниях. Поэтому современное образование должно основываться на двух парадигмах: знаниевой и компетентностной.

Российский аналитик Л.В.Кравченко в своей работе «О необходимости реформы системы образования» дал четкую оценку российской системе, которая очень созвучна нашей, казахстанской, т.к. обе выросли на основе советской школы: «За годы реформ сфера образования претерпела существенные изменения, связанные с демографическими процессами, уменьшением объема ее финансирования, новыми положениями в нормативно-правовой базе системы образования и процессами адаптации образовательных учреждений к условиям рыночной экономики.

В современном обществе профессионально-образовательные характеристики человеческих ресурсов, формирующие интеллектуальный потенциал страны, являются одним из основных факторов, определяющих экономическое развитие государств. Сегодня знание превратилось в основной фактор производства, более значимый, чем такие традиционные факторы, как природные ресурсы, численность рабочей силы и капитал».

А чтобы это знание соответсвовало современным требованиям следует пересмотреть способы и методы приобретения его, а значит провести реформирование системы образования на всех этапах.

«… Мы не имеем возможности изобретать велосипед и прокладывать собственный путь в образовательной политике. Однако мы приняли для себя принципиальное решение, что мы хотим быть частью мирового научного и образовательного пространства, и мы хотим принять лучшие международные стандарты, которые сложились на сегодняшний день» (Из беседы Премьер-Министра Республики Казахстан К.К.Масимова с профессором С.П.Капицей, ведущим телепрограммы «Очевидное — невероятное», июнь, 2011), эти слова были созвучны моим мыслям, помогли мне выстроить эти мысли в своеобразную структуру.

Я уже отмечала, что мы живем в веке информационной революции, и поэтому делать четкие разграничения на восток и запад сейчас уже не следует. Об этом очень грамотно сказал Брюс Ли: «Западное образование годится для одного, восточное — для другого. Можно сказать: «Этим пальцем лучше делать одни вещи, этим — другие». Но вся рука в любом случае лучше». А значит, если мы хотим, чтобы наше, казахстанское, образование выполняло свою прямую обязанность по обучению и воспитанию граждан нашей страны, то мы должны учитывать всемирный опыт реформ и преобразований, независимо от географического положения страны. И, тем не менее, прежде чем «примерить на себя какую-либо обновку» мы задумываемся: нужна ли она нам?

Чтобы понять желательное направление реформы образования следует вкратце ознакомиться с наиболее известными школьными системами мира.

А чтобы не заблудиться в информации о мировых системах образования, можно воспользоваться материалами Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) в области образования, которые дают аналитическую, а главное, реальную картину положения образования в мире по выработанным индикаторам.

Используя аналитическую статистику ОЭСР (Национальный доклад о состоянии и развитии образования в Республике Казахстан (краткая версия). – Астана, 2008. – 34с.), были построены диаграммы, чтобы наглядно показать положение Казахстана в современной образовательной системе.

Взяв всего два индикатора, я рассмотрела охват населения страны образованием (Диаграмма 1) и ожидаемую продолжительность обучения (Диаграмма 2).

Диаграмма 1. Охват населения страны образованием

На диаграмме 1 видно, что Казахстан находится в выигрыше только по охвату обучением населения в возрасте от 5 до 19 лет, т.е. это показатель работы нашей школы. О проблемах предшкольного и послешкольного образования можно говорить много, но пусть это делают специалисты в этой сфере. Но, о двух проблемах, все-таки, очень хочется сказать: первая проблема – это предшкольная подготовка детей; очень сложно работать в классе, где дети разного уровня знаний. И, вторая проблема, проблема молодых специалистов: ежегодно педагогические ВУЗы страны выпускают из своих стен сотни молодых учителей, но до школы они не доходят. А если и доходят, то не задерживаются. Уж, очень сложно молодому специалисту прожить на ту зарплату, которая его ждет в школе… А, как результат, средний возраст педагогов, работающих в наших школах – 35-55 лет.

Проблемы школы тоже у всех на слуху, и, наверное, нет семьи, где эти проблемы не обсуждаются.

Ведь я не только учитель, я еще мама двух школьниц, причем одна из них выпускница. И мне, иногда, очень сложно сделать выбор между этими двумя статусами. Как учитель, я прекрасно понимаю и Стандарты образования и Учебные программы, но, как маму меня угнетает и объем домашней работы и учебная нагрузка на моих детей и множество предметов, особенно в выпускных классах, которые им не столько помогают и развивают, сколько мешают.

Диаграмма 2. Ожидаемая продолжительность обучения

А из диаграммы 2 видно, что в отличие от стран ОЭСР на общее среднее образование в Казахстане отводится 1,9, что в 2 раза меньше. А ведь именно на этой ступени обучения происходит профилизация, которая должна закладывать профессиональные навыки. А что происходит на практике? Профиль обучения выбирает не ребенок, а родители с расчетом на дальнейшее высшее образование, причем, чаще всего под давлением учителей, которые судят по предметной успеваемости. И выходит, что два года ребенок ходит на уроки, которые ему не интересны, да, и не нужны. Но, Программа есть Программа…

Казахстан подал заявку на получение статуса наблюдателя в четырех Комитетах ОЭСР, включая Комитет по образованию.

Основным документом Комитета по образованию Организации экономического сотрудничества и развития является «Декларация ОЭСР о будущей политике в области образования в меняющемся социальном и экономическом контексте» .

Данный документ показывает тесную связь между социальным и экономическим изменением мира, которые, оказывают давление на систему образования страны. И, чтобы это давление было положительным все компоненты системы образования должны быть «настроены» на готовность принять изменения и стать активными проводниками нововведений.

Правительство Республики Казахстан разработало «Государственную программу развития образования РК на 2011-2020 годы», которая стала базовым документом, определяющим политические и концептуальные рамки развития образования страны в долгосрочной перспективе.

Проведя сравнительный анализ Декларации и Программы, находишь очень много общего. Это и оценка качества образования, и стандартизация образования, внедрение новых подходов в обучении и воспитании, и участие социума в жизни школы и многое другое.

А если такие вопросы решаются на государственном уровне, то они решатся и в моей школе.

А моя школа ждет этих перемен и даже робко пытается меняться. Может это звучит громко, но я горжусь своей школой.

Познакомившись с концепцией «эффективной школы» известного английского исследователя и педагога-практика П. Мортимора и рассмотрев основные признаки эффективной школы:

  • позитивное внутришкольное управление;

  • позитивная культура обучения;

  • высокие ожидания;

  • общее видение целей школьного образования и наличие вытекающих из него конкретных целей совместной работы;

  • консистентные (взаимосогласованные) методы обучения;

  • ясно определенные права и обязанности учеников;

  • кооперация между семьей и школой («Эффективная школа» Владимир Загвоздкин, научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО ), я попробовала оценить, насколько эффективна моя школа?

Может быть, я слишком самоуверенна, но я твердо могут сказать: «Моя школа готова стать эффективной! Она (школа) готова к преобразованиям!».

Одним из доказательств этим словам является работа на базе моей школы экспериментальной площадки «Создание школьной системы медиаобразования как условие развития информационно-коммуникационных компетентностей и повышения качества обучения и воспитания учащихся», основная задача которой – подготовить школьников к жизни в современном обществе с его информационными технологиями, к критическому восприятию различной информации.

Что я вкладываю в слово «школа»? Школа – это не только здание, куда в течение 9 месяцев приходят дети, чтобы отсидеть уроки, на которых учителя пытаются всеми способами и методами дать им знания. Школа – это симбиоз (от греч. συμ- — «совместно» и βίος — «жизнь») — взаимовыгодное отношение двух или нескольких организмов разных видов) педагогического коллектива, учащихся и их родителей. А значит это должно быть выгодно всем: детям – интересное и качественное обучение, учителям – удовлетворение от любимого дела, родителям – уверенность в успешности будущего своих детей, а государству – конкурентноспособных, уверенных в себе граждан.

Школа готова и ждет преобразований, но в то же время есть чувство тревожности от этих ожиданий: Как будут проходить эти преобразования? Не выйдет ли очередного «эксперимента» над детьми и учителями? Не превратятся ли эти преобразования в еще одну форму проверки и отчетности?

На все эти вопросы ответит время. Но чтобы получить ответы, надо начать действовать, пробовать, внедрять. А самое главное, надо постоянно проводить анализ и оценку этих преобразований. Помнить, что в основе должен стоять ученик, и что это должно быть нужно и понятно самому ученику и учителю.

Стив Джобс сказал: «Инновация отличает лидера от догоняющего» и очень хочется надеяться, что те инновации и преобразования, которые задуманы руководством нашей страны «упадут в благодатную почву не пустым зерном, а зерном, которое даст богатый урожай». В том, что почва благодатная, я не сомневаюсь, лишь бы «погода не подвела»… И тогда, очень хочется верить, Казахстан станет не просто независимым государством, а лидером в мировом сообществе.

Использованная литература

  1. «Декларация ОЭСР о будущей политике в области образования в меняющемся социальном и экономическом контексте»

  2. «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», Послание народу Казахстана Главы государства Назарбаева Н.А., 27.01.2012г.

  3. Государственная программа развития образования на 2011-2020гг.

  4. Загвоздкин В «Эффективная школа

  5. Кравченко Л.В. «О необходимости реформы системы образования»

  6. Национальный доклад о состоянии и развитии образования в Республике Казахстан (краткая версия), Астана, 2008. с. 34

  7. Самые известные высказывания Стива Джобса

Реформирование системы образования в России: предпосылки и перспективы

Образование является одним из важнейших элементов системы социальной сферы государства, которая обеспечивает процесс получения человеком знаний, умений и навыков. В дальнейшем эти знания умения и навыки, участник образовательной системы, эффективно применяет в своей профессиональной деятельности, тем самым вносит вклад в развитие государства.

Процесс модернизации и инновации в образовательной сфере позволит нашей стране занимать передовые позиции в мире. Для этого необходимы новые подходы к содержанию и уровню образовательных отношений в государстве.

Образовательная система России имеет богатейшие исторические корни. Самобытность и неповторимость нашей системы образование несет в себе большой потенциал для ее дальнейшего развития. Однако в настоящее время наметились некоторые системные трудности, особенно в последние годы.

Современные условия развития общества требуют от формирующейся системы создания новых механизмов адаптации и апробации содержания образовательных программ. Это обусловлено изменением потребностей общества, как в культурной, так и в экономической среде. Возросла необходимость внедрения в образовательную среду общественных систем управления и контроля, а так же активного привлечения инвестиций, не только со стороны государства.

Рыночные отношения, которые активно стали распространяться в образовательной сфере, ориентация на интересы личности, большая самостоятельность образовательных учреждений, появление негосударственных форм обучения, естественно повлияло на содержание и самого конституционного права на образование. Все это послужило толчком для проведения реформы образования, которая началась с Федерального Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании 1996 года за номером 125-ФЗ.

Данный закон привлек внимание на проблему образования в нашей стране. К вопросу реформы в образовании все чаще и чаще стали обращать свое внимание политики и государственные деятели. В дальнейшем приняты ряд законодательных актов, которые составляют основу модернизации в данной области.

В настоящее время Российская система образования находится на стадии реформирования. Именно поэтому возникает необходимость рассматривать нормативно-правовое регулирование права человека на образование в призме международных стандартов.

Именно приведение образовательной системы в соответствие с международными актами и соглашениями, является основой реформирования в России. Анализ и оценка уже существующих результатов говорит нам о том, что, несмотря на большой опыт реформирования в области образования, мы находимся в стадии начала формирования системы. В ходе реализации новых реформ общество сталкивается с неоднозначными оценками эффективности результатов.

На сегодняшний день каждый человек, в том числе и ребенок знает, что необходимо учится — это представляется естественным. Однако на исторических этапах развития общества, право человека на образование было не столь естественным, и взгляд на него был не столь неоднозначным. Закрепление данного права и принципов его реализации в международно-правовых актах является результатом развития гражданского общества.

Данное право закреплено конституционно и является неотчуждаемым, и именно государство должно создавать условия для его реализации во всех направлениях. Для того, чтобы система образования отвечала современным потребностям развития общества ей необходимо постоянное развитие.

Одним из компонентов учебно-воспитательного процесса является содержание образования. И первые вопросы, с которыми сталкиваются реформаторы: Каким должно быть содержание образования? Чему надо учить школьников? Что развивать и воспитывать?

Мировое образование на современном этапе развития состоит из множества национальных образовательных систем. Первым отличием этих систем являются: уровень целей и задач, а так же культурные традиции. Вторым отличием может служить состояние качества образовательного процесса.

Необходимо объединение усилий всех заинтересованных стран в создании единого образовательного пространства, обращение внимания на содержание образования, осмысление целей и задач, стоящих во главе данного вопроса, а так же определение собственных ориентиров.

Внутренний накопленный опыт государства в разных внутриполитических, экономических и социальных направлениях, не всегда принимается в других странах, что сильно тормозит развитие, в том числе образовательного процесса.

За последние года в нашей стране происходят серьезные изменения в области содержания образования. В условиях реформирования, весьма значимой оказывается проблема анализа, адаптации и использования образовательного опыта других стран. Возможность его интеграции в содержание российского образования.

Недостаточная изученность проблемы в науке, а так же возникающие сложности внедрения в школьную практику, делают ее актуальной.

Все это определяет необходимость продолжения проведения реформы образования. Реализация Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) выявила ряд спорных вопросов.

Внедрение в общественные отношения новых государственных стандартов образования обозначили как плюсы, так и минусы нового закона.

Исследовательская литература за последние 5 лет приходит к выводу о том, что положительными моментами при реализации нового федерального закона является попытка предоставления школьникам выбора.

Многие скажут, что наши дети не способны самостоятельно выбирать, и будут в какой-то мере правы. Однако надо не забывать, что правильность этого выбора лежит на плечах педагога, а это сфера уже регулирования не ФГОС, а методов и приемов подготовки педагогических кадров. Новый стандарт помогает учащемуся определиться с профессиональным направлением своего движения вперед и сконцентрировать на важных аспектах своей деятельности в обучении.

К положительным сторонам можно отнести и то, что происходит постепенный переход от «линейного» обучения (передачи знаний) к проектирующей, развивающей творческие способности в деятельности. В основе нового стандарта лежит системно-деятельный подход, т. е. внедрение в практику обучения проектной и исследовательской работы.

Апробация закона начата с первой ступеньки начального образования в школе еще с 1 сентября 2011 года, на данном этапе (2015 год) в учебных заведениях, которые применяют ФГОС в основном общем звене.

ФГОС основного общего образования содержит разъяснение к организации внеурочной деятельности, что минимизирует риски возникновения конфликтов между семьей и школой, что наблюдалось при апробировании ФГОС начального общего образования.

Многие специалисты к плюсам ФГОС относят попытку вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние 20 лет, а так же преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.

Однако не обходится и без минусов в процессе реализации нового федерального стандарта. К главному из них относится — требования к условиям реализации стандарта.

Новый ФГОС может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде, а, следовательно, государство, должно в значительной мере изменить финансирование системы образования, причем этот процесс должен быть связан не только с увеличением оплаты труда учителя, но и с развитием материально-технической базы российской школы.

Серьезным недостатком нового стандарта, по мнению С. И. ЗаирБек, является слабая продуманность стоимости его введения, то есть расходов на новые учебники, пособия, лабораторное оборудование, разработку программ, а также на повышение квалификации и переподготовку учителей.

В настоящее время утверждены ФГОС для:

 начального общего образования (1–4 кл.)- Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373».

 основного общего образования (5–9 кл.) — Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями на 29 декабря 2014 года)»

 среднего (полного) общего образования (10–11 кл.) — Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413″Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

По планам Минобрнауки России массовый переход на обучение старшеклассников с учетом новых требований начнется в 2020 году.

С 2011 года по новым федеральным образовательным стандартам начали учить в начальной школе (первый — четвертый классы), в 2012 году начат переход на новый стандарт основной школы (пятый — девятый классы), в 2013 году — старшей (10–11 классы), ФГОС старших классов станет обязательным для всех российских школ.

Появление полноценного стандарта означает, что требование части 5 статьи 43 Конституции России, которая говорит о том, что «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты…» через 19 лет выполнены!

В связи с принятием Закона «Об образовании в Российской Федерации» стандарт становится документом прямого действия.

Не так много времени прошло после начала внедрения новых федеральных государственных стандартов, но, несмотря на это, нормативно-правовое регулирование процесса не всегда опирается на четко-выработанную концепцию.

В процессе внедрения и апробации федерального законодательства в этой области наблюдается противоречие в принимаемых нормативно-правовых актах. Такие законодательные акты не способны формировать полноценную систему контроля за их исполнением. Когда нормы одного документа исключают реализацию норм в другом документе, естественно нормы законодательства в обоих случаях не действуют, или действуют с искажением. И это не может положительно сказаться на реализации программ образования в целом.

В юридической литературе справедливо отмечается, что одним из важнейших аспектов в праве является проблема терминологии, поскольку применение терминов, не имеющих четких правовых критериев, может привести к разночтению нормативных правовых актов, и в конечном итоге возникновению правовых коллизий.

Примером таких коллизий выступают неразрешимые вопросы двухуровневого регулирования образовательных отношений. Данные отношения относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов, согласно ст. 72 Конституции РФ. Они не соответствуют конституционным формулировкам, т. к. те вопросы, которые относятся к исключительному ведению субъектов, не нуждаются в регулировании со стороны федеральных органов власти.

Еще одним примеров может служить, то, что в Законе «Об образовании» не определены «общие вопросы образования», что входит в предмет совместного ведения РФ и ее субъектов.

Без четкого разграничения полномочий в данной области выступают и нормы ст. 28 и 29 данного закона.

Представляется неверным, встречающееся в ряде законов, такое полномочие органов власти субъекта РФ, как «осуществление федеральной политики в области образования» (например, Закон Ставропольского края). В некоторых случаях складывается такая ситуация, когда закон субъекта РФ копирует текст федерального закона, включая нормы, устанавливающие компетенцию РФ в сфере образования (например, Законы об образовании Республики Коми и Удмуртской Республики).

Законы, которые не имеют аналогов на федеральном уровне, составляют особую категорию законодательства субъектов РФ. Одной из причин является пробел правового регулирования. Нормы о сельских образовательных учреждениях получили свое отражение в законах субъектов РФ, и каждый субъект по-своему подходит к решению этой проблемы. Возможно регулирование данного вопроса, например, создание подзаконных актов, следует перенести на федеральный уровень, что особенно важно при реализации национальных проектов в наиболее приоритетных сферах общественной жизни.

Образовательная система — это сложный механизм взаимодействующих между собой других систем. В их число входят: системы образовательных учреждений и актов, издаваемых этими учреждениями, системы контроля и надзора за образовательными учреждениями, системы органов государственного управления системы негосударственных организаций, осуществляющих деятельность, которая сопутствуют образовательному процессу.

Такой сложный механизм требует хорошей законодательной основы в области исполнения норм издаваемых органами этой системы.

Создаются новые виды и методы контроля, идет реформа отдельных институтов образования, меняются формы образования и правовое положение образовательных учреждений. Но эта система не будет действовать, если не применять комплексный подход. Этот подход должен обхватывать и всесторонне рассматривать весь процесс образования.

Главной задачей государства становится формирование и реализация новых образовательных взаимоотношений. Приоритетом для всех участников данного процесса становится создание полноценной свободной личности.

В процессе изучения данной темы многие российские авторы в юридической литературе затрагивает такие аспекты правового регулирования образование, как конституционные нормы о праве на образование, понятие и содержание конституционного права на образование, предмет и объект локального нормотворчества, правовой статус субъектов образовательных отношений, правовое регулирование положение лиц, нуждающихся в особой защите в образовательной сфере, международные стандарты прав человека, особенности инновационного развития высшего образования, реализация конституционного права на образование принципы и стадии, договорные отношения сфере образовательных услуг, государственный контроль деятельности в сфере образования, международная защита права на образование и другие значимые вопросы.

Изучение данных вопросов легло в основу создания нормативной базы, научной базы образовательных реформ. Изучение и внедрение в образовательную систему новых государственных стандартов является основой для дальнейшего правотворчества, как юристов, так и научных исследователей. Набирающая силу реформа выдвигает все новые и новые задачи и требует правильного решения. При рассмотрении вопроса образования исследователи все чаще и чаще встают вопросы правильности реализации нормотворческой деятельности. Новые реформы должны охватывать не только юридический анализ проблемы, но и человеческий фактор. Рассмотрение вопроса реформирования взаимодействия государства и всех общественных объединений позволит расширить методы исследования, изучить опыт зарубежных стран, объективно оценить сложившуюся ситуацию в России.

Российская система образования способна конкурировать с образовательными системами зарубежных стран, но для осуществления всесторонней реформы необходима широкая поддержка со стороны общественности в образовательной политики, восстановление ответственности активной роли государства в этой сфере, выделение необходимых для этого ресурсов и создание механизмов их эффективного использования.

Еще К. Маркс отмечал взаимосвязь образования и общества: «Если возникает необходимость в той или иной системе образования, то это неизбежно влечет за собой трансформацию социальных структур. Но без измененной, новой системы образования, определяющей форму мировоззрения человека, не представляется возможным изменение социальных структур».

Функционирование и разработка сферы образования России осуществляется на основе частных теорий социологии образования, педагогики, воспитания, философии образования, психологии, истории образования, правового и экономического обеспечения, а так же управления образованием.

Огромное число исследований в области российского и зарубежного реформирования образования, указывает на недостаточную разработанность данной темы, отсутствие комплексного анализа механизмов реализации государственной политики в процессе изменения структуры образования.

В современных условиях развития общества необходимо комплексное изучение самого права на образования в аспекте не только конституционного права, но и так же, как неотъемлемого права человека.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»/ «Российскаягазета», № 303, 30декабря2012 г.
  2. Конституция РФ 12 декабря 1993 г./Издательство «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, 2011г.
  3. Приказ МинобрнаукиРоссии от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357″О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373″/ 15 декабря 2011 г. на Интернет-портале «Российской Газеты» (www.rg.ru)
  4. Приказ МинобрнаукиРоссии от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями на 29 декабря 2014 года)»/ www.pravo.gov.ru, 10.02.2015
  5. Приказ МинобрнаукиРоссии от 17 мая 2012 г. № 413″Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»/21 июня 2012 г. в»РГ» — Федеральный выпуск № 5812
  6. С. И. ЗаирБек, руководитель Центра методологии управления, экономики и нормативноправового регулирования образования Федерального института развития образования Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения», № 5–2011
  7. Л. А. Зубов Понятие и содержание конституционного права на образование//Современное право № 12 от 2007 г.
  8. Бельский К. С., Зайцева Л. А. Педагогический процесс в юридическом вузе (цикл материалов по вузовской педагогике)// «Юридическое образование и наука», 2009, N 1
  9. А. А. Лобжанидзе, др пед. наук, профессор кафедры экономической и социальной географии ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»- Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения», № 5–2011
  10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч Т. 16. — С. 595.

Реформа в образовании

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *