Реформа контрольно-надзорной деятельности государства призвана повысить уровень защищенности (безопасности) значимых для граждан охраняемых законом ценностей – их жизни, здоровья, имущества, иных законных прав и интересов – от различных видов рисков. Ключевым показателем реформы является радикальное сокращение как числа случаев причинения вреда этим ценностям, так и масштабов причиненного им ущерба. Но, несмотря на то что реформирование и совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов государства в различных форматах осуществляется не первый год, независимая оценка влияния предпринимаемых усилий на их результативность – на уровень рисков значимым для граждан ценностям – до сих пор не введена в практику. В статье представлены итоги направленных на ликвидацию этого пробела репрезентативных социологических опросов граждан по вопросам оценки ими результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности государства. Опросы проведены в 2018 и 2019 гг. Выявлено, что, несмотря на некоторую положительную динамику, в 2019 г. лишь 34,3% граждан оценивают как достаточный уровень защищенности значимых для них охраняемых законом ценностей от основных видов рисков (угроз). Большинство респондентов не отметили каких-либо изменений в уровне защищенности этих ценностей за прошедшие два года. При этом отмечается тенденция снижения доли граждан, считающих деятельность контрольно-надзорных органов фактором, влияющим на уровень их защищенности. Сокращается и доля граждан, обращающихся в государственные органы контроля (надзора) за защитой.
В целом, с точки зрения граждан, реформа контрольно-надзорной деятельности государства пока не привела к значимому снижению рисков значимым для граждан охраняемым законом ценностям. В статье приводятся рекомендации по повышению результативности реализации реформы с учетом позиции граждан как ее конечных выгодополучателей.
«Я утвердил план мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в стране на 2016-2017 годы. Надеюсь это позволит снизить административную нагрузку на бизнес, сделает проверки более эффективными», — сказал Медведев.
Премьер добавил, что уже в этом году будет подготовлен проект закона о федеральном, региональном, и муниципальном контроле в РФ. «Пока мы внедряем риск-ориентированный подход, исключаем дублирующие функции контрольно-надзорных органов. План предусматривает, что работники контрольно-надзорных органов должны будут повышать свою квалификацию», — добавил глава правительства.
Как сообщает пресс-служба кабмина, распоряжение об утверждении плана подписано 1 апреля 2016 года. План предусматривает снижение при проведении государственного и муниципального контроля административных и финансовых издержек граждан и организаций, занимающихся предпринимательской и другими видами деятельности. Согласно документу, будут оптимизироваться трудовые, материальные и финансовые ресурсы, используемые при государственном и муниципальном контроле.
Как сообщили в пресс-службе Открытого правительства, при участии которого разрабатывался документ, план включает в себя девять подразделов. Первый из них касается внедрения риск-ориентированного подхода. Предполагается, что частота проверок теперь будет зависеть от степени потенциальных рисков на том или ином поднадзорном объекте.
Согласно документу, возможность использования такого подхода должна быть закреплена во втором квартале текущего года, а в феврале 2017 года должны быть подготовлены методические рекомендации и типовой план для госорганов по переходу на риск-ориентированную модель проверок. Правила отнесения предприятий к той или иной категории риска будут определены в апреле 2016 года.
«Сейчас в России проводится более 2 млн проверок, но лишь в 60% случаев выявляются реальные нарушения и только в 10% из этих случаев нарушения связаны с непосредственной угрозой причинения вреда. Наша главная задача — перенаправить контрольную деятельность с «палочной» системы на предотвращение нарушений и последующего ущерба», — заявил министр по работе с Открытым правительством Михаил Абызов, слова которого приводятся в сообщении пресс-службы. Там также сообщили, что в июне 2016 года будут подготовлены предложения по оптимизации структуры и сокращению численности контрольно-надзорных органов и их объединению по сферам деятельности.