Реализация услуг

Исключения и правила

Прежде чем перейти к частностям, кратко остановимся на общих нормах, согласно которым предписывает определять место реализации ст. 148 Налогового кодекса.

В большинстве случаев решающее значение имеет место ведения деятельности исполнителя услуг. То есть если поставщик зарегистрирован и трудится в России (фирма, предприниматель, иностранное представительство), то и оказанные им услуги или проделанные работы считаются реализованными на территории нашей страны. И, соответственно, облагаются НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 148 НК РФ).

Однако упомянутое правило весьма богато на исключения. К примеру, в некоторых случаях определяющим будет местонахождение не исполнителя, а покупателя (заказчика) работ или услуг. В других — все будет зависеть от местонахождения имущества, с которым связаны эти работы (услуги), либо от места их проведения (оказания). А для услуг по перевозке и транспортировке вообще действует отдельный порядок определения места реализации. Но обо всем по порядку.

Примечание. По общему правилу место реализации работ и услуг зависит от места ведения деятельности исполнителя. Однако это правило имеет немало исключений.

Ставка НДС для услуг

По умолчанию ставка НДС для услуг, как и для всех других товаров—18%. Однако существует ряд услуг, которые НДС вообще не облагаются.

Их перечень приведен в ст. 146 НК РФ:

  • медицинские услуги, оказываемые специализированными учреждениями и врачами частной практики, кроме косметологии, ветеринарии и санитарно-эпидемиологических услуг;
  • услуги по уходу за инвалидами, престарелыми, больными (необходимость ухода должна быть подтверждена заключениями соответствующих органов);
  • услуги по содержанию детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, а также по проведению занятий в кружках, секциях, студиях с несовершеннолетними детьми;
  • услуги, предоставляемые архивными учреждениями;
  • услуги по перевозке пассажиров любым городским и пригородным общественным транспортом (за исключением такси и маршрутного такси), если перевозки осуществляются по единым тарифам и с предоставлением льгот;
  • ритуальные услуги;
  • услуги по предоставлению в пользование жилых помещений любых форм собственности;
  • услуги, относящиеся к депозитарным, которые оказываются депозитарием средств МВФ, Международного банка реконструкции и развития, Международной ассоциацией развития в рамках статей Соглашений этих организаций;
  • услуги по ремонту и техобслуживанию товаров и бытовых приборов, в период гарантиийного срока эксплуатации;
  • услуги некоммерческих организаций, лицензированные в сфере образования, воспитательного процесса;
  • услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних, пожилых и лиц в трудной жизненной ситуации; услуги по выявлению таких граждан; услуги по подбору и подготовке опекунов таких граждан;
  • услуги населению по проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий:
  • услуги по профессиональной подготовке и переподготовке, оказываемые по направлению службы занятости;
  • услуги, оказываемые уполномоченными органами, за которые взимается госпошлина;
  • услуги некоммерческих организаций культуры и искусства, в том числе организациями кинематографии;
  • услуги аптечных организаций по изготовлению лекарств, изготовлению или ремонту оптики, слуховых аппаратов,протезно-ортопедических изделий, оказание протезно-ортопедической помощи;
  • услуги по страхованию и пенсионному обеспечению;
  • услуги адвокатской палаты, бюро, коллегии своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;
  • услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций;
  • услуги по тушению лесных пожаров;
  • услуги по предоставлению эфирного времени или печатных площадей, оказанные на безвозмездной основе в соответствии с законодательством РФ о выборах и референдумах;
  • услуги, относящиеся к жилищно-коммунальной сфере;
  • услуги по производству и распространению социальной рекламы, оказанные на безвозмездной основе.

В то же время ст. 164 НК РФ указывает, что ставка НДС 10% применяется к такой услуге, как внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа.

«Прописка» имущества

Открывают перечень особых случаев работы и услуги, непосредственно связанные с недвижимым имуществом. Когда недвижимость находится на территории России, местом реализации таких услуг признают нашу страну (пп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ). Ну а если имущество имеет заграничную «прописку», то о российской реализации услуг (работ) речь идти не может (пп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ).

Примерный список работ из Кодекса, непосредственно относящихся к недвижимости, включает строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению и услуги по аренде. Однако закрытым этот перечень не является. То есть в описанном порядке можно определять место реализации и для других работ (услуг). Главное — подтвердить их непосредственную взаимосвязь с данным недвижимым имуществом.

Важно помнить, что для описанного вида услуг действительно не имеют значения никакие иные факторы, помимо местонахождения самого имущества. Так, услуги будут считаться реализованными в России и НДС-облагаемыми, даже если недвижимость принадлежит иностранной фирме, но при этом находится в нашей стране. И наоборот, услуги, связанные с российским имуществом, расположенным за рубежом, под обложение НДС подпадать никак не могут.

Пример 1. Российская фирма ЗАО «Прогресс» имеет в собственности здание, находящееся на территории г. Созополь (Болгария). «Прогресс» сдает этот объект в аренду болгарской компании. В данном случае объекта по НДС не возникает, поскольку местом реализации арендных услуг не является территория России (недвижимость находится за рубежом).

Примечание. Место реализации работ и услуг, непосредственно связанных с недвижимым или движимым имуществом, зависит от местонахождения этих активов.

Аналогичные правила действуют и для движимого имущества. По месту его нахождения определяют место реализации, в частности, таких работ (услуг), как монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание. Этот список также не является полным. То есть описанный порядок нужно применять и к другим видам услуг (кроме аренды), непосредственно связанных с конкретным движимым активом.

Комментирует юрист. Вячеслав Леонтьев, руководитель организации «Адвокатский кабинет N 774 Адвокатской палаты Московской области»

Нужно ли платить НДС, если российская фирма передает в аренду иностранной компании, не зарегистрированной и не имеющей постоянных представительств в России, движимое имущество?

Ответ на этот вопрос зависит от того, какое именно имущество передается. Если в аренду сдают любое движимое имущество, кроме автотранспортных средств (скажем, оборудование), то НДС платить не нужно. Ведь в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ сказано, что местом реализации услуг по сдаче движимого имущества (кроме наземных транспортных средств) в аренду является Россия, только если арендатором (покупателем услуг) выступает фирма, находящаяся в России.

Другое дело — аренда автотранспортных средств. Здесь действуют нормы пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ и п. 2 ст. 148 НК РФ. А именно услуги считаются оказанными на территории России, если исполнитель (поставщик) осуществляет свою деятельность в России.

Услуги, вызывающие вопросы по исчислению НДС

  • юридические услуги. Как и указано выше, не платят НДС со своих услуг адвокаты и адвокатские палаты при осуществлении своей профессиональной деятельности. Но данная льгота распространяется только эту деятельность! Ведь существуют и частные юридические консультации, которые тоже зарабатывают путем оказания консультационных услуг. Такая деятельность будет облагаться НДС по полной ставке, то есть 18 %.
  • продажа программного обеспечения. На первый взгляд это тоже предоставление услуги, однако ст. 149 НК РФ разрешает льготное налогообложение путем передачи исключительных прав согласно договору на отчуждение таких прав или лицензионному договору. В таком случае услуги по программному обеспечению не облагаются НДС.
  • налогообложение услуг МФЦ, открытых по всей стране. С одной стороны, организация, которая оказывает услуги, должна платить НДС. А поскольку МФЦ—это организация, она подлежит постановке на учет в налоговом органе согласно ст. 83,84 НК РФ в качестве налогового агента. Но в то же время согласно ст. 145 НК РФ бюджетная организация имеет право на освобождение от уплаты НДС при условии, что за три предшествующих календарных месяца (не квартала!) сумма выручки от реализации ее услуг не превысила одного миллиона рублей. Тогда она вправе предоставить в налоговые органы соответствующие документы, подтверждающие этот факт, и получить освобождение от уплаты НДС сроком на 12 календарных месяцев.
  • Электронные услуги—еще одна новелла в области НДС, она появилась в законодательстве с 1 января 2017 года. Согласно гл. 21 НК РФ в случае оказания иностранной организацией или предпринимателем электронных услуг, местом их реализации признается местонахождения покупателя, то есть РФ. Соответственно, все пользователи таких услуг обязаны уплачивать НДС, причем независимо от формы налогообложения. Под оказанием услуг в электронной форме подразумеваются, в том числе все услуги, оказанные через сеть «Интернет» (п.1 ст. 174.2 НК РФ). Но услуги не считаются электронными, если при заказе через сеть «Интернет» поставка товара или само оказание услуги происходит без использования этой сети, то есть «в офлайне». Также к электронным услугам не относятся:
  1. реализация прав на программы для ЭВМ, компьютерные игры, базы данных на материальных носителях;
  2. консультационные услуги по электронной почте;
  3. услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет».

Исчисляем НДС

Довольно часто возникает ситуация, когда одна услуга не может быть оказана без какой-то другой, сопутствующей, оказываемой фирмой-посредником.Тогда встает вопрос об исчислении НДС при перевыставлении расходов.

Ответ на этот вопрос зависит от документального оформления данной операции: прописано ли в договоре возмещение НДС, какая из сторон учтет расходы на своих счетах и как будут оформлены счета-фактуры.

Конечно, все зависит от конкретной ситуации, но общие рекомендации таковы:

  • при перевыставлении счетов-фактур указать в качестве продавца данные самого продавца, а не посредника;
  • прилагать заверенные копии первоначальных счетов-фактур, полученных посредником от продавца услуг;
  • посреднику вести журналы полученных и выставленных счетов-фактур и отражать данные посреднических операциях в налоговой декларации по НДС;
  • при получении запросов от налоговых органов, связанных с возможными расхождениями в суммах НДС, предоставить пояснения со ссылками на первичные документы.

Если вы налоговый агент, база по НДС определяется как стоимость услуг с учетом налогап. 1 ст. 161 НК РФ.

То есть налог надо будет удерживать из перечисляемой иностранцу суммы, указанной в контракте. Сумму дохода за вычетом налога вы перечисляете своему иностранному контрагенту. Поэтому еще на стадии заключения сделки следует проинформировать своего иностранного контрагента об удержании НДС и установить в контракте цену так, чтобы он при этом ничего не потерял. Тем не менее некоторые иностранцы этого не понимают, считая, что плательщиками НДС они не являются. Поэтому возможны две ситуации.

При любом из таких условий вы имеете полное право принять к вычету НДС, удержанный из доходов иностранного исполнителяПостановление Президиума ВАС РФ от 18.05.2010 № 16907/09, а последний получает за услуги столько, сколько и хотел с самого начала.

Как мы уже сказали, зачастую иностранцы не хотят принимать условия об указании НДС в договоре. Или же соответствующие условия вы просто забываете включить в договор.

Если вы при исчислении НДС в такой ситуации примените расчетную ставку, то проблем с иностранцем не избежать, ведь он получит меньше, чем указано в контракте. Тогда вам не остается ничего другого, как уплатить налог сверх цены, указанной в договоре.

С этим согласен и Минфин РоссииПисьма Минфина России от 04.02.2010 № 03-07-08/32, от 13.11.2008 № 03-07-08/254, от 28.02.2008 № 03-07-08/47. Правда, в такой ситуации возможны проблемы с вычетом, о чем мы расскажем дальше.

Туризм

Другой проблемный вид услуг — туристические.

Правда, если говорить о туризме внутри страны, то вопросов не возникает, поскольку место оказания туруслуги — Россия. А раз так, то налицо объект по НДС.

Проблемы начинаются, когда речь заходит о выездном туризме. Сложность определения места реализации таких услуг может быть связана, например, с тем, что продают путевку в России, а сами услуги клиенту оказывают уже за рубежом.

Если российская компания (турагент) не оказывает туристические услуги непосредственно, а только подбирает клиентов и оформляет для них необходимые бумаги по поручению зарубежного (или российского) партнера, то правила пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ не действуют. Зато действует другая норма (пп. 5 п. 1 ст.

Туроператор не должен начислять НДС на стоимость тех услуг, которые туристу оказывает за рубежом принимающая сторона (иностранная компания), — размещение, питание, проживание, экскурсионное обслуживание и т.п. Перечисляя деньги иностранным партнерам, удерживать НДС (в качестве налогового агента) туроператор также не должен.

Итак, для налогообложения НДС услуг в сферах, перечисленных в пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ, решающее значение имеет место их непосредственного оказания.

Реализация товаров

По общему правилу товары считаются реализованными в России, если выполнено хотя бы одно из условий:

  • товар находится в России (на территориях под ее юрисдикцией) и при реализации не перемещается (подп. 1 п. 1 ст. 147 НК РФ);
  • в момент отгрузки и транспортировки товар находится в России (на территориях под ее юрисдикцией) (подп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ).

Исключением из этого правила является определение места реализации углеводородного сырья, добытого на морских месторождениях. Углеводородное сырье, а также продукты его передела (например, стабильный конденсат, сжиженный природный газ) считаются реализованными в России, если выполнено хотя бы одно из следующих условий:

  • товар находится либо на континентальном шельфе России, либо в исключительной экономической зоне России, либо в российской части дна Каспийского моря и при этом не отгружается и не транспортируется (подп. 1 п. 2 ст. 147 НК РФ);
  • товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится либо на континентальном шельфе России, либо в исключительной экономической зоне России, либо в российской части дна Каспийского моря (подп. 2 п. 2 ст. 147 НК РФ).

Ситуация: как установить момент отгрузки товаров при определении места их реализации для расчета НДС?

Момент отгрузки товаров устанавливайте по дате, указанной в первом отгрузочном документе (в документе, подтверждающем выполнение продавцом обязанности по передаче товара). Например, по дате составления:

  • товарной накладной по форме № ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132;
  • товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78, и т. д.

Такой вывод следует из статьи 458 Гражданского кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 11 июля 2013 г. № 03-07-13/1/26980, от 1 ноября 2012 г. № 03-07-11/473, от 30 августа 2012 г. № 03-07-15/1/20.

Если не выполняется ни одно из указанных условий, то НДС с реализации товаров не платите. В частности, не платите налог:

  • при продаже здания или транспортного средства, находящегося на территории иностранного государства (письмо Минфина России от 25 сентября 2012 г. № 03-07-08/278);
  • при продаже товаров, приобретенных в одном иностранном государстве и перемещаемых транзитом через Россию на территорию другого иностранного государства (письма Минфина России от 12 октября 2012 г. № 03-07-13/01-49, от 25 сентября 2012 г. № 03-07-15/125).

Пример определения места реализации товара для расчета НДС. Организация продает здание

АО «Альфа» заключило с ООО «Торговая фирма «Гермес»» договор на продажу принадлежащего ей здания, которое находится на территории Украины.

И «Альфа», и «Гермес» являются российскими организациями. Местом заключения договора на продажу здания является г. Москва.

Поскольку здание находится на территории Украины, то местом его реализации независимо от прочих условий Россия не считается. Поэтому бухгалтер «Альфы» по этой операции НДС не начислил.

Пример определения места реализации товара для расчета НДС. Организация продает товар, приобретенный в одном иностранном государстве и перемещаемый транзитом через Россию на территорию другого иностранного государства

ООО «Торговая фирма «Гермес»» приобрело в Китае товары для последующей их перепродажи в Польше. Перевозка указанного товара осуществляется транзитом через территорию России.

Так как товары в момент отгрузки находятся на территории Китая, то местом их реализации Россия не является. Поэтому бухгалтер «Гермеса» НДС по этой операции не начислил.

Установленный порядок определения места реализации товаров должны применять как российские, так и иностранные организации, реализующие товары в России.

Иностранные организации, вставшие на учет в налоговой инспекции, налог платят самостоятельно. Это следует из положений пункта 1 статьи 143, статьи 83, пункта 7 статьи 174 Налогового кодекса РФ и пункта 4 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 30 сентября 2010 г. № 117н. Если же они не состоят в России на налоговом учете, НДС за них перечисляют организации, выступающие налоговыми агентами:

  • при покупке у них товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 161 НК РФ);
  • при реализации в России их товаров (работ, услуг, имущественных прав) на основании агентских договоров, договоров поручения или комиссии (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Пример определения места реализации товара для расчета НДС. Иностранная организация реализует товары в России

АО «Альфа» приобрело деревообрабатывающий станок у польской организации, которая не имеет постоянных представительств в России. Станок отгружается со склада г. Москвы, на который ранее он был ввезен польской организацией для хранения. Поскольку в начале отгрузки станок находится на территории России, данная операция облагается НДС.

Так как польская организация не состоит на учете в налоговой инспекции, то при сотрудничестве с ней «Альфа» выступает в качестве налогового агента по НДС.

В июне «Альфа» перечислила польской организации денежные средства за приобретение станка. Сумму налога бухгалтер «Альфы» перечислил в бюджет.

Ситуация: нужно ли начислять НДС при реализации товаров, которые отгружаются транзитом со склада иностранного поставщика? Российская организация приобретает товары за границей, растаможивает их и продает на внутреннем рынке. Право собственности на товары переходит к российскому покупателю на дату таможенного оформления.

Да, нужно.

В рассматриваемой ситуации российская организация совершает две операции, каждая из которых является самостоятельным объектом налогообложения.

Первая – это ввоз в Россию импортных товаров, собственником которых российская организация стала за границей (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). В ходе этой операции:

  • товары проходят таможенное оформление в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления (ст. 209 Таможенного кодекса Таможенного союза);
  • организация-импортер уплачивает НДС на таможне (подп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ) и предъявляет эту сумму к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Вторая операция – это реализация товаров российскому покупателю. Такая операция облагается НДС, если товары в момент начала отгрузки и транспортировки находились на территории России (подп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ). Применяя эту норму, учитывайте, что в данном случае началом отгрузки (транспортировки) товаров российскому покупателю является не дата их вывоза со склада иностранного поставщика, а дата передачи, предусмотренная договором. Ведь с момента отгрузки товаров с иностранного склада и до момента таможенного оформления их собственником остается импортер. Передать эти товары покупателю импортер может только после растаможивания. То есть после того, как товары были фактически ввезены в Россию. А раз передача товаров российскому покупателю происходит на территории России, то нужно начислить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом неважно, что товары отгружаются покупателю транзитом из-за границы, минуя склад импортера, – способ доставки в данном случае значения не имеет.

Такой же порядок действует, если российская организация ввозит товары из стран – участниц Таможенного союза. Единственное отличие: поскольку таможенных границ между странами – участницами Таможенного союза нет, при ввозе товаров российский импортер платит НДС не на таможне, а через налоговую инспекцию (п. 4 ст. 72 договора о Евразийском экономическом союзе, п. 13 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе).

Реализация работ или услуг

В статье 148 Налогового кодекса РФ выделено четыре критерия определения места реализации работ (услуг):

  • по месту деятельности исполнителя работ (услуг);
  • по местонахождению имущества, с которым связаны работы (услуги);
  • по месту деятельности покупателя работ (услуг);
  • по месту фактического оказания услуг.

При решении вопроса, реализованы ли работы (услуги) на территории России (и, следовательно, нужно ли платить НДС по этой операции), необходимо применять один из этих критериев.

По общему правилу работы (услуги) признаются реализованными в России, если они были выполнены (оказаны):

  • российской организацией;
  • предпринимателем, зарегистрированным или проживающим в России;
  • представительством иностранной организации, находящимся в России.

Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

Из этого правила есть исключения для определенных видов работ (услуг).

Для работ (услуг), непосредственно связанных с движимым и недвижимым имуществом (например, монтаж, ремонт и т. д.), место реализации определяется местонахождением имущества (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если имущество находится в России. Здесь отметим, что работы, непосредственно связанные со зданиями российских посольств, контролеры считают реализованными за пределами России. Хоть и формально земля российского посольства это территория России (письмо Минфина России от 9 октября 2015 г. № 03-07-08/58001).

Для работ (услуг), перечисленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ, место реализации определяется местонахождением покупателя. При этом местонахождением считается тот адрес, по которому организация зарегистрирована в России.

Когда же организация в России не зарегистрирована, местом реализации будет считаться адрес:

  • прописанный в учредительных документах;
  • по которому находится управление организации или ее исполнительный орган;
  • по которому находится постоянное представительство, если работы (услуги) были приобретены через него.

То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если покупатель осуществляет деятельность в России. Например, покупателем является российская организация или представительство иностранной организации, находящееся в России.

Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта место реализации определяется местом фактического оказания услуг (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если они фактически были выполнены (оказаны) в России.

Особенности определения места реализации работ и услуг по договорам между российскими организациями и организациями стран – участниц Таможенного союза предусмотрены разделом IV приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе. Подробнее порядок определения места реализации работ и услуг представлен в таблице.

Пример определения места реализации услуг для расчета НДС. Организация оказывает посреднические услуги по реализации товара за рубежом

ООО «Торговая фирма «Гермес»» (комиссионер) по поручению и за счет АО «Альфа» от своего имени покупает товар за рубежом и за рубежом же его продает без ввоза в Россию.

Место реализации посреднических услуг по продаже товаров определяется местонахождением продавца (комиссионера). Поскольку «Гермес» является российской организацией, то местом реализации указанных услуг признается Россия. Поэтому бухгалтер «Гермеса» начислил НДС с суммы комиссионного вознаграждения.

Пример определения места реализации работ для расчета НДС. Организация выполняет монтаж оборудования за рубежом

АО «Альфа» заключило с иностранной организацией договор на монтаж оборудования, находящегося за рубежом.

Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом, определяется его местонахождением. Так как оборудование находится за рубежом, то место оказания монтажных работ не является территорией России. Поэтому бухгалтер «Альфы» с вознаграждения за проведение монтажных работ НДС в бюджет не заплатил.

Ситуация: нужно ли начислять НДС на стоимость услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для перевозки грузов по территории Казахстана? Российская организация передает вагоны другой российской организации на основании договора о возмездном оказании услуг.

Да, нужно. НДС начислите по ставке 18 процентов.

В рассматриваемой ситуации объект обложения НДС возникает, поскольку реализация работ (услуг) происходит на территории России. То есть выполняется условие пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Почему местом реализации считается Россия? Объясним. Поскольку сторонами сделки являются российские организации, руководствоваться нужно нормами статьи 148 Налогового кодекса РФ. Там написано общее правило: местом реализации услуг считается место деятельности исполнителя. В рассматриваемом случае это именно Россия.

Да, есть ряд исключений, поименованных в подпунктах 1–4.1, 4.3 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ. Но услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава (локомотивов, вагонов и др.) для перевозки грузов по территории Казахстана там не названы. Поэтому действует общее правило.

Ставку налога применяйте тоже общую – 18 процентов. Никакие другие – ни нулевая, ни 10-процентная, ни расчетные (10/110 и 18/118) – для услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава не предусмотрены.

Аналогичные разъяснения есть в письме Минфина России от 29 января 2015 г. № 03-07-08/3285.

Совет: если вы готовы спорить с налоговыми инспекторами, то можете не начислять НДС на стоимость услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава другой российской организации для перевозки грузов по территории Казахстана. В споре помогут следующие аргументы.

В рассматриваемой ситуации реализация услуг происходит все же за пределами России, а не на ее территории. И вот чем это объясняется.

Услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава для перевозки грузов можно считать услугами, непосредственно связанными с самой перевозкой. Такой вывод следует из положений законодательства о железнодорожном транспорте в России.

А именно: организации, которые оказывают услуги по предоставлению железнодорожных вагонов (собственных, арендованных, полученных в лизинг и т. д.) для перевозки грузов, являются операторами железнодорожного подвижного состава. Они принимают непосредственное участие в перевозочном процессе. Это прямо следует из норм пункта 1 статьи 2 Закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ, Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 июля 2013 г. № 626.

В Минфине России не спорят с тем, что можно руководствоваться этими отраслевыми правилами, поскольку в Налоговом кодексе РФ четких критериев нет (письмо Минфина России от 15 августа 2014 г. № 03-07-08/40910).

Раз речь идет об услугах, связанных с перевозкой и транспортировкой, то для российского исполнителя местом их реализации будет считаться Россия, только если пункт отправления груза (погрузки) и (или) пункт разгрузки находятся на ее территории (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ). В рассматриваемой же ситуации это условие не выполняется – вагоны подают и разгружают на территории Казахстана.

Значит, услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава считаются оказанными за пределами России (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 Налогового кодекса РФ). Поэтому и начислять НДС на их стоимость не нужно (п. 1 ст. 146 НК РФ).

Правомерность такого подхода подтверждают некоторые арбитражные суды (см., например, постановление ФАС Московского округа от 17 июня 2011 г. № КА-А40/5570-11). А раньше аналогичную точку зрения высказывали и представители Минфина России (письмо от 3 ноября 2011 г. № 03-07-08/305).

В защиту своей позиции можно привести и еще один аргумент. Услуги по предоставлению вагонов – это составная часть деятельности по организации перевозок, которой занимаются операторы подвижного состава. Такая же, как, например, транспортно-экспедиционные услуги, которые тоже могут оказывать операторы. Об этом сказано в пункте 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 июля 2013 г. № 626.

А местом оказания услуг по организации перевозок товаров (транспортной экспедиции) за границей Россия не признается. НДС такие услуги не облагаются. Об этом Минфин России высказывался неоднократно (письма от 3 ноября 2011 г. № 03-07-08/307, от 3 ноября 2011 г. № 03-07-08/306, от 3 ноября 2011 г. № 03-07-08/305, от 13 сентября 2011 г. № 03-07-08/278, от 18 июля 2011 г. № 03-07-08/222, от 26 апреля 2011 г. № 03-07-08/126).

Вспомогательные работы, услуги

В законодательстве установлен особый порядок определения места реализации вспомогательных работ (услуг). Место реализации вспомогательных работ (услуг) определяйте по месту реализации основных работ (услуг). То есть если место реализации основных работ (услуг) – Россия, то и местом реализации вспомогательных работ (услуг) является также Россия. Если же основные работы (услуги) были реализованы за рубежом, то местом реализации вспомогательных работ (услуг) является также иностранное государство.

Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: когда работы (услуги) считаются вспомогательными в целях расчета НДС?

Этот вопрос в каждом случае будет решаться в зависимости от ситуации. В законодательстве не установлены критерии отнесения работ (услуг) к основным или вспомогательным.

Вместе с тем, в своих разъяснениях Минфин России обобщил основные признаки вспомогательных работ (услуг). Работы (услуги) можно считать вспомогательными, если:

  • и основные, и вспомогательные работы (услуги) осуществляются одной и той же организацией;
  • заказчик (покупатель) и основных, и вспомогательных работ (услуг) один и тот же;
  • вспомогательные работы (услуги) выполняются по тому же договору, что и основные, и неотделимы от основных.

Такой подход подтверждается письмами Минфина России от 25 мая 2012 г. № 03-07-15/52, от 8 ноября 2011 г. № 03-07-08/308, от 17 сентября 2010 г. № 03-03-06/4/88, от 15 января 2008 г. № 03-07-08/07 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 6 декабря 2005 г. № А56-8906/2005, Московского округа от 2 марта 2006 г. № КА-А40/916-06 и от 17 октября 2006 г. № КА-А40/9952-06).

При сотрудничестве с иностранной организацией лучше в тексте договора обозначить, какие работы (услуги) имеют самостоятельный характер, а какие работы (услуги) являются вспомогательными по отношению к ним. Так вы внесете ясность по этому вопросу, что поможет избежать споров с проверяющими.

Продолжение >>

Реализация услуг

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *