Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Указ Президента Российской Федерации от 10.09.2012 № 1276 «О внесении изменений в перечень направлений для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, утвержденный Указом Президента РФ»

Указ Президента Российской Федерации от 14.11.2017 № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»
Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 № 1738-р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах РФ»

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.09.2016 № 1969-р »

Рекомендации ФАС России по новой редакции Стандарта
Доклад ФАС России «Об оказании содействия внедрению Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ за 2015 год»
Указ Губернатора Пермского края от 30.12.2014 № 224 «О внедрении на территории Пермского края «Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ»
Распоряжение Правительства Пермского края от 18.06.2015 № 190-рп «Об утверждении перечня приоритетных и социально-значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Пермском крае и плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики в Пермском крае»»
Распоряжение Правительства Пермского края от 22.12.2016 № 407-рп «О внесении изменений в распоряжение Правительства Пермского края от 18.06.2015 № 190-рп»
План мероприятий («Дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики в Пермском крае
Доклад Министерства экономического развития Пермского края «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Пермского края за 2015 год»
Доклад Министерства экономического развития и инвестиций Пермского края «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Пермского края за 2016 год»
Доклад Министерства экономического развития и инвестиций Пермского края «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Пермского края за 2017 год»
Доклад Министерства экономического развития и инвестиций Пермского края «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Пермского края за 2018 год»

Доклад Министерства экономического развития и инвестиций Пермского края «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Пермского края за 2019 год»

Рейтинг Глав регионов по уровню содействия развитию конкуренции в 2015 году
Рейтинг муниципальных образований Пермского края за 2015 год
Рейтинг муниципальных образований Пермского края за 2016 год
Рейтинг муниципальных образований Пермского края за 2017 год

Рейтинг муниципальных образований Пермского края за 2018 год

Рейтинг муниципальных образований Пермского края за 2019 год

Инструментарий оценки конкуренции
Приказ Министерства экономического развития Пермского края от 09.12.2016 № СЭД-18-02-06-157 «Об утверждении методических рекомендаций для органов местного самоуправления по разработке плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики на территории муниципального образования Пермского края»
Приказ Министерства экономического развития Пермского края от 23.12.2016 № СЭД-18-02-06-173 «Об утверждении методики формирования рейтинга муниципальных образований Пермского края в части их деятельности по содействию развитию конкуренции»
Приказ Министерства экономического развития Пермского края от 19.12.2016 № СЭД-18-02-06-168 «Об организации работы по содействию развитию конкуренции и конкурентной среды в муниципальных образованиях Пермского края

Приказ Министерства экономического развития и инвестиций Пермского края от 13.12.2018 № СЭД-18-02-06-109 «О формировании рейтинга муниципальных образований Пермского края в части их деятельности по содействию развитию конкуренции»

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В ПЕРМСКОМ КРАЕ

Уважаемые представители предпринимательского сообщества и потребители товаров и услуг на региональном рынке!
Во исполнение требований Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 05.09.2015 № 1738-р, в рамках проведения ежегодного мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Пермского края, министерство экономического развития Пермского края проводит опрос мнения предпринимателей и потребителей товаров и услуг о состоянии и развитии конкурентной среды на региональных рынках товаров и услуг.
Пройти анкетирование можно на официальном сайте министерства экономического развития Пермского края ():
Благодарим за участие в исследовании!

ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СТАНДАРТА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ДОБРЯНСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ

Соглашение о взаимодействии между министерством экономического развития Пермского края и администрацией Добрянского муниципального района по внедрению стандарта развития конкуренции от 08.09.2016
Перечень приоритетных и социально значимых рынков по содействию развитию конкуренции в Добрянском муниципальном районе от 13.02.2017
Перечень приоритетных и социально значимых рынков по содействию развитию конкуренции в Добрянском муниципальном районе от 01.02.2018

Перечень приоритетных и социально значимых рынков по содействию развитию конкуренции в Добрянском муниципальном районе от 15.01.2019

Перечень приоритетных и социально значимых рынков по содействию развитию конкуренции в Добрянском городском округе от 17.01.2020

План мероприятий («Дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики в Добрянском муниципальном районе» от 01.12.2015
План мероприятий («Дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики в Добрянском муниципальном районе» от 13.02.2017
План мероприятий («Дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики в Добрянском муниципальном районе» от 01.02.2018
План мероприятий («Дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики в Добрянском городском округе» на 2019-2022 годы от 30.12.2019

План мероприятий, направленных на популяризацию деятельности по развитию конкуренции на территории Добрянского муниципального района от 13.02.2017
План мероприятий, направленных на популяризацию деятельности по развитию конкуренции на территории Добрянского муниципального района от 01.02.2018
План мероприятий, направленных на популяризацию деятельности по развитию конкуренции на территории Добрянского муниципального района от 15.01.2019

План мероприятий, направленных на популяризацию деятельности по развитию конкуренции на территории Добрянского городского округа от 17.01.2020

Постановление администрации Добрянского муниципального района от 06.09.2016 года № 603 «О внесении изменений в Положение об управлении экономического развития администрации Добрянского муниципального района
Соглашение о взаимодействии между администрацией Добрянского муниципального района и Координационным советом предпринимателей Добрянского городского поселения по развитию конкурентной среды в Добрянском муниципальном районе от 01.12.2016 № 112
Решение Земского Собрания ДМР от 02.10.2015 № 1012 «Об утверждении Положения о консультативном Совете предпринимателей при главе Добрянского муниципального района»
Решение Земского Собрания ДМР от 26.12.2016 № 74 «О внесении изменений в Положение о консультативном Совете предпринимателей при главе Добрянского муниципального района»

Реестр хозяйствующих субъектов на 01.01.2018
Реестр хозяйствующих субъектов на 01.01.2019

Реестр хозяйствующих субъектов на 01.01.2020

Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках Добрянского муниципального района за 2016 год»
Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках Добрянского муниципального района за 2017 год»
Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках Добрянского муниципального района за 2018 год»

Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках Добрянского городского округа за 2019 год»

МОНИТОРИНГ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В ДОБРЯНСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ
В соответствии с Соглашением по внедрению стандарта развития конкуренции в субъектах РФ, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 05.09.2015 № 1738-р, уполномоченным органом, ежегодно проводится мониторинг конкурентной среды в Добрянском округе.
Мониторинг включает в себя проведение анкетирования по направлениям:

  • мониторинг наличия (отсутствия) административных барьеров и оценки состояния конкурентной среды предпринимательской деятельности в Добрянском округе;
  • мониторинг удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ, услуг и состоянием конкуренции в Добрянском округе.

Предлагаем Вам принять участие в анкетировании, пройдя по ссылкам:
Анкета для субъектов предпринимательской деятельности
Анкета для потребителей товаров, работ и услуг
Кроме того, можно заполнить анкеты в формате Word:
АНКЕТА для субъектов предпринимательской деятельности
АНКЕТА для потребителей товаров, работ и услуг

Тезисы выступления на пресс-конференции по теме:

«СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ И АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД 2013 — 2024 ГГ.

Развитие конкуренции является одним из главных приоритетов государственной политики.

Особенностью российской экономики является ее значительная зависимость от деятельности монополий в различных секторах производства товаров и услуг. Такая специфика обусловлена преемственностью структуры экономических отношений, сложившихся в Советском Союзе. Развитие современной экономической среды в России изначально поставлено в зависимость от сырьевых и перерабатывающих монополий, созданных в период советской индустриализации.

Особенностью современного этапа государственной политики в области защиты конкуренции является необходимость ее выхода за пределы охранительной функции с ориентацией на мероприятия системного макроэкономического характера, которые должны привести к формированию проконкурентной правовой и институциональной среды в ключевых отраслях российской экономики.

В целях совершенствования институтов защиты конкуренции и ее развития ФАС России разработана стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 — 2024 гг. (далее — Стратегия). Стратегия учитывает рекомендации Комитета по конкуренции ОЭСР, а также предложения бизнес-ассоциаций.

Стратегия определяет четыре приоритета в деятельности службы:

1. Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции;

2. Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков;

3. Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования;

4. Создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.

Создание благоприятной институциональной

и организационной среды для эффективной защиты

и развития конкуренции

Эффективность реализации конкурентной политики зависит, с одной стороны, от качества правовой среды, определяющей степень результативности антимонопольных органов в сфере контроля и надзора за исполнением антимонопольного законодательства, с другой стороны, от результативности экономических мер, стимулирующих развитие рынков.

По итогам 2012 года ФАС России заняла 17 место в ежегодном рейтинге эффективности конкурентных ведомств, разделив эту строчку с Австрией, Норвегией,Финляндией, Швецией. В 2011 году – было 19 место, а в 2006 году – когда ФАС России впервые попало в этот рейтинг, место было 36 из 38 возможных. Повышение результативности антимонопольных органов России объясняется в первую очередь мобильностью в части правоприменения.

Развитие антимонопольного законодательства берет отсчет с принятия Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а в 1999 г. — Федерального закона от 23.06.1999 N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

В Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», получивший у специалистов условное название «первый антимонопольный пакет» по причине слияния двух указанных выше, к настоящему времени вносились изменения и дополнения 18 раз.

На сегодняшний день подготовлен «четвертый антимонопольный пакет», вступление в силу которого ожидается в 2014 году.

Одними из главных направлений в работе ФАС России в рамках рассматриваемого приоритета деятельности службы являются совершенствование антимонопольного законодательства и практики его правоприменения в соответствии с лучшим международным опытом, а также существенное повышение результативности деятельности антимонопольных органов за счет внедрения современных и эффективных инструментов управления качеством. Одной из важнейших задач в данной сфере является внедрение эффективных институтов по предотвращению нарушений антимонопольного законодательства, таких как правила недискриминационного доступа, недискриминационные торговые политики доминирующих хозяйствующих субъектов, а также корпоративные институциональные механизмы, обеспечивающие соблюдение норм антимонопольного законодательства.

Важнейшее значение имеет также развитие конкурентной среды как активная составляющая конкурентной политики, которая требует разработки и реализации мер экономического стимулирования развития рынков и введения в различные сферы законодательства Российской Федерации норм проконкурентного характера.

Совершенствование антимонопольного законодательства и практики его применения:

Развитие и совершенствование институтов, предупреждающих правонарушения в сфере антимонопольного законодательства:

— распространить сферу применения новых правовых институтов — предупреждений и предостережений — на антиконкурентные акты и действия публично-правовых образований, а также на недобросовестную конкуренцию;

— внедрить нотификацию торговых политик доминирующих хозяйствующих субъектов с целью предотвращения дискриминации потребителей их товаров, работ или услуг;

— разработать и внедрить на законодательном уровне нормы, стимулирующие внедрение систем комплайнса (корпоративных мер, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства) среди хозяйствующих субъектов, ассоциаций (союзов) участников товарных рынков;

— разработать и представить на утверждение Правительства Российской Федерации правила недискриминационного доступа к ограниченным ресурсам (недра, частоты спектра электромагнитного излучения и т.п.).

Повышение эффективности институтов пресечения и предотвращения недобросовестной конкуренции:

— сформировать в Законе о защите конкуренции детальный перечень запрещенных практик, признаваемых недобросовестной конкуренцией.

Повышение качества экономического анализа и контроля за экономической концентрацией:

— на основе использования лучших практик антимонопольных органов стран — членов организации экономического сотрудничества и развития стандартизировать применение экономического анализа при осуществлении контроля за экономической концентрацией и рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства;

Переход от индивидуальной защиты интересов физического лица к защите интересов неопределенного круга физических лиц в случае нарушения их прав (ущемления их интересов) хозяйствующим субъектом, злоупотребляющим своим доминирующим положением:

— разработать и обеспечить принятие поправок в Закон о защите конкуренции и иные нормативные правовые акты, предполагающих применение антимонопольного законодательства к отношениям, связанным с недопущением, ограничением, устранением конкуренции и (или) ущемлением интересов лиц в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Повышение эффективности рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и обоснованности принимаемых решений:

— создать необходимую инфраструктуру и правовые основы для дистанционного рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Модернизация Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ):

— исключить возможность применения для должностных лиц административного штрафа для наиболее общественно опасных нарушений антимонопольного законодательства в целях создания условий для безальтернативного применения дисквалификации в качестве административного наказания;

Повышение эффективности контроля за «вертикальными» соглашениями:

— в соответствии с опытом ЕС дополнить часть 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции перечнем положений, запрещенных вне зависимости от рыночных долей хозяйствующих субъектов, заключающих «вертикальное» соглашение.

Устранение необоснованных барьеров в сфере технического, налогового и таможенного регулирования:

— ввести требования защиты и развития конкуренции во все технические регламенты (их проекты), а также в иные акты, разрабатываемые и утверждаемые при осуществлении технического регулирования. Добиться обязательности получения заключения ФАС России на проект технического регламента; внести в законодательство о техническом регулировании требования к техническим регламентам, обеспечивающие поддержание и развитие конкуренции в соответствующих отраслях экономики;

— осуществить анализ действующего таможенного, налогового, иного законодательства, разработать предложения по его совершенствованию с целью создания равных условий конкуренции для участников рынка — юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, действующих на одном и том же товарном рынке.

Обеспечение прозрачных и недискриминационных условий участия в торгах:

— установить в гражданском законодательстве обязанность заказчика разрабатывать и публиковать методику определения победителя в случае проведения торгов в целях создания условий, препятствующих недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов;

— разработать единые правила проведения торгов на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Реализация мероприятий, направленных на развитие конкуренции на рынках с ограниченной конкурентной средой:

— совместно с отраслевыми ведомствами ежегодно разрабатывать план развития конкуренции на 5 — 7 рынках. Осуществлять реализацию данного плана посредством формирования и исполнения дорожных карт, а также решений Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства;

— создать коммерческую инфраструктуру важнейших рынков, в том числе на основе формирования организованной торговли, электронных торговых площадок и бирж. Развить систему регистрации сделок с сырьевыми и сельскохозяйственными товарами на бирже, развить биржевую торговлю нефтью, нефтепродуктами, сельскохозяйственными товарами и другими сырьевыми товарами.

Развитие институтов международного сотрудничества в сфере антимонопольного регулирования:

— содействовать принятию Модельного закона о конкуренции Единого экономического пространства (разработать предложения и рекомендации);

— разработать проект Антимонопольного кодекса ЕврАзЭС;

— заключить новое базовое соглашение о сотрудничестве Российской Федерации с Европейским союзом (ЕС) с учетом положений Меморандума о сотрудничестве между ФАС России и Генеральным директоратом по конкуренции Комиссии ЕС, предусматривающего механизм взаимодействия ФАС России и Еврокомиссии при рассмотрении конкретных случаев нарушения антимонопольного законодательства;

— содействовать вступлению Российской Федерации в ОЭСР, обеспечить активное участие в качестве полноценного ее члена в деятельности рабочих органов данной организации, в том числе Комитета по конкуренции;

— обеспечить закрепление ключевых позиций ФАС России в руководящем и рабочих органах Международной конкурентной сети;

— обеспечить участие в руководстве деятельностью Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), обеспечивающей принятие согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил контроля за ограничительной деловой практикой;

— усилить работу по проведению совместных расследований с конкурентными ведомствами государств — участников СНГ, стран — членов ЕС, БРИКС и США, а также с участием МВД России, Следственного комитета России, налоговых органов, Росфиннадзора, Росфинмониторинга и Интерпола;

— создать систему эффективного взаимодействия ФАС России с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), в том числе в целях обеспечения учета позиции ФАС России при принятии ЕЭК решений по вопросам конкурентной политики и при осуществлении ею антимонопольного правоприменения;

Развитие институтов разъяснений и рекомендаций («guidelines») по применению антимонопольного законодательства в целях повышения обоснованности принимаемых решений и обеспечения единообразия в правоприменении:

Например: — разработать рекомендации к содержанию торговых политик доминирующих хозяйствующих субъектов (в том числе с целью недопущения их использования для координации экономической деятельности и согласованных действий);

— разработать критерии допустимости практик ценообразования доминирующих на товарных рынках хозяйствующих субъектов в ключевых секторах промышленности в целях определения экономической обоснованности устанавливаемых цен;

Развитие системы менеджмента качества ФАС России:

— разработать и внедрить систему менеджмента качества во всех территориальных управлениях ФАС России;

— повысить качество системы рейтингования и отчетности с выделением показателей, отражающих качественную характеристику деятельности с учетом требований международных стандартов системы менеджмента качества;

— разработать и внедрить показатели результативности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих;

— обеспечить осуществление мониторинга удовлетворенности потребителя качеством деятельности структурных подразделений и территориальных органов ФАС России с широким использованием инструментов социологических опросов, а также включение результатов таких мониторингов в рейтинги результативности;

— передать на аутсорсинг большинство обеспечивающих функций в центральном аппарате ФАС России;

— завершить переход на электронный документооборот в центральном аппарате ФАС России и территориальных органах.

Развитие внешнего информирования:

— создать имидж ФАС России как открытого и эффективного ведомства, действующего в интересах граждан и бизнеса за счет:

— активизации работы ФАС России и ее территориальных органов со СМИ, в том числе путем создания видеоконтента по ключевым направлениям деятельности структурных подразделений;

— увеличения присутствия ФАС России и ее территориальных органов в социальных медиасетях с целью повышения информированности граждан о состоянии конкуренции и мерах, предпринимаемых ФАС России и ее территориальными органами для развития и защиты конкуренции;

— размещения социальной рекламы на наружных носителях, радио и ТВ с целью пропаганды ценностей конкуренции;

— проведения открытых заседаний комиссий ФАС России и ее территориальных органов по госзаказу и в отношении органов власти;

— периодического издания книг, отчетов, буклетов и другой печатной продукции о работе ведомства;

— активизации работы Экспертных и Общественно-консультативных Советов при ФАС России и ее территориальных органах с целью вовлечения участников рынка, практикующих юристов и экономистов к обсуждению актуальных проблем в сфере антимонопольной регулирования;

— активизации работы с ведущими высшими учебными заведениями с целью формирования у выпускников ВУЗов оптимального набора знаний о законах конкуренции.

— добиться внесения профессионального праздника «День работника антимонопольных органов» в перечень государственных профессиональных праздников;

— разработать и реализовать эффективные программы обучения для внешней среды (малый, средний, крупный бизнес) в части применения антимонопольного законодательства для защиты конкуренции.

Снижение административных барьеров, препятствующих

развитию и свободному функционированию рынков

Развитие конкуренции на рынках требует устранения институциональных и инфраструктурных барьеров ведения бизнеса. В условиях вступления России в ВТО указанное направление приобретает особую актуальность и должно рассматриваться в качестве основного стратегического приоритета экономической государственной политики. Реализация данного направления требует последовательного осуществления мер по снижению присутствия государства в экономике, устранению избыточного государственного регулирования, ограничивающего свободное функционирование рынков.

Работа ФАС России в рамках рассматриваемого приоритета должна обеспечить достижение следующих целей:

1. Повышение эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации (повышение уровня удовлетворенности потребителей качеством государственных услуг);

2. Устранение избыточных административных барьеров ведения бизнеса;

3. Снижение количества нарушений со стороны органов государственной власти;

4. Снижение доли государства в рыночных секторах экономики.

Внедрение институтов, обеспечивающих повышение эффективности функционирования органов власти:

Внедрение системы менеджмента качества ИСО-9001 в федеральных органах исполнительной власти на основе опыта ФАС России:

Внедрение механизмов стимулирования федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

— содействовать формированию системы показателей состояния и развития конкуренции в целях использования при оценке результатов деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также в качестве целевых показателей программ развития конкуренции;

— внедрить в перечни показателей государственных бюджетных программ по каждому федеральному органу власти показатели, отражающие вклад органа власти в развитие конкуренции в соответствующей сфере регулирования.

Реализация мер, направленных на устранение избыточного государственного регулирования и снижение участия государства в экономике:

— разработать меры, направленные на развитие конкуренции и сокращение избыточного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках деятельности Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства;

— ликвидировать государственные и муниципальные унитарные предприятия во всех конкурентных секторах экономики, за исключением предприятий, действующих в сфере обороны и безопасности страны;

— ввести процедуры согласования с антимонопольным органом решений органов власти о создании унитарных предприятий, а также некоммерческих организаций, которые планируется наделить правом осуществления предпринимательской деятельности;

— разработать и внедрить законодательные меры по пресечению «увода» государственного имущества через унитарные предприятия в частные руки;

— содействовать развитию конкуренции посредством приватизации и акционирования государственных корпораций, а также приватизации государственного имущества;

— установить обязанность разработчика получать заключение на проекты актов федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации, проекты федеральных законов на предмет влияния таких актов на состояние конкуренции на рынках в Российской Федерации;

— обеспечить перевод в разряд бесплатных государственных услуг, предоставление которых является необходимым условием ведения бизнеса, обеспечить пресечение необоснованного навязывания дополнительных услуг;

Реализация мер, направленных на совершенствование механизма предоставления государственных преференций:

— обеспечить прозрачность механизма предоставления государственных или муниципальных преференций путем опубликования информации о преференциях на сайтах органов власти и в федеральной информационной системе «Электронный бюджет» в сети Интернет;

— упростить процедуру предоставления и повысить доступность государственной или муниципальной поддержки хозяйствующих субъектов за счет отмены предварительного согласования и уведомления антимонопольного органа о предоставлении преференции;

— разработать количественные и качественные показатели преференций и критерии для оценки влияния преференций на конкурентную среду;

— разработать и внедрить методологию оценки влияния государственных преференций на состояние конкурентной среды с учетом задач социально-экономического развития РФ и субъектов РФ в сфере развития инновационной, инвестиционной деятельности, поддержки реализации инфраструктурных проектов;

— ввести ответственность органов власти за контроль использования государственных или муниципальных преференций и обязательность отчетности хозяйствующего субъекта за использование преференции;

— обеспечить методическую поддержку в сфере предоставления и контроля использования государственных и муниципальных преференций путем разработки «guidelines», создания на сайте службы постоянной рубрики антимонопольный контроль государственных и муниципальных преференций с разделами «вопрос-ответ», «лучшие/худшие практики» в сфере предоставления преференции.

Обеспечение недискриминационного доступа потребителей

к услугам естественных монополий, формирование эффективных

механизмов тарифообразования

Уровень эффективности функционирования субъектов естественных монополий играет ключевую роль в создании благоприятных условий развития рынков. Реализация «активной» формы конкурентной политики в условиях ограничений, вызванных недостатками работы инфраструктурных монополий, будет характеризоваться низкой результативностью.

Сферы деятельности субъектов естественных монополий:

транспортировка газа по трубопроводам;

железнодорожные перевозки;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по передаче тепловой энергии;

водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

Ключевыми направлениями работы службы в рамках рассматриваемого приоритета являются: 1) обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре, товарам и услугам субъектов естественных монополий; 2) повышение доступности товаров, работ и услуг, предоставляемых субъектами естественных монополий; 3) внедрение рыночных принципов тарифообразования.

Работа ФАС России в рамках рассматриваемого приоритета должна обеспечить достижение следующих целей:

1. Формирование рыночных механизмов ценообразования на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;

2. Обеспечение равного доступа участников рынков к инфраструктуре, товарам и услугам субъектов естественных монополий;

3. Повышение качества и доступности товаров, работ, услуг субъектов естественных монополий;

4. Повышение вовлеченности предприятий малого и среднего бизнеса в кооперационные процессы деятельности субъектов естественных монополий.

Стимулирование снижения цен на услуги субъектов естественных монополий, повышения качества таких услуг и их доступности:

— упразднить федеральный закон «О естественных монополиях» и ввести в Закон о защите конкуренции положения, предусматривающие особенности государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

— законодательно закрепить современные методы тарифного регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

— в сфере теплоснабжения осуществлять ценообразование на основе тарифа, рассчитанного для эталонных (наиболее дешевых) источников тепловой энергии, тепловых сетей;

— создать правовые и экономические гарантии доступности услуг субъектов естественных монополий для потребителей;

Повышение эффективности реформирования субъектов естественных монополий:

— разработать предложения в Правительство Российской Федерации по реформам сферы железнодорожного транспорта и электроэнергетики, а также по введению проконкурентного стимулирующего регулирования в отраслях электро- и почтовой связи;

— содействовать утверждению правил недискриминационного доступа в сферах функционирования субъектов естественных монополий:

— услуг портов;

— почтовой связи;

— электросвязи;

— транспортных терминалов;

— отменить регулируемые тарифы в секторах экономики, в которых возникает конкуренция между участниками рынка.

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» государственные корпорации, государственные компаниями, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов обязаны обязаны проводить конкурентные процедуры при закупках товаров, работ и услуг.

Реализация данного закона выявила ряд проблем. В целях повышения прозрачности закупок, осуществляемых субъектами естественных монополий, в целях снижения себестоимости и повышения эффективности использования ограниченных ресурсов планируется:

— внести изменения в Федеральный закон N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иные нормативные акты Российской Федерации в части:

— конкретизации понятий и более детальной регламентации процедур закупки товаров, работ, услуг субъектами естественных монополий, государственными корпорациями и хозяйственными обществами, подконтрольными государству (по примеру законодательства о государственных закупках);

— введения санкций за нарушения положений Федерального закона N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

— введения в положения Федерального закона N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» перечня запрещенных практик;

— определения в качестве адресатов норм Федерального закона N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» исключительно субъектов, функционирование которых оказывает существенное воздействие на рынки.

Создание условий для эффективной конкуренции

при размещении государственного и муниципального заказа

и реализации на торгах государственного имущества

Реализация норм законодательства Российской Федерации о размещении государственного заказа оказала положительное влияние на развитие конкуренции, обеспечила открытость и публичность процедур размещения заказов и привлечение широкого круга лиц для участия в них, открыла возможность для беспрепятственного участия в торгах, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства, и, как следствие, имеет своим результатом эффективное расходование бюджетных средств.

Вместе с тем существует необходимость дальнейшего развития и совершенствования процедур размещения государственного заказа, устранения существующих барьеров с целью привлечения в данную сферу еще большего количества хозяйствующих субъектов, оптимизации временных и материальных затрат на участие в торгах, расширения возможностей применения электронных форм размещения заказа.

Развитие и совершенствование механизмов размещения государственного заказа:

— внедрить информационно-аналитическую систему, позволяющую в режиме реального времени осуществлять сбор и анализ данных по государственным закупкам и операциям по реализации государственного имущества;

— внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» с целью снижения значимости субъективных критериев при оценке заявок;

— расширить перечень продукции, потребляемой для оборонных нужд, закупка которой осуществляется посредством открытых аукционов;

— внедрить механизмы, позволяющие выявлять плагиат при выполнении по государственным контрактам научно-исследовательских работ;

— законодательно закрепить на уровне федеральных законов обязанность размещать на сайте «Торги ру» информацию о реализации государственного имущества и ресурсов всех видов, находящихся в государственной собственности;

— стимулировать вовлеченность предприятий малого и среднего бизнеса в выполнение государственного заказа;

— сохранить и усовершенствовать механизм отбора исполнителей работ по строительству по результатам аукционов, проводимых в электронной форме;

— ввести электронную форму открытого конкурса.

Реализация рассмотренных направлений деятельности службы в рамках обозначенных приоритетов позволит существенно повысить качество антимонопольного регулирования в России, а также улучшить инвестиционный климат в Российской Федерации. Последовательное решение задач стратегии развития антимонопольного регулирования в Российской Федерации должно обеспечить достижение следующих результатов:

— создание условий для динамичного развития ключевых секторов экономики Российской Федерации;

— снижение административного давления на функционирование рынков со стороны органов государственной власти;

— повышение эффективности функционирования субъектов естественных монополий.

Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *