Разрешение налоговых споров

Содержание

Основные правила разрешения налоговых споров

Кто может обжаловать действия и решения органов ФНС?

Куда обращаться с жалобой?

Документ об обжаловании

Принятие документа об оспаривании

Решение налоговых споров в суде

Особенности рассмотрения налоговых споров в органе ФНС

Итоги разрешения налоговых споров

Итоги

Кто может обжаловать действия и решения органов ФНС?

Правом подачи заявления или жалобы на действия и принимаемые ненормативные акты (включая решения) налоговых органов на основании ст. 137 и абз. 1 п. 1 ст. 139.2 Налогового кодекса РФ (далее — НК) обладают следующие лица:

  • граждане (физические лица и хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, то есть ИП);
  • организации;
  • их представители при наличии достаточных полномочий (доверенность, учредительные или иные документы юридического лица и т. п.).

Иными словами, всякое лицо, которое полагает свои права нарушенными вследствие изданных актов налоговых структур или действий их должностных лиц, имеет право на их оспаривание в соответствии с порядком, определяемым законом.

Если же акт налоговой службы носит характер нормативного документа, то его обжалование в соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС) может быть осуществлено либо лицами, в отношении которых акт непосредственно принят, либо любым лицом, являющимся участником правоотношений, которые принятый акт регламентирует.

Куда обращаться с жалобой?

При выборе органа, компетентного осуществлять разрешение налогового спора в каждом конкретном случае, необходимо руководствоваться следующими основными правилами:

  • разрешение налогового спора предполагает обязательный досудебный порядок, следовательно, на первом этапе оспаривания заявитель должен обращаться в налоговый орган, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чье решения оспариваются — абз. 1 п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 138 НК;
  • в случае непринятия компетентным налоговым органом решения по жалобе в установленные законом сроки, заявитель имеет право на обращение в суд за защитой своего права до вынесения такого решения — абз. 2 п. 2 ст. 138 НК;
  • если разрешение налогового спора необходимо в сфере предпринимательской деятельности либо затрагивает иную экономическую деятельность налогоплательщика, то рассматривать его компетентен арбитражный суд — ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК);
  • налоговые споры, не затрагивающие предпринимательскую деятельность граждан и организаций, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции — ст. 17 КАС.

Документ об обжаловании

В зависимости от органа, в который направляется документ об обжаловании, и особенностей процедуры обжалования, ее наименование и содержание регулируются различными нормами права:

  • жалоба направляется в вышестоящий налоговый орган, если оспариваются действия или бездействие налоговиков или их решение, которое уже вступило в законную силу по правилам ст. 139 НК — абз. 2 п. 1 ст. 138 НК;
  • апелляционная жалоба должна быть составлена и подана по правилам ст. 139.1 НК в компетентный орган ФНС на решение о привлечении лица к налоговой ответственности — абз. 3 п. 1 ст. 138 НК;
  • заявление о признании действий или решений незаконными может быть направлено в арбитражный суд с учетом требований ст. 199 АПК по общим правилам направления искового заявления — ч. 1 ст. 198 АПК;
  • в суд общей юрисдикции обжалование действий налогового органа осуществляется в форме административного искового заявления — ч. 1 ст. 218 КАС.

Независимо от вида документа, он должен содержать информацию о заявителе, обстоятельства дела, реквизиты оспариваемого документа, доводы и аргументы заявителя, нормативную базу в обоснование требований, непосредственные требования, а также перечень прилагаемых в подтверждение доводов и требований документов и иных доказательств.

Принятие документа об оспаривании

При подаче жалобы или апелляционной жалобы при ее принятии действуют следующие основные правила:

  • решение о принятии к рассмотрению по существу должно быть принято в 5-дневный срок со дня получения ее вышестоящим налоговым органом — абз. 2 п. 2 ст. 139.3 НК;
  • отказ в ее принятии может последовать по основаниям, закрепленным в п. 1 ст. 139.3 НК (в числе которых нарушение сроков подачи, порядка направления, отсутствия реквизитов обжалуемого решения, повторность направления и др.);
  • отказ в принятии должен быть направлен или вручен заявителю до истечения 3 дней со дня, следующего за днем принятия, — абз. 3 п. 2 ст. 139.3 НК;
  • оставление документа об оспаривании без рассмотрения не лишает заявителя права устранить все указанные в отказе нарушения и повторно направить жалобу в тот же орган для разрешения спора по существу — п. 3 ст. 139.3 НК.

Правила принятия обжалования арбитражными судами и судами общей юрисдикции устанавливаются ст. 127, 127.1, 128 АПК и ст. 222 КАС соответственно.

Решение налоговых споров в суде

После принятия заявления об обжаловании к производству суд переходит к стадии непосредственного рассмотрения спора по существу. В зависимости от того, какому судебному органу подведомственен спор, правила его рассмотрения имеют некоторые особенности:

Критерий

Арбитражный суд

Суд общей юрисдикции

Срок рассмотрения

3 месяца (ч. 1 ст. 200 АПК)

1 месяц, Верховным судом — 2 месяца (ч. 1 ст. 226 КАС)

Бремя доказывания

Налоговый орган доказывает законность принятого акта или совершенных действий (факта бездействия) — ч. 3 ст. 189 АПК, ч. 11 ст. 226 КАС

Опубликование решения

Не регламентируется законом

Может быть признано судом обязательным (ч. 13 ст. 226 КАС)

Пределы рассмотрения

Суд не связан исключительно доводами сторон, а проверяет акт или действие на предмет законности в полном объеме (ч. 8 ст. 226 КАС, ч. 4 ст. 200 АПК)

Судейский состав

Рассматривается судьей единолично (ч. 1 ст. 200 АПК)

Единолично или в составе коллегии из 3 человек по правилам ст. 29 КАС

Особенности рассмотрения налоговых споров в ФНС

Порядок разрешения споров в органах ФНС отличен от судебного и имеет свои специфические особенности. Согласно ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган рассматривает обжалование действий и актов нижестоящего по следующим правилам:

  • рассмотрение осуществляется в отсутствие заявителя;
  • лицо, направившее жалобу, имеет право представлять дополнительные доказательства и документы вплоть до вынесения решения по существу;
  • пределы рассмотрения спора ограничиваются доводами, присутствующими в жалобе, доказательствами заявителя и материалами, представленными налоговой инспекцией;
  • участие заявителя может быть признано обязательным, если между материалами дела и сведениями, представленными заявителем, имеются противоречия;
  • уведомление налогоплательщика осуществляется руководителем или заместителем руководителя рассматривающего жалобу органа и содержит дату, место и время рассмотрения жалобы по существу;
  • общий срок рассмотрения жалобы составляет 15 дней;
  • если обжалуется решение о привлечении к ответственности, то срок рассмотрения составляет 1 месяц;
  • в исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен однократно, но не более чем в два раза.

Итоги разрешения налоговых споров

Компетенция органа, рассматривающего спор, определяется различными нормами закона:

  • ч. 2 ст. 227 КАС в отношении дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции;
  • ч. 2 и ч. 3 ст. 201 АПК по спорам, разрешаемым в арбитражных судах;
  • п. 3 ст. 140 НК при принятии решения вышестоящим налоговым органом.

При этом указанные нормы закрепляют идентичную компетенцию органов, рассматривающих спор, при принятии итогового решения. Так, по результатам рассмотрения могут быть вынесены следующие решения:

  • об отказе в удовлетворении требований заявителя (по причине законности действий и актов налоговой инспекции);
  • о признании действий незаконными и восстановлении нарушенных такими действиями прав (если это возможно и необходимо);
  • о признании решения незаконным и подлежащим отмене.

Вышестоящим органом ФНС, кроме того, может быть принято решение, которым первоначальный акт отменяется в какой-либо части или в полном объеме, а по делу принимается новое решение.

Итоги

Заключительные выводы:

  • правила разрешения налоговых споров определяют порядок подготовки и направления документа об обжаловании, компетентный орган, порядок принятия решения о принятии жалобы к рассмотрению и итогового решения по делу;
  • оспорить акты и действия может любое лицо, права которого нарушены (как минимум, с его точки зрения);
  • налоговые споры подлежат обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе, и лишь при его исчерпании — в суде;
  • в зависимости от того, затронута ли спором предпринимательская деятельность налогоплательщика, он может рассматриваться в суде общей юрисдикции или арбитражном суде;
  • решением компетентного органа жалоба может быть удовлетворена (а само решение или действие признано незаконным), либо в ее удовлетворении может быть отказано.

53. Порядок разрешения налоговых споров.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке. Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке. Акты ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действия или бездействие его должностных лиц обжалуются в судебном порядке.

В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса.

Обжалование организациями и физическими лицами в судебном порядке актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц производится в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов, действий их должностных лиц исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. В случае обжалования акта налогового органа или действия его должностного лица в вышестоящий налоговый орган по заявлению лица, подавшего жалобу, исполнение обжалуемого акта или совершение обжалуемого действия может быть приостановлено при наличии достаточных оснований полагать, что указанный акт или указанное действие не соответствует законодательству Российской Федерации. Решение о приостановлении исполнения обжалуемого акта или совершения обжалуемого действия принимается вышестоящим налоговым органом. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено настоящим Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения. Жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Вступившее в силу решение налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, консолидированной группы налогоплательщиков и не обжалованное в апелляционном порядке, может быть обжаловано ответственным участником этой группы либо самостоятельно иным участником этой группы в части привлечения такого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения. Такая жалоба может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Основные правила разрешения налоговых споров

Разрешение налоговых споров, как правило, осуществляется в соответствии с основными правилами налоговым и процессуальным законом, призвано производить защиту права юр. лиц и граждан, восстанавливать нарушенные права или уставить право действий и решения инспекций Федеральной Налоговой Службы.

Кто может обжаловать решения

Законом подачи положения либо претензии в воздействия и принимаемые ненормативные акты (в том числе постановления) налоговых организаций в основе статьи 137 и абз. 1п.1 ст.139.2 Налогового кодекса Российской Федерации обладают следующие личности:

  • Граждан (физ. лицо и хозяйствующие субъекты, исполняющие собственную работу в отсутствии создания адвокатского лица, т.е индивидуальный предприниматель);
  • Организация;
  • Представители, если есть наличие достаточных полномочий (доверенности, документы юридические).

Другими словами, разные лица, которые предполагают свои права нарушенными вследствие налоговых актов, или действий их должностных лиц, имеют полное право их оспорить в соответствующем порядке, который определяется законодательством.

А если акт налоговой инспекции носит характер нормативного документа, то обжалование с кодексом административного судопроизводства может быть осуществлен, либо лицами, у которых акт непосредственно принят, или участников правоотношений, которые регламентируют акт.

Читайте также статью ⇒ Порядок урегулирования налоговых споров в досудебном порядке.

Куда обращаться с жалобой

При выборе органа, необходимо компетентно осуществлять разрешение налогового спора в конкретных случаях, нужно придерживаться по основным правилам:

  • Налоговой спор предполагает досудебный порядок, и поэтому первым этапом нужно оспорить, для этого необходимо обратиться в налоговую инспекцию;
  • Если в случаи непринятия налоговой службы решение по жалобе в установленный законодательным срок, заявитель имеет право на обращение в суд;
  • Если решение налогового спора следует в области предпринимательской работы или касается другой финансовой работы, налогоплательщику в таком случаи нужно обратиться в арбитражный суд;
  • Налоговые споры, не затрагивающие предпринимателей, принадлежат рассмотрению в судах.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Документы на обжалование

В зависимости от органа, в который направят документ на обжалование, и особенность процедур, ее наименование и содержание регулируют различными нормами права:

  • Жалобы направляют вышестоящую налоговою инспекцию, если оспариваются действия или бездействия налогоплательщиков или их решение, уже вступило в законную силу;
  • Апелляция должна быть составлена и подана по правилам;
  • Заявление действий или решение не законным возможно будет направлено в арбитражный суд;
  • В суд обжалование действий налоговой инспекции осуществляют в форме административного искового заявления;

Не зависит от вида документа, бланк должен содержать полную информацию о заявителе, все обстоятельства дела, реквизиты оспариваемого документа, аргументы и доводы заявителя, и так же перечень подтверждающих доводов и требования документа и иных доказательств.

Принятие документа об оспаривании

Когда подается жалоба или апелляция на жалобу, для ее принятия действуют правила:

  • Решение должно быть принято в пятидневный срок со дня получения ее вышестоящей налоговой инспекции;
  • Отказ в принятии оспаривания может последовать по основаниям;
  • Отказ должен быть направлен заявителю по истечению трех дней;
  • Установление документа об оспаривании без рассмотрения не лишает заявителя устранить все указанные в отказе нарушения, и направить повторно жалобу в тот же орган, чтобы разрешить спор по существу;

Эти правила принятия обжалования устанавливаются кодексом арбитражного суда.

Решение налоговых споров в суде

После принятия заявления на обжаловании к производству суд переходит к рассмотрению спора по существу. Все зависит от того, какому судебному органу подведомствен конфликт, правила его рассмотрения имеют особенности:

Критерии Арбитражный суд Общий суд юрисдикции
Сроки рассмотрения Три месяца; Один месяц,Верховный суд;
Время доказывания Налоговая инспекция доказывает законность принятого акта или факты бездействия;
Публикация решения Не регламентируется законодательством; Возможно, будет призвано судом обязательным;
Предел рассмотрения Суд не связан с доводами сторон, проверяют акт или действие на предмет закона в полном объеме;
Состав судейский Рассматривают судей единолично; В составе коллегии из трех человек или единолично по правилам;

Самый важный вопрос, который требует пояснения при судебном разрешении налоговых споров – подсудность. При всем при этом следует знать, что вид налогового спора не имеет значения при определении суда, в который следует направить исковое заявление.

Характеристики, по которым можно определять подсудность налогового конфликта:

  • Если спор носит экономический характер или возник из предпринимательской работы (ИП), то рассмотрение его производиться арбитражным судом.
  • Если стороной разбирательства в области налогообложения является гражданин, то дело разбирается судом юрисдикции.

За подачу иска оплачивается госпошлина:

  • Граждане- 300 рублей.
  • Организации – 2.000 рублей.

Нужно обратить внимание, что досудебные обжалования по фискальным спорам считаются обязательным.

Особенности рассмотрения налоговых споров в ФНС

Порядок разрешения всех споров в органах Федеральной Налоговой Службы отличается от судебного разрешения и имеет свои особенности. Вышестоящая налоговая инспекция рассматривает обжалование действий и актов нижестоящей инспекции по определенным правилам:

  1. Рассмотрение жалобы может, происходит без заявителя;
  2. Лица, которые направили жалобу, имеют полное право предоставить дополнительное доказательства;
  3. Предел рассмотрения спора чаще всего ограничиваются доводами, присутствующими в жалобе, доказательствами заявителя, представленными в налоговый орган;
  4. Участие заявителя, возможно, будет обязательным, если вдруг между материалами дела, имеются противоречия;
  5. Уведомление налогоплательщика, как правило, осуществляется руководителем или замом руководителя рассматривающего эту жалобу органа и должно содержать дату, место, время рассмотрения жалобы по существу;
  6. Срок на рассмотрения жалобы составляет пятнадцать дней;
  7. Если вдруг обжалуется решение о привлечении к ответственности, то уже срок составляет один месяц;
  8. Только в исключительных случаях срок рассмотрения, возможно, будет продлен однократно, но не более чем в 2 раза.

Итоги разрешения налоговых споров

Компетенция органа, которая рассматривает спор, определяется различными нормами законодательства:

  1. Часть 2 ст. 227 КАС
  2. Часть 2 и часть 3 ст.201 АПК
  3. Пункт 3 ст.140 НК

При этом указанные нормы должны закрепить в идентичную компетенцию органов. И так по результатам рассмотрения, возможно, будут внесены следующие решения:

  • Отказ в удовлетворении требования заявителя;
  • Действия незаконные и восстановления нарушенных такими действиями прав;
  • Решение о признании незаконно подлежащим отмене.

Вышестоящий орган Федеральной Налоговой Службы, может принять решение, которым первоначально акт отменяется в какой-нибудь части или в полном объеме, по делу применяют новое дело.

Читайте также статью ⇒ Как написать жалобу в налоговый орган через интернет.

Подведем итог

Подытожим вышесказанное, остановимся на нескольких ключевых моментах, связанные с процедурой разрешения конфликтов:

  • Законодательная база, которая применяется при решении налоговых разрешений, достаточно большая, поэтому ограничиться нормативными рамками НК бессмысленно;
  • Досудебный порядок разрешения налогового конфликта считается не только обязательным, но и целесообразным т.к:
    • Госпошлину не нужно оплачивать;
    • Не доставляет затруднения в оформлении;
    • Имеет сжатый срок рассмотрения вопросов и исполнения решений по жалобе;
  • Решение спора в некоторых случаях эффективней, хоть и невозможно без досудебных процедур. Особое внимание стоит уделить правильно, определить тот судебный орган, который будет рассматривать ваше дело.

Налоговые споры достаточно разнообразны, могут быть разрешены в досудебном порядке, так же и в суде. Все зависит от субъектов спора и характера правоотношений, порядок разрешения спорной ситуаций будет различаться.

Налоговые споры и особенности их рассмотрения. Все ли дороги ведут к истине?

Ведение бизнеса с соблюдением норм закона не панацея от налоговых споров. Поводов для конфликта с фискальными органами множество: от несогласия с порядком проведения проверки до оспаривания решения о привлечении к ответственности. Каковы шансы налогоплательщиков на успех в суде и как восстановить нарушенные права компании в досудебном порядке? Об этом пойдет речь в нашем обзоре.

Что понимают под термином «налоговые споры»?

Налоговый спор — это вид юридического спора между государственным органом и иными участниками налоговых правоотношений по поводу исчисления и уплаты налогов.

Теоретики утверждают, что всякий спор о налогах и сборах является налоговым, но не всякий конфликт с участием фискальных органов есть налоговый. Этот вида спора характеризуется такими индивидуальными признаками (особенностями):

  • Характером спорного правоотношения. Налоговым является только тот спор, который вытекает из властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношений в процессе налогового контроля и обжалования актов и действий налоговых органов.
  • Субъектным составом. Участниками налогового спора с одной стороны выступают налоговые и таможенные органы, а с другой — налогоплательщики (физические, юридические лица, их филиалы, представительства, обособленные подразделения) и другие лица, на которые возложены обязанности по исчислению и уплате налогов, например, кредитные организации.
  • Юридическим неравенством участников. Одна сторона этого спора всегда представляет интересы государства.
  • Протеканием в определенной законом форме (досудебного и судебного конфликта) и разрешением в арбитражном суде.

Так, в производстве арбитражных судов субъектов Российской Федерации за первое полугодие 2017 года находилось 16 815 дел, связанных с применением налогового законодательства. По сравнению с показателем за этот же период предыдущего года, количество споров незначительно увеличилось (в 2016 году в указанный период на рассмотрении в судах находилось 16 719 производств этого типа).

Согласно статистике большинство налоговых споров инициируется фискальными органами и касается взыскания обязательных платежей и санкций. В первом полугодии 2017 года суды субъектов РФ рассмотрели 10 856 таких дел, а в 2016 году — 10 047. При этом требования истцов по данным спорам были удовлетворены только в 1/3 рассмотренных случаев.

На втором месте по актуальности — дела об оспаривании ненормативных актов налоговых органов и действий должностных лиц. Этот вид налоговых споров, как правило, инициируется субъектами хозяйственной деятельности — предпринимателями и юридическими лицами. Всего в первом полугодии 2017 года в производстве судов находилось 5587 таких дел. Приблизительно половина из них закончилась удовлетворением требований заявителей. Каковы же причины налоговых споров и есть ли возможность предотвратить развитие конфликтов — рассмотрим ниже.

Причины налоговых споров

Несмотря на устойчивое стремление налоговой службы снизить количество конфликтов, они все еще остаются одной из наиболее распространенных и сложных категорий дел в арбитражной практике. Очевидно, что мероприятий, проводимых ФНС РФ (формирования единой системы применения закона, учета судебных решений при проведении проверок, улучшения налогового администрирования плательщиков налогов), недостаточно для сокращения числа обращений граждан и компаний в суд. Причиной появления таких споров также является постоянное развитие налогового законодательства, что порождает двусмысленность, неопределенность и противоречие норм друг другу.

Как свидетельствует судебная статистика, в системе налоговых споров наиболее распространенными являются конфликты по поводу:

  • незаконности нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов;
  • незаконности ненормативных правовых актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (в том числе, по поводу отказа от возмещения НДС);
  • взыскания обязательных платежей и санкций (в том числе по поводу взыскания за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках);
  • возврата из бюджета средств, излишне взысканных налоговыми органами либо излишне уплаченных налогоплательщиками;
  • возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Так, в первой половине 2017 года по инициативе налоговых органов было начато 10 856 производств о взыскании обязательных платежей и санкций на общую сумму 5 279 936 тысяч рублей, из них 3407 дел закончились удовлетворением исковых требований. Таким образом, с помощью суда налоговой службе удалось взыскать 3 116 179 тысяч рублей.

В свою очередь, налогоплательщики за этот же период инициировали начало 5587 производств о незаконности действий и бездействий налоговых и таможенных органов, 195 производств о возврате из бюджета излишне взысканных или уплаченных средств, а также 35 производств о возмещении убытков в связи с незаконностью действий налоговых органов. Таким образом, общий объем претензий к государственным органам составил 3 096 532 тысяч рублей, при этом по решению суда было взыскано всего 230 013 тысяч рублей.

Виды налоговых споров

Классификация налоговых споров — это скорее вопрос теории, чем практики. Вместе с тем, обобщение конфликтов по конкретному параметру и распределение их на группы позволяет получить наиболее полное представление о поводах, причинах и особенностях этих конфликтов. Чаще всего налоговые споры разделяют по следующим признакам:

  • стороне-инициатору;
  • предмету обжалования;
  • содержанию требований;
  • порядку рассмотрения.

В зависимости от инициатора спора выделяют:

  • споры от имени налогоплательщиков;
  • споры по обращениям налоговых, таможенных органов;
  • споры по инициативе иных лиц, вовлеченных в налоговые правоотношения.

По предмету обжалования все конфликты условно делятся на споры о выполнении фискальных обязательств и споры о восстановлении нарушенных прав незаконными действиями государственных органов. На основании содержания требований, предъявляемых участниками конфликта, их можно разделить на споры о взыскании санкций, недействительности решений налоговых органов, возмещении убытков от незаконных действий должностных лиц. По стадиям рассмотрения все споры делятся на:

  • досудебные;
  • судебные.

С 1 января 2014 года вступили в действия нововведения, обозначенные в Федеральном законе от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Теперь досудебный порядок обязателен для всех категорий налоговых споров. Кроме этого, со 2 июня 2016 года начали действовать изменения досудебного урегулирования таких споров, установленные в Федеральном законе от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Налогоплательщики на этой стадии получили больше возможностей и реальных рычагов влияния на обжалуемые решения налоговых органов. Благодаря этому, по словам руководства ФНС РФ, постепенно удается сокращать количество обращений налогоплательщиков в суд. Например, в 2016 году налоговые органы приняли решение по 21 000 жалоб на результаты камеральных и выездных налоговых проверок. По сравнению с 2015 годом, это меньше на 11%. В пользу инициаторов обращений решения вынесены в 34% случаев. 60% обращений касались налоговых проверок, 40% — составили жалобы на акты органов ненормативного характера и незаконность действий налоговых органов. В то же время, в 2016 году, налогоплательщиками было инициировано 12 297 налоговых споров в суде, и в пользу истцов вынесено 5403 решения, что составляет 43,9%.

Как правильно использовать доступные инструменты разрешения спора до суда и оперативно отреагировать на злоупотребления властью государственных органов — читайте далее.

Досудебное урегулирование налоговых споров

Досудебное урегулирование налоговых споров — это процедура рассмотрения и разрешения обращений, жалоб, апелляционных жалоб на действия, бездействия и решения налоговых органов вышестоящей инстанцией внутри ведомства.

Право на обжалование действий налоговых органов в административном порядке предусмотрено, в первую очередь, Налоговым кодексом РФ (статьи 137 и 138). Кроме этого, к актуальной правовой базе по этому вопросу следует отнести:

  • Приказ ФНС России от 13 февраля 2013 года № ММВ-7-9/78@ «Об утверждении Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013–2018 годы».
  • Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
  • Информацию ФНС России «О разъяснении порядка досудебного урегулирования налоговых споров» (приведена на сайте www.nalog.ru по состоянию на 31 марта 2014 года).

С помощью досудебного порядка урегулирования налоговых споров можно:

  • выразить несогласие с актом проверки и результатами мероприятий налогового контроля;
  • заявить возражение на акт о выявлении фактов налоговых нарушений;
  • обжаловать вступившее или не вступившее в силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • обжаловать действия и бездействие налоговых органов.

Досудебное урегулирование налоговых споров — это оперативный и действенный метод разрешения конфликтов о приостановлении операций по счетам, о возложении обязанности уплатить налог, пеню, штраф, а также по иным решениям налогового органа, которые требуют быстрого реагирования налогоплательщика.

Согласно статье 139 НК РФ жалоба на решение и действие налогового органа подается в вышестоящий орган внутри ведомства, но через инстанцию, чье поведение обжалуется. Алгоритм действий в этом случае будет следующим:

  1. Составление жалобы, обращения, апелляционной жалобы.
  2. Подача документов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика по почте, через интернет (на официальном сайте ФНС России, управлений по субъектам, единого портала государственных услуг) или лично по месту нахождения ведомства.
  3. Участие в рассмотрении жалобы в налоговом органе (по желанию заявителя).
  4. Получение решения по результатам рассмотрения обращения и при необходимости — обращение в суд.

Как свидетельствует практика, возможные варианты решения спора в порядке досудебного урегулирования — это:

  • отмена решения налогового органа о доначислении налога и санкций за его несвоевременную оплату;
  • вынесение решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • отмена решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения;
  • признание действий или бездействия налоговых органов неправомерными и принятие мер по устранению допущенных ими нарушений.

Среди плюсов процедуры досудебного урегулирования налоговых споров, безусловно, оперативность и простота. Согласно статье 140 НК РФ, срок рассмотрения жалобы и апелляционной жалобы на решение о привлечение к ответственности составляет 1 месяц со дня ее получения, а других жалоб — 15 дней. Продлить этот срок может руководитель налогового органа, но не более чем на 1 месяц и 15 дней соответственно.

Досудебное урегулирование не требует оплаты государственной пошлины и не несет каких-либо судебных расходов для заявителя. Кроме этого, Закон № 130-ФЗ закрепил возможность налогоплательщика приостановить исполнение решения налогового органа, которое обжалуется, до итогового решения по обращению. Эту процедуру заявитель инициирует самостоятельно и подтверждает свое намерение банковской гарантией.

Среди минусов досудебного урегулирования налоговых споров — отсутствие права отказаться от этой процедуры, потеря времени в ожидании решения налогового органа, а также низкий процент удовлетворения ведомством требований налогоплательщиков. В ситуации, когда досудебное урегулирование не принесло ожидаемых результатов, необходимо обращаться в суд.

Налоговые судебные споры

Разрешение налоговых судебных споров в суде — это процедура обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия должностных лиц по поводу налогов и сборов в арбитражном суде. Право на обращение в суд с налоговым спором предусмотрено в статье 138 Налогового кодекса РФ. Участникам таких споров также следует руководствоваться:

  • положениями Арбитражного процессуального кодекса и Налогового кодекса РФ;
  • правовыми позициями, отраженными в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ;
  • законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, которые регулируют предмет спора.

В результате удовлетворения требований заявителя в судебном порядке решения налоговых органов по вопросам доначисления налогов, наложения штрафных санкций за несвоевременную уплату налога, привлечение налогоплательщика к ответственности, а также другим поводам могут быть признаны недействительными, а действия или бездействие — незаконными. Решение суда в пользу заявителя позволяет восстановить нарушенные права и получить возмещение ущерба.

Причины обращения налогоплательщиков в суд, как правило, следующие:

  • несоответствие акта налогового или таможенного органа закону или иному нормативно-правовому акту;
  • нарушение действиями налоговых органов прав и интересов налогоплательщиков в экономической деятельности;
  • возложение налоговыми органами на заявителя незаконных обязанностей;
  • создание налоговыми органами искусственных препятствий нормальному ведению предпринимательства и иной экономической деятельности.

Процедура разрешения налогового спора в суде состоит из таких этапов:

  • получение заявителем решения налогового органа в порядке досудебного урегулирования спора;
  • составление заявления;
  • подача его в арбитражный суд;
  • участие в судебном рассмотрении дела;
  • получение на руки решения суда по предмету спора.

Согласно АПК РФ заявление по налоговому спору подается в течение 3 месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав. Как правило, такие дела рассматриваются в суде в течение 3 месяцев со дня поступления, однако в особых случаях срок рассмотрения может быть продлен до 6 месяцев.

Особенность рассмотрения налогового спора в суде — наличие у заявителя жалобы, которая подавалась в порядке досудебного урегулирования спора. Такое обращение фактически является основой для искового заявления. Существенно, что при споре с налоговым органом именно последний обязан доказывать правомерность своих действий. В отношении истца в этом случае действует презумпция правомерности действий. Вариантами разрешения спора в пользу заявителя в арбитражном суде являются:

  • отмена полностью или частично решения налогового органа;
  • признание действия иди бездействия незаконным;
  • возложение судом на налоговый орган обязанности совершить требуемые действия.

По сравнению с вышестоящим налоговым органом суд, безусловно, обладает беспристрастностью и непредвзятостью, что дает налогоплательщику больше шансов на восстановление нарушенных прав. В ходе судебного рассмотрения спора заявитель может ходатайствовать о приостановлении выполнения оспариваемого решения, банковскую гарантию в этом случае предоставлять не нужно. Вместе с тем судебный спор требует значительно большего количества затрат как материального, так и нематериального характера. Речь идет об оплате судебного сбора, судебных издержках, временных и интеллектуальных затратах.

Налоговые споры — особая категория судебных споров, которая является индикатором состояния взаимоотношений налогоплательщиков и фискальной службы. Несмотря на современные возможности стадии досудебного урегулирования, судебное обжалование решений и действий налоговых органов продолжает оставаться актуальным.

Услуги налогового юриста: зачем они нужны?

В ситуации, когда досудебное урегулирование не приносит ожидаемых результатов, руководителям организации приходится инициировать судебный спор. Стоит ли обращаться к услугам профессиональных налоговых юристов или с этой проблемой может справиться штатный специалист широкого профиля? На этот вопрос нам ответил к.ю.н., руководитель налоговой практики КСК групп Роман Шишкин:

«Самый важный этап в процессе судебного обжалования решения или действия налогового органа — подготовка позиции клиента. Как правило, она начинается с экспертизы оспариваемого акта на предмет нарушения прав заявителя. Только опытный налоговый юрист может реально оценить шансы успешного урегулирования налогового спора в суде. Такой подход позволяет клиенту минимизировать временные и финансовые затраты и инициировать только тот спор, который имеет перспективу.

В результате экспертизы решений налоговых органов специалисты КСК групп могут заранее установить, какова вероятность разрешения конфликта в пользу клиента, какую часть решения фискальной службы можно отменить, какие аргументы использовать для отстаивания позиции в суде. По нашему мнению, основная задача юриста в споре с налоговым органом — максимально быстро восстановить нарушенные права компании и не допустить их ущемления в дальнейшем. Для этого еще на начальном этапе спора мы добиваемся запрета на принудительное взыскание и наложение ареста на имущество».

P.S. КСК групп — аудиторско-консалтинговая компания с более чем 20-летней историей на российском рынке, по итогам 2016 года занимает 3-е место в сфере юридического консалтинга (данные «Эксперт РА», 2017).

Налоговые споры: понятие, виды и их классификация

Налоговый спор – это противоречие, возникшее между сторонами налоговых правоотношений, которое разрешается в порядке, предусмотренном законом, в частности статьей 138 Налогового кодекса РФ, главой 32 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также главой 26 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Прежде, чем боле подробно рассматривать вопрос о налоговых спорах и особенностях их рассмотрения, следует уточнить, что законодатель определяет виды налоговых споров и их классификацию.

Большая часть налоговых споров происходит после завершения налоговой проверки, результатом которой, может быть:

  • доначисление налогов и сборов
  • требование об уплате штрафов и пени
  • предписания по устранению выявленных нарушений

Если Вы, как собственник бизнеса, не согласны с результатами налоговой проверки, Вы имеете полное право в досудебном порядке обжаловать такое решение в вышестоящий налоговый орган. Для этого необходимо подать соответствующие заявление (жалобу), в котором грамотно обосновать свою позицию. О том, как обжаловать решение налогового органа в досудебном и судебном порядке, читайте в настоящей статье.

Понятие налоговых споров

Понятие термина налоговый спор приводится в статье 2 Налогового кодекса РФ, и определяется как правоотношения, которые носят властный характер и связаны с установлением, введением и взиманием налогов, сборов и страховых взносов на территории РФ. Помимо этого, осуществление налогового контроля, обжалование актов или действий (бездействий) должностных лиц также можно отнести к налоговым правоотношениям. К налоговым спорам относятся следующие ситуации:

  • споры, связанные с оспариванием актов, регулирующих налоговые правоотношения как нормативного, так и ненормативного характера;
  • взыскание налоговым и таможенным органом обязательных платежей и санкций.

Исходя из содержания статьи 9 Налогового кодекса РФ субъектами налоговых правоотношений являются:

  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговыми агентами;
  • налоговые органы;
  • таможенные органы.

Указанные субъекты налоговых правоотношений являются инициаторами и соответственно участниками налоговых споров. При этом исходя из особенностей содержания налоговых правоотношений, как они определены в статье 2 Налогового кодекса РФ, налоговые споры могут возникать только между частными субъектами данных правоотношений в лице налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, с одной стороны, и публичными субъектами налоговых правоотношений в лице налоговых органов и таможенных органов, с другой стороны. Кроме того, по делам об оспаривании нормативных правовых актов о налогах и сборах в качестве публичной стороны налогового спора могут выступать лица, которые в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, вправе в пределах своей компетенции издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами (п. 1 ст. 4, п. п. 3, 4 ст. 12 НК РФ), и, как следствие, являться ответной стороной по делам об оспаривании принятых ими нормативных правовых актов.

Если после прочтения данной статьи у Вас остались вопросы или необходима консультация, Вы можете позвонить или написать нам. Мы поможем разобраться в любой сложной ситуации. «ТЕОРИЯ ПРАВА»
Евгения Булатова
89134323913

Налоговые споры — виды и их классификация

Из всех существующих категорий судебных дел налоговые споры относятся, пожалуй, к числу самых сложных. Чтобы разрешить налоговый спор, важно отчетливо квалифицировать определенный спор. От этого будет зависеть правильность использования той или иной нормы права. На законодательном уровне налоговые споры и их классификация определены достаточно четко, при этом основными актами, на которые стоит обратить внимание, являются Налоговый кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ, а также Кодекс административного судопроизводства.

Налоговые споры можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой государственный орган рассматривает спор. К первой группе можно отнести основные способы обжалования актов и действий (бездействий) налоговых органов в судебном порядке:

  • предъявление исков о признании недействительными актов налогового органа, а также действий (бездействия) должностных лиц налогового органа;
  • предъявление иска о признании инкассового поручения не подлежащим исполнению;
  • предъявление иска о возврате из бюджета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
  • предъявление иска о возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) налоговых органов.

Ко второй группе относятся основания для обращения налоговых органов в суды, для взыскания налога:

  • с налогоплательщиков — физических лиц — в соответствии со ст. 48 и ст. 104 Налогового кодекса РФ;
  • с организаций или индивидуальных предпринимателей — в соответствии с п.2 ст. 45 Налогового кодекса РФ (которым открыт лицевой счет; в целях взыскания недоимки, числящейся более 3-х месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
  • с налогоплательщиков, у которых возникла обязанность по уплате налога на основании изменения налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

В судебной практике налоговых правоотношений часто возникают следующие налоговые споры:

  • о характере и уровне административного, инвестиционного, торгового или иного взаимодействия субъектов налоговых отношений;
  • об обеспечении единого подхода ко всем налогоплательщикам при расчете типичных расходов;
  • об обязательном представлении налоговой декларации;
  • связанные с порядком осуществления налоговых проверок и оформлением их результатов;
  • о сроках давности взыскания налоговых санкций;
  • в связи с несвоевременным представлением авансовых платежей;
  • в связи с неумышленным (ошибочным) занижением налоговой базы налогоплательщиком;
  • вытекающие из коллизий налогового законодательства и законодательства о пенсионном страховании.

Виды налоговых споров определяются теми видами налоговых правоотношений, которые составляют предмет налогового права. По данному критерию налоговые споры подразделяются на споры, возникающие:

  • при исполнении обязанности по уплате налогов;
  • в связи с реализацией налогоплательщиками права на зачет (возврат) излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, сборов, пени;
  • при осуществлении мероприятий по учету налогоплательщиков;
  • в связи с осуществлением налоговыми органами камеральной и выездной налоговой проверки;
  • при привлечении к налоговой ответственности, а также споры по возмещению вреда, причиненного неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении мероприятий налогового контроля и т.д.

Из анализа судебной практики выделяют три основные категории налоговых споров, это:

  • споры по вопросам права – это споры, в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различным толкованием или применением отдельных норм налогового, гражданского и иного законодательства;
  • споры по вопросам факта – это споры, в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различной оценкой фактических обстоятельств дела, имеющих прямое или косвенное отношение к налогооблагаемой деятельности налогоплательщика;
  • процедурные споры – это споры, в которых налогоплательщик ссылается на допущенные налоговым органом нарушения законодательно установленной процедуры проведения мероприятий налогового контроля и (или) производства по делам о налоговых правонарушениях.

Следует отметить, что на практике дела по налоговым спорам обычно имеют комплексный характер, то есть содержат разногласия, как по вопросам права, так и по вопросам факта, и по процедурным вопросам.

Налоговые споры неизбежны для каждого гражданина РФ, который не намерен мириться с любой прихотью должностных лиц и готов защищать свои права. Практика показывает, что судебные разбирательства с соседями, деловыми партнерами, участниками дорожного движения и прочими субъектами происходят довольно часто. Но подобные споры подразумевают, что на этот раз лицо будет судиться уже непосредственно с государством.

Налоговые споры и их разрешение — сфера правовых отношений налогоплательщиков и представителей службы налогообложения. И если должностные лица совершили ошибку или даже осознанно ущемляют права налогоплательщика, следует немедленно обращаться в суд.
Стоит отметить, что как такового термина «налоговые споры» нет в законодательстве РФ. Есть обширная судебная практика в этой сфере, но вот прямого определения рассматриваемого понятия не существует. Да, тяжбы налогоплательщика с представителями органов налогообложения — это налоговые споры, но при этом не каждое разбирательство, в котором фигурируют органы контроля за налогообложением, относится к налоговым спорам.

Разновидности налоговых споров и методы их преодоления

Выделяют такие виды налоговых споров:

  • судебное разбирательство инициируют непосредственно налоговики (например, стремятся взыскать задолженность или назначить штраф);
  • судебное разбирательство инициируют налогоплательщики в попытках защитить свои права.

Предметом наибольшего интереса является именно второй пункт, так как многие граждане РФ даже не подозревают, что тяжбу с должностными лицами можно выиграть. Все виды налоговых споров вспыхивают на основе таких факторов:

  • непосредственно процесс налогообложения;
  • жалобы на противоправные действия или бездействие налоговиков, а также подписанных ими актов;
  • инциденты, возникшие в процессе осуществления контроля за порядком налогообложения;
  • привлечение к ответственности после совершения нарушения в сфере налогообложения.

Налоговые споры и их разрешение обычно требуют вмешательства опытного юриста, так как речь идет уже не о покупке некачественного товара, а о более серьезных вещах. Поэтому, если есть возможность сотрудничать с юристом, следует ей воспользоваться, чтобы сэкономить время и средства, так как неосведомленный человек не сумеет с первого раза достичь желаемого, обрекая себя на дополнительные расходы.

Разрешение налоговых споров целиком и полностью базируется на Арбитражном и Гражданском процессуальном кодексах Российской Федерации. К Арбитражному кодексу следует обращаться лишь тогда, когда иск подает налогоплательщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, или же организация-налогоплательщик. Это стоит учитывать, когда определяется подведомственность налоговых споров.

Рассматриваемые споры можно уладить двумя способами: через суд и в досудебном порядке. Активно используются оба этих способа, но досудебное урегулирование налоговых споров не требует такого опыта в области юрисдикции, как подача иска в суд, поэтому начинать необходимо с первого.

Помимо этого, досудебное урегулирование налоговых споров стало обязательным с 2019 года, и только после того, как вы попробуете решить проблему во внесудебном порядке, ваше исковое заявление примут к рассмотрению.

Методы внесудебного разрешения конфликта

Досудебное урегулирование налоговых споров в России проходит по достаточно стандартной процедуре. Вы можете пожаловаться вышестоящему чиновнику, которому подчиняется отдел или служащий, с которым у вас возникли недопонимания. Вы вправе отправить свою претензию в течение трех месяцев с того момента, как узнали о нарушении ваших прав. Причем соблюдение сроков очень важно в таких разбирательствах, поэтому следует быть пунктуальным.

Если вы намерены пожаловаться на итог одной из внеочередных проверок, то подача жалобы возможна лишь по истечении 10 суток с момента окончания проверки. Отправить жалобу можно следующими способами:

  • выслать заказным письмом;
  • отправить курьером;
  • передать при личном посещении инстанции.

Последний способ признан наиболее надежным — так вы будете уверены, что ваше письмо не отложили «до лучших времен». Если же вы отправляете жалобу по почте, обязательно закажите уведомление о получении письма. Так у вас будет документальное подтверждение того, что адресат получил ваше обращение, и послужит одним из доказательств в случае судебного разбирательства.

Если вы решили передать жалобу лично, то вам необходимо отыскать окошко приема документации или же канцелярию налогового органа. Следует помнить о территориальной принадлежности должностных лиц или органов, на которые вы хотите пожаловаться. Нужно отправлять обращение именно в это отделение, а не в первое попавшееся, в надежде, что ваше письмо перенаправят в нужные руки.

Адресат обязан рассмотреть ваше обращение в течение стандартного срока, отведенного на эти цели для государственных учреждений — 30 суток. После рассмотрения жалобы может быть вынесен один из вердиктов.

  1. Приказ признать акт недействительным и устроить очередную проверку (если налогоплательщик хотел обжаловать акт налоговой службы).
  2. Полностью удовлетворить просьбу налогоплательщика и остановить производство по его делу.
  3. Вынести новый вердикт по этому делу.
  4. Внести коррективы в уже вынесенный вердикт.
  5. Отказать налогоплательщику в его просьбе.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров обладает множеством преимуществ. Например, вам не придется следовать строгому регламенту, платить государственную пошлину и неделями ждать решения суда. Вполне возможно, в вашем случае имела место банальная ошибка, и выражение претензий к налоговикам напрямую поможет вернуть все на свои места. Ну а если вашу жалобу оставили без удовлетворения или попросту проигнорировали, следующим шагом должно стать обращение в суд.

Подсудность споров с налоговыми органами

Споры с налоговыми органами следует инициировать лишь тогда, когда истец определился с их подсудностью. Распределение судебных разбирательств в рассматриваемой сфере раскрывается в 138-й статье Налогового Кодекса. Прописано, что подсудность ненормативных актов налоговых органов делится на арбитражные суды и суды общей юрисдикции.

Чтобы точно установить подсудность, необходимо обратиться к положениям Арбитражного и Гражданского процессуального кодексов РФ. Если же дело одновременно затрагивает оба этих суда, то подсудность этого случая относится к суду общей юрисдикции.

Если истец хочет обжаловать ненормативный акт, который никак не ущемляет его деятельность предпринимателя, то он должен подавать иск в суд общей юрисдикции. Но если предприниматель или организация хочет обжаловать решение налоговиков, напрямую касающееся их деятельности, то подсудность такого дела уже иная, и им прямая дорога в арбитражный суд.

Арбитражные суды рассматривают практически все экономические споры, так что если у предпринимателей и других юридических лиц возникает конфликт с акционерами, руководством и т.д., они всегда обращаются именно в арбитражный суд. Но споры с налоговыми органами тоже относятся к арбитражу, если касаются предпринимательской деятельности, а ответчиком является налоговый орган.

Не всегда дела, связанные с налоговой службой, должны рассматриваться в арбитражном суде. Например, если речь идет о решении представителей ФНС по поводу неправомерного использования контрольно-кассовых аппаратов, то такие дела рассматриваются уже в местных судах общей юрисдикции.

Есть и другие исключения. Например, если представитель налоговой службы совершил нарушение, за которое следует административная мера пресечения, то такие разбирательства тоже не относятся к рассматриваемым спорам. Даже если действия должностного лица навредили налогоплательщику, решение по такому происшествию выносится исходя из КоАП РФ.

Подача искового заявления в арбитражный суд по налоговым спорам потребует от вас максимальной выдержки, упорства и юридических познаний. Желательно получить консультацию опытного юриста, чтобы вы были во всеоружии и смогли эффективно противостоять налоговым органам.

Практика показывает, что суды выносят решение в пользу налогоплательщиков лишь в 20 % случаев, так что не стоит рассчитывать на легкую победу. Но если вы как следует подготовитесь и будете упорно двигаться к цели, у вас будут большие шансы на успех.

Разрешение налоговых споров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *