Размещение отходов

Содержание

Виды отходов

Классификация отходов

Отходы различаются:

  • по происхождению:

отходы производства (промышленные отходы) отходы потребления (коммунально-бытовые) муниципальные отходы (отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях.)брак

военные отходы

  • по составу:

отходы биологического происхождения техногенные отходы

  • по агрегатному состоянию:
    • твёрдые
    • жидкие
    • газообразные
  • по классу опасности отхода (для человека и/или для окружающей среды)

В России существует Федеральный классификационный каталог отходов(ФККО), в котором каждому виду отходов в зависимости от источника его происхождения присваивается идентификационный код.

Отходы производства

Промышленные отходы — твёрдые, жидкие и газообразные отходы производства, полученные в результате химических, термических, механических и других преобразований материалов природного и антропогенного происхождения.

Отходы определённой продукции — неупотребимые остатки сырья и/или возникающие в ходе технологических процессов вещества и энергия, не подвергающиеся утилизации.

  • Часть отходов, которая может быть использована в том же производстве, называется возвратными отходами. Сюда входят остатки сырья и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг). Из-за частичной утраты некоторых потребительских свойств возвратные отходы могут использоваться в условиях со сниженными требованиями к продукту, или с повышенным расходом, иногда они не используются по прямому назначению, а лишь в подсобном производстве (например, автомобильные отработанные масла — для смазки неответственных узлов техники). При этом остатки сырья и др. материальных ценностей, которые передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья, в соответствии с технологическим процессом, а также попутная продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса, к возвратным отходам не относятся.
  • Отходы, которые в рамках данного производства не могут быть использованы, но могут применяться в других производствах, именуются вторичным сырьём.
  • Отходы, которые на данном этапе экономического развития перерабатывать нецелесообразно. Они образуют безвозвратные потери, их предварительно обезвреживают в случае опасности и захоранивают на спецполигонах.

Отходы потребления

Отходы потребления образуются в промышленности и в быту.

Основная статья: Твёрдые бытовые отходы

Бытовые отходы — твердые отходы, образованные в результате бытовой деятельности человека. Для удаления твёрдых и жидких продуктов жизнедеятельности человека так же используется канализация.

Опасность отходов. Класс опасности отходов производства и потребления

Опасность отходов определяется их физико-химическими свойствами, а также условиями их хранения или размещения в окружающей среде.

В настоящее время в России для отходов в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 года № 511 установлено 5 классов опасности, представленных в таблице. (приказ утратил силу) (заменен на Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации и экологии от 04.12.2014 г. № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I—V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», в котором отсутствует данная таблица со степенью вредного воздействия)

Класс опасности отхода

для окружающей природной среды

Степень вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды
I класс (чрезвычайно опасные)
очень высокая
Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует.
II класс (высокоопасные)
высокая
Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия.
III класс (умеренно опасные)
средняя
Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника.
IV класс (малоопасные)
низкая
Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3 лет.
V класс (практически неопасные)
очень низкая
Экологическая система практически не нарушена.

В России образуются ежегодно 11 т отходов 1 класса, 122 т отходов 2 класса, 1500 т отходов 3 класса ,

Понятие «Опасные отходы» используется в следующих случаях:

  • отходы содержат вредные вещества, в том числе содержащие возбудителей инфекционных болезней, токсичные, взрывоопасные и пожароопасные, с высокой реакционной способностью, например, вызывающие коррозию, радиоактивные;
  • отходы представляют опасность для здоровья человека и/или для нормального состояния окружающей среды.

Для отходов необходимо составление паспорта отходов, определение класса опасности и лимитов на размещение отхода в окружающей среде, лимитов на накопление на предприятии и других документов.

Компьютерные программы для расчета класса опасности отходов

В настоящее время существует несколько коммерческих программ для расчета класса опасности отходов.

Различные этапы обращения с отходами

Обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;.

Сбор

Запрос «Сбор мусора» перенаправляется сюда; о форме автоматического управления компьютерной памятью см. Сборка мусора.

Сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение

Сбор отходов — деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определённого времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами

Образование отходов осуществляется лицами:

  • Потребители коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
  • Производители отходов- любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которые производят отходы, или, если эти лица неизвестны, лицо, которое владеет данными отходами или на чьей территории они расположены.

Стоимость услуги по сбору отхода, помимо процессов сбора, включает стоимость вывоза мусора и его утилизации.

Методы сбора отходов:

  • 1. Поквартирный — сбор отхода производиться в установленные часы непосредственно в мусоровоз, минуя контейнер. Поквартирный метод менее затратный, поскольку не требует оборудованных контейнерных площадок и контейнеров. Но, в свою очередь, неудобный, так как сбор осуществляется лишь в определённое время.
  • 2. Контейнерный — сбор отхода производиться в установленные контейнеры на специально оборудованных площадках. Контейнерный метод, удобный для сбора, но затратный. Высокая стоимость строительства контейнерной площадки, контейнеров, а также требуются постоянные затраты на ремонт, содержание и обслуживание контейнеров и площадок.

Раздельный сбор

Разделённый домашний мусор: 1 — стеклянные бутылки, 2 — тонкий пластик, 3 — толстый пластик, 4 — картон, 5 — смешанный мусор, 6 — железные банки, 7 — бумага, 8 — полистирол, 9 — стекло, 10 — батареи, 11 — металл, 12 — органические отходы, 13 — упаковка «Тетрапак», 14 — ткань, 15 — туалетный мусор. Основная статья: Разделение мусора См. также: Сепарация и Аспирация (вентиляция)

Раздельный сбор разных категорий отходов определяет эффективность и стоимость утилизации отдельных компонентов.

Наряду с большим количеством отходов стал остро вставать вопрос о нехватке природных ресурсов. Наиболее неудобны для утилизации смешанные отходы, содержащие смесь биоразлагаемых влажных пищевых отходов, пластмасс, металлов, стекла и пр. компоненты.

Раздельный сбор и последующее использование вторичных ресурсов частично помогает снизить нагрузку на окружающую среду и решить вопрос с дополнительным получением сырья.

Технические средства

Для сбора и разделения отходов используется различный инвентарь (метла, совок, веник, мешок для мусора, мусорная корзина), технические приспособления (мусоропровод, решётка (сооружение на станциях очистки сточных вод)) и технические средства (подметально-уборочная машина, экскаватор).

Накопление

Накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

Накопление отходов учитывает:

  • документированный учёт и контроль образования и накопления отходов
  • предупреждение и минимизацию образования отходов
  • организационно-технологические операции регулирования работ с отходами

Предотвращение накопления отходов

См. также: Задача раскроя

Один из главных методов управления отходами — предотвращение накопления отходов. Сюда входит:

  • вторичное использование различных предметов;
  • ремонт поврежденного оборудования вместо покупки нового;
  • изготовление изделий многократного использования (например, тряпичные пакеты для продуктов взамен полиэтиленовых),
  • пропаганда многоразовых предметов обихода;
  • очищение от пищевых остатков банок, пакетов и т. д;
  • разработка изделий, требующих для их изготовления меньше сырьевого материала (например, использование более легких банок для напитков).

Транспортирование

Мусороуборочная машина в Австралии

Перемещение отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения.

Вывоз — процесс перемещения отходов от места сбора до полигона бытовых отходов. Вывоз может быть двухэтапным. Если полигон находится далеко от места сбора и экономически нецелесообразно, чтоб мусоровоз ездил на полигон, то, как правило, размещают мусоро-перегрузочные станции.

Переработка (обработка)

Основная статья: Переработка отходов

Причины и целесообразность вторичной переработки отходов

  • Ресурсы многих материалов на Земле ограничены и не могут быть восполнены в сроки, сопоставимые со временем существования человеческой цивилизации.
  • Попав в окружающую среду, материалы обычно становятся загрязнителями.

Уничтожение отходов

См. также: Кладбище космических кораблей

Уничтожение безвозвратных отходов подразумевает их переработку с целью практически полного прекращения их существования как отходов и сопровождается прекращением управления этими отходами (обращения с ними).

Размещение отходов

Хранение отходов

Хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения

Захоронение отходов

См. также: Орбита захоронения и Скотомогильник

Самый дешёвый способ избавиться от отходов — произвести их захоронение. Этот способ восходит к простейшему пути — выбросить что-либо из дома на свалку. Однако простое выбрасывание непригодных предметов проблему не решает. В XX веке пришлось перейти от стихийного создания свалок к проектированию и реализации специальных инженерных объектов, полигонов для захоронения бытовых отходов. Проектом предусматривается минимизация ущерба окружающей среде, строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований.

При захоронении отходов они транспортируются в назначенное место для хранения в течение неограниченного срока, где исключается опасное воздействие захороненных отходов на незащищённых людей и окружающую природную среду.

Роль государства в области обращения отходов

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Государство играет ключевую роль в области обращения отходов

Законодательство

Законодательная база обеспечивает и устанавливает требования к производству, эксплуатации и утилизации продукции и обращения с отходами, что создает благоприятные условия для развития и внедрения ресурсосберегающих технологий и практики.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие обращение с отходами в Российской Федерации:

  • Федеральные законы, Кодексы и Постановления Правительства;
  • санитарные нормы и правила;
  • строительные нормы и правила;
  • стандарты и технические условия;
  • нормы и правила по обращению с опасными веществами и по работе на опасных объектах.
  • нормирование образования, использования и размещения отходов. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Экономические факторы

Налоговые льготы-с целью снижения себестоимости продукции с использованием отходов.

Льготные кредиты- для привлечения инвестиций в создание производств по переработке отходов. Кредиты частично возмещаемые и безвозмездные в случае неудачных решений.

Ограничения на потребление продукции — в целях стимулирования спроса на продукцию с использованием отходов в ряде стран. Изготавливление продукции без использования отходов. Наращиваются масштабы использования системы городского и муниципальных заказов на продукцию из отходов.

Экологические платежи — возмещение затрат по сбору и предварительной переработке ряда наиболее распространённых видов продукции, создающей типовые проблемы по её утилизации после использования, — батареек, смазочных масел, аккумуляторов, изношенных шин. Получили широкое распространение во многих странах.
В России особо широкое распространение получили платежи за использование упаковки или лицензионные сборы за использование торговой марки «Зеленая точка», за счет ресурсов которых осуществляется организация сбора и переработки отходов упаковки.

Региональные особенности обращения с отходами

Сравнение России и Европа

В разных странах и регионах методы сбора отходов сильно отличаются. Службы сбора отходов зачастую находятся в ведомстве местных властей либо частных организаций. В некоторых регионах, в частности в развивающихся странах, не существует официальной службы сбора отходов .

Усилия зарубежных стран по сбору и переработке отходов координируются на международном уровне.

В Австралии Согласно данным Австралийского бюро статистики, процент перерабатываемых отходов довольно высок и продолжает расти. Так, проведенное в 2003 году исследование показало, что из 99 % из опрошенных семей отдают свои отходы на дальнейшую переработку или вторичное использование, тогда как в 1992 году этот коэффициент составлял 82 %. Это дает основание предполагать, что австралийцы стремятся сократить число свалок или вообще прекратить их существование, отправляя все отходы на переработку. Так, за период 2002-03 на переработку было отправлено 30 % отходов муниципальных организаций, 44 % отходов коммерческих и промышленных предприятий и 57 % составлял строительный мусор. В Австралии также из отходов вырабатывают энергию: газ, выделяющийся на свалках, идет на получение топлива и выработку электроэнергии. Правительство не ограничивает в объёме производимых отходов ни промышленные предприятия, ни отдельно семьи. В Австралии уборка мусора с тротуаров является одним из методов утилизации отходов. У каждого дома, расположенного в городском секторе, есть три контейнера: один для перерабатываемых отходов, второй для прочего мусора и, наконец, третий для садовых отходов, который предоставляется при необходимости местным муниципалитетом. Также у многих домов есть контейнер для компоста, но он не предоставляется муниципалитетом. Чтобы люди подходили к переработке мусора с большей ответственностью, муниципальные власти предоставляют для перерабатываемых отходов контейнеры больше по размеру, чем для прочего мусора. Отходы же муниципальных и коммерческих организаций и промышленных предприятий, а также строительный мусор в основном вывозятся на свалки, и лишь некоторая их часть идет на переработку. Бытовые отходы сортируются следующим образом: перерабатываемые идут на производство новых материалов, прочие вывозятся на свалки. В Европе В стран ЕС была подготовлена Пятая Программа действий по охране окружающей среды на 1992—2000 годы, в рамках которой были установлены следующие требования:

  • обязательность наличия в странах ЕС планов переработки отходов и создания рынка вторичного сырья;
  • нормирование уровня использования наиболее распространённых отходов (для макулатуры, стекла и пластиковой упаковки уровень сбора и переработки в расчёте на 2000 г. был установлен в объёме 50 %).

Особые сдвиги имели место в международной координации организации сбора и переработки отходов упаковки. Именно под контролем государственных органов в основном в 90-х годах интенсивно создавались централизованно управляемые национальные системы сбора и переработки отходов, функционирующие при финансовой поддержке за счет экологических платежей за использование упаковки или за счет лицензионных сборов за использование торговой марки «Зеленая точка», то есть без привлечения госбюджетных средств. В 1994 году была введена в действие специальная Директива ЕС № 62 «Об упаковке и отходах упаковки», обязывающая страны ЕС создавать организационные, нормативно-правовые и экономические условия для сбора и переработки вышедшей из употребления упаковки. Были установлены соответствующие рубежи по уровню переработки таких отходов. В частности, в соответствии с требованиями этой Директивы, страны ЕС должны обеспечить переработку 50-65 % отходов упаковки уже через 5 лет после присоединения к этой Директиве. К началу 2002 года к этой директиве присоединились 17 стран ЕС, в том числе Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Австрия, Испания и др.

Система государственного регулирования решения проблемы переработки отходов в странах Евросоюза продолжает совершенствоваться. Сформулированы основные положения новой стратегии создания экономически и финансово устойчивой системы обращения с отходами. Ключевые принципы этой стратегии включают в себя: соблюдение баланса экономических и экологических интересов; скоординированное использование экономических и административных инструментов; стимулирование инвестиций в области переработки отходов; введение механизмов налоговых льгот, кредитов и государственных субсидий, направленных на расширение производственной и технологической базы переработки отходов.

В Европе и некоторых других странах многие пользуются услугами частной службы уборки мусора «Envac», которая собирает отходы через подземные трубопроводы посредством вакуумной системы. В Канаде В Канаде наиболее распространенным методом утилизации мусора в городском секторе является его сбор с тротуаров, где его размещают в контейнерах. Отходы сортируются на перерабатываемые и органические, затем вывозятся согласно расписанию. Жители сельской местности вывозят мусор на специальные перевалочные станции, откуда он направляется на местные свалки. В Китае В Китае муниципальные власти города Тайбэй ограничили объём производимых отходов и для промышленных предприятий, и для отдельных семей. Мусор вывозится только в том случае, если он упакован в пакеты с правительственной маркировкой. Такая политика привела к значительному сокращению объёмов отходов, а также повысила уровень переработки отходов.

В Египте — Заббалины

Проблемы в области обращения отходов в России

Образование отходов в экономике России составляет 3,4 млрд тонн в год, в том числе 2,6 млрд тонн/год — промышленные отходы, 700 млн тонн/год — жидкие отходы птицеводства и животноводства, 35—40 млн тонн/год — ТБО, 30 млн т /год — осадки очистных сооружений. Средний уровень их использования составляет около 26 %, в том числе промотходы перерабатываются на 35 %, ТБО — на 3—4 %, остальные отходы практически не перерабатываются.

Нерациональное использование отходов — объясняется, главным образом, не отсутствием технологий, а тем, что переработка большей части отходов в качестве вторичного сырья характеризуется низкой рентабельностью или вообще нерентабельна. (за исключением их отдельных видов — лома черных и цветных металлов, а также достаточно качественных в сырьевом отношении видов макулатуры, текстильных и полимерных отходов).

Накопленные отходы как правило не перерабатываются в России, поскольку сложившиеся экономические условия не обеспечивают полную переработку даже текущего выхода отходов, характеризующихся более высокими потребительскими свойствами в сравнении с накопленными отходами.

В результате низкого уровня использования продолжается накопление отходов в окружающей природной среде. Согласно оценкам НИЦПУРО, объёмы накопления неиспользуемых отходов достигли 80—90 млрд тонн. По данным МПР России учтено 2,4 тыс. объектов размещения опасных отходов. Условия размещения таких отходов во многих случаях не соответствует действующим в России экологическим требованиям и принятым в мире стандартам. В итоге воздействие мест накопления и захоронения отходов на окружающую среду часто превышает установленные ПДК. Имеется немало примеров, когда такое превышение составляет десятки и сотни раз.

Последние 10 лет снижалась роль государства в организации сбора и переработки отходов. С 1996 года отменена статистическая статотчётность по формам 14-ВР (вторичные ресурсы), 14-лес (древесные отходы), 9-СН (лом черных металлов), 17-СН (лом цветных металлов).

Несмотря на уменьшение количества образования отходов в результате спада производства в 90-х годах, уровень переработки многих видов отходов заметно снизился. По оценкам НИЦПУРО уровень переработки доменных шлаков снизился со 100—120 % (с учётом вовлечения в переработку накопленных отходов) в 1990 г. до 53 % в 2000 г.; шин изношенных — с 8,7 % до 4 %; текстильных отходов — с 75 % до 44 %; полимерных отходов — с 23,5 % до 8,3 %; фосфогипса — с 14 % до 3,2 %; стеклобоя (в производстве стеклянной тары) — с 92,3 % до 54,6 %; макулатуры — с 64,8 % до 57,4 %; зол и шлаков ТЭС — с 11,6 % до 10,4 %. Наиболее высокие темпы снижения уровня переработки отходов были в период 1992—1995 годов.

значительным количеством образования отходов в России

отсутствием в России экономических условий для переработки основной массы отходов, в результате чего средний уровень переработки отходов не превышает 26 %, а негативное воздействие постоянно накапливаемых отходов на окружающую среду и, следовательно, уровень экологической опасности постоянно возрастают;

Государственное регулирование

Минэкономики (Минэкономразвития) не стало рассматривать вторичные ресурсы в числе объектов, требующих специальных мер государственного регулирования.

Природоохранные ведомства пока не смогли создать эффективные нормативные ограничения и экономические инструменты государственного регулирования. Из-за заметного отставания индексации платежей за размещение отходов в сопоставлении с индексами инфляции, стимулирующее воздействие платы за размещение отходов снизилось к 2002 году примерно в 6 раз.

Действующие инструменты государственного управления уже не могут обеспечить существенное повышение уровня сбора и переработки основной массы отходов, по крайней мере, без поддержки бюджетного финансирования муниципальных и городских органов административного управления;

Финансовые потери из-за отсутствия механизма взимания экологических платежей за некоторые виды импортируемых товаров, а также за упаковку, поступаемую в Россию с импортируемыми товарами;

Проведенные НИЦПУРО исследования проблемы управления отходами в Российской Федерации и за рубежом свидетельствуют о необходимости усиления государственного регулирования в области сбора, переработки и хозяйственного использования отходов в России с учётом рыночной направленности проводимых Правительством Российской Федерации реформ хозяйственного механизма, положений концепции устойчивого развития, а также достижений отечественного и зарубежного опыта по решению этой проблемы без использования механизма прямого финансирования и средств федерального бюджета.

Предпосылки решения проблем

К настоящему времени сложились следующие основные предпосылки для необходимости и возможности решения проблемы сбора и переработки отходов в

России:

  • имеется зарубежный опыт создания централизованно-управляемых национальных систем сбора и переработки отходов, функционирующих за счет экологических платежей, то есть без целевого бюджетного финансирования (за исключением специальных государственных программ);
  • имеется советский опыт 70-80-х годов по организации сбора и переработки традиционных видов вторичного сырья на территории России по территориальному принципу. Отдельные элементы этой системы продолжают функционировать и в сложившихся экономических условиях;
  • имеется российский опыт создания в последние годы локальных систем сбора и переработки отходов в рамках крупных российских городов (Москвы, Санкт-Петербурга и др.), работающих при финансовой поддержке их административных органов.

Постановка такой задачи обусловлена следующими основными факторами:

  • возможностью создания в рыночной экономике более благоприятных экономических условий для переработки наиболее распространённых отходов, демонстрируемой развитыми зарубежными странами в последние 5-10 лет, в том числе с использованием российского опыта функционирования в 70-х — 80-х гг. системы вторичных ресурсов;
  • необходимостью ратификации Россией Директивы ЕС 1994 года № 62 «Об упаковке и отходах упаковки», поскольку руководством Российской Федерации принято решение о вступлении в ВТО (в данный момент — уже вступила).

Новая система вторичных ресурсов

Принципиально новая система вторичных ресурсов — для комплексного решения обострившейся с начала 90-х годов проблем сбора и переработки отходов в Российской Федерации, способная работать в рыночных условиях хозяйствования, то есть без выделения целевых средств из Федерального бюджета на эти цели.

По экономическим условиям функционирования такая система должна быть аналогична национальным системам сбора и переработки отходов упаковки, созданным в последние годы в странах ЕС, то есть работать при финансовой поддержке за счет системы экологических платежей и общих мер экономического стимулирования предпринимательской деятельности.

Однако её функциональные задачи целесообразно расширить в направлении увеличения номенклатуры перерабатываемых отходов и с учётом специфических условий России. Элементы такого подхода фактически имеют место и в ряде стран ЕС.

Программы переработки мусора, которые уже работают
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
Планируемые проекты
Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. Здесь описываются события, которые ещё не произошли.

В 2013 году Президент России Владимир Путин заявил также о необходимости создать систему регулирования сбора и утилизации мусора, сформировать рыночные и административные инструменты, которые обеспечивали бы эффективное обращение с отходами. В 2016 году в России стартовала новая реформа сбора и переработки мусора.

Размещение отходов производства и потребления

Материал актуален на 04.08.2014

Размещение отходов производства и потребления

  • Объекты размещения отходов производства и потребления
  • Государственный реестр объектов размещения отходов
  • Инвентаризация объектов размещения отходов
  • Мониторинг состояния окружающей среды на объектах размещения отходов

Размещение отходов производства и потребления следует осуществлять в соответствии с установленными законодательством требованиями.

Справка поможет Вам правильно организовать деятельность по размещению отходов производства и потребления, а также минимизировать штрафные санкции.

Штраф!

В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 1 000 до 2 000 руб.;
  • на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

Размещение отходов — хранение и захоронение отходов.

Хранение отходов — содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Гигиенические требования к размещению отходов производства и потребления определены в СанПиНе от 30.04.2003 г. № 2.1.7.1322-03, утвержденном Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 г. № 80.

Объекты размещения отходов производства и потребления

Под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ).

Объектами размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации (СанПиН 2.1.7.1322-03).

Объекты размещения отходов различают по их назначению (Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Методические указания), утвержденные Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 г. № 703):

  • хранение сроком до 3 лет,
  • хранение сроком более 3 лет,
  • захоронение.

Согласно ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ. Согласно ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V классов опасности является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Государственный реестр объектов размещения отходов

Объекты размещения отходов вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО)

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО (п.п.6-7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ).

Для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов используется информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов.

Внимание!

01.08.2014 г. вступил в силу Порядок ведения государственного кадастра отходов (далее — Порядок) утвержденный Приказом Минприроды России от 30.09.2011 г. № 792.

Не подлежат включению в ГРОРО (п.17 Порядка):

  • объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
  • объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством РФ;
  • специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
  • скотомогильники.

Территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор следующую информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО:

1) наименование объекта размещения отходов;

2) назначение объекта размещения отходов («хранение отходов» либо «захоронение отходов») с указанием наименований основных видов размещаемых отходов и их кодов по ФККО;

3) местонахождение объекта размещения отходов — код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и наименование ближайшего населенного пункта;

4) сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов («имеется» либо «отсутствует») на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;

5) предложение по порядковому номеру объекта размещения отходов по территории соответствующего субъекта РФ;

6) сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем объект размещения отходов, включая:

  • наименование, место нахождения юридического лица;
  • фамилию, имя и (в случае если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства.

Росприроднадзор в 15-дневный срок с даты регистрации информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа Росприроднадзора:

  • рассматривает указанную информацию;
  • присваивает номер объекту размещения отходов в ГРОРО;
  • принимает правовые акты о включении объектов размещения отходов в ГРОРО с периодичностью не реже 1раза в месяц (п.п.19-20 Порядка).

Органы исполнительной власти субъекта РФ вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, предоставляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами. Порядок ведения региональных кадастров отходов определяется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Инвентаризация объектов размещения отходов

Штраф!
Согласно ст.8.5. КоАП РФ, сокрытие или искажение экологической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 20 000 руб.

Согласно ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

В целях реализации данного закона Министерством природных ресурсов и экологии были утверждены Правила инвентаризации объектов размещения отходов (далее Правила) (Приказ МПР России от 25.02.2010 г. № 49). Правила устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов (далее объекты размещения отходов). Они предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы), для Росприроднадзора и его территориальных органов.

Действие Правил не распространяется на (п.3 Правил):

  • объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
  • объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством РФ;
  • специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
  • скотомогильники.

Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже 1 раза в 5 лет .

Источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются (п.5 Правил):

  • проектная документация на строительство объектов размещения отходов;
  • данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов;
  • иная документация.

По завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в 2 экземплярах, согласно Приложению к Правилам.

Один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный объект размещения отходов.

Второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.

Информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора:

  • для включения конкретных объектов размещения отходов в ГРОРО;
  • при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов;
  • в иных целях регулирования деятельности по обращению с отходами.

Росприроднадзор размещает на своем официальном сайте в сети Интернет для свободного и бесплатного доступа электронную версию характеристики объекта размещения отходов, указанной в п.6 Правил, и программное обеспечение для ее формирования.

Мониторинг состояния окружающей среды на объектах размещения отходов

В соответствии с п.3 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. На сегодняшний день такой порядок не установлен.

При этом п.27 Методических указаний определено, что в разделе ПНООЛР «Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду» представляется информация о мероприятиях по наблюдению за состоянием окружающей среды на территории объектов размещения отходов (объектов хранения сроком более 3 лет и захоронения отходов), а также сведения о результатах проведения мониторинга состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду.

Согласно п.п.6.6 — 6.8 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», система производственного контроля должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона.

По согласованию с территориальным ЦГСЭН и другими контролирующими органами производится контроль за состоянием грунтовых вод, в зависимости от глубины их залегания, проектируются шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона и за пределами санитарно-защитной зоны полигона. Контрольное сооружение закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую отсутствует влияние фильтрата с полигона.

Выше полигона на поверхностных водоисточниках и ниже полигона на водоотводных канавах также проектируются места отбора проб поверхностных вод.

В отобранных пробах грунтовых и поверхностных вод определяется содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, рН, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка, также пробы исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели. Если в пробах, отобранных ниже по потоку, устанавливается значительное увеличение концентраций определяемых веществ по сравнению с контрольным, необходимо, по согласованию с контролирующими органами, расширить объем определяемых показателей, а в случаях, если содержание определяемых веществ превысит ПДК, необходимо принять меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды до уровня ПДК.

Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях необходимо ежеквартально производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность. Объем определяемых показателей и периодичность отбора проб обосновываются в проекте производственного контроля полигонов и согласовываются с контролирующими органами.

Дополнительная информация
Подробную информацию о плате за размещение отходов производства и потребления вы можете найти в справке «Плата за негативное воздействие на окружающую среду».

5 способов расчета нормативов образования отходов для организаций

А. Дмитриева, инженер-эколог ООО «Экологические услуги» (г. Санкт-Петербург)

Способы расчета нормативов образования отходов

  • Метод расчета по материально-сырьевому балансу.
  • Метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов.
  • Расчетно-аналитический метод.
  • Экспериментальный метод.
  • Метод расчета по фактическим объемам образования отходов (статистический метод).

На основании ст. 18. п. 4 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают ПНООЛР.

Обязательство не распространяется на субъекты малого и среднего бизнеса. Для этой категории природопользователей необходимо подавать «Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов».
Инженер-эколог разрабатывает ПНООЛР (Проект нормативов отходов и лимитов на их размещение), основываясь на «Методических указаниях по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» №349 от 05.08.2014. Документ может подготовить и эколог предприятия при наличии определенных знаний и опыта.
Предприятия, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору, согласовывают проект в Росприроднадзоре. Объекты, подлежащие региональному контролю, – в Комитетах, Министерствах и т.д.
Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, можно посмотреть в Постановлении Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 285. Объекты, которые не перечислены в перечне, относятся к региональному государственному экологическому надзору.
Сутью проекта НООЛР является расчет нормативов образования всех отходов, которые образуются в организации. Норматив в общем смысле – это показатель нормы, в соответствии с которой производится какая-либо работа.

Способы расчета нормативов образования отходов

Существует пять способов (методов) расчета нормативов образования отходов, которые приводятся в Методических указаниях:

  1. Метод расчета по материально-сырьевому балансу.
  2. Метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов.
  3. Расчетно-аналитический метод.
  4. Экспериментальный метод.
  5. Метод расчета по фактическим объемам образования отходов (статистический метод).

Рассмотрим каждый из способов подробнее.

Метод расчета по материально-сырьевому балансу

Расчет норматива отходов производится на основании фактического расхода материалов. Инженер-эколог запрашивает у организации технологические карты, технологические регламенты и другие внутренние документы (зависит от видов отходов), где указаны расход сырья и материалов, данные о количестве образующихся отходов и т.д. Это основной способ рассчитать нормативы образование отходов для производственных предприятий.
Однако часто весь необходимый перечень исходных данных способны предоставить только крупные промышленные предприятия монополисты и олигополисты с долей государственного капитала. Поэтому часто экологи вместо этого метода используют статистический способ расчета нормативов отходов.
Когда известно количество образующихся отходов и выпускаемой продукции за единицу времени, расчет выглядит, как отношение количества отходов в тоннах к объему всей выпускаемой продукции за период времени.

Метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов

Для использования данного способа расчета используются справочники по удельным показателям образования отходов. К примеру,

  1. «Санитарная очистка и уборка населенных мест». Справочник под редакцией д.т.н. Мирного А.Н., М, 2005.
  2. Справочник «Утилизация твердых отходов», Стройиздат, М, 1984.
  3. Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления, М, 1999.
  4. Временные методические рекомендации по расчету нормативов образования отходов производства и потребления. – СПб, 1998 г.
  5. и прочие справочники.

Ниже приведем пример расчета нормативов образования отходов данным методом для отхода «Смет с территории гаража, автостоянки малоопасный».
Количество отхода определяется по формуле :

M = S×m×10-3,

где
M – количество образующегося отхода;
S – площадь твердых покрытий, подлежащая уборке,;
m – удельная норма образования смета с 1 м2 твердых покрытий за год.

Метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов

Норматив образования «Смета с территории гаража, автостоянки малоопасного» составит: 4,28 т/год или 6,85 м3/год.

Метод расчета по фактическим объемам образования отходов

Самый распространенный способ расчета нормативов — по фактическому объему образования отходов. В этом случае нормативы считаются на основании статистической информации минимум за трехлетний период. Собираются данные об образовании отходов, и сумма делится на три.
Фактические данные могут корректироваться после осуществления ряда мероприятий по снижению материалоемкости производимой продукции. Эколог может произвести расчет за более длительный, чем три года период, для более высокой точности.
Приводим пример расчета норматива отхода.
Отходы щелочей и их смесей (потерявший срок годности раствор аммиака с рН = 10,1 — 11,5)

Расчет произведен по формулам:

ГНо = Но×Q, т,

где:
ГНо — годовой норматив образования отходов;
Но – норматив образования отходов,
Q – среднегодовой расход сырья или количество выпускаемой продукции, т;

Норматив образования отходов определяется по следующей формуле:

Но = Σ Ноi / T, т/т

где:
Ноi — удельное количество образованного в i-м году отхода;
T — количество лет в рассматриваемом периоде.

Ноi = Vо/Ос, т/т,

где:
Vo – количество (объем) образования отходов;
Ос – количество (объем) сырья, при переработке которого образуются отходы.

Метод расчета нормативов отходов по фактическим объемам образования отходов

Но = (0,739+0,739+0,739) / 3 = 0,739 т, ГНо = 0,739×0,0092 = 0,0068 т/г.

Норматив образования Отходов щелочей и их смесей (потерявший срок годности раствор аммиака с рН = 10,1 — 11,5) составит: 0,0068 т/год.

Расчетно-аналитический метод

Применяется при наличии конструкторско-технологической документации (технологических карт, рецептур, регламентов, рабочих чертежей).

В общем виде расчет выглядит следующим образом:

Ho=N-P-Hп,

где
N — норма расхода сырья (материалов) на единицу продукции, тонн;
Р — расход сырья (материалов), необходимого для осуществления производственного процесса (работы) на единицу продукции, тонн;
Нп- неизбежные безвозвратные потери сырья (материалов) в процессе производства на единицу продукции, тонн.

Норматив образования отходов определяется по формуле:

Vo=QcxHo,

где
Qc — объем используемого сырья, материалов, тыс. куб.м.;
Ho — норматив образования отхода, т.

Рассмотрим пример расчета норматива образования отхода расчетно-аналитическим методом:

Расчетно-аналитический метод расчета нормативов образования отходов

Нпиломатериалы хвойных пород= (1,67-1-0,1) = 0,66 т.
Нпиломатериалы мягколиственных пород+(1,63-1-0,1) = 0,62 т.
ГНо = (26,00*0,66)+(21,00*0,62)=30,18 т/г.
Норматив образования отхода Древесные отходы составит: 30,18 т/г.

Экспериментальный метод

Нормативы образования отходов экспериментальным методом рассчитывается на основе проведения опытных измерений в производственных условиях. Используется довольно редко и применяется, когда в технологических процессах есть некоторый диапазон изменений составных элементов сырья (в литейной, химической, пищевой и других отраслях промышленности). Способ подразумеваем трудоемкие аналитические расчеты.

Возникает вполне закономерный вопрос, почему инженеры-экологи до сих пор выполняют расчеты нормативов образования отходов «вручную» с использованием справочников и формул. Существует ряд программ, которые при введение исходных данных позволяют посчитать нормативы автоматически. Например, ПК «РУСЬ» «Расчет нормативов образования отходов», Программа «Stalker», «Интеграл: Отходы 5.0». Однако ограниченный функционал данных программ и при этом великое множество видов отходов (несколько тысяч) делает использование программного обеспечения возможным только для проектов НООЛР с распространенными видами отходов. В основном же экологам приходится рассчитывать нормативы своими силами.

Список использованной литературы:

1.Приказ Минприроды России от 05.08.2014 № 349, утвердивший новые Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
2.Приказ Министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 26 декабря 2001 г. N 715. Июнь 2016

Размещение отходов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *