Ратификация конвенции о правах инвалидов

Федеральный закон принят Государственной Думой 25 апреля 2012 года и одобрен Советом Федерации 27 апреля 2012 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом ратифицируется Конвенция о правах инвалидов (далее – Конвенция).

Конвенция направлена на обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества (социальную интеграцию), ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, защиту инвалидов и осуществление ими всех прав человека и основных свобод, а также на создание эффективных правовых механизмов обеспечения этих прав.

Общими принципами Конвенции являются, в частности, уважение особенностей инвалидов и присущего им достоинства, признание инвалидности в качестве компонента человеческого многообразия, равенство возможностей, доступность, равенство мужчин и женщин, уважение прав детей-инвалидов.

К числу общих обязательств государств-участников Конвенция, в частности, относит: принятие всех надлежащих законодательных, административных и иных мер для осуществления прав инвалидов; отмену существующих законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными; учёт во всех стратегиях и программах вопросов защиты и поощрения прав инвалидов. Особо оговаривается, что при разработке и применении норм законодательства и стратегий в отношении инвалидов государства-участники консультируются с инвалидами и активно привлекают их через представляющие инвалидов организации.

Конвенцией устанавливаются общие принципы правового статуса инвалида, перечень личных (гражданских), политических, социально-экономических и культурных прав (право на жизнь, равенство перед законом, доступ к правосудию, достоинство личности, право на участие в политической и общественной жизни, на охрану здоровья, на выбор места жительства и другие) и основные гарантии их реализации.

Конвенцией предусматривается, что государства-участники должны предпринимать все надлежащие меры (в том числе законодательные) для обеспечения достаточного жизненного уровня инвалидов и их социальной защиты. К таким мерам могут быть отнесены: освоение инвалидами жизненных и социальных навыков; обучение в системе общего образования; установление благоприятных условий на рынке труда; создание доступной для инвалидов среды и адаптация в этих целях градостроительной, транспортной, коммуникационной и иной инфраструктуры; доступ инвалидов к информации (включая содействие использованию жестового языка, азбуки Брайля и иных способов и форматов общения); реабилитация и другие меры.

В Конвенции особо оговорены права женщин-инвалидов и детей-инвалидов как наиболее уязвимых и нуждающихся в социальной поддержке категорий населения.

Конвенция не наделяет инвалидов новоизобретёнными правами человека, отсутствующими в действующих универсальных конвенциях в сфере прав человека, в целом в ней не содержатся иные концептуальные положения, нежели предусмотренные законодательством Российской Федерации, а существующие в стране правовые основы социальных и экономических гарантий прав инвалидов в основном соответствуют положениям Конвенции.

В то же время реализация положений Конвенции потребует совершенствования действующих и введения новых механизмов обеспечения прав инвалидов и создания условий для их социальной интеграции.

Конвенция обладает собственным контрольным механизмом. Он предполагает регулярное представление всеми государствами-участниками докладов специально создаваемому Комитету по правам инвалидов, состоящему из независимых экспертов, который рассматривает доклады и выносит по ним рекомендации и предложения в целях реализации положений Конвенции.

Ратификация Конвенции создаст дополнительные гарантии обеспечения, защиты и развития социальных и экономических прав инвалидов, а также послужит ориентиром для дальнейшего совершенствования правового регулирования и практической деятельности в сфере социальной защиты инвалидов.

Ратифицирована Конвенция о правах инвалидов. Она подписана от имени России в Нью-Йорке 24 сентября 2008 г.

Следует отметить, что конвенция направлена на защиту прав инвалидов, борьбу с их дискриминацией и обеспечение полноценного участия людей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества. Государства-участники должны предпринимать все надлежащие меры (в т. ч. законодательные) для обеспечения достаточного жизненного уровня инвалидов и их социальной защиты.

В частности, инвалидам гарантируется равный доступ с другими к транспорту, информации и связи, а также к иным объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.

Уделяется внимание защите прав женщин-инвалидов и детей-инвалидов как наиболее уязвимых и нуждающихся в социальной поддержке категорий населения. Разлучать ребенка с родителями по причине инвалидности не допускается.

Устанавливается равенство возможностей в получении образования.

Дети-инвалиды должны регистрироваться сразу же после рождения. С этого момента они имеют право на приобретение гражданства, а также (в наиболее возможной степени) право знать своих родителей и право на их заботу.

В целом основные положения действующего российского законодательства соответствуют нормам конвенции. Ее ратификация позволяет создать дополнительные гарантии обеспечения, защиты и развития социальных и экономических прав инвалидов.

«Российская Федерация в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, – напомнил Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. – За двухлетний период 2012-2014 годов подготовлен первый для нашей страны Доклад в ООН о выполнении в России ее норм и положений». Доклад направлен в МИД России, его внесение в Комитет ООН планируется до 25 сентября 2014 года.

«В продолжение этой работы в регионах, в отраслях, в стране в целом будет организован постоянный мониторинг положения инвалидов и выполнения Конвенции о правах инвалидов», – заявил Максим Топилин.

Для этого предстоит разработать новые отраслевые программы и формы статистических наблюдений, а также создать федеральный реестр инвалидов.

«При подготовке доклада были учтены предложения и замечания отечественных и международных экспертов по этой проблематике, общественных организаций инвалидов, различных министерств и ведомств, регионов, использованы итоги конференций ООН с участием представителей Минтруда России», – отметил Министр.

По его словам, за период после ратификации Конвенции была проделана серьезная работа по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

Было принято 12 законодательных актов в сфере соцзащиты инвалидов. Ими, в частности, определены особенности организации образования инвалидов; установлены требования к оснащению специальных рабочих мест для инвалидов; обеспечена доступность воздушных перевозок для инвалидов; расширены сферы использования русского жестового языка.

Принята и реализуется беспрецедентная по масштабам преобразований и используемых средств государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Она предусматривает создание безбарьерной среды, совершенствование системы экспертизы и реабилитации инвалидов, включение инвалидов в различные сферы жизнедеятельности, в том числе в образование, спорт, культуру, общественную жизнь.

«Минтруд России готовит предложения о пролонгации этой программы на период 2016-2020 годов, особый акцент планируется сделать на развитии системы реабилитации инвалидов», – заявил Максим Топилин.

Он также напомнил, что Госдумой России принят в первом чтении законопроект, вносящий изменения в 25 законов, регулирующих оказание инвалидам услуг в сферах транспорта, культуры, информации, здравоохранения, связи, жилищно-коммунального хозяйства.

«Законодательно закрепляются действия соответствующих органов власти по обеспечению безусловного соблюдения прав инвалидов, в том числе в части создания безбарьерной среды, оказания им помощи в получении услуг и в преодолении барьеров, мешающих жить и работать», – отметил глава Минтруда России.

Законопроектом предусматривается определить с учетом норм Конвенции взаимоувязанную систему полномочий и порядков действия органов власти по оказанию помощи инвалидам в реализации всех общегражданских прав.

«На практике, – отметил Максим Топилин, – это будет означать, что органы власти и организации, оказывающие услуги населению, будут обязаны создавать необходимые условия жизнедеятельности для людей с различными формами инвалидности: по слуху, по зрению, нарушениями опорно-двигательного аппарата».

«Несоблюдение этих условий будет квалифицироваться как дискриминация по признаку инвалидности, – подчеркнул Министр. – Законопроектом устанавливается её недопустимость».

«Это пока первые шаги, но курс на интеграцию инвалидов в общество взят и мы эту работу продолжим», – резюмировал Министр Максим Топилин.

Ратификация конвенции о правах инвалидов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *