Расторжение контракта 44 ФЗ

Дополнительное соглашение о продлении срока действия договора по 44 ФЗ — это документальное оформление договоренности увеличить период действия государственного контракта. Правила зависят от объекта закупки.

Скачать пустой бланк допсоглашения на продление сроков контракта по 44 ФЗ

Скачать заполненный образец доп соглашения о продление срока контракта по 44 ФЗ

Скачать пустой бланк соглашения о пролонгации договора по 223 ФЗ

Скачать заполненный образец допсоглашения о продлении срока действия договора 223-ФЗ

Содержание

Основания для продления

Даты исполнения контрактов по ФЗ-44 раньше переносились только по решению суда. Суды были настроены категорично — истцы доказывали непреодолимость обстоятельств. В актуальной редакции ст. 95 прописано, можно ли продлить срок действия контракта по 44 ФЗ в 2019 году, — можно, в определенных ситуациях:

  1. Уменьшение финансирования у заказчика.
  2. На основании решения органа госвласти (местного самоуправления), принятого при наличии ряда условий.
  3. В закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.
  4. В закупках у единственного поставщика по п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Продление из-за уменьшения финансирования

Если заказчику сократили объем финансирования, то казенное учреждение в рамках п. 6 ст. 161 БК, п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ согласовывает с поставщиком новый срок исполнения контракта. А иные категории заказчиков, к примеру бюджетные учреждения, по соглашению с поставщиком изменяют и время оплаты. Это допускается для отдельных видов договоров, в которых есть условие о возможности их изменения из-за уменьшения финансирования.

Пролонгация на основе решения госоргана

Решение об изменении срока принимается органом власти, если соблюдаются такие требования:

  1. Исполнить контракт в предусмотренный им период невозможно по независящим от сторон обстоятельствам.
  2. Договор соответствует ряду условий, которые прописаны в п. 2-4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ и п. 1 Постановления Правительства № 1186 от 19.12.2013. Собрали их в таблицу.
Уровень потребностей Срок Цена Орган, который принимает решение об изменении условий контракта
Федеральные нужды Не менее трех лет Не менее 10 млрд руб.

А если предмет контракта — проведение клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения, то минимальная цена должна составлять 40 млн руб.

Правительство
Нужды субъекта РФ Не менее трех лет Не менее 1 млрд руб. Высший исполнительный орган госвласти субъекта
Муниципальные нужды Не менее одного года Не менее 500 млн руб. Местная администрация

На основе принятого уполномоченным органом решения заказчик заключает с поставщиком соглашение об изменении срока исполнения контракта. Это указано в п. 2-4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.

Продление в закупках строительных работ

В закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия срок контракта изменяют, если по вине подрядчика он не исполнен в предусмотренный период или возникли не зависящие от сторон обстоятельства.

Не забудьте изменить проектную документацию.

В этом случае время исполнения контракта продлевают один раз на срок, который не превышает первоначальный для выполнения обязательств. Если работы не исполнены вовремя по вине подрядчика, изменить дату можно, если подрядчик:

  1. Исполнил предъявленные заказчиком требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (если они были предъявлены).
  2. Предоставил обеспечение исполнения договора на новый срок.

Если продлите договор в других случаях, оштрафуют по ч. 4 или ч. 5 ст. 7.32 КоАП на 50 000 рублей — для должностных лиц и 500 000 рублей — для юрлиц.

Как оформить продление срока госконтракта

Опишем пошаговый порядок подготовки и оформления допсоглашения.

Шаг 1. Составьте проект (два экземпляра), в который включите:

  • номер, дату и место составления;
  • номер и дату контракта;
  • сведения о сторонах (название организации, Ф.И.О. и должности);
  • основание для изменения периода исполнения (например, претензионное письмо заказчику, реквизиты документа с описанием ситуации или реквизиты решения органа власти об изменении условий);
  • новые даты исполнения и новую цену, если она изменилась.

При продлении сроков в зависимости от вида обеспечения контракта согласовывается:

  • новой период банковской гарантии, если действие старой прекращается (Письмо Минэкономразвития России от 16.12.2016 № Д28и-3525);
  • уточненную дату возврата денежного взноса.

Шаг 2. Направьте два экземпляра поставщику (подрядчику, исполнителю) заказным письмом с уведомлением о вручении или передайте его представителю. В письме укажите время подписания и возврата.

Шаг 3. После получения допсоглашения на продление от исполнителя проверьте его и подпишите. Один экземпляр верните контрагенту.

Шаг 4. Сведения опубликуйте в ЕИС в течение пяти рабочих дней с даты заключения соглашения (ч. 3 ст. 103 ФЗ-44, Постановления № 1084 от 28.11.2013 и № 1132 от 31.10.2014).

Как продлить договор по 223-ФЗ

Пролонгация договора законом № 223-ФЗ не запрещена. Заказчики, работающие по этому закону, самостоятельно устанавливают условия закупки в своем положении.

Продление срока действия договора по 223-ФЗ возможно, если:

  • вероятность продления предусмотрена договором;
  • увеличение периода не изменяет иных существенных условий, кроме объема и цены (Письмо Минэкономразвития № Д28и-1993 от 24.03.2017).

В этом случае не обязательно проводить другую закупку. Продление оформлено верно, если заказчик вовремя разместил все изменения в ЕИС (Постановление № 1132 от 31.10.2014).

Чтобы изменить период действия договора дополнительным соглашением и не получить претензии от госорганов, правильно оформите этот документ. Мы подготовили вам образцы оформления дополнительных соглашений.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
О возможности продления срока действия контракта в рамках закупки Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28-4011 от 31.03.2017

О возможности пролонгации заключенных бюджетным учреждением государственных контрактов в рамках закупок Письмо Минфина № 24-03-08/6836 от 06.02.2018

Порядок заключения дополнительных соглашений к договору

Ст. 450 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность изменить ранее заключенный договор при условии согласия обеих сторон. Изменяться могут предмет и сроки договора, другие параметры, имеющие значение для контрагентов. Об особенностях соглашения о продлении срока контракта можно прочитать в статье «Дополнительное соглашение о продлении срока действия договора».

Ч. 1 ст. 420 ГК РФ дает понять, что соглашение о внесении изменений в договор также является договором.

Вывод! Таким образом, порядок подписания дополнительного соглашения соответствует правилам о переговорах, оферте и акцепте (ст. 434.1–443 ГК РФ).

Инициатор направляет разработанный документ партнеру с описанием мотива внесения правок и просьбой рассмотреть и подписать соглашение.

Контрагент знакомится с документом и, если предложенные условия его устраивают, подписывает соглашение.

Если он согласен на изменение, но на других условиях, он вносит в соглашение свои правки и направляет их на рассмотрение инициатору изменения договора (правки к соглашению могут оформляться путем составления нового проекта договора или протокола разногласий).

Обратите внимание! В случае несогласия с внесением изменений в первоначальный договор, контрагент отвечает письмом об отказе, но вправе и просто промолчать (уместно, когда такое молчание не является акцептом).

При недостижении компромисса спор, при наличии на то законных оснований, может быть передан на рассмотрение суда.

Согласно п. 2 ст. 452 ГК РФ, сторона может обратиться в суд с требованием об изменении договора только после получения отказа другой стороны или неполучения ответа в срок, указанный в предложении, а при его отсутствии в тридцатидневный срок.

ГК РФ предусматривает следующие причины судебного изменения контракта:

  • существенное нарушение обязательств одной из сторон (подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ);
  • иной случай, прямо прописанный в контракте, ГК РФ и прочих законах (подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ);
  • существенное изменение обстоятельств (ст. 451 ГК РФ).

Форс-мажор по ГК РФ не дает права на изменение договора. В случае, если надлежащему исполнению мешают непреодолимые обстоятельства, для изменения договора стоит ссылаться не на их непреодолимость, а на существенный характер помехи (ст. 451 ГК РФ). Готовое решение об изменении договора по ст. 451 ГК РФ в связи с пандемией COVID-19 читайте в системе КонсультантПлюс. Возможно, чтобы прочесть вам понадобится оформить бесплатный доступ на 2 дня.

Доп. соглашение об изменении условий договора: образец изменений к договору, образец изменения пункта договора

Рекомендуем! Законодатель не предусмотрел определенной формы для дополнительных соглашений, поэтому, исходя из сложившейся практики, можно выделить следующие обязательные атрибуты:

  • наименование документа, например: «Дополнительное соглашение № ___ к договору № ___ дата»;
  • наименование партнеров, заключающих его, с указанием должности и полномочий подписантов;
  • суть правок, вносимых в документ;
  • срок вступления в силу правок;
  • реквизиты и подписи сторон.

Можно выделить 2 основных варианта описания изменений:

Риски! Дополнительное соглашение к договору должно быть совершено в той же форме, что и сам договор. Если договор подлежал государственной регистрации, то и доп. соглашение также необходимо зарегистрировать (п. 2 ст. 164 ГК РФ). При этом такое соглашение вступает в силу для сторон в момент подписания, а для третьих лиц – с момента государственной регистрации (п. 3 ст. 433 ГК РФ).

Если цель допсоглашения — просто изменить реквизиты, рекомендуем воспользоваться готовым решением от КонсультантПлюс.

***

Таким образом, дополнительное соглашение является одним из основных инструментов в арсенале практикующего юриста-договорника. Заключить его можно либо путем достижения договоренности, либо в судебном порядке (когда есть основания для передачи спора в суд).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Расторжение контракта, согласно ч. 8 ст. 95 Закона №44-ФЗ, допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это было предусмотрено контрактом. Поставщик (подрядчик, исполнитель) также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика, контрагента от исполнения контракта контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления соответственно заказчиком контрагента, контрагентом заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, если заказчиком, контрагентом не было отменено решение об отказе от исполнения контракта.

Специалисты Группы Компаний «Ценный Контракт» окажут полный спектр услуг в области конкурентных закупок.
Заказчикам: С услугами для заказчиков можно ознакомиться в этом разделе.
Поставщикам: Абонентская плата за комплекс участия в торгах — 12 000 руб.
Обучение: Повышение квалификации по 44-ФЗ — 15 000 руб.

Примерами иных нарушений (кроме просрочки) могут быть: — нарушение объемов поставок, работ (услуг); — нарушение ассортимента поставляемого товара; — нарушения качества выполняемых работ (услуг); — поставка некачественного товара; — непредоставление отчетных документов; — заключение надзорных органов, о нарушении технологии производства работ и т.п. Взыскание же штрафа за несвоевременное выполнение работ возможно, но лишь в случаях, когда в контракте условие об ответственности сформулировано таким образом, что штраф установлен за неисполнение обязательства к определенному сроку и не применяется за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом (т.е. применяется один раз при наступлении конкретной даты), а пени — за просрочку исполнения обязательства, в зависимости от количества дней просрочки, то есть за разные нарушения обязательств.

Дополнительное соглашение к контракту

Правовед.RU 932 юриста сейчас на сайте

  1. Предпринимательское право
  2. Тендеры, контрактная система в сфере закупок

В какие сроки размещается на сайте дополнительное соглашение к контракту? Или правила размещения дополнительного соглашения такие же как и у контракта? Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Попробуйте посмотреть здесь:

  • По дополнительному соглашению контракта с технической ошибкой
  • Последовательность заключения дополнительного соглашения по контракту на поставку трубы

Вы можете получить ответ быстрее, если позвоните на бесплатную горячую линиюдля Москвы и Московской области: 8 499 705-84-25 Свободных юристов на линии: 9 Ответы юристов (1)

  • Все услуги юристов в Москве Претензионная работа по 44-ФЗ Москва от 7000 руб. Комплексное сопровождение тендеров Москва от 10000 руб.

Допсоглашение к контракту: когда и как можно изменять условия

  • Если контракт заключен с иностранной компанией и касается оказания медицинских услуг гражданину РФ за пределами территории родной страны, то цена договора может быть скорректирована при изменении перечня необходимых услуг, которое вызвано самочувствием пациента.
  • При закупке у единственного поставщика допускается изменение цены контракта без корректировки количества закупаемых товаров или услуг. Количество закупаемых товаров может изменяться в пределах 10% от первоначального показателя.
  • Правила оформления дополнительного соглашения Для того чтобы соглашение имело законную силу, оно должно быть правильно оформлено. При этом нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • В начале документа обязательно прописываются реквизиты контракта, к которому будет прилагаться дополнительно соглашение.
  • Преамбула документа копируется из основного договора.

Форум о госзакупках и тендерах good-tender

Минэкономразвития указывает, что допсоглашение к контракту, как и сам контракт, считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе. Министерство обосновало вывод положениями ГК РФ. Соглашение об изменении договора по общим правилам ГК РФ совершается в той же форме, что и договор. Министерство провело аналогию с контрактом и отметило: допсоглашение считается заключенным, как только госзаказчик разместил его в ЕИС.

Чтобы разместить допсоглашение в ЕИС, сведения о нем заказчик должен направить в реестр контрактов в течение трех рабочих дней. Если развивать вывод ведомства, получается, что момент заключения допсоглашения — это момент включения его в реестр контрактов. Ведомство подчеркивает: контракт или допсоглашение не станут недействительными, если информация о них не будет отражена в реестре.

В какой срок необходимо заключить дополнительное соглашение по 44 фз

В каких случаях можно заключать дополнительное соглашение Действующим законодательством запрещено вносить в контракты, заключенные по 44-ФЗ, существенные изменения. Таковыми признаются сроки исполнения обязательств, цена, объем закупаемого товара и так далее. Однако, статья 95 44-ФЗ, устанавливает ряд случаев, в которых можно вносить коррективы в договор:

  1. Возможность изменения отдельных пунктов договора была заранее предусмотрена и прописана в закупочной документации.
  2. Когда цена контракта, заключенного с целью удовлетворения федеральных нужд, на период не менее трех лет превосходит цену, установленную Правительством РФ.

    При этом исполнение обязательств невозможно без корректировки условий по не зависящим от сторон причинам.

Внимание

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

В какой срок нелбходимо разместить дополнительное соглашение по 44 фз

Иногда контракты, заключенные в рамках 44-ФЗ, требуют корректировки. Делается это по взаимному согласию обеих сторон. Оформить такие поправки необходимо при помощи грамотно составленного дополнительного соглашения к договору. Главное, помнить правила составления такого документа и случаи, при которых он будет иметь закону силу.
Что такое дополнительное соглашение Дополнительным соглашением именуется документ, который становится неотъемлемой частью основного договора. В нем прописываются все коррективы, которые необходимо внести. Стороны могут изменять или аннулировать отдельные пункты контракта, добавлять недостающую информацию.
Дополнительное соглашение обладает всеми свойствами привычного договора. Его считают полноценной сделкой. При этом отдельно от основного контракта оно не имеет юридической силы.

В какой срок необходимо разместить дополнительное соглашение по 44 фз

Инфо

Таким образом, исходя из системного толкования норм ГК РФ и Закона N 44-ФЗ дополнительное соглашение к государственному контракту считается заключенным с момента его размещения в единой информационной системе. При этом в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ в реестр контрактов включается в том числе информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены. Такая информация направляется заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в течение трех рабочих дней с даты изменения контракта (часть 3 статьи 103 Закона N 44-ФЗ).

Неопубликование информации в реестре контрактов не является основанием для признания контракта или дополнительного соглашения недействительным.
Добрый день. По Вашим вопросам сложилась определенная судебная практика. Как Вы и указали, ПП РФ № 1042, а также ч. 8 ст. 34 Закона 44-ФЗ разделяют понятия просрочки исполнения обязательств и ненадлежащего исполнения контракта. Штрафы применяются к стороне контракта при неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязательств, но за исключением просрочки исполнения обязательств.

Суды по данному вопросу приходят к выводам, что просрочка исполнения обязательства, исходя из содержания Закона № 44-ФЗ, является видом нарушения срочного обязательства, за которое предусмотрена ответственность за каждый день. Иные виды нарушений обязательств по контракту расцениваются Законом № 44-ФЗ как неисполнение или ненадлежащее исполнение, за которые также предусматривается ответственность, однако эта ответственность применяется не за каждый день.
Из письма не до конца ясно, как это сочетается с выводом о необходимости включить допсоглашение в реестр контрактов. Выходит, допсоглашение, которое не разместили в ЕИС, с одной стороны, является незаключенным, а с другой — действительным, т.е. имеющим юридическую силу. Чтобы избежать проблем, рекомендуем отражать в реестре контрактов информацию о допсоглашении. Это не только поможет придать ему юридическую силу, но и убережет от административной ответственности. Ведь если не направить в реестр сведения и документы, то должностному лицу грозит штраф 20 тыс. руб. Документ: Письмо Минэкономразвития России от 22.07.2016 № ОГ-Д28-9402 Как внести изменения в контракт? (Путеводитель по договорной работе) Вопрос: О заключении дополнительного соглашения к госконтракту. Ответ:МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМОот 22 июля 2016 г.

В рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчиком был заключен договор с единственным поставщиком.
В установленные сроки заказчик разместил в единой информационной системе (ЕИС) извещение об осуществлении закупки, заключил договор, разместил его в ЕИС, а также направил сведения о заключении договора в реестр контрактов. После этого заказчик обнаружил, что при подписании договора стороны допустили техническую ошибку — вместо фактической даты заключения была указана дата 28.01.2016.
Можно ли в целях исправления технической ошибки внести изменения в договор? Следует ли размещать сведения о таких изменениях в ЕИС?

В силу положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34, 95 данного Закона. В соответствии же с Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, кроме как по соглашению сторон в случаях, перечисленных в этой части. Установленный положениями N 44-ФЗ перечень случаев, когда допускается изменение условий контракта, является исчерпывающим. В любых других случаях изменение условий контракта является неправомерным, независимо от того, относятся изменяемые условия к существенным или нет (смотрите, например, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.08.2015 N Ф01-3423/15, Арбитражного суда Уральского округа от 15.07.2015 N , Семнадцатого ААС от 27.11.2014 N 17АП-13706/14, оставленное без изменения Арбитражного суда Уральского округа от 10.03.2015 N Ф09-733/15, подробнее об изменении контракта смотрите в материале: Энциклопедия решений. Изменение контракта по N 44-ФЗ).
Приведенная в вопросе ситуация не отнесена N 44-ФЗ к случаям, когда допускается изменение условий контракта. Следовательно, формально заключение сторонами дополнительного соглашения об изменении даты договора может быть признано контролирующим органом нарушением N 44-ФЗ и может повлечь административную ответственность.
Однако отметим, что несмотря на то, что содержание такого реквизита договора, как дата его заключения, имеет существенное практическое значение (например, дата заключения договора может определять момент возникновения предусмотренных им обязательств или срок их исполнения, а применительно к положениям N 44-ФЗ — с учетом указанной в договоре даты может быть осуществлена проверка соблюдения заказчиком срока заключения договора, установленного в Закона N 44-ФЗ), реквизит «дата заключения договора» относится к обстоятельствам заключения договора, а не к его условиям. Поэтому мы не можем исключить вероятности иного подхода, если соглашение об изменении даты договора заключается сторонами лишь в целях устранения технической ошибки, допущенной при подписании договора. Если стороны договора смогут подтвердить, что фактически договор был заключен в установленные N 44-ФЗ сроки, то очевидно, что изменение соответствующих условий направлено исключительно на устранение допущенного нарушения. Полагаем, что при таких обстоятельствах формально не соответствующие N 44-ФЗ действия сторон по заключению дополнительного соглашения к договору не должны квалифицироваться как правонарушение, за которое предусмотрена ответственность. Однако с учетом вышеизложенного однозначно оценить правовые последствия таких действий мы не можем. За официальными разъяснениями Вы можете обратиться в Федеральную антимонопольную службу РФ.
Также считаем целесообразным обратить внимание на следующее. В рассматриваемой ситуации договор подписан обеими сторонами без оформления протокола разногласий. По смыслу положений N 44-ФЗ в ЕИС размещается контракт в том виде, в каком был оформлен проект контракта, подписанный обеими сторонами. При этом подписанный заказчиком, но не размещенный в единой информационной системе контракт не считается заключенным. Соответственно, если контракт подписан обеими сторонами, на официальном сайте он должен быть размещен в том виде, в каком был подписан, в данном случае — с ошибочно оформленной датой. Внесение изменений в договор в таком случае возможно только после его размещения на официальном сайте. Информация об изменении договора должна быть размещена заказчиком на официальном сайте в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения договора ( Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, поскольку информация о дате заключения договора подлежит включению в реестр контрактов ( Закона N 44-ФЗ), то в силу Закона N 44-ФЗ в случае заключения указанного в вопросе соглашения заказчик должен в течение 3 рабочих дней с даты его заключения направить соответствующую информацию в Федеральное казначейство для ее внесения в реестр контрактов (смотрите также п.п. 6, 12, 14, 15, 20 Правил ведения реестра контрактов, утвержденных Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084).
В заключение отметим, что стороны принципиально не лишены возможности расторгнуть договор по соглашению сторон. Закона N 44-ФЗ прямо устанавливает, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. При этом для расторжения контракта по соглашению сторон каких-либо специальных оснований не требуется, достаточно самого наличия обоюдного согласия сторон на расторжение договора.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Баркова Лилия

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Несмотря на это, пролонгация контрактов, заключенных по итогам конкурентных процедур, может быть расценена контролирующими органами как ограничение конкуренции, к которой она в определенных случаях действительно приведет. Продление срока действия заключенного контракта является ни чем иным, как определением и согласованием новых условий, однако такое согласование проводится лишь с одним участником, в то время, как сама закупка предусматривала наличие конкуренции.

Изменение сроков государственного контракта 44-фз

В практике тендерных процедур часто возникает потребность заключения дополнительного соглашения к контракту.

В данной статье мы рассмотрим условия, по которым возможно внесение изменений в уже заключенный контракт.

Данные условия* предусмотрены статьей и ст. 95 названного закона, а именно: Например: необходимо поставить мебель для школы: 100 столов и 100 стульев до 01.09.

однако появилась необходимость поставки столов до 01.06, а стульев до 01.09. В контракте (изначально если было прописано) предусмотрено внесение изменений, общий объем поставки не изменен и стоимость также.

Важно

В данном случае можно смело заключать дополнительное соглашение.

(сам текст соглашения в самом низу страницы) Рассмотрим туже поставку столов и стульев, но потребность Заказчика изменилась: необходимо поставить 110 комплектов, или наоборот потребность уменьшилась (необходимо поставить 90 комплектов).

Возникает ситуация при которой невозможно выполнить данный контракт, независимо от сторон (например повышение стоимости ГСМ), при согласовании с высшим исполнительным органом данного субъекта РФ, может быть заключено дополнительное соглашение.

Другими словами: если контракт заключен на срок от 1 года и цена на предмет контракта устанавливается Правительством РФ, при условии превышения размера цены предмета контракта, заключение дополнительного соглашения возможно после решения местной администрации.

Согласно данного пункта, дополнительное соглашение заключается при изменении регулируемых цен, согласование при этом не требуется! В настоящее время уже встречаются случаи, связанные с уменьшением финансирования!! Уважаемые Поставщики, исходя из п.6 ст.161 Заказчик имеет право уменьшить объем закупки, оформив дополнительное соглашение, но согласовав данный факт у контролирующего органа.

Внимание

Государственный контракт по ФЗ 44 является договором (гражданско-правовым актом), который направлен на предоставление услуг или товаров государственным учреждениям и муниципальным предприятиям.

Кроме общих положений ГК РФ, содержание контракта регулируется Федеральным законом №44, в котором указаны достаточно жесткие требования к условиям исполнения работ.

В частности, в ст. 95 закона прописан ряд положений, изменение которых недопустимо.

К ним относят существенные положения договора, такие, как цена контракта, список работ, сроки поставки и т.д.

Согласно ст. 95 Закона изменение сроков исполнения контракта может быть отнесено к существенным положениям и не может быть изменено.

Однако в пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 ФЗ говорится об исключениях, которые позволяют Заказчику и Исполнителю сдвигать сроки завершения контракта.

Заключение доп соглашения по 44 фз

Закона № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его обязательных условий не допускается, за исключением вышеуказанных случаев, даже после согласования с контролирующими органами!!! В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон № 44-ФЗ 21 июля 2014, а именно в статью 34, пункт 13, обязательными условиями, включенными в контракт, является информация о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги. Таким образом, если Заказчик и Поставщик договорились, например, о предоставлении авансового платежа, или уменьшении срока оплаты, внесение изменений в контракт – путем заключения дополнительного соглашения, будут являться противозаконным и влекут за собой административную ответственность.
О штрафных санкциях за данное нарушение можно узнать из нашей статьи «Штрафные санкции за нарушение порядка заключения и изменения контракта».
Продление срока контракта (как и других существенных положений договора) предусматривается в специальных постановлениях правительства, которые выпускаются ежегодно. Так, в 2016 году было выпущено постановление № 191 от 14.03.2016, которое позволяло пролонгировать обязательства по контрактам, заключенным в 2015-2016 годах.
Для того чтобы внести изменения в договор, необходимо выполнить ряд обязательных условий:а) Выполнение договора на поставку необходимых объемов услуг, работ, товаров невозможно из-за объективно сложившихся обстоятельств без внесения необходимых правок.б) Изменения происходят в двустороннем порядке, при этом обе стороны согласны на них;в) В договоре прописана возможность заключения дополнительных соглашений с изменениями его существенных положений. Если такого пункта нет, суд признает доп. соглашение недействительным.

Срок подписания доп соглашения по 44 ap

В каких случаях можно заключать дополнительное соглашение Действующим законодательством запрещено вносить в контракты, заключенные по 44-ФЗ, существенные изменения.
Таковыми признаются сроки исполнения обязательств, цена, объем закупаемого товара и так далее.

Однако, статья 95 44-ФЗ, устанавливает ряд случаев, в которых можно вносить коррективы в договор:

  1. Возможность изменения отдельных пунктов договора была заранее предусмотрена и прописана в закупочной документации.
  2. Когда цена контракта, заключенного с целью удовлетворения федеральных нужд, на период не менее трех лет превосходит цену, установленную Правительством РФ.

    При этом исполнение обязательств невозможно без корректировки условий по не зависящим от сторон причинам.

Срок подписания доп соглашения по 44 фз

Продление срока действия контрактов, заключенных в рамках действия законодательства о контрактной системе, это одна из популярнейших тем для обсуждения и дискуссий. И действительно, в процессе реализации своей закупочной деятельности у заказчиков порой возникает необходимость пролонгации заключенного договора.

Причиной появления такой необходимости могут служить самые разные причины.

Вместе с тем контрактное законодательство имеет строгие положения в отношении мер ответственности за несвоевременное исполнение условий контрактов.

И с этой точки зрения пролонгация может расцениваться как намеренная попытка недобросовестного поставщика избежать этой ответственности.

Попытаемся разобраться в данном вопросе и дать конкретный ответ на вопрос, можно ли продлять срок действия заключенного в рамках контрактной системы договора.

Иногда контракты, заключенные в рамках 44-ФЗ, требуют корректировки.

Делается это по взаимному согласию обеих сторон. Оформить такие поправки необходимо при помощи грамотно составленного дополнительного соглашения к договору. Главное, помнить правила составления такого документа и случаи, при которых он будет иметь закону силу. Что такое дополнительное соглашение Дополнительным соглашением именуется документ, который становится неотъемлемой частью основного договора. В нем прописываются все коррективы, которые необходимо внести. Стороны могут изменять или аннулировать отдельные пункты контракта, добавлять недостающую информацию. Дополнительное соглашение обладает всеми свойствами привычного договора.

Его считают полноценной сделкой. При этом отдельно от основного контракта оно не имеет юридической силы.

При этом фраза «заключили настоящий договор» меняется на «заключили настоящее дополнительное соглашение».

  • Документ должен быть в обязательном порядке подписан обеими сторонами и скреплен печатями организаций.
  • В соглашении должны быть прописаны полные реквизиты сторон.
  • Четко прописываются все вносимые коррективы. Указывается, что все прочие пункты договора остаются неизменными.
  • Дополнительное соглашение составляется в двух экземпляров в письменном виде.

Заключение дополнительного соглашения – единственная возможность внести изменения в уже заключенный контракт. Если этот документ будет оформлен по всем правилам, он будет иметь законную силу и сработает на пользу обеих сторон.

Образец дополнительного соглашения на поставку товара с улучшенными характеристиками вы можете скачать по ссылке.

Дополнительное соглашение составляют к уже заключенному договору в случае, если стороны решили изменить некоторые условия, убрать ряд пунктов или добавить новые. Рассмотрим, в каких случаях условия контракта можно менять, а в каких – нельзя.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что нельзя менять в контракте;
  • Какие существуют требования к допсоглашениям к контракту;
  • Как правильно составлять дополнительные соглашения.

Внесение существенных поправок в контракт не допускается, за исключением ряда случаев. Они прописаны в ст. 95 № 44-ФЗ. В частности, если возможность изменений была предусмотрена документом. При этом, если , то есть ряд дополнительных условий:

  • Цена снижается без изменений объема и качества товара или работы;
  • Заказчик предлагает снизить или увеличить объем работы или количество товара, но не больше чем на 10% от первоначально обговоренного.

Кроме того, менять условия контракта можно, если изменились регулируемые государством цены, если исполнение контракта по независящим от сторон условиям без изменений невозможно, а также в случае уменьшения лимитов бюджетных обязательств.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Кстати, до 2017 года действовало правило, в соответствии с которым по соглашению сторон можно , услуг, товара, если срок исполнения договора завершился в 2016 году. То есть в этот срок могут быть заключены, к примеру, дополнительное соглашение на изменение суммы договора или дополнительное соглашение на дополнительные работы .

Отметим, что характеристики поставленного товара могут быть лучше, чем прописано в контракте. Это допускается. В этом случае изменения нужно внести в реестр контрактов заказчика .

Будет ли законным пункт в допсоглашении в следующей ситуации: допустим, изменение цены произошло в феврале, а доп.соглашение на изменение начали оформлять в апреле. В доп.соглашение включили пункт «Данное доп.соглашение вступает в силу с момента подписания и распространятся на отношения, возникшие в марте…. года». Есть ли здесь нарушения?

Контролеры настороженно относятся к ретроактивной оговорке в контрактах по Закону № 44-ФЗ. Считается, что отношения между заказчиком и поставщиком возникают только в момент подписания контракта. Однако если речь идет о коммунальных услугах – вы, скорее всего сможете отстоять свою позицию. Если не в ФАС, то в суде. Суды в большинстве случаев отменяют предписания ФАС, если службу наказала заказчика за ретроактивную оговорку в контракте на коммуналку.

Что нельзя менять в контракте

Менять поставщика нельзя, кроме случаев, когда новый исполнитель является правопреемником старого. Такое может случиться, если юрлицо присоединилось к другому или прошло процедуру преобразования. Если заказчик меняется, все прописанные в контракте права и обязанности переходят к нему.

Особо стоит отметить, что обязательные условия договора, кроме оговоренных выше случаев, менять нельзя даже по согласованию сторон. К обязательным условиям относятся:

  1. Ответственность сторон в случае неисполнения или некачественного исполнения обязательств;
  2. Порядок и сроки оплаты;
  3. Порядок и сроки приемки работы;
  4. Сроки возврата денег, которые исполнитель вносил в качестве обеспечения.

Вносить с помощью допсоглашения изменения этих условий в контракт – дело противозаконное. За это предусмотрен штраф.

Составление и подписание допсоглашения

Дополнительное соглашение к государственному контракту по 44-ФЗ имеет все признаки договора, поэтому считается его разновидностью. То есть все требования к договорам, прописанные в законе, распространяются и на него. К примеру, требование нотариального заверения и государственной регистрации.

Что должно быть в дополнительном соглашении:

  1. Наименование организаций, ФИО тех, кто действует от их имени и на основании каких документов они действуют;
  2. Перечень поправок или дополнительные требования, которые вносятся в договор;
  3. Подтверждение, что иные условия договора остаются неизменными;
  4. Реквизиты, подписи и печати сторон.

Отдельно рассмотрим оформление дополнительного соглашения . В «шапке» нужно указать реквизиты основного документа – контракта, чьи условия будут менять. Необходимо прописать номер допсоглашения, он зависит от того, какое приложение по счету составляется. Также указывается место заключения соглашения и дата.

Соглашение должно быть составлено только в письменном виде и нескольких экземплярах.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Помните, что отдельно от договора составленное к нему допсоглашение не имеет силы. Если контракт расторгли, дополнительное соглашение к контракту теряет свою юридическую значимость .

Вопрос-ответ

Нужно ли размещать дополнительное соглашение в ЕИС при изменении реквизитов поставщика?

При смене реквизитов поставщика или заказчика к заключенному между ними контракту должно быть составлено дополнительное соглашение. Хотя требование об этом напрямую не прописаны ни в Законе № 44-ФЗ, ни в ГК РФ. Аналогичной позиции придерживается и Московское УФАС.

Иногда необходимость составления допсоглашения прописывается в контракте. В этом случае оформляется приложение к договору.

Оформленное соглашение становится неотъемлемой частью контракта. В соответствии со ст. 103 ч. 3 Закона №44-ФЗ заказчик обязан в трехдневный срок внести сведения о заключении дополнительного соглашения в реестр контрактов. Публикуются данные о компании, в том числе ИНН и юридический адрес, а также условия контракта, в которые были внесены коррективы.

Но стоит отметить, если требование о составлении допсоглашения к договору напрямую не прописано в его тексте, то оно не является обязательным.

Вложенные файлы

  • Дополнительное соглашение к контракту.doc

Госконтракт. Управление рисками

Николай Андрианов, партнер АБ «Эксиора», г. Москва

В нестабильной экономической ситуации наиболее уязвимыми оказались предприниматели, принявшие на себя обязательства в условиях высокой конкурентной среды при благоприятной конъюнктуре. Исполнение таких обязательств предполагает минимальную прибыль, поэтому при росте цен на используемые материалы, сырье или оборудование себестоимость поставляемых товаров, работ, услуг окажется выше цены реализации и подрядчик или поставщик сможет исполнить принятые на себя обязательства, только понеся при этом убытки. Особенно остро проблема общего роста цен стоит в капиталоемких отраслях, таких как строительство. Главный вопрос дня сегодняшнего: возможно ли изменение цены контракта в связи с увеличением издержек подрядчика?

Закон суров, но это закон

В обычной предпринимательской практике общий рост цен на рынке может стать поводом для пересмотра условий заключенных ранее договоров по взаимному соглашению сторон. Если исполнить обязательства реально только ценой убытков подрядчика, побудить его к исполнению ставшего невыгодным обязательства способны лишь очень веские основания, и, чем выше размер возможных убытков, тем выше вероятность нарушения подрядчиком условий договора.

В отношениях, связанных с выполнением работ для государственных или муниципальных нужд, стороны договора обладают существенно меньшей свободой в изменении условий контракта по сравнению с субъектами обычной предпринимательской деятельности.

Интересующие нас отношения регулируются положениями § 5 главы 37 ГК РФ и Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), с принятием которого утратил силу Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ).

Разрешая вопрос об иерархии правовых норм в области подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, Президиум ВАС РФ отметил, что Закон № 94-ФЗ описывает отношения, касающиеся размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, а не вопросы исполнения и расторжения государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных нужд. Поэтому согласно ст. 768 ГК РФ в регулировании подрядных работ для государственных и муниципальных нужд приоритет остается за нормами ГК РФ. В части, не регламентированной ст. 763–767 ГК РФ, должны применяться в зависимости от вида подрядных работ положения § 3 или 4 главы 37 ГК РФ, а затем общие положения о договоре подряда (§ 1 главы 37 ГК РФ) (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 № 9382/11, позиция подтверждена Постановлением Президиума ВАС РФ от 22.10.2013 № 6373/13).

Закон № 44-ФЗ, в отличие от Закона № 94-ФЗ, устанавливает, что его нормы распространяются в т. ч. на отношения, связанные с особенностями исполнения контрактов (п. 4 ч. 1 ст. 1), при этом в ч. 1 ст. 2 указано на главенство норм Закона № 44-ФЗ над положениями других федеральных законов.

Основания и порядок изменения существенных условий контракта на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд (к которым относится и цена) по соглашению сторон прописаны в ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Также предусмотрена возможность изменения существенных условий отдельных контрактов с учетом размера их цены и срока действия (п. 2–4 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). В частности, допускается изменение по соглашению сторон существенных условий государственных контрактов, заключенных на срок не менее чем три года для обеспечения федеральных нужд или нужд субъекта РФ и не менее чем на один год для обеспечения муниципальных нужд, если цена таких контрактов равна либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ. На сегодняшний день размер цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены, составляет (Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 № 1186):

  • 10 млрд руб. – для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд;
  • 1 млрд руб. – для контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта РФ;
  • 500 млн руб. – для контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд.

Изменение таких контрактов разрешено на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или местной администрации, если исполнение контракта по независящим от его сторон обстоятельствам без изменения его условий становится невозможным.

Очевидно, что в ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ речь идет не об объективной невозможности исполнения обязательства в принципе, упоминаемой в ст. 416 ГК РФ, а о невозможности исполнить обязательство на ранее согласованных сторонами условиях. То есть обязательство может быть исполнено, но с нарушением его условий либо в ущерб подрядчику. Например, если изменившиеся обстоятельства объективно не позволяют подрядчику выполнить работу в оговоренный срок. А также если в силу изменившейся ситуации на рынке или выявленных после заключения контракта особенностей его реализации цена контракта не способна покрыть издержки подрядчика по его исполнению.

Как выиграть время

Будем исходить из того, что ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ допускает изменение по соглашению сторон цены государственного контракта при возрастании стоимости материалов и оборудования, а также оказываемых подрядчику третьими лицами услуг, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора (явных запретов или оговорок на этот счет Закон № 44-ФЗ не содержит). Тогда возникает вопрос: как должен устанавливаться размер увеличения контрактной цены?

Начальная цена государственного контракта на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт рассчитывается проектно-сметным методом на базе раздела 11 проектной документации (сметы), достоверность которой подтверждена положительным заключением государственной экспертизы (ч. 9 ст. 22 Закона № 44-ФЗ). Если при заключении контракта начальная цена была снижена на основании предложения подрядчика, к сметному расчету применяется понижающий коэффициент.

Цена госконтракта определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). При этом инфляция в процессе строительства учитывается в составе сметного расчета путем введения устанавливаемых Минэкономразвития России индексов-дефляторов к стоимости работ, выполняемых по проекту организации строительства (календарным планом работ) в соответствующий период (Письмо Минрегиона России от 06.10.2009 № 32673-ИП/08 «О применении индексов при определении цены государственного или муниципального контракта»). Следовательно, изменение цены в порядке, предусмотренном п. 2–4 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, производится с помощью применения аналогичных индексов к стоимости не выполненных подрядчиком к моменту изменения контракта работ, заложенной при его подписании. В такой ситуации как быть подрядчикам, если заключенные с ними контракты не входят в число исключений?

При заключении контракта прописывается, что его цена является твердой и определяется на весь срок его исполнения, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и ее максимальное значение, закрепленные заказчиком в документации о закупке (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) (Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта»). Изменение условий контракта в ходе его исполнения не допускается, за исключением случаев, перечисленных в ст. 34 и 95 Закона № 44-ФЗ.

Частью 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ разрешено увеличение цены контракта и в других ситуациях, но ни одна из них не предполагает в качестве основания рост цен на используемые в строительстве материалы, оборудование и оказываемые подрядчику третьими лицами услуги.

Например, допускается увеличение цены контракта при изменении:

  • по предложению заказчика предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги в большую сторону (максимальный размер увеличения составляет 10% цены контракта) (п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);
  • в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги (п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Твердая цена не приговор

Означает ли это, что у подрядчика по госконтракту при росте цен отсутствует право требовать увеличения контрактной цены или отказаться от исполнения договора на ставших невыгодными в связи с изменившейся рыночной конъюнктурой условиях?

Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в т. ч. когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов (п. 6 ст. 709 ГК РФ). Таким образом, положение ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ соответствует п. 6 ст. 709 ГК РФ – обе нормы в качестве общего правила запрещают изменение твердой цены.

Изменение существенных условий государственного (муниципального) контракта при его исполнении допускается лишь по соглашению сторон в ситуациях, прямо указанных в ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. То есть условия контракта не могут быть изменены по решению суда, как это описано в п. 2 ст. 450 ГК РФ? Скорее всего, нет. Допустим, что ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ не устанавливает исчерпывающего перечня случаев изменения условий государственного или муниципального контракта, а на основании п. 2 ст. 767 ГК РФ закрепляет список событий, когда изменения в государственный или муниципальный контракт могут быть внесены по соглашению сторон.

Запрещая изменение твердой цены в качестве общего правила, п. 6 ст. 709 ГК РФ тем не менее дает подрядчику право требовать увеличения цены договора при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которое нельзя было предвидеть при заключении договора, а при отказе заказчика выполнить это требование – право требовать расторжения договора по ст. 451 ГК РФ. В судебной практике п. 6 ст. 709 ГК РФ применяется в т. ч. к отношениям, возникшим из государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ.

ПРИМЕР

Разрешая спор, возникший из муниципального контракта, суд отметил, что подрядчик не согласовал с муниципальным заказчиком увеличение сметной стоимости используемых при выполнении работ материалов в порядке, закрепленном п. 6 ст. 709 ГК РФ, а также не воспользовался предоставленным этой же нормой правом потребовать расторжения договора, в связи с чем принял на себя все последствия удорожания материалов. Таким образом, суд фактически сделал вывод о применимости к спорным правоотношениям положений п. 6 ст. 709 ГК РФ (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.11.2010 по делу № А28-3447/2009).

ПРИМЕР

Суд указал, что у подрядчика по муниципальному контракту возникает право требовать расторжения контракта, если он предъявлял заказчику требование об увеличении установленной цены ввиду выявленных обстоятельств, перечисленных в п. 6 ст. 709 ГК РФ, а заказчик с таким увеличением цены не согласился (постановления ФАС Дальневосточного округа от 04.10.2011 по делу № А59-5006/2010, от 04.02.2014 по делу № А51-14396/2013).

Параметры существенного удорожания

Пункт 6 ст. 709 ГК РФ дает подрядчику право требовать увеличения твердой цены при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора. В связи с применением этой нормы возникает вопрос: когда удорожание строительства может считаться существенным?

Президиум ВАС РФ, разъясняя правила применения ст. 451 ГК РФ, указал, что сами по себе инфляционные процессы не относятся к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя было предвидеть: стороны, вступая в договорные отношения, должны прогнозировать экономическую ситуацию и не могут исключать вероятность роста цен в период исполнения сделки (Постановление от 13.04.2010 № 1074/10). Поэтому подрядчик вряд ли вправе ссылаться на реально предсказуемый при заключении договора уровень инфляции как на обстоятельство, упоминаемое в п. 6 ст. 709 ГК РФ.

В пользу такого вывода свидетельствует позиция Минэкономразвития России, согласно которой для того, чтобы начальная (максимальная) цена контракта, указываемая в конкурсной документации, документации об аукционе, соответствовала рыночному уровню цены на закупаемую продукцию в месте ее предполагаемой поставки, при расчете начальной цены должны учитываться все факторы, влияющие на нее:

  • конъюнктура рынка;
  • условия и сроки поставки и платежей;
  • наличие сопутствующих услуг;
  • обязательства сторон по контракту и другие поправки;
  • риски, связанные с повышением уровня цен.

При этом заказчик вправе ориентироваться на показатели прогнозного индекса-дефлятора, публикуемого Минэкономразвития России либо другими источниками информации, заслуживающими доверия (Письмо от 04.12.2008 № Д05-5503).

Таким образом, изменение цены государственного или муниципального контракта в связи с инфляцией не допускается, а инфляционные риски в контрактах с твердой ценой относятся к коммерческим рискам подрядчика, которые он должен предусмотреть в цене заявки на участие в конкурсе.

Применительно к строительному подряду критерием существенного удорожания строительства может считаться величина, указанная в п. 3 ст. 744 ГК РФ, предоставляющем подрядчику право требовать в соответствии со ст. 450 ГК РФ пересмотра сметы, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%. В отличие от п. 6 ст. 709 ГК РФ в п. 3 ст. 744 ГК РФ не приводятся причины, которыми может быть вызвано увеличение стоимости работ, к ним фактически относятся любые обстоятельства, не зависящие от подрядчика.

Суды не раз говорили о праве подрядчика по муниципальному контракту требовать пересмотра сметы на основании п. 3 ст. 744 и ст. 450 ГК РФ (постановления ФАС Поволжского округа от 24.05.2011 по делу № А12-16664/2010, от 10.07.2013 по делу № А49-9117/2012, ФАС Центрального округа от 25.07.2012 по делу № А35-9204/2011, ФАС Северо-Западного округа от 31.07.2013 по делу № А56-59481/2012).

Безусловно, все это не означает, что соответствующая судебная практика будет развиваться исключительно в таком направлении. За последние пять лет уровень инфляции не превышал 10% в год, и обширная практика рассмотрения подобных споров просто не могла сформироваться. Отдельные же случаи применения норм п. 6 ст. 709 и п. 3 ст. 744 ГК РФ объясняются желанием судов усилить правовую аргументацию решений, вынесенных на основании законодательства о госзакупках.

С одной стороны, отнесение всех рисков, связанных с резким ростом уровня цен, на подрядчиков было бы несправедливым. С другой – увеличение на основании судебных решений расходных обязательств бюджетов, пусть и объективно обусловленное удорожанием строительства вследствие роста цен на материалы, оборудование и сопутствующие услуги, вряд ли можно признать оправданным. Оптимальным решением в ситуации, когда исполнение контракта по ранее согласованной (определенной по результатам торгов) цене становится для подрядчика заведомо невыгодным и даже убыточным, а бюджет не в состоянии финансировать завершение строительства в большем объеме, могут стать расторжение контракта и консервация объекта строительства.

Коротко о главном

По общему правилу, договор может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон или по решению суда (ст. 450 ГК РФ). Каких-либо ограничений на изменение или расторжение договора соглашением сторон законодательство не устанавливает (п. 1 ст. 450 ГК РФ). По решению суда договор может быть изменен или расторгнут по требованию одной из сторон только при существенном нарушении его условий другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором (п. 2 ст. 450 ГК РФ). Если законом или соглашением сторон одной из сторон предоставлено право одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, договор разрешено расторгнуть или изменить в одностороннем порядке (п. 3 ст. 450 ГК РФ).

В отличие от общего правила контракт на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон или в одностороннем порядке только в случаях, закрепленных законом (п. 2 ст. 767 ГК РФ). Они перечислены в ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. В иных ситуациях государственный контракт может быть изменен или расторгнут только по решению суда, в т. ч. в связи с существенным нарушением условий контракта одной из сторон, существенным изменением обстоятельств либо по иным основаниям, прописанным в законе или договоре (п. 2 ст. 450, ст. 451 ГК РФ).

Инфляционные процессы сами по себе не свидетельствуют о существенном изменении обстоятельств, из которых стороны государственного или муниципального контракта исходили при его заключении, и не являются основанием для изменения или расторжения договора. Заключая контракт, подрядчик должен учитывать риски, связанные с повышением уровня цен, опираясь в т. ч. на показатели прогнозного индекса-дефлятора, публикуемого Минэкономразвития России либо другими заслуживающими доверия источниками информации.

Вместе с тем, если после заключения контракта рост цен на используемые подрядчиком материалы, оборудование или оказываемые ему третьими лицами услуги существенно превысил прогнозируемый уровень инфляции и повлек удорожание строительства более чем на 10%, подрядчик вправе требовать пересмотра контрактной цены (сметы) в соответствии со ст. 450 ГК РФ (п. 3 ст. 744 ГК РФ) или расторжения контракта на основании ст. 451 ГК РФ (п. 6 ст. 709 ГК РФ) в судебном порядке.

Временные поблажки

Законодатель учитывает особенности изменения рыночной ситуации и предпринимает меры по созданию механизмов, позволяющих, когда это необходимо, привести условия государственных и муниципальных контрактов в соответствие с изменившимися экономическими реалиями. У предпринимателей появилась возможность воспользоваться некоторыми послаблениями, но стоит помнить, что обе приводимые ниже нормы имеют ограниченный срок действия и подлежат применению до 31.12.2015 включительно.

Статья 95 Закона № 44-ФЗ дополнена ч. 1.1, согласно которой в 2015 г. допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до 31.12.2014), срок исполнения которых завершается в 2015 г. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта (Федеральный закон от 31.12.2014 № 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Порядок изменения условий контракта должен быть установлен Правительством РФ.

В силу ч. 6.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в 2015 г. в случаях и в порядке, которые определены Правительством РФ, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) (Федеральный закон от 31.12.2014 № 498-ФЗ).

Источник: Корпоративный юрист. 2015. № 4.

Расторжение контракта 44 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *