Расходы НИОКР

В статью Налогового кодекса 262 «Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки», Законом от 07.06.2011г. №132-ФЗ «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» и отдельные законодательные акты РФ» были внесены изменения, которые ввели новые правила налогового учета расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (далее — НИОКР).

Часть этих изменений, относящаяся к НИОКР по Перечню, установленному Правительством РФ (Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008г. №988), вступила в силу со дня официального опубликования закона 132-ФЗ (06.06.2011г.).

Начиная с 2012 года, вступили в действие остальные изменения, касающиеся расходов на НИОКР для целей налогового учета.

В нашей статье мы рассмотрим изменения и уточнения, внесенные в действующие положения Налогового Кодекса, а именно:

  • Состав расходов на НИОКР
  • Порядок признания расходов на НИОКР
  • Порядок создания резервов предстоящих расходов на НИОКР
  • Особенности ведения налогового учета расходов на НИОКР

Состав расходов на НИОКР для целей налогового учета

Рассмотрим, какие именно расходы относятся к расходам на НИОКР.

Для целей налогового учета, расходами на НИОКР признаются расходы, относящиеся:

  • к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг),
  • к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления.

Обратите внимание:К расходам на НИОКР для целей НУ не относятся расходы организаций, выполняющих НИОКР по договору в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика).

В новой редакцией статьи 262 Налогового кодекса установлен перечень затрат, формирующих расходы на НИОКР. К расходам на научные исследования и/или опытно-конструкторские разработки относятся:

1. Суммы амортизации по ОС и НМА (за исключением зданий и сооружений), используемым для выполнения НИОКР, начисленные в соответствии с 25 главой НК РФ за период, определяемый как количество полных календарных месяцев, в течение которых указанные ОС и НМА использовались исключительно для выполнения НИОКР.

Обратите внимание: Если организация, осуществляющая расходы на НИОКР, установила в своей учетной политике применение нелинейного метода амортизации, то объекты амортизируемого имущества, используемые в НИОКР, формируют подгруппу в составе амортизационной группы и учет таких амортизационных групп и подгрупп ведется отдельно (п.13 ст.258 НК РФ).

2. Суммы расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении НИОКР, предусмотренных пунктами 1, 3, 16 и 21 части второй статьи 255 НК РФ, за период выполнения этими работниками научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок. В суммы расходов на оплату труда входят:

2.1. Суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда (п.1 ст.255 НК РФ).

2.2. Начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам:

  • за работу в ночное время,
  • работу в многосменном режиме,
  • за совмещение профессий,
  • расширение зон обслуживания,
  • за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда,
  • за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни,

производимые в соответствии с законодательством РФ (п.3 ст.255 НК РФ).

2.3. Суммы взносов работодателей:

  • По договорам обязательного страхования.
  • Уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
  • По договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в РФ.

Суммы дополнительных и добровольных взносов подлежат нормированию в соответствии с п.16 ст.255 НК РФ.

При расчете предельных размеров платежей (взносов), исчисляемых в соответствии с настоящим подпунктом, в расходы на оплату труда не включаются суммы взносов, предусмотренные настоящим подпунктом.

2.4. Расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам ГПХ (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам ГПХ, заключенным с ИП (п.21 ст.255 НК РФ).

Обратите внимание:Перечень расходов на оплату труда, относящихся к НИОКР является закрытым. Соответственно, все прочие виды расходов на оплату труда не включаются в состав расходов, связанных с НИОКР, а учитываются в составе прямых или косвенных расходов организации.

Кроме того, если работники, участвующие в выполнении НИОКР в этот период так же участвовали в деятельности, с НИОКР не связанной, то в состав расходов на НИОКР относятся суммы расходов на оплату труда этих работников пропорционально времени, в течение которого они участвовали в выполнении НИОКР (п.3 ст.252 НК РФ).

3. Материальные расходы, предусмотренные подпунктами 1 — 3 и 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ, непосредственно связанные с выполнением НИОКР, а именно:

3.1. На приобретение сырья, материалов, используемых в НИОКР и образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при осуществлении НИОКР (п.1 ст.254 НК РФ).
3.2. На приобретение материалов, используемых:

  • для упаковки и иной подготовки произведенных НИОКР (включая предпродажную подготовку).
  • на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию ОС и иные подобные цели) (п.2. ст.254 НК РФ).

3.3. На приобретение:

  • инструментов,
  • приспособлений,
  • инвентаря,
  • приборов,
  • лабораторного оборудования,
  • спецодежды,
  • других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ,
  • другого имущества,

если такое имущество не является амортизируемым. Стоимость этого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию (п.3 ст.254 НК РФ).

3.4. На приобретение:

  • топлива,
  • воды,
  • энергии всех видов,

расходуемых на технологические цели,

  • выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии,
  • отопление зданий,
  • расходы на производство и (или) приобретение мощности,
  • расходы на трансформацию и передачу энергии.

4. Другие расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР, в сумме не более 75% суммы расходов на оплату труда (в расчет принимаются те расходы на оплату труда, которые входят в состав расходов на НИОКР).

Обратите внимание:Сумма других расходов, превышающая 75%, включается в состав прочих расходов в отчетном/налоговом периоде, в котором завершены НИОКР или отдельные этапы работ по НИОКР (п.5 ст.262 НК РФ).

Остановимся подробнее на этом пункте. Что подразумевается под термином «другие расходы» для целей налогового учета НИОКР?

Налоговый кодекс не содержит ответа на данный вопрос. Таким образом, перечень расходов, связанных с НИОКР – является открытым, не смотря на уточнение некоторых видов расходов.

А значит, перечень «других расходов» налогоплательщик может утвердить учетной политикой для целей налогового учета организации.

При этом не следует забывать, что в состав расходов на НИОКР можно включить лишь «непосредственно связанные» с выполнением НИОКР затраты.

К другим расходам могут относиться следующие расходы:

  • аренда оборудования, требующегося для проведения НИОКР;
  • аренда помещений, необходимых для НИОКР;
  • материальные затраты, не поименованные в составе материальных расходов по НИОКР;
  • оплата разрешительной документации, связанной с выполнением НИОКР;
  • прочие непосредственно связанные с НИОКР расходы.

5. Стоимость работ по договорам на выполнение:

  • научно-исследовательских работ,
  • опытно-конструкторских и технологических работ,

для налогоплательщика, выступающего в качестве заказчика научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок.

6. Отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», в сумме не более 1,5% доходов от реализации, определяемых в соответствии со статьей 249 НК РФ.

Порядок признания расходов, связанных с НИОКР, для целей налогового учета

В соответствии с п.4 ст.262 Налогового кодекса, расходы на НИОКР в виде:

  • Сумм амортизации ОС и НМА,
  • Расходов на оплату труда,
  • Материальных расходов,
  • Расходов по договорам на выполнение НИОКР,
  • Других расходов, непосредственно связанных с НИОКР (в пределах 75% от расходов на оплату труда),

признаются для целей налогообложения независимо от результата соответствующих НИОКР:

  • после завершения этих исследований или разработок/отдельных этапов работ,
  • и/или подписания сторонами акта сдачи-приемки.

Налогоплательщик вправе включать расходы на НИОКР в состав прочих расходов в том отчетном/налоговом периоде, в котором завершены такие исследования или разработки/отдельные этапы работ.

  1. Расходы в виде отчислений на формирование фондов (не более 1,5% доходов от реализации) признаются для целей налогообложения в том отчетном/налоговом периоде, в котором они были произведены.
  2. Сумма других расходов, непосредственно связанных с проведением НИОКР и превышающая 75% расходов на оплату труда, включается в состав прочих расходов в отчетном/налоговом периоде, в котором завершены НИОКР или отдельные этапы работ по НИОКР (п.5 ст.262 НК РФ).
  3. В соответствии с п.7 ст.262 Налогового кодекса, налогоплательщики, осуществляющие расходы на НИОКР по перечню НИОКР, установленному Правительством РФ и связанные с НИОКР в следующих областях:
  • Индустрия наносистем,
  • Информационно-телекоммуникационные системы,
  • Науки о жизни,
  • Рациональное природопользование,
  • Транспортные и космические системы,
  • Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика,

вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов того отчетного/налогового периода, в котором завершены такие исследования или разработки/отдельные этапы работ, в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

К фактическим затратам налогоплательщика на НИОКР относятся затраты, предусмотренные подпунктами 1 — 5 пункта 2 статьи 262 НК РФ, а именно:

  • Суммы амортизации ОС и НМА,
  • Расходы на оплату труда,
  • Материальные расходы,
  • Расходы по договорам на выполнение НИОКР,
  • Другие расходы, непосредственно связанные с НИОКР (в пределах 75% от расходов на оплату труда).

Обратите внимание:В ИФНС необходимо предоставлять отчет о выполненных НИОКР, расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5 (п.8 ст.262 НК РФ).

Отчет представляется в ИФНС вместе с налоговой декларацией по итогам года, в котором были завершены НИОКР.

Отчет о выполненных НИОКР представляется в отношении каждого научного исследования и опытно-конструкторской разработки/отдельного этапа работы. Он должен соответствовать общим требованиям, установленным национальным стандартом к структуре оформления научных и технических отчетов.

В соответствии со статьей 83 НК РФ, организации, отнесенные к категории крупнейших, представляют отчет, в ИФНС по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

ИФНС вправе назначить экспертизу указанного отчета в целях проверки соответствия выполненных НИОКР перечню, установленному Правительством РФ, в порядке, установленном статьей 95 НК РФ.

Указанная экспертиза может быть произведена:

  • государственными академиями наук,
  • федеральными и национальными исследовательскими университетами, государственными научными центрами,
  • национальными исследовательскими центрами,
  • федеральными центрами науки и высоких технологий.

В случае непредставления отчета о выполненных НИОКР, суммы расходов на выполнение данных исследований и/или разработок учитываются в составе прочих расходов в размере фактических затрат.

Обратите внимание: Расходы на НИОКР, в том числе не давшие положительного результата, по Перечню, начатые до 01.01.2012г., включаются в состав прочих расходов в том отчетном/налоговом периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5 в порядке, действовавшем в 2011 году. Отчет в отношении таких НИОКР не представляется (п.11 ст.262 НК РФ).

4. В соответствии с п.9 ст.262 НК РФ, если в результате произведенных расходов на НИОКР организация получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пункте 3 статьи 257 НК РФ*, данные права признаются НМА.

Расходы по таким НМА:

  • подлежат амортизации, исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ или применимым законодательством иностранного государства. По НМА, СПИ которых определить невозможно, нормы амортизации устанавливаются исходя из СПИ 10 лет (но не более срока деятельности организации).
  • учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет.

Выбранный порядок учета указанных расходов необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения организации.

Обратите внимание:Суммы расходов на НИОКР, ранее включенные в состав прочих расходов, восстановлению и включению в первоначальную стоимость НМА не подлежат.

*НМА признаются приобретенные/созданные организацией результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности/исключительные права на них, используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Обратите внимание:В случае реализации налогоплательщиком НМА, полученного в результате осуществления расходов на НИОКР по Перечню (п.7 ст.262 НК РФ), с убытком данный убыток не учитывается для целей налогообложения.

Порядок создания резервов предстоящих расходов, связанных с НИОКР для целей налогового учета

В соответствии с положениями статьи 267.2 НК РФ, организация вправе создавать резервы предстоящих расходов на НИОКР.

Обратите внимание:Организация, на основании разработанных и утвержденных программ проведения НИОКР самостоятельно принимает решение о создании каждого резерва и отражает это решение в учетной политике для целей налогообложения (п.2 ст.267.2 НК РФ).

Размер создаваемого резерва не может превышать планируемые расходы (смету) на реализацию утвержденной налогоплательщиком программы проведения НИОКР.

Смета на реализацию утвержденной налогоплательщиком программы проведения НИОКР может включать только затраты, признаваемые расходами на НИОКР в соответствии с пп.1 — 5 п.2 ст.262 НК РФ, а именно:

  • Суммы амортизации ОС и НМА,
  • Расходы на оплату труда,
  • Материальные расходы,
  • Расходы по договорам на выполнение НИОКР,
  • Другие расходы, непосредственно связанные с НИОКР (в пределах 75% от расходов на оплату труда).

При этом предельный размер отчислений в резервы не может превышать сумму, определяемую по формуле:

N = I * 0,03 — S,

Где:

  • N — предельный размер отчислений в резервы;
  • I — доходы от реализации отчетного (налогового) периода, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ;
  • S — расходы в виде отчислений на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности (пп.6 п.2 ст.262 НК РФ).

Сумма отчислений в резерв включается в состав прочих расходов по состоянию на последнее число отчетного (налогового) периода.

Организация, формирующий резерв предстоящих расходов на НИОКР, производит расходы, осуществляемые при реализации программ проведения НИОКР, за счет указанного резерва.

Если сумма созданного резерва оказалась меньше суммы фактических расходов на проведение указанных программ, разница между указанными суммами учитывается как расходы налогоплательщика на НИОКР в соответствии со статьями 262 и 332.1 НК РФ.

Резерв для реализации каждой утвержденной программы, может создаваться на срок, на который запланировано проведение соответствующих НИОКР, но не более двух лет.

Обратите внимание:Выбранный срок создания резерва отражается в учетной политике для целей налогообложения организации.

Сумма резерва, не полностью использованная в течение срока создания резерва, подлежит восстановлению в составе внереализационных доходов того отчетного (налогового) периода, в котором были произведены соответствующие отчисления в резерв.

Особенности ведения налогового учета расходов на НИОКР

В соответствии с положениями статьи 332.1 НК РФ, аналитический учет расходов на НИОКР формируется с учетом группировки по видам работ (договорам) всех осуществленных расходов, включая:

  • Суммы амортизации ОС и НМА,
  • Расходы на оплату труда,
  • Материальные расходы,
  • Расходы по договорам на выполнение НИОКР,
  • Другие расходы, непосредственно связанные с НИОКР.

Данные регистров налогового учета должны содержать информацию:

  1. О суммах расходов на НИОКР с учетом группировки по видам работ (договорам).
  2. О суммах расходов по статьям:
  • амортизация объектов ОС,
  • амортизация объектов НМА,
  • оплата труда работников,
  • материальные расходы,
  • прочие расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР

по каждому виду НИОКР, выполняемых собственными силами.

3. О суммах расходов на НИОКР, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде в форме отчислений на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».

4. О суммах расходов на НИОКР, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде за счет резерва предстоящих расходов на НИОКР (для организаций, формирующего указанный резерв).

5. О суммах расходов на НИОКР, давших положительный результат и не давших положительного результата, включенных в состав прочих расходов отчетного (налогового) периода.

6. О суммах расходов на НИОКР, давших положительный результат и не давших положительного результата, включенных в состав прочих расходов отчетного (налогового) периода с применением коэффициента 1,5.

Если налогоплательщик создал резерв предстоящих расходов на НИОКР, расходы, осуществляемые при реализации программ проведения НИОКР, уменьшающие сумму указанного резерва, отражаются в регистрах налогового учета в вышеуказанном порядке.

Учетная политика организации для целей налогового учета расходов на НИОКР

В учетной политике организации, осуществляющей расходы на НИОКР, для целей налогового учета следует отразить следующие важные моменты:

  1. Применяемый метод амортизации (линейный или нелинейный) ОС и НМА, используемых для выполнения НИОКР.
  2. Состав «других» расходов, непосредственно связанных с выполнением НИОКР.
  3. Порядок учета расходов на НИОКР, если они признаны НМА организации.
  4. Решение о создании резервов предстоящих расходов на НИОКР, состав таких резервов и сроки их создания.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Содержание

Этапы НИОКР

Процесс выполнения НИОКР может состоять из одной или нескольких стадий. В научно-технической деятельности под стадией (этапом) понимается совокупность работ, характеризующаяся признаками их самостоятельного планирования и финансирования, направленная на получение предусмотренных результатов и подлежащая обособленной приемке. Каждый отдельный этап может являться самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности, факт внедрения которого не зависит от момента окончания работ в целом. В зависимости от жизненного цикла изделий, могут быть выделены следующие типовые этапы НИОКР:

Исследование

  • Проведение исследований, разработка технического предложения (аванпроекта);
  • Разработка технического задания на опытно-конструкторские (технологические) работы.

Разработка

  • Разработка эскизного проекта;
  • Разработка технического проекта;
  • Разработка рабочей конструкторской документации на изготовление опытного образца;
  • Изготовление опытного образца;
  • Проведение испытаний опытного образца;
  • Отработка документации;
  • Утверждение рабочей конструкторской документации для организации промышленного (серийного) производства изделий.

Поставка продукции на производство и эксплуатация

  • Корректировка конструкторской документации по выявленным скрытым недостаткам;
  • Разработка эксплуатационной документации.

Ремонт

  • Разработка рабочей конструкторской документации на проведение ремонтных работ.

Снятие с производства

  • Разработка рабочей конструкторской документации на утилизацию.

Пример этапов выполнения ОКР

Порядок этапов выполнения ОКР на оптико-электронный прибор:

  1. Изучение существующих изделий подобного типа
  2. Изучение элементной базы пригодной для построения требуемого изделия
  3. Выбор элементной базы
  4. Разработка оптической схемы прототипа изделия
  5. Разработка структурной электрической схемы прототипа изделия
  6. Разработка эскизов корпуса изделия
  7. Согласование с заказчиком фактических технических характеристик и внешнего вида изделия
  8. Разработка электрической принципиальной схемы изделия
  9. Изучение производственной базы и возможностей производства печатных плат
  10. Разработка тестовой печатной платы изделия
  11. Размещение заказа на изготовление тестовой печатной платы изделия
  12. Размещение заказа на поставку элементной базы для изготовления изделия
  13. Размещение заказа на пайку тестовой печатной платы изделия
  14. Разработка тестового кабеля изделия
  15. Изготовление тестового кабеля изделия
  16. Испытание тестовой печатной платы изделия
  17. Написание программного обеспечения для тестовой печатной платы изделия и компьютера
  18. Изучение производственной базы и возможностей производства оптических элементов
  19. Расчет оптических элементов изделия с учётом возможностей производства
  20. Изучение производственной базы и возможностей производства пластмассовых корпусов, металлических элементов и метиз
  21. Разработка конструкции корпуса оптического бокса изделия с учётом возможностей производства
  22. Размещение заказа на изготовление оптических элементов и корпуса оптического бокса изделия
  23. Опытная сборка оптического бокса изделия с подключением тестовой печатной платы
  24. Испытание режимов работы тестовой печатной платы изделия и оптического бокса
  25. Коррекция программного обеспечения, принципиальной схемы и параметров оптической части изделия, с целью получения заданных параметров
  26. Разработка корпуса изделия
  27. Разработка печатной платы по фактическим размерам корпуса изделия
  28. Размещение заказа на изготовление корпуса прототипа изделия
  29. Размещение заказа на изготовление печатной платы прототипа изделия
  30. Распайка и программирование печатной платы изделия
  31. Окраска корпуса прототипа изделия
  32. Изготовление кабеля прототипа изделия
  33. Окончательная сборка прототипа изделия
  34. Тестирование всех параметров и надёжности работы прототипа изделия
  35. Написание технологии производства изделия
  36. Написание инструкции пользователя к изделию
  37. Передача технической документации, программного обеспечения и прототипа изделия заказчику с подписанием документов об окончании контракта

ОКР может проводиться в двух формах: А и Б. ОКР по форме А проводится с одновременной постановкой на производство разрабатываемого изделия, по форме Б — последующей постановкой на производство разработанного изделия или без постановки на производство.

Договор на выполнение НИОКР

Порядок выполнения Товарных НИОКР регулируется договором на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Законодательство РФ выделяет два вида данного договора:

  1. Договор на выполнение научно-исследовательских работ (НИР). По договору на выполнение НИР исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования.
  2. Договор на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ (ОКР). По договору на выполнение ОКР исполнитель обязуется разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию.

Сторонами договора на выполнение НИОКР являются исполнитель и заказчик. Исполнитель обязан провести научные исследования лично. Привлекать к исполнению НИР соисполнителей допускается только с согласия заказчика. При выполнении ОКР исполнитель вправе привлекать третьих лиц, если иное не предусмотрено договором. К отношениям исполнителя с третьими лицами в случае их привлечения к выполнению НИОКР применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике.

В отличие от других видов обязательств договоры на выполнение НИОКР характеризуются:

  • Наличием технического задания, в котором определяется тематика работ, устанавливается объект разработки, практическое использование планируемых результатов, технико-экономические параметры и требования к уровню разработки объекта. Кроме того, техническое задание устанавливает этапы выполнения работ, программу исследования и перечень документации и изделий, подлежащих сдаче при приемке выполненных по договору работ.
  • Установлением распределения прав сторон на полученные результаты работ. Права на полученные результаты могут принадлежать заказчику или исполнителю либо заказчику и исполнителю совместно.
  • Установлением уровня разработок, определяющего статус полученного результата как объект интеллектуальной собственности или неохраняемый интеллектуальный продукт.
  • Обязательствами о конфиденциальности сведений, относящихся к результатам интеллектуальной деятельности.

Специфической особенностью НИОКР является то, что для данных видов работ велик риск неполучения, по объективным причинам, результата, установленного в техническом задании. Риск случайной невозможности исполнения договоров на выполнение НИОКР несет заказчик, если иное не предусмотрено законом или договором. Исполнитель обязан незамедлительно информировать заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы. Обязанность доказательства факта невозможности получить предусмотренный результат лежит на исполнителе. Решение о прекращении работ принимается заказчиком.

При выполнении Капитальных НИОКР, функции заказчика и исполнителя осуществляются одним и тем же лицом и составления договора, следовательно, не требуется. Таким образом, условия выполнения Капитальных НИОКР определяются техническим заданием и календарным планом (планом научных работ), утверждённым исполнительным органом организации и/или научно-техническим советом. Факт окончания работ и полученный результат устанавливаются в техническом акте, утверждённом исполнительным органом организации.

Роль НИОКР (R&D) в современном бизнесе

Роль НИОКР (R&D) растет по мере того, как основная часть добавленной стоимости в бизнесе смещается с этапа производства на этап разработки. На основании результатов НИОКР принимаются ключевые решения в высокотехнологичном бизнесе. Все большую важность принимает НИОКР (R&D) для маркетинга, компании отслеживают последние разработки конкурентов и потребности потребителей с тем, чтобы сонастроить с ними собственные исследования. Возросшую роль НИОКР в бизнес-процессах отражает недавно появившаяся в большинстве крупных российских компаний должность – директор или менеджер по R&D. В функции менеджера R&D входит формирования и реализация программы НИОКР, разработка программы инновационного развития предприятия, организация технологических процессов: разработка технологий, проектирование. Вместе с тем, НИОКР – одна из самых сложных областей с точки зрения менеджмента, т.к. отличительной особенностью большинства исследований является трудная предсказуемость конечных результатов исследований и их возможной коммерциализации. В результате, большие затраты на НИОКР не всегда гарантируют большую прибыль или большую долю на рынке.

Примечания

  1. ГОСТ 15.105-2001 «Система разработки и поставки продукции на производство. Порядок выполнения НИР и его составных частей»; ГОСТ 15.203-2001 «Система разработки и поставки продукции на производство. Порядок выполнения ОКР по созданию изделий и его составных частей»
  2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02, утверждённое Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 115н.
  3. Пункт 1 ст.769 ГК РФ.
  4. Пункт 2 ст.770 ГК РФ.
  5. Статья 706 ГК РФ.
  6. Статья 773 ГК РФ.
  7. Пункт 1 ст.772 ГК РФ, ст.432 ГК РФ.
  8. Солнце науки восходит над Китаем
  9. Knowledge, networks and nations. Global scientific collaboration in the 21st century. The Royal Society
  10. | Государственный интернет-канал «Россия»».
  11. Архивная копия от 26 октября 2013 на Wayback Machine| Т. А. Тормышева «Возможно ли в России построить национальную инновационную систему?».
  12. Nelson R., National Innovation System. New York, Oxford, 1993.
  13. 1 2 | М. А. Мустафин «Инновационная политика в развитых странах мира».
  14. Размер государственных ассигнований отличается в зависимости от отрасли. Например, в аэрокосмической промышленности за счет бюджетных средств осуществляется 75 % всех НИОКР

Литература и нормативные акты

  • Юридическая характеристика договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
  • Павел Корнилов «Учет расходов на НИОКР в бюджетных учреждениях»
  • Федеральный закон от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
  • ГОСТ РВ 15.105-2001 «Военная техника. Порядок выполнения научно-исследовательских работ и их составных частей. Основные положения».
  • ГОСТ РВ 15.203-2001 «Система разработки и поставки продукции на производство. Порядок выполнения ОКР по созданию изделий и его составных частей».
  • ГОСТ 15.110-2003 «Документация отчетная научно-техническая на научно-исследовательские, аванпроекты и опытно-конструкторские работы». (недоступная ссылка)
  • Приказ ФАП №95 от 16.09.2004 «Об утверждении правил научно-технического сопровождения и приемки выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ». Архивная копия от 2 ноября 2011 на Wayback Machine
  • Мякинина Л.Н. Наука, проектирование с точки зрения научных организаций и потребителей.
  • Потёмкин С.Ю. Бухгалтерский и налоговый учет в инновационной сфере: от создания результатов научно-технической деятельности до использования прав на интеллектуальную собственность. — Экзамен. — 2011. — 239 с. — ISBN 978-5-377-03928-0. Архивировано 4 марта 2014 года. Архивная копия от 4 марта 2014 на Wayback Machine
  • Черничкина Г.Н. Договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
  • Григорьев М. Н., Е. Ю. Краснова; Маркетинг продукции военного назначения : учебник/ Издательство Инфо-да, — СПб., 2011. — С.435 — ISBN 978-5-94652-344-8
  • Никитин С. М. Наука в современной капиталистической экономике. — М., Наука, 1987. — 237 c.

по передаче имущества
в собственность
по передаче имущества
в пользование
по выполнению работ
об оказании услуг фактические юридические финансовые
связанные с правом на ИС
о совместной деятельности
иные

Письмо Минфина России от 12.03.2013 N 03-03-06/1/7287

Затраты на НИОКР по перечню, установленному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988, налогоплательщик вправе учитывать в составе прочих расходов в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5 в периоде завершения таких разработок (их отдельных этапов).

Вопрос: Организация является производителем оборудования в области промышленной автоматизации и выполняет НИОКР в качестве исполнителя (подрядчика). Также она проводит НИОКР для собственных нужд (без привлечения сторонних подрядчиков), входящие в «Перечень» НИОКР, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988, по которым возможен учет расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 в соответствии с «п. 7 ст. 262» НК РФ.

НИОКР для собственных нужд проводятся по следующим направлениям:

— разработка технологии создания системы приемки, мониторинга, контроля, учета и регулирования в электроэнергетике;

— разработка технологий и средств управления функционированием и развитием систем централизованного теплоснабжения и электроэнергетических систем;

— разработка интеллектуальной энергетической системы на основе активно-адаптивной сети и ее элементов;

— разработка технологий интеллектуального учета электроэнергии.

Вправе ли организация в целях исчисления налога на прибыль учитывать расходы на НИОКР для собственных нужд с применением коэффициента 1,5?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 12 марта 2013 г. N 03-03-06/1/7287

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

Порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее — НИОКР) для целей налогообложения прибыли организаций установлен «ст. 262» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

«Пунктом 1 ст. 262» НК РФ предусмотрено, что в целях гл. 25 НК РФ расходами на НИОКР признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления.

В соответствии с «п. 10 ст. 262» НК РФ положения указанной статьи не распространяются на признание для целей налогообложения расходов налогоплательщиков, выполняющих НИОКР по договору в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика).

«Пунктом 1 ст. 332.1» НК РФ предусмотрено, что в аналитическом учете налогоплательщик формирует сумму расходов на НИОКР с учетом группировки по видам работ (договорам) всех осуществленных расходов.

В случае если налогоплательщик одновременно выполняет несколько отдельных НИОКР, часть из которых выполняется для собственных нужд, а часть — в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика), положения «ст. 262» НК РФ не применяются только в отношении расходов на НИОКР, выполняемых в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика).

В соответствии с «п. 7 ст. 262» НК РФ налогоплательщик, осуществляющий расходы на НИОКР по «перечню» НИОКР, установленному Правительством Российской Федерации, вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

К фактическим затратам налогоплательщика на НИОКР относятся затраты, предусмотренные «пп. 1» — «5 п. 2 ст. 262» НК РФ.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации в отношении расходов на НИОКР, выполняемых для собственных нужд, налогоплательщик вправе использовать право, предусмотренное «п. 7 ст. 262» НК РФ в части признания расходов на НИОКР, предусмотренных «перечнем», установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 N 988, в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).

Правительство расширило перечень НИОКР для льготного налогообложения

Значительно обновился перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы на которые учитываются с коэффициентом 1,5. КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня Получить доступ Правительство РФ своим постановлением скорректировало перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы на которые учитываются по-особому. При налогообложении прибыли такие затраты налогоплательщика включаются в состав прочих расходов с коэффициентом 1,5. Это предусматривает п. 7 статьи 262 Налогового кодекса. В нём говорится: Налогоплательщик, осуществляющий расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки по перечню научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, установленному Правительством Российской Федерации, вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Обновленный перечень существенно расширен и иначе систематизирован. Для удобства он разделен на укрупненные разделы: «Индустрия наносистем», «Информационно-телекоммуникационные системы», «Рациональное природопользование» и т.д. Отметим, согласно налоговому законодательству, учитываться особым образом будут следующие расходы на НИОКР:

  • суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам (за исключением зданий и сооружений), используемым для выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, начисленные в соответствии с настоящей главой за период, определяемый как количество полных календарных месяцев, в течение которых указанные основные средства и нематериальные активы использовались исключительно для выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок;
  • суммы расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, предусмотренных пунктами 1, 3, 16 и 21 части второй статьи 255 настоящего Кодекса, за период выполнения этими работниками научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок;
  • материальные расходы, предусмотренные подпунктами 1 — 3 и 5 пункта 1 статьи 254 настоящего Кодекса, непосредственно связанные с выполнением научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок;
  • другие расходы, непосредственно связанные с выполнением научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, в сумме не более 75 процентов суммы расходов на оплату труда, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
  • стоимость работ по договорам на выполнение научно-исследовательских работ, договорам на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ — для налогоплательщика, выступающего в качестве заказчика научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок…

Напомним, что отчет о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ) представляется в налоговую одновременно с декларацией по налогу на прибыль. При непредставлении такого отчета суммы расходов на выполнение НИОКР учитываются в составе прочих расходов в размере фактических затрат. Общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов устанавливаются ГОСТ 7.32-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» . Требования к содержанию структурных элементов отчета содержатся в разделе 5 ГОСТ 7.32-2001. Новая редакция перечня вступает в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования постановления правительства. Действие документа распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2012 года. На данный момент правовой акт опубликован не был. Подробную информацию по вопросам, связанным с уплатой налогов, можно найти на нашем сайте в разделе «Справочник налогов». Там приводятся сведения о налоговой базе, ставках, льготах и налоговых вычетах и т.д. Ближайшие даты уплаты налогов, представления бухгалтерской и налоговой отчетности, а также сведений во внебюджетные фонды вы можете найти в разделе «Календарь бухгалтера».

Особенности калькуляции цены НИР и ОКР в сфере Гособоронзаказа

Новое Постановление о государственном регулировании цен оборонного заказа, вступившее в силу с начала 2018 года, существенно изменило законодательную базу в сфере ценообразования. Однако, кардинальных изменений в сути методологии формирования цен на НИР и ОКР произведено не было.

Ценообразование НИР и ОКР по Постановлению №1465

В соответствии с действующим Положением, утвержденным Постановлением №1465, основополагающим методом определения цены НИР и ОКР является затратный метод. Причем в последующие годы сформированная цена работ не подлежит индексации (п. 21 Положения), и не может быть определена методом индексации по статьям затрат (п. 27 Положения).
Цена научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ есть сумма обоснованных затрат на выполнение данных работ, включаемых в себестоимость, и прибыли.
Допускается формирование цены НИР и (или) ОКР посредством аналога. При этом должна быть определена зависимость цены выбранной работы — аналога от ее основных потребительских параметров. Расчет цены работ необходимо производить с учетом отличий в отношении технических характеристик, сложности, уникальности и объемов выполняемых работ.
Основой формирования цены работ, отдельных видов затрат или трудоемкости работ могут служить экономико-математические модели.

Ценообразование НИОКР гособоронзаказа до 2018 года

Цена опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ в сфере оборонного заказа может быть определена несколькими способами: методом калькулирования, методом индексации статей затрат, аналоговым методом, методом экспертных оценок, а также комбинацией перечисленных методов.
Калькулирование является основным методом расчета цен на НИР и ОКР.
Цены на НИОКР, срок выполнения которых превышают один год, определяются индексированием по статьям затрат исходя из сумм затрат на весь период работ, рассчитанных раздельно по каждому этапу в условиях каждого года их выполнения.
Аналоговый метод используется для определения цен НИР и ОКР по аналогичным ранее выполненным работам, а также на модернизируемые образцы серийных изделий. Аналоговый метод ценообразования применяется в комбинации с методами калькулирования и индексирования.
Метод экспертных оценок применяется для определения цены на выполненные работы при отсутствии возможности ее установления методами калькуляции, индексирования, аналогов или их комбинаций.
Цена опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ формируется исходя из обоснованных затрат на выполнение работ и величины прибыли. Цена НИОКР в целом определяется путем суммирования цен этапов работ, проводимых в соответствии с тактико-техническим (техническим) заданием.

Аналоговый метод формирования цен НИР и ОКР

Расчет цены опытно-конструкторских, научно-исследовательских и технологических работ аналоговым методом производится исходя из состава и величины фактических затрат ранее выполненных аналогичных работ с применением соответствующих «коэффициентов новизны».
При этом рекомендуется отдельно оценивать трудоемкость ранее выполненных аналогичных работ, состав и квалификацию непосредственных исполнителей.
Плановая калькуляция цены НИР или ОКР аналоговым методом составляется для каждого этапа работ.

Аналоговый метод ценообразования для военной продукции

Цена единицы продукции определяется на основе цены аналогичной по своему функциональному назначению продукции. В расчетах учитываются отличия в технических характеристиках, сложности и уникальности видов и объемов работ, а также уровень квалификации рабочих и специалистов.
Требуется установить зависимость цены на него от основных потребительских параметров. Определение цены на модернизированную продукцию аналоговым методом осуществляется исходя из приращений цен, обеспечивающих достижение заданных значений различных (в том числе новых) параметров продукции (геометрических, физических, химических, весовых, прочностных и других параметров).

Метод экспертных оценок расчета цен НИОКР гособоронзаказа

Предметом экспертной оценки могут как общая цена, так и затраты по отдельным статьям калькуляции или этапам работ.
Основанием для принятия решения об определении цены может быть экспертное мнение научно-технического совета или руководителя темы (научного руководителя НИР, главного конструктора ОКР).
При формировании цены на НИР и ОКР методом экспертных оценок следует учитывать все факторы, которые могут оказать влияние на выполнение работ и позволят обосновать полученный результат. Для этого необходимо отдельно оценивать состав и квалификацию единственных исполнителей НИР и ОКР, наличие материально-технической базы, трудоемкость выполнения работ, потребность в материальных ресурсах, состав и квалификацию исполнителей, планируемых к привлечению единственными исполнителями НИР и ОКР для выполнения составных частей НИР и ОКР.
Расчет цены НИР или ОКР экспертным методом целесообразно производить по каждому этапу НИР или ОКР и в комбинации с другими методами определения цены.

Состав комплекта РКМ по военным НИОКР

Как правило, срок выполнения НИР и ОКР по оборонному заказу превышает один год. Поэтому обоснование цены работ оформляется по формам, позволяющим представлять данные по каждому году выполнения работ раздельно. Нумерация таких типовых форм РКМ использует букву «д».
Кроме того, для обоснования затрат и цены научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ информация представляется отдельно по каждому этапу работ.

Формы РКМ по НИР и ОКР до 2018 года

Комплект РКМ для обоснования цены НИОКР по оборонному заказу, выполняемых более одного года, оформляется по формам Приложений N 1д – 15д к приказу ФСТ от 09.02.2010 N 44-а или же по формам приказа ФСТ от 24.03.2014 N 469-а (Форма N 1 НИОКР, Форма N 2 НИОКР, Форма N 3 НИОКР, Форма N 4 НИОКР, Форма N 4.1 НИОКР, Форма N 5 НИОКР, Форма N 5.1 НИОКР, Форма N 5.2 НИОКР, Форма N 5.3 НИОКР, Форма N 6 НИОКР, Форма N 6.1 НИОКР, Форма N 7 НИОКР, Форма N 8 НИОКР, Форма N 9 НИОКР, Форма N 9.1 НИОКР, Форма N 9.1.1 НИОКР, Форма N 9.2 НИОКР, Форма N 9.3 НИОКР, Форма N 10 НИОКР, Форма N 10.1 НИОКР, Форма N 11 НИОКР).
Формы документов, введенные в действие Приказом уже расформированного ФСТ России от 24.03.2014 №469-а, разработаны в соответствии с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2013 года №1119, которое утратило силу 7 марта 2017 года (Постановление Правительства РФ от 17.02.2017 №208).
Тем не менее, действие форм документов Приказ №469а отменено не было. Из утвержденных форм этого приказа в тот год была отменена только форма запроса о прогнозных ценах (Приказ ФАС России от 17.07.2017 №947/17).
Действие типовых форм, утвержденных приказами ФСТ №44 и №469-а, отменено в марте 2018 года.

Действующие формы РКМ по НИОКР

Приказом ФАС России от 31.01.2018 №116/18 утверждены новые типовые формы. Приказ вступил в силу 3 марта 2018 года.
В типовых формах Структуры цены и Калькуляции затрат для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предусмотрено две специальные статьи: «затраты на специальное оборудование для научных (экспериментальных) работ» (5) и «затраты по работам, выполняемым сторонними организациями» (13), включая «затраты сторонних организаций по выполнению составных частей» (13.1) и «другие работы и услуги, выполняемые сторонними организациями» (13.2).
Кроме того, Приказом №116/18 для НИОКР введены отдельные типовые формы расшифровок: Форма №7 (7д) НИР (ОКР) «Расшифровка затрат по работам (услугам), выполняемым организациями-соисполнителями»; Форма №9 НИР (ОКР) «Расшифровка основной заработной платы»; Форма №15 (15д) НИР (ОКР) «Расшифровка затрат на специальное оборудование»; Форма №15.1 (15.1д) НИР (ОКР) «Расшифровка затрат на изготовление специального оборудования собственными силами».
Представление информации для обоснования цены НИОКР и затрат на их выполнение производится по типовым формам в отдельности по каждому этапу работ и по годам выполнения работ. Допускается определение трудоемкости работ в чел/часах.

Вид цены НИОКР

Порядок и условия применения вида цены на проведение научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ установлен Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (Постановление Правительства от 02.12.2017 №1465).
Выбор вида цены осуществляется с учетом вида работ, их продолжительности и наличия исходных данных для определения экономически обоснованной цены.
При заключении контракта на проведение НИР и (или) ОКР по перспективным направлениям разработки новых образцов военной продукции, на проведение поисковых исследований по таким направлениям, если на момент заключения контракта невозможно определить величину затрат, связанных с выполнением этих работ, применяется ориентировочная (уточняемая) цена или цена, возмещающая издержки.

Российские военные стандарты по НИР и ОКР

Российские государственные национальные военные стандарты обозначают литерами «РВ» (ГОСТ РВ). Новые стандарты вводятся взамен советских, обозначаемых литерой «В» (ГОСТ В).

  • ГОСТ РВ 15.101-95 «Военная техника. Тактико-техническое (техническое) задание на выполнение НИР»
  • ГОСТ РВ 15.105-2001 «Военная техника. Порядок выполнения НИР и их составных частей. Основные положения»
  • ГОСТ РВ 15.110-2003 «Военная техника. Документация отчетная научно-техническая на НИР, аванпроекты и ОКР»
  • ГОСТ РВ 15.201-2003 «Военная техника. Тактико-техническое (техническое) задание на выполнение ОКР»
  • ГОСТ РВ 15.203-2001 «Военная техника. Порядок выполнения ОКР по созданию изделий и их составных частей»
  • ГОСТ РВ 15.205-2004 «Военная техника. Порядок выполнения ОКР по созданию комплектующих изделий межотраслевого применения»
  • ГОСТ РВ 15.211-2002 «Военная техника. Порядок разработки программ и методик испытаний опытных образцов изделий»

Статья о НИОКР в оборонном заказе подготовлена с использованием правовых актов и актуальной законодательной базы в сфере гособоронзаказа по состоянию на 1 февраля 2019 года

Обоснование цены «неГОЗовских» НИОКР

Приказом Минпромторга России №1788 от 11.09.2014 утверждена Методика определения и обоснования начальной (максимальной) цены государственных контрактов (НМЦК) на выполнение научно-исследовательских (НИР), опытно-конструкторских (ОКР) и технологических работ (ТР). Данная методика не используется при обосновании цены НИОКР, выполняемых в рамках государственного оборонного заказа.
Методика Минпромторга определяет два метода определения НМЦК НИОКР: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) и затратный метод (дополнительный метод).

Анализ рынка (НИОКР)

При определении цены методом сопоставимых рыночных цен коэффициент вариации цены не должен превышать 33%. Данный метод является основным при определении цены неГОЗОвских НИОКР.

Затратный метод для НИР, ОКР и РТ

Действующей негозовской методикой при затратном методе определения цены НИОКР установлены следующие предельные нормативы:

  • накладные для ОКР и ТР – 250% от ФОТ
  • накладные для НИР – 150% от ФОТ
  • прочие прямые – 10% от ФОТ
  • рентабельность для ОКР и ТР – 15% от себестоимости
  • рентабельность для НИР – 5% от себестоимости

Расходы НИОКР

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *