Сумму обеспечительного платежа, засчитываемую в счет будущей арендной платы, можно рассматривать в качестве платежа, выполняющего как обеспечительную, так и платежную функцию. В этом случае обеспечительный платеж рассматривается в качестве полученной предоплаты (аванса). Следовательно, сумма поступившего платежа включается в доходы на дату ее получения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ, п. 10 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 НК РФ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018), Решение ВАС РФ от 20.01.2006 N 4294/05, Письмо Минфина России от 22.06.2015 N 03-11-06/2/36071).
Существует и иной подход, согласно которому до момента зачета обеспечительного платежа в счет арендной платы он выполняет только обеспечительную функцию, но не платежную. При этом сумма обеспечительного платежа засчитывается в счет исполнения соответствующего обязательства при наступлении обстоятельств, предусмотренных договором (абз. 2 п. 1 ст. 381.1 ГК РФ). Следовательно, до наступления таких обстоятельств обеспечительный платеж носит исключительно обеспечительную функцию и не является предварительной оплатой (авансом) или поступлением, связанным с оплатой реализованных услуг по аренде.
Исходя из такого подхода обеспечительный платеж не признается в составе доходов для целей налогообложения, так же как и залог, который относится к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы на основании пп. 2 п. 1 ст. 251, пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ. Это обусловлено тем, что обеспечительный платеж и залог имеют общую правовую природу. Такое мнение выражено в Письме Минфина России от 17.12.2015 N 03-11-06/2/73977.
В рассматриваемой ситуации, если не будете включать обеспечительный платеж в налоговую базу по УСН, то неуплата налога (авансового платежа) может повлечь для Вас ряд негативных последствий:
— начисление пеней на неуплаченную сумму (п. 2 ст. 57, п. 3 ст. 58 НК РФ);
— наложение штрафа налоговым органом (ст. 122 НК РФ). Отметим, что в случае неуплаты авансовых платежей инспекция не вправе привлечь вас к ответственности (п. 3 ст. 58 НК РФ);
— взыскание недоимки, пеней и штрафов (п. п. 2, 8 ст. 45 НК РФ) <5>. Инспекция вправе взыскать платежи в бесспорном порядке (списать средства с ваших рублевых, валютных счетов, погасить задолженность за счет электронных денег, иного вашего имущества, а с 1 июня 2018 г. — также списать средства со счетов в драгоценных металлах) или в судебном порядке (п. 2 ст. 45, ст. ст. 46, 47 НК РФ). В процессе взыскания налоговый орган может приостановить расходные операции по вашим счетам в банках (переводы электронных денежных средств), арестовать имущество (ст. ст. 76, 77 НК РФ).
Главная → Статьи → Электронные торги: учет расходов на ЭЦП у «упрощенца»
Организация (УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы») приняла участие в электронных торгах. Можно ли учесть в расходах затраты на участие в торгах (оформление ЭЦП, получение сертификата ключа ЭЦП, расходы на программное обеспечение и т.д.)?
Если объектом налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (далее – Налог), являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая база определяется как денежное выражение доходов, уменьшенное на величину расходов (п.п. 1 и 2 ст. 346.18 НК РФ).
При этом налогоплательщики учитывают расходы в порядке, который установлен положениями ст. 346.16 НК РФ.
Так, при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Как неоднократно разъясняли финансовое и налоговое ведомства, налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы могут учитывать расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. При этом данный перечень расходов носит закрытый характер (смотрите, например, письма Минфина России от 20.01.2014 № 03-11-06/2/1478, от 13.02.2015 № 03-11-06/2/6557, от 07.05.2015 № 03-11-03/2/26501, УФНС России по г. Москве от 03.08.2011 № 16-15/075976@).
Ссылаясь на это обстоятельство, Минфин России в письме от 02.07.2007 № 03-11-04/2/173 приходит к выводу, что расходы, связанные с участием организации в конкурсных торгах (тендерах) на право заключения контрактов и договоров, не должны учитываться при исчислении Налога.
Финансисты также поясняли, что, поскольку оплата права на заключение договора купли-продажи, в которую включается задаток, внесенный за участие в аукционе, не предусмотрена ст. 346.16 НК РФ, данные платежи не могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (письмо Минфина России от 27.12.2007 № 03-11-05/317).
О том, что расходы на подготовку документации и уплату сбора, связанные с участием в конкурсных торгах, не учитываются организацией на УСН, Минфин России заявил в письме от 13.05.2009 № 03-11-06/2/85. Это же мнение высказали и представители налоговых органов (смотрите материал: Вопрос: Мы выиграли конкурс в сфере ЖКХ, получили акт и счет на оплату за участие в открытом аукционе в электронной форме. Можно ли включить в расходы данную сумму? Применяем УСН с объектом доходы минус расходы («Упрощенка”, № 3, март 2014 г.)). Подтверждает эту позицию и письмо от 08.08.2014 № 03-11-11/39673, в котором Минфин России указывает, что расходы, связанные с участием в электронных конкурсных и аукционных торгах, в вышеуказанный перечень расходов не включены.
Таким образом, руководствуясь официальной позицией, организация не должна учитывать в расходах, уменьшающих доходы при УСН, затраты, связанные с участием в электронных торгах, поскольку это напрямую не следует из нормы п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
В этой связи можно привести письмо Минфина России от 31.08.2006 № 03-11-04/2/180, в котором говорится, что невозможность учесть расходы, не входящие в перечень, предусмотренный ст. 346.16 НК РФ, компенсируется для налогоплательщиков тем, что глава 26.2 НК РФ является более благоприятным режимом налогообложения, так как налоговая нагрузка в данном случае снижается по сравнению с общим режимом налогообложения более чем в два раза.
С другой стороны, мы полагаем, что при участии в электронных торгах расходы на подготовку документации в определенной части (например, если при этом были задействованы работники организации) могут быть квалифицированы в качестве расходов на оплату труда и учтены при определении налоговой базы по Налогу на основании пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Если отдельно оплачиваются услуги по правовой экспертизе условий аукциона или условий госконтракта, которые произведены силами стороннего юриста, то такие расходы могут учитываться как юридические услуги на основании пп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ полученные доходы могут быть также уменьшены на расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, следовательно, организация вправе учесть расходы по доставке конкурсной документации, если доставка осуществляется почтой.
Также пп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусмотрена возможность признания в составе затрат расходов, связанных с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). Эту норму мы полагаем возможным применить, если, например, для участия в электронных торгах приобретено соответствующее программное обеспечение.
В то же время в письме от 08.08.2014 № 03-11-11/39673 Минфин России конкретизировал, что расходы на электронную цифровую подпись, покупку услуг удостоверяющего электронную цифровую подпись центра и предоставление сертификата ключа электронной цифровой подписи, произведенные для участия в электронных торгах, не учитываются в составе расходов при определении налоговой базы по Налогу.
Тем не менее затраты на участие в электронных торгах могут представлять собой совокупность иных расходов, в том числе поименованных в предусмотренном нормой п. 1 ст. 346.16 НК РФ перечне. В том случае, если деление на отдельные составляющие может быть документально подтверждено, мы полагаем целесообразным рассмотреть указанные в вопросе затраты на предмет возможности учёта по основаниям, предусмотренным в данном перечне.
Представляется необходимым обратить внимание на мнение, выраженное в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.10.2014 № Ф07-6057/14 по делу № А13-9590/2013. Не поддержав выводы судов предыдущих инстанций (решения были вынесены в пользу налогового органа), судьи указали на следующее. Согласно пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий УСН, уменьшает полученные доходы на величину материальных расходов. Перечень материальных расходов приведен в ст. 254 НК РФ и в том числе содержит пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ. Данный перечень материальных расходов является открытым. Предприятие производило перечисление денежных средств для обеспечения заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме на право заключить контракты. Налогоплательщик является специализированной организацией, оказывающей социально значимые услуги по контрактам, заключенным на основании проведенных открытых аукционов. Расходы на участие в аукционе являются частью производственного процесса, направлены на ведение хозяйственной деятельности для получения дохода, в связи с чем подлежат отнесению к расходам согласно положениям ст. 346.16 и ст. 254 НК РФ, поскольку отвечают требованиям, предусмотренным ст. 252 НК РФ.
Таким образом, возможность признания расходов зависит от конкретной ситуации и готовности организации к налоговому спору.