(fiportal
О технологиях. Просто
Главная Научный журнал Новости IT-help Контакты
Открыть валютный счет для РКО — Получи до 50 000 Р на рекламу
2 месяца обслуживания в подарок!
©х
О руб Бе
Главная страница журнала
IT и технические науки
Экономические науки О журнале Редакция Общая лента Выпуски
Опубликовать статью. Авторам
Национальная платежная система «Мир»: правовые аспекты информационных технологий
The National Payment System called Mir (World): Legal Aspects of Information Technology
УДК 346.7
Выходные сведения:
Авторы:
Илона Вадимовна Яблокова, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры финансового права юридического факультета Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург, Российская Федерация), ilonay@list.ru
Ключевые слова:
национальная платежная система, платежная карта «Мир», банковская карта, пластиковая карта, правовое регулирование электронных средств платежа, правовые аспекты информационных технологий
Аннотация:
Данная статья посвящена правовым аспектам информационных технологий, применяемых в национальной системе платежных карт «Мир». Создание и программное конструирование независимой информационной системы для обработки операций, осуществляемых с помощью пластиковых банковских карт «Мир», потребовало применения собственных информационных разработок и независимых технологических решений, особенно в области защиты информации.
Для реализации поставленных задач в целях обеспечения независимости созданной национальной платежной системы «Мир» от международных платежных систем и поставщиков информационно-технологических решений была сформирована специальная нормативная правовая база, ставшая предметом настоящего исследования. Длительное время отсутствие единого специализированного операционного и платежного клирингового центра национального уровня, оказывающего услуги по переводам денежных средств с использованием платежных карт и иных электронных средств платежа, а также доминирующая роль международных платежных систем на российском пространстве оказания платежных услуг, сдерживали развитие национальной платежной системы.
В ходе проведенного исследования, в том числе локальных правовых норм, созданных для реализации собственной национальной платежной системы «Мир», выявлены существенные результаты работы российских разработчиков, нацеленные на продвижение и развитие национальных платежных инструментов для достижения существенной доли в общем объеме рынка как внутрироссийских, так и трансграничных переводов денежных средств с использованием национального электронного средства платежа — платежной карты «Мир», а также перспективы структурного изменения российского рынка розничных платежных услуг, ведущие к снижению его зависимости от международных платежных систем.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Теперь здесь принимают национальную платёжную карту
J Ш
Введение
Длительное время отсутствие единого специализированного операционного и платежного клирингового центра национального уровня, оказывающего услуги по переводам денежных средств с использованием платежных карт и иных электронных средств платежа, а также доминирующая роль международных платежных систем на российском пространстве оказания платежных услуг, сдерживали развитие национальной платежной системы.
Необходимость в обеспечении эффективного, бесперебойного и доступного оказания услуг по переводу денежных средств в Российской Федерации обусловлена целями повышения доверия граждан к осуществляемым с помощью платежной системы безналичным расчетам.
Материал и методы
Условия конкуренции с существующими платежными системами и повсеместное использование международных платежных инструментов потребовало при разработке инструментов национальной платежной системы серьезного решения технически сложных и ответственных задач, особенно в области применяемых информационных технологий.
Создание национальной операционно-независимой платформы для обработки операций потребовало построения такой информационно-технологической платформы, которая обеспечивала бы независимость созданной системы от международных платежных систем и поставщиков информационно-технологических решений. Программное конструирование действительно независимой информационной системы, а также перспективы ее развития и дальнейшей эксплуатации стали возможными только благодаря применению собственных информационных разработок и независимых технологических решений, особенно в области защиты информации.
Результаты и обсуждение
Организация операционного, процессингового и клирингового взаимодействия между участниками рынка по осуществлению ими денежных переводов потребовала применения инновационных технологий и способов для бесперебойного предоставления платежных услуг на базе созданной операционно-независимой информационной платформы.
Приоритетное применение конкурентно способных российских информационных технологий обеспечило национальную безопасность использования инфраструктуры созданной платежной системы для осуществления на российском пространстве переводов денежных средств, в рамках которых между участниками безналичных расчетов стало возможным применение платежной карты «Мир».
Вместе с тем, платежная карта «Мир» предусматривает возможность взаимодействия с международными платежными системами и платежными системами зарубежных государств, как электронное средство платежа, прошедшее независимую аудиторскую проверку на соответствие международным стандартам безопасности, о чем свидетельствует сертификат соответствия требованиям международного стандарта безопасности данных индустрии платежных карт (Payment Card Industry Data Security Standard / PCI DSS 3/1) ;;. Такая возможность обеспечивается выпуском кобейджинговых карт с международными и зарубежными платежными системами.
Сертификат соответствия требованиям международного стандарта безопасности данных индустрии платежных карт выдается Советом по стандартам безопасности данных индустрии платежных карт (Payment Card Industry Security Standards Council, LLC) , который был организован в формате открытого глобального сообщества в 2006 году в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью, учрежденного в штате Делавэр, США, пятью платежными системами American Express, Discover Financial Services, JCB International, MasterCard и Visa Inc. для разработки, совершенствования, хранения и распространения стандартов безопасности данных, а также обучения в этой сфере, К числу разрабатываемых данной организацией стандартов относятся: Стандарт безопасности данных (DSS), Стандарт безопасности платежных приложений (PA-DSS), Требования к устройствам ввода PIN-кода (PED). Платежные системы American Express, Discover Financial Services, JCB International, MasterCard и Visa Inc. в равной мере принимают участие в управлении Советом по стандартам безопасности индустрии платежных карт, делают одинаковый вклад в него и разделяют ответственность за работу организации. Другие заинтересованные представители отрасли могут присоединиться к вышеуказанному Совету и принять участие в работе по внедрению предлагаемых дополнений или изменений текста стандартов. Членами Совета по стандартам безопасности данных индустрии платежных карт могут стать организации в любой стране мира, которые являются участниками системы обработки платежей, в том числе: торгово-сервисные организации, процессинговые компании, поставщики POS-систем и финансовые учреждения .
Заключение партнерских соглашений с платежными системами зарубежных государств по взаимному обслуживанию платежной карты «Мир» становится приоритетным направлением международной политики России, в особенности со странами — участницами Евразийского экономического союза и других межгосударственных объединений с участием Российской Федерации.
Предоставление услуг по обработке операций, осуществляемых с использованием платежной карты «Мир», в том числе с использованием кобейджинговых карт, включая маршрутизацию сообщений, проведение авторизации операций, платежный клиринг, взаимодействие с расчетным центром, содействие урегулированию спорных ситуаций, подготовка отчетности, опосредует взаимодействие инфраструктуры участников национальной платежной системы и Банка России.
Современные платежные услуги, осуществляемые с помощью платежной карты «Мир», предполагают применение бесконтактных и мобильных технологий осуществления перевода денежных средств. Такие переводы необходимо осуществлять в условиях операционной независимости и технологической безопасности, которую обеспечивает для платежной карты «Мир» собственная информационная технологическая платформа по шифрованию данных при проведении платежа бесконтактным способом (платформа токенизации).
Эффективное функционирование системы противодействия мошенничеству при проведении безналичных операций в сети Интернет с использованием платежной карты «Мир» обеспечивает высокотехнологичный программно-аппаратный комплекс для осуществления переводов денежных средств, созданный российскими разработчиками с использованием собственной технологии MirAccept , которая позволяет пройти полноценную 3D Secure аутентификацию, представляющую из себя технологию аутентификации владельца пластиковой карты при проведении удаленных платежей через Интернет. В отличие от ранее использовавшихся подходов проверка личности осуществляется в режиме on-line .
Современные способы аутентификации пользователей национальной платежной системы «Мир» реализованы, в том числе, в обязательных элементах платежной карты «Мир». На лицевой стороне платежной карты «Мир» обязательно наличие: логотипа платежной системы «Мир»; логотипа или названия банка, выпустившего карту; наименование продукта; чипа (микропроцессора); голограммы «Мир»; ультрафиолетового элемента; номера карты; первых шести цифр банковского идентификационного номера (БИН); имени держателя карты; срока действия карты. На оборотной стороне платежной карты «Мир» обязательно наличие: магнитной полосы; панели для подписи держателя карты; проверочный параметр карты 2 (ППК 2); информации об эмитенте — контакты, телефон службы поддержки .
Широкое применение платежной карты «Мир» на территории Российской Федерации стимулирует зарплатный проект бюджетной сферы.
Правовые аспекты информационных технологий, примененных в национальной платежной системе «Мир», зиждутся на сформированной специально для реализации поставленных задач нормативно-правовой базе.
5 мая 2014 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Среди прочих изменений примечательны следующие: «используемые операторами услуг платежной инфраструктуры информационные технологии соответствуют устанавливаемым Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации требованиям. Указанные требования должны включать в том числе использование в установленной доле программных средств, разработчиками которых являются российские организации, требования к лицензионным соглашениям, требования к материальным носителям платежных карт, включая их интегральные микросхемы, а также к обеспечению защиты информации» (четвертый абзац пункта седьмого статьи первой вышеуказанного закона).
Также пунктом девятым статьи первой вышеназванного закона Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 27, ст. 3872; 2012, № 53, ст. 7592; 2013, № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4084; № 52, ст. 6968) был дополнен главой 4.1. «Национальная система платежных карт». В соответствии с пунктом шестым статьи 30.2 вышеуказанной главы оператор национальной системы платежных карт (далее — НСПК) обязан определить стратегию развития НСПК, правила НСПК, тарифную политику НСПК и иные документы, определенные уставом оператора НСПК, при этом Банк России вправе установить требования к правилам НСПК.
Стратегия развития национальной системы платежных карт (далее — стратегия) была рассмотрена Национальным финансовым советом Банка России (протокол № 4 от 30.09.2014), одобрена Советом участников и пользователей НСПК (протокол № 2 от 22.01.2015), утверждена решением Наблюдательного совета Акционерного общества «Национальная система платежных карт» (далее — АО «НСПК») от 06.02.2015 (протокол № 7 от 09.02.2015).
В качестве направления реализации стратегии в рамках решения задачи построения операционно-независимой платформы для обработки операций, осуществляемых с использованием международных платежных карт и национальных платежных инструментов на территории Российской Федерации, были установлены в качестве мероприятий, необходимых для соблюдения установленных Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации требований в отношении информационных технологий, применяемых в рамках национально значимых платежных систем, в том числе по использованию в установленной доле программных средств, разработчиками которых являются российские организации, требований к лицензионным соглашениям, требований к материальным носителям платежных карт, включая их интегральные микросхемы, а также к обеспечению защиты информации (пп. «д» п. 9 стратегии).
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Правила платежной системы «Мир» (МИР.05.141.0-20.00.00 Версия 1.1.) (далее — правила) утверждены решением Наблюдательного совета АО «НСПК» (протокол № 21 от 21.12.2016). В соответствии с пп. 1.2.1. указанных правил оператором платежной системы «Мир» является Акционерное общество «Национальная система платежных карт» (АО «НСПК»). Согласно пп. 1.2.2. правил функции операционного центра и платежного клирингового центра в национальной системе платежных карт выполняет АО «НСПК». На основании п. 2 ст. 30.6 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной
системе» и пп. 1.2.2. правил расчетным центром национальной платежной системы «Мир» является Банк России. Функции центрального платежного клирингового контрагента также выполняет Банк России в соответствии с договором, заключенным с АО «НСПК».
Обращаясь к правовому регулированию применяемых информационных технологий, необходимо отметить, что данными правилами как локальным правовым актом зафиксирован обязательный критерий для лица, намеревающегося стать системным участником НСПК «Мир»: размещение на микропроцессорах платежных карт собственного платежного приложения или платежного приложения, право пользования которым осуществляется на основании договора, заключенного с правообладателем данного платежного приложения (ч. 3 п. 6.1. правил).
Проведение необходимого комплекса мероприятий по настройке базовой/начальной конфигурации участника НСПК «Мир» в аппаратно-программном комплексе операционного центра также обязательно для деятельности участника по эмиссии и эквайрингу платежных карт «Мир».
Оператор присваивает участнику индивидуальный код, позволяющий определить каждого участника и вид его участия в системе.
Также эмитент, помимо прочих обязанностей, должен обеспечивать круглосуточную авторизацию операций с использованием платежных карт эмитента, в том числе используя резервную авторизацию; информировать оператора с использованием информационного сервиса НСПК «Мир» о плановой приостановке более чем на один час своего аппаратно-программного комплекса за пять рабочих дней до приостановки; обеспечивать определенный в НСПК «Мир» уровень готовности своего аппаратно-программного комплекса; иметь в своем штате квалифицированный персонал, который будет непосредственно отвечать за все аспекты безопасности платежных карт «Мир»; а также соответствовать требованиям стандартов безопасности PCI DSS .
Для стимулирования поддержания надлежащего уровня готовности аппаратно-программного комплекса предусмотрена ответственность эмитента.
Согласно п. 7.5. правил уровень готовности аппаратно-программного комплекса эмитента, а также устройств и оборудования, используемого для обслуживания платежных карт «Мир», определяется ежемесячно на основе определения ежемесячного количества on-line операций по оплате товаров (работ, услуг) в торгово-сервисном предприятии (ТСП) или получению наличных в банкомате с кодами ответа 91 -«система получателя сообщения недоступна» и 96 — «системная ошибка», деленное на общее количество указанных типов операций, проведенных с использованием платежных карт эмитента за отчетный месяц. Предельно допустимая доля операций с указанными кодами ответа не должна быть более трех процентов в течение двух последовательно идущих месяцев. В случае превышения указанного показателя, к эмитенту применяется в качестве меры ответственности штраф: за первый случай — до ста тысяч рублей; за второй случай за двенадцать месяцев с первого случая — до двухсот тысяч рублей; за третий и каждый последующий случай за двенадцать месяцев с первого случая — до пятисот тысяч рублей. При этом, необходимо отметить, что требования по уровню готовности не применяются в течение первых четырех месяцев с даты проведения первой операции с использованием платежной карты эмитента или до достижения пяти тысяч указанных типов операций за месяц.
Вышеуказанные обязанности эмитента сохраняются и для эквайрера, которые помимо прочих, дополняются следующими обязанностями в области информационных технологий: обеспечивать маршрутизацию в операционный центр авторизационных запросов по операциям, совершаемым держателями карт других участников в сети устройств эквайрера, в соответствии с представляемой операционным центром таблицей банковских идентификационных номеров; не позднее следующего рабочего дня с даты предоставления операционным центром обновлений таблицы банковских идентификационных номеров вносить изменения в параметры маршрутизации авторизационных запросов по операциям, совершаемым с использованием карт участников в сети устройств эквайрера; при подключении торгово-сервисного предприятия к обслуживанию карт осуществлять назначение кода категории предприятия торговли (работ, услуг) (MCC -Merchant Category Code) строго в соответствии с классификацией деятельности таких предприятий и обеспечить, чтобы данный код указывался в запросах авторизации и клиринговых сообщениях. Перечень кодов категории торгово-сервисных предприятий приведен в стандартах НСПК «Мир».
Также как и у эмитента, у эквайрера предусмотрена ответственность за ненадлежащий уровень готовности аппаратно-программного комплекса.
Согласно п. 8.5. правил уровень готовности аппаратно-программного комплекса эквайрера, а также устройств и оборудования, используемого для обслуживания платежных карт «Мир», определяется ежемесячно на основе определения количества on-line операций выдачи наличных в банкомате и оплаты товаров (работ, услуг) с кодами ответа 13 — «неверная сумма» и 30 — «ошибка формата», деленное на общее количество указанных типов операций, проведенных в сети устройств эквайрера за отчетный месяц. Предельно допустимая доля операций с указанными кодами ответов не должна быть более трех процентов в течение двух последовательно идущих календарных месяцев. В случае превышения указанного показателя к эквайреру применяется в качестве меры ответственности штраф в тех же градациях, что и для эмитента: за первый случай — до ста тысяч рублей; за второй случай за двенадцать месяцев с первого случая — до двухсот тысяч рублей; за третий и каждый последующий случай за двенадцать месяцев с первого случая — до пятисот тысяч рублей. И также как и для эмитента, необходимо отметить, что требования по уровню готовности не применяются в течение первых четырех месяцев с момента
проведения первой операции в сети устройств эквайрера или до достижения пяти тысяч указанных типов операций за месяц.
Меры ответственности, предусмотренные для участников, в том числе, направлены на обеспечение бесперебойности функционирования национальной системы платежных карт «Мир». Уровень бесперебойности оказания операционных услуг операционным центром является общим показателем доступности системы и определяется соотношением общей продолжительности интервалов времени, в течение которых отсутствовала возможность доступа участников к услугам операционного центра ко времени доступности операционного центра и ранжируется в соответствии с п. 18.7. правил от стандартного показателя (более 0,9995) к разрешенному (от 0,9995 до 0,999) и критическому (менее 0,999). При этом под «стандартным режимом» понимается бесперебойное функционирование системы в штатном режиме, при котором ни один из показателей не превышает пороговых значений; под «разрешенным режимом» -функционирование системы с нарушениями, влияющими на бесперебойность функционирования системы, но не приводящими к нарушению ее функционирования; а под «критическим» — функционирование системы с нарушениями, влияющими на бесперебойность функционирования, и приводящими к невозможности оказания услуг системы.
Необходимо отметить, что действия по возврату работы системы в стандартный или разрешенный режим функционирования осуществляются круглосуточно. При этом уровень бесперебойности оказания услуг платежным клиринговым центром определяется как время от получения платежным клиринговым центром клиринговых файлов до передачи соответствующих клиринговых позиций в расчетный центр. Данный показатель характеризует способность платежного клирингового центра бесперебойно проводить процедуру платежного клиринга и поддерживать техническую взаимосвязь с расчетным центром, соблюдая время осуществления платежного клиринга в стандартном режиме — менее 25 часов, в разрешенном — от 25 до 27 часов, в критическом режиме — более 27 часов. Данный показатель для расчетного центра определяется как время отклонения от временного регламента работы расчетного центра — не более чем 24 часа для разового нарушения.
Критериями надлежащего функционирования системы национальных платежных карт «Мир» является соблюдение показателей бесперебойности функционирования системы и способность восстанавливать надлежащее функционирование платежной системы в случае его нарушения. В соответствии с п. 18.7. правил надлежащее функционирование платежной системы «Мир» должно быть восстановлено в течение 24 (двадцати четырех) часов, в том числе в случае приостановления (прекращения) оказания услуг платежной инфраструктуры, при этом длительность восстановления осуществления операций в случае их приостановления (прекращения) не должна превышать 2 (двух) часов.
Для участников национальной системы платежных карт «Мир», помимо ответственности, установленной действующим законодательством Российской Федерации, предусмотрена правилами специальная ответственность в виде штрафов, которые рассматриваются правилами как меры воздействия для предотвращения нарушений в системе, а именно: за первое нарушение любого положения правил и стандартов НСПК — штраф в размере тридцати тысяч рублей; за второе нарушение аналогичного положения правил и стандартов НСПК в течение 12 месяцев со дня первого нарушения — штраф в размере ста тысяч рублей; за третье нарушение того же положения в течение 12 месяцев со дня первого нарушения — двести тысяч рублей; за четвертое и последующие нарушения аналогичного положения в течение года -пятьсот тысяч рублей. Определение меры воздействия признается безусловным и единоличным правом оператора — Акционерного общества «Национальная система платежных карт» (АО «НСПК»).
При возникновении спорных ситуаций между оператором, операционным центром, платежным клиринговым центром, расчетным центром и участниками НСПК «Мир» на основании п. 21 правил споры разрешаются в порядке досудебного урегулирования споров в соответствии с порядком разрешения диспутов, предусмотренным приложением 6 к правилам. В случае недостижения согласия спор передается на рассмотрение в арбитражный суд по месту нахождения ответчика, в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением споров, в которых одной из сторон является оператор или операционный центр или платежный клиринговый центр. В случае участия в споре кого-либо из указанных лиц, спор передается на рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы. Результаты рассмотрения судебными органами споров между участниками и (или) операторами услуг платежной инфраструктуры в письменной форме доводятся до сведения оператора стороной, обратившейся в суд с исковым заявлением, в течение десяти рабочих дней со дня вступления в силу решения судебного органа.
Выводы
При исследовании правовых аспектов информационных технологий, в том числе локальных правовых норм, созданных для реализации собственной национальной платежной системы «Мир», выявлены существенные результаты титанической работы российских разработчиков, нацеленные на продвижение и развитие национальных платежных инструментов для достижения существенной доли в общем объеме рынка как внутрироссийских, так и трансграничных переводов денежных средств с использованием национального электронного средства платежа — платежной карты «Мир». Перспективы структурного изменения российского рынка розничных платежных услуг, ведущие к снижению его зависимости от международных платежных систем, становятся вполне достижимы благодаря эффективному развитию достигнутых результатов информационно-технологической и организационной работы национальной системы платежных карт «Мир».
Библиографический список
1. URL: http://news.mironline.ru/media/- 14.05.2017.
2. Хоменко Е.Г. Национальная система платежных карт и ее значение для национальной платежной системы России// Актуальные проблемы российского права. 2016. №5 (66). С.63-71.
6. Золотова Е.А., Саакян А.В. Национальная платежная система РФ // Символ науки. 2016. №1-1. С. 109113.
8. Панина Д.С. Роль государства в становлении и развитии платежной карточной индустрии. Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. №14 (175). С. 315-318.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
12. Сайфуллин Р.Р. О необходимости совершенствования законодательства о расчетах с использованием банковских карт //Банковское право. 2006. № 2. С. 6-8.
14. Махонина И.Н. Законодательное обеспечение применения пластиковых карт при безналичных расчетах в учетно-операционной деятельности банков //Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. №10 (114). С. 89-95.
19. URL: http://mironline.ru/history/- 28.04.2017
20. URL: https://ru.pcisecuritystandards.org/document_library- 01.05.2017.
21. URL: https://ru.pcisecuritystandards.org/minisite/en/pci-dss-supporting-docs-v31.php — 01.05.2017.
22. URL: https://ru.pcisecuritystandards.org/minisite/en/about.php — 01.05.2017.
23. URL: https://ru.pcisecuritystandards.org/minisite/en/join.php — 01.05.2017.
24. URL: http://mironline.ru/business/- 01.05.2017.
25. URL: https://worldcarding.su/topic/31328-opisanie-protokola-3-d-secure/- 02.05.2017.
28. Ганин Д. В. Обзор решений для разработки корпоративной системы связи //Вестник НГИЭИ. 2015. № 10 (53). С. 11-21.
30. URL:http://npc.ru/media/files/NSPK/Prochiedoki/fb851b7d61 df6bdfa5c2e2b214dc0fec.pdf — 02.05.2017.
31. URL: http://www.nspk.ru/cards-mir/terms-and-tariffs/- 02.05.2017.
1. URL: http://news.mironline.ru/media/- 14.05.2017.
6. Zolotova E.A., Saakyan A.V. The National Payment System of RF. — Science Symbol. 2016. No 1-1. Pp. 109-113.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
12. Saifullin R.R. On the Necessity of Improving the legislation on the Payments using Bank Card. — Banking Law. 2006. No. 2. Pp. 6-8.
19. URL: http://mironline.ru/history/- 28.04.2017
20. URL: https://ru.pcisecuritystandards.org/document_library- 01.05.2017.
21. URL: https://ru.pcisecuritystandards.org/minisite/en/pci-dss-supporting-docs-v31.php — 01.05.2017.
22. URL: https://ru.pcisecuritystandards.org/minisite/en/about.php — 01.05.2017.
23. URL: https://ru.pcisecuritystandards.org/minisite/en/join.php — 01.05.2017.
24. URL: http://mironline.ru/business/- 01.05.2017.
25. URL: https://worldcarding.su/topic/31328-opisanie-protokola-3-d-secure/- 02.05.2017.
28. Ganin D. V. Obzor reshenij dlja razrabotki korporativnoj sistemy svjazi. Vestnik NGIJeI. 2015. No 10 (53). P. 11-21.
30. URL:http://npc.ru/media/files/NSPK/Prochiedoki/fb851b7d61 df6bdfa5c2e2b214dc0fec.pdf — 02.05.2017.
31. URL: http://www.nspk.ru/cards-mir/terms-and-tariffs/- 02.05.2017.
Nissan Almera от 476 000 руб. — Выгода до 150 000 рублей
X ©
Только в июле. Вместительный салон и багажник. Кредит 3% на 3 года! гнзэап.ш/Модели/Атега
О компании
Реклама на сайте
Услуги
Карта сайта
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
© 2002-2017 электронный научный журнал «ИТпортал», публикация хороших научных статей по ИТ, 16+ Свидетельство Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу Иа № ТУ 52-01110 от 24 февраля 2016 г
В 2019 году доля безналичных платежей в совокупном обороте розничной торговли превысила 64%
В национальную платежную систему входят 31 платежная система, 486 операторов по переводу денежных средств, более 500 платежных агентов и банковских платежных агентов.
Банк России обеспечивает устойчивость и бесперебойное функционирование национальной платежной системы, необходимую инфраструктуру для осуществления безналичных расчетов на территории Российской Федерации.
В 2014 году Банк России учредил Национальную систему платежных карт (НСПК), на базе которой были созданы карты «Мир» и Система быстрых платежей (СБП). Также через НСПК обрабатываются все внутрироссийские платежи по картам международных платежных систем.
По итогам 2019 года выпущено 73 млн карт «Мир»
Карта «Мир» принимается на всей территории Российской Федерации и в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья. На «Мир» приходится больше 18,7% всех операций по картам в России и 22,4% выпуска новых карт.
Карту «Мир» может открыть любой гражданин России, обязательно картой «Мир» обеспечиваются пенсионеры, государственные служащие, работники бюджетной сферы, люди, получающие бюджетные выплаты (например, получатели государственных пособий и студенты).
На 1 сентября 2020 года участниками СБП являлись 107 банков. В системе было проведено свыше 37,5 млн операций на общую сумму более 303 млрд рублей.
В зоне особого внимания Банка России — развитие платежных технологий и сервисов. Так, в 2019 году была запущена Система быстрых платежей (СБП), которая позволяет гражданам мгновенно переводить деньги друг другу по номеру мобильного телефона, оплачивать покупки, платежи ЖКХ и совершать многие другие виды переводов.