Для расчета используем формулу:
М=Q ∙ N ∙ K,
7.Отходы тканей, старая одежда
Набор отходов, образующийся при износе спецодежды, представлен в таблице….
Таблица
Характеристика отходов износа одежды
Вид одежды |
Удельный отход, кг от единиц одежды (Уо) |
Единицы одежды, (Е) |
Потребность в каждом виде одежды на год (P) |
Комбинезон хлопчатобумажный |
0,7 кг |
1 шт |
1 шт. |
Рукавицы комбинированные |
0,2кг |
4 пары |
5 шт. |
Костюм хлопчатобумажный с водоотталкивающей пропиткой |
2кг |
1шт |
1 шт. |
Фартук хлопчатобумажный с нагрудником |
0,3кг |
3 шт. |
|
Нарукавники хлопчатобумажные |
0,2кг |
2 пары |
5 шт. |
Перчатки резиновые |
∙0,2кг |
1пара |
1 шт. |
Отходы, образующиеся при износе спецодежды:
М= Уоi ∙Еi ∙ Pi ,
где Уоi — удельный отход для каждого i-го вида одежды, кг от некоторого количества (единиц) этой одежды; Еi — количества единиц i — го вида одежды, Pi — потребность в i-ом виде одежды на год.
Для освещения помещений офиса используются ртутные лампы и лампы накаливания
8. Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак
Расчет нормативного количества образования отработанных люминесцентных ламп (в тоннах и в штуках) производится на основании данных о сроке службы типов ламп, используемых для освещения помещений.
Формула расчета нормативной массы образования отходов:
М = Q´ Q2´К´mg/Klr,
где Q – количество установленных ламп указанного типа в штуках;
Q2 – количество суток работы лампы в году;
К — время работы лампы в сутки (час);
mg – вес одной лампы (кг);
Klr – эксплутационный срок службы ламп (час), выбранного типа.
Расчет произведен на основании нормативно-методических документов: МРО-6-99 «Методика расчета объемов образования отходов. Отработанные ртутьсодержащие лампы», СПб.,1999г., «Временные методические рекомендации по расчету нормативов образования отходов производства и потребления», СПб, 1998г.
Формула расчета содержания ртути в лампах:
МНg = Q∙Q2∙K∙mg/Klr∙ (Hg∙1000/100)
где Hg – содержание ртути (%) для каждой лампы.
Усредненный состав ртутьсодержащих ламп (согласно МРО-6-99):
· стекло — 92 %;
· ртуть — 0.02 %
· другие металлы — 2 %
· прочее — 5.98 %
100 – коэффициент перевода (% в доли);
1000 – коэффициент перевода (килограмм в граммы);
Для освещения помещений объекта приняты следующие типы люминесцентных ламп:
ЛБ-18, количество…… шт.
ЛБ-36, количество шт.
ЛБ-40, количество…….шт.
Длительность эксплуатации ламп:
Q2 = 250 (суток работы в году), К = 12,0 (время работы в сутки, час.)
Klr = 12000 (срок службы, час.)
9. Электрические лампы накаливания отработанные и брак
Мощность ламп накаливания — 60Вт; длительность работы — 4290часов; количество…….штук.
Количество отходов рассчитываем по формуле:
М=(Q∙m t)/ H ∙ K,
где Q – количество устанавливаемых ламп; m – масса одной лампы (100г); t – фактическое время работы одной лампы, например 4290 или 3486 часов в год; H – нормативный срок службы одной лампы (1000 часов); K – коэффициент пересчета (10-6).
10. Прочие коммунальные отходы (смет с территории)
Расчет отходов выполнен на основании удельных показателей образования отходов «Смет с территории» (определение норматива образования отходов производится по справочным таблицам удельных НОО).
Формула расчета нормативной массы образования отходов:
М = Q∙ Gn ∙0,001
где Q – площадь твердых покрытий, подлежащих уборке, м2; Gn – норматив в килограммах на одну расчетную единицу (кг/ м2).
При необходимости расчета нормативного объема отходов важно учитывать, что плотность отхода (D) составляет 0,75 т/м3 ; нормативный объема определяем по формуле:.
V = М / D
11. Прочие коммунальные отходы (ТБО от автостоянок открытых)
М = Q∙ Gn ∙0,001
где Q – количество машино-мест на стоянке,; Gn – норматив образования отхода в сутки с одного машино-места (0,0055 кг /сут/место)
12. Тара железная, загрязненная засохшими лакокрасочными материалами, не содержащая растворители и тяжелые металлы
Количество образующихся отходов тары (Р) определяется по формуле:
Таблица Исходные данные и масса отхода
13. Смет с территории организаций, содержащий опасные компоненты в количестве, соответствующем 4-му классу опасности
К данному отходу относится смет. Удельная норма образования смета с твердого покрытия составляет 5-15 кг/м2. Расчет нормативов количества образования смета при уборке твердых покрытий (Ст) производили по формуле:
М смета = S ∙ m ∙ 10-3 (т/год),
где S — площадь твердых покрытий, подлежащих уборке, м2; m — удельная норма образования смета с 1 м2 (5-15 кг с 1 м2).
14. Шлам очистки трубопроводов и емкостей(бочек, контейнеров, цистерн) от нефтепродуктов
Расчет количества нефтешлама
(М, т/год), образующегося от зачистки резервуаров для хранения топлива с учетом удельных нормативов образования представлен ниже.
М = V ∙ к ∙р ∙ 10-3
где V — годовой объем топлива, хранившегося в резервуаре, м3/год: к — удельный норматив образования нефтешлама на 1 т хранившегося топлива, кг/т; для резервуаров с бензином к = 0,04 кг на 1 т бензина; для резервуаров с дизельным топливом к = 0.9 кг на 1т дизельного топлив; для резервуаров с мазутом к = 46 кг на 1 т мазута; р — плотность нефтепродуктов, т/м3.
Таблица Исходные данные и масса отхода
Итоговый перечень образующихся твердых отходов представлен в таблице……
Таблица
Перечень образующихся отходов в период эксплуатации объекта
№ |
Наименование вида отхода |
Код по ФККО |
Класс опасности |
Отходообразующий вид деятель-ности, процесс |
Годовой норматив образования отхода, т |
1 : |
Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак |
Освещение помещений люминесцентными или ртутными лампами |
|||
Итого 1 класса опасности |
|||||
Итого II класса опасности |
|||||
Шлам очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн) от нефтепродуктов |
Зачистка резервуаров для хранения топлива |
||||
Итого III класса опасности |
|||||
Мycop от бытовых помещении организаций несортированный (исключая крупногабаритны]!) |
Трудовая деятельность сотрудников |
||||
Тара железная, загрязненная засохшими лакокрасочными материалами, не содержащая растворители и тяжелые металлы |
Проведение покрасочных работ |
||||
Смет с территории организаций, содержащий опасные компоненты. |
Уборка твердых покрытий |
||||
Итого IV класса опасности |
|||||
Отходы (смет) от уборки улично-дорожной сети |
Уборка территории |
||||
Растительные отходы от ухода за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками |
Уборка газонов |
||||
Прочие коммунальные отходы Отходы (смет) от уборки территории |
Уборка территории |
||||
Прочие коммунальные отходы ТБО от открытых автостоянок |
Уборка автостоянок» |
||||
Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами |
Трудовая деятельность сотрудников |
||||
Картриджи |
Делопроизводство |
||||
Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства |
Делопроизводство |
||||
Отходы печатной продукции (черно-белая печать) |
Делопроизводство |
||||
Отходы печатной продукции (цветная печать) |
Делопроизводство |
||||
Пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные |
Общественное питание сотрудиков |
||||
Отходы тканей, старая одежда |
Износ спецодежды |
||||
Отходы древесные |
Растаривание товара |
||||
Отходы полиэтилена |
Растаривание товара |
||||
Отходы упаковочного картона незагрязненные |
Растаривание товара |
||||
Электрические лампы накаливания отработанные и брак |
Освещение помещений люминесцентными или ртутными лампами |
||||
Итого V класса опасности |
|||||
Итого неопределенного класса опасности |
|||||
ВСЕГО ОТХОДОВ |
Обязанность разрабатывать проект ПНООЛР и иметь утвержденные нормативы образования отходов возлагается на юридических лиц и предпринимателей, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, законом РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998г. Отсутствие нормативно-разрешительной документации на предприятии влечет меры административной ответственности — штраф для юридических лиц от 100 000 рублей до 250 000 рублей и возможное приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток (ст. 8.2 Кодекс РФ об административных правонарушениях).
Экологическая консультация бесплатно — (812) 243-15-77, 243-15-66
Срок разработки проекта ПНООЛР – 14 дней.
Стоимость разработки проекта ПНООЛР с согласованием — от 19000 руб.
Целью разработки проекта ПНООЛР является получение документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитах их размещения, уменьшение суммы ежеквартальной платы за негативное воздействие, минимизация рисков административной ответственности.
После предварительной инвентаризации отходов на предприятии составляется перечень отходов и определяются их источники, состав, места накопления, наличие необходимой документации (паспорта опасных отходов, договоры на вывоз и размещение отходов, условия работы с арендаторами и т.п.). Определяется стоимость и срок выполнения работ. Заключается Договор на разработку и согласование проекта ПНООЛР.
Для разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение запрашиваются следующие исходные данные:
- Полное и сокращенное наименование организации, юридический / почтовый адрес.
- Руководитель (должность, ФИО полностью, основание).
- Ответственный за охрану окружающей среды (должность, ФИО полностью, основание).
- Контактный телефон, факс, электронная почта.
По каждой промышленной площадке:
- Код ОКАТО.
- Фактический адрес местонахождения.
- Описание производственной деятельности, сведения о структуре организации, о штатной и фактической численности персонала, режим работы (часов в день, дней в неделю и в год).
- Площадь арендуемых помещений.
- Баланс территории предприятия (м2): общая площадь земельного участка, площадь занимаемая зданиями и сооружениями, площадь убираемой территории, площадь озеленения, прочие территории.
- Сведения о наличии / отсутствии арендаторов в зданиях.
- Описание мест временного хранения отходов по всем видам отходов (количество контейнеров, емкостей, объём).
- Количество, марка и продолжительность работы (ч/день) ртутьсодержащих ламп.
- Наличие транспорта на балансе (кол-во, марка), гаража (количество машино/мест), автостоянки (количество машино/мест).
- При наличии на территории предприятия канализационных колодцев ливневых стоков – указать их количество, способ и периодичность чистки колодцев, кол-во отходов, образующееся при чистке 1 колодца.
- Наличие централизованной канализации.
- Наличие медпункта, столовой.
- Наличие планов строительства, реконструкции, изменения технологии или иных мероприятий, существенно влияющих на увеличение количества и наименований отходов.
Необходимые копии документов(заверенные):
- Копии свидетельств ОГРН, ИНН, о внесении в ЕГРЮЛ, письма Росстата о присвоении статистических кодов.
- Копия договора аренды или свидетельства о собственности на землю, здания, помещения и сооружения.
- Копия договора на водоснабжение и сброс сточных вод., на теплоснабжение.
- Ситуационный план расположения промышленной площадки.
- Схема здания, территории (с указанием мест временного накопления отходов (контейнеры) и их вместимости (м3).
- Карты-схемы зданий (внутренние помещения), с указанием мест временного накопления ртутьсодержащих ламп.
- Копия договора на ремонт и техническое обслуживание автотранспорта (при наличии).
- Копия договора на обезвреживание ртутьсодержащих ламп.
- Копия договора на размещение отходов с приложением лицензии организации размещающей отходы.
- Копии паспортов опасных отходов и свидетельств о классе опасности.
- Копии протоколов компонентного состава отходов.
Разработка проекта ПНООЛР и его оформление заключается в следующем:
- Выявление мест образования отходов на объекте, инвентаризация отходов и источников их образования.
- Расчет и обоснование объема отходов.
- Проведение химического и/или компонентного анализа отходов.
- Расчет и обоснование класса опасности каждого отхода расчетным методом.
- Определение класса опасности экспериментальным методом.
- Оформление паспортов опасных отходов, включенных в ФККО и представление на согласование в Департаменте Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу.
- Обоснование объемов временного накопления отходов на территории предприятия и периодичности вывоза.
- Оценка соответствия мест временного накопления отходов на территории предприятия требованиями санитарных норм и правил.
- Оформление карты-схемы с указанием площадок для временного накопления отходов.
- Оценка способов утилизации и воздействия отходов на окружающую среду.
- Разработка плана мероприятий, направленных на уменьшение влияния образованных отходов на окружающую среду.
- Оформление проекта ПНООЛР и передача на согласование в Департамент Росприроднадзора по СЗФО, в случае, если предприятие подлежит Федеральному государственному экологическому контролю, солгасно перечню Постановления № 285 от 31.03.2009г. Остальные предприятия проходят процедуру согласования в Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Срок согласования устанавливается Административным регламентом и не должен превышать 30 дней.
Результатом согласования проекта является утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение сроком действия 5 лет.
Неизменность производственного процесса, описанного в проекте ПНООЛР, должна ежегодно подтверждаться в заявительном порядке техническим отчетом, который оформляется в соответствии с нормативно-методической документацией.
Срок разработки проекта ПНООЛР составляет от 14 дней после получения исходных данных и зависит от сложности работ, типа и расположения объекта и без учета сроков согласования.
Бесплатная консультация специалиста-эколога по телефонам (812) 243-15-77, +7 (981) 917-917-0, отправить нам письмо по электронной почте — sbso@mail.ru или задать вопрос через форму обратной связи на нашем сайте sbso78.ru
Принятие решения заказать наши экологические услуги всегда отстается за Вами.
Нормативы образования отходов определяют, сколько отходов отдельного вида предполагается к образованию за год.
Лимиты образования отходов – количество отходов конкретного вида, утвержденное для размещению на определенном объекте размещения отходов (ОРО). Лимиты устанавливаются в расчетных единицах за отчетный год на каждый вид отхода. Привязка лимитов идет к единице произведенной продукции.
Содержание
Расчетные единицы для лимитов на образование отходов:
Продукт или сырье | Для производственных отходов |
Расстояние (км) | Транспротировка грузов, техобслуживание ТС |
Площадь (кв. м) | Уборка территорий |
Человек | Отходы жилых помещений |
Место (география) | Отходы социальных учреждений типа гостиниц, столовых |
Например, если производится стальной лист, норма отходов должна выставляться на используемые материалы (металл, руда, расходные материалы, пр.) и будет выражаться в тоннах в год для конкретного завода.
Разработка проекта
Для установления всех лимитов на отходы создается проект. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) разрабатывает либо эколог на предприятии, либо аутсорсинговая компания типа ООО «ЭкоПромЦентр».
Разработка включает этапы:
- Установление нормативов образования отходов (как в примере выше)
- Расчет допустимого ежегодного объема отходов
- Обоснование объемов – для каждого вида отхода, с указанием необходимости (если она есть) обезвреживания.
На всех этапах разработки учитываются такие индивидуальные сведения о субъекте установки лимитов, как:
- Наличие площадок для сбора отходов
- Техническая возможность самостоятельно управлять и обезвреживать образующиеся отходы
- Количество отходов к размещению
- Есть ли эксплуатируемые площадки третьих сторон, пригодные для размещения планируемых объемов отходов
- Наличие перечисленных площадок в госреестре Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Расчет нормативов образования отходов
Есть 15 основных формул для расчета нормативов ПНООЛР, которые хорошо описаны в методических указаниях по разработке ПНООЛР.
Формула расчета отходов на продукцию/сырье:
ПН = Н ×Q, где
ПН – предлагаемый норматив отходов (в среднем т/год)
Н – норматив на расчетную единицу (т/ед.)
Q – планируемый объем продукции / сырья / услуг в год.
Формулу расчета для изнашиваемых материалов и изделий (имеющих ограниченный срок эксплуатации) допускается использовать без норматива образования отходов:
ПН = М /T , где
M – вес отхода (сырье, изделие)
Т – срок эксплуатации материала, изделия.
Более сложные расчеты строятся в зависимости от наличия исходных данных для расчетов и характера образования данного вида отхода. Такие методы включают:
- расчет по материально-сырьевому балансу
- по удельным отраслевым нормативам образования отходов
- расчетно-аналитический метод
- метод эксперимента
- статистический метод (по факту)
Методические указания по расчету нормативов образования отходов
Утверждение нормативов образования отходов
Следующий шаг – утверждение нормативов по отходам. Готовый проект подается на согласование в Росприродназор (филиал Федеральной службы по надзору в сфере природопользования), где он проходит согласование. По закону срок согласования составляет не более 35 дней.
Предусмотрена процедура продления ране выданных нормативов. Более подробно о плане разработки проекта ПНООЛР и выборе поставщика экологических услуг .
Основные понятия и определения:
Отходы производства и потребления (далее — отходы) — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Паспорт отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Разработка ПНООЛР
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
- I класс — чрезвычайно опасные отходы;
- II класс — высокоопасные отходы;
- III класс — умеренно опасные отходы;
- IV класс — малоопасные отходы;
- V класс — практически неопасные отходы.
ИП и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I — IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I — IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ.
Деятельность ИП и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I — IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством РФ порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I — IV класса опасности.
Лица, которые допущены к обращению с отходами I — IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV класса опасности.
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к ИП и юридическим лицам, в результате деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами.
Основными задачами при разработке ПНООЛР являются:
- расчет годовых нормативов образования отходов;
- расчет, на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов;
- обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания;
- обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения определенным способом на установленный срок в конкретных объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на территории.
Срок действия ПНООЛР для юридических лиц и ИП, осуществляющих деятельность по размещению опасных отходов, устанавливается на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
ПНООЛР и лимиты на размещение отходов для ИП и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами на Байкальской природной территории, пересматриваются ежегодно.
В остальных случаях срок действия ПНООЛР составляет 5 лет.
Структура ПНООЛР:
ПНООЛР включает следующие разделы:
- титульный лист, оформляемый в соответствии с Методическими указаниями по разработке ПНООЛР, 2007 г.;
- содержание, в котором приводятся наименование и последовательность расположения разделов ПНООЛР с указанием номеров страниц;
- аннотация;
- общие сведения об ИП или юрлице;
- сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы;
- сведения об отходах;
- расчет и обоснование годовых нормативов образования отходов;
- схема операционного движения отходов;
- сведения об использовании и (или) обезвреживании отходов;
- характеристика хранения отходов сроком до 3 лет и обоснование предельного количества накопления отходов;
- характеристика хранения отходов сроком более 3 лет и захоронения отходов;
- мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на ОС;
- планы мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, обеспечению соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами, сведения о противоаварийных мероприятиях;
- предложения по лимитам на размещение отходов;
- список использованной литературы;
- приложения.
Согласование проектной документации производится в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Паспорта опасных отходов утверждаются Ростехнадзором в составе Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в месячный срок рассматривает представленные в установленном порядке материалы и принимает решение об утверждении Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или о возвращении материалов на доработку с указанием причин отказа.
На основании согласованного ПНООЛР выдается Лимит на размещение отходов, действующий в течение установленного срока при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Срок действия ПНООЛР – пять лет при отсутствии изменений в производственной деятельности.
Законодательная база:
— ФЗ №7 «Об охране окружающей среды»;
— ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления»;
— Приказ МПР РФ от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»;
— «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03;
— Приказ МПР России от 02.12.2002 №785 «Об утверждении паспорта опасного отхода».
Ответственность за отсутствие ПНООЛР.
ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998.№ 89-ФЗ Глава 7
Статья 28. Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ;
За несоблюдение экологических и санитарно — эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления предусматривается административная ответственность в соответствии со статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, которой подвергаются как физические, так и юридические лица. Помимо наложения административного штрафа, возможно приостановление деятельности предприятия на срок до девяноста суток.
Вы можете заказать услугу «Разработка и сопровождение проекта ПНООЛР» или ежегодное составление технического отчета о неизменности производственного процесса (продление ПНООЛР) по телефонам +7(495)232-40-57; +7(495)789-67-41 либо .
Мы предлагаем ознакомиться с .
Предварительная консультация по вопросам разработки проекта и его ежегодного продления осуществляется на бесплатной основе.
На главную