Расчет пноолр

Для расчета используем формулу:

М=Q ∙ N ∙ K,

7.Отходы тканей, старая одежда

Набор отходов, образующийся при износе спецодежды, представлен в таблице….

Таблица

Характеристика отходов износа одежды

Вид одежды

Удельный отход,

кг от единиц одежды

(Уо)

Единицы одежды,

(Е)

Потребность в каждом виде одежды на год (P)

Комбинезон хлопчатобумажный

0,7 кг

1 шт

1 шт.

Рукавицы комбинированные

0,2кг

4 пары

5 шт.

Костюм хлопчатобумажный с водоотталкивающей пропиткой

2кг

1шт

1 шт.

Фартук хлопчатобумажный с нагрудником

0,3кг

3 шт.

Нарукавники хлопчатобумажные

0,2кг

2 пары

5 шт.

Перчатки резиновые

∙0,2кг

1пара

1 шт.

Отходы, образующиеся при износе спецодежды:

М= Уоi ∙Еi ∙ Pi ,

где Уоi — удельный отход для каждого i-го вида одежды, кг от некоторого количества (единиц) этой одежды; Еi — количества единиц i — го вида одежды, Pi — потребность в i-ом виде одежды на год.

Для освещения помещений офиса используются ртутные лампы и лампы накаливания

8. Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак

Расчет нормативного количества образования отработанных люминесцентных ламп (в тоннах и в штуках) производится на основании данных о сроке службы типов ламп, используемых для освещения помещений.

Формула расчета нормативной массы образования отходов:

М = Q´ Q2´К´mg/Klr,

где Q – количество установленных ламп указанного типа в штуках;

Q2 – количество суток работы лампы в году;

К — время работы лампы в сутки (час);

mg – вес одной лампы (кг);

Klr – эксплутационный срок службы ламп (час), выбранного типа.

Расчет произведен на основании нормативно-методических документов: МРО-6-99 «Методика расчета объемов образования отходов. Отработанные ртутьсодержащие лампы», СПб.,1999г., «Временные методические рекомендации по расчету нормативов образования отходов производства и потребления», СПб, 1998г.

Формула расчета содержания ртути в лампах:

МНg = Q∙Q2∙K∙mg/Klr∙ (Hg∙1000/100)

где Hg – содержание ртути (%) для каждой лампы.

Усредненный состав ртутьсодержащих ламп (согласно МРО-6-99):

· стекло — 92 %;

· ртуть — 0.02 %

· другие металлы — 2 %

· прочее — 5.98 %

100 – коэффициент перевода (% в доли);

1000 – коэффициент перевода (килограмм в граммы);

Для освещения помещений объекта приняты следующие типы люминесцентных ламп:

ЛБ-18, количество…… шт.

ЛБ-36, количество шт.

ЛБ-40, количество…….шт.

Длительность эксплуатации ламп:

Q2 = 250 (суток работы в году), К = 12,0 (время работы в сутки, час.)

Klr = 12000 (срок службы, час.)

9. Электрические лампы накаливания отработанные и брак

Мощность ламп накаливания — 60Вт; длительность работы — 4290часов; количество…….штук.

Количество отходов рассчитываем по формуле:

М=(Q∙m t)/ H ∙ K,

где Q – количество устанавливаемых ламп; m – масса одной лампы (100г); t – фактическое время работы одной лампы, например 4290 или 3486 часов в год; H – нормативный срок службы одной лампы (1000 часов); K – коэффициент пересчета (10-6).

10. Прочие коммунальные отходы (смет с территории)

Расчет отходов выполнен на основании удельных показателей образования отходов «Смет с территории» (определение норматива образования отходов производится по справочным таблицам удельных НОО).

Формула расчета нормативной массы образования отходов:

М = Q∙ Gn ∙0,001

где Q – площадь твердых покрытий, подлежащих уборке, м2; Gn – норматив в килограммах на одну расчетную единицу (кг/ м2).

При необходимости расчета нормативного объема отходов важно учитывать, что плотность отхода (D) составляет 0,75 т/м3 ; нормативный объема определяем по формуле:.

V = М / D

11. Прочие коммунальные отходы (ТБО от автостоянок открытых)

М = Q∙ Gn ∙0,001

где Q – количество машино-мест на стоянке,; Gn – норматив образования отхода в сутки с одного машино-места (0,0055 кг /сут/место)

12. Тара железная, загрязненная засохшими лакокрасочными материалами, не содержащая растворители и тяжелые металлы

Количество образующихся отходов тары (Р) определяется по формуле:

Таблица Исходные данные и масса отхода

13. Смет с территории организаций, содержащий опасные компоненты в количестве, соответствующем 4-му классу опасности

К данному отходу относится смет. Удельная норма образования смета с твердого покрытия составляет 5-15 кг/м2. Расчет нормативов количества образования смета при уборке твердых покрытий (Ст) производили по формуле:

М смета = S ∙ m ∙ 10-3 (т/год),

где S — площадь твердых покрытий, подлежащих уборке, м2; m — удельная норма образования смета с 1 м2 (5-15 кг с 1 м2).

14. Шлам очистки трубопроводов и емкостей(бочек, контейнеров, цистерн) от нефтепродуктов

Расчет количества нефтешлама
(М, т/год), образующегося от зачистки резервуаров для хранения топлива с учетом удельных нормативов образования представлен ниже.

М = V ∙ к ∙р ∙ 10-3

где V — годовой объем топлива, хранившегося в резервуаре, м3/год: к — удельный норматив образования нефтешлама на 1 т хранившегося топлива, кг/т; для резервуаров с бензином к = 0,04 кг на 1 т бензина; для резервуаров с дизельным топливом к = 0.9 кг на 1т дизельного топлив; для резервуаров с мазутом к = 46 кг на 1 т мазута; р — плотность нефтепродуктов, т/м3.

Таблица Исходные данные и масса отхода

Итоговый перечень образующихся твердых отходов представлен в таблице……

Таблица

Перечень образующихся отходов в период эксплуатации объекта

Наименование вида отхода

Код по ФККО

Класс опасности

Отходообразующий вид деятель-ности, процесс

Годовой норматив образования отхода, т

1 :

Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак

Освещение помещений люминесцентными или ртутными лампами

Итого 1 класса опасности

Итого II класса опасности

Шлам очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн) от нефтепродуктов

Зачистка резервуаров для хранения топлива

Итого III класса опасности

Мycop от бытовых помещении организаций несортированный (исключая крупногабаритны]!)

Трудовая деятельность сотрудников

Тара железная, загрязненная засохшими лакокрасочными материалами, не содержащая растворители и тяжелые металлы

Проведение покрасочных работ

Смет с территории организаций, содержащий опасные компоненты.

Уборка твердых покрытий

Итого IV класса опасности

Отходы (смет) от уборки улично-дорожной сети

Уборка территории

Растительные отходы от ухода за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками

Уборка газонов

Прочие коммунальные отходы Отходы (смет) от уборки территории

Уборка территории

Прочие коммунальные отходы ТБО от открытых автостоянок

Уборка автостоянок»

Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами

Трудовая деятельность сотрудников

Картриджи

Делопроизводство

Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства

Делопроизводство

Отходы печатной продукции (черно-белая печать)

Делопроизводство

Отходы печатной продукции (цветная печать)

Делопроизводство

Пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные

Общественное питание сотрудиков

Отходы тканей, старая одежда

Износ спецодежды

Отходы древесные

Растаривание товара

Отходы полиэтилена

Растаривание товара

Отходы упаковочного картона незагрязненные

Растаривание товара

Электрические лампы накаливания отработанные и брак

Освещение помещений люминесцентными или ртутными лампами

Итого V класса опасности

Итого неопределенного класса опасности

ВСЕГО ОТХОДОВ

Обязанность разрабатывать проект ПНООЛР и иметь утвержденные нормативы образования отходов возлагается на юридических лиц и предпринимателей, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, законом РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998г. Отсутствие нормативно-разрешительной документации на предприятии влечет меры административной ответственности — штраф для юридических лиц от 100 000 рублей до 250 000 рублей и возможное приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток (ст. 8.2 Кодекс РФ об административных правонарушениях).

Экологическая консультация бесплатно — (812) 243-15-77, 243-15-66

Срок разработки проекта ПНООЛР – 14 дней.

Стоимость разработки проекта ПНООЛР с согласованием — от 19000 руб.

Целью разработки проекта ПНООЛР является получение документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитах их размещения, уменьшение суммы ежеквартальной платы за негативное воздействие, минимизация рисков административной ответственности.

После предварительной инвентаризации отходов на предприятии составляется перечень отходов и определяются их источники, состав, места накопления, наличие необходимой документации (паспорта опасных отходов, договоры на вывоз и размещение отходов, условия работы с арендаторами и т.п.). Определяется стоимость и срок выполнения работ. Заключается Договор на разработку и согласование проекта ПНООЛР.

Для разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение запрашиваются следующие исходные данные:

  1. Полное и сокращенное наименование организации, юридический / почтовый адрес.
  2. Руководитель (должность, ФИО полностью, основание).
  3. Ответственный за охрану окружающей среды (должность, ФИО полностью, основание).
  4. Контактный телефон, факс, электронная почта.

По каждой промышленной площадке:

  1. Код ОКАТО.
  2. Фактический адрес местонахождения.
  3. Описание производственной деятельности, сведения о структуре организации, о штатной и фактической численности персонала, режим работы (часов в день, дней в неделю и в год).
  4. Площадь арендуемых помещений.
  5. Баланс территории предприятия (м2): общая площадь земельного участка, площадь занимаемая зданиями и сооружениями, площадь убираемой территории, площадь озеленения, прочие территории.
  6. Сведения о наличии / отсутствии арендаторов в зданиях.
  7. Описание мест временного хранения отходов по всем видам отходов (количество контейнеров, емкостей, объём).
  8. Количество, марка и продолжительность работы (ч/день) ртутьсодержащих ламп.
  9. Наличие транспорта на балансе (кол-во, марка), гаража (количество машино/мест), автостоянки (количество машино/мест).
  10. При наличии на территории предприятия канализационных колодцев ливневых стоков – указать их количество, способ и периодичность чистки колодцев, кол-во отходов, образующееся при чистке 1 колодца.
  11. Наличие централизованной канализации.
  12. Наличие медпункта, столовой.
  13. Наличие планов строительства, реконструкции, изменения технологии или иных мероприятий, существенно влияющих на увеличение количества и наименований отходов.

Необходимые копии документов(заверенные):

  1. Копии свидетельств ОГРН, ИНН, о внесении в ЕГРЮЛ, письма Росстата о присвоении статистических кодов.
  2. Копия договора аренды или свидетельства о собственности на землю, здания, помещения и сооружения.
  3. Копия договора на водоснабжение и сброс сточных вод., на теплоснабжение.
  4. Ситуационный план расположения промышленной площадки.
  5. Схема здания, территории (с указанием мест временного накопления отходов (контейнеры) и их вместимости (м3).
  6. Карты-схемы зданий (внутренние помещения), с указанием мест временного накопления ртутьсодержащих ламп.
  7. Копия договора на ремонт и техническое обслуживание автотранспорта (при наличии).
  8. Копия договора на обезвреживание ртутьсодержащих ламп.
  9. Копия договора на размещение отходов с приложением лицензии организации размещающей отходы.
  10. Копии паспортов опасных отходов и свидетельств о классе опасности.
  11. Копии протоколов компонентного состава отходов.

Разработка проекта ПНООЛР и его оформление заключается в следующем:

  • Выявление мест образования отходов на объекте, инвентаризация отходов и источников их образования.
  • Расчет и обоснование объема отходов.
  • Проведение химического и/или компонентного анализа отходов.
  • Расчет и обоснование класса опасности каждого отхода расчетным методом.
  • Определение класса опасности экспериментальным методом.
  • Оформление паспортов опасных отходов, включенных в ФККО и представление на согласование в Департаменте Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу.
  • Обоснование объемов временного накопления отходов на территории предприятия и периодичности вывоза.
  • Оценка соответствия мест временного накопления отходов на территории предприятия требованиями санитарных норм и правил.
  • Оформление карты-схемы с указанием площадок для временного накопления отходов.
  • Оценка способов утилизации и воздействия отходов на окружающую среду.
  • Разработка плана мероприятий, направленных на уменьшение влияния образованных отходов на окружающую среду.
  • Оформление проекта ПНООЛР и передача на согласование в Департамент Росприроднадзора по СЗФО, в случае, если предприятие подлежит Федеральному государственному экологическому контролю, солгасно перечню Постановления № 285 от 31.03.2009г. Остальные предприятия проходят процедуру согласования в Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Срок согласования устанавливается Административным регламентом и не должен превышать 30 дней.

Результатом согласования проекта является утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение сроком действия 5 лет.

Неизменность производственного процесса, описанного в проекте ПНООЛР, должна ежегодно подтверждаться в заявительном порядке техническим отчетом, который оформляется в соответствии с нормативно-методической документацией.

Срок разработки проекта ПНООЛР составляет от 14 дней после получения исходных данных и зависит от сложности работ, типа и расположения объекта и без учета сроков согласования.

Бесплатная консультация специалиста-эколога по телефонам (812) 243-15-77, +7 (981) 917-917-0, отправить нам письмо по электронной почте — sbso@mail.ru или задать вопрос через форму обратной связи на нашем сайте sbso78.ru

Принятие решения заказать наши экологические услуги всегда отстается за Вами.

Нормативы образования отходов определяют, сколько отходов отдельного вида предполагается к образованию за год.

Лимиты образования отходов – количество отходов конкретного вида, утвержденное для размещению на определенном объекте размещения отходов (ОРО). Лимиты устанавливаются в расчетных единицах за отчетный год на каждый вид отхода. Привязка лимитов идет к единице произведенной продукции.

Расчетные единицы для лимитов на образование отходов:

Продукт или сырье Для производственных отходов
Расстояние (км) Транспротировка грузов, техобслуживание ТС
Площадь (кв. м) Уборка территорий
Человек Отходы жилых помещений
Место (география) Отходы социальных учреждений типа гостиниц, столовых

Например, если производится стальной лист, норма отходов должна выставляться на используемые материалы (металл, руда, расходные материалы, пр.) и будет выражаться в тоннах в год для конкретного завода.

Разработка проекта

Для установления всех лимитов на отходы создается проект. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) разрабатывает либо эколог на предприятии, либо аутсорсинговая компания типа ООО «ЭкоПромЦентр».

Разработка включает этапы:

  1. Установление нормативов образования отходов (как в примере выше)
  2. Расчет допустимого ежегодного объема отходов
  3. Обоснование объемов – для каждого вида отхода, с указанием необходимости (если она есть) обезвреживания.

На всех этапах разработки учитываются такие индивидуальные сведения о субъекте установки лимитов, как:

  • Наличие площадок для сбора отходов
  • Техническая возможность самостоятельно управлять и обезвреживать образующиеся отходы
  • Количество отходов к размещению
  • Есть ли эксплуатируемые площадки третьих сторон, пригодные для размещения планируемых объемов отходов
  • Наличие перечисленных площадок в госреестре Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Расчет нормативов образования отходов

Есть 15 основных формул для расчета нормативов ПНООЛР, которые хорошо описаны в методических указаниях по разработке ПНООЛР.

Формула расчета отходов на продукцию/сырье:

ПН = Н ×Q, где

ПН – предлагаемый норматив отходов (в среднем т/год)

Н – норматив на расчетную единицу (т/ед.)

Q – планируемый объем продукции / сырья / услуг в год.

Формулу расчета для изнашиваемых материалов и изделий (имеющих ограниченный срок эксплуатации) допускается использовать без норматива образования отходов:

ПН = М /T , где

M – вес отхода (сырье, изделие)

Т – срок эксплуатации материала, изделия.

Более сложные расчеты строятся в зависимости от наличия исходных данных для расчетов и характера образования данного вида отхода. Такие методы включают:

  • расчет по материально-сырьевому балансу
  • по удельным отраслевым нормативам образования отходов
  • расчетно-аналитический метод
  • метод эксперимента
  • статистический метод (по факту)

Методические указания по расчету нормативов образования отходов

Утверждение нормативов образования отходов

Следующий шаг – утверждение нормативов по отходам. Готовый проект подается на согласование в Росприродназор (филиал Федеральной службы по надзору в сфере природопользования), где он проходит согласование. По закону срок согласования составляет не более 35 дней.

Предусмотрена процедура продления ране выданных нормативов. Более подробно о плане разработки проекта ПНООЛР и выборе поставщика экологических услуг .

Основные понятия и определения:

Отходы производства и потребления (далее — отходы) — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Паспорт отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Разработка ПНООЛР

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

  • I класс — чрезвычайно опасные отходы;
  • II класс — высокоопасные отходы;
  • III класс — умеренно опасные отходы;
  • IV класс — малоопасные отходы;
  • V класс — практически неопасные отходы.

ИП и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I — IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I — IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ.

Деятельность ИП и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I — IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством РФ порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I — IV класса опасности.

Лица, которые допущены к обращению с отходами I — IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV класса опасности.

В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к ИП и юридическим лицам, в результате деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами.

Основными задачами при разработке ПНООЛР являются:

  • расчет годовых нормативов образования отходов;
  • расчет, на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов;
  • обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания;
  • обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения определенным способом на установленный срок в конкретных объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на территории.

Срок действия ПНООЛР для юридических лиц и ИП, осуществляющих деятельность по размещению опасных отходов, устанавливается на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

ПНООЛР и лимиты на размещение отходов для ИП и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами на Байкальской природной территории, пересматриваются ежегодно.

В остальных случаях срок действия ПНООЛР составляет 5 лет.

Структура ПНООЛР:

ПНООЛР включает следующие разделы:

  • титульный лист, оформляемый в соответствии с Методическими указаниями по разработке ПНООЛР, 2007 г.;
  • содержание, в котором приводятся наименование и последовательность расположения разделов ПНООЛР с указанием номеров страниц;
  • аннотация;
  • общие сведения об ИП или юрлице;
  • сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы;
  • сведения об отходах;
  • расчет и обоснование годовых нормативов образования отходов;
  • схема операционного движения отходов;
  • сведения об использовании и (или) обезвреживании отходов;
  • характеристика хранения отходов сроком до 3 лет и обоснование предельного количества накопления отходов;
  • характеристика хранения отходов сроком более 3 лет и захоронения отходов;
  • мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на ОС;
  • планы мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, обеспечению соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами, сведения о противоаварийных мероприятиях;
  • предложения по лимитам на размещение отходов;
  • список использованной литературы;
  • приложения.

Согласование проектной документации производится в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Паспорта опасных отходов утверждаются Ростехнадзором в составе Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в месячный срок рассматривает представленные в установленном порядке материалы и принимает решение об утверждении Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или о возвращении материалов на доработку с указанием причин отказа.

На основании согласованного ПНООЛР выдается Лимит на размещение отходов, действующий в течение установленного срока при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Срок действия ПНООЛР – пять лет при отсутствии изменений в производственной деятельности.

Законодательная база:

— ФЗ №7 «Об охране окружающей среды»;

— ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления»;

— Приказ МПР РФ от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»;

— «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03;

— Приказ МПР России от 02.12.2002 №785 «Об утверждении паспорта опасного отхода».

Ответственность за отсутствие ПНООЛР.

ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998.№ 89-ФЗ Глава 7

Статья 28. Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ;

За несоблюдение экологических и санитарно — эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления предусматривается административная ответственность в соответствии со статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, которой подвергаются как физические, так и юридические лица. Помимо наложения административного штрафа, возможно приостановление деятельности предприятия на срок до девяноста суток.

Вы можете заказать услугу «Разработка и сопровождение проекта ПНООЛР» или ежегодное составление технического отчета о неизменности производственного процесса (продление ПНООЛР) по телефонам +7(495)232-40-57; +7(495)789-67-41 либо .

Мы предлагаем ознакомиться с .

Предварительная консультация по вопросам разработки проекта и его ежегодного продления осуществляется на бесплатной основе.

На главную

Расчет пноолр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *