Работа с персональными данными

Персональные данные: особая информация

Персональные данные работников – это любая информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного сотрудника (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

У работодателя (организации или ИП) персональные данные работников, чаще всего, обобщаются в их личных карточках и личных делах. При этом почти каждый менеджер отела кадров или HR-специалист знает, что персональные данные допускается получать только лично от работников. Если персональные сведения возможно получить только от третьих лиц, то российское законодательство обязывает уведомить об этом работника и получить от него письменное согласие (пункт 3 части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ).

Работодатели не вправе получать и обрабатывать персональные данные, которые не относятся напрямую к трудовой деятельности человека. То есть, собирать сведения, допустим, о вероисповедании сотрудников – нельзя. Ведь такая информация представляет из себя личную или семейную тайну и никак не может быть связана с выполнением трудовых обязанностей (пункт 4 части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ).

Получив персональные данные, работодатель в силу требований законодательства обязан их не распространять и не раскрывать третьим лицам без согласия работника (ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ).

Под персональными данными можно понимать любую информацию, прямо или косвенно относящуюся к определенному физическому лицу (субъекту персональных данных) – пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ. Примерами такой информации может быть фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место проживания и т. д.

Как работодатель обязан защищать персональные данные

В целях защиты и ограничения доступа к персональным данным работодатель должен обеспечить качественную и современную систему их защиты. Как именно это сделать? Этот вопрос решает каждый работодатель самостоятельно. При этом порядок получения, обработки, передачи и хранения персональных данных должен быть закреплен в локальном акте организации, допустим в Положении об обработке персональных данных работников (ст. 8, 87 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ).

Также у работодателя должен быть официально назначен работник, который отвечает за работу с персональными данными (ч. 5 ст. 88 ТК РФ). Им может быть, например, работник отдела кадров, которые взаимодействует с личными делами, получает согласия работников на обработку, ведет карточки сотрудников и т.д.

Проверки работодателя по вопросам обработки им персональных данных проводят подразделения Роскомнадзора. Приказом Минкомсвязи России от 14.11.2011 № 312 утвержден Административный регламент исполнения Роскомнадзором функций по осуществлению государственного контроля (надзора).

Материальная ответственность

Материальная ответственность работника может наступить, если в связи с нарушением правил работы с персональными данными организации причинен прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ). Предположим, что ответственный работник отдела кадров допустил грубое нарушение – распространил персональные данные сотрудников в сети Интернет. Работники, узнав об этом, подали на работодателя в суд, который постановил: «выплатить пострадавшим работникам денежную компенсацию – 50 000 рублей каждому». В такой ситуации работодатель имеет возможность возложить на виновного сотрудника отдела кадров ограниченную материальную ответственность в пределах его среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Взыскание причиненного ущерба можно осуществить по распоряжению руководителя не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера причиненного сотрудником ущерба. Если месячный срок истек, то взыскать ущерб придется через суд. Такой порядок предусмотрен в статье 248 Трудового кодекса РФ.

При полной материальной ответственности сотрудник должен будет полностью возместить организации всю сумму ущерба, возникшего в связи с нарушениями в сфере персональных данных (ст. 242 и 243 ТК РФ). Однако, как правило, на работников, ответственных за обработку персональных данных полную материальную ответственность не возлагают.

Дисциплинарную и материальную ответственность работодатель (к примеру, коммерческая организация) применяет исключительно по своему усмотрению. Государственные контролирующие органы (в том числе., Роскомнадзор) в этом процессе участия не принимают.

Административная ответственность

За нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных работодателя и должностных лиц контролирующие органы могут привлечь к административной ответственности в виде штрафов, которые могут составлять:

  • для должностных лиц (например, генерального директора, главного бухгалтера, кадровика или индивидуального предпринимателя): от 500 до 1000 рублей;
  • для организации: от 5000 до 10 000 рублей.

Отдельный (самостоятельный) штраф для должностных лиц за разглашение персональных данных в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей составляет от 4000 до 5000 рублей. Такие меры ответственности описаны в статьях 13.11 и 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность для директора, главного бухгалтера или начальника отдела кадров компании или другого лица, ответственного за работу с персональными данными, может наступить за незаконные действия:

  • сбор или распространение сведений о частной жизни сотрудника, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия;
  • распространение сведений о работнике в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ.

За такие нарушения в части обращения с персональными данными допускаются следующие меры уголовной ответственности:

  • штраф до 200 000 рублей (или в размере доходов осужденного за период до 18 месяцев);
  • обязательные работы на срок до 360 часов;
  • исправительные работы на срок до одного года;
  • принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • арест на срок до четырех месяцев;
  • лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются жестче:

  • штрафом от 100 000 до 300 000 руб. (или в размере доходов осужденного за период от одного года до двух лет);
  • лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет;
  • принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового;
  • арестом на срок от четырех до шести месяцев;
  • лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет (статья 137 Уголовного кодекса РФ).

Что изменится с 1 июля 2017 года

Федеральный закон от 07.02. 2017 № 13-ФЗ расширил перечень оснований для привлечения работодателя к административной ответственности в области защиты персональных данных, а также увеличил размеры административных штрафов. Этот закон вступает в силу с 1 июля 2017 года. Сразу скажем, что административная ответственность в сфере персональных данных существенно ужесточена. При этом важно следующее: вместо единственного вида административной ответственности, описанного в статье 13.11 КоАП РФ, появится семь. Таким образом, за различные нарушения работодателей в сфере персональных данных можно будет применять разные штрафы. Если нарушение по разным составам выявят несколько, то, соответственно, количество штрафов может увеличиваться. Поясним новые составы правонарушений более детально.

Нарушение 1: обработка персональных данных в «иных» целях

С 1 июля 2017 года обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных – самостоятельные виды административного нарушения (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ). Приведем пример: организация-работодатель собирает персональные данные работников и передает эти данные сторонним компаниям в рекламных целях (передаются ФИО, телефоны, регионы проживания, уровень дохода). Потом рекламные фирмы начинают рассылать работникам на телефон, e-mail и домашние адреса различный спам и рекламные предложения. Если в таких действиях работодателя не будет выявлено уголовного состава преступления, то можно будет применить административную ответственность. С 1 июля 2017 года административное наказание может быть следующим:

  • или предупреждение;
  • или штрафы.

на граждан — в размере от 1000 до 3000 руб.;

на должностных лиц – 5000 до 10 000 руб.;

на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

Нарушение 2: обработка персональных данных без согласия

Обработка персональных данных работодателем, по общему правилу, возможна только с письменного согласия работников. Такое согласие должно включать в себя следующую информацию (части 4 статьи 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ):

  • ФИО, адрес сотрудника, реквизиты паспорта (иного документа, удостоверяющего его личность), в том числе сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе;
  • наименование или ФИО и адрес работодателя (оператора), получающего согласие сотрудника;
  • цель обработки персональных данных;
  • перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие;
  • наименование или ФИО и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению работодателя, если обработка будет поручена такому лицу;
  • перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых работодателем способов обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие сотрудника, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
  • подпись работника.

Образец согласияСкачать образец составленного по всем правилам согласия сотрудника на обработку персональных данных можно на нашем сайте в разделе «Документы».

С 1 июля 2017 года обработка персональных данных без согласия работника в письменной форме, либо если письменное согласие не содержит обозначенных выше сведений – это самостоятельное административное нарушение, предусмотренное в части 2 статьи 13.11 КоАП РФ. За него возможны штрафные санкции:

на граждан — в размере от 3000 до 5000 руб.;

на должностных лиц (например, директор, кадровик или ИП) – от 10 000 до 20 000 руб.;

на организации — от 15 000 до 75 000 руб.

Нарушение 3: доступ к политике по обработке персональных данных

Оператор персональных данных (например, работодатель или интернет-сайт) обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных в Интернете (например, через сайт), обязан опубликовать в Интернете документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу. Это предусмотрено пунктом 2 статьи 18.1 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

С выполнением этой обязанности на практике сталкиваются многие пользователи сети Интернет. Так, например, когда вы оставляете какую-либо заявку на сайтах и указываете свои ФИО и e-mail, то можете обратить внимание на ссылку на подобные документы: «Политика обработки персональных данных», «Положение об обработке персональных данных» и т.п. Однако стоит признать, что некоторые сайты этим пренебрегают и никакой ссылки не приводят. И получается, что человек оставляет заявку на сайте, не знает, в каких целях сайт собирает персональные данные.

Некоторые работодатели также на своих сайтах выставляют имеющиеся вакансии и предлагают кандидатам заполнить форму «О себе». В таких случаях интернет-сайт также должен обеспечить доступ к «Политике обработке персональных данных».

С 1 июля 2017 года в части 3 статьи 13.11 КоАП РФ выделен самостоятельный состав правонарушения – невыполнение оператором обязанности по публикации или предоставлению неограниченного доступа к документу с политикой по обработке персональных данных или сведениями по их защите. Ответственность по этой статье может выглядеть как предупреждение или административные штрафы:

на граждан — от 700 до 1500 руб.;

на должностных лиц (например, директора или главбуха) — от 3000 до 6000 руб.;

на индивидуальных предпринимателей — от 5000 до 10 000 руб.;

на организации — от 15 000 до 30 000 руб.

Нарушение 4: сокрытие информации

Субъект персональных данных (то есть, физическое лицо, кому принадлежат эти данные) имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей (ч. 7 ст. 14 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ):

  1. подтверждение факта обработки персональных данных оператором;
  2. правовые основания и цели обработки персональных данных;
  3. цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;
  4. наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;
  5. обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
  6. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
  7. порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  8. информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;
  9. наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;
  10. иные сведения, предусмотренные Федеральным законом или другими федеральными законами.

С 1 июля 2017 года невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных, является самостоятельным административным нарушением. Оно влечет предупреждение или наложение административных штрафов:

на граждан – от 1000 до 2000 руб.;

на должностных лиц (например,директора, кадровика или бухгалтера) — от 4000 до 6000 руб.;

на индивидуальных предпринимателей – 10 000 до 15 000 руб.;

на юридических лиц (организаций) – от 20 000 до 40 000 руб.

Нарушение 5: уточнения или блокировка

Статья 21 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» предусматривает, что в ряде случаев оператор обязан уточнять, блокировать или уничтожать персональные данные физических лиц.

С 1 июля 2017 года введен новый вид административного нарушения – невыполнение оператором требования субъекта персональных данных или его представителя об уточнении, блокировке, уничтожении данных (если данные неполные, устаревшие, неточные, незаконно получены или не являются необходимыми для заявленной цели обработки). Такие действия с 1 июля 2017 года влекут т предупреждение или наложение административных штрафов:

на граждан — от 1000 до 2000 руб.;

на должностных лиц (например, директора, кадровика или главбуха) — от 4000 до 10 000 рублей;

на ИП — от 10 000 до 20 000 рублей;

на юридических лиц – 25 000 до 45 000 руб.

Нарушение 6: сохранность персональных данных

Многие работодатели собирают персональные данные работников только «на бумаге» и не ведут никакой автоматизированной обработки, не имеют специальных программ для обработки и за данных. С 1 июля 2017 года законодатели выделили для таких операторов (в частности, работодателей) новый вид правонарушения за необеспечение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по сохранности персональных данных при хранении их материальных носителей, если это привело к неправомерному или случайному доступу к персональным данным. А это, в свою очередь, послужило причиной их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения либо иного неправомерного действия. Если это произошло, то административная ответственность может наступить в виде административного штрафа:

на граждан — 700 до 2000 руб.;

на должностных лиц (например, руководителя) — от 4000 до 10 000 руб;

на индивидуальных предпринимателей — от 10 000 до 20 000 руб;

на организаций – от 25 000 до 50 000 руб.

Нарушение 7: обезличивание

В исключительных случаях, предусмотренных законодательством, государственные и муниципальные органы должны обезличивать персональные данные, которые обрабатывают в своих информационных системах, в том числе созданных и функционирующих в рамках реализации федеральных целевых программ (подп. «з» п. 1 перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 г. № 211). К таким случаям относится, например, необходимость государственных и муниципальных органов размещать в открытом доступе документы, содержащие персональные данные, допустим, обезличенные копии судебных актов (п. 3 ст. 15 Закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ).

Под обезличиванием персональных данных можно понимать процесс, в результате которого становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному человеку (ст. 3 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

С 1 июля 2017 года невыполнение должностными лицами государственного или муниципального органа – оператора персональных данных обязанностей по обезличиванию персональных данных либо за нарушение требований к этому процессу – административное нарушение. Возможна ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

Получается, что административные штрафы с 1 июля 2017 года существенно увеличились. При этом установили новые размеры штрафов в зависимости от вида совершенного правонарушения. Так, должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 3000 до 20 000 руб., ИП – на сумму от 5000 до 20 000 руб., организации – на сумму от 15 000 до 75 000 руб. Причем привлекать в ответственности могут по разным составам правонарушений. Соответственно, за разные нарушения на одну компанию могут наложить несколько разных штрафов.

До 1 июля 2017 года максимально возможный административный штраф составлял для организаций – 10 000 рублей. И состав нарушения в статье 13.11 КоАП РФ был одним.

Привлекать к ответственности станет проще

До 1 июля 2017 года возбуждать дела по административным делам, связанным с персональными данными, по статье 13.11 КоАП РФ был вправе исключительно прокурор. Это предусмотрено частью 1 ст. 28.4 КоАП РФ. С 1 июля 2017 года участие прокурора будет необязательным. С указанной даты дела по статье 13.11 КоАП будут вправе возбуждать должностные лица Роскомнадзора. Такая поправка внесена комментируемым законом в пункт 58 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ. Следовательно, процедура привлечения к ответственности по делам о персональных данных становится проще.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ужесточены нормы законодательства по защите персональных данных работников. В связи с этим строительной компании необходимо позаботиться о соблюдении установленных в этой сфере требований.
Что изменилось В целях дополнительной защиты сведений о гражданах в Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ были внесены существенные поправки, вступившие в силу с 1 июля 2011 года (см. Федеральный закон от 25 июля 2011 г. № 261-ФЗ).
Изменилось само понятие персональных данных, под которыми теперь понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (п. 1 ст. 3 закона № 152-ФЗ).
Строительная компания, обрабатывающая такие данные, по своему статусу соответствует понятию оператора.
Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) с персональными данными, совершаемое с применением средств автоматизации или без их применения. К таким действиям относятся: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование данных и т. д.
Введено понятие автоматизированной обработки персональных данных, а также соответствующее нормативное регулирование.
Уточнены принципы обработки сведений (ст. 5 закона № 152-ФЗ).
Закреплено, что обработка должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных целей. При этом обрабатываемые данные не должны быть избыточными. Если срок хранения персональных сведений не установлен (законом, договором), хранить их нужно не дольше, чем этого требуют цели обработки. После чего данные подлежат уничтожению либо обезличиванию.

Новшеством является также то, что регламентирован порядок поручения обработки персональных данных третьему лицу. Компания вправе это сделать с согласия работника на основании заключаемого с третьим лицом договора (поручения оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора (компании-работодателя), обязано соблюдать принципы и правила такой операции, предусмотренные законом № 152-ФЗ.
В поручении должны быть определены перечень действий с данными и цели их обработки, а кроме того, установлена обязанность третьего лица соблюдать конфиденциальность этих сведений и обеспечивать безопасность при их обработке. Ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица будет нести сама компания. А лицо, осуществляющее обработку информации по ее поручению, несет ответственность перед компанией.
Какие меры предпринять В закон № 152-ФЗ введена новая статья 18.1. В ней предусмотрены меры, направленные на обеспечение обновленных требований. Работодателю следует определить перечень мер, необходимых для выполнения обязанностей по обработке персональных данных. Он должен включать:
– назначение лица, ответственного за организацию обработки персональных данных;
– издание компанией документов, определяющих политику в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки таких сведений и предотвращения (устранения) нарушений;
– применение правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;
– осуществление внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных указанному закону и принятым на основании его нормативным правовым актам;
– оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения закона;
– ознакомление работников компании, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с требованиями законодательства о защите персональных данных, локальными актами по указанным вопросам и обучение этих работников.
Обратите внимание: строительной организации теперь помимо Положения по защите персональных данных работников, которое следовало принять в соответствии с Трудовым кодексом РФ, необходимо разработать новый документ – Политику в отношении обработки персональных данных.
Как обеспечить безопасность Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:
– определением угроз безопасности данных при их обработке в информационных системах;
– применением организационных и технических мер;
– учетом машинных носителей персональных данных;
– обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;
– восстановлением данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа;
– установлением правил доступа к персональным данным, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с ними в информационной системе;
– контролем за уровнем защищенности информационных систем.
Не следует забывать и о том, что в настоящее время действуют документы:

– приказ ФСТЭК России от 5 февраля 2010 г. № 58 «Об утверждении Положения о методах и способах защиты информации в информационных системах персональных данных»;
– Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных … утвержденная ФСТЭК России 14 февраля 2008 г.;
– Базовая модель угроз безопасности персональных данных… утвержденная ФСТЭК России 15 февраля 2008 г.
Учтите: по запросу уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных строительная фирма обязана представить документы и локальные акты или иным образом подтвердить принятие соответствующих мер.

>|Образец уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных и рекомендации по его заполнению утверждены приказом Роскомнадзора от 19 августа 2011 г. № 706.|<
По общему правилу уведомить Роскомнадзор об осуществлении обработки персональных данных обязаны все операторы, которые этим занимаются (п. 1 ст. 22, п. 4 ст. 25 закона № 152-ФЗ). Однако есть и исключения. Они приведены в пункте 2 статьи 22 закона № 152-ФЗ. Например, если строительная компания имеет дело лишь с личными данными работников (обрабатываемыми в соответствии с трудовым законодательством), указанное требование на нее не распространяется.

Согласие работника Необходимым условием является получение согласия работника на обработку его персональных данных. Порядок его получения определен в статье 9 закона № 152-ФЗ (он стал более четким):
– согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным;
– оно может быть дано физлицом или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.
В нем нужно указать:
– фамилию, имя, отчество, адрес, данные документа, удостоверяющего личность гражданина;
– те же данные – о представителе при его наличии);
– наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие человека на обработку его данных;
– цель обработки данных;
– перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие;
– наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;
– перечень действий, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых способов обработки;
– срок, в течение которого действует согласие, а также способ его отзыва;
– подпись субъекта персональных данных (физлица).
Ответственность Внесены дополнения и в части наказания за нарушение требований закона № 152-ФЗ.
Дисциплинарная ответственность За совершение дисциплинарного проступка в процессе исполнения трудовых обязанностей (нарушение уполномоченным лицом условий о неразглашении персональной информации, о принятии мер по сохранности, недопущению распространения информации и т. д.) работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 Трудового кодекса РФ).
Новшеством являются положения о компенсации морального вреда. Так, моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав из-за нарушения правил обработки персональных данных, а также требований к их защите, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.
Административная ответственность Нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах, согласно статье 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение штрафа: на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц – от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц – от 5000 до 10 000 руб.
За разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, статьей 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрен штраф: для граждан в размере от 500 до 1000 руб.; для должностных лиц – от 4000 до 5000 руб.
Уголовная ответственность За нарушение неприкосновенности частной жизни грозит уже уголовная ответственность (п. 1 ст. 137 Уголовного кодекса РФ). Так, незаконный сбор или распространение сведений о человеке (его семье) без его согласия либо публичное распространение этих сведений наказывается:
– штрафом до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
– обязательными работами на срок от 120 до 180 часов;
– исправительными работами на срок до одного года;
– арестом на срок до четырех месяцев;
– лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение срока до трех лет.
Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, согласно пункту 1 статьи 272 Уголовного кодекса РФ, предусматривает схожие меры (штраф, обязательные или исправительные работы и т. д.). Различие в том, что среди них нет ареста и запрета занимать определенные должности.
Важно запомнить Руководитель строительной компании должен назначить ответственного за обработку персональных данных. Для осуществления указанной обработки (как самой компанией, так и по ее поручению третьими лицами) необходимо получить согласие работника. Статья напечатана в журнале «Учет в строительстве» №12, декабрь 2011 г.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Работа с персональными данными

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *