Пункты пропуска на территорию РФ

Правительство Российской Федерации постановляет:
Определить пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, предназначенные для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных и подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), согласно приложению.
Председатель
Правительства Российской Федерации
В. Путин
Прим. ред: текст постановления опубликован в «Собрании законодательства РФ», 18.07.2011, N 29, ст. 4482.
Приложение

Пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, предназначенные для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных и подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)

I. Автомобильные пункты пропуска
Российско-финляндский участок государственной границы
1. Брусничное
2. Вяртсиля
3. Салла
4. Светогорск
5. Торфяновка
Российско-норвежский участок государственной границы
6. Борисоглебск
Российско-польский участок государственной границы
7. Багратионовск
8. Мамоново (Гжехотки)
Российско-литовский участок государственной границы
9. Чернышевское
Российско-латвийский участок государственной границы
10. Бурачки
11. Убылинка
Российско-эстонский участок государственной границы
12. Шумилкино
Российско-китайский участок государственной границы
13. Забайкальск
14. Пограничный
Российско-монгольский участок государственной границы
15. Кяхта
16. Ташанта
17. Хандагайты (Боршо)
Российско-украинский участок государственной границы
18. Матвеев Курган
19. Нехотеевка
20. Новошахтинск
21. Погар
22. Ровеньки
23. Суджа
24. Троебортное
Российско-азербайджанский участок государственной границы
25. Яраг-Казмаляр
II. Железнодорожные пункты пропуска
Российско-финляндский участок государственной границы
26. Бусловская
Российско-эстонский участок государственной границы
27. Ивангород
Российско-польский участок государственной границы
28. Мамоново
Российско-китайский участок государственной границы
29. Забайкальск
30. Пограничный
Российско-монгольский участок государственной границы
31. Наушки
Российско-латвийский участок государственной границы
32. Посинь
33. Скангали
Российско-украинский участок государственной границы
34. Валуйки
35. Гуково
36. Долбино
37. Суземка
38. Успенская
Российско-азербайджанский участок государственной границы
39. Дербент
Российско-абхазский участок государственной границы
40. Адлер
III. Воздушные пункты пропуска
41. Владивосток (Кневичи)
42. Екатеринбург (Кольцово)
43. Магадан (Сокол)
44. Москва (Внуково)
45. Москва (Домодедово)
46. Москва (Шереметьево)
47. Новосибирск (Толмачево)
48. Санкт-Петербург (Пулково)
49. Хабаровск (Новый)
IV. Морские пункты пропуска
50. Азов
51. Архангельск
52. Астрахань
53. Большой порт Санкт-Петербург
54. Ванино
55. Владивосток
56. Восточный
57. Выборг
58. Геленджик
59. Кавказ
60. Калининград
61. г. Кронштадт, остров Котлин, пункт база Литке
62. Корсаков
63. Магадан
64. Мурманск
65. Находка
66. Новороссийск
67. Оля
68. Петропавловск-Камчатский
69. Ростов-на-Дону
70. Сочи
71. Таганрог
72. Туапсе
73. Усть-Луга
V. Смешанные пункты пропуска
74. Благовещенск
75. Нижнеленинское
76. Покровка
77. Поярково

DOI 10.22394/1818-4049-2018-82-1-14-22 УДК 338.49

А. Б. Бардаль

Система пунктов пропуска через государственную границу: российский Дальний Восток

Активизация внешнеэкономических взаимодействий, формирование международных систем транспортного сообщения расширение туристического обмена предъявляют высокие требования к совершенствованию приграничной транспортной инфраструктуры, в т. ч. созданию адекватной сети пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее — РФ). В рамках статьи рассматривается система пунктов пропуска через государственную границу как важный элемент международных взаимодействий. Представлены относительные оценки действующей системы пунктов пропуска в разрезе федеральных округов РФ. Рассчитаны показатели плотности установленных и действующих пунктов относительно масштабов экономической деятельности, плотности населения и протяженности государственной границы.

Дальний Восток занимает в транспортной системе Российской Федерации уникальное географическое положение: являясь приграничной территорией, он выступает естественной зоной взаимодействия с крупнейшими странами Азиатского-Тихоокеанского региона (далее — АТР) и прежде всего с активно развивающейся Китайской Народной Республикой (далее — КНР). По его территории пролегают транзитные торговые и туристические пути между Европой и Северо-Восточной Азией, а также между странами Северо-Восточной Азии и Северной Америкой. Более подробно проанализирован масштаб внешней торговли субъектов Дальневосточного федерального округа (далее — ДФО) и КНР, изменение транспортных взаимодействий между странами в части автомобильного, железнодорожного, воздушного транспорта. Рассмотрена система пунктов пропуска на Дальнем Востоке России. В результате сделан вывод о том, что действующая в настоящее время на Дальнем Востоке система пунктов пропуска через государственную границу не соответствует масштабам экономических взаимодействий Российской Федерации с КНР на современном этапе и требует совершенствования..

Ключевые слова.: пункты пропуска через государственную границу, транспортная инфраструктура, российский Дальний Восток, международные взаимодействия, КНР.

Масштаб и эффективность внешнеэкономических взаимодействий страны определяются множеством факторов, среди которых не последнюю роль играют наличие адекватной транспортной сети в приграничных регионах и уровень развития системы пункта пропусков через государственную границу.

Основная масса публикаций в рамках данной тематики посвящена рассмотрению особенностей технологических процессов при пересечении границы. Например, вопросам организации различ-

Примечание: * в числителе указаны данные относительно общего числа установленный пунктов пропуска, в знаменателе — относительно действующих в настоящее время пунктов пропуска. Источник: рассчитано по данным.1.

Таблица 1

Характеристики элементов инфраструктуры международных взаимодействий РФ*

Территория Плотность относительно

протяженности границ (ед. на 1000 км) масштабов экономической деятельности (ед. на трлн руб.) заселенности (ед. на млн чел.)

Российская Федерация 6,3 / 5,2 5,5 / 4,6 2,6 / 2,2

Центральный федеральный округ 26,6 / 19,3 2,4 / 1,7 1,5 / 1,1

Северо-Западный федеральный округ 25,3 / 22,4 10,1 / 9,0 5,7 / 5,0

Южный федеральный округ 10,9 / 10,9 12,0 / 12,0 3,6 / 3,6

Северо-Кавказский федеральный округ 7,7 / 7,2 8,3 / 7,8 1,5 / 1,4

Приволжский федеральный округ 9,9 / 9,9 2,3 / 2,3 0,8 / 0,8

Уральский федеральный округ 12,4 / 12,4 2,1 / 2,1 1,6 / 1,6

Сибирский федеральный округ 8,8 / 6,1 9,1 / 6,3 3,4 / 2,3

Дальневосточный федеральный округ 2,5 / 1,8 16,8 / 12,0 10,2 / 7,3

Для характеристики инфраструктуры пересечения государственной границы не существует общепринятых показателей. Примем относительную плотность пунктов пропуска в разрезе федеральных округов в качестве меры сопоставления пространственных характеристик системы. Рассчитаем показатели плотности пунктов пропуска через государственную границу в рамках

федеральных округов относительно: 1) масштабов экономической деятельности (число пунктов пропуска на 1 трлн руб. валового регионального продукта (далее — ВРП); 2) заселенности (число пунктов пропуска на 1 млн чел. населения); 3) протяженности государственной границы (число пунктов пропуска на 1 тыс. км границы) (табл. 1).

Расчет с учетом установленных и фактически действующих пунктов пропуска необходим, поскольку для отдельных регионов эти показатели значительно разнятся. При этом Дальний Восток значительно проигрывает по числу пунктов

2 ДФО имеет границу с КНР (сухопутные и водные участки по реке) и Корейская Народно-Демократическая Республика (далее —КНДР )(речные и морские участки), а также морскую с Японией и США.

пропуска относительно протяженности границ. Высокие относительные показатели при учете ВРП и плотности населения определяются значительным отставанием ДФО от других федеральных округов по масштабам экономической деятельности (за исключением Южного федерального округа, отставание ДФО по ВРП составляет по итогам 2016 г. от 1,3 до 6,4 раз) и плотности населения (отставание составляет от 1,3 до 6,3 раз).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дальний Восток занимает в транспортной системе Российской Федерации уникальное географическое положение: являясь приграничной территорией, он выступает естественной зоной взаимодействия с крупнейшими странами АТР2 и прежде всего с активно развивающейся КНР. По его территории пролегают транзитные торговые и туристические пути между Европой и Северо-Восточной Азией, а также между странами СевероВосточной Азии и Северной Америкой.

Активизация внешнеэкономических взаимодействий, формирование международных систем транспортного сообщения, расширение туристического обмена предъявляют высокие требования к совершенствованию приграничной транспортной инфраструктуры, в т. ч. созданию адекватной сети пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

По состоянию на 2018 г. на террито-

рии ДФО установлено 63 пункта пропуска через государственную границу РФ, из них действуют лишь 453 : 5 — автомобильных; 9 — воздушных; 3 — железнодорожных; 20 — морских; 7 — смешанных (в период навигации функционируют как речные, в период ледостава — как автомобильные); 1 — речной. В соотношении масштабов регионов (численность населения, промышленное производство и т. д.) и возможностей осуществления внешнеэкономических взаимодействий (наличие на территории пунктов пропуска через государственную границу РФ) в настоящее время имеются диспропорции в развитии пограничной инфраструктуры, связанные с пространственной неравномерностью в их размещении. Подавляющее число пунктов пропуска на территории ДФО функционирует в Приморском крае (всего 15 ед., в т. ч. 5 автомобильных, 3 железнодорожных и 1 воздушный) (рис. 1).

При этом значительная часть объектов пунктов пропуска существенно устарела и требует модернизации . По оценкам Ро-сгранстрой только четыре пункта пропуска на территории ДФО полностью соответствуют нормативным требованиям. В связи с этим осуществляются работы по развитию инфраструктуры пунктов пропуска региона. Так, в Приморском крае в результате реконструкции авто-

Рис. 1. Сравнительная характеристики показателей для, оценки приграничной инфраструктуры регионов Дальнего Востока3

3 Регионы России. Социально-экономические показатели — 2017 г. // Росстат. URL: http://www. gks.tu/bgd/regl/b17_14p/Main.htm

мобильных грузо-пассажирских пунктов пропуска Краскино и Пограничный ожидается увеличение их пропускной способности в пять раз4. Ведутся работы по реконструкции смешанного грузо-пассажирского пункта пропуска Поярково в Амурской области (расширение зоны таможенного контроля и строительство дополнительного причала5). Планируется модернизировать морские пункты пропуска Сахалинской области (Невельск и Холмск).

Развитие системы пунктов пропуска наравне с совершенствованием транспортной инфраструктуры направлено на реализацию дополнительных возможностей по активизации внешнеэкономического фактора социально-экономического развития соответствующих территорий. Далее рассмотрим более подробно существующее положение и проблемы транспортного взаимодействия с КНР и КНДР, с которыми РФ имеет сухопутную границу на территории ДФО.

Протяженность государственной границы РФ и КНР составляет 4209,3 км и включает как сухопутные (650,3 км), так и водные — речные (3489,0 км) и озерные (70,0 км) — участки. В пределах территории ДФО находится 3227 км границы (2981 км с провинцией Хэйлунцзян и 246 км с провинцией Цзилинь).

Развитие транспортных связей вызвано активизацией торговли между странами, получившей отображение на региональном уровне. Несмотря на определенный спад в последние годы, экономические взаимодействия между Дальним Востоком России и КНР имеют значимый для экономики российского макрорегиона масштаб. Китай остается одним из ключевых партнеров дальневосточного региона во внешней торговле (рис. 2).

По итогам 2016 г. в КНР из ДФО было отправлено 81,7% поставляемой на экспорт древесины; 42,9% рыбопродукции; 13,8% топливно-энергетических ресурсов. Наиболее активно вовлечены в процесс внешней

торговли с КНР приграничные субъекты РФ: Приморский край, Еврейская автономная область, Амурская область, Хабаровский край (табл. 2, 3).

Активизация взаимодействий между странами требует наличия достаточной по масштабам и качеству инфраструктуры, в т. ч. транспортной, пограничной, таможенной и т. д. В настоящее время между китайскими провинциями Хэйлунцзян и Ляонин и приграничными административно-территориальными субъектами РФ осуществляется движение по автодорожным (более 30) и двум железнодорожным транспортным направлениям, действует 44 пункта пропуска через государственную границу РФ.

Число пунктов пропуска со временем изменяется с учетом потребностей экономики. Так, осенью 2011 г. в Амурской области установлен смешанный грузопассажирский пункт пропуска Сково-родино. Этот пункт организован для обслуживания ветки российского нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» в Китай — здесь проходят таможенный и пограничный контроль эксплуатационные бригады. Срок его действия ограничен соглашением РФ и КНР о сотрудничестве в нефтяной сфере и составляет 23 года.

Некоторые официально установленные пункты пропуска в настоящее время не функционируют. Фактически не действуют по причине отсутствия грузо-и пассажиропотока три автомобильных пункта пропуска через государственную границу. Пункт пропуска Кани-Курган -Чанфатунь, установленный в 1996 г. в районе предполагаемого строительства моста через реку Амур в районе г. Благовещенск, был организован как временный для обеспечения перемещения персонала, занятого при строительстве. Однако данный проект не был реализован. Пункты пропуска Джалинда — Мохе и Константиновка — Суньу были организованы с учетом возможных перспектив, однако на сегодня перевозки по

4 Реконструкция пунктов пропуска / Тихоокеанская Россия. URL: http://to-ros.info/?p=35164

5 Международный пункт пропуска Поярково-Сюнькэ реконструируют / Амур-инфо. URL: http://www.amur.info/news/2017/06/22/126224

ив н ни Ш

1 1

2014-имп. 2015-имп. 2016-имп. 2014-эксп. 2015-эксп. 2016-эксп

□ прочие ЕШС □ Республика Корея □Япония ИКНР

Рис. 2. Структура экспорта и импорта Дальнего Востока6

Таблица 2

Экспорт дальневосточных субъектов РФ в КНР (2016 г.)6

Территория, субъект РФ Объем перевозок, тыс. т Стоимость перевезенных грузов, млн долл. Доля КНР в экспорте субъекта/ территории,%

Республика Саха (Якутия) 4575,1 280,4 6,3

Камчатский край 308,4 203,1 35,6

Приморский край 3805,2 1096,2 50,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хабаровский край 5320,6 899,9 58,2

Амурская область 1221,2 311,9 91,7

Магаданская область 8,3 12,1 3,1

Сахалинская область 3436,6 922,2 10,2

Еврейская автономная область 185,6 33,1 95,7

Чукотский автономный округ 65,5 91,1 95,1

Дальний Восток 18926,5 3850,0 20,7

Таблица 3

Импорт дальневосточных субъектов РФ из КНР (2016 г.)6

Территория, субъект РФ Объем перевозок, тыс. т Стоимость перевезенных грузов, млн долл. Доля КНР в импорте субъекта/территории, %

Республика Саха (Якутия) 4,3 10,7 10,9

Камчатский край 7,6 6,9 7,8

Приморский край 1105,9 1821,5 57,1

Хабаровский край 82,5 175,0 42,2

Амурская область 87,0 134,3 81,2

Магаданская область 6,6 21,5 44,2

Сахалинская область 43,8 70,0 4,1

Еврейская автономная область 25,1 26,8 98,5

Чукотский автономный округ 17,2 19,9 38,1

Дальний Восток 1380,0 2286,6 39,5

6 Таможенная статистика внешней торговли // Федеральная таможенная служба Российской Федерации. URL: http://stat.customs.ru/apex

этим направлениям не осуществляются.

Автомобильный транспорт используется на следующих маршрутах: Пограничный — Суйфэньхэ, Лесозаводск — Ху-линь, Камень-Рыболов — Мишань, Покровка — Дуннин, Славянка — Хуньчунь, Славянка — Янцзы, Уссурийск — Дуннин, Уссурийск — Суйфэньхэ, Уссурийск -Янцзы, Уссурийск — Муданьцзян, Уссурийск — Цзиси, Краскино — Хуньчунь, Владивосток — Харбин, Бикин — Жаохэ. Многие линии обслуживают как пассажирские, так и грузовые перевозки.

Число маршрутов двусторонних перевозок между РФ и КНР со временем возрастает. Так, в конце 2008 г. была открыта новая автомобильная линия Уссурийск — Цзиси, являющаяся в настоящее время наиболее протяженной (309 км). Данный маршрут предназначен для перевозок промышленной продукции и продукции сельского хозяйства. В г. Цзиси открыта зона международной торговли и логистики, а также рынок оптовой торговли овощами и фруктами. В 2011 г. открыт новый сухопутно-морской маршрут Хуньчунь (КНР) — За-рубино (РФ) — Пусан (Республика Корея).

Развиваются перевозки воздушным транспортом. В настоящее время функционируют воздушные линии Владивосток — Пекин, Владивосток — Харбин, Владивосток — Гонконг, Владивосток -Муданьцзян, Хабаровск — Харбин, Хабаровск — Пекин.

Перевозки железнодорожным транспортом осуществляются через пограничные пункты пропуска Гродеково — Суйфэньхэ и Махалино — Хуньчунь в Приморском крае. На Дальнем Востоке наиболее крупным по масштабу грузовых перевозок является железнодорож-

Железнодорожный пограничный переход Махалино — Хунчунь возобновил работу в августе 2013 г., а с декабря 2013 г. функционирует в полном режиме. Объем перевозимых грузов постоянно растет и по итогам 2017 г. составил 2,49 млн т. Основные виды перевозимых грузов: уголь, руда, лес. По техническому оснащению этот грузопассажирский многосторонний железнодорожный пункт пропуска Махалино — Хуньчунь является в настоящее время лучшим на восточном полигоне сети железных дорог. Он входит в состав международного транспортного коридора «Приморье-2». Проектная мощность пункта составляет 3 млн т. Для диверсификации перевозимых грузов, увеличения объемов перевозки (осуществление транзита контейнеров из китайских провинций, не имеющих прямого выхода к Японскому морю, на юг КНР или в другие страны Северо-Восточной Азии и мира) через приморский порт Зарубино (либо Посьет) необходимо модернизировать оснащение пограничного перехода (в первую очередь стоит вопрос об оборудовании инспекционно-досмотровым комплексом).

На границе с КНДР (общая протяженность 39,4 км, включая речной и морской участки) установлен железнодорожный пограничный пункт пропуска Хасан-Туманган. Сообщение осуществляется по мосту Дружбы через реку Туманная, разделяющую РФ и КНДР. Между странами осуществляется пассажирское (по-

Рис. 3. Динамика перевозок через железнодорожный пункт пропуска

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гродеково, млн т2

езд Уссурийск — Туманган к которому присоединяются вагоны, следующие по маршруту Москва — Пхеньян) и грузовое движение. Максимальный объем грузоперевозок был в 1986 г. и составил 4,8 млн т грузов. По итогам 2016 г. было перевезено 1,6 млн т7. Основу грузопотока в настоящее время составляет уголь из России, перевозимый транзитом через порт Раджин (КНДР) в КНР.

Таким образом, действующая в настоящее время на Дальнем Востоке система пунктов пропуска через государственную границу не соответствует масштабам экономических взаимодействий РФ с КНР на современном этапе и требует совершенствования. Возможные направления развития инфраструктуры международных взаимодействий могут выступить объектом дальнейших исследований.

Список литературы:

1. Антонова Е. И., Белоусова Т. И. Проблемы использования технологии предварительного информирования в морских пунктах пропуска // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. № 4. Том 13. С. 180-187.

4. Горячко М. Д., Колосов В. А. Потенциал приграничного взаимодействия и развитие ре-

гионов на юге Дальнего Востока и Сибири // Российское пограничье: социально-политические и инфраструктурные проблемы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2016. 188 с. С. 55-72.

5. Калещук К. В., Володькин П. П., Лазарев

B. А. Применение системы автоматизированного контроля для повышения пропускной способности международного пункта пропуска Покровка (РФ) — Жаохэ (КНР) // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. № 5-3 (16-3). Том 3.

C. 147-151.

7. Королев П. Ю. Особые условия влияния факторов размещения и функционирования таможенной службы в приграничных регионах // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2010. № 1 (35). С. 31-46.

8. Рыбаков О. В., Страхов М. М., Страхова Е. Н. Перспективные направления повышения эффективности использования инспекционно-досмотровых комплексов // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2017. № 1 (26). С. 80-84.

9. Цзоу Сютин Проблемы и перспективы сотрудничества приграничных пунктов пропуска провинции Хэйлунцзян с Россией // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2017. № 1. Том 3 (69). С 111-118.

10. Чэнь Цюцзе Состояние и перспективы китайско-российских международных транспортных маршрутов // Вестник алтайской академии экономики и права. 2015. № 4. С. 78-82.

Библиографическое описание статьи —

The system of checkpoints across the state border: the Russian Far East

Customs Academy Messenger], 2015, no. 2 (31), pp. 75-80.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B^acTb m ynpaB^eHMe Ha BoeroKe poccmm. 2018. №1 (82)

akademii , 2017, no. 1 (26), pp. 80-84.

Пункты пропуска на территорию РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *