Психологическая подготовка

— регуляцию психических состояний, сопутствующих решению этих задач.

Такая подготовка непосредственно включается в тренировочную деятельность спортсмена или проводится в виде специально организованных мероприятий. В процессе общей подготовки совершенствуются и корректируются свойства и черты личности (мотивационная направленность, психическая устойчивость), психические качества, оптимизируются психические состояния.

В повседневном тренировочном процессе психическая подготовка как бы включена в другие виды подготовки (физическую, техническую, тактическую), хотя имеет свои цели и задачи. Если цель психической подготовки — реализация потенциальных возможностей данного спортсмена, обеспечивающих эффективную деятельность, то многообразие частных задач (формирование мотивационных установок, воспитание волевых качеств, совершенствование двигательных навыков, развитие интеллекта, достижение психической устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам) приводит к тому, что любое тренировочное средство в той или иной мере способствует решению задач психической подготовки.

О специальных методах психической подготовки в повседневной тренировке можно говорить в тех случаях, когда возникает необходимость предупредить или, если это не удалось сделать, снизить психическое перенапряжение как следствие чрезмерных тренировочных нагрузок.

В том случае, когда психическая подготовка проводится в период, непосредственно предшествующий ответственному соревнованию, на первый план выдвигается формирование готовности к высокоэффективной деятельности в нужный момент. Отсюда — такие частные задачи, как ориентация на социальные ценности, формирование у спортсмена или команды психических «внутренних опор», преодоление «барьеров», психологическое моделирование условий предстоящей борьбы, форсированная оптимизация «сильных» сторон психической подготовленности спортсмена, установка и программа действий и т.д. На этом этапе особую психическую нагрузку несут также влияние окружения, состояние места занятий и восстановления, работа средств массовой информации, внимание и поведение любителей спорта.

Содержание психической подготовки, ее построение, средства и методы определяются спецификой вида спорта. В них больше различного, чем общего. Мало что можно сказать о психической подготовке спортсмена вообще, но очень много — баскетболиста, лыжника, стрелка и т.д.

Таким образом, психической подготовкой спортсмена (команды) называется процесс усиления его (ее) потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям.

Построение психической подготовки связано с использованием определенных принципов.

Принцип сознательности означает, что любые средства психической подготовки могут быть продуктивными лишь в том случае, если спортсмен применяет их сознательна, с верой в то, что данный прием соответствует его индивидуальности и будет полезным в данной конкретной ситуации. Нельзя насаждать средства психического воздействия административными методами. Более того, спортсмен должен не просто верить «на слово» в эффективность этих средств; осознанность — это знание механизмов их воздействия, владение навыками самоконтроля и самоанализа.

Принцип систематичности. Успех приносит лишь систематическое, целеустремленное, последовательное применение системы психических средств с учетом всех сопутствующих факторов. Систематичность предусматривает работу по плану и преемственность, когда каждoe новое воздействие содержит влияниe предшествующих и готовит к будущим.

Принцип всесторонности . Необходимо, чтобы средства и методы психической подготовки увязывались в единую структуру, обеспечивающую единство общей и специальной подготовки спортсмена, т.к. сами психические воздействия дают гораздо больший эффект, когда предусматривается воздействие не на одну узкую сферу, а на всю психику: направленность личности спортсмена, его нейродинамический статус, психомоторику, интеллект.

Принцип согласованности относится к технологии психической подготовки, организации ее мероприятий во времени. Мероприятия психического воздействия должны планироваться в увязке с другими мероприятиями, логически составляющими систему спортивной подготовки. Например, психорегулирующая тренировка (ПРТ) должна согласовываться с тренировочными занятиями и в зависимости от частных задач занимать самостоятельное место до занятий, после них или в перерывах (если предусматривается применение сокращенного варианта ПРТ).

Принцип индивидуализации требует от психолога или тренера всестороннего знания особенностей спортсмена с последующим выбором таких психических воздействий, которые соответствуют всем его индивидуальным свойствам и качествам .

Еще статьи в этом разделе

Кто приготовился к бою, тот его наполовину выиграл.
Мигель де Сервантес

Психологическая подготовка имеет очень важное значение в нашей жизни, поскольку ситуации, к которым мы должны быть психологически подготовленными, возникают в ней постоянно. И некоторые из таких ситуаций могут морально сломать человека, именно из-за его неподготовленности к ним. Обычно люди не придают большого значение психологической подготовке, если они не ведут такой образ жизни, при котором она необходима. Например, если они не занимаются профессиональным спортом или не служат в специальных силовых подразделениях, в которых без этой подготовки никак не обойтись. А для обычной жизни, по мнению многих людей, психологическая подготовка не нужна. Но это не так. Она нужна любому человеку, независимо от того, какой жизнью он живет. Ибо как минимум, каждый человек должен быть психологически подготовлен к чрезвычайным и конфликтным ситуациям, которые как вы сами знаете, постоянно возникают в нашей жизни. И многие люди часто теряют контроль над собой, оказываясь не просто в чрезвычайной или конфликтной, но и даже просто в незнакомой ситуации, которая вызывает у них сильный стресс, потому что они не знают, как им в этой ситуации себя вести.

Поэтому чтобы в любых ситуациях не терять самоконтроль и действовать максимально конструктивно, я бы даже сказал, максимально разумно, человеку нужно подготавливать себя, ну уж если не ко всем, то по крайней мере к самым распространенным жизненным ситуациям, с которыми он с высокой степенью вероятности может столкнуться. Существует много методик психологической подготовки, которые применяются в зависимости от того, какого человека и к чему именно нужно подготовить. И все они по-своему хороши и интересны. Но в этой статье мы с вами поговорим о трех, как я считаю, самых лучших и наиболее общих методах психологической подготовки, с помощью которых любой из вас сможет подготовить себя практически к любым жизненным ситуациям.

Давайте я вначале вкратце расскажу вам о том, что такое психологическая подготовка и в чем ее, так сказать, смысл. Психологическая подготовка – это специальная система психолого-педагогических воздействий на психику человека, применяемых с целью формирования и совершенствования у него психических качеств и свойств личности, необходимых для решения поставленных задач в конкретных ситуациях. Звучит слишком по-научному, не так ли? Давайте я скажу проще: психологическая подготовка – это формирование модели какой-то ситуации, которую человеку нужно мысленно пережить, с целью приспособления к ней своей психики. Так, согласитесь, звучит более понятно и точно. Другими словами, после психологической подготовки вы должны чувствовать себя нормально не только в комфортных для вас условиях, но и в таких условиях, которые обычно вызывают повышенную тревожность, нервозность, напряжение, страх и прочие негативные чувства и эмоции, из-за которых большинство людей как правило теряют над собой контроль. Благодаря психологической подготовке вы будете достойно вести себя практически в любых ситуациях и сможете справиться со многими проблемами и задачами.

Итак, первый метод психологической подготовки основан на воображении, а точнее на имитационном моделировании с помощью воображения той ситуации, к которой вам нужно подготовиться, или к которой вы в принципе хотите быть готовы, на случай ее возникновения. Для этого вам необходимо как можно более детально представить себе эту ситуацию и мысленно ее пережить. Друзья, имейте в виду, что совсем необязательно эта ситуация должна возникнуть в вашей жизни в ближайшем будущем, вы можете проигрывать в своем уме наиболее вероятные, а не только предстоящие ситуации, готовясь таким образом к их возможному возникновению. Такая подготовка в целом сделает вашу психику более крепкой и устойчивой. Метод, как видите, в теории не сложный, но его эффективность будет зависеть от качества и количества тех образов, которые вы сумеете сформировать в своем воображении. Вам нужно сформировать очень качественную внутреннюю психическую модель ситуации, чтобы подготовить себя к ней. Поэтому чем более проработанной будет эта модель, чем более яркими образами она будет наполнена, тем более реальной она окажется для вашего мозга, а значит и его реакция на эту виртуальную модель окажется более естественной. Именно эта естественность вам и нужна, чтобы ваша психика укреплялась и адаптировалась к непривычной для нее ситуации. На практике, понятное дело, это не всегда просто сделать. Все-таки, одно дело представлять себя, скажем, в конфликтной ситуации и совсем другое дело, реально оказаться в ней. В последнем случае впечатлений будет значительно больше. Поэтому человеку, чтобы пользоваться таким методом психологической подготовки – необходимо иметь хорошо развитое воображение. Если же его воображение не очень хорошо развито – он может воспользоваться помощью других людей, которые помогут ему смоделировать необходимую ситуацию, чтобы он смог ее мысленно пережить.

Вы также можете сформировать психическую модель какой-то деятельности, чтобы мысленно выполнить ее про себя, в своем внутреннем плане, в голове. Тогда в будущем вам будет проще ее осуществить. Таким образом, мысленное представление различных ситуаций и того, каким будет и каким должно быть ваше поведение в этих ситуациях – это суть первого метода психологической подготовки.

Но, друзья, я хочу обратить ваше внимание на один очень важный момент в этом методе, который многие люди не учитывают, когда используют его, поэтому он им не всегда помогает. Дело в том, что сначала вам нужно приучить себя, свою психику, к моделируемой ситуации, многократно проигрывая ее в своей голове во всех подробностях, без продумывания своего поведения в этой ситуации. Повторю – без продумывания своего поведения. Свое поведение продумывать на первом этапе такой подготовки вам не нужно. Это вообще самая большая ошибка тех, кто не умеет пользоваться этим методом. Скажу честно, я сам долгое время этого не знал и не понимал, когда пытался себя и своих клиентов психологически подготовить к какому-нибудь событию. Вроде мы все делали правильно, воображая различные ситуации во всех подробностях, а нужного результата не было. Вот что значит опираться исключительно на теорию и на чужие знания, подчерпнутые из книг или любых других источников, не проверив их должным образом самостоятельно. Я сначала думал, что все дело в плохом воображении, — некоторым людям очень сложно себе что-то представить, чтобы это пережить. Поэтому я многим своим клиентам помогал сформировать нужные образы и смоделировать нужную ситуацию, чтобы они смогли почувствовать ее влияние на себе. Но результаты все равно были плохими, а точнее, не всегда успешными. Так что дело было не только в недостаточно хорошем воображении. Сам я обладаю достаточно неплохим воображением, но подобный метод психологической подготовки не всегда помогал и мне. Поэтому я много времени потратил на то, чтобы найти причину такой невысокой эффективности этого метода. И я ее нашел. Все дело именно в нашем представлении самих себя и своего поведения в различных ситуациях. Мы неправильно продумываем свое поведение, мы видим его таким, каким должно быть с нашей точки зрения, а не таким, каким оно будет в действительности. Это снижает реалистичность моделируемой ситуации и наша психика приспосабливается неправильно, точнее, не к тому, к чему надо. Вот почему я говорю, что на первом этапе использования этого метода – не нужно продумывать свое поведение в той или иной ситуации, к которой вы хотите себя психологически подготовить, вам нужно только саму ситуацию вообразить, как можно лучше, как можно детальнее, чтобы она позволила вам испытать именно те чувства, эмоции, ощущения, которые в действительности можете испытать, оказавшись в этой ситуации.

Так уж мы устроены, друзья, что стараемся представить себя в определенной ситуации такими, какими мы хотели бы быть, а не такими, какими мы будем в действительности, когда в ней окажемся. Поэтому так важно в самом начале использования этого метода пережить все те чувства и эмоции, которые у вас автоматически возникнут в той ситуации, к которой вы хотите себя подготовить. Не нужно ничего выдумывать, нужно просто чувствовать, нужно привыкать к воображаемой ситуации. Если вы будете моделировать свое поведение в этой ситуации, не успев адаптировать свою психику к ней – вы просто столкнетесь с автоматическими эмоциями непосредственно в самой ситуации, которые не сможете контролировать, и все ваше ранее продуманное поведение, варианты которого вы так тщательно подготавливали к этой ситуации – не сработает. Ваши эмоции и чувства все разрушат. Поэтому мы и говорим с вами именно о психологической, а не об интеллектуальной или физической подготовке, поскольку вам психику свою сначала надо натренировать, а не план действий составить. План действий, в котором ваша модель поведения в той или иной ситуации будет идеально расписана – это следующий этап подготовки. А для начала, все ваши эмоции и чувства вами должны быть пережиты в полной мере, при моделировании конкретной ситуации, чтобы вы воспринимали эту ситуацию, как максимально естественную для вас. В своем воображении мы все выглядим героями – умными, сильными, смелыми, решительными людьми. А когда наступит тот момент, когда нам надо будет проявить хотя бы часть этих качеств, мы можем оказаться совсем другими людьми. Вот мы должны знать, какими мы действительно будем, когда столкнемся с той или иной ситуацией, чтобы пережить это состояние в своем воображении, а не в реальности. И только потом, когда мы уже прочувствуем все, что должны прочувствовать, мы можем выработать в своем воображении нужную модель поведения, которой воспользуемся в реальной ситуации.

Так что суть метода заключается в том, чтобы как можно чаще проигрывать в голове ту ситуацию, к которой вы хотите подготовиться, проживая ее мысленно раз за разом, пока она не станет для вас настолько привычной, что вы будете чувствовать себя в ней достаточно комфортно, что позволит вам вести себя в ней так, как вы хотите и как вам надо.

Давайте рассмотрим пример того, как это может происходить. Допустим, вы хотите психологически подготовить себя к выступлению перед большой аудиторией. Вас это пугает, вы волнуетесь, потому что никогда раньше не выступали перед людьми. И вам надо как-то подготовиться к выступлению. Что вы делаете? – Вы воображаете себя на сцене, стоящим перед людьми, ощущаете на себе их взгляды, вас одолевает волнение, вы подбираете слова, следите за своим поведением, вы напряжены. Это нормально. Вы должны испытать все эти ощущения, должны привыкнуть к ним. Они должны стать для вас настолько привычными, чтобы у вас создалось ощущение, будто вы всю жизнь выступали на сцене. И тогда волнение, страх, робость, неуверенность – все это уйдет. И вы станете психологически подготовленным к выступлению перед людьми человеком.

Очень важно быть психологически подготовленным к предательству, к тому, что другие люди, которым вы доверяете, в которых вы уверены, могут причинить вам сильную душевную боль. С этим сталкивается большинство людей – кто-то, кому мы верили, кого считали своим другом/подругой, на кого мы рассчитывали – в один прекрасный момент может нас предать. Хотя бы раз в жизни, но это случается с большинством из нас. И далеко не все люди готовы к такому удару судьбы, поскольку не рассматривали такое стечение обстоятельств, как возможное, потому что не готовились к такому удару, не проигрывали подобную ситуацию в своем воображении. А это надо делать – надо видеть в своем воображении предательство со стороны даже самых надежных, самых дорогих вам людей, в которых вы в настоящий момент полностью уверены, кому безоговорочно доверяете, чтобы в случае необходимости принять такой удар и устоять, не сломаться и пережить его. Возможно, этого никогда не произойдет, и дорогие вам люди никогда вас не предадут. Ничего страшного, видя их предателями в своем воображении – вы не причините им ни малейшего вреда. Но если все же это случится, если кто-то вас все-таки предаст – вы окажетесь психологически готовы к этому, и такой удар судьбы не нанесет вам слишком большого вреда, вы справитесь с его последствиями. Так что, уважаемые читатели, чтобы к чему-то подготовить свою психику – учитесь моделировать различные ситуации в своем воображении и представлять себя в них. Сначала просто мысленно переживайте эти ситуации, задействовав для этого всю мощь своего воображения, а затем, когда вы к ним привыкните, когда ваша психика полностью адаптируется к ним – начинайте продумывать свое поведение в этих ситуациях, чтобы оказавшись в них вы чувствовали себя абсолютно уверенными.

Второй метод психологической подготовки заключается в вашей готовности заплатить нужную цену за все свои решения и действия. И в частности – это готовность потерять все, абсолютно все, то есть, это готовность заплатить самую высокую цену за свои решения, желания, цели, амбиции, поступки и так далее. В общем, готовность к чему-то – это готовность в том числе и что-то потерять. А человек, которому нечего терять – сам не потеряется и не растеряется ни в какой ситуации.

Вот давайте подумаем, что обычно мешает нам смело воспринимать все новое, как хорошее, так и плохое, к чему нам, собственно, и нужно психологически подготавливаться, ибо все старое и знакомое нас не тревожит и не беспокоит? Нам это мешает делать наш страх. Это страх потери. Мы боимся потерять то, что имеем. Другими словами, наша психологическая неподготовленность во многом определяется нашим страхом перед потерей того, что мы имеем. Что имеет человек, находящийся в зоне комфорта и не желающий из нее выходить? Стабильность, предсказуемость, определенность, уверенность в завтрашнем дне, а вместе с ней и уверенность в себе. А что потребует от человека новая ситуация, пусть даже не такая уж и опасная для него, но просто новая? Она потребует от него расстаться с чем-то, что он имеет, к чему он привык, что ему нравится. Это та же стабильность, та же определенность, та же уверенность в завтрашнем дне, в общем все то, что позволяет человеку чувствовать себя комфортно. Все это нарушится, все это окажется под угрозой, если что-то в жизни человека начнет меняться. Вот почему люди боятся любых перемен, вот почему они психологически не подготовлены к новым ситуациям. И вообще, все новое вынуждает человека рисковать, потому что он не знает, с какими последствиями ему придется столкнуться, принимая те или иные решения в незнакомой ему ситуации. А риск – это стресс, который никому испытывать не хочется. Но рискуя – мы получаем возможность обрести что-то новое, платя за это определенную цену. И поскольку все, для чего нам требуется психологическая подготовка – это что-то новое для нас, что требует от нас риска, то нам нужно быть готовыми к нему, нам нужно быть готовыми к тому, чтобы заплатить определенную цену за все свои решения, за все свои действия, за все свои поступки. Без этой готовности – вам будет сложно адаптироваться к новым ситуациям и вообще к любым переменам. А не сумев к ним адаптироваться, вы будете испытывать стресс и чувство дискомфорта, которые будут мешать вам принимать правильные решения, которые будут мешать вам вести себя так, как вам надо.

Давайте рассмотрим связанный с этим моментом пример. Допустим, вы хотите психологически подготовиться к какому-то спортивному состязанию. Какое решение в данном случае стало бы для вас самым надежным, самым стабильным, самым спокойным, в котором вы могли бы быть полностью уверенны, что оно не вытащит вас из зоны комфорта и не заставит рисковать? Это решение – не участвовать в спортивном состязании вообще, верно? Ничто другое не вселит в вас такую уверенность в завтрашнем дне, как знание того, что этот день будет таким же, как день сегодняшний. Это вообще мертвая жизненная позиция – ведущая человека к бесславному концу. Но это стабильность, это отсутствие риска, это комфорт. И ваше психологическое состояние не нуждается ни в какой тренировке, ни в какой подготовке, поскольку ему не к чему адаптироваться, не к чему приспосабливаться. Но если вы все-таки хотите прожить эту жизнь интересно и достойно, и возвращаясь к нашему примеру, собираетесь участвовать в спортивном состязании, то вы должны быть готовы заплатить за это решение самую высокую цену, которую вы готовы заплатить, чтобы ничто вас не ограничивало, и вы сделали все от вас зависящее, чтобы добиться успеха в предстоящем деле. Надо выложиться на все сто процентов – выкладывайтесь. Нужно для этого чем-то пожертвовать, возможно тем же здоровьем – жертвуйте. А точнее, будьте готовы всем этим пожертвовать, чтобы не дать слабину, когда встанет вопрос о плате за все то, что вы делаете. Вот тогда вы будете психологически подготовлены к любым трудностям, к любым переменам.

Иногда цена может быть слишком высокой, но все дело в том, за что вам ее платить. Если то, что вы делаете, действительно важно для вас, тогда никакая цена не станет для вас большой, и вы готовы будете пойти на любые жертвы, чтобы добиться успеха в своем деле. Эта готовность сделает вашу психику крепкой как сталь. Скажем, если человек готов пожертвовать самым ценным, что есть в его жизни – это сама жизнь, то как вы думаете, насколько хорошо он будет психологически подготовлен ко всему, что может возникнуть в его жизни? Совершенно очевидно, что подготовлен он будет очень хорошо, ибо человек, который готов заплатить своей жизнью за что-то, что для него важно и ценно, не сломается не при каких обстоятельствах. Вот почему так сложно бороться с фанатиками, которые ничего не боятся. Ведь если человек готов пожертвовать своей жизнью ради своих убеждений, ради своих целей, ради своих ценностей, то разве может хоть что-то его напугать, морально сломать или подавить? Ну, разве что только жизнь других людей, которые ему дороги. Только это может быть для него еще дороже, чем собственная жизнь. И тем не менее, чем большую цену вы готовы заплатить за все свои решения, тем лучше будет ваша психологическая готовность к тем ситуациям, в которых эти решения нужно будет принять.

И наконец, третий метод психологической подготовки, о котором я хочу рассказать вам в этой статье, заключается в формировании у вас в меру завышенной самооценки и достаточно высоких амбиций. Чем лучше вы будете о себе думать и чем большего будете хотеть, тем проще вам будет преодолевать всевозможные трудности и препятствия, которые будут возникать на вашем жизненном пути. У завышенной самооценки, как и у высоких амбиций, безусловно, есть свои недостатки, а точнее, слабые стороны. Но зато сильные стороны этих качеств, как правило, эти недостатки перекрывают, если только человек совсем уж не потеряет над собой контроль, возомнив себя пупом земли. Смысл этого метода заключается в том, чтобы видеть себя тем, кем вы хотите быть в той или иной ситуации – победителем, успешным человеком, сильной личностью, приспособленным и гибким человеком, ну и так далее. Вот этот метод следует применять после того, как вы с помощью первого метода подготовите свою психику к определенным ситуациям, к определенным условиям, к определенной деятельности. Помните, что я писал в первом методе о том, что не нужно сразу продумывать свое поведение в той или иной ситуации – надо сначала саму ситуацию как следует пережить, прочувствовать все ее особенности, чтобы привыкнуть к ней, чтобы приспособить к ней свою психику. И только потом уже нужно моделировать свое поведение, чтобы адаптировать его к этой ситуации. Вот этот третий метод как раз и помогает это сделать. С его помощью вы можете представлять себя героем в любой ситуации, вы можете видеть себя успешным во всем, в чем вы хотите быть успешны, вы можете и вам нужно видеть в себе сильную личность, способную справиться с любыми трудностями. Повышайте свою самооценку, ставьте перед собой амбициозные цели, стремитесь к большему, желайте большего, старайтесь сделать больше того, на что вы способны в данный момент, в общем – завышайте планку. Пусть ваше психическое состояние опережает ваши текущие возможности, тогда на фоне более серьезных проблем, менее серьезные проблемы, которые нередко подавляют многих людей, не смогут оказать негативное воздействие на ваше психологическое состояние. Недаром ведь говорят: мы то, что мы о себе думаем. Потому что от нашего к себе отношения, от наших мыслей о себе, от нашего видения себя – зависит наше поведение, наши решения, наши действия.

Давайте рассмотрим подходящий пример. Допустим, хотите вы психологически подготовиться к собеседованию при приеме на работу. Для этого вам нужно не просто проиграть в своей голове предстоящее собеседование, как это описано в первом методе, но и для большей уверенности в себе – вам нужно начать видеть себя на этой работе, на которую вы хотите устроиться, так, будто вас уже на нее взяли. То есть, вы должны представить себя победителем, человеком, успешно прошедшим собеседование, а не человеком, который только надеется на то, что его возьмут на работу, который сильно волнуется, думая, как ему лучше себя преподнести и так далее. Никаких сомнений, никакого страха, никакого волнения быть не должно. – Смело идите на собеседование, с гордо поднятой головой, словно это не вас будут оценивать, а вы будете оценивать своего будущего работодателя, решая, работать с ними или нет. Да, вас могут не принять, каким бы уверенным в себе вы не были. Ничего страшного, не примут в одном месте, примут в другом. Вы все равно добьетесь успеха, вы все равно победите. Не бойтесь заплатить большую цену за высокую самоуверенность – преподносите себя на собеседовании так, словно вы самый лучший кандидат на предлагаемую должность, и работодателю с вами сильно повезет, если он не упустит свой шанс и возьмет на работу именно вас. Выступайте с позиции силы, чтобы не подавлять в себе чувство собственного достоинства, тогда ваша психологическая подготовленность к собеседованию или ко многим собеседованиям, которые потребуется пройти, чтобы в конечном счете добиться успеха в виде устройства на работу, будет достаточно хорошей.

Открою вам небольшой секрет – большинство людей прогибаются под высокой самоуверенностью. Может быть не всем она нравится, но тем не менее самоуверенные люди часто добиваются определенных уступок со стороны других людей. Это происходит потому, что многим людям, даже очень уверенным в себе, нравятся другие уверенные в себе люди. Не наглые и не оголтелые, а именно уверенные. И люди с большими амбициями тоже многим нравятся. Ведь в таких людях чувствуется сила – их энергия, уверенность, напористость, всегда передается окружающим. И это притягивает людей. Так что не бойтесь видеть в себе кого-то большего, чем вы есть на самом деле. Но не забывайте о том, что смысл не в том, чтобы возвеличивать себя и заниматься хвастовством, а в том, чтобы стремиться всеми силами приблизить себя к тому образу, который вы себе нарисовали. Другими словами – если вы видите себя лучшим в чем-то, — стремитесь стать лучшим в этом, а не просто визуализацией занимайтесь. Иначе суровая реальность рано или поздно вас отрезвит.

Вот такие методы психологической подготовки я предлагаю вам, уважаемые читатели, использовать в своей жизни. Есть и другие, тоже очень интересные и полезные методы, которые хорошо подходят для определенных ситуаций. Но их мы с вами рассмотрим в других статьях. А пока и этих методов вам вполне хватит для подготовки себя к любым жизненным ситуациям. Я считаю, что эти методы самые лучшие, не считая тех методов, при которых воображаемые ситуации заменяются искусственно моделируемыми ситуациями, максимально приближенными к реальным жизненным ситуациям. Например, это может быть военная подготовка, при которой солдат психологически подготавливают к реальному бою, создавая им тренировочные ситуации, максимально приближенные к боевым. Но обычным людям такая подготовка не очень нужна. Хотя если подготавливать людей к чрезвычайным ситуациям, то она может оказаться очень полезной. Все-таки реальная тренировка, в которой тщательно имитируется та ситуация, к которой нужно подготовиться, является более эффективной, чем просто воображение этой ситуации. Поэтому мы обязательно рассмотрим этот метод психологической подготовки в будущих статьях.

  • Авторы
  • Файлы

Маржохов А.Р. 207 KB

Можно с уверенностью говорить о том, что правоохранительная деятельность относится к числу профессий повышенного риска и характеризуется одним из наиболее высоких уровней экстремальности и профессионального стресса. Число экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности многократно возросло на исходе ХХ века не только в России и в странах СНГ, но за рубежом. Возрастают требования к профессионализму и психологической подготовленности всего личного состава правоохранительных органов и их специальных подразделений (полиции, представителей миротворческих воинских контингентов и др.), занятых предупреждением, пресечением и расследованием наиболее дерзких и масштабных преступлений, ведущих к гибели сотен и тысяч мирных граждан. Психологические трудности, возникающие при решении задач подразделениями ОВД и существенно снижающие эффективность их деятельности , требуют проведения особого вида профессионально-психологической подготовки- профессиональной экстремально- психологической подготовки, нацеленной на достижение высокого уровня психологической подготовленности сотрудников и функциональных групп к жизнедеятельности в экстремальных ситуациях.

И чрезвычайные, и кризисные ситуации создают особые (или экстремальные) условия для деятельности всех органов государственной власти и управления, в том числе — для правоохранительных органов, требуют принятия заблаговременных организационно-правовых мер и управленческих решений, планирования и отработки государственной системы управления, должного ресурсного обеспечения, включая специальную (экстремальную) профессиональную и психологическую подготовку личного состава.

Основной целью психологической подготовки является формирование профессионально-психологической подготовленности и повышение готовности сотрудников правоохранительных органов к действиям в экстремальных условиях. Она призвана обеспечить эффективную деятельность и законосообразное поведение сотрудника, а также успешное преодоление психологических трудностей при решении профессиональных задач, возложенных на правоохранительные органы в чрезвычайных (кризисных) ситуациях.

Задачами психологической подготовки выступают: формирование зрелой и адекватной мотивации, актуализация психологической экстремальной (боевой) готовности к несению службы в конкретной чрезвычайной ситуации; совершенствование профессионально-значимых экстремальных психологических качеств (способностей) личности сотрудника; повышение уровня экстремально-психологических знаний, умений, навыков; повышение морально-психологической устойчивости к экстремальным стрессовым воздействиям, укрепление уверенности в себе, самообладания, мужества, стойкости, смелости, разумной осмотрительности; формирование навыков оказания психологической само- и взаимопомощи, снятия эмоционального напряжения; развитие коммуникативной компетентности и навыков профессионального общения в критических ситуациях.

К основным формам психологической подготовки относятся практические занятия, групповые дискуссии, ролевые игры и тренинги. Занятия должны тесно увязываться с другими видами профессионального обучения сотрудников в системе боевой, физической, правовой, огневой подготовки, а последние — включать в себя психологические элементы (вводные, создающие психологическое напряжение, неопределенность; стимулирующие принятие самостоятельных решений и т.д.).

Библиографическая ссылка

Маржохов А.Р. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 7. – С. 112-113;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12993 (дата обращения: 30.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Спорт – вид деятельности, который представляет противостояние и выявление лидера. Ребенок с детства начинает познавать аспекты борьбы за выживание в спортивном коллективе. Учебно-тренировочная деятельность строится с целью воспитания потребности не просто к процессу игры, а к процессу состязательной активности подрастающей личности. Развивается способность к борьбе, противостоянию, поиску преимуществ над соперником через познание собственных сил. Уход от стереотипов двигательных действий достаточно востребован в спорте, поскольку раскрытие личностного потенциала протекает в поиске адекватных средств, методов и форм поведения личности в соревновательной деятельности

Психологическая подготовка спортсмена — сложный процесс, который включает применение тренером ряда приемов психолого-педагогического и медико-биологического воздействий, а также организацию психологической «самоподготовки” спортсмена.

К приемам психолого-педагогического воздействия следует отнести различные способы словесного воздействия на спортсмена, использование влияния окружающих людей и коллектива в целом, приемы стимулирования положительных мотивов участия в соревнованиях, рациональное применение средств тренировки и отдыха. К приемам медико-биологического воздействия относятся: воздействие на рецепторные зоны анализаторов, психорегулирующая и психотоническая тренировка, внушение, психотерапевтические приемы использование психофармакологических средств и другие .

Организация психологической самоподготовки предусматривает разъяснения спортсменам значения самовоспитания характера, умения управлять своим поведением и психическим состоянием в любых условиях мобилизовывать нервно-психический потенциал для достижения победы, совершенствование умения пользоваться приемами психической саморегуляции, выработку стремления к самовоспитанию воли и другим качествам.

Кузьменко Г. А., при описании психологической подготовки юных спортсменов даёт лишь описание психолого-педагогических особенностей детско-юношеского возраста, без акцента на психологический аспект спортивной подготовки юных спортсменов .

Анализ программы детских спортивных школ, а именно раздела по психологической подготовке, подтверждает данное положение. Так, например, в программах по лыжным гонкам, биатлону и других видах спорта, психологическая подготовка рассматривается как воспитание морально-волевых качеств и интеллектуальная подготовка спортсмена. В период начальной подготовки на данную работу отводится 2 часа в год. На этапе спортивного совершенствования помимо всего рекомендуется воспитывать «устремлённость к победе, настойчивость, смелость, самообладание и другие качества и свойства спортивного характера». На это авторами программы запланировано 3 часа в год .

Психологическая подготовка к соревнованиям сводится:

  • к получению подробной информации об условиях предстоящих соревнований и возможных противниках;

  • к получению информации о психической готовности противника;

  • к обсуждению с ним его уровня подготовленности (в частности психологической), составлению программы психологической подготовки на время предсоревновательной тренировки и выступлений;

  • к формированию установки на успешное участие в соревнованиях, к мобилизации волевых усилий на возможно лучшую подготовку к соревнованию, к преодолению трудностей и неожиданных препятствий в «модельных» тренировочных условиях;

  • к выработке уверенности в своих силах и в успешном выступлении в соревнованиях;

  • к созданию положительного «эмоционального фона» для улучшения психического состояния;

  • к совершенствованию приемов саморегуляции психического состояния спортсмена .

Информация о предстоящих соревнованиях должна включать сведения о системе розыгрыша, климатических и поясных особенностях места, где они будут проводиться, приеме участников, условиях общежития, возможном составе судейской коллегии, реакциях зрителей и т.д.

Для получения объективных данных в практике психологического контроля в настоящее время начинает использоваться аппаратура, позволяющая иметь соответствующую информацию и сопоставлять проявления специфических и неспецифических качеств спортсмена на разных этапах его подготовки. Кроме того, применяются различные тесты, дающие возможность получить информацию о состоянии внимания, мышления, памяти.

Для наиболее оптимального подбора средств и методов тренировок необходимо обсудить и выяснить в первую очередь мнение спортсмена:

  • о предлагаемой системе тренировки, содержание отдыха;

  • отношение к разным средствам и методом общей физической и специальной подготовки; наиболее значимые для него трудности;

  • оценку предыдущих выступлений и своего состояния после их окончания;

  • оценку перспективы предстоящих выступлений и т.д.

Затем обсуждаются положительные стороны психических качеств спортсмена и недостатки, которые могут повлиять на успешное выступление (например, недостаточно развитое чувство дистанции или времени, или не недостаточно быстрая реакция переключения, или замедленное, или неадекватное принятие решений в бою, или отсутствие уверенности и настойчивости и т.д.), а также рассматриваются пути и методы их исправления. Кроме того, составляется программа психологической подготовки .

Для правильной настройки на максимальную отдачу всех знаний и умений в тренировке у спортсмена должна быть выработана глубокая заинтересованность в удачном выступлении в состязаниях. Весьма важно в связи с этим использовать те побуждения, которые заставляет спортсмена участвовать в соревновании, сделать эти побуждения главными мотивами выступления, постараться придать им по возможности общественный характер.

В практике предсоревновательной подготовки спортсменов используется так называемое моделирование предстоящей соревновательной обстановки с присущей ей трудностями и неожиданностями. Для моделирования тренеры детально анализируют условия проведения предстоящего соревнования, такие как прохождение соревновательных участков лыжной дистанции, определение зачетных очков, и др..

Затем, во время тренировки создаются соответствующие «модели», которые воспроизводят условия, аналогичные соревновательной обстановке, и в результате этого у спортсменов возникают соответствующие психические процессы и состояния. Благодаря такому моделированию нервная система и психика спортсмена «адаптируются» к соревновательным условиям и возможным трудностям.

Создание положительного эмоционального состояния зависит в первую очередь от нормальных психогигиенических условий тренировки, режима, быта и отдыха; оптимального планирования и применения средств и методов подготовки в соответствии с индивидуальными особенностями спортсменов; обеспечения спортсменов необходимой информацией, организации правильных взаимоотношений в коллективе между спортсменами и тренерами .

Немаловажное значение для психологической настройки в период предсоревновательной подготовки имеет правильно организованный отдых в перерыве между тренировочными занятиями и в выходные дни .

Таким образом, можно заключить, что психологическая подготовка спортсмена в ходе тренировочной и соревновательной деятельности должна включать следующие разделы:

  • самоорганизация внимания и мысленное воспроизведение упражнения;

  • сосредоточенность на старте;

  • выбор момента начала и чувства готовности к деятельности .

Список литературы:

Наряду с психологической подготовкой спортсмена к соревнованиям вообще перед каждым конкретным соревнованием осуществляется специальная психологическая подготовка. Этот вопрос продуктивно разрабатывался многие годы А. Ц. Пуни с сотрудниками и получил широкое освещение в различных публикациях. В настоящем разделе представляются основные заключения этих разработок в их оригинальном виде. Некоторые из положений получили развитие в других частях книги несколько с иных позиций.

Основной задачей специальной психологической подготовки к конкретному соревнованию является создание состояния психической готовности спортсмена к выступлению в нем.

Состояние психической готовности к соревнованию, как и любое другое, — целостное проявление личности. Оно представляет собой динамическую систему, включающую следующие элементы.

Трезвая уверенность в своих силах. Эта уверенность основана на определении соотношения возможностей спортсмена и сил противников с учетом условий предстоящего соревнования.

Стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели, за победу. Оно выражается в целеустремленности спортсмена, направленной на бескомпромиссное ведение от начала до конца, до самого последнего мгновения, соревновательной борьбы (не только с равными, но и с более сильными соперниками), за достижение намеченного или даже еще лучшего результата.

Оптимальный уровень эмоционального возбуждения. Оптимальный — значит соответствующий условиям и требованиям соревновательной деятельности, индивидуально-психологическим особенностям спортсмена и, наконец, масштабу и рангу соревнований.

Высокая помехоустойчивость по отношению к неблагоприятным внешним и внутренним влияниям (помехам). Она проявляется в полной «нечувствительности» ко всему разнообразию и множеству помех или в активном противодействии их разрушительному действию.

Способность произвольно управлять своими действиями, чувствами, поведением. Эта способность выступает не только как признак состояния психической готовности к соревнованию, но и как индикатор. При любом варианте соревновательной обстановки спортсмен должен как можно точнее предвидеть ход событий, принимать целесообразные решения, регулировать в соответствии с этим свои действия, согласовывать их с действиями партнеров, управлять своими эмоциями, реализовать свое поведение в целом соответственно морально-этическим нормам.

Формирование состояния психической готовности к соревнованию представляет собой процесс направленной организации сознания и действии спортсмена исходя из предполагаемых условии данного соревнования. Направленная организация сознания спортсмена заключается в том, чтобы создать такое отражение предполагаемых условий предстоящего соревнования, которое вызвало бы положительное боевое отношение к выступлению в нем.

Процесс специальной психологической подготовки к конкретному соревнованию представляет собой определенную систему взаимосвязанных звеньев. В состав системы входят следующие звенья.

Сбор информации о предполагаемых условиях будущего соревнования. Сбор достаточной и достоверной информации — исходное звено психологической подготовки, формирования состояния готовности к соревновательной борьбе. Содержание и характер этой информации определяются спецификой вида спорта. В одних видах (в лыжных гонках, горнолыжном спорте, различных кроссах и др.) важно заранее знать место проведения соревнований, в других основной является информация о противниках (в единоборствах, спортивных играх).

Правильные определение и формулировка соревновательной цели. В психологическом смысле цель представляет собой заранее осознанный и планируемый результат деятельности. В цели находят выражение объективно существующие возможности ее достижения. Цель выступает всегда и везде как главный регулятор деятельности человека. Своевременность определения и категоричность формулировки соревновательной цели способствуют мобилизации сил и резервных возможностей спортсмена.

Формирование и актуализация мотивов участия в соревнованиях. Мотивами участия в соревнованиях являются побуждения, вытекающие из понимания спортсменом общественной значимости достижения намеченной цели. Мотивами могут быть и побуждения, имеющие только личное значение. Лучше всего, если те и другие совпадают. Цели и мотивы повышают интерес к предстоящему соревнованию, способствуют созданию увлеченности процессом подготовки к нему и самой спортивной борьбы в ходе соревнования, страстному стремлению достигнуть намеченной цели.

Вероятностное программирование соревновательной деятельности. Программирование соревновательной деятельности осуществляется в ходе разработки тактического плана действий спортсмена или команды в целом в предстоящем соревновании. Оно всегда носит вероятностный характер, поскольку вряд ли встречаются случаи, когда в распоряжении спортсмена и тренера имеется абсолютно полная и достоверная информация об условиях будущего соревнования. Вероятностное программирование представляет собой процесс мысленного «проигрывания» с использованием идеомоторной тренировки будущей деятельности в предполагаемых условиях.

Саморегуляция неблагоприятных внутренних состояний. В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям спортсмен овладевает способами саморегуляции неблагоприятных предстартовых состояний. От соревнования к соревнованию он учится отбирать из усвоенных им способов саморегуляции наиболее эффективные и приемлемые в конкретных ситуациях.

Сохранение и восстановление нервно-психической свежести. Это

звено теснейшим образом связано с предыдущим. Но в данном случае имеются в виду особенности поведения спортсмена за какое-то время до соревнования. Правильное построение режима дня в период подготовки к соревнованию, умелое использование отвлечения от мыслей о нем, нормирование общения и продуманный выбор его объектов, контроль аффективной сферы и т. п. — все это должно быть подчинено накоплению нервно-психического потенциала, столь необходимого для подготовленности спортсмена в самый ответственный момент соревнования.

Психологическая подготовка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *