Прямые или косвенные расходы?

Содержание

Транспортные расходы — это прямые или косвенные расходы?

Что такое прямые и косвенные расходы

Что относится к транспортным расходам

Расходы на доставку приобретенного имущества

Расходы на доставку продукции или товаров покупателю

Расходы на содержание транспорта

Расходы на аренду транспорта

Итоги

Что такое прямые и косвенные расходы

Каждая компания в процессе своей деятельности несет затраты. Согласно ст. 318 НК РФ налогоплательщик для целей налогообложения должен указывать в учетной политике алгоритм разделения расходов на прямые и косвенные.

Прямые расходы включаются непосредственно в себестоимость, но признаются только по мере реализации продукта, товара или услуги. А косвенные траты можно учесть сразу же в полном объеме в расходах компании в периоде их осуществления (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Распределять расходы по их типам должны все компании, но есть 2 исключения:

  • организации, которым разрешено использовать в учете кассовый метод, не выделяют прямые и косвенные расходы, поскольку признают все расходы по мере их оплаты (п. 1 ст. 318, ст. 273 НК РФ);
  • фирмы, работающие в сфере услуг, имеют право учитывать все затраты в периоде их осуществления (п. 2 ст. 318 НК РФ, письмо Минфина России от 15.06.2011 № 03-03-06/1/348).

О разнице между кассовым методом и методом начисления подробнее читайте в статье «Метод начисления и кассовый метод: основные отличия».

Ст. 318 НК РФ содержит перечень прямых расходов компании:

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда и начисляемые выплаты во внебюджетные фонды;
  • затраты на амортизацию ОС.

Этот перечень не является закрытым и носит рекомендательный характер. Это значит, что указанные выше прямые расходы налогоплательщик может учесть как косвенные либо включить в состав прямых затрат те, которые прямо не названы в ст. 318 НК РФ. Однако налоговики требуют доказывать обоснованность такого подхода (ст. 252, 319 НК РФ, письмо ФНС России от 24.02.2011 № КЕ-4-3/2952@). Учесть затраты на производство в качестве косвенных можно, только если компания докажет в учетной политике невозможность их отнесения к прямым, а также представит алгоритм распределения таких трат с учетом экономически обоснованных показателей.

От правильности отнесения затрат к прямым и косвенным зависит расчет налога на прибыль. Если компания спишет сразу много косвенных затрат, а налоговики с ней не согласятся, скорее всего, последует доначисление налога и штраф. Примером, когда компания включила в состав косвенных расходов амортизацию и отстояла свою позицию в суде, служит постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.02.2014 № А82-12003/2012. Однако есть и обратный пример: Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 05.06.2017 № Ф05-7067/2017 по делу № А40-136716/2016 согласился с налоговым органом, который посчитал неправомерным отнесение в состав косвенных расходов общестроительных затрат, связанных с содержанием строительной площадки при строительстве малоэтажного индивидуального жилья и инфраструктуры поселка (определением Верховного суда РФ от 27.09.2017 № 305-КГ17-13063 отказано в передаче дела № А40-136716/2016 в судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства).

Подробнее о том, как верно определить оба типа расходов, читайте в статье «Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные?».

Что такое прямые и косвенные расходы, мы выяснили. Теперь определим, какие транспортные расходы существуют и в каком случае они являются прямыми затратами компании, а в каком — косвенными.

Что относится к транспортным расходам

Транспортные расходы (ТР) компании на практике делятся на 3 группы:

  • расходы на доставку приобретенного имущества (сырья, товаров, ОС);
  • расходы на доставку покупателям товаров и продукции;
  • расходы на обслуживание автопарка (содержание собственных ТС и обслуживание и оплату арендованных автомобилей).

Рассмотрим подробнее каждый тип транспортных расходов.

Расходы на доставку приобретенного имущества

Если торговая компания закупает товары у другой фирмы и вывозит их собственными силами либо платит за доставку транспортной компании или контрагенту, такие расходы будут носить характер прямых (абз. 3 ст. 320 НК РФ). На себестоимость товаров они списываются не в полной сумме, а распределяются между реализованными и нереализованными товарами по следующим формулам:

ТРНП = ОСТтов × средний процент ТР,

Средний процент ТР = (ТРост + ТРтек) / (Стек + ОСТтов) × 100%,

ТР к списанию в текущем периоде = ТРост + ТРтек – ТРНП,

где: ТР — транспортные расходы;

ТРНП — транспортные расходы по непроданным товарам;

ТРост — транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца;

ТРтек — транспортные расходы в текущем месяце;

Стек — себестоимость товаров, проданных в текущем месяце;

ОСТтов — остаток непроданных товаров на конец месяца.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В отличие от производственных компаний торговые организации не имеют права устанавливать свой перечень прямых и косвенных расходов (абз. 3. ст. 320 НК РФ).

При покупке ОС расходы на его доставку компания должна включить в состав фактических затрат на приобретение ОС (п. 8 ПБУ 6/01). Для целей налогообложения транспортные расходы будут учитываться аналогично порядку, принятому в бухучете, то есть будут включены в стоимость ОС, а затем списываться на расходы через амортизацию.

Какой документ является основанием для оприходования ОС и как его верно заполнить, читайте в статье «Унифицированная форма № ОС-1 — Акт о приеме-передаче ОС».

Производственная компания включает расходы на доставку сырья в стоимость МПЗ и учитывает их в составе материальных расходов (п. 2 ст. 254 НК РФ). Следовательно, в этом случае ТР будут прямыми затратами компании. Если стоимость доставки зафиксирована отдельной суммой, то, помимо документов на само сырье, поставщик передает покупателю ТТН и счет-фактуру на транспортные услуги.

Расходы на доставку продукции или товаров покупателю

Торговая компания учитывает расходы на доставку товаров покупателям на основании абз. 3 ст. 320 НК РФ. Такие траты являются косвенными. Иные транспортные расходы также следует считать косвенными (письмо Минфина России от 29.11.2011 № 03-03-06/1/783).

Производственная компания при доставке продукции покупателям учитывает расходы на это в качестве материальных расходов (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Поскольку они непосредственно не указаны в перечне прямых расходов, компания может принимать их в качестве косвенных (письмо Минфина России от 13.11.2010 № 03-03-05/251).

О порядке заполнения ТОРГ-12 читайте в статье «Унифицированная форма Торг-12 — бланк и образец».

Расходы на содержание транспорта

В расходы на содержание транспорта компания включает траты на ГСМ, ремонт и покупку комплектующих для автомобилей, стоимость услуг страховой компании, парковку и штрафы ГИБДД.

Траты на бензин, дизельное или иное топливо для автомобиля относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако компания может учитывать их и как прямые расходы, опираясь на письмо Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67. Например, если на автомобиле доставляется продукция покупателям, траты на ГСМ в таком случае можно учесть в материальных расходах. А вот если ТС предназначено для перевозки топ-менеджеров фирмы, стоимость ГСМ является прочими расходами и косвенными тратами. Эти нюансы следует закрепить в учетной политике.

Обязательным документом, без которого нельзя списывать траты на ГСМ, является путевой лист. Подробнее о том, как его заполнять, читайте в статье «Какой порядок заполнения путевых листов (образец, бланк)?».

Покупку запчастей и ремонт ТС следует отнести к косвенным расходам и полностью списать в том отчетном периоде, в котором эти траты были понесены (п. 1 ст. 260 НК РФ). Списываются расходы на ремонт на основании:

  • акта выполненных работ, счета-фактуры и платежных документов, если ремонт выполняла сторонняя фирма;
  • сметы ремонтных работ, накладной на отпуск запчастей со склада, акта приема выполненных работ, акта списания изношенных запчастей, если ремонт был проведен своими силами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Траты на ремонт должны быть экономически оправданными. Если, к примеру, вместо сломавшейся автомагнитолы будет установлена дорогостоящая звуковая система, налоговики посчитают это излишеством и снимут расходы, поскольку на способность авто приносить прибыль качество звука не влияет.

Любое транспортное средство должно быть застраховано и на него оформлен полис ОСАГО (ст. 4 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» от 25.04.2002 № 40-ФЗ). Расходы на ОСАГО являются косвенными тратами и должны быть учтены в составе прочих расходов компании равными суммами в течение срока действия договора (п. 1 ст. 263, п. 6 ст. 272 НК РФ).

Дополнительно к ОСАГО компания может купить КАСКО. Это ее право, а не обязанность. КАСКО предоставляет расширенную страховую гарантию на автомобиль, поэтому стоит дороже. Траты на полис КАСКО относятся к прочим расходам компании (п. 3 ст. 263 НК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! «Упрощенцы» могут учесть в расходах только ОСАГО, но не КАСКО (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

О бухгалтерском и налоговом учетах затрат на транспорт при УСН читайте в статье «Транспортные расходы при УСН «доходы минус расходы».

Стоимость платной парковки можно учесть для целей налогообложения в качестве косвенных расходов (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Основанием для списания затрат будет служить парковочный чек, кассовый и товарный чек, а также акт об оказании услуг, если заключается договор долгосрочной аренды машино-места.

А вот если автомобиль попал на штрафстоянку или водитель нарушил ПДД, то оплату штрафов учесть в расходах нельзя в любом случае, как и любые другие административные штрафы (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Расходы на аренду транспорта

Компания может не иметь ТС, а арендовать их у другой фирмы, физлица или платить работникам компенсацию за использование собственных авто в служебных целях.

Для целей налогообложения плата арендатора по договору аренды ТС включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если автомобиль был арендован для осуществления основной деятельности фирмы (торговли или производства), расходы на аренду можно учесть в качестве прямых. Если же автомобиль используется в иных целях (например, для обслуживания административного персонала), такие траты лучше учесть в косвенных расходах. Обосновать выбранный порядок компания должна в учетной политике.

Арендатор в соответствии с договором аренды несет расходы на обслуживание автомобиля (ГСМ, страховку, ремонт и пр.). Такие траты учитываются аналогично ситуации, когда автомобиль находится в собственности компании.

Списывать расходы арендатор будет на основании подтверждающих документов: договоров, платежных документов, актов приемки-передачи ТС, путевых листов и т. д.

Если авто арендовано с экипажем, то расходы на его обслуживание несет арендодатель, а затраты на управление автомобилем компания может списать в составе расходов на оплату труда (п. 21 ст. 255 НК РФ) в соответствии с актом приемки-передачи услуг. Будут ли такие расходы относится к прямым или косвенным, зависит от сферы использования автомобиля.

Если компания платит работнику компенсацию за использование собственного легкового автомобиля на работе, такие траты можно списать только в пределах норматива, установленного в подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ:

  • для авто с объемом двигателя до 2 000 куб. см — 1 200 руб. в месяц;
  • авто с двигателем свыше 2 000 куб. см — 1 500 руб. в месяц (постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92).

Аргументы с противоположной точкой зрения смотрите в материале «Можно ли учесть расходы на эксплуатацию транспортных средств работника, если ему выплачивается компенсация за автомобиль?».

Есть ли ограничения по признанию в расходах компенсации работнику за использование собственного грузового автомобиля, смотрите в материале » Компенсируем сотруднику расходы на личный автомобиль».

Компенсация сотруднику за использование транспорта является косвенным расходом компании, поскольку в ст. 318 НК РФ среди сумм, которые могут быть отнесены к прямым расходам, компенсации отсутствуют.

Итоги

Для удобства мы свели самые распространенные транспортные расходы в таблицу с указанием типа (прямые или косвенные).

Тип ТС

Прямые

Косвенные

Примечания

Расходы на доставку товаров от поставщика

+

Расходы на доставку сырья от поставщика

+

Расходы на доставку товаров покупателю

+

Расходы на доставку продукции покупателю

+

ГСМ

+

+

Могут быть и косвенными, и прямыми в зависимости от цели поездки

Ремонт и запчасти

+

ОСАГО

+

КАСКО

+

Парковка

+

Штрафы

Нельзя учитывать в расходах

Аренда авто с экипажем

+

+

Могут быть и косвенными, и прямыми в зависимости от цели поездки

Аренда авто без экипажа

+

+

Могут быть и косвенными, и прямыми в зависимости от цели поездки

Компенсация сотруднику за использование личного авто

+

Приведенный перечень носит рекомендательный характер (за исключением штрафов — их относить к расходам однозначно нельзя), поскольку окончательно вопрос об отнесении каждого типа транспортных расходов каждая компания решает для себя самостоятельно на основании приведенных выше рекомендаций и НПА.

Когда транспортные расходы можно рассматривать как прямые или косвенные, читайте также в статье «Отражение косвенных расходов в учетной политике – образец».

«Автомобильные» затраты: выбираем оптимальный вариант

Расходы на автотранспорт есть практически у любой фирмы. Если компания пользуется своей машиной, то ей как минимум приходится оплачивать бензин. Если машина принадлежит, например, ее сотруднику, есть несколько вариантов оплаты подобных затрат. Например, выдача ему компенсации, получение машины в безвозмездное пользование или аренду. Расскажем о нюансах учета этих расходов, а также плюсах и минусах каждого из предложенных вариантов их оплаты.

Автомобильные затраты порой занимают немалую долю в общих расходах фирмы. И речь даже не идет об автотранспортных компаниях. Зачастую лишь одна машина представительского класса может «съесть» до 20 000 рублей в месяц. И это без учета возможных расходов на ее ремонт, страхование, покупку допоборудования. Поэтому мы и решили рассмотреть порядок учета затрат на содержание транспорта в свете последних разъяснений финансистов и свежей арбитражной практики.

Затраты на собственный транспорт

Прежде всего напомним точку зрения Минфина России на порядок нормирования «бензиновых» затрат. В течение достаточно длительного времени он остается неизменным. Финансисты считают, что эти расходы должны учитываться лишь в пределах норм, утвержденных Минтрансом России. Они приведены в Методических рекомендациях «Нормы расхода топлив…»1. Причем мнение министерства за 2009 год никаких изменений не претерпело. Причина все та же: затраты на бензин, превышающие указанные нормы, — экономически необоснованны. Следовательно, их нельзя учесть при налогообложении прибыли2.

Исключение из этого порядка предусмотрено только для тех машин, нормы расхода бензина по которым Минтрансом России не установлены. Затраты на топливо для них финансисты рекомендуют списывать, исходя из данных «соответствующей технической документации и (или) информации, предоставляемой изготовителем автомобиля»3.

На наш взгляд, такая позиция, мягко говоря, небесспорна. Причин для этого множество. Во первых, Налоговый кодекс не требует списывать подобные расходы в пределах каких бы то ни было норм. Они должны учитываться в размере фактических затрат. Во вторых, Минтранс России не вправе утверждать те или иные нормы, которые должны использоваться при налогообложении прибыли. Это подтверждают и судебные решения, принятые в последнее время по этому вопросу. Сразу оговоримся, что в них речь идет о применении старых «бензиновых» норм. Однако прежний документ Минтранса России содержал ровно те же положения, что и нынешний, а именно указание на то, что он применяется «для расчетов по налогообложению предприятий». Итак, по мнению Федерального арбитражного суда Центрального округа, «Налоговым кодексом не предусмотрено нормирование расходов ГСМ в целях налогообложения прибыли, а «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» N Р3112194-0366-03, утвержденные Минтрансом России 29.04.2003, на которые ссылается налоговый орган, носят рекомендательный характер». В связи с этим решение налоговиков о привлечении компании к ответственности за списание топлива сверх норм и, как следствие, занижение облагаемой прибыли было отменено4.

Поддерживают своих коллег и судьи Уральского округа. Приведем цитату из документа.

К слову сказать, такой же позиции придерживается и Высший Арбитражный Суд РФ, который также считает, что подобные затраты нормироваться не должны5. Но на этом мы останавливаться не будем. Подробный материал, посвященный данной теме, был опубликован в «АБ» N 5, 2008.

Будет компания нормировать расходы на бензин или нет, не так уж и важно. В любом случае подобные затраты должны быть подтверждены документально. При списании топлива в бухгалтерии компании должны быть чеки ККТ, подтверждающие факт покупки бензина, и путевые листы с указанием на производственный характер данных расходов. Остановимся на путевых листах. До сих пор в налоговом законодательстве нет четкого ответа на вопрос о том, нужно ли компании использовать форму этого документа, утвержденную Госкомстатом России6, или она вправе разработать и утвердить ее самостоятельно. По мнению Росстата, госкомстатовские формы обязательны для применения всеми компаниями, занятыми эксплуатацией автотранспорта7. Причем до настоящего времени Росстат свою позицию не изменил. Однако Минфин России более лоялен к налогоплательщикам. Как сказано в ряде писем финансистов, официальный вариант обязателен лишь для автотранспортных предприятий (т. е. тех, для которых перевозка грузов и пассажиров за плату является одним из видов их коммерческой и предпринимательской деятельности). Другие компании вправе разработать этот документ самостоятельно8. Аналогичной позиции придерживаются и столичные налоговики9.

Главное — в путевом листе должны содержаться обязательные для него реквизиты. Они перечислены в одном из приказов Минтранса России10. Кроме того, там должны быть и те реквизиты, которые установлены в статье 9 Закона «О бухгалтерском учете»11, отсутствующие в минтрансовском приказе. Это, в частности, наименование должностей лиц, оформляющих документ, и их личные подписи. Также в нем необходимо привести данные о маршруте автомобиля. В противном случае компании будет трудно обосновать производственный характер поездки12. Кроме того, в составе обязательных реквизитов отсутствуют данные о расходе горючего (марка, сколько израсходовано по норме и фактически). В собственной форме листа они необходимы. Ведь именно они служат основанием для включения стоимости топлива в затраты. К слову сказать, все эти реквизиты в гос-комстатовской форме уже есть, поэтому самый оптимальный и простой для бухгалтера вариант — разработать свой бланк листа, взяв за основу форму Госкомстата России (попросту говоря, удалив из нее лишние и не нужные компании реквизиты). Форму путевого листа, созданную компанией самостоятельно, утверждают в качестве элемента бухгалтерской учетной политики.

Путевой лист необязательно оформлять на каждый день. Его можно выдавать, например, на неделю или другой период времени, удобный для фирмы13. Все путевые листы в обязательном порядке регистрируют в специальном журнале. Его компания должна разработать самостоятельно. Минимальный срок хранения листов — 5 лет с момента их выдачи14.

Затраты на выплату компенсаций

К нормируемым расходам относят и затраты на выплату компенсаций за использование личного автотранспорта в служебных целях. Подобные расходы учитывают при налогообложении прибыли лишь в пределах норм, утвержденных Правительством РФ15. Они составляют для легковых автомобилей с объемом до 2000 куб. см — 1200 рублей в месяц, свыше 2000 куб. см — 1500 рублей в месяц16. Их отражают в составе прочих расходов компании. При этом каких бы то ни было норм в отношении грузовых машин правительство не установило. Они касаются исключительно легкового транспорта. Из этого можно сделать вывод: компенсации за использование личного грузовика можно учесть при налогообложении прибыли в полной сумме (т. е. без учета правительственных норм). Правда, желательно, чтобы обязанность начислить указанную выплату была установлена в трудовом договоре с работником. Аналогичной точки зрения придерживается и Минфин России17.

Отметим, что в перечень имущества, поименованного в статье 188 Трудового кодекса, входит и личный транспорт (грузовой или легковой — не уточняется). Сразу скажем, что подобная компенсация положена далеко не всем сотрудникам фирмы. На нее имеют право лишь те, работа которых связана с постоянными разъездами в соответствии с их должностной инструкцией18. Конкретный размер выплаты и перечень сотрудников, которым она полагается, приказом утверждает руководитель фирмы. Работник, получающий компенсацию, должен представить в бухгалтерию заявление, копию ПТС машины, а также доверенности (если он управляет чужим транспортом).

Бухгалтеру нужно обратить внимание на один немаловажный момент. Компенсацию не начисляют за те дни, когда работник болел, находился в отпуске или командировке (т. е. личный транспорт не использовал).

Пример
Сотрудник компании получает компенсацию за использование личного транспорта в служебных целях. Ее сумма, утвержденная приказом руководителя фирмы, составляет 1500 руб. в месяц. В августе работник проболел 4 рабочих дня. Общее количество рабочих дней в этом месяце — 21. За август ему положена компенсация в сумме
1500 руб. : 21 дн. x (21 дн. — 4 дн.) = 1214 руб.
Именно эта сумма будет учитываться при налогообложении прибыли.

В сумму компенсации заложены все расходы на эксплуатацию машины. Например, ремонт и техобслуживание, покупку горючесмазочных материалов, страхование. Следовательно, тем работникам, которые получают компенсацию, никаких других выплат, связанных с использованием машины, не полагается. Если такие выплаты все же начислены, то учесть их при налогообложении прибыли нельзя19.

Компенсацию отражают в прочих расходах кассовым методом. То есть лишь после того, как она будет фактически выплачена. При этом метод определения облагаемой прибыли, применяемый фирмой (кассовый или начисления), значения не имеет. Поэтому начислять и выдавать компенсацию оптимально в последних числах каждого месяца. Ведь если она начислена за сентябрь, а выдана в первых числах октября, то ее можно будет учесть лишь по итогам последнего квартала.

Факт выплаты компенсации не освобождает компанию от обязанности вести в отношении поездок работников на личном автомобиле путевые листы. По мнению Минфина России, лишь этот документ может подтвердить факт служебного использования транспорта20. При его отсутствии фирма не сможет учесть данные затраты при налогообложении, даже несмотря на то, что они не превышают правительственных норм.

В дополнение отметим, что подобные компенсации не облагают ни единым соцналогом, ни НДФЛ. Это правило применяют и в тех ситуациях, когда данные выплаты превышают установленные нормы. Хотя контролеры с таким подходом не согласны. Так, по ряду разъяснений Минфина России, сумма компенсации, превышающая правительственную норму, должна облагаться налогом на доходы физических лиц21. Однако Президиум ВАС РФ еще в 2007 году указал, что данные нормы используют исключительно при расчете облагаемой прибыли22. К налогу на доходы они никакого отношения не имеют.

М.А. Молоканова,
ведущий специалист юридического отдела ИФНС России, референт государственной гражданской службы РФ II класса

Можно ли учесть компенсацию за использование личного грузового транспорта при налогообложении прибыли, и если да, то исходя из каких норм? Однозначного ответа на этот вопрос в законодательстве нет. Для расчета налога на прибыль нормы компенсаций, установленные постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 года N 92, действуют только в отношении легковых автомобилей и мотоциклов. Причем подпункт 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса в составе прочих расходов предусматривает учет компенсации за использование для служебных поездок лишь личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах правительственных норм. Вместе с тем статья 188 Трудового кодекса закрепляет, что при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества (в состав которого может входить и грузовой транспорт) сотруднику выплачивается компенсация. При этом сторонами могут быть установлены любые ее размеры. Однако для целей налогообложения будут учтены только те нормы, которые закреплены в законодательном порядке. А так как нормы компенсации в отношении грузового транспорта нормативно не предусмотрены, в таких случаях целесообразно заключать договоры аренды. Тогда, ежемесячно уплачивая арендную плату и оформляя путевые листы, вы сможете учитывать указанные расходы в целях исчисления налога на прибыль.

Безвозмездное пользование и аренда

Помимо выплаты компенсаций есть еще два способа оплаты транспортных затрат, а именно получение автомобиля сотрудника по договору безвозмездного пользования или аренды. В первом случае договор должен предусматривать, что фирма компенсирует все фактические расходы по эксплуатации машины (в т. ч. на покупку бензина). В такой ситуации их можно учесть при налогообложении прибыли (в пределах норм или сверх них — решать вам). Такого же мнения придерживается и Минфин России23. Для учета этих издержек необходимо оформить с работником соответствующий договор, а также получить у него копию ПТС и доверенности (при управлении машиной, ему не принадлежащей). Для списания купленного бензина потребуются и путевые листы.

У этого способа есть один большой недостаток. В результате безвозмездного пользования чужим имуществом (машиной) у фирмы возникает некий <виртуальный> доход. Он равен рыночной цене подобной услуги (т. е. той сумме, которую заплатила бы компания при получении такого же имущества в аренду). Его сумму учитывают как внереализационные доходы с увеличением налогооблагаемой прибыли.

И последний способ — аренда транспортного средства без экипажа. Договором аренды плата может быть установлена в любом разумном пределе. Для целей налогообложения она не нормируется. Сумму арендных платежей отражают как прочие расходы компании. При этом их включают в доход работника-арендодателя, облагаемый НДФЛ. Единый соцналог на эти платежи не начисляют. Правда, если в ходе проверки будет установлено, что работник сам управляет машиной (например, согласно данным путевых листов), то доначисления ЕСН на арендную плату не избежать. Такой договор будет классифицирован как аренда с экипажем и пре-доставлением услуг по управлению. А выплаты по подобным сделкам попадают в базу, облагаемую соцналогом.
Если договором определено, что все затраты на эксплуатацию машины несет арендатор, то расходы на покупку ГСМ в составе облагаемых доходов сотрудника-арендо-дателя не учитывают. Компания-арендатор вправе их учесть при налогообложении прибыли при наличии путевых листов на транспорт и документов, подтверждающих факт покупки бензина. Вопрос, применять правительственные нормы при списании горючего или нет, как и во всех других случаях, остается спорным.

Л.В. Полежарова,
заместитель начальника отдела налогообложения прибыли (дохода) организаций Минфина России

Вне зависимости от того, какие транспортные средства (собственные или арендованные) использует налогоплательщик, расходы на приобретение ГСМ должны быть обоснованными и документально подтвержденными.

Документом, обосновывающим расходы, является путевой лист.

А при определении обосно-ванности затрат на приобретение топлива для служебного автотранспорта необходимо учитывать нормы расхода топлив.

Автор статьи:
А.Н. Сикорский,
налоговый консультант, д. э. н.

Экспертиза статьи:
В.Н. Горностаев,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ,
налоговый консультант, аудитор

1 приложение к распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р

2 письмо Минфина России от 14.01.2009 N 03-03-06/1/15

3 письмо Минфина России от 14.01.2009 N 03-03-06/1/6

4 Пост. ФАС ЦО от 04.04.2008 N А09-3658/07-29

5 Определение ВАС РФ от 14.08.2008 N 9586/08

6 утв. пост. Госкомстата России от 28.11.1997 N 78

7 письмо Росстата от 03.02.2005 N ИУ-09-22/257

8 письма Минфина России от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327

9 письмо УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2

10 приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152

11 Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ

12 письмо Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129

13 письмо Минфина России от 03.02.2006 N 03-03-04/2/23

14 п. 18 приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152

15 подп. 11. п. 1 ст. 264 НК РФ

16 пост. Правительства РФ от 08.02.2002 N 92

17 письмо Минфина России от 15.08.2005 N 03-03-02/61

18 письмо Минфина России от 21.07.1992 N 57

Планирование затрат автотранспортного предприятия

Состав затрат, включаемых в плановую себестоимость перевозок

Основной задачей деятельности предприятия является производство необходимых потребителям товаров и услуг. Любая производственная деятельность в рыночных условиях эффективна лишь в том случае, когда стоимость произведенного конечного продукта будет больше стоимости исходных ресурсов или факторов, затраченных на производство и сбыт. И основная цель предприятия состоит в максимизации этой разности. При этом существуют объективные экономические критерии, задающие оптимальные размеры выпуска товаров и услуг при существующих ограничениях ресурсов, которые в полной мере следует учитывать в процессе планирования.

С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех видов затрачиваемых материалов и выполняемых услуг. Все затраты ресурсов представляют собой альтернативные или вмененные издержки. Они выступают главным ограничением, с которым сталкивается каждое предприятие в ходе реализации своих возможностей в максимизации планируемых и фактических доходов. Альтернативные издержки использования ресурсов представляют собой применение ресурсов в лучшем из других способов их потребления. Альтернативные издержки принято называть экономическими.

В процессе планирования следует отличать экономические издержки от бухгалтерских. Издержки, определяемые бухгалтерами, не включают альтернативную стоимость факторов производства, являющихся собственностью предприятия или неявными издержками. Бухгалтерские издержки включают только явные затраты, представленные в виде платежей за приобретенные ресурсы. Примером неявных издержек может служить альтернативная стоимость услуг труда руководителя — собственника предприятия, земли и т.д.

Для определения экономических издержек предприятия необходимо к бухгалтерским затратам добавить величину неявных расходов. Степень различия между экономическими и бухгалтерскими издержками зависит от объема и видов ресурсов, предоставленных предприятию её владельцами.

Для расчета величины себестоимости перевозок на стадии планирования требуется определить все затраты, которые будет нести предприятие при перевозке грузов или пассажиров.

Планирование затрат автотранспортного предприятия осуществляется в соответствии с отраслевой «Инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» от 24.06.03 № 153.

На автотранспортных предприятиях планированию подлежат следующие затраты (расходы):

  • — расходы по обычным видам деятельности (перевозки). Величина этих расходов планируется исходя из задач, решение которых обеспечивает: реализацию процесса перевозок; содержание, ремонт и техническое обслуживание автомобилей и других основных фондов автотранспортного предприятия; приобретение производственных запасов. В этой группе расходов определяются также плановые расходы на страхование, научные разработки и др.;
  • — совокупность плановых операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов автотранспортного предприятия.

Расходы предприятия по обычным видам деятельности автотранспортного предприятия составляют себестоимость продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Все затраты, связанные с производством транспортной продукции, классифицируют по экономическому и производственному признакам.

Сгруппированные по экономическому признаку затраты образуют элементы, на основе которых составляют смету затрат. Группировка затрат по экономическим элементам предусматривает их объединение по признакам однородности независимо от того, где и на что они произведены. При определении плановой величины расходов по обычным видам деятельности автотранспортного предприятия их группируют в следующие элементы затрат:

  • 1) материальные затраты;
  • 2) затраты на оплату труда;
  • 3) отчисления на социальные нужды;
  • 4) амортизация основных фондов;
  • 5) прочие затраты.

В состав планируемого экономического элемента “Материальные затраты” входит стоимость израсходованных в процессе производства работ и услуг различного рода топливно-энергетических ресурсов и материалов, запасных частей для ремонта, технического обслуживания подвижного состава, автомобильных шин и оборудования, инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов и других средств труда, не относимых к основным фондам.

В элементе “Затраты на оплату труда” планируются затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим, руководителям, специалистам и другим служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсационные выплаты, а также затраты на оплату труда работников, не состоящих в штате предприятия, занятых в основной деятельности.

Планирование затрат по элементу «Отчисления на социальные нужды» осуществляется в соответствии с нормами, установленными в законодательных актах, пропорционально сумме начисленной заработной платы всем категориям работников автотранспортных предприятий.

Сумма расходов по экономическому элементу “Амортизация основных фондов” в автотранспортных предприятиях учитывает величину амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленную исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм амортизационных отчислений, с применением в необходимых случаях методов ускоренной амортизации активной части основных фондов. Кроме названных затрат, планируется амортизация по объектам основных фондов, сданных автотранспортным предприятием в аренду.

Планирование расходов по комплексному элементу “Прочие затраты” осуществляется по всем затратам, которые не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных выше элементов:

— налоги, сборы, платежи (включая по обязательным видам страхования);

отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязательные отчисления;

платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, отчисления в специальные внебюджетные фонды и другие обязательные платежи;

вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, оплата работ по сертификации продукции;

затраты на платежи по страхованию имущества организации;

затраты на командировки по установленным законодательством нормам, оплата услуг связи, представительские и другие денежные расходы.

?? Группировка затрат по экономическим элементам является единой для всех отраслей народного хозяйства и показывает, что именно израсходовано на производство продукции, состав и структуру общих расходов.

Представление затрат в виде сметы по перечисленным выше элементам используется при составлении баланса предприятия и при организации деятельности отдельных служб. Группировка затрат по элементам осуществляется при расчете налогооблагаемой прибыли.

Кроме расходов по обычной деятельности, как было отмечено выше, планируются операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы.

К операционным расходам автотранспортного предприятия относятся следующие расходы: сопутствующие продаже или списанию автомобилей и других основных средств, связанных с кредитованием предприятия (плата за пользованием кредитами банка и др.) и с участием в уставных капиталах других предприятий и др.

Внереализационные расходы предприятия — это пени, штрафы и неустойки за нарушение условий договоров на перевозку; компенсация за использование личных автомобилей для служебных поездок; суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок давности; средства, перечисляемые профсоюзным организациям и др.

Для определения себестоимости отдельных видов продукции затраты предприятия группируются по статьям калькуляции. Классификация затрат по статьям калькуляции осуществляется по месту их возникновения и назначению (по производственному признаку). Конкретный перечень статей калькуляции зависит от отраслевой принадлежности предприятия.

На автомобильном транспорте при учете и калькулировании себестоимости перевозок (работ, услуг) выделяют и отдельно планируют следующие статьи затрат:

а) затраты, непосредственно связанные с перевозками и производством других работ и услуг, в том числе:

заработная плата водителей автомобилей (грузовых, автобусов, легковых) и кондукторов автобусов с единым социальным налогом (ЕСН);

автомобильное топливо;

смазочные и прочие эксплуатационные материалы;

износ и ремонт автомобильных шин;

техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт подвижного состава;

амортизация подвижного состава;

б) общехозяйственные расходы.

В статью “Заработная плата водителей автомобилей и кондукторов автобусов” входят: все виды заработной платы этой категории работающих за работу на линии, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок в соответствии с принятыми на предприятиях системами оплаты труда, а также компенсационные и стимулирующие надбавки и доплаты; денежные премии в соответствии с действующими положениями о премировании рабочих за результаты хозяйственной деятельности.

В статье “Автомобильное топливо” планируются затраты на все виды топлива, расходуемого автотранспортными предприятиями для выполнения перевозок, по отпускным ценам (бензин, дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ), включая транспортно-заготовительные расходы.

В статье “Смазочные и прочие эксплуатационные материалы” планируются затраты на все виды масел, смазок, а также обтирочные и другие материалы, применяемые при эксплуатации подвижного состава.

В статье “Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт подвижного состава” учитываются затраты на все виды технического обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2) и ремонта (текущего и капитального) автомобилей и прицепов своими силами и оплату услуг по этим видам технических воздействий, выполненными сторонними организациями.

При выполнении ремонта и технического обслуживания собственными силами в данную статью включаются:

заработная плата ремонтных рабочих и водителей, занятых на проведении технического обслуживания и ремонта с премиями и ЕСН;

стоимость запасных частей и материалов;

амортизационные отчисления по соответствующим основным производственным фондам.

При образовании на автотранспортном предприятии ремонтного фонда фактические и плановые затраты, связанные с проведением и оплатой работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, относятся на ремонтный фонд в размерах, определяемых нормативом отчислений от балансовой стоимости подвижного состава.

При выполнении работ, связанных с ремонтом и техническим обслуживанием на специализированных предприятиях (сторонними организациями), расходы по данной статье слагаются из сумм счетов за выполненные работы.

В составе статьи “Износ и ремонт автомобильных шин” планируются следующие расходы:

заработная плата с премиями рабочим в случае ремонта шин силами автотранспортного предприятия;

затраты по снятию и установке шин на колеса автомобилей;

транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческо-сбытовым организациям;

на ремонт шин, проводимый на шиноремонтных заводах при предъявлении ими счетов.

В статье “Амортизация подвижного состава” планируются затраты, отнесенные к элементу затрат “Амортизация основных фондов” в части собственного и арендованного подвижного состава.

В статье “Общехозяйственные расходы” (накладные расходы) учитываются:

затраты на содержание аппарата управления, включающие основную и дополнительную заработную плату административно-управленческого и обслуживающего персонала с премиями по действующим системам премирования; расходы на разъезды и служебные командировки работников аппарата управления; на связь; на содержание, ремонт и амортизацию зданий, сооружений, инвентаря административно-управленческого характера; на содержание ВОХР; на канцелярские и типографские принадлежности; прочие расходы;

общепроизводственные затраты (заработная плата вспомогательных рабочих; расходы на текущий ремонт станочного и другого оборудования; расходы по охране труда и технике безопасности; на подготовку и повышение квалификации кадров; по совершенствованию производства; ремонт и обслуживание основных производственных фондов, за исключением подвижного состава; на водоснабжение; топливо и энергию для технологических нужд; на содержание автомобилей хозяйственного и технического назначения; расходы на рекламу; уплату процентов по краткосрочным кредитам; арендную плату; оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг; затраты на противопожарные мероприятия, оперативно-диспетчерскую связь и др.);

сборы и отчисления (страхование имущества, оплата технических осмотров автомобилей, оплата стоимости номерных знаков, местные регистрационные сборы и прочие местные сборы, уплачиваемые предприятием при выполнении перевозок и оказании других транспортно-экспедиционных услуг и др.);

непроизводительные затраты, включающие: оплату простоев рабочих из-за отсутствия топлива, запасных частей, шин, бездорожья и др.; недостачу материальных ценностей в пределах норм естественной убыли; возмещение ущерба в случае причиненного увечья, травмы работников, пособия в связи с производственным травматизмом и др.

При планировании себестоимости продукции принято классифицировать калькуляционные статьи затрат по следующим признакам:

  • 1) по способу отнесения на себестоимость единицы продукции — прямые и косвенные;
  • 2) по характеру зависимости от объемов производства — переменные и постоянные;
  • 3) по составу (степени однородности) — простые и комплексные;
  • 4) по степени участия в производственном процессе — основные и накладные.

Прямые — непосредственно включаются в состав затрат соответственно на грузовые или пассажирские перевозки, на транспортно-экспедиционное обслуживание или прочие виды деятельности (статьи затрат с 1 по 6). Косвенные затраты (по статье “Общехозяйственные расходы”) распределяются между видами перевозок и деятельности пропорционально общим суммам прямых затрат, отнесенных на каждый из этих видов.

К переменным относятся затраты, изменяющиеся пропорционально объему производства. На автомобильном транспорте к переменным затратам относятся те, которые изменяются с изменением общего пробега подвижного состава. К ним могут быть отнесены следующие затраты: топливо, шины, смазочные и прочие эксплуатационные материалы, ТО и Р подвижного состава, амортизация подвижного состава (если амортизация начислена с учетом пробега подвижного состава).

К постоянным (условно-постоянным) относятся расходы, которые остаются стабильными при изменении объема производства продукции (общего пробега подвижного состава): общехозяйственные расходы, амортизационные отчисления по подвижному составу (если амортизация начислена с учетом срока службы). Затраты на заработную плату водителей выделяют в отдельную статью, так как они при сдельной форме оплаты труда зависят от пробега подвижного состава и не зависят при повременной форме.

Простыми называют затраты, состоящие из одного элемента: заработная плата, амортизация и др. Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов: общехозяйственные расходы, затраты на ТО и Р подвижного состава и др.

Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства (процессом перевозок): заработная плата водителей, топливо, шины, смазочные и прочие эксплуатационные материалы, ТО и Р подвижного состава, амортизация подвижного состава.

Накладные расходы — это затраты, связанные с организацией, обслуживанием производства и управлением им. К ним относятся общехозяйственные расходы. Калькуляция себестоимости перевозок предполагает расчет суммарных затрат, приходящихся на единицу перевозок того или иного вида. Основными калькуляционными единицами принимают:

  • 10 ткм при сдельной форме оплаты перевозок;
  • 10 автомобиле-часов (10 АЧр) при повременной форме оплаты перевозок;
  • 10 пасс-км при перевозках пассажиров в автобусах;
  • 10 пл. км при перевозках автомобилями-такси.

Себестоимость единицы транспортной работы Si равна отношению общей суммы затрат на транспортную работу Собщi к общему объему транспортной работы Рi, т.е.

В практической деятельности АТП применяется метод укрупненного расчета себестоимости перевозок по группе переменных и условно- постоянных расходов. В этом случае общую сумму расходов по тому или иному виду перевозок рассчитывают по формуле

Собщ = Спер i Lобщ i + Спост i АЧ р i + ФЗПвод i,

где Спер i — переменные расходы, приходящиеся на 1 км общего пробега автомобилей при выполнении i — го вида перевозок, руб.;

Lобщ i — общий пробег автомобилей при выполнении i — го вида перевозок, км;

Спост i — условно-постоянные расходы, приходящиеся на 1 ч работы автомобилей при выполнении i — го вида перевозок, руб.;

АЧ р i — количество автомобиле- часов работы при выполнении i — го вида перевозок;

ФЗПвод i — фонд заработной платы водителей с ЕСН по i — му виду перевозок, руб.

В этом случае себестоимость 10 единиц транспортной работы i — го вида перевозок определяется по формуле

Показатель затрат на 1 руб. общего объема доходов является себестоимостью обезличенной единицы продукции и может служить измерителем эффективности производственных затрат по отдельному предприятию и отрасли в целом. Показатель затрат на 1 руб. доходов (Sд) исчисляется по формуле

,

где Собщ — затраты;

Д — общий объем доходов.

Правильное определение себестоимости перевозок важно не только потому, что себестоимость продукции является итоговым показателем, отражающим затраты живого и овеществленного труда на производство транспортных услуг, но и потому, что ее уровень является одним из главных показателей эффективности транспортных услуг.

Себестоимость перевозок следует рассматривать как синтетический показатель, на уровень которого влияет объем выполненной транспортной работы, ритмичность ее выполнения, уровень производительности труда, степень использования рабочего времени, правильность расходования фондов заработной платы, запасных частей, топлива, эксплуатационных материалов, степень использования элементов основного капитала, повышение уровня технической оснащенности и др.

Расходы на служебный автомобиль: тонкости учета

Из статьи Вы узнаете:

1. Какие расходы на содержание и эксплуатацию служебного автомобиля принимаются в целях налогообложения, а какие – нет.

2. В каком порядке учитываются расходы на ГСМ, ТО, страхование служебного автомобиля и другие для расчета налога на прибыль и при УСН.

3. Как документально подтвердить расходы на содержание служебного автомобиля.

Большинство организаций и предпринимателей в своей деятельности не обходятся без транспортных расходов на доставку товара, на служебные поездки сотрудников и т. д. При этом каждый руководитель решает «транспортный вопрос» по-своему, исходя из потребностей и возможностей бизнеса. В этой статье предлагаю рассмотреть вариант использования служебного автомобиля, принадлежащего организации или ИП и используемого в хозяйственной деятельности. А точнее, разберем порядок учета расходов, связанных с эксплуатацией служебного автомобиля, для целей налогообложения. Как известно, использование автомобиля, а тем более интенсивное, — процесс довольно затратный, поэтому важно понимать, какие из этих затрат уменьшают налоговую нагрузку, а какие нет.

Расходы на ГСМ

Расходы, которых невозможно избежать в процессе эксплуатации автомобиля, конечно, это расходы на ГСМ. При расчете налога на прибыль расходы на содержание служебного транспорта, к которым относятся и расходы на ГСМ, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При применении УСН с объектом «доходы – расходы» налогоплательщик также имеет право учесть расходы на бензин, поскольку расходы на содержание служебного транспорта прямо поименованы в закрытом перечне расходов при УСН (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Расходы для целей налогообложения должны быть подтверждены документально. Поэтому основанием для принятия к учету расходов на бензин для служебного авто служат подтверждающие документы: путевые листы, чеки АЗС, приказ об использовании служебного автомобиля и установлении норм расхода топлива (или другой аналогичный локальный документ, который закрепляет порядок расчета израсходованного топлива).

Частый вопрос, с которым сталкиваются налогоплательщики: по каким нормам нужно рассчитывать расходы на ГСМ, чтобы принять их к налоговому учету. В НК РФ прямо не установлена обязанность нормировать расходы ГСМ для служебного транспорта, учет по нормам предусмотрен только для компенсаций сотрудникам за использование личного транспорта. Кроме того, Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» содержит нормы расхода ГСМ, обязательные для применения только автотранспортными организациями. На основании этого, можно сделать вывод, что налогоплательщик вправе самостоятельно разработать и утвердить нормы расхода ГСМ, при этом он может использовать нормы Минтранса (Письма Минфина РФ от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12). Самый безопасный вариант – учитывать расходы на ГСМ по нормам Минтранса, однако он не всегда самый выгодный. Поэтому если Вы приняли решение учитывать расходы на бензин по самостоятельно разработанным нормам, максимально приближенным к фактическому расходу, обратите внимание на обоснование этих норм (техническая документация к автомобилю, официальная информация производителя транспортного средства, контрольный замер расхода топлива и т.д.). Применяемые нормы, их обоснование и порядок расчета расходов на ГСМ необходимо закрепить в приказе руководителя и учетной политике для целей налогообложения.

Технический осмотр

Прохождение технического осмотра является необходимым условием эксплуатации автомобиля в соответствии с законодательством РФ (ст. 17 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Поэтому есть все основания отнести расходы на техосомтр к расходам на содержание служебного транспорта и, соответственно, включить их в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль и УСН. Документами, подтверждающими расходы на проведение технического осмотра, могут служить копия диагностической карты, талона технического осмотра, чек ККТ, платежное поручение или другой документ об оплате услуг оператора технического осмотра. Если по результатам ТО выявлены нарушения, то расходы на их устранение также могут быть учтены для целей налогообложения.

Расходы на ремонт автомобиля

Расходы на ремонт служебного автомобиля учитываются при расчете налога на прибыль в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ). В случае применения УСН расходы на ремонт автомобиля также уменьшают налогооблагаемую базу (пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Ремонт может осуществляться либо своими силами (ремонтного отдела, специалиста по ремонту) либо силами сторонней организации. Каких-либо ограничений по способу проведения ремонта НК не содержит, главное, чтобы в наличии были документы, подтверждающие понесенные расходы. Если ремонт осуществляется сторонней организацией, то необходим договор на ремонт автомобиля, акт выполненных работ, калькуляция или смета затрат. Если ремонт выполняется своими силами, то подтверждением расходов могут служить смета затрат, накладные на внутреннее перемещение материалов (лимитно-заборные карты). Кроме того, обязательным условием учета расходов при УСН является их оплата, поэтому к числу подтверждающих документов добавятся платежные поручения, чеки ККТ или квитанции об оплате.

Расходы на мойку

Несмотря на то, что без мойки эксплуатация автомобиля теоретически возможна, расходы на мойку могут быть учтены в составе расходов на содержание служебного транспорта для расчета налога на прибыль, о чем свидетельствует Письмо Минфина России от 20.06.2006 № 03-03-04/1/530. Аналогичный вывод можно сделать и относительно учета расходов на мойку при применении УСН. Особое внимание при этом нужно обратить на подтверждающие документы. Если оплата происходит в безналичном порядке, то проблем с подтверждением возникнуть не должно: платежное поручение, акт об оказанных услугах. Однако чаще всего водители рассчитываются за услуги мойки наличными, в этом случае необходимо проконтролировать наличие чека ККТ и правильно оформленного товарного чека или квитанции (если станция автомойки не применяет ККТ). Товарный чек и квитанция должны содержать обязательные реквизиты первичных документов (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), кроме того квитанция, выдаваемая взамен чека ККТ, должна отвечать требованиям, предъявляемым к бланкам строгой отчетности (п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»). Лучше с этими требованиями ознакомить сотрудников, эксплуатирующих автомобиль, чтобы они проверяли правильность оформления документов на месте.

Расходы на услуги платной стоянки

В целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик имеет право учесть расходы на платную автостоянку служебного автомобиля в составе расходов, связанных с его содержанием (Письмо Минфина России от 27.04.2006 N 03-03-04/1/404). Таким образом, есть основания учитывать расходы на автостоянку и для расчета налога при УСН. Подтверждающие документы и порядок их оформления в данном случае будут аналогичны рассмотренным в предыдущем пункте.

Расходы на страхование автомобиля

Для отражения в налоговом учете расходов на автострахование большое значение имеет вид страхования: обязательное (ОСАГО) или добровольное (КАСКО).

При расчете налога на прибыль уменьшить налогооблагаемую базу можно на расходы как по обязательному, так и по добровольному страхованию служебного автомобиля (п. 1 ст. 263 НК РФ). Расходы на добровольное страхование служебного транспорта от угона и ущерба учитываются в сумме фактических затрат по договору страхования (Письмо Минфина России от 20.02.2008 № 03-03-06/1/119). А расходы по обязательному страхованию могут быть приняты к налоговому учету только в пределах установленных законодательством РФ тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ). В настоящее время тарифы по договорам ОСАГО установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

Расходы по договору страхования служебного автомобиля учитываются в целях расчета налога на прибыль в периоде фактической оплаты страховой премии. Однако если срок страхования охватывает несколько отчетных периодов, а оплата произведена одним или несколькими разовыми платежами, то к налоговому учету такие расходы нужно принимать равномерно в течение всего срака действия договора страхования. Сумма расходов, принимаемая в отчетном периоде, будет рассчитываться пропорционально количеству дней действия договора страхования в этом отчетном периоде (п. 6 ст. 272 НК РФ).

При УСН учесть в налоговых расходах можно только выплаты по договору обязательного страхования ОСАГО (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), поскольку выплаты по договорам добровольного страхования не входят в закрытый перечень принимаемых расходов. При этом расходы по договору ОСАГО уменьшают налогооблагаемую базу по налогу при УСН в том же порядке, что и для расчета налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16 НК РФ), то есть в пределах тарифов, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739. Страховая премия по договору ОСАГО принимается к учету единовременно в момент оплаты, независимо от срока действия договора; равномерное списание в расходы не допускается (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Штрафы ГИБДД

С одной стороны, штрафы за нарушение Правил дорожного движения не являются необходимым условием эксплуатации служебного транспорта, но, с другой стороны, при интенсивном использовании автомобиля штрафов ГИБДД сложно избежать даже самому опытному водителю. Более того, затраты на оплату «штрафных» квитанций могут достигать весьма значительных сумм. Как же быть: принимать или не принимать такие расходы? Ответ однозначный – штрафы ГИБДД не учитываются ни для расчета налога на прибыль, ни для расчета налога при УСН.

Во-первых, штрафы прямо указаны в числе расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ), а также они не входят в закрытый перечень расходов, учитываемых при УСН. Во-вторых, расходы принимаются к налоговому учету при условии их обоснованности, то есть экономической целесообразности (п. 1 ст. 252 НК РФ). Очевидно, что расходы на оплату штрафов ГИБДД не являются обоснованными, поскольку они не направлены не осуществление приносящей доход деятельности.

Итак, мы рассмотрели основные расходы, которые возникают у налогоплательщиков в связи с эксплуатацией служебного автомобиля. Сейчас предлагаю подвести итог, какие расходы можно учесть для целей налогообложения, а какие нельзя.

Таким образом, большинство затрат на содержание и эксплуатацию служебного автомобиля, используемого в хозяйственной деятельности, уменьшают налогооблагаемую базу. В этом состоит главное преимущество использования собственного автомобиля перед, например, использованием личного транспорта сотрудников с выплатой им компенсации, размер которой лишь частично включается в налоговые расходы.

Как Вы считаете, выгодно ли использовать служебный автомобиль?

Какие расходы на его содержание самые значительные?

Пожалуйста, поделитесь в комментариях!

Законодательные и нормативные акты:

1. Налоговый кодекс РФ

2. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

4. Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»

5. Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии»

Кодексы, Федеральные законы и Постановления Правительства РФ размещены на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/

6. Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

7. Письма Минфина РФ

С документами финансового ведомства Вы можете ознакомиться на официальном правовом портале Минфина РФ http://mfportal.garant.ru/

Прямые и косвенные затраты в торговле

Любая организация имеет дело с определенными финансовыми потоками – доходами и расходами. Доходы – это то, что предприятие получает или зарабатывает.

Определение 1

Расходы – это то, что организация тратит на те или иные функции или на организацию работоспособности предприятия.

К доходам можно отнести полученную прибыль от продажи продукции, а примером расходов являются затраты на приобретение материалов, инструментов для производства, оплату труда и так далее.

В свою очередь, расходы можно условно разделить на два типа: прямые затраты и косвенные затраты.

Давайте разберем более детально, что это такое и чем они отличаются. Любая организация должна вести учет прямых и косвенных расходов. Однако точного определения всех возможных вариантов не дано. Придется самим решать, какие и куда следует отнести. Налоговый кодекс дает следующее определение косвенным расходам.

Определение 2

Расходы, которые используются при подсчете налога на прибыль и не являются прямыми, следует считать косвенными затратами, что связаны с производством или реализацией продукции организации.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Разделение затрат на такие виды является необходимым для подсчета налогов на прибыль организации. Прямые расходы распределяются между продукцией организации на конец месяца, а косвенные являются расходами отчетного периода и учитываются при налогообложении заработка. Разные способы их учета требуют четкого их разделения и следования этому при подсчете налогов предприятия.

Косвенные расходы

Что включают в себя косвенные расходы:

  • Использование основных средств собственного капитала.
  • Затраты на оплату труда работников организации. При этом, не учитываются расходы на оплату работы занятых в процессе производства сотрудников.
  • Оплата страхования организации, здоровья и имущества.
  • Расходы на реализацию и производственные затраты. Оплата аренды, сертификация продукции, реклама, спецодежда для сотрудников, топливо, материалы, упаковка товаров – всё это относится к косвенным расходам.

Замечание 1

При этом к косвенным расходам не относятся расходы на приобретение товаров, если они были реализованы в данном отчетном периоде, а также транспортные расходы по поставке товаров со склада в случае, если это не входит в стоимость приобретения товаров.

В случае, если организация не учитывает расходы доставки товаров на склад как расходы на приобретение товаров, то есть не включает их в себестоимость товаров, данные расходы нужно разделить между реализованными и нереализованными товарами. Стоимость услуг доставки на склад клиента всегда учитывается как косвенный расход текущего месяца.

Прямые расходы

Налоговый кодекс устанавливает определенные правила для учета прямых расходов. Сюда относят: стоимость продукции или услуг; транспортные расходы предприятия по перевозке товара на склад торговой организации при условии, если это не было включено в себестоимость товаров.

Прочие расходы, за исключением внереализационных являются косвенными и списываются с прибыли предприятия. Например, расходы по подготовке товаров или услуг к продаже, которые не входят в себестоимость товара (к примеру, рекламные расходы).

В случае если предприятие будет расширять свои прямые расходы (не включать их в себестоимость товаров, а учитывать как прямые), то показатель прибыли конкретного текущего периода существенно снизится.

В случае с нетранспортными расходами, которые связаны с покупкой товаров или услуг, всё немного проще. Здесь есть право выбора:

  • Учесть их как самостоятельный косвенный расход для текущего периода.
  • Учесть как прямой расход в себестоимости товаров, при этом уменьшится прибыльная база, но только после продажи данного продукта.

Второй вариант имеет некоторые преимущества и более часто используется. Причиной этому – приближенность к необходимым целям бухгалтерского учета. То есть не придется выполнять одну и ту же работу дважды, для налогового учета и для бухгалтерского.

Для определения транспортных прямых расходов, которые используются при формировании налога на прибыль, необходимо производить особый расчет. Каждый месяц по методу среднего процента необходимо вычислять сумму прямых транспортных затрат. Данная сумма будет учитываться к текущем периоде для формирования прибыли.

Правильный расчет данных показателей является крайне важным и необходимым и происходит согласно следующему алгоритму:

Алгоритм вычисления транспортных затрат за месяц:

Рисунок 1. Алгоритм вычисления транспортных затрат за месяц. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Алгоритм вычисления стоимости товаров за месяц:

Рисунок 2. Алгоритм вычисления стоимости товаров за месяц. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Алгоритм вычисления транспортных расходов, которые относятся к реализованным и нереализованным продуктам:

Рисунок 3. Алгоритм вычисления транспортных расходов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ведение налоговой и бухгалтерской отчетности является крайне важным для любой организации. Это позволяет провести анализ и понять, как обстоят дела в конкретной организации за конкретный период времени. Бухгалтерский учет необходим для более детального разбора всех финансовых потоков организации, определения наиболее важных и нецелесообразных для их последующего устранения.

Без бухгалтерского учета невозможно определить невыгодные или нерентабельные расходы. Именно благодаря ему можно найти деятельность организации, которая приносит больше всего прибыли, и устранить ту, которая дает больше всего расходов. Без этого будет трудно добиться хорошего финансового положения организации.

Соблюдение налогового кодекса при подсчете налоговых издержек организации очень важно учитывать все необходимые детали и правила. В противном случае можно получить большое количество проблем, вплоть до штрафов и судебных разбирательств за их нарушение.

Согласно налоговому кодексу, к фактическим затратам на приобретение товаров (реальной стоимостью товара), относят:

  • Суммы, которые оплачивают согласно договору с поставщиком.
  • Суммы, которые идут в счет оплаты информационных и консультационных услуг при покупке товаров.
  • Таможенные расходы при ввозе товаров из других стран.
  • Налоги, которые оплачиваются при приобретении товаров.
  • Другие затраты, которые относят только к затратам на покупку товара.

Транспортные расходы для конкретного товара могут учитываться как в его себестоимости, так и отдельно от нее. Согласно налоговому кодексу выбор способа учета данных расходов остается за организацией. Состав прямых расходов для торговой организации является фиксированным и не может изменяться самой организацией.

Для лучшего понимания разницы между прямыми и косвенными расходами нужно просто усвоить саму их суть. Прямые расходы – это те, которые связаны с покупкой материалов и инструментов для создания готового продукта. То есть те расходы, без которых конечный продукт не может быть создан. Всё остальное можно смело относить к косвенным расходам.

При этом, за производителем сохраняется право самому решать, относить ли какие-то конкретные виды расходов к затратам на создание продукции, или нет. Безусловно, рекламу товара, консультационные услуги, оплата доставки товара до склада, оплата рабочих для изготовления конечного продукта – всё это можно учитывать как составляющие себестоимости товара. Однако это не всегда будет наиболее выгодным вариантом. В этом случае увеличивается расход организации при продаже данных товаров. Расходы учитываются не сразу, а только после реализации конкретного товара.

Прямые и косвенные расходы

У любой организации, производящей продукцию и/или реализующей ее, существуют затраты. Если предприниматель использует в определении прибыли и затрат метод начисления, то Налоговый Кодекс в ст. 318 и 320 требует разделять расходы по их отношению к прямым или косвенным.

  • В чем смысл такого разделения с точки зрения уплаты налогов?
  • Какие затраты считать прямыми, а какие отнести к косвенным?
  • Кто принимает окончательное решение в этом вопросе – налоговики и предприниматели?
  • Всегда ли нужно это разделение?

Вносим ясность в этом материале.

Зачем распределяются затраты

Распределение трат организации по данному основанию имеет значение для внутренней учетной политики, поскольку прямо отражается на налогообложении. Они входят в налоговую базу при начислении налога на прибыль.

При начислении данного налога важны все расходы, и все они будут учтены рано или поздно. Но для бизнеса часто время имеет решающее значение, а для прямых и косвенных налогов время учета отличается.

  • Прямые расходы нужно признавать для налогового учета именно тогда, когда они совершились. Их приходится распределять между проданным и товаром и ожидающим реализации, завершенной или незавершенной работой. Так, если стоимость расходов заложена в реализацию товара или плату за работы, то списать их можно будет только по завершении, возможно, это растянется на несколько месяцев или даже лет.
  • Косвенные расходы бухгалтерия имеет право списать в том же учетном периоде, они полностью относятся к учитываемым при налогообложении.

ВАЖНЫЙ НЮАНС! Расходы при оказании услуг, даже если они отнесены к прямым, признаются в текущем периоде, а не распределяются, поскольку услуга потребляется в процессе ее оказания, ее результат не выражен материально (основание – п. 5 ст. 38, ст. 313, абз. 3 п. 2 ст. 318 Налогового кодекса РФ, письмо Министерства финансов России от 15 июня 2011 г. № 03-03-06/1/348).

Что такое прямые и что такое косвенные расходы

Налоговый Кодекс не дает четкого регламента, какие затраты к какому типу относить. Право считать определенные виды затрат прямыми предоставлено самим организациям, только они должны его обосновать в своей внутренней документации, а руководитель – утвердить.

С косвенными расходами проще – все траты, которые не сочтены прямыми или внереализационными, считаются косвенными.

В производстве и торговле состав этих типов затрат существенно отличается.

Прямые и косвенные расходы при производстве товаров и услуг

Определяя, к какому типу отнести расходы на производство, руководитель должен брать во внимание, что к прямым, как правило, следует причислить те расходы, которые используются для выпуска товаров (услуг) и их продвижения, продажи. Важна и специфика деятельности, отраслевые особенности процесса производства. Примерное перечисление прямых расходов производственных фирм может выглядеть так.

  1. Материальные издержки:
    • уплата за приобретенное сырье;
    • затраты на производственные материалы;
    • приобретение оборудования и комплектующих;
    • стоимость полуфабрикатов, если в производственном процессе выполняется их переработка.
  2. Финансовые издержки:
    • заработная плата для персонала;
    • взносы в социальные и страховые фонды.
  3. Амортизационные издержки – закономерное снижение стоимости основных средств вследствие их «срабатываемости» со временем.

К СВЕДЕНИЮ! Если организация привлекает для производства работ сторонних людей по субподрядам, то оплата этой деятельности также считается прямыми расходами, так как имеет непосредственную связь с производством, несмотря на то, что в примерном перечне в ст.318 НК ее нет.

Внереализационные расходы учитываются отдельно.

Все остальные типы расходов, напрямую не связанные с производством, считают как косвенные.

ВАЖНО! Иногда случаются «пограничные» ситуации распределения расходов, в таких случаях необходимо обоснование руководства. Однако, следует помнить, что к косвенным по закону нельзя отнести затраты, объективно имеющие отношение к производству, например, средства на закупку сырья, учитывающие себестоимость единицы выпускаемой продукции.

Торговые отношения предусматривают зафиксированный перечень прямых расходов, утвержденный ст. 320 НК РФ. Здесь «самодеятельность» руководства неправомерна. Согласно законодательству, в торговой деятельности к прямым расходам следует относить такие.

  1. Затраты при закупке товаров: способ ее определения лежит на самой организации, в частности, это:
    • закупочная цена;
    • расходы на фасовку;
    • стоимость упаковки и тары;
    • оплата складских услуг и др.
  2. Расходы по доставке до склада приобретателя, если эти средства не заложены в стоимость товара. В остальных случаях транспортные расходы правильнее счесть косвенными, поскольку они не соотносятся с продажей товара.

Внереализационные расходы также подчинены отдельному учету.

Остальные затраты будут сочтены косвенными – они напрямую снижают прибыль данного отчетного налогового периода.

Что выгоднее для организации?

Любому руководителю с денежной точки зрения более практично отнести как можно большее число затрат к косвенным: ведь тогда снизится база по налогу на прибыль в конкретном периоде (п.2 ст.318 НК). Налоговые органы, естественно, поддерживают противоположную позицию.

В нормативной базе организации должен быть утвержден перечень прямых затрат, он не обязательно должен совпадать с рекомендательным, но непременно должно быть обоснование этого распределения. К косвенным расходам, в случае выбора, руководство имеет право причислить лишь те затраты, которые никак нельзя счесть прямыми.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С точки зрения налоговиков, в спорных ситуациях следует признать расход прямым – этот перечень является открытым, – нежели необоснованно расширять количество косвенных затрат. Можно налог, обычно признаваемый косвенным, счесть прямым, но обратное недопустимо.

Расходы есть, доходов нет

Случается, что в одном или нескольких из отчетных периодов организация не смогла добиться прибыли или даже оказалась в убытке. Как в таких случаях производить учет расходов?

Ответ логичен: раз отсутствуют доходы, значит, прямых расходов на производство или реализацию в этот период не было. Это объясняется требованиями НК к прямым расходам:

  • обоснование с точки зрения экономики;
  • подтверждение по документам;
  • направленность на финансовую выгоду.

Поскольку прибыли – финансовой выгоды – в данный период организацией не получено, признавать следует только косвенные расходы, они не имеют отношения к заработанной выручке.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если не удастся доказать экономическое обоснование (направленность на будущую прибыль) расхода в периоде, когда нет финансового дохода, то нельзя признавать его ни прямым, ни косвенным (письма УФНС России по г. Москва от 12.11.07 № 20-12/107022, от 26.12.06 № 20-12/115144).

Считаем прямые расходы

Чтобы прямая затрата повлияла на снижение налоговой базы в текущем периоде, она должна относиться к продукции, проданной в этом периоде или работе, в этот период совершенной. Затраты нельзя учесть как прямые расходы и списать, если:

  • производство не завершено;
  • продукция произведена, но лежит на складе;
  • продукция уже погружена, но еще не реализована и т.п.

Вычислим сумму, которую фирма-производитель вправе вычесть из налоговой базы. Для этого пригодна следующая формула:

ПРУНП = СПР — ПРНПр — ПРС — ПРОНР

где:

  • ПРУНП – прямые расходы, уменьшающие налог на прибыль в отчетный период;
  • СПР – сумма всех прямых расходов;
  • ПРНПр – прямые расходы по незавершенному на конец периода производству;
  • ПРС – прямые расходы по продукции, содержащейся на складах;
  • ПРОНР – прямые расходы по прошедшей отгрузку продукции, которая еще не продана, то есть право собственности на нее пока не перешло от реализатора к приобретателю.

Для торговых организаций формула расчета прямых расходов будет немного отличаться:

ПРСНП = (ПРДП + ОПП) — ПРОС

где:

  • ПРСНП – прямые расходы, снижающие налог на прибыль в данный налоговый период;
  • ПР – прямые расходы по данному периоду;
  • ОПП – прямые расходы, перешедшие по остаткам с прошлого периода;
  • ПРОС – прямые расходы по остаткам на складе (в том числе и товаров, находящихся в пути на склад, а также только едущим к покупателю, но еще не выкупленным им).

Прямые или косвенные расходы?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *