Провозные платежи и сборы

Провозной платеж

Cтраница 1

Провозные платежи взыскиваются в следующем порядке: при отправлении груза — за все расстояние перевозки, осуществляемой тем видом транспорта, который принимает груз к перевозке, а при выдаче груза — за все расстояние перевозки, выполненной тем видом транспорта, которому принадлежит пункт назначения.  

Провозные платежи и дополнительные сборы за перевозку грузов в контейнерах в международном грузовом сообщении исчисляют и взыскивают на общих основаниях, установленных СМГС, а именно: за перевозку по дорогам страны отправления и назначения — по внутренним тарифам каждой страны ( с отправителя груза на станции отправления — за расстояние перевозки по дороге отправления и с получателя груза на станции назначения — за расстояние перевозки по дороге назначения); за перевозку по транзитным дорогам — с отправителя груза на станции отправления или с получателя на станции назначения. При следовании по нескольким транзитным дорогам допускается оплата перевозки по одной или нескольким дорогам отправителем, а по остальным дорогам — получателем.  

Провозные платежи за расстояние перевозки по железным дорогам стран отправления и назначения, а также дополнительные сборы исчисляют по внутренним правилам и тарифам, действовавшим в этих странах в день приема груза к отправлению. Провозные платежи за перевозку грузов транзитом по желез: ным дорогам стран-участниц СМГС определяют по Междуна — родному железнодорожному транзитному тарифу.  

Провозные платежи на станции отправления не исчисляются и не взыскиваются. В графе накладной Взыскано при отправлении грузоотправитель проставляет штемпель Расчет через управление железной дороги. Квитанция в приеме груза к перевозке со штампом Расчет через Управление железной дороги выдается отправителю в момент приема груза к перевозке без указания в ней суммы провозной платы.  

Провозные платежи исчисляются в валюте той страны, в которой выражен применяемый тариф, и взимаются в валюте страны, где производится уплата. Платежи за перевозку по транзитным железным дорогам исчисляются в рублях.  

Подлежат возврату провозные платежи, таможенные сборы и другие расходы по перевозке утраченного груза или утраченной его части, если они не включены в его цену.  

В справке о провозных платежах приняты условные обозначения: КП — код плательщика; ШО — код опорной станции по передаче информации; СТО — код станции отправления; НП — порядковый номер; НД — номер документа ( отправки); НВ — номер вагона; ПП — провозная плата.  

Тарифами для мелких отправок называются провозные платежи, установленные на перевозку грузов в сборных вагонах.  

Уставом железных дорог предусмотрено, что провозные платежи и сборы взимаются за кратчайшее расстояние при перевозке грузов грузовой скоростью и за действительно пройденное расстояние при перево ке грузов большой скоростью. Кроме того, провозные платежи и сборы взыскиваются за действительное расстояние при перевозке негабаритных грузов в некоторых случаях, предусмотренных тарифом, а также при перевозке грузов по документам прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения, в том случае, если груз проследовал только в железнодорожном сообщении или через пункт перевалки, не указанный в накладной.  

Вся выручка станций, куда входят провозные платежи, суммы, получаемые за погру-зочно-разгрузочные работы, поступления, относящиеся к местным доходам управления дороги или начальников станций, и др., передается в Госбанк и зачисляется на отдельные доходные счета, учитываемые главной бухгалтерией дороги в балансе доходных поступлений. Из поступающих на эти доходные счета сумм платежи за перевозки в прямом сообщении перечисляются на централизованный доходно-распределительный счет МПС, а остальные суммы переводятся на расчетные счета финансовых отделов дорог, которые производят соответствующие расчеты с хоз-единицами.  

Согласно Правилам перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении провозные платежи и сборы, не взысканные железнодорожными станциями или портами в пунктах отправления, взыскиваются с грузополучателя в пункте назначения груза на основании завери-тельных штемпелей, проставленных на транспортных документах ( накладной, дорожной ведомости и ее копиям) станцией или портом перевалки.  

Причитающиеся автохозяйствам Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР провозные платежи и другие сборы в перевозочные документы не включаются и взыскиваются с грузоотправителя или грузополучателя непосредственно по счетам автохозяйств.  

Основным документом на перевозку груза, по которому определяются провозные платежи и сборы и производится их взыскание, оформляется прием груза на станции отправления и выдача грузов получателю на станции назначения, является дорожная ведомость, которая вместе с накладной следует с грузом до станции назначения.  

На подсобном доходном счете МПС временно сосредоточиваются выручка станций и провозные платежи, взысканные расчетными товарными конторами. Ежедневно поступающие суммы передаются на основной доходный счет МПС по месту нахождения управления дороги.  

При следовании арендованных пассажирских вагонов в составе грузовых и пассажирских поездов провозные платежи взыскиваются при отправлении. Окончательный расчет за перевозку грузов осуществляется на станции назначения. При атом до оформления выдачи грузов получателю на станции назначения должна быть проверена правильность взысканной провозной платы, получены недоборы, допущенные станцией отправления, а также все платежи, образовавшиеся в пути следования и на станции назначения.  

1. Плата за перевозки по общему правилу определяется соглашением сторон, а при перевозке транспортом общего пользования — на основании тарифов, утвержденных в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 181 КТМ РФ, ст. 24 УАТиНГЭТ). Плата за перевозку вносится до приема груза к перевозке. Однако по соглашению между перевозчиком и заказчиком грузы могут быть приняты к перевозке до внесения провозной платы в установленный срок. На морском транспорте провозная плата именуется фрахтом. За груз, утраченный при его перевозке, плата (фрахт) не взимается и, если он уплачен вперед, возвращается. В случае если утраченный груз окажется впоследствии спасенным, перевозчик имеет право на фрахт в размере, пропорциональном пройденному судном расстоянию. Провозная плата за непройденное расстояние возвращается грузоотправителю или грузополучателю, оплатившему перевозку груза.

2. Тарифом считается система установленных ставок провозной платы и дополнительных сборов, а также правила их взимания. Тарифы строятся на базе себестоимости, т.е. действительных расходов транспорта.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.04.2004 N 204 Федеральная служба по тарифам (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также на иные виды товаров (работ, услуг), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для удобства пользования тарифами они систематизируются и издаются в виде специальных тарифных руководств. Тарифы дифференцированы по условиям тарификации грузов на тарифные классы, которые обусловлены свойствами грузов. При расчете тарифов в зависимости от условий выполнения соответствующих услуг применяются поправочные коэффициенты. На перевозки грузов могут устанавливаться исключительные тарифы, связанные с особыми условиями их перевозок.

При морской перевозке груза на линиях фрахт взимается по линейным тарифам, разработанным перевозчиками или конференциями перевозчиков.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим в том числе функции по утверждению правил формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правил продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов; тарифов на международные транзитные железнодорожные перевозки.

В пассажирский тариф при воздушных перевозках включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов, на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами, иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика.

Тарифы на перевозку грузов на железнодорожном транспорте традиционно формируются по двуставочной системе, которая помимо ставок тарифов за перевозку включает ставки за начально-конечные операции (уведомление о прибытии груза, выполнение приемо-сдаточных операций; маневровая работа). Размер провозной платы устанавливается в зависимости от ценности груза, который может быть сдан к перевозке с объявлением ценности и без такого объявления.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Правило п. 4 комментируемой статьи носит специальный характер по отношению к правилу ст. 359 ГК РФ о праве удержания и имеет своей целью исключить для перевозчика возможность воспользоваться чужим имуществом, доверенным и переданным ему грузоотправителем исключительно для перевозки, в целях обеспечения исполнения каких-либо иных обязательств, кроме тех, которые вытекают из договора перевозки.

5. Компенсация перевозчику расходов по предоставлению установленных законодательством льгот и преимуществ по провозной плате производится за счет средств соответствующего бюджета. Споры о взыскании образовавшихся у перевозчика в результате предоставления льгот убытков носят экономический характер и поэтому подведомственны арбитражному суду. При исключении федеральным законом действующих льгот должна быть предусмотрена соразмерная компенсация, связанная с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект РФ или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования. Государством на субъект РФ возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту РФ в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

6. Применимое законодательство:

— ВзК РФ;

— КВВТ РФ;

— КТМ РФ;

— УАТиНГЭТ;

— УЖТ РФ.

7. Судебная практика:

+Читать далее…

— Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23;

— решение ВС РФ от 05.04.2013 N АКПИ13-115;

— решение ВС РФ от 14.06.2013 N АКПИ13-485;

— Постановление Президиума ВАС РФ от 31.10.95 N 6755/95;

— Постановление Президиума ВАС РФ от 21.02.2012 N 2508/11 по делу N А40-134843/09-56-768;

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 81;

— решение ВС РФ от 19.05.2003 N ГКПИ 2003-353.

Провозные платежи и сборы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *