Проверка знаний и аттестация в чем разница

Содержание

Порядок подготовки и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору

Зачастую у руководителей и специалистов организаций различных отраслей и направлений деятельности, возникают вопросы о необходимости проведения аттестации персонала (руководителей, специалистов, членов аттестационных комиссий организации, работников) по вопросам промышленной безопасности.

Как правило руководители и специалисты организаций, которые осуществляют эксплуатацию объекта подконтрольного РТН или используют в ходе работ (производственного процесса) механизмы или оборудование относящегося к категории опасных промышленных объектов (Подъемные сооружения, краны, подъемники, вышки и т.д) прекрасно об этом знают, следят за своевременной аттестацией персонала, проводят обучения по безопасному производству работ, стажировку и т.д.

Однако бывают спорные случаи и моменты связанные с эксплуатацией ОПО (краны, подьемники) по своим характеристикам не попадающими в категорию подлежащих регистрации в РТН, в этом случае хозяйствующий субъект зачастую допускает ошибку и не проводит обучение и аттестацию лиц ответственных за производство работ, техническое освидетельствование оборудования или механизмов относящимися к категории ОПО (не подлежащим регистрации в РТН, пример Кран-трубоукладчик).

В таких случаях отсутствие требований по обязательной регистрации объекта ОПО в РТН, не освобождает руководителей и специалистов от соблюдения всех остальных правил по эксплуатации ОПО (не подлежащего регистрации в РТН).

Для того чтобы определить нужно ли вашим работникам обучение и аттестация по правилам промышленной безопасности, приведем основной перечень объектов, эксплуатация и работа, связанная с которыми, подразумевает обязательное обучение и аттестацию персонала по правилам промышленной безопасности.

Аттестация по вопросам промышленной безопасности проводится для специалистов, следующих категорий организаций:

  • Организаций осуществляющих деятельность по строительству, эксплуатации, консервации и ликвидации ОПО, транспортированию опасных веществ, а также по изготовлению, монтажу, наладке, ремонту, техническому освидетельствованию, реконструкции и эксплуатации технических устройств (машин и оборудования), применяемых на объектах;

  • Организаций разрабатывающих проектную, конструкторскую и иную документацию, связанную с эксплуатацией ОПО;

  • Организаций осуществляющих экспертизу безопасности;

  • Организаций осуществляющих предаттестационную подготовку и профессиональное обучение по вопросам безопасности;

  • Организаций осуществляющих строительный контроль.

Виды аттестации по промышленной безопасности в Центральной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

1. Первичная аттестация специалистов по промышленной безопасности проводится не позднее одного месяца:

  • при назначении на должность;
  • при переводе на другую работу, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации;
  • при переходе из одной организации в другую.

2. Периодическая аттестация специалистов по правилам промбезопасности проводится не реже чем один раз в пять лет, если другие сроки не предусмотрены иными нормативными актами.

3. Внеочередная проверка знаний нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, устанавливающих требования безопасности по вопросам, отнесенным к компетенции руководителя организации и специалиста, проводится после:

  • ввода в действие новых или переработанных нормативных правовых актов и нормативно-технических документов;
  • внедрения новых (ранее не применяемых) технических устройств (машин и оборудования) и/или технологий на объектах (за исключением объектов использования атомной энергии);
  • при перерыве в работе более одного года (для работников в области использования атомной энергии — более шести месяцев).

Внеочередная проверка знаний проводится также по предписанию должностного лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при установлении недостаточных знаний требований безопасности специалистами, аттестованными в аттестационных комиссиях поднадзорных организаций.

Основные области аттестации по промышленной безопасности

А

Общие требования промбезопасности

Б

Специальные требования промбезопасности

Б1

Химическая, нефтехимическая и нефтеперерабатывающая промышленность

Б2

Нефтяная и газовая промышленность

Б3

Металлургическая промышленность

Б4

Горнорудная промышленность

Б5

Угольная промышленность

Б6

Рациональное использование и охрана недр

Б7

Объекты газораспределения и газопотребления

Б8

Оборудование, работающее под давлением

Б9

Подъемные сооружения

Б10

Транспортирование опасных веществ

Б11

Объекты хранения и переработки растительного сырья

Б12

Взрывные работы

В

Экологическая безопасность

Г

Энергетическая безопасность

Г1

Электроустановки потребителей

Г2

Тепловые энергоустановки и тепловые сети

Г3

Электрические станции и сети

Д

Гидротехнические сооружения

Е

Использование атомной энергии

Полный перечень областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
от 6 апреля 2012 года N 233.

Основные Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности РФ

ФНП «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется подъемные сооружения»

  • Руководители и специалисты

  • A.1 Промышленная безопасность
  • Б 9.31 Эксплуатация ПС для подъема грузов
  • Б 9.32 Эксплуатация ПС для подъема людей
  • Б 9.33 Монтаж, наладка, ремонт ПС
  • Специалисты обслуживающие подъемные сооружения (ПС) не полжещих регистрации в РТН
  • Рабочие специальности

    • Машинист крана автомобильного
    • Машинист стрелового самоходного крана
    • Машинист мостового крана
    • Машинист козлового крана
    • Машинист подъемника (вышки)
    • Машинист по управлению строительными подъёмниками
    • Оператор ( машинист ) крана- манипулятора
    • Машинист подъемного сооружения, управляемого с пола
    • Рабочий люльки
    • Рабочие люлек, выполняющие работы со строительных подъёмников
    • Электромонтер Подъемного Сооружения
    • Слесарь ПС
    • Стропальщик

ФНП «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»

  • A.1 Промышленная безопасность
  • Б.8.21. Эксплуатация котлов (паровых, водогрейных, с органическими и неорганическими теполоносителями ) на опасных производственных объектах
  • Б.8.22. Эксплуатация трубопроводов пара и горячей воды на опасных производственных объектах
  • Б.8.23. Эксплуатация сосудов, работающих под давлением, на опасных производственных объектах
  • Б.8.24. Эксплуатация медицинских и водолазных барокамер , на опасных производственных объектах
  • Б.8.26. Деятельность, связанная с проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и техническим перевооружением опасных производственных объектов, монтажем (демонтажем), наладкой, обслуживанием и ремонтом (реконструкцией) оборудования, работающего под избыточным давлением, применяемого на опасных производственных объектах
  • Специалисты, ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию баллонов,стерилизаторов, аватоклавов (нерегистрируемое в РТН оборудование)
  • Обслуживающий персонал

    • Сосуды с быстросъёмными крышками с рабочей средой 1,2,3,4 класса опасности
    • Воздухосборники, ресиверы
    • Стерилизатор, автоклав
    • Газификатор
    • Баллоны
    • Машинист компрессорной установки, с правом обслуживания сосудов
    • Оператор котельной
    • Слесарь по ремонту котельного оборудования
    • Персонал,обслуживающий трубопроводы
    • Персонал, обслуживающий электрические котлы

ФНП «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления»

  • Специалисты организаций, ответственные за безопасную эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления
  • Б.7.1. Эксплуатация систем газораспределения и газопотребления

  • Обслуживающий персонал:
    • Оператор котельной (газовое оборудование)
    • Кочегар технологических печей
    • Кочегар сушильных барабанов
    • Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования
    • Варщик битума
    • Слесарь обходчик
    • Слесарь по эксплуатации и ремонту подземных газопроводов
    • Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
    • Чистильщик дымоходов и вентиляционных систем промышленных предприятий

ФНП «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы»

  • Специалисты организаций, ответственные за эксплуатацию, транспортировку и хранение баллонов со сжиженным газом
  • Персонал организаций связанный с эксплуатацией, хранением и транспортировкой баллонов с СУГ:
    • Газорезчики;
    • изолировщики,
    • кровельщики,
    • пайщики,
    • машинисты маркировочных машин

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ
N 470

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО ВОПРОСАМ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
N 267

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 1973 года

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ,
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВА,
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ

Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике и Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы постановляют:

Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, согласованное с Министерством юстиции СССР и ВЦСПС.

Утверждено
Постановлением
Государственного комитета
Совета Министров СССР
по науке и технике
и Государственного комитета
Совета Министров СССР
по вопросам труда и заработной платы
от 5 октября 1973 г. N 470/267

Согласовано с
Министерством юстиции СССР и ВЦСПС

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ,
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВА,
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ

I. Общие положения

1. Аттестация руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов производственных объединений (комбинатов), предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, а также структурных единиц научно-производственных объединений, занятых производственной деятельностью, проводится в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1973 г. N 531.

В соответствии с указанным Постановлением проводится также аттестация в других отраслях народного хозяйства, на которые в установленном порядке распространено действие этого Постановления.

Аттестация проводится в целях наиболее рационального использования специалистов, повышения эффективности их труда и ответственности за порученное дело и должна содействовать дальнейшему улучшению подбора и воспитания кадров, повышению их деловой квалификации и идейно-политического уровня.

При аттестации определяются деловые качества работников и делаются выводы об их соответствии занимаемой должности.

2. Аттестация проводится во всех подразделениях предприятий и организаций.

Перечень должностей, по которым проводится аттестация руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов, определяется министрами и руководителями ведомств СССР по предприятиям и организациям, входящим в систему данного министерства или ведомства СССР, и Советами Министров союзных республик по предприятиям и организациям, входящим в систему республиканских министерств и ведомств, и местного подчинения по согласованию с соответствующим центральным комитетом или советом профсоюза, применительно к особенностям отраслей народного хозяйства, исходя из Типового перечня должностей руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи и других отраслей народного хозяйства, подлежащих аттестации в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1973 г. N 531, утвержденного ГКНТ и Госкомтрудом СССР.

3. Руководящие работники предприятий и организаций, назначение и освобождение от должности которых производится вышестоящими органами, аттестации не подлежат.

II. Сроки проведения аттестации и состав
аттестационных комиссий

4. Аттестация проводится периодически, один раз в три, пять лет. При этом периодичность проведения аттестации определяется министерствами и ведомствами и должна быть одинаковой на предприятиях и в организациях одной и той же отрасли народного хозяйства.

Сроки, а также график проведения аттестации утверждаются руководителем предприятия, организации по согласованию с соответствующими комитетами профсоюзов и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за один месяц до начала аттестации.

В очередную аттестацию не включаются: лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года; молодые специалисты в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебных заведений; беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до одного года.

5. Для проведения аттестации руководитель предприятия, организации приказом назначает аттестационную комиссию (председателя, секретаря и членов комиссии) из числа руководящих работников, высококвалифицированных специалистов. В состав комиссии входят также представители партийной, профсоюзной и комсомольской организаций.

В необходимых случаях допускается назначение нескольких аттестационных комиссий.

III. Порядок проведения аттестации

6. Аттестации должна предшествовать необходимая подготовительная работа.

На каждого работника, подлежащего аттестации, его непосредственным руководителем совместно с партийной, профсоюзной и комсомольской (если аттестуемый является членом ВЛКСМ) организациями составляется отзыв (характеристика), в котором отражается его производственная деятельность, квалификация, соблюдение им государственной и производственной дисциплины, достигнутые показатели в социалистическом соревновании и участие в общественной жизни.

Отзыв (характеристика) вместе с аттестационным листом предыдущей аттестации представляется в аттестационную комиссию не позднее чем за две недели до аттестации.

Аттестуемый работник должен быть заранее, но не менее чем за неделю до аттестации, ознакомлен с представленным на него отзывом (характеристикой).

7. Аттестационная комиссия рассматривает представленные материалы и заслушивает сообщение аттестуемого о его работе. На заседании комиссии присутствует руководитель подразделения, в котором работает аттестуемый.

При неявке аттестуемого на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.

Оценка работы аттестуемого принимается с учетом: личного вклада в выполнение планов работы предприятия, организации, особенно заданий по внедрению новой техники и технологии, совершенствованию организации труда и производства; соблюдения трудовой дисциплины; квалификации и исполнения должностных обязанностей, установленных в соответствии с Квалификационным справочником должностей служащих, выполнения обязательств по социалистическому соревнованию и участия в общественной жизни.

На основе этих данных, с учетом обсуждения результатов работы и деловых качеств работника аттестационная комиссия открытым голосованием дает одну из следующих оценок деятельности работника:

а) соответствует занимаемой должности;

б) соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год;

в) не соответствует занимаемой должности.

Аттестационная комиссия может давать рекомендации о продвижении отдельных работников по работе или других поощрениях за достигнутые ими успехи, о переводе на другую работу, об освобождении от занимаемой должности, а в необходимых случаях рекомендации по улучшению деятельности аттестуемых работников, повышению их деловой квалификации и другие рекомендации.

Голосование по результатам обсуждения проводится в отсутствие аттестуемого.

8. В голосовании участвуют члены аттестационной комиссии, присутствующие на данном заседании. В проведении аттестации и голосовании должно участвовать не менее 2/3 числа членов утвержденного состава аттестационной комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов и заносятся в протокол заседания комиссии.

При равенстве голосов в оценке деятельности аттестуемый работник признается соответствующим занимаемой должности.

9. Оценка деятельности работника, прошедшего аттестацию, и рекомендации аттестационной комиссии заносятся в аттестационный лист, составленный в двух экземплярах (форма прилагается ).

Не приводится.

Аттестационный лист подписывается председателем и членами комиссии, принявшими участие в голосовании. Результаты аттестации сообщаются аттестуемому работнику непосредственно после голосования.

10. Материалы аттестации передаются руководителю предприятия, организации для принятия решения.

Аттестационный лист и отзыв (характеристика) на работника, прошедшего аттестацию, хранятся в его личном деле.

IV. Решения, принимаемые по результатам аттестации

11. После завершения работы аттестационной комиссии администрацией предприятия и организации разрабатываются с участием общественных организаций мероприятия, направленные на выполнение рекомендаций аттестационной комиссии, дальнейшее совершенствование системы повышения квалификации кадров, широкое использование научных методов управления и организации труда, и организуется контроль за их осуществлением.

12. Руководитель предприятия, организации с учетом рекомендаций аттестационных комиссий в установленном порядке применяет к работникам соответствующие меры поощрения и в надлежащих случаях, в срок не более двух месяцев со дня аттестации, может принять решение о переводе работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия. При невозможности перевода работника с его согласия на другую работу руководитель предприятия, организации может в тот же срок в установленном порядке расторгнуть с ним трудовой договор в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

По истечении указанного срока перевод работника на другую работу или расторжение с ним трудового договора по результатам данной аттестации не допускается.

13. Трудовые споры по вопросам увольнения и восстановления в должности работников, признанных по результатам аттестации не соответствующими занимаемой должности, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров.

14. Министерства и ведомства обеспечивают руководство работой по аттестации работников на подведомственных им предприятиях и в организациях, осуществляют систематический контроль за правильностью ее проведения и принимают меры по совершенствованию работы по аттестации и широкому распространению положительного опыта на основе глубокого изучения, анализа, обобщения работы по аттестации.

Общее методическое руководство аттестацией в соответствии с настоящим Положением и контроль за организацией работы по ее проведению министерствами и ведомствами осуществляется Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам.

V. Отдельные положения проведения аттестации
в производственных отраслях народного хозяйства

15. Аттестация руководящих работников и специалистов производственных отраслей народного хозяйства (промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи) проводится периодически, не реже одного раза в три года (мастеров, начальников участков и цехов объединений, предприятий и организаций промышленности — не реже одного раза в два года).

16. В производственных отраслях народного хозяйства аттестационные комиссии, кроме рекомендаций, указанных в пункте 7 настоящего Положения, дают рекомендации о присвоении квалификационной категории или классного звания, повышении должностных окладов, установлении надбавок к ним за высокие достижения в труде, а при необходимости — о снижении должностных окладов, изменении или отмене надбавок к ним, понижении квалификационной категории или классного звания отдельным работникам.

17. Руководители объединений, предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства с учетом рекомендаций аттестационных комиссий принимают решения, кроме предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения, также о присвоении или изменении квалификационной категории или классного звания работникам, повышении или понижении должностного оклада работникам в пределах максимальных и минимальных размеров по соответствующей должности, установлении, изменении или отмене надбавок к ним. При этом снижение должностного оклада, понижение квалификационной категории или классного звания производится только с учетом мнения аттестационной комиссии.

Утвержден
Постановлением
Государственного комитета СССР
по науке и технике и
Государственного комитета СССР
по труду и социальным вопросам
от 22 октября 1979 г. N 528/445

Согласован с ВЦСПС

ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДЯЩИХ, ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
И ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВА,
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ И ДРУГИХ
ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
АТТЕСТАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ОТ 26 ИЮЛЯ 1973 Г. N 531

В Перечень включены базовые наименования должностей руководящих работников и специалистов. Аттестации подлежат все работники, должности которых перечислены в данном Перечне, а также работники, занимающие должности, образованные от указанных базовых наименований: заместителя и помощника руководителей, ведущие, старшие, сменные, дежурные, групповые, районные специалисты, а также специалисты различных квалификационных категорий (конструкторы, модельеры и др. I, II и III категорий). Перечень должностей работников, подлежащих аттестации, может быть расширен министерствами и ведомствами с учетом специфики отраслей народного хозяйства.

Руководители
(за исключением руководителей, назначение
и освобождение от должности которых производится
вышестоящими органами)

Главные и старшие (на правах главных) специалистов всех наименований.

Заведующие: архивами, грузовыми дворами, канцеляриями, кладовыми, комнатами, обстановками, пакгаузами, платформами, секциями.

Управляющие: отделениями, сельскохозяйственными фермами (участками).

Руководители: групп, полетов.

Десятники, мастера, производители работ, техноруки, бригадиры животноводческих и растениеводческих бригад.

Капитаны, капитаны-наставники.

Командиры, командиры-наставники.

Специалисты
(за исключением специалистов, назначение и освобождение
от должности которых производится вышестоящими органами)

Агенты морские

Агрономы всех специальностей и наименований

Администраторы дежурные

Арбитры

Архитекторы

Багермейстеры

Бактериологи

Биологи

Биохимики

Бухгалтеры всех наименований

Бухгалтеры-ревизоры

Ветеринарные врачи

Водолазные специалисты

Геодезисты

Геологи

Геофизики

Гидроакустики

Гидрогеологи

Гидрографы

Гидрологи

Гидрометеорологи

Гидротехники

Дежурные (на железнодорожном транспорте)

Дессинаторы

Диспетчеры

Докмейстеры

Зоотехники всех специальностей и наименований

Инженеры всех специальностей и наименований

Инспекторы (по основной деятельности)

Ихтиологи

Ихтиопатологи

Калибровщики

Картографы

Колористы

Конструкторы всех наименований

Конфекционеры

Кранмейстеры, кранмейстеры-капитаны

Лоцманы

Маркшейдеры

Математики

Методисты

Механики, механики-наставники

Микробиологи

Модельеры

Нормировщики

Операторы (диспетчерских служб)

Охотоведы

Переводчики

Программисты

Психологи

Радионавигаторы

Редакторы

Рыбоводы

Сметчики

Составители лоций

Социологи

Спектроскописты

Стивидоры

Строители кораблей

Теплотехники

Технологи всех наименований

Товароведы

Топографы

Фармакологи

Физиологи

Химики

Художники

Художники-модельеры

Штурманы

Экономисты всех специальностей и наименований

Электромеханики

Энергетики

Энохимики

Энтомологи

Юрисконсульты

Управление персоналом
Словарь-справочник

Аттестация — это:

  • оценка уровня профессиональной подготовки и соответствия специалиста занимаемой должности, а также решение вопроса о присвоении служащему квалификационного разряда.
  • процедура присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук, присвоения ученых званий профессора, доцента и старшего научного сотрудника по специальности.

Аттестация персонала — один из важнейших элементов кадровой работы, представляющий собой периодическое освидетельствование профессиональной пригодности и соответствия занимаемой должности каждого работника определенной категории. Состав кадров, подлежащих аттестации, устанавливается в каждой отрасли деятельности согласно перечню должностей руководителей, специалистов и др. работников.

Аттестацию — регламентированную трудовым законодательством процедуру — необходимо отличать от оценки персонала.

Аттестация кадров проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года (или по истечению срока действия контракта). Она представляет собой подведение итогов работы сотрудника по завершению срока действия его трудового контракта, оценка результатов его труда за весь период действия контракта, определение степени соответствия сотрудника установленным должностным требованиям (должностной инструкции), которые были положены в основу трудового контракта. Порядок и условия проведения аттестации персонала устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ. Проведение аттестационных мероприятий требует наличия официальных распорядительных документов по аттестации.

Оценка персонала — система периодической проверки труда сотрудника за отчетный период (месяц, квартал, год), оценка соответствия его квалификации, навыков, отношения к своим обязанностям.

На практике понятия оценки персонала и аттестации часто перепутаны. Под аттестацией нередко понимается то, что относится к оценке персонала и наоборот.

Цели аттестации (оценки) персонала

Основные

1. Оценка результатов труда сотрудника.
2. Определение соответствия их занимаемой должности.
3. Выявление недостатков в уровне подготовки.
4. Составление плана развития работника

Дополнительные

1. Проверка совместимости с коллективом (умение работать в команде, лояльность организации, работодателю и руководству)
2. Проверка мотивации к труду, к работе в данной должности.
3. Определение перспектив развития карьеры работника.

Общие

1. Улучшение управления персоналом и повышение эффективности кадровой работы.
2. Повышение ответственности и исполнительной дисциплины.

Специфические

1. Определение круга работников и перечня должностей, подлежащих увольнению или сокращению.
2. Улучшение морального и психологического климата в организации.

Существует несколько типов аттестации (оценки):

  • на основе объективных критериев (оценка конечных результатов работы);
  • на основе субъективных оценок непосредственных руководителей.;
  • методика «360 градусов» — круговая субъективная оценка персонала, когда сотрудник оценивается своим руководителем, коллегами, подчиненными и клиентами.

В зависимости от используемой информационной базы можно выделить несколько типов аттестации кадров: по минимально необходимой информации (биографические данные, производственная характеристика); с использованием частичной дополнительной информации (данных экспертной оценки); с использованием максимально полной дополнительной информации (данных экспертной оценки и индивидуально-психологической характеристики, составленной по материалам психологического обследования).

Основные психологические правила аттестации (оценки):

  1. Обязательное сообщение результатов работнику.
  2. Оценку нельзя соединять с критикой.
  3. Нельзя говорить сотруднику одновременно о результатах аттестации и об оплате труда.
  4. В обязательном порядке нужно объяснить сотрудникам, что аттестация кадров — это не карательный инструмент для увольнения неугодных или «неправильных» специалистов. Она призвана помочь не только работодателям, но и самим сотрудникам найти слабые места в своей профессиональной подготовке и устранить их.

По результатам аттестации строится индивидуальный план развития каждого специалиста, предусматривающий повышение его квалификации (семинары, тренинги, стажировки, консультации) и его карьерный рост.

Существуют негативные стороны аттестации (оценки) персонала. Частые (ежегодные или чаще) аттестации демотивируют персонал, направляя усилия сотрудников исключительно на выполнение установленных нормативов. В результате игнорируется все то, за что «оценки» не ставят. Для работника на первый план выходит не успех организации в целом, а личный результат. В коллективе возникает излишне высокий уровень конкуренции между сотрудниками и регулярно вспыхивают межличностные конфликты.

«»»

Каковы особенности применения п. 3.22 Типового положения?

С целью социальной защиты педагогических работников, которые продолжительное время работали на педагогических должностях, достигли высокого уровня профессионализма и перешли работать на другие педагогические должности, в Типовое положение введена норма (п. 3.22), согласно которой при переходе педагогических работников из одного учебного заведения в другое, а также при переходе на другие педагогические должности в этом же учебном заведении, квалификационные категории (тарифные разряды) и педагогические звания, присвоенные им по результатам предыдущей аттестации, сохраняются до следующей аттестации. Также сохраняются присвоенные предыдущей аттестацией квалификационные категории за педагогическими работниками, переходящими на должности методистов, воспитателей-методистов, а также при переходе педагогического работника из методического учреждения на педагогические должности в учебное заведение.

Лишение работника квалификационной категории, которую он достиг в течение многих лет работы на педагогических должностях, и установление ему низшей квалификационной категории «специалист» противоречат общепризнанным нормам трудового законодательства.

Пункт 3.22 Типового положения распространяется, в частности, на случаи перехода педагогического работника с педагогической должности в общеобразовательном учебном заведении на должность в дошкольном учебном заведении, при переходе из заведения профтехобразования в школу и наоборот, с должности преподавателя высшего учебного заведения I — II уровней аккредитации в профессионально-техническое училище или в общеобразовательное учебное заведение и т. п. Единственными требованиями для сохранения квалификационной категории при этом должно быть то, что переход осуществляется с одной педагогической должности на другую педагогическую должность, а также наличие у работника соответствующего образования, необходимого для его зачисления на эту должность.

Вопросы, связанные с определением размера оплаты труда при приеме на работу работников, регулируются КЗоТ и другими нормативно-правовыми актами. В частности, ст. 96 КЗоТ установлено, что должностные оклады служащим устанавливает собственник или уполномоченный им орган в соответствии с должностью и квалификацией работника. По результатам аттестации собственник или уполномоченный им орган имеет право изменять должностные оклады служащим в пределах утвержденных в установленном порядке минимальных и максимальных размеров окладов на соответствующей должности. Такая же норма содержится в п. 4 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102.

То есть определить размер оплаты труда при приеме на работу педагогического работника или при догрузке его часами на другой должности должен собственник или уполномоченный им орган. При этом главным критерием, по которому определяется тарифный разряд такому работнику, является уровень его квалификации.

При этом не следует допускать при приеме на педагогические должности установление низшего тарифного разряда специалистам, имеющим высокую квалификацию, большой опыт научной или преподавательской работы. Собственник или уполномоченный им орган при приеме на работу специалистов с большим опытом работы должен решать вопросы размера оплаты труда с учетом уровня квалификации таких работников.

При аттестации таких работников следует руководствоваться п. 4.9 Типового положения, которым, в частности, определено, что специалисты, перешедшие на должности педагогических работников в профессионально-технические и высшие учебные заведения I — II уровней аккредитации с производства или сферы услуг, а также научно-педагогические работники высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации, перешедшие на педагогические должности, аттестуются на присвоение квалификационной категории «специалист второй категории» при наличии не менее двух лет стажа работы на производстве, в сфере услуг или стажа научно-педагогической деятельности; «специалист первой категории» — не менее пяти лет; «специалист высшей категории» — не менее восьми лет.

Не может быть установлен низший тарифный разряд научно-педагогическим работникам высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации, принятым на должности учителей или преподавателей общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведений I — II уровней аккредитации, лицам, имеющим ученые степени и приглашенным для преподавания учебных дисциплин, по которым они являются специалистами, в общеобразовательные или другие учебные заведения системы общего среднего образования, специалистам с производства или сферы услуг с большим опытом работы.

Например, в случае принятия на педагогическую должность в профессионально-техническое учебное заведение специалиста с производства или сферы услуг, имеющего стаж работы по специальности пять лет, при первой аттестации на педагогические должности он может аттестоваться на присвоение квалификационной категории «специалист первой категории». Впрочем, при приеме на работу такого специалиста оплата его труда существляется по тарифному разряду, установленному собственником или уполномоченным им органом.

При приеме на работу в общеобразовательное учебное заведение специалиста, который до этого работал преподавателем аналогичной учебной дисциплины в высшем учебном заведении III — IV уровня аккредитации и который имеет ученую степень, руководитель учебного заведения (органа управления образования) имеет право установить ему наивысший тарифный разряд, предусмотренный на этой должности. При аттестации на педагогической должности ему может быть присвоена любая квалификационная категория, в том числе и квалификационная категория «специалист высшей категории», как это предусмотрено п. 4.7 Типового положения.

Когда должна проводиться аттестация работников, прервавших работу на педагогической должности?

Следует отметить, что отныне п. 3.17 Типового положения установлено, что за работниками, прервавшими работу на педагогической должности (независимо от продолжительности перерыва в работе), сохраняются присвоенные по результатам последней аттестации квалификационные категории и педагогические звания. Аттестация таких работников осуществляется не позднее чем через два года после принятия их на работу. Подчеркнем: это касается лиц, с момента последней аттестации которых прошло более пяти лет.

Если с момента последней аттестации работника, прервавшего работу на педагогической должности, не прошло пяти лет, его очередная аттестация должна осуществляться в пятилетний срок со дня последней аттестации.

Каков порядок аттестации работников, совмещающих педагогические должности?

Пункт 3.18 Типового положения дополнен новой нормой, которой установлено, что при совмещении работниками педагогических должностей в одном учебном заведении их аттестация осуществляется по каждой из занимаемых должностей.

Педагогический работник, который в год очередной аттестации совмещает педагогические должности, а именно наряду со своей основной работой выполняет дополнительную работу по другой педагогической должности, проходит аттестацию по каждой из занимаемых должностей.

Типовым положением предусмотрено также, что по заявлению работника или по представлению руководителя либо педагогического совета учебного заведения может проводиться внеочередная аттестация. То есть аттестация работника, совмещающего педагогические должности, может проводиться как одновременно, так и в разные сроки. Целесообразно синхронизировать аттестационные процедуры работника, занимающего две или более должности в одном учебном заведении, проводя их одновременно.

Следует учитывать, что на педагогических работников, совмещающих педагогические должности, аттестационные листы оформляются отдельно на соответствие каждой из занимаемых должностей.

Пунктом 3.1 Типового положения определено, что работники, включенные в списки лиц, подлежащих очередной аттестации, имеют право подавать в аттестационную комиссию заявление о присвоении более высокой квалификационной категории (тарифного разряда). Когда нужно подать такое заявление?

С целью недопущения ухудшения прав педагогических работников на присвоение квалификационных категорий в текущем учебном году педагогические работники, включенные в список лиц для прохождения очередной аттестации, которые претендуют на присвоение более высокой квалификационной категории, могут подать в аттестационные комиссии заявления о присвоении следующей квалификационной категории (тарифного разряда).

В связи с этим педагогическому работнику необходимо помнить, что заявления о присвоении более высокой квалификационной категории, тарифного разряда, а также о внеочередной аттестации, переносе срока аттестации необходимо подавать в аттестационную комиссию до 10 октября.

Каков порядок аттестации выпускников высших учебных заведений?

Порядок аттестации выпускников высших учебных заведений определен п. 4.3 Типового положения. В частности, предусмотрено, что выпускникам высших учебных заведений, получившим полное высшее образование, при приеме на работу устанавливается квалификационная категория «специалист».

Полное высшее педагогическое образование дает право выпускникам высших учебных заведений на получение квалификационной категории «специалист» как получившим квалификацию, достаточную для осуществления профессиональной деятельности. Указанная квалификационная категория присваивается им одновременно с приемом на работу.

В случае приема на работу выпускника высшего учебного заведения с полным высшим образованием руководитель учебного заведения (органа управления образования) не имеет права установить ему тарифный разряд ниже девятого, соответствующий уровню оплаты труда по квалификационной категории «специалист». Такое разъяснение, в частности, содержится в письме Минобразования от 22.02.2011 г. № 1/9-118 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 11).

Приказом Минобразования «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557 (приложение 6) установлено, что специалистам, имеющим образовательно-квалификационный уровень специалиста или магистра, устанавливается 9-й тарифный разряд, который, как уже отмечалось, соответствует квалификационной категории «специалист». Однако это касается только педагогических должностей, на которых предусмотрена возможность присвоения квалификационных категорий.

До первой аттестации такого молодого специалиста, которая проводится обычно через два года после начала педагогической деятельности, оплата труда ему будет осуществляться именно по квалификационной категории «специалист». Присвоенная ему по результатам первой аттестации квалификационная категория будет «специалист второй категории».

Одновременно необходимо заметить, что аттестационной комиссией I уровня по результатам аттестации квалификационная категория «специалист» может быть присвоена только в случае признания работника не соответствующим ранее присвоенной квалификационной категории «специалист второй категории» или более высокой квалификационной категории.

Каков порядок проведения аттестации при отсутствии педагогического работника?

В соответствии с п. 3.6 Типового положения заседание аттестационной комиссии проводится в присутствии аттестуемого работника. Во время заседания аттестационной комиссии педагогический работник имеет право давать устные и письменные объяснения, подавать дополнительные материалы, касающиеся своей профессиональной деятельности.

По решению аттестационной комиссии аттестация может быть проведена при отсутствии работника,если он не явился на заседание аттестационной комиссии по объективным причинам (служебная командировка, территориальная отдаленность, продолжительная болезнь и другие причины, препятствующие присутствию на заседании) и дал на это письменное согласие, за исключением случаев аттестации работников, в отношении которых поднят вопрос о несоответствии занимаемой должности.

В случае неявки аттестуемого педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия после выяснения причин неявки может провести аттестацию при его отсутствии.

Важное значение при проведении аттестации имеет решение членами комиссии вопроса о возможности аттестации работника, который по той или иной причине не явился на заседание аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия в каждом конкретном случае должна принимать решение о возможности аттестации лица, не явившегося на заседание. При этом члены комиссии должны выяснять причину неявки, а также был ли работник надлежащим образом извещен о времени и месте проведения заседания аттестационной комиссии.

В случае невозможности участия аттестуемого лица в заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам аттестационная комиссия, выяснив причину неявки, имеет право принять решение о проведении аттестации без участия аттестуемого лица.

В то же время нельзя принимать решение в отсутствие педагога, если принимается решение о несоответствии его занимаемой должности или о несоответствии ранее присвоенной квалификационной категории. В таких случаях необходимо перенести заседание комиссии на другой день.

В случае, когда работник злостно уклоняется от явки на заседание аттестационной комиссии, особенно когда руководителем учебного заведения затронут вопрос о его несоответствии занимаемой должности, необходимо принять все возможные меры по надлежащему уведомлению работника о времени и месте заседания. В случае его повторной неявки аттестационная комиссия может принять решение о проведении аттестации в отсутствие такого работника. Принятие такого решения должно быть аргументировано в протоколе заседания аттестационной комиссии.

Как теперь осуществляется голосование членов аттестационной комиссии в связи с изменениями, внесенными в п. 3.8 Типового положения?

Отныне Типовое положение не содержит требования о принятии решений аттестационной комиссией только путем тайного голосования. В соответствии с п. 3.8 Типового положения решения аттестационной комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. То есть члены аттестационной комиссии сами определяют форму проведения голосования. Оно может быть как тайным, так и открытым. При открытом голосовании не скрывается, как проголосовал тот или иной член аттестационной комиссии. При тайном голосовании, наоборот, принимаются меры, чтобы эта информация была недоступна.

Во время заседания аттестационной комиссии важное значение должно иметь выяснение вопроса о правомочности комиссии принимать решения. Пунктом 3.8 Типового положения предусмотрено, что заседание аттестационной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 ее членов. В связи с этим в протоколе должны быть указаны количество и фамилии членов комиссии, присутствующих на заседании.

Напомним также, что отныне количество членов аттестационной комиссии не может быть менее пяти человек (п. 2.6 Типового положения).

Таким образом, издавая приказ о создании аттестационной комиссии в учебном заведении для организации и проведения аттестации педагогических работников, руководитель имеет право создать комиссию в составе не менее пяти человек. Как правило, малочисленные аттестационные комиссии могут создаваться в учебных заведениях с небольшим количеством педагогических работников.

В то же время следует помнить, что решение о целесообразности создания аттестационной комиссии в учебном заведении, где работает менее 15 педагогических работников, принимает районный (городской) отдел образования (п. 2.10 Типового положения). Однако это не всегда означает, что в таком учебном заведении не может быть создана аттестационная комиссия.

Простое большинство голосов — получение за решение, поставленное на голосование, более половины голосов членов аттестационной комиссии, принимавших участие в голосовании. Например, если в голосовании принимали участие восемь членов комиссии, из которых пять проголосовали за решение, поставленное на голосование, оно считается принятым.

В случае одинакового количества голосов «за» и «против» принимается решение в пользу аттестуемого работника.

Следует отметить, что практика, когда большинство членов аттестационной комиссии воздерживаются от голосования, является неправильной. Члены аттестационной комиссии должны иметь собственное мнение по вопросам, выносящимся на голосование, и свободно его выражать.

В протоколе должны быть указаны результаты голосования членов комиссии по всем вопросам, вынесенным на голосование.

Кроме того, внесенными изменениями расширены права членов аттестационной комиссии. Типовое положение дополнено нормой, дающей право членам аттестационных комиссий, которые не согласны с решением, принятым комиссией, прилагать к протоколу изложенное в письменном виде отдельное мнение по вопросам аттестации педагогического работника (п. 3.7 Типового положения).

Протокол, составляемый в ходе заседания аттестационной комиссии, может оформляться в рукописном виде в книге протоколов аттестационной комиссии, листы которой нумеруются, прошнуровываются и скрепляются печатью. Также допускается на основании записей, сделанных во время заседания комиссии, готовить протокол на печатающем устройстве. После изготовления печатного текста протоколы в хронологическом порядке подшиваются в отдельное дело протоколов заседаний аттестационной комиссии.

Какими должны быть действия руководителя, если аттестационной комиссией принято решение о несоответствии работника занимаемой должности?

В случае принятия аттестационной комиссией решения о несоответствии работника занимаемой должности руководитель должен предложить ему работу на другой должности, которая соответствует его квалификации, конечно, если такая должность в школе есть и она вакантна. Если работник откажется от предложенной должности, такой отказ должен быть письменным.

Если должности, на которую можно перевести работника, в учебном заведении нет, или если он отказался от предложенной должности, издается приказ о расторжении трудового договора на основании п. 2 ч. 1 ст. 40 КЗоТ. При этом администрации учебного заведения и руководство местного отдела образования необходимо неуклонно соблюдать требования законодательства о труде, регламентирующего порядок расторжения трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа, а также о существующих ограничениях на увольнение некоторых категорий работников.

В частности, для расторжения трудового договора необходимо получить предварительное согласие профсоюзного органа на увольнение работника, соблюдать порядок и сроки подготовки и издания приказа об увольнении, а также помнить, что увольнение работника после получения такого согласия может быть осуществлено не позднее чем через месяц со дня его получения (ст. 43 КЗоТ).

В соответствии с разъяснением, содержащимся в постановлении Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами трудовых споров» от 06.11.92 г., заключения аттестационной комиссии о квалификации работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу. То есть судом будут исследоваться не только документы, предоставленные аттестационной комиссией школы, но и другие документы и свидетельства, в том числе предоставленные уволенным работником, например, о необъективном отношении к нему членов аттестационной комиссии и руководства учебного заведения.

Учитывая это, аттестационная комиссия и администрация учебного заведения не должны допускать даже мельчайших нарушений порядка проведения аттестации и законодательства о труде и тщательным образом готовить документацию на работника, признанного не соответствующим занимаемой должности, уделяя особое внимание составлению протокола заседания аттестационной комиссии и заполнению аттестационного листа.

Анализ практики деятельности учебных заведений в течение последних лет дает основания предостеречь руководителей учебных заведений и органов управления образования от смелости увольнять работника по указанным основаниям и рекомендовать делать это только в самых крайних случаях, когда оставить работника на занимаемой им должности действительно невозможно, а другой должности, на которой бы он мог работать, в учебном заведении нет.

Необходимо помнить, что согласно ч. 3 ст. 184 КЗоТ увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (до шести лет, если ребенок по медицинскому заключению в этот период нуждается в домашнем уходе), одиноких матерей при наличии ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида по инициативе собственника или уполномоченного им органа не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, с обязательным трудоустройством.

Собственник или уполномоченный им орган имеет право на основании решения аттестационной комиссии принять решение о переводе работника на другую работу или расторжении с ним трудового договора только в срок не более двух месяцев со дня аттестации.

Приказ об увольнении или переводе работника с его согласия на другую должность, изданный на основании решения комиссии о несоответствии работника занимаемой должности в результате недостаточной квалификации, может быть издан лишь после рассмотрении его апелляций (в случае их подачи) аттестационными комиссиями высшего уровня. Несоблюдение этого правила в случае удовлетворения апелляции может повлечь за собой необходимость восстановления работника на должности с выплатой ему заработной платы за время вынужденного прогула.

Добавим также, что п. 6.2 Типового положения установлено, что в случае принятия аттестационной комиссией решения о соответствии работника занимаемой должности при условии выполнения определенных мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков, аттестационная комиссия в установленный ею срок, но не более одного года, проводит повторную аттестацию с целью проверки их выполнения и принимает решение о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности.

Повторное заседание комиссии в таких случаях проводится с целью проверки выполнения определенных в решении комиссии мероприятий. После его проведения аттестационная комиссия принимает решение о выполнении замечаний и условий, изложенных аттестационной комиссией, которое прилагается к материалам аттестационного дела и к личному делу работника.

Может ли педагогический работник отказаться от очередной аттестации?

Статьей 27 Закона Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV установлено, что аттестация педагогических работников общеобразовательных учебных заведений является обязательной и осуществляется, как правило, один раз в пять лет. Такие же требования по обязательности аттестации содержатся в законах Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III (ст. 32), «О профессионально-техническом образовании» от 10.02.98 г. № 103/98-ВР (ст. 45), «О внешкольном образовании» от 22.06.2000 г. № 1841-III (ст. 25), «О высшем образовании» от 17.01.2002 г. № 2984-III (ст. 48). Пунктом 1.5. Типового положения также определено, что аттестация педагогических работников является обязательной.

В соответствии с пп. 3.1 и 3.2 Типового положения руководитель заведения ежегодно в начале учебного года подает в аттестационную комиссию списки педагогических работников, подлежащих очередной аттестации. Аттестационная комиссия утверждает эти списки и определяет график проведения аттестации работников. Учитывая изложенное, согласие педагогического работника на прохождение очередной аттестации не требуется.

В то же время пп. 3.15 и 3.16 Типового положения предусмотрены случаи, когда аттестация может быть перенесена или отсрочена. В частности, аттестация работника может быть перенесена на один год в случае его продолжительной нетрудоспособности или при переходе в год проведения очередной аттестации на работу в другое учебное заведение и по другим уважительным причинам. Очередная аттестация педагогических работников, совмещающих работу с учебой в высших учебных заведениях по направлениям (специальностям) педагогического профиля, с их согласия может быть отсрочена до окончания учебы.

Отметим, что отныне решение о переносе аттестации может приниматься аттестационными комиссиями не только до 20 октября, как было определено ранее.

Если основания для переноса срока очередной аттестации возникли после 10 октября, аттестационная комиссия по заявлению работника может принять решение о его аттестации в следующем учебном году. Основаниями для переноса, в частности, могут быть: продолжительная болезнь работника, тяжелое заболевание близких родственников, нуждающихся в уходе, продолжительная командировка и т. п.

Проверка знаний и аттестация в чем разница

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *