Проверка ЦБ

1. Получение лицензии на осуществление банковских операций для расширения сферы деятельности

Расширение деятельности кредитных организаций возможно двумя основными способами:

1) путем получения лицензии на осуществление банковских операций для расширения сферы деятельности;

2) путем открытия обособленных структурных подразделений и внутренних структурных подразделений.

1. В ходе своей деятельности кредитная организация может обратиться в Банк России с просьбой о выдаче лицензии на осуществление банковских операций для расширения сферы ее деятельности.

При этом в течение последних шести месяцев, предшествующих подаче соответствующего ходатайства в территориальное учреждение Банка России, а также до принятия Банком России решения о расширении деятельности кредитной организации, она должна:

– выполнять установленные федеральными законами и нормативными актами Банка России требования о предоставлении информации об участниках и их группах (аффилированных лицах), позволяющей однозначно идентифицировать лиц, имеющих возможность прямо или косвенно (через третьи лица) определять решения, принимаемые органами управления кредитной организации;

– не иметь задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами;

– иметь организационную структуру (включающую службу внутреннего контроля), адекватную масштабам проводимых кредитной организацией операций и принимаемым рискам;

– выполнять установленные федеральными законами и нормативными актами Банка России квалификационные требования к членам совета директоров и руководителям кредитной организации;

– соблюдать технические требования, установленные Банком России для осуществления банковских операций;

– выполнять обязательные резервные требования Банка России и не иметь перед ним просроченных денежных обязательств;

– относиться к классификационной группе 1 или 2 в соответствии с Указанием Банка России № 2005-У (для банка);

– относиться к категории финансово стабильных кредитных организаций в соответствии с нормативным актом Банка России, устанавливающим критерии определения финансового состояния кредитных организаций (для небанковской кредитной организации).

Для расширения деятельности путем получения лицензий на осуществление банковских операций со средствами физических лиц в рублях, со средствами физических лиц в рублях и иностранной валюте и генеральной лицензии кредитная организация должна также соответствовать требованиям, установленным Законом о страховании вкладов.

Банк, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, для расширения деятельности путем получения лицензий на осуществление банковских операций со средствами физических лиц в рублях и со средствами физических лиц в рублях и иностранной валюте в дополнение к указанным выше требованиям должен иметь собственные средства (капитал) в размере, установленном ст. 36 Закона о банках (не менее 3 млрд 600 млн руб.), а также раскрыть неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка. Рублевый эквивалент минимального размера собственных средств (капитала) кредитной организации устанавливается нормативным актом Банка России.

Виды лицензий для расширения деятельности различаются в зависимости от вида кредитной организации.

Банку , имеющему лицензию на осуществление банковских операций, для расширения деятельности могут быть выданы:

а) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

б) лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов .

Данная лицензия может быть выдана банку при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;

в) лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;

г) лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте.

Такая лицензия может быть выдана банку при наличии лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) или одновременно с ней.

При рассмотрении вопроса о выдаче банку лицензии на привлечение денежных средств физических лиц в рублях и лицензии на привлечение денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте в банке проводится проверка в соответствии со ст. 45 Закона о страховании вкладов;

д) генеральная лицензия , содержащая следующие виды банковских операций:

– привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

– размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет;

– открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

– осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе уполномоченных банков-корреспондентов и иностранных банков, по их банковским счетам;

– инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

– купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

– выдача банковских гарантий;

– осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Генеральная лицензия, предоставляющая кредитной организации право осуществлять банковские операции со средствами в рублях и иностранной валюте, привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц в рублях и иностранной валюте, может быть выдана кредитной организации, имеющей собственные средства (капитал) не менее 900 млн руб. по состоянию на 1-е число месяца, в котором было подано ходатайство в Банк России о получении генеральной лицензии.

Наличие лицензии на осуществление банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения генеральной лицензии.

Кредитная организация, имеющая генеральную лицензию, может с разрешения Банка России создавать на территории иностранного государства филиалы и после уведомления Банка России – представительства, а также с разрешения и в соответствии с требованиями Банка России иметь на территории иностранного государства дочерние организации.

При рассмотрении вопроса о выдаче банку генеральной лицензии в нем проводится комплексная проверка в порядке, установленном нормативными актами Банка России, либо принимаются во внимание результаты проверки, если она была завершена не ранее чем за три месяца до представления ходатайства о выдаче данной лицензии в территориальное учреждение Банка России.

Кредитная организация, ходатайствующая о выдаче генеральной лицензии, вправе сама обратиться в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за ее деятельностью, с ходатайством о проведении комплексной проверки. Сроки проведения проверки и проверяемый период деятельности кредитной организации согласовываются территориальным учреждением Банка России с указанной кредитной организацией.

Расчетная небанковская кредитная организация может расширить круг осуществляемых банковских операций путем получения лицензии, содержащей более широкий перечень банковских операций (если уже имеющаяся лицензия содержит не все из перечисленных банковских операций) из числа следующих:

– открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

– осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

– инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

– купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме;

– осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Небанковская кредитная организация, осуществляющая депозитно-кредитные операции, может расширить круг осуществляемых банковских операций путем получения лицензии, содержащей более широкий перечень банковских операций (если уже имеющаяся лицензия включает не все перечисленные банковские операции) из числа следующих:

– привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок);

– размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;

– купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме (исключительно от своего имени и за свой счет);

– выдача банковских гарантий.

Для получения лицензии , расширяющей деятельность, кредитная организация должна представить в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за ее деятельностью, следующие документы :

– ходатайство за подписью уполномоченного лица (2 экз.);

– опубликованный годовой отчет, заверенный аудиторской организацией, и надлежащим образом заверенную копию аудиторского заключения за год, предшествующий обращению кредитной организации за получением лицензии, расширяющей деятельность (по 2 экз. каждого документа);

– бизнес-план кредитной организации (изменения и дополнения к бизнес-плану) (2 экз.);

– подтверждения уполномоченных органов об отсутствии задолженности кредитной организации перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта РФ, соответствующим местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами (1 экз.).

Для получения лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов кредитная организация дополнительно представляет (в 1 экз.):

– надлежащим образом заверенную копию документа, выдаваемого Министерством финансов РФ и подтверждающего согласование осуществления кредитной организацией операций с драгоценными металлами;

– справку кредитной организации о наличии весоизмерительных приборов и разновесов в случаях, установленных нормативными актами Банка России.

Для получения банком, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте банк дополнительно представляет письменное подтверждение о раскрытии неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка.

Обязанность банка по раскрытию неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка, считается исполненной, если такая информация опубликована в «Вестнике Банка России» и размещена на сайте банка в сети Интернет. Публикацию осуществляет бесплатно Департамент внешних и общественных связей Банка России.

Территориальное учреждение Банка России в течение 90 календарных дней с момента получения от кредитной организации указанных выше документов рассматривает их и направляет в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России заключение о возможности выдачи кредитной организации лицензии, расширяющей деятельность. Банк России принимает решение о возможности выдачи кредитной организации лицензии, указанной в ее ходатайстве, и направляет соответствующие сведения в уполномоченный регистрирующий орган.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Все банки работают на территории России под непосредственным контролем ЦБ РФ. Они обязаны вести свою деятельность, согласно установленным правилам и инструкциям главного банка. Чтобы оценить, как на деле выполняются все предписания, не занимаются ли банковские учреждения самодеятельностью, честно ли ведут бизнес и не отмывают ли через свои счета денежные средства, Центробанк проводит проверки. Мероприятия проводятся планово (в установленный срок) и внепланово (в любой момент, когда ЦБ заподозрит банк в чем-либо).

Зачем ЦБ РФ проводит проверки банков?

Центробанк проверяет банковские организации в целях осуществления своих обязанностей по надзору и регулированию. Проверочные мероприятия осуществляются, согласно установленным правилам и нормативным документам. Они необходимы, чтобы обеспечить безопасную и стабильную работу банковских учреждений, пресечь все процессы, которые негативно влияют на банковский сектор, а также защитить интересы клиентов банков.

В ходе проверок выявляются все нарушения банковской организации. ЦБ направляет обязательные указания для их устранения или же применяет установленные законодательством санкции (приостановление деятельности, проведение оздоровительных мероприятий, смена руководства, реорганизация, отзыв лицензии и проч.)

Периодичность плановых проверочных процессов составляет один раз в каждые два года.

Что проверяет ЦБ в ходе проверок?

В ее ходе Центробанк оценивает:

  • Общее состояние учреждения или выделенных направлений деятельности,
  • Соблюдение действующего законодательства страны,
  • Соблюдение нормативных инструкций ЦБ,
  • Правильность и достоверность ведения отчетности,
  • Размер и качество активов и пассивов,
  • Допустимые риски,
  • Объемы собственных средств учреждения,
  • Качество управления бизнесом,
  • Состояние внутреннего банковского контроля,
  • Финансово-экономическую устойчивость, состояние и положение банка,
  • Перспективы дальнейшей деятельности,
  • Наличие действий, которые несут угрозу для клиентов и кредиторов банка и др.

Особенности проверки:

  • Процесс запускается с передачи ЦБ поручения на проведение проверочных мероприятий комиссии. Дата его окончания соответствует сроку действия поручения.
  • Проверка проводится за срок не более пяти лет работы.
  • За отчетный период проводится не больше одной проверки по одним и тем же вопросам.
  • Повторная проверка проводится на основании постановления Совета Директоров ЦБ.
  • Проверяющие могут запрашивать учредительную и организационную документацию, учетные данные, данные об имуществе и сделках, бухгалтерскую и рабочую отчетность, объяснительные записки руководителей и работников, аудиторские материалы и проч. Они могут требовать проведения ревизии наличных денежных средств, валюты, ценных бумаг в присутствии комиссии и др.
  • Представители банка обязаны помогать проведению проверки и не препятствовать ей.

Процедура проверочного процесса:

  • ЦБ передает поручение банковскому учреждению на проведение проверочных работ.
  • Факт получения фиксируется датой и подписью ответственного лица на втором экземпляре документа.
  • Работники, отвечающие за пропускной режим, или сотрудники СБ обеспечивают свободный доступ проверочной комиссии в банковские помещения.
  • По результатам работы комиссии составляется акт и иные документы, делаются выводы о работе и состоянии банка.
  • Руководитель проверямой организации знакомится с актом. Он вправе сделать замечания или возражения по выводам и данным документа.
  • ЦБ направляет организации указания, сделанные на основании выводов проверяющей комиссии, и принимает меры.

Плановые и внеплановые проверки.

Если плановая проверка проводится строго раз в два года, то внеплановая может начаться в любой момент.

Причины для внеплановой проверки банков ЦБ:

  • Наличие сведений о несоблюдении учреждением нормативных актов ЦБ, неисполнение его инструкций.
  • Резкое изменение финансового состояния и устойчивости, экономического положения, появление рисков, способных повлиять на качество работы и управления организацией.
  • Выявление данных, указывающих на недостоверность отчетности, или опоздание со сдачей отчетов в ЦБ более, чем на 15 дней.
  • Проверка выполнения взятых банком мероприятий по оздоровлению.
  • Получение ЦБ просьбы банка об отсрочке формирования обязательных резервов.
  • Обращения правоохранительных органов и проч.

Виды проверок:

  • Комплексная. Она проводиться по всем направлениям банковского бизнеса. Длительность проверки – до 60 дней.
  • Тематическая. Она проводится по определенным видам деятельности за определенный период. Длительность – до 35 дней.
  • Специализированная. Она проводится только по отдельному вопросу. Длительность – до 20 дней.

Результаты проверок и санкции ЦБ.

По результатам проверки Центробанк направляет в банк указания по исправлению ситуации. Если банк ведет достоверную отчетность и исправно выполняет все требования ЦБ, но испытывает трудности в работе, то Центробанк требует выполнения определенных мер для стабилизации ситуации и оздоровлению организации.

Если проверка выявила значительные нарушения, связанные с фальсификацией отчетности, крупномасштабные сомнительные операции, нарушения законодательства в сфере отмывания денег, полученных преступным путем, или факторы, угрожающие клиентам банка, то к такому учреждению могут быть применены самые строгие меры наказания, такие, как отзыв лицензии на работу.

Автор статьи, эксперт по финансам Дмитрий Тачков Привет, я автор этой статьи. Имею высшее образование. Специалист по финансам и банкам. Более 3-х лет работал в коммерческих банках РФ. Пишу про финансы более 5 лет. Всегда в теме по лучшим вкладам и картам. Делаю выгодные вклады и получаю высокий кешбек по картам. Поставьте пожалуйста оценку моей статье, это поможет улучшить ее. Бесполезно 2 Занятно 2 Помогло 3 Задать вопрос эксперту

Спасибо!

В ближайшее время мы опубликуем информацию.

Проверка ЦБ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *