Проверка пожарной безопасности

154Государственный пожарный надзор.

  • •2.Управление как социальная функция общества.
  • •3.Понятие государственного управления.
  • •4.Понятие исполнительной власти.
  • •5.Основные черты исполнительной власти.
  • •6.Общественные отношения, регулируемые административным правом.
  • •7.Метод административного права.
  • •8.Соотношение административного права со смежными отраслями права.
  • •9.Понятие и система субъектов административного права.
  • •10 Понятие и особенности административно-правовых норм.
  • •11 Виды административно-правовых норм.
  • •8. По действию во времени:
  • •12Источники административного права.
  • •9. Акты учреждений, предприятий.
  • •14 Юридические факты в административном праве.
  • •15Виды административно-правовых отношений.
  • •16 Граждане рф – субъекты административного права.
  • •17Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
  • •18Административно-правовые гарантии прав граждан.
  • •19 Обращения граждан.
  • •20Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • •21Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.
  • •22Виды органов исполнительной власти.
  • •23Принципы построения системы органов исполнительной власти.
  • •1 Общие принципы
  • •24Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти.
  • •25Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти.
  • •26Правительство Российской Федерации и его полномочия.
  • •27Федеральные органы исполнительной власти.
  • •28Органы исполнительной власти рк. !!!
  • •Указ от 17 февраля 2006 г. N 25 о структуре органов исполнительной власти республики коми
  • •Глава 5. Крк(исполнительна власть)Статья 91, 90, 80
  • •29Понятие местного самоуправления.
  • •Статья 4. Сфера компетенции местного самоуправления
  • •30 Основные принципы деятельности органов местного самоуправления.
  • •31Нормативные акты, регламентирующие функционирование органов местного самоуправления.
  • •32 Понятие государственной службы.
  • •33Виды государственной службы.
  • •34 Принципы государственной службы. !!!
  • •35 Понятие и виды государственных служащих. !!!
  • •36 Основы административно-правового статуса служащих органов государственного управления.
  • •37Понятие и виды предприятий, организаций и учреждений.
  • •38Основы административно-правового положения предприятий, организаций, учреждений.
  • •39Создание и прекращение деятельности предприятий, организаций, учреждений.
  • •40Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, организаций, учреждений.
  • •42Основы административно-правового статуса общественных объединений.
  • •43 Законодательные основы правового положения религиозных объединений.
  • •44Понятие административно-правовых форм.
  • •45Виды административно-правовых форм.
  • •46Правовые акты управления.
  • •47Виды правовых актов управления.
  • •48Действие правовых актов управления.
  • •49Административно-правовой договор.
  • •50Понятие административно-правовых методов.
  • •51 Виды административно-правовых методов.
  • •52Административное принуждение, его сущность и виды.
  • •53 Понятие административной ответственности.
  • •54Правовые основы административной ответственности.
  • •55Понятие административного правонарушения.
  • •56Освобождение от административной ответственности.
  • •57Ограничения административной ответственности.
  • •59Порядок наложения административных наказаний.
  • •60Административная ответственность юридических лиц.
  • •61Дисциплинарная и материальная ответственность.
  • •62Сущность административного процесса.
  • •63Виды административных процессов.
  • •64Основные черты административного процесса.
  • •65 Законодательство Российской Федерации об административном производстве.
  • •66Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
  • •67 Участники административного производства.
  • •68Доказательство в административном производстве.
  • •69Меры, обеспечивающие административное производство
  • •70Возбуждение административного дела. Административное расследование.
  • •71Рассмотрение административного дела.
  • •72Обжалование, опротестовании постановления по делу.
  • •73 Исполнительное производство.
  • •74Законность и дисциплина в государственном управлении.
  • •75Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
  • •76Контроль в государственном управлении.
  • •77Административный надзор.
  • •78Судебный контроль за законностью осуществления исполнительной власти.
  • •79Прокурорский надзор за законностью осуществления исполнительной власти.
  • •80Необходимость и характер государственного управления.
  • •81 Цели организации государственного управления.
  • •8 2Правовые основы организации государственного управления.
  • •83 Основы разграничения компетенции в области управления между органами государственной исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов.
  • •84 Региональные начала в государственном управлении.
  • •85 Межотраслевые начала в государственном управлении.
  • •О должностных лицах и органах исполнительной власти республики коми
  • •86 Отраслевые начала в государственном управлении.
  • •87 Развитие функций управления в современных условиях.
  • •88 Государственное регулирование как функция управления.
  • •89 Совершенствование государственного контроля.
  • •90 Развитие методов управления.
  • •91 Развитие форм управления.
  • •92 Организационно-правовая система управления промышленностью.
  • •93 Органы государственного управления отраслями промышленности.
  • •94 Местное самоуправление и местная промышленность.
  • •95 Организационно-правовая основа государственного управления сельским хозяйством.
  • •96 Органы управления сельским хозяйством. (полномочия министерства сельского хозяйства )
  • •97 Государственный контроль в сельском хозяйстве.
  • •98 Права органов местного самоуправления в области сельского хозяйства.
  • •99 Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством.
  • •100 Органы государственного управления строительством.(
  • •101 Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве.
  • •102Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство.
  • •103 Организационно-правовая основа государственного управления транспортно-дорожным комплексом.
  • •104Органы управления транспортно-дорожным комплексом.
  • •105Органы управления связью.
  • •106Местное самоуправление и их транспортно-дорожное хозяйство.
  • •109 Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов.
  • •116. Полномочия федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
  • •110Местное самоуправление и охрана природных ресурсов.
  • •111 Организационно-правовая основа государственного управления финансами и кредитом.
  • •112Органы управления финансами.
  • •113Органы государственного управления кредитными учреждениями.
  • •114Органы государственного управления налоговыми учреждениями.(
  • •116Местное самоуправление и его финансовые основы.
  • •117Правовые основы внешнеэкономической деятельности.
  • •118Органы управления внешнеэкономической деятельностью.
  • •119Организация управления в таможенной области. (Полномочия таможенной службы Рф)
  • •120 Государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли.
  • •Глава 12. Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности, ответственность за нарушение законодательства российской федерации о внешнеторговой деятельности
  • •121Понятие системы образования. Правовые основы организации образования.
  • •122Формы управления образованием.(
  • •123 Управление образовательным учреждением.
  • •125Компетенция местного самоуправления в области образования.
  • •126Основы организации управления здравоохранением.(
  • •128 Правовой статус учреждения здравоохранения.
  • •129Санитарно-эпидемиологический надзор.
  • •130Полномочия местного самоуправления в области здравоохранения.
  • •131Организационно-правовая система государственного управления наукой. !!!
  • •133Организация науки. Научные учреждения и сообщества. !
  • •134Организационно-правовая основа государственного управления культурой.
  • •135Органы государственного управления культурой.
  • •136Полномочия органов местного самоуправления в области культуры.
  • •138Органы управления в области труда и социального обеспечения.
  • •139Контрольные органы в области труда и социального обеспечения.
  • •140 Организационно-правовые основы управления обороной. (
  • •141 Комплектование Вооруженных сил рф.
  • •142Организация военной службы.
  • •143 Полномочия органов исполнительной власти в области управления обороной. (
  • •144Понятие безопасности.
  • •145Федеральная служба безопасности и ее основные направления деятельности.(
  • •146Система органов управления в области обеспечения безопасности.
  • •147Понятие объектов государственной охраны. Федеральная государственная служба охраны рф и служба безопасности Президента рф.
  • •148 Пограничный режим.
  • •I. Правила пограничного режима в пограничной зоне
  • •149Правовые основы управления внутренними делами.(
  • •150 Полномочия органов местного самоуправления в области внутренних дел.
  • •151Служба в органах внутренних дел.
  • •152Организация деятельности милиции.
  • •153 Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.
  • •154Государственный пожарный надзор.
  • •Органы государственного пожарного надзора
  • •155Паспортная система.
  • •156Внутренние войска.
  • •157 Полномочия органов юстиции в сферах создания, регистрации и ликвидации нотариальных контор, лицензирования частной
  • •»Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» Статья 4. Квалификационная и апелляционная комиссии
  • •158 Лицензирование органами юстиции деятельности по оказанию платных юридических услуг.
  • •159 Разграничение компетенции Министерства юстиции рф и его территориальных органов.
  • •160 Полномочия органов юстиции как правоохранительного органа.
  • •14. В целях повышения эффективности координации деятельности правоохранительных органов осуществляется взаимодействие с судами и органами юстиции.
  • •161 Организационно-правовые основы управления иностранными делами.
  • •162Органы Министерства иностранных дел рф за рубежом.
  • •163Административно-правовое регулирование выезда и въезда в Российскую Федерацию.

Государственный пожарный инспектор — это должность офицера Государственной пожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС). Задачей сотрудника является проверка зданий, офисов, производственных помещений, магазинов, спортивных сооружений и другие объектов на соответствие требованиям пожарной безопасности (ПБ). Специалист контролирует соблюдение требований закона на объекте с целью предотвращения возгораний. По результатам работы выписываются предписания, выдаются устные рекомендации, выносятся предупреждения и накладываются штрафы.

Государственные инспектора по пожарному надзору. Обязанности и права. Должностная инструкция

Инспектор по пожарной безопасности осуществляет деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. №69-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. №820. Он проходит службу согласно действующим положениям и инструкциям.

Специалист имеет такие права:

  1. Разрабатывать документацию, регламентирующую соблюдение мер ПБ на производстве, в процессе эксплуатации зданий, сооружений и оборудования.
  2. Осуществлять контроль хозяйственной и административной деятельности руководителей коммерческих и государственных компаний по направлению ПБ.
  3. Вносить в государственные структуры и органы местного самоуправления предложения о повышения уровня защиты, противопожарной охраны объектов и территорий.
  4. Получать беспрепятственный проход в закрытые и режимные зоны для контроля соблюдения правил безопасности и пресечения возможных нарушений.
  5. Выдавать обязательные для выполнения предписания об устранении недостатков, приостановлении технологических процессов и снятии с производства продукции, не отвечающей действующим стандартам.
  6. Проводить самостоятельно или участвовать в работе комиссий по расследованию несчастных случаев или фактов нарушения правил ПБ.
  7. Вызывать в служебное помещение ГПН граждан и должностных лиц для проведения разбирательств и получения объяснений. Налагать административные взыскания и штрафы.

Главный государственный инспектор обязан:

  1. Действовать в полном соответствии с законодательством, ведомственными приказами и распоряжениями. Соблюдать права и свободы граждан, вежливость и тактичность.
  2. Выполнять в полном объеме возложенные полномочия для предупреждения несчастных случаев на производстве, в жилом секторе и зеленой зоне.
  3. Выполнять контрольные функции в соответствии с действующими инструкциями, строительными, санитарными нормами и правилами.
  4. Проводить проверки на основании подписанных непосредственным начальником служебных заданий, имея при себе удостоверение личности и жетон.
  5. Не запрещать руководителям организаций или их представителям присутствовать при проведении контрольных мероприятий. По требованию предоставлять нормативную и отчетную документацию.
  6. При принятии решения о мере наказания за совершенное нарушение учитывать степень его опасности и нанесенный ущерб.
  7. Соблюдать государственную, банковскую и коммерческую тайну.

Должностная инструкция разрабатывается и подписывается заместителем командира территориального подразделения ГПН, утверждается его приказом.

Требования к пожарному инспектору. Образование

Инспектор МЧС проходит службу в городской или районной пожарной инспекции Государственной пожарной службы, которая входит в состав МЧС России. Офицер назначается на должность руководителем вышестоящей инстанции после проведения заседания кадровой комиссии. После изучения документов и заслушивания кандидата готовится представление, которое является основанием для включения соискателя должности в приказ по личному составу.

Специалист по профилактике нарушений ПБ должен отвечать таким критериям:

  • возраст — 22-50 лет;
  • состояние здоровья — удовлетворительное для осуществления ненормированной по времени деятельности;
  • отсутствие судимости;
  • умение грамотно излагать свои мысли;
  • знание персонального компьютера;
  • теоретическая подготовка — наличие диплома или удостоверения.

Для назначения на должность необходимо наличие высшего юридического или технического образования. Кроме этого, человек должен пройти курсы переподготовки в специализированном учебном центре по квалификации «Пожарная безопасность».

Основные законодательные акты, которые регламентируют вопросы безопасности от пожара

В первую очередь, требования норм пожарной безопасности к зданиям и их владельцам или эксплуатирующим организациям сформулированы в двух Федеральных законах: ФЗ №69-ФЗ от 21.12.1994 г. и ФЗ №184-ФЗ от 27.12.2002 г., которые называются, соответственно, «О пожарной безопасности» и «О техническом регулировании». В них даны основные понятия и термины, касающиеся рассматриваемой темы, а также указаны уполномоченные органы, занимающиеся регулированием данной сферы деятельности, и принципы, по которым они должны работать.

Более конкретную информацию, которая может потребоваться в реальной работе, предоставляет заинтересованным лицам Технический регламент о требованиях пожарной безопасности 123-ФЗ. Это уже третий по счету Федеральный закон, принятый законодателями по данному вопросу, что еще раз подчеркивает его важность и актуальность. Он содержит вполне конкретные и четко описанные требования к различным предприятиям, зданиям и помещениям, которые ими используются для осуществления своей деятельности.

Следует обязательно упомянуть и еще один немаловажный документ, а именно ГОСТ 12.1.004-91, разработанный еще в СССР, но по-прежнему актуальный до сих пор. Он содержит систему стандартов, которые связаны с обеспечением и соблюдением пожарной безопасности труда на предприятиях. При этом он, что вполне естественно, является обязательным для выполнения всеми хозяйствующими субъектами на территории РФ.

Указанные выше законодательные и нормативные документы, относятся к наиболее важным и основополагающим. В дополнение к ним разработаны различные многочисленные отраслевые рекомендации, объединенные в Свод правил, который еще более четко формулирует требования пожарной безопасности к помещениям и другим так называемым объектам защиты. Под этим общим определением понимается любое имущество или продукция, при эксплуатации или производстве которых следует обеспечить установленные законодательством условия обеспечения защиты от пожара и действия связанных с ним факторов (огня, дыма и т.д.)

Основные требования пожарной безопасности к организациям

Основные положения Технического регламента, содержащегося в ФЗ №123-ФЗ, показывают, что соответствие объекта требованиям пожарной безопасности возможно при соблюдении ряда обязательных условий.

Во-первых, любое сооружение или здание должно иметь специально разработанную систему, цель которой – обеспечение требуемого законодательными документами уровня защиты от действия огня и сопутствующих факторов. Она должна предусматривать в своем составе не только средства тушения пожара, но и мероприятия по предотвращению его возникновения, а также профилактике появления потенциально опасных ситуаций.

Во-вторых, здание или сооружение в случае пожара должно сохранять устойчивость и конструктивную целостность в течение определенного времени. Это является одним из важнейших вопросов, связанных с обеспечением защиты жизни и здоровья людей, которым должна быть предоставлена возможность покинуть горящий дом, офис или общественную постройку. Именно поэтому соблюдение нормативных требований пожарной безопасности к эвакуации всегда проверяется контролирующими органами в первую очередь.

В-третьих, при проектировании, строительстве, а затем и эксплуатации здания должны быть разработаны и реализованы меры, которые направлены на ограничение возникновения и дальнейшего распространения опасных и вредных факторов, проявляющихся при пожаре. На это обычно направлено действие систем тушения, сигнализации и оповещения, а также антизадымления.

Четвертым по очередности, но одним из наиболее важных, является требование, предъявляемое ко всем зданиям, о соблюдении мер по недопущению распространения огня на близлежащие сооружения. Его выполнение достигается соблюдением расстояния между постройками, а также возведением огнестойких и противопожарных преград, отделяющих одно здание от другого.

Еще одним актуальным и не всегда выполняемым в современных условиях обязательным условием является обязанность обеспечить доступ техники и личного состава сотрудников МЧС, прибывших для ликвидации пожара и его последствий. Очевидность такого требования не вызывает вопросов, однако, далеко не всегда соблюдается.

Перечисленными выше условиями обеспечения необходимого по закону уровня пожарной безопасности список содержащихся в Техническом регламенте (ФЗ №123-ФЗ) требований далеко не исчерпывается. Для более полного их изучения наиболее целесообразно пригласить специалистов, обладающих соответствующими профессиональными знаниями, навыками и опытом. Компания «ТРИО» окажет любую консультативную помощь в разработке различных инструкций по выполнению и соблюдению пожарной безопасности, а также организации и проведении необходимых испытаний оборудования и техники, проектировании и установке сигнализации и систем оповещения и тушения. Кроме того, может быть оказан весь комплекс услуг, связанных с защитой от огня, а также успешным прохождением проверок контролирующих органов.

Общие положения

Учреждения культуры и искусства при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования пожарной безопасности, утвержденные в соответствии с Правилами N 313, и введенные в действие Приказом Минкультуры России от 01.11.1994 N 736 Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации (ВППБ 13-01-94).

Наряду с этими Правилами следует руководствоваться стандартами, строительными нормами и другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности.

Перед открытием сезона все культурно-просветительные и зрелищные учреждения должны быть проверены на соответствие требованиям пожарной безопасности и приняты межведомственными комиссиями органов местного самоуправления (п. 148 Правил N 313).

Назовем первоочередные требования пожарной безопасности, которые нужно соблюдать учреждениям культуры и искусства:

  1. Наличие во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях табличек с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
  2. Наличие изданного руководителем учреждения распорядительного документа, устанавливающего соответствующий пожарной опасности противопожарный режим. В том числе необходимо:

а) определить и оборудовать места для курения;

б) определить места хранения и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

в) установить порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

г) определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

д) регламентировать:

  • порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;
  • порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;
  • действия работников при обнаружении пожара;

е) определить порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначить ответственных за их проведение.

  1. Вывесить план (схему) эвакуации людей (в зданиях и сооружениях при единовременном нахождении на этаже более 10 человек) в случае пожара. В музеях и картинных галереях должен быть разработан план эвакуации экспонатов и других ценностей, а в цирках и зоопарках — план эвакуации животных.
  2. Наличие системы (установки) оповещения людей о пожаре.
  3. Наличие инструкции, определяющей действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников (на объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек)).
  4. Содержание в исправном рабочем состоянии противопожарных систем и установок (противодымной защиты, средств пожарной автоматики, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, клапанов, других защитных устройств в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.), помещений, зданий и сооружений.

Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности

Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

В соответствии с п. 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 820, органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции:

  • организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности;
  • в соответствии с законодательством РФ проводят дознание по делам о пожарах и о нарушениях требований пожарной безопасности;
  • ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;
  • осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;
  • определяют должностных лиц органов государственного пожарного надзора для проведения мероприятий по осуществлению надзора;
  • осуществляют взаимодействие с учреждениями по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
  • рассматривают обращения и жалобы граждан и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Виды проверок. Пожарные инспекторы проводят как плановые, так и внеплановые проверки.

Плановыми называются проверки, которые устанавливаются ежегодным планом, утверждаемым руководителем регионального отделения государственного пожарного надзора. Причем проводить подобные мероприятия в пределах одного и того же учреждения разрешается не чаще чем один раз в три года (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») (далее — Федеральный закон N 294-ФЗ).

В соответствии с п. 8 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица.

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки противопожарной безопасности являются:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • поступление в органы пожарного надзора обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления из СМИ о возникновении угрозы причинения или причинении вреда жизни, здоровью граждан;
  • приказ (распоряжение) руководителя органа пожарного надзора, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ.

Плановая и внеплановая проверки могут проводиться в форме документарной и (или) выездной проверки (п. 11 ст. 9, п. 4 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ).

Мероприятие по контролю осуществляется на основании распоряжения (приказа) органов государственного пожарного надзора. Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ в данном документе, кроме указания его номера и даты, наименования органа пожарного надзора, фамилии, имени, отчества и должности лица (лиц), уполномоченных на проведение подобного мероприятия, и наименования проверяемой организации, должны быть определены цели, задачи и предмет, правовые основания проведения мероприятия, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке, а также дата начала и окончания.

Заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного пожарного надзора о проведении мероприятия по контролю предъявляется должностным лицом, его осуществляющим, руководителю или иному должностному лицу проверяемого учреждения одновременно со служебным удостоверением.

Предмет контроля. Поскольку требования по соблюдению пожарной безопасности определены Приказом N 313, именно на соответствие проведенных учреждением противопожарных мероприятий установленным требованиям и обращают внимание пожарные инспекторы.

Особое внимание при проверке уделяется количеству первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных рукавов и т.д.), исправности электрооборудования (проводки, розеток), наличию автоматической установки противопожарной защиты и пожарной сигнализации. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными. При этом на каждом огнетушителе должна быть соответствующая этикетка или бирка. Пожарные рукава следует укомплектовать соединительными головками и пожарным стволом, соединить с пожарным водопроводом. Количество и тип необходимых огнетушителей определяются согласно Правилам пожарной безопасности. Критерием служат площадь здания и материалы, которые могут загореться. Перечень помещений и оборудования, на которых должны быть автоматические установки пожаротушения (АУПТ) и пожарной сигнализации (АУПС), приведен в Правилах N 313. Подключение сигнализации и противопожарной установки в большинстве случаев требует больших затрат, но инспекторы проверяют их наличие очень тщательно. Противопожарные установки, огнетушители, электрооборудование (проводки, розетки и т.д.) должны быть исправными, огнетушители — проверенными.

Порядок оформления результатов контроля. После проведения проверки должностным лицом (лицами) органа государственного пожарного надзора составляется акт установленной формы в двух экземплярах (ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ). В нем указывается следующая обязательная информация: дата, время и место составления акта, наименование проверяющего органа пожарного надзора, дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), его осуществлявшего, наименование проверяемой организации, должность ее представителя, присутствовавшего при данном процессе, дата, время, продолжительность и место проведения.

В акте должны быть отражены полученные в ходе проведения контроля результаты, в том числе выявленные нарушения, их характер, лица, допустившие указанные нарушения. Наиболее частыми из них, приводящими к возникновению пожаров, являются:

  • нерабочее состояние или отсутствие на объектах систем пожарной автоматики;
  • некомплект или отсутствие первичных средств пожаротушения, неукомплектованность, нерабочее состояние внутреннего, наружного противопожарного водопроводов;
  • нарушение требований пожарной безопасности, правил устройства электроустановок при эксплуатации электрооборудования (не проводится замер сопротивления силовой и осветительной сетей, электропроводная продукция, розетки, выключатели прокладываются по сгораемому основанию, в качестве аппаратов защиты используются некалиброванные плавкие вставки, жилы электропроводов соединяются скруткой и т.д.);
  • курение в неустановленных местах, проведение огневых работ без оформления соответствующего наряда-допуска;
  • пользование электробытовыми приборами без подставок из негорящих материалов;
  • отсутствие надлежащей охраны объектов, несанкционированный доступ посторонних лиц;
  • загромождение проездов к зданиям и сооружениям.

Если представитель организации или лицо, присутствовавшее при ее проведении, отказывается ознакомиться с актом проверки, этот факт необходимо зафиксировать в данном акте.

Акт подписывается должностным лицом, проводившим контроль.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица, его заместителю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного пожарного надзора.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки учреждения нарушений в соблюдении обязательных требований противопожарной безопасности должностные лица органа государственного пожарного надзора в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны:

  • выдать юридическому лицу предписание об устранении нарушений с указанием сроков их устранения;
  • принять меры по контролю за устранением нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших данные нарушения, к ответственности.

К сведению. Юридические лица обязаны вести журнал учета проверок, который должен быть прошит, пронумерован и удостоверен. В нем должностным лицом органа государственного пожарного надзора производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного надзора, дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете данного мероприятия, о выявленных нарушениях, составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего (осуществивших) проверку, и его (их) подпись (п. п. 8, 9 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ).

Ответственность за нарушения пожарной безопасности

Персональная ответственность за соблюдение пожарной безопасности возлагается на руководителя организации (ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»), а также на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушения Правил пожарной безопасности должностные лица подвергаются дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Административная ответственность. Административная ответственность может реализоваться как правами надзорных органов, так и в судебном порядке в соответствии со статьями КоАП РФ. Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан — в размере от 500 до 1000 руб., на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб., на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа: на граждан — в размере от 1000 до 1500 руб., на должностных лиц — от 2000 до 3000 руб., на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 руб. (п. п. 1, 2 ст. 20.4 КоАП РФ).

Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа: на граждан — в размере от 1500 до 2000 руб., на должностных лиц — от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб. (п. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленным для пожарных машин и техники, влечет наложение административного штрафа: на граждан — в размере от 300 до 500 руб., на должностных лиц — от 500 до 1000 руб., на юридических лиц — от 5000 до 10 000 руб. (п. 6 ст. 20.4 КоАП РФ).

За неисполнение предписаний инспекторов предусмотрен штраф (п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ): для граждан — в размере от 300 до 500 руб., для должностных лиц — от 1000 до 2000 руб., для юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб.

Уголовная ответственность. За нарушение Правил пожарной безопасности, которое по неосторожности повлекло тяжкий вред здоровью человека, виновное лицо несет ответственность: минимальную — штраф до 80 000 руб., максимальную — до трех лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности (п. 1 ст. 219 УК РФ). Если же нарушения данных правил повлекли по неосторожности смерть человека или двух и более людей, то виновник может лишиться свободы на срок до пяти или семи лет соответственно (п. п. 2, 3 ст. 219 УК РФ).

Расходы по установке системы противопожарной сигнализации

Одной из основных профилактических мер по предупреждению пожаров является установка приборов и аппаратуры противопожарной сигнализации (далее — система противопожарной сигнализации). В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее — Классификатор), приборы и аппаратура систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации относятся к основным средствам, поименованным под кодом 14 3319000. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее — Постановление Правительства РФ N 1) относит систему противопожарной сигнализации к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет.

Монтаж пожарной сигнализации осуществляет сторонняя организация, имеющая лицензию на проведение подобного рода работ, с которой заключается договор. От предмета договора зависит порядок отражения операций по установке системы противопожарной сигнализации в бюджетном учете. Рассмотрим два возможных варианта выполнения вышеуказанных работ.

Предметом договора является только оказание услуг по установке системы противопожарной сигнализации. При этом варианте учреждение производит затраты по приобретению приборов и аппаратуры системы противопожарной сигнализации и оплате услуг по ее установке, то есть в рамках одного договора приобретается оборудование, а по другому договору оказываются услуги по его монтажу.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н, при приобретении оборудования учреждение производит его оплату по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. Оплата услуг по наладке системы пожаротушения относится на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Согласно п. 11 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости, которая, в свою очередь, представляет собой сумму фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств, все затраты по приобретению и установке системы противопожарной сигнализации включаются в ее первоначальную стоимость и изначально собираются на счете 106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства».

К бюджетному учету система пожарной сигнализации принимается в качестве объекта основных средств по сформированной первоначальной стоимости.

Рассмотрим порядок отражения в бюджетном учете затрат по приобретению и установке системы пожарной сигнализации на примерах.

Пример 1. За счет бюджетных средств учреждением приобретена аппаратура для установки системы противопожарной сигнализации стоимостью 78 000 руб. и заключен договор со специализированной организацией на ее монтаж на сумму 82 000 руб. По окончании монтажа участниками договора подписан акт оказанных услуг.

В бюджетном учете учреждения данная операция будет отражена следующими проводками:

Проверка пожарной безопасности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *