Проверка по НДС

Содержание

Если НДС к возмещению — будет ли проверка

Обновление: 14 октября 2019 г.

Если по итогам квартала сумма налоговых вычетов по НДС превысит исчисленную сумму налога, то полученную разницу организация вправе возместить из бюджета (п. 2 ст. 173 НК РФ). Если НДС к возмещению, будет ли проверка? Да. Проверка возмещения НДС прямо предусмотрена Налоговым кодексом РФ. При получении налоговым органом декларации по НДС, в которой сумма налога заявлена к возмещению, инспектор обязан провести камеральную проверку (подп. 2 п. 1.1 ст. 88 НК РФ).

Процедура камеральной налоговой проверки при возмещении НДС

Камеральная проверка проводится налоговым инспектором без какого-либо специального решения руководителя ИФНС на территории инспекции (п. 1, п. 2 ст. 88 НК РФ). При проведении камеральной проверки декларации по НДС налоговая инспекция вправе затребовать у организации счета-фактуры, договоры и другие первичные документы, подтверждающие заявленную сумму налога к возмещению (п. 8.1 ст. 88, п. 1 ст. 93 НК РФ). Также налоговики вправе произвести осмотр территорий, помещений и имущества проверяемой компании (п. 1 ст. 92 НК РФ).

Представить затребованные документы проверяющим организация должна в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 93 НК РФ). Документы можно представить в виде копий, заверенных подписью руководителя и печатью компании. Также можно направить документы в электронном виде, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Если руководитель организации понимает, что представить затребованные документы в установленный срок компания не сможет, то необходимо направить проверяющим уведомление о невозможности представить документы в указанные сроки. В уведомление необходимо будет указать причины нарушения сроков представления документов и новый срок исполнения требования ИФНС. Подать такое уведомление нужно не позднее дня, следующего за днем получения требования, по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.04.2019 N ММВ-7-2/204@ (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Возмещение НДС: сроки камеральной проверки

Срок проведения камеральной проверки налоговой декларации по НДС и документов, подтверждающих возмещение налога, составляет 2 месяца (а для иностранной компании, состоящей на учете в ИФНС согласно п. 4.6 ст. 83 НК РФ, – 6 месяцев). Срок проверки исчисляется начиная со дня получения налоговой инспекцией декларации по НДС (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Если до окончания проверки инспектором будут выявлены признаки возможного нарушения налогового законодательства РФ, срок камеральной проверки может быть увеличен до 3-х месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Возмещение НДС: результат камеральной проверки

Если в ходе камеральной проверки по НДС нарушения налогового законодательства РФ выявлены не будут, то в течение 7 рабочих дней после окончания проверки инспекция принимает решение о возмещении НДС, а также решение о зачете (возврате) суммы налога (п. 6 ст. 6.1, п. 2, п. 7 ст. 176 НК РФ).

При выявлении в ходе камеральной проверки нарушений законодательства о налогах инспектором составляется акт в течение 10 рабочих дней после окончания налоговой проверки (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 100 НК РФ). Далее, в течение 5 рабочих дней со дня составления акта проверки, экземпляр акта должен быть передан в организацию (п. 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 100 НК РФ).

Обжаловать результат камеральной проверки компания вправе, направив свои возражения проверяющим в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 100 НК РФ).

Любой бухгалтер в нашей стране, кто сдает декларацию по НДС, знает, что срок камеральной проверки по этим декларациям сократился с трех до двух месяцев. Федеральный закон № 302-ФЗ внес эти изменения в п.2 ст. 88 НК РФ в августе 2018 года. Но законодатели предусмотрели продления срока камералки до привычных трех месяцев, если в ходе проверки декларации по НДС налоговики заподозрят правонарушение. Решение о продлении принимает руководитель налогового органа или его заместитель.

Как компания узнает о том, что камералка продлена еще на месяц — до или после основной проверки? Имеют ли законную силу все доказательства, которые найдут налоговики, если инспекторы нарушили процедуру продления проверки? Как оспорить результаты такой проверки?

Претензий к декларации нет

По общему правилу, если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса (п. 5 ст. 88 НК). В такой ситуации проверяющие должны оформить акт в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Налогоплательщик, который сдал декларацию по НДС, и спустя 2 месяца и 10 рабочих дней (п. 6 ст. 6.1 НК РФ) не получил акт налоговой проверки может смело рассчитывать на то, что налоговым органом не выявлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, до истечения двух месяцев после представления декларации по НДС налогоплательщик должен получить:

— либо акт проверки (п. 5 ст. 88 НК),

— либо решение о продлении сроков проверки до 3х месяцев при наличии признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах (абз. 5 пункта 2 статьи 88 НК),

— либо ничего, т.е. «молчание будет ему ответ».

Как сообщат о продлении: до или после

Должны ли инспекторы уведомить налогоплательщика о продлении проверки? Минфин считает, что нет (письмо от 02.10.18 № 03-02-07/1/70615), также эта обязанность не предусмотрена Налоговым кодексом. Однако, есть Письмо ФНС России от 07.11.2018 N ЕД-4-15/21688@ «О направлении рекомендуемых форм», где форма решения о продлении срока проведения камеральной проверки утверждена.

В этой ситуации для налогоплательщика возникает принципиальный вопрос: когда руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки (до истечения двухмесячного срока проверки или после) и, соответственно, ознакомить с ним налогоплательщика.

Давайте разберемся. В ст. 88 НК РФ п. 2 абз.5 сказано: «в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах…».

Иными словами, сама проверка должна быть проведена в срок 2 месяца, а если выявлены признаки нарушения, то выносится решение с продлением проверки до трёх месяцев. Но решение должно быть вынесено не позднее двух месяцев с момента представления декларации по НДС. Получается, что в этот же срок (2 месяца) налогоплательщик должен быть ознакомлен с принятым решением о продлении проверки. Таким образом, решения о продлении принятые после окончания камеральной налоговой проверки, т.е. за пределами 2-х месячного срока, не должны иметь никакой юридической силы и не могут влиять на права и законные интересы налогоплательщика.

Однако, совершенно очевидно, что налоговый орган не допустит формального принятия решения о продлении камеральной проверки за пределами 2-месячного срока. На практике ситуация, скорее всего, сложится так: проверка будет продолжаться и после истечения двух месяцев (направление требований и ожидание ответов по встречкам), а когда доказательственная база будет получена, то «задним числом» будет оформлено решение о продлении.

Как оспорить?

Применение законодателем в абз. 5 пункта 2 статьи 88 НК предлога «ДО» говорит о пресекательном сроке принятия решения о продлении срока камеральной проверки декларации по НДС. То есть принятие решения и уведомление налогоплательщика о принятом решении ПОСЛЕ окончания камеральной налоговой проверки декларации по НДС (по истечении 2х месяцев) будет являться злоупотреблением налоговых органов.

На сегодняшний день не сформировано судебной практики по изменениям в НК РФ, связанным с сокращением/продлением сроков проведения камеральных проверок, поэтому предлагаю налогоплательщику ориентироваться на следующий алгоритм действий.

1) Решение, принятое по акту камеральной проверки декларации по НДС, которая проведена с нарушением срока окончания налоговой проверки и налогоплательщик не был уведомлен до её окончания о продлении срока проверки, может быть обжаловано в суд.

2) Доказательства, полученные налоговым органом после окончания срока проверки, не могут быть признаны допустимыми по правилам АПК РФ, поскольку они будут получены с нарушением федерального закона (ч.3 ст. 64 АПК РФ). Однако, налогоплательщику стоит учесть, что нельзя сводить всё обжалование к нарушению налоговым органом процессуальных сроков. Нужно использовать и другие аргументы правильности исчисления и уплаты (возмещения) НДС, приводить контраргументы по существу изложенных в акте проверки обстоятельств.

Правовая позиция налогоплательщика должна быть выражена в возражениях на акт проверки, а также обжалована в вышестоящий налоговый орган и в суд. Затягивать с данным аргументом до суда не стоит, т.к. положительное для налогоплательщика решение может быть принято на более ранней, а, следовательно, менее затратной стадии обжалования.

Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2019 году

Камеральная налоговая проверка по НДС: определение и предмет

Срок камеральной проверки по НДС и подачи декларации по НДС

Форма декларации по НДС

Ответственность за нарушение формы подачи декларации

Получение электронных документов от налоговой нужно подтвердить

Когда налоговики могут истребовать документы

Камеральная проверка НДС: территорию — к осмотру!

Налоговый мониторинг и камеральная проверка НДС: точки соприкосновения

Итоги

Камеральная налоговая проверка по НДС: определение и предмет

Камеральная проверка налоговой декларации по НДС — это форма контроля. С ее помощью представители налоговой службы выявляют расхождения и ошибки в отчетности, представляемой плательщиком соответствующего налога (ст. 82, 87 НК РФ).

Проводится такая проверка на территории налогового органа, в общем случае посещение офиса проверяемой компании не предусмотрено (ст. 88 НК РФ). При необходимости документы и пояснения запрашиваются через телекоммуникационные каналы связи (ТКС). В тоже время с 01.01.2015 у налоговиков появилось право в ходе камеральной проверки проводить осмотр помещений налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка по НДС — это проверка информации, которую представил налогоплательщик в виде декларации. Последняя выступает предметом проверки.

Срок, отпущенный на проведение необходимых процедур, составляет 3 месяца (ст. 88 НК РФ). Отсчитываться срок камеральной проверки по НДС начинает с даты (дня), когда декларация была получена налоговой службой.

С 01.07.2017 для добросовестных налогоплательщиков срок камеральной проверки декларации по НДС с суммой налога к возмещению может быть сокращен с 3 до 2 месяцев. Подробнее об этом расскажем в следующем разделе нашего материала.

Срок камеральной проверки по НДС и подачи декларации по НДС

Крайний срок подачи декларации по НДС — 25 число месяца, наступившего за налоговым периодом, который истек (п. 5 ст. 174 НК РФ).

При этом срок камеральной проверки декларации по НДС составляет 3 месяца со дня представления налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Проверка может быть завершена досрочно. Подробнее об этом см. в материале «Досрочное завершение камералки по возмещению НДС — в рамках закона».

С июля 2017 года камеральная проверка декларации по НДС с суммой налога к возмещению может сокращаться до 2 месяцев (письмо ФНС «Об ускоренном возмещении НДС добросовестным налогоплательщикам» от 13.07.2017 № ММВ-20-15/112@).

Налоговикам предписано завершать камеральные проверки по истечении 2 месяцев со дня представления декларации по НДС при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в декларации отсутствуют противоречия, и содержащиеся в ней сведения соответствуют сведениям об операциях, представленным другими налогоплательщиками (либо не устраненные расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога к уплате в бюджет);
  • отсутствуют признаки нарушений налогового законодательства, приводящие к занижению налога к уплате (либо завышению заявленного к возмещению налога), и информация, свидетельствующая о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

При этом налогоплательщик должен соответствовать одному из условий, перечисленных в п. 1 письма ФНС № ММВ-20-15/112@.

С особенностями камеральной проверки к возмещению вас познакомит публикация.

Форма декларации по НДС

Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ утверждены:

  • форма декларации;
  • порядок ее заполнения;
  • формат представления отчетности в налоговые органы.

Узнать детальнее о составе декларации, скачать ее бланк и образец вы можете из материалов рубрики «Какой порядок заполнения декларации по НДС (пример, инструкция и правила)».

Если фирма начисляет НДС, а затем предъявляет налог к вычету, ей придется указать соответствующие данные о счетах-фактурах, которые явились основанием для расчетов. Для этого в декларации предусмотрены разделы для отражения данных из книги покупок, книги продаж, журнала учета счетов-фактур.

Кто сейчас обязан заполнять журнал учета счетов-фактур, узнайте .

В настоящее время налоговые инспекторы получили возможность сравнивать данные, отраженные в книге продаж и книге покупок фирмы-продавца и фирмы-покупателя. Это позволяет выявлять в ходе камеральной проверки по НДС недобросовестных лиц, которые налоги в бюджет не платят, но претендуют на получение вычета по НДС.

Ответственность за нарушение формы подачи декларации

Большинство плательщиков НДС обязаны подавать декларацию в электронном виде. Если же вместо электронной декларации будет представлена бумажная, организацию ждет штраф.

В п. 5 ст. 174 НК РФ сказано, что декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не является представленной. В результате и последствия стали серьезнее: штраф вырос, возможно и привлечение к административной ответственности.

Подробнее об ответственности см. в нашем материале «Какова ответственность за опоздание с декларацией?».

Кроме этого, счет вашей организации могут заблокировать (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Подробнее о приостановлении операций по счетам см. в нашем материале «Опоздали с декларацией? Готовьтесь к блокировке счета».

Получение электронных документов от налоговой нужно подтвердить

В п. 5.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ сказано, что каждый налогоплательщик, пересылающий в налоговую службу электронную декларацию, обязан обеспечить получение от инспекции в электронной форме по ТКС документов, высылаемых налоговой в ходе контроля. Что же может затребовать ваша налоговая инспекция? Здесь подразумевается:

  • уведомление о вызове налогоплательщика (ст. 31 НК РФ);
  • требование о представлении пояснений (ст. 88 НК РФ)/документов в отношении поданной отчетности (ст. 93 и 93.1 НК РФ).

Список могут дополнять и другие документы, необходимые для проведения камеральной проверки.

Когда уведомление или требование получено, налогоплательщик обязательно отправляет в налоговую службу квитанцию, подтверждающую прием. На это законодательством отводится не более 6 суток от даты, когда налоговики запросили документацию или пояснения по отчетности.

См. «Формализованный ответ на требование налоговой по НДС – нюансы».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Неисполнение обязанности по передаче означенной квитанции будет иметь серьезные последствия (ст. 76 НК РФ). Так, налоговая служба наделена правом заморозить все операции по счетам фирмы-нарушителя — от банковских операций до переводов денег по электронным каналам.

Отмена такого решения возможна на основании ст. 76 НК РФ. Разблокировка замороженных счетов производится при условии, что налогоплательщик:

  • передал квитанцию, подтверждающую прием документов, которые были направлены налоговой инспекцией;
  • представил документы/пояснения, затребованные изначально налоговым органом.

Тогда отмена постановления о блокировке счета должна произойти не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из указанных дат.

Когда налоговики могут истребовать документы

Налоговые органы имеют право требовать в ходе камеральной проверки представления налогоплательщиком счетов-фактур, первичных и иных документов, относящихся к операциям, отраженным в поданной декларации (ст. 88 НК РФ). Ниже перечислены случаи, когда данное право подлежит реализации:

  1. Если данные, представленные двумя разными налогоплательщиками по одной и той же операции, не соответствуют друг другу.
  2. Если информация, указанная в декларации, не соответствует данным из журнала учета счетов-фактур.
  3. Если в поданной декларации выявлены противоречия.

ВАЖНО! Намерение истребовать документацию у налогоплательщика должно иметь под собой веские основания. То есть выявленные фискальной службой «неровности» в отчетности должны говорить о стремлении налогоплательщика занизить размер суммы налога к уплате и попытке завысить размер возмещения из бюджета.

О том, какие моменты могут влиять на возникновение вопросов при проверке, читайте в материале «Налоговики обобщают ошибки: проверьте свою декларацию по НДС».

Любые пояснения по НДС налоговики принимают только в электронном виде. Узнайте об этом .

Камеральная проверка НДС: территорию — к осмотру!

У представителей налоговой службы в ходе камеральной проверки есть право проводить осмотр территорий организации, занимаемых ею помещений, а также иного имущества (ст. 92 НК РФ).

См. также наш материал «Осмотр: правила проведения и оформления результатов».

То есть камеральная проверка НДС — это работа, проводимая фискалами не только в пределах рабочего кабинета, но и на территории налогоплательщика.

Осмотр возможен не только у проверяемого лица, но и у его контрагентов. См. материал «При проверке контрагента осмотр могут провести у вас».

Когда допускается проведение осмотра? Осмотр возможен в следующих случаях (п. 1 ст. 92, п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ):

  • представление декларации, в которой заявлена к возмещению сумма НДС;
  • выявление противоречий и несоответствий, которые дают основания считать, что хозяйствующий субъект пытается занизить размер налога к уплате или завысить сумму налога к возмещению.

Постановление контролирующего лица, проводящего проверку, — достаточное основание для осмотра территорий, помещений и иного имущества юридического лица. При этом оно должно обладать следующими признаками:

  • во-первых, иметь мотивацию;
  • во-вторых, быть утвержденным руководителем налогового органа либо же его заместителем.

В полной мере соответствующее этим требованиям постановление является основанием для доступа фискальной службы на территорию/в помещения проверяемой компании. Кроме того, представители налоговой службы обязаны иметь служебные удостоверения.

Налоговый мониторинг и камеральная проверка НДС: точки соприкосновения

Начиная с 2015 года некоторых налогоплательщиков может заинтересовать новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг.

Кому доступен налоговый мониторинг, см. в материале «С 01.01.2015 крупных налогоплательщиков смогут «мониторить»».

Предметом налогового мониторинга выступает правильность расчета налогов, а также соблюдение сроков их уплаты в бюджет, в частности это касается и проверки НДС (ст. 105.26 НК РФ).

Налоговики не имеют права проводить камеральные (кстати, и выездные тоже) проверки в рамках временного периода, который подпал под мониторинг.

Правда, законодатель предусмотрел для этого правила несколько исключений. Например, если в периоде, подвергнутом мониторингу, представители налоговой инспекции выявят, что сумма налога, которая должна бы поступить в бюджет, не соответствует той, которую указало предприятие в своей декларации, проверка будет проведена обязательно.

Заметим, что налоговый мониторинг может быть проведен исключительно добровольно. Обязательным основанием для него выступает решение, принятое по факту рассмотрения заявления, поданного организацией, инициирующей его проведение. Более того, это не единственное, что потребуется. Заявление нужно дополнить определенными документами и сообщить об организации ряд данных.

В приказе ФНС от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ утверждены новые формы документов, используемые при проведении налогового мониторинга. Узнайте о них по .

Итоги

Камеральная проверка декларации по НДС проводится в налоговой инспекции. При необходимости инспекторы могут запросить документы или прийти к налогоплательщику для осмотра помещений и территорий.

Срок камеральной проверки декларации по НДС в общем случае составляет 3 месяца. Этот срок может быть сокращен до 2 месяцев, если в декларации заявлен НДС к возмещению из бюджета и заявитель, по данным налоговиков, является добросовестным налогоплательщиком.

Камеральная налоговая проверка по НДС проводится специалистами ФНС на основании положений НК РФ. Эта форма мониторинга представляет собой невыездной контроль расчетов налогоплательщиков с бюджетом и проверку корректности, полноты данных отчетности. Если по итогам такой сверки у налоговиков появляются сомнения в достоверности сведений, они имеют право истребовать дополнительные документы.

Камеральная проверка по НДС: основные моменты

Порядок реализации камеральных проверок фискальными органами прописан в ст. 88 НК РФ. Изучение отчетности осуществляется специалистами ФНС без выезда на территорию налогоплательщика, то есть по месту нахождения конкретного подразделения налогового органа. Объектом исследования становится поданная субъектом хозяйствования декларация, которая анализируется с учетом информации о деятельности предприятия или ИП, имеющейся у ФНС из других источников.

Камеральная проверка декларации по НДС не проводится за те периоды, которые попали под налоговый мониторинг. Это правило не работает только в тех случаях, когда в декларационной форме налогоплательщик обозначает сумму НДС к возмещению или мониторинг был досрочно прекращен, а также в ситуациях с поступлением в ФНС уточненной декларации.

Для начала камеральной проверки не требуются специальные разрешения, для этого достаточно факта поступления в ФНС декларации по НДС. Срок камеральной проверки по НДС равен 2 месяцам с момента представления декларации налогоплательщиком. То есть при получении налоговым органом декларации у сотрудников ФНС есть 60 календарных дней для проведения камеральной сверки данных из декларации. Если налогоплательщиком является иностранная организация, сроки камеральной проверки по НДС 2019 в этом случае будут более продолжительными – 6 месяцев с момента представления отчетного документа.

Если налогоплательщик просрочил сдачу декларации по НДС, проверка может быть проведена по данным, имеющимся в распоряжении ФНС в текущий момент. Анализироваться в этой ситуации будет информация о налогоплательщике, сведения из деклараций контрагентов, в которых упоминается конкретный субъект хозяйствования. Сроки камеральной проверки декларации по НДС равны 2 и 6 месяцам, но отсчет может вестись двум способами:

  • отсчет периода проверки с момента представления декларационной формы;

  • отсчет от даты завершения отчетной кампании, то есть 2 месяца отсчитывается со дня истечения срока сдачи декларации (в случае, если декларация не была подана в срок).

Если в период проведения камеральной проверки налогоплательщик сдает другую декларацию по НДС, начатая сверка заканчивается, по факту поступления последнего варианта отчета инициируется новая проверка, которая продлится 2 месяца (или полгода), но отсчет будет вестись от даты поступления последней отчетности.

Если камеральная проверка налоговых деклараций по НДС не вывила нарушений, никакие акты по факту сверки не составляются, налогоплательщик о реализованных мероприятиях не уведомляется. Но в случае выявления признаков, указывающих на нарушение норм НК РФ, специалисты ФНС вправе инициировать продление проверки. Для этого должно быть оформлено решение руководителя налогового органа (или заместителя руководителя). Максимальный период пролонгации проверки составляет 1 месяц, то есть с даты поступления декларации в ФНС по день завершения проверки может пройти не более 3 месяцев.

При выявлении в декларации противоречий, ошибок, неточностей специалисты ФНС могут запросить у налогоплательщика пояснения. Отреагировать на такой запрос надо в 5-тидневный срок. Налогоплательщик в этой ситуации при отсутствии ошибок может ограничиться пояснениями по декларации, их можно подкрепить копиями оправдательных документов, при подтверждении ошибки необходимо внести изменения в декларацию. Пояснения потребуются и при подаче уточненной декларации, в которой сумма обязательств меньше, чем размер налога к уплате в первичном отчете. Пояснительные формуляры подаются в электронном виде через ТКС.

Если камеральная проверка НДС 2019 выявит нарушение налогового законодательства, по итогам такого мониторинга составляется акт. При проверке декларации, в которой заявлен НДС к возмещению, специалисты ФНС вправе оформлять запрос на представление дополнительных документов, которыми налогоплательщик может подтвердить свое право на применение налогового вычета. У иностранных организаций ФНС может истребовать документы, удостоверяющие факт оказания услуг на территории РФ. При этом по каждому информационному запросу от налоговиков субъекты хозяйствования должны оформлять подтверждения о получении.

Методы, доступные специалисту ФНС в ходе камеральной проверки:

  • истребование пояснений;

  • запрос документов;

  • запрос информации у контрагентов;

  • допрос свидетелей;

  • инициирование экспертизы;

  • привлечение к проверке переводчиков;

  • осмотр территории субъекта хозяйствования и отдельных предметов с согласия налогоплательщика.

Целью проверки является обнаружение несоответствий по операциям у контрагентов, неточностей между данными в декларации и в счетах-фактурах. Проверка может выявить фиктивные сделки.

КНП декларации по НДС – что это

Декларации по НДС подаются в ФНС только в электронном формате. Данные о проведенных камеральных проверках этих отчетов также оформляются в электронном виде. Вся информация систематизируется в базе данных ПИК (программно-информационный комплекс) «НДС». «НДС_КНП» представляет собой модуль этой программы, который состоит из информации, собранной на трех уровнях инфоресурсов – местного, регионального и федерального значения. Сведения берутся из деклараций по НДС, сервиса «камеральные налоговые проверки», журналов учета по зачетам, возвратам, досудебным урегулированиям спорных ситуаций. Регламент работы указанной программы представлен в Письме ФНС от 05.05.2014 г. № ЕД-4-15/8603.

Что такое камеральная проверка и для чего она нужна

Камеральная проверка необходима для выявления любого рода ошибок и расхождений в представляемой организациями отчетности. Как правило, осуществляется она на территории налогового органа, а все необходимые бумаги и пояснения, если они потребуются, могут быть запрошены у компании дистанционно через каналы связи.

Непосредственным предметом проверки является налоговая декларация по НДС, где компании указывают всю необходимую для исчисления и уплаты налога информацию. Проверка начинается без специального решения начальства налоговой, по каждой сданной декларации. Никакого уведомления о начале проверочных мероприятий компании не получают. Обратной связи от ИФНС следует ждать только в случае выявления недочетов.

Читайте нас в Яндекс.Дзен Яндекс.Дзен

Проверка начинается после получения ИФНС декларации. При необходимости компания или ИП направляют в налоговую (и по ее требованию) копии всех необходимых бумаг. Каждый документ должен иметь печать и подпись руководителя организации. Копии должны быть заверены и иметь штамп «Копия верна». После проверки все копии остаются в налоговой.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С января 2015 года налоговая служба получила право не только на проверку документации предприятий в ходе камералки, но и на осмотр помещений налогоплательщиков в ходе проводимой проверки.

Таким образом, камеральная проверка — это проверка достоверности и правильности информации, которую отражают в своей отчетности компании. Она проводится для того, чтобы убедиться, что НДС был рассчитан, начислен и возмещен правильно.

Проведение камеральной проверки: что для этого потребуется

Согласно приказу ФНС РФ «Об утверждении формы налоговой декларации по НДС…» от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ была разработана типовая форма декларации, а также правила, которых нужно придерживаться при ее заполнении и подаче. Именно эта форма, представленная налогоплательщиком в ИФНС, и является стартом для проверки.

Что касается документов, то здесь у предприятия могут быть затребованы любые бумаги, которые прямо или косвенно относятся к операциям и данным, указанным в подаваемой декларации. Запрос от налоговой может поступать в следующих случаях:

  • отличаются данные у разных налогоплательщиков по одной и той же операции;
  • сведения в декларации не совпадают с информацией в счетах-фактурах;
  • по прошествии двух лет после срока сдачи сдана уточненка, при этом сумма налога в ней меньше;
  • декларация сдается иностранной фирмой, оказывающей услуги в электронной форме физическим лицам;
  • выявлены прочие несоответствия.

Причины для истребования соответствующих документов должны быть вескими. Это может быть вывод налоговиков о том, что компания хотела уплатить налог в меньшем размере, чем должна была по закону. Или же установлено, что сумму возмещения из госбюджета намеренно пытаются завысить. Налоговая может и не запрашивать документы, если они уже были ею получены в ходе проверок ранее.

Всё, что потребуется от компании для проведения камеральной проверки по НДС, — это сдача налоговой декларации вовремя, а также представление ИФНС при необходимости всех документов, которые смогут подтвердить данные, внесенные в декларацию.

Изменения в порядке проведения камералки с 03.09.2018

Права предприятий на подачу документов для проверок были уточнены (п. 5 ст. 93 НК РФ). Теперь налоговики не ограничены в повторном требовании документов. Но если сообщить в ИНФС, что бумаги были поданы ранее, реквизиты таких бумаг и название инспекции, в которую они были поданы в прошлый раз, то повторно документы можно и не сдавать. Уведомить в таком случае ИНФС необходимо на следующий же день после дня получения запроса инспектора на подачу повторных документов. Сделать это можно либо в бумажной форме (в канцелярию инспекции), либо в электронной форме, используя при этом средства связи или личный кабинет на сайте ФНС.

Утвержден новый документ — дополнение к акту проверки (п. 6.1 ст. 101 НК РФ). Данный акт подводит итоги дополнительных контрольных мероприятий. К акту проверки инспекции разрешено указать осуществленные мероприятия по контролю, привести доказательства о нарушениях (отсутствие и наличие), внести предложения по исправлению недочетов и нарушений, а также прописать ссылки на статьи о санкциях, если они были применены к компании. Акт должен быть заверен инспектором, который осуществлял дополнительные контрольные мероприятия. На составление такого документа налоговикам дается 15 дней, а на передачу после его оформления — 5 дней. Предприятие должно подтвердить получение дополнения к акту (например, распиской). В случае если возникли какие-либо возражения, то о них можно заявить письменно в 15-дневный срок.

ВНИМАНИЕ! Уклониться от получения дополнения к акту не получится, ведь при отказе принимать документ в него будет занесена соответствующая запись, а сама бумага отправится в организацию заказным письмом. По истечении 6 дней дополнение к акту считается полученным предприятием или ИП.

Таким образом, выявленные при проверке декларации нарушения фиксируются в акте и в дополнении к акту и должны быть в обязательном порядке устранены. Уклониться от исправления ошибок и корректировки данных никак не получится.

Сроки для проверки налоговой декларации

Срок проверки декларации по НДС может составлять от 2 до 3 месяцев. Это зависит от степени «добросовестности» и «прозрачности среды», в которой работает налогоплательщик. В зависимости от этого индивидуально определяется категория налогового риска, допускающая (или не допускающая) сокращение сроков камеральной проверки до 2 месяцев.

Критерии отнесения плательщика к тем, для кого срок камералки, в том числе на возмещение НДС из бюджета, составляет 2 месяца, устанавливаются самой ФНС. Фактическое отнесение подавшего декларацию к той или иной категории налогового риска происходит с помощью системы АСК НДС-2 (письмо ФНС России от 13.07.2017 № ММВ-20-15/112@).

С 03 09. 2018 согласно п. 2 ст. 88 НК РФ в редакции закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ сокращен срок камеральной проверки декларации по НДС с 3 до 2 месяцев. Здесь стоит отметить также и то, что при обнаружении каких-либо случаев нарушения налогового законодательства срок может быть увеличен до 3 месяцев. Основанием для увеличения срока проверки может послужить решение непосредственного руководителя налогового органа или его заместителя. Нововведения будут распространяться только на те декларации, которые поданы на проверку после 3 сентября 2018 года, то есть ориентироваться на новые сроки налоговая обязана уже при проверке деклараций за третий квартал.

Что делать, если налоговая прислала акт камеральной проверки

При отсутствии каких-либо претензий у налоговой компании не требуется совершать никаких дальнейших действий. Документов по итогам проверки в таком случае также ждать не стоит. А вот если у налоговиков возникли вопросы, то после окончания аудита будет составлен акт камеральной налоговой проверки (также может быть составлено и дополнение к акту). Документы передадут организации в течение нескольких рабочих дней. Если компания не согласна с фактами в данном акте, то она может направить в ИФНС свои возражения. Все полученные возражения налоговая должна рассмотреть за 10 рабочих дней. Если же с возражениями фирма согласна, то необходимо просто сдать уточненную декларацию.

ВНИМАНИЕ! От продолжительности проверки зависит срок возмещения НДС. Теперь, со вступившим в силу закона о сокращении сроков проверки, зачесть налог или вернуть его (по ст. 176 НК РФ) получится быстрее. НДС к возмещению возникает, когда по итогу квартала вычеты по налогам оказались больше начислений (п. 2 ст. 173 НК). Чтобы возместить НДС в таком случае, к декларации нужно приложить заявление на зачет или возврат.

Таким образом, конкретный срок, который займет проверка, установить трудно. Всё будет зависеть от того, возникнут ли какие-либо вопросы у инспекторов или нет, потребуются ли какие-то документы для уточнения информации и прочие сведения. Минимальный период на проверку составляет 2 месяца.

Результаты камеральной проверки и дальнейшие действия организации

Декларация по НДС всегда подвергается камеральной проверке ИФНС. События при проведении такого аудита могут развиваться по двум сценариям и привести к следующим результатам:

  • У налоговиков не возникло никаких вопросов, всё прошло гладко; срок камеральной проверки декларации по НДС, который потребовался налоговой для проверки, был максимально коротким.
  • Налоговая потребовала у компании пояснения по тем или иным данным в декларации, которые вызвали сомнения, а также появилась необходимость внесения каких-либо исправлений в декларацию (нужно представить уточненку). Срок проведения камеральной налоговой проверки по НДС в таком случае может растянуться на 3 месяца.

Важно, что затребовать у компании пояснения или обязать представить уточненку налоговая может только в случае, если были обнаружены ошибки, противоречия в представленных документах или несоответствия данных, содержащихся в декларации, и данных, которые получила ИФНС в ходе проверки (п. 3 п. 6 ст. 88 НК РФ).

Потребовать пояснений и внесения исправлений в декларацию налоговая может при наличии операций, по которым действует особая ставка (например, 0%) или применяется льгота, а также если сумма налога в уточненке меньше, чем сумма, указанная в первоначальной декларации. Сокращение срока камеральной проверки НДС в таком случае маловероятно. Для предоставления пояснений в письменном виде бухгалтеру предприятия дается 5 рабочих дней. Это можно сделать в свободной форме.

***

Итоги камеральной проверки могут привести компанию к сдаче уточненной декларации и растянуться на 3 месяца либо же вообще не иметь никаких последствий и занять минимум времени — 2 месяца. Проверка состоится в любом случае, и то, как она закончится, во многом зависит от правильности предоставленной информации.

Тематические налоговые проверки и чем они опасны для бизнеса

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Политика обработки персональных данных (далее – Политика) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152).
1.2. Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в ООО Адвокатская Коллегия “Налоговые адвокаты” (далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.3. В Политике используются следующие основные понятия:
— автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
— блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
— информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
— обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
— обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
— оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
— персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
— предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
— распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
— трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
— уничтожение персональных данных — действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
1.4. Компания обязана опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ152.
2. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. Принципы обработки персональных данных
2.1.1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:
— законности и справедливой основы;
— ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
— недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;
— недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
— обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
— соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;
— недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;
— обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;
— уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.2. Условия обработки персональных данных
2.2.1. Оператор производит обработку персональных данных при наличии хотя бы одного из следующих условий:
— обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
— обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
— обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
— обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
— обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
— осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее — общедоступные персональные данные);
— осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
2.3. Конфиденциальность персональных данных
2.3.1. Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.4. Общедоступные источники персональных данных
2.4.1. В целях информационного обеспечения у Оператора могут создаваться общедоступные источники персональных данных субъектов персональных данных, в том числе справочники и адресные книги. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность, номера контактных телефонов, адрес электронной почты и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
2.4.2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных, уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных либо по решению суда.
2.5. Специальные категории персональных данных
2.5.1. Обработка Оператором специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается в случаях, если:
— субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
— персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
— обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
— обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
— обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
— обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
— обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством.
2.5.2. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 ФЗ-152 должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась их обработка, если иное не установлено федеральным законом.
2.5.3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться Оператором исключительно в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
2.6. Биометрические персональные данные
2.6.1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность — биометрические персональные данные — могут обрабатываться Оператором только при наличии согласия субъекта персональных данных в письменной форме.
2.7. Поручение обработки персональных данных другому лицу
2.7.1. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152 и настоящей Политикой.
2.8. Обработка персональных данных граждан Российской Федерации
2.8.1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях» при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев:
— обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
— обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — исполнение судебного акта);
— обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
— обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.
2.9. Трансграничная передача персональных данных
2.9.1. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления такой передачи.
2.9.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
— наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
— исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
3. ПРАВА СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
3.1. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных
3.1.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
3.2. Права субъекта персональных данных
3.2.1. Субъект персональных данных имеет право на получение у Оператора информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
3.2.2. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных (потенциальным потребителем) с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
3.2.3. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных в вышеуказанных целях.
3.2.4. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
3.2.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований ФЗ-152 или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
3.2.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Безопасность персональных данных, обрабатываемых Оператором, обеспечивается реализацией правовых, организационных и технических мер, необходимых для обеспечения требований федерального законодательства в области защиты персональных данных.
4.2. Для предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным Оператором применяются следующие организационно-технические меры:
— назначение должностных лиц, ответственных за организацию обработки и защиты персональных данных;
— ограничение состава лиц, допущенных к обработке персональных данных;
— ознакомление субъектов с требованиями федерального законодательства и нормативных документов Оператора по обработке и защите персональных данных;
— организация учета, хранения и обращения носителей, содержащих информацию с персональными данными;
— определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе моделей угроз;
— разработка на основе модели угроз системы защиты персональных данных;
— использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз;
— проверка готовности и эффективности использования средств защиты информации;
— разграничение доступа пользователей к информационным ресурсам и программно-аппаратным средствам обработки информации;
— регистрация и учет действий пользователей информационных систем персональных данных;
— использование антивирусных средств и средств восстановления системы защиты персональных данных;
— применение в необходимых случаях средств межсетевого экранирования, обнаружения вторжений, анализа защищенности и средств криптографической защиты информации;
— организация пропускного режима на территорию Оператора, охраны помещений с техническими средствами обработки персональных данных.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Иные права и обязанности Оператора в связи с обработкой персональных данных определяются законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
5.2. Работники Оператора, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут материальную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.

Тематические проверки по НДС

Главная \ Справочная информация \ Архив НАЛОГОВАЯ ШПАРГАЛКА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ \ Выпуск 187 от 12 Декабря 2018 год

Обзор Налоговых новостей от Учет-Сервис

Выпуск №22 (187) от 12 Декабря 2018 года

Новости
/разъяснения

Справочная
информация

Квартальные тематические проверки по НДС

Когда возникает материальная ответственность работника?

Сообщать в центры занятости нужно обо всех имеющихся вакансиях

Квартальные тематические проверки по НДС

Налоговики стали проводить квартальные тематические налоговые проверки. В большей степени новинка от ФНС коснулась строительных компаний, но эксперимент распространят и на всех остальных

Осенью 2018 года в России начал действовать новый вид выездных налоговых проверок — тематические проверки по НДС. Период проверки — квартал или полгода. Повод для проверки — разрывы по НДС, которые выявила система АСК НДС. Новый вид контроля появился из-за сокращения времени камеральных проверок с 3 до 2 месяцев. Инспекторы не успевают отрабатывать всю информацию по компаниям, которую им предоставляет АСК НДС.

Первыми под проверки попали строители

Налоговики начали практику тематических проверок по НДС со строительных организаций. Считается, что такие компании не могут эффективно работать без серых схем по выводу наличных. В схемах участвуют сомнительные контрагенты, что хорошо известно проверяющим. Потренировавшись на строителях, инспекторы уже начали переходить к другим отраслям. Сейчас под проверку могут попасть любые организации с крупными разрывами по НДС без определенной принадлежности к какой-либо сфере экономики.

Как проходит тематическая проверка

Тематическая налоговая проверка начинается с разрывов, выявленных АСК НДС. Далее идут предвестники проверки: налоговики запросят документы по сделке с контрагентом. Причем сомнительная фирма может быть контрагентом 2-5-го и далее колен, о которой налогоплательщик не подозревает. Если после запроса вы получите вызов или уведомление со ссылкой на подпункт 4пункта 1 статьи 31 НК, проблем не избежать. Это значит, что налоговики уверены, что поймали компанию на нарушении. Инспекторы проанализировали цепочку контрагентов до 7-го колена и увидели в вас выгодоприобретателя.

Затем налогоплательщика ждет процедура «добровольного принуждения доплаты в бюджет» (терминология главы ФНС Михаила Мишустина). Получив вызов, компания обязана будет явиться на заседание рабочей группы «по рассмотрению деятельности налогоплательщиков — участников схем сомнительных операций, установленных с использованием АСК НДС». Там налоговики будут просить решить проблему «по-хорошему».

Следует помнить, что в Налоговом кодексе нет такого мероприятия, как заседание рабочей группы. Это самостоятельная инициатива ФНС, главная задача которой — запугивание и сбор информации. Несговорчивые налогоплательщики получат угрозу в виде включения их компании в план выездных проверок и/или передачи документов в ОЭБиПК.

Мнение чиновника

Виталий Крицкий, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:

«Любая тематическая проверка может привести к комплексной, если налоговые органы найдут признаки схем уклонения. Сумма доначислений при тематических проверках по НДС не играет значения. Проверяемый период уменьшился. Теперь это не три года, а один квартал и больше. Это значит, что налоговики могут прийти к компании с проверкой, даже если программа АСК-НДС вычислила разрывы на 200 тыс. руб. В большинстве случаев организации и предприниматели соглашаются с предложением уточнить налоговые обязательства. Налогоплательщикам проще доплатить небольшие суммы, чем своим отказом инициировать проверку».

Как вести себя на заседании

Идти или не идти на заседание рабочих групп в ИФНС — дело добровольное. Если вы решите не тратить на это время, инспекторы не вправе применить санкции. Однако если пойдете, то получите ценную информацию: что именно у налоговиков на вас есть и о какой сумме потенциальных доначислений идет речь.

На заседание стоит взять с собой адвоката или направить юриста вместо себя. Выгнать вашего представителя налоговики не вправе: формат рабочей группы не регламентирован Налоговым кодексом.

На вопросы проверяющих отвечайте только по теме, которая была обозначена в письменном уведомлении. Если вопросы покажутся провокационными либо не понравятся по какой-то другой причине, вы вправе не отвечать или вовсе прервать встречу.

пример 1

Сумма не имеет значения. Считается, что выездная проверка опасна только тем, с кого можно взыскать 15–20 и более млн руб. К тематическим проверкам по НДС это неприменимо. В моей практике был случай, когда тематическую проверку назначили налогоплательщику с суммой налоговых претензий в 8 млн руб. Методологи из ФНС заявляют, что и 500 тыс. руб. налоговых претензий могут стать основанием для проверки.

В ходе тематических проверок налоговики будут раскручивать «интригу»: кто в цепочке контрагентов был выгодоприобретателем, а кто транзитером. Внешняя добропорядочность контрагента первого уровня не гарантия того, что инспекторы не будут вас вызывать.

пример 2

Пример из практики. Под тематическую проверку попал выгодоприобретатель, контрагент которого внешне более чем приличный. У него были офис, склад, водители, персонал, договоры аренды и пр. Но налоговики вызвали директора на допрос. В ходе беседы выяснилось, что тот был номинальным. В беседе проверяющие использовали вопросы из методических рекомендаций ФНС и СК (совместное письмо от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@).

Мнение эксперта

Ольга Слобцова, замдиректора по проектам ООО АКФ «Экспертный центр „Партнеры“»:

«Логика в таких проверках есть: еще до назначения выездной проверки по налогу на прибыль за год инспектор имеет картину финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, а также большое количество первичных документов, позволяющих анализировать налоговые риски и по другим налогам. Кроме того, доказанный факт налогового правонарушения по НДС можно использовать при доначислении налога на прибыль.

Налоговики действительно начали активно «добровольно принуждать» строителей. Однако в нашей практике даже после такого давления клиенты не доплачивают налоги. Вместо этого они усиливают доказательную базу своей налоговой добросовестности. Для этого стоит ходить на комиссии, больше слушать и меньше говорить».

Действуйте превентивно

Чтобы не дожидаться вызова на рабочую группу или тематической проверки по НДС, заранее проверьте свои сделки и контрагентов. Есть три позиции при выборе контрагента, которые будут оценивать налоговики. Вы должны обосновать свой выбор контрагентов, ответив на вопросы:

  • как узнали о поставщике;
  • убедились в его способности выполнить обязательства;
  • стороны взаимодействовали друг с другом.

Недавно мы с клиентом анализировали его сделки и сделки контрагентов с позиции инспекции. Пример подготовки к разговору с проверяющими.

  • Купили стройматериалы на складе, привезли на свой склад. Где склад?
  • Нет склада. Но мы в офисе храним.
  • Какой размер офиса?
  • 140 кв. м. Храним в одном из помещений на 40 кв. м.
  • Груз поставляется в чем?
  • В паллетах.
  • Как поднимаете?
  • На лифте.
  • А в лифт груз войдет в паллетах?
  • Эээ… вообще входит. У нас же грузовой лифт есть! И т. д.

Поскольку тематические проверки — это новый формат, случаются курьезы. Например, наш клиент получил решение о проведении тематической ВНП за квартал. В 10-дневный срок он должен был представить документы. Однако в налоговой ему сразу сказали, чтобы он не приносил бумаги, а ждал звонка. Впрочем, документы по налоговому требованию мы подготовили. Оператор в канцелярии в ИФНС не хотел принимать бумаги и вызвал инспектора. Последний вновь заявил, что не надо было приходить без предварительного звонка. Однако клиент проявил твердость и сдал документы как положено. В любом случае лучше следовать установленному регламенту.

Как налоговики будут разоблачать схемы

Инспекторы следуют методическим рекомендациям по вычислению недобросовестных налогоплательщиков (письмо ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@). Сперва они проверят все данные о должностных лицах компании: штатное расписание, приказы о назначении на должность, инструкции и пр. В рекомендациях есть пункт об особом внимании к опросам сотрудников. ФНС разработала перечень из 80 вопросов о том, как выбирают контрагентов, подписывают договоры и учитывают товар.

Мнение практика

Мария Булычева, налоговый консультант ООО «АйТиБаланс»:

«Термин «тематические выездные проверки» фигурировал еще в письме ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622, где налоговым органам рекомендовали проводить такие мероприятия в исключительных случаях. Мои коллеги уже сталкивались с такими проверками, но пока исключительно по строительным компаниям. От углубленных камеральных проверок они отличаются периодом проверки и сроком проведения.

При вызовах на комиссию и допросы не стоит надеяться на свои силы. Лучше взять с собой адвоката или налогового консультанта. Они знают законодательство и психологические уловки инспекторов, поэтому в силах зафиксировать нарушения и снять избыточное давление со свидетеля. Проведение допроса и экспертизы с нарушениями впоследствии можно оспорить в суде.

Кира Гин, управляющий партнер юридической фирмы «Гин и партнеры»

Источник: Журнал «Практическое налоговое планирование», №12

Ссылки по теме:

  • Блокировка счета из-за подозрительных операций с НДС 11.04.2018
  • 8 способов «как снизить НДС»: от штампов до экзотики 05.04.2017
  • Четыре схемы от ФНС по уходу от уплаты НДС 27.03.2018

Когда возникает материальная ответственность работника?

При каких обстоятельствах наступает материальная ответственность работника? Какие оплошности не позволяют работодателю взыскать с работника причиненный ущерб.

Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (ст.233 ТК РФ).

Прежде всего, материальная ответственность возникнет в случае вины работника в причинении ущерба.

При этом каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба. В основном, споры происходят по сумме возмещения ущерба, причиненного работником.

Взыскание ущерба с виновного работника суммы причиненного ущерба производится по приказу (распоряжению) руководителя. Распоряжение о взыскании ущерба с работника должно быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера причиненного сотрудником ущерба. В противном случае ущерб придется взыскивать через суд (ст.248 ТК РФ).

Работодатель должен потребовать от работника письменное объяснение для установления причины возникновения ущерба. А в случае отказа работника представить объяснение – работодателем составляется соответствующий акт об отказе.

Например, работодатель проводит инвентаризацию уже после увольнения материально ответственного работника, что делает невозможным привлечение к материальной ответственности бывшего работника, допустившего недостачу (Определение ВС РФ от 07.05.2018 г. №66-КГ18-6).

Важно!

С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество (решение Бузулукского районного суда от 22.05.2018 г. № 2-1433/2018).

Прежде чем перейти к ошибкам работодателя, препятствующим возмещению причиненного работником ущерба, остановимся на видах материальной ответственности.

Ведь сумма причиненного материального ущерба, которую взыскивают с работника, напрямую зависит от того, какая ответственность предусмотрена за него: полная или ограниченная.

Ограниченная материальная ответственность

Пределы материальной ответственности работника установлены ст.241 ТК РФ и ограничены размером его среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами.

Что это означает на практике?

В том случае если размер ущерба превышает среднемесячный заработок работника, то работник обязан возместить только ту его часть, которая равна его среднему месячному заработку.

Пример:
В связи с несчастным случаем обучающийся 5 класса в период образовательного процесса, получил травму. Лицами, допустившими нарушения, признаны учитель физической культуры и директор.

На учителя физической культуры наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора в соответствии со ст. 192 ТК РФ за нарушение требований техники безопасности при эксплуатации спортивного зала во внеурочное время, нарушение ст. 28 п.16 Федерального закона № 273-ФЗ РФ «Об образовании в РФ».

Заключенным трудовым договором не предусмотрена полная материальная ответственность учителя физической культуры за ущерб, причиненный работодателю. В связи с чем, работник понесет материальную ответственность за причиненный ущерб в пределах своего среднего месячного заработка на основании ст.241 ТК РФ.

То есть из заявленной суммы о возмещении ущерба (472 745 рублей 98 копеек, в т.ч. компенсация морального вреда – 250 000 рублей), учитель физической культуры возместит только сумму в пределах своего среднего месячного заработка (решение Веневского районного суда от 28.05.2018 г. №2-168/2018).

При этом правило об ограниченной материальной ответственности работника в пределах его среднего месячного заработка применяется во всех случаях, кроме тех, в отношении которых ТК РФ или иным федеральным законом прямо установлена более высокая материальная ответственность работника, в частности полная материальная ответственность.

Полная материальная ответственность

В соответствии с положениями ст.243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в определенных случаях. Например, когда на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей, умышленного причинения ущерба, причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в результате преступных действий работника, установленных приговором суда, в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом (п.4 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 г. №52, письмо Роструда от 19.10.2006 г. №1746-6-1).

То есть при полной материальной ответственности работник должен полностью возместить компанию всю сумму причиненного ущерба (ст.242 и 243 ТК РФ).

Важно!
Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя компании, главным бухгалтером.

Письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (п.2 ч.1 ст.243 ТК РФ), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество (ст.244 ТК РФ).

Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Важно!
Расторжение трудового договора после причинения ущерба уже бывшим работником не влечет за собой освобождения его от материальной ответственности.
По закону работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб (ст.238 ТК РФ).

Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Полностью статью читайте в блоге компании «РосКо—Консалтинг и аудит».

Ссылки по теме:

  • Как взыскать ущерб с сотрудника 04.07.2018

Сообщать в центры занятости нужно обо всех имеющихся вакансиях

Даже если организация в ближайшее время не планирует принимать работников на вакантные рабочие места, она должна сообщить в центр занятости об имеющихся вакансиях. Такая позиция выражена в письме департамента труда и соцзащиты населения г. Москвы от 01.11.18 № 01-13-36240/18.

Как известно, работодатели должны ежемесячно сообщать в службу занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей. Об этом сказано в пункте 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Авторы письма отмечают, что информация предоставляется в отношении всех имеющихся у работодателя вакансиях, независимо от того, предполагаются ли они к замещению. Иными словами, если работодатель считает, что у него есть вакансия, он обязан сообщить об этом в службу занятости, заявили в департаменте.

Напомним, что такие же разъяснения были даны в письме Минтруда России от 25.10.17 № 14-1/В-953. При этом специалисты ведомства уточнили, что полученная от работодателя информация о вакансиях не используется для подбора работников. Сведения о вакантных должностях необходимы для того, чтобы органы службы занятости могли оценивать занятость населения и разрабатывать необходимые меры, направленные на достижение оптимальной занятости населения. А работники подбираются только для тех работодателей, которые обратились с просьбой помочь в подборе персонала. В таких случаях сведения о вакансиях вносятся в специальный регистр, и уже по ним служба занятости по согласованию с работодателями выдает гражданам направления на работу (см. «Минтруд сообщил, нужно ли сообщать о вакансиях в службу занятости, если работники в ближайшее время не требуются»).

Ссылки по теме:

  • Отчет в Фонд Занятости 03.02.2015

Прошлые выпуски:

  • Выпуск №186 от 28 Ноября 2018 года Что изменится с 1 января 2019 г.
  • Выпуск №185 от 7 Ноября 2018 года Признаки, по которым компанию признают однодневкой
  • Выпуск №184 от 17 Октября 2018 года За управляющего ИП доначислили 23 миллиона налогов

Или смотрите архив

Мифы о налоговых проверках: разрывы по НДС

В серии статей «Мифы о налоговых проверках» мы расскажем вам, к каким вопросам от налоговиков стоит готовиться, а какие – всего лишь мифы и слухи.

Правда или ложь: вам не грозит внеплановая выездная налоговая проверка, даже если на комиссии отказаться убрать вычеты.

Это ЛОЖЬ, и вот почему.

Допустим, вашу компанию пригласили на комиссию из-за того, что в ваших отчетах и в отчетах вашего поставщика найдены разрывы, например:

  • У компании есть разрывы по НДС с непосредственным поставщиком. Это может случиться, если ваш поставщик не отразил счет-фактуру в декларации, сдал нулевую декларацию или вообще ее не сдавал. Либо же ваш поставщик отражает счета-фактуры в декларации, но НДС в бюджет не платит или перечисляет в незначительной сумме.
  • Налоговые инспекторы нашли сложные разрывы. Налоговики могут засомневаться не в вашем непосредственном поставщике, а в контрагенте второго или следующих звеньев в цепочке сделок. Например, это может быть продавец, у которого поставщик компании приобрел товары. Это может послужить поводом для подозрений, что компания искусственно создала цепочку из нескольких звеньев, чтобы завысить вычеты.
  • В этом случае на помощь может прийти Письмо ФНС РФ от 23.03.2017 № ЕД-5-6/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды». Основным достоинством этого письма является то, что налоговые органы могут пристально проверять только контрагента первого звена. То есть если однодневкой окажется второе или пятое звено в бизнес-цепочке, то это не является признаком недобросовестности проверяемого налогоплательщика.

Данные разрывы могут послужить причиной того, что на комиссии инспекторы требуют убрать вычеты. Компания может отказаться, если, например, директор, сочтет, что риски незначительны, а выездную ревизию не назначат только из-за разрывов. Обычную выездную налоговую проверку проводят за три года, сразу по всем налогам.

Однако обратите внимание: стали популярны тематические выездные проверки, которые могут провести по одному или двум налогам. Обычно это налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Проверить могут один-два квартала.

Конечно, не обязательно после любого разрыва инспектор назначит выездную проверку. Это может зависеть, например, от суммы, предъявленной к вычету. При этом обосновать незаконность вычета инспекторы все равно постараются на камеральной проверке.

Что делать бухгалтеру:

Во-первых, еще до комиссии стоит узнать у налоговых инспекторов, по какому поставщику возникли вопросы, и проверить документы по сделке с этим контрагентом. Затем обсудите с руководством, планирует ли компания отстаивать вычеты по этой сделке.

Во-вторых, на комиссии нужно постараться выяснить, что за доказательства собрали инспекторы. Это поможет подобрать контраргументы. Итоги комиссии еще не дают налоговикам право доначислить налоги: они должны составить акт проверки, в ответ на который вы сможете направить возражения. В первую очередь приложите к своим возражениям документы, которые подтвердят, что контрагент исполнил сделку.

В следующей статье вы узнаете, правда ли, что налоговики могут потребовать убрать сомнительные расходы.

Проверка по НДС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *