Правом на обращение в КС РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ст. 125 (ч. 2) Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними обладают также ВС РФ, ВАС РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
Часть 4 ст. 125 Конституции РФ гласит, что КС РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. При этом соответствующее производство в КС РФ возбуждается при условии, что основные права и свободы граждан нарушаются оспариваемыми положениями закона, по своему смыслу исключающими адекватное истолкование Конституции РФ и применение таких положений иными судами.
Такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, затрагиваются его конституционные права и свободы.
Пленум ВС РФ в своем постановлении от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» рекомендовал судам при рассмотрении дел, в случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции РФ обращаться в КС РФ с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Федерального закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее – Закон) может быть сделан судом первой, кассационной или надзорной инстанции в любой стадии рассмотрения дела.
О необходимости обращения с запросом в КС РФ суд выносит мотивированное определение (постановление). Сам запрос оформляется в письменной форме в виде отдельного документа.
В запросе о проверке конституционности примененного или подлежащего применению при рассмотрении конкретного дела закона суд в соответствии с требованиями ст. 37 Закона должен указать точное название, номер, дату принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке законодательном акте, а также мотивы, по которым он пришел к выводу о направлении указанного запроса. В силу ст. 38 Закона к запросу необходимо приложить текст закона, подлежащего проверке, и перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.
В связи с обращением в КС РФ с запросом о проверке конституционности примененного или подлежащего применению закона производство но делу или исполнение принятого решения, исходя из требований ст. 103 Закона, приостанавливается до разрешения запроса КС РФ, о чем должно быть указано в названном выше определении (постановлении) суда.
Если подсудимый содержится под стражей, суд в каждом таком случае обсуждает вопрос об изменении ему меры пресечения.
По запросам судов КС РФ рассматривает дела в установленном законом порядке.
Закон также регламентирует рассмотрение дел по запросам судов. Итак, суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, подлежащего применению им в указанном деле, обращается в КС РФ с запросом о проверке конституционности данного закона.
Запрос суда допустим, если закон подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле.
В период с момента вынесения решения суда об обращении в КС РФ и до принятия постановления КС РФ производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются.
Пределы проверки КС РФ соответствия Конституции РФ закона, оспариваемого в запросе суда, и виды итоговых решений но данному делу устанавливаются ст. 86 и 100 Закона.
Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, подлежащего применению им в указанном деле, обращается в КС РФ с запросом о проверке конституционности данного закона.
Запрос суда допустим, если закон подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле.
В период с момента вынесения решения суда об обращении в КС РФ и до принятия постановления Судом производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются.
Пределы проверки КС РФ соответствия Конституции РФ закона, оспариваемого в запросе суда, и виды итоговых решений по данному делу заключаются в установлении соответствия Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними:
- 1) по содержанию норм;
- 2) по форме нормативного акта или договора;
- 3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;
- 4) с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
- 5) с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти;
- 6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан КС РФ принимает одно из следующих постановлений:
- 1) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ;
- 2) о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ;
- 3) о признании оспариваемых заявителем положений нормативного правового акта аналогичными нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции РФ постановлением КС РФ, сохраняющим силу, и поэтому также не соответствующими Конституции РФ либо о констатации факта, что примененная в конкретном деле норма ранее признана неконституционной постановлением КС РФ, сохраняющим силу.
Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.
Такое полномочие суда предусмотрено ч. 4 ст. 125 Конституции РФ. Оно позволяет судам выявлять в правовой системе неконституционные положения, побуждает обращаться с соответствующим запросом в Конституционный Суд, освобождает их от решений в соответствии с законом, не соответствующим, по их мнению, Конституции, и повышает ответственность судов за ее соблюдение.
Под судом, который может обратиться в Конституционный Суд РФ, можно понимать любой суд судебной системы страны. В нашей стране действуют арбитражные суды, суды общей юрисдикции и мировые судьи.
Запрос в Конституционный Суд РФ будет соответствовать требованию о допустимости (ст. 102 ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации»), если закон, в конституционности которого сомневается суд, применен или подлежит применению в ходе рассматриваемого судом общей юрисдикции или арбитражным судом дела.
В период с момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации и до принятия постановления Конституционного Суда Российской Федерации производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются.
Пределы проверки Конституционным Судом РФ соответствия Конституции РФ закона, оспариваемого в запросе суда, и виды итоговых решений по данному делу устанавливаются ст. 86 и 100 ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации».
Согласно ст. 86 Закона, Конституционный Суд РФ будет проверять нормативный акт по запросу суда:
- по содержанию норм;
- по форме нормативного акта или договора;
- по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;
- с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
- с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти;
- с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, установленного Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Согласно ст. 100 Закона Конституционный Суд РФ по запросам других судов в итоге рассмотрения дела выносит одно из следующих решений:
- о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ;
- о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ.