Проведение правовой экспертизы

Во исполнение Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, и распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2012 № 48-рп «О порядке организации независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и независимой экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций) в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга» Администрация Губернатора Санкт-Петербурга организует проведение независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых Администрацией Губернатора Санкт-Петербурга.

Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции РФ в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (независимыми экспертами), по собственной инициативе за счет собственных средств.

Независимая антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96.

Срок проведения независимой антикоррупционной экспертизы составляет 14 дней.

Форма заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы утверждена приказом Министерства юстиции РФ от 21.10.2011 № 363.

Все экспертные заключения независимых экспертов прилагаются к проекту нормативного правового акта. Заключение подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его получения Администрацией Губернатора Санкт-Петербурга.

По результатам рассмотрения экспертного заключения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ. В случаях, когда в экспертном заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов, ответ не направляется.

Замечания и предложения по проектам нормативных правовых актов также могут быть направлены в Администрацию Губернатора Санкт-Петербурга лицами, не являющимися независимыми экспертами, по почте либо по адресу электронной почты.

Замечания и предложения будут рассмотрены в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

  • 141,4 КБ

    Проект постановления Правительства Санкт-Петербурга «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 18.11.2003 № 43»

    27 ноября 2019 г. — 11 декабря 2019 г. Смольный, Санкт-Петербург, 191060 belova@kgs.gov.spb.ru 576-78-62

    Комитет государственной службы и кадровой политики Администрации Губернатора Санкт-Петербурга

  • 107,8 КБ

    Проект постановления Правительства Санкт-Петербурга «О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.09.2019 № 591»

    6 ноября 2019 г. — 19 ноября 2019 г. 191060, Санкт-Петербург, Смольный anisimov@agov.gov.spb.ru

    Проектное управление — проектный офис Администрации Губернатора Санкт-Петербурга

  • 1,3 МБ

    Проект постановления Правительства Санкт-Петербурга «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 494»

    22 октября 2019 г. — 5 ноября 2019 г. Смольный, Санкт-Петербург, 191060 po@gov.spb.ru 576-29-37

    Проектное управление — проектный офис Администрации Губернатора Санкт-Петербурга

  • 45,5 КБ

    Проект постановления Правительства Санкт-Петербурга «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15.10.2012 № 1108 и признании утратившими силу постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 06.03.2013 № 150, от 15.06.2016 № 484 и частично утратившим силу постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.07.2014 № 616»

    Приложения к документу

    • 14,6 КБ

      Пояснительная записка

    16 октября 2019 г. — 29 октября 2019 г. Смольный, Санкт-Петербург, 191060 ponomareva@agov.gov.spb.ru

    Проектное управление – проектный офис Администрации Губернатора Санкт-Петербурга

  • 132,0 КБ

    Проект постановления Правительства Санкт-Петербурга «О проекте закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об организации профессионального развития государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга»

    Приложения к документу

    16 октября 2019 г. — 29 октября 2019 г. Смольный, Санкт-Петербург, 191060 head@kgs.gov.spb.ru

    Комитет государственной службы и кадровой политики Администрации Губернатора Санкт-Петербурга

  • 37,2 КБ

    Проект постановления Правительства Санкт-Петербурга «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15.10.2012 № 1108»

    4 октября 2019 г. — 17 октября 2019 г. Смольный, Санкт-Петербург, 191060 ponomareva@agov.gov.spb.ru

    Проектное управление – проектный офис Администрации Губернатора Санкт-Петербурга

  • 143,0 КБ

    Проект постановления Правительства Санкт-Петербурга «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2010 № 528»

    3 октября 2019 г. — 16 октября 2019 г. Смольный, Санкт-Петербург, 191060 head@kgs.gov.spb.ru Факс: 576-79-97

    Комитет государственной службы и кадровой политики Администрации Губернатора Санкт-Петербурга

  • 133,2 КБ

    Проект постановления Правительства Санкт-Петербурга «О Программе развития государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга на 2019 — 2021 годы»

    Приложения к документу

    • 84,0 КБ

      Программа развития государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга на 2019- 2021 годы

    1 октября 2019 г. — 15 октября 2019 г. Смольный Санкт-Петербург, 191060 head@kgs.gov.spb.ru Телефон: 576-40-86; Факс: 576-79-97

    Комитет государственной службы и кадровой политики Администрации Губернатора Санкт-Петербурга

    Агапова Ю.Н.

  • 142,8 КБ

    Проект постановления Правительства Санкт-Петербурга «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2017 № 1185»

    18 сентября 2019 г. — 1 октября 2019 г. Смольный, Санкт-Петербург, 191060, каб.457б hentov@kgs.gov.spb.ru

    Комитет государственной службы и кадровой политики Администрации Губернатора Санкт-Петербурга

  • 124,8 КБ

    Проект постановления Губернатора Санкт-Петербурга «О внесении изменения в постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 06.10.2015 № 71-пг»

    18 сентября 2019 г. — 1 октября 2019 г. Смольный, Санкт-Петербург, 191060, каб.457б hentov@kgs.gov.spb.ru

    Комитет государственной службы и кадровой политики Администрации Губернатора Санкт-Петербурга

Принят Государственной Думой 3 июля 2009 года

Одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 года

Статья 1

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

2. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Статья 2

Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее — органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Статья 3

1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:

1) прокуратурой Российской Федерации — в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции — в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;

3) органами, организациями, их должностными лицами — в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

2. Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:

1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;

3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:

1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, — при проведении их правовой экспертизы;

2) проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов — при проведении их правовой экспертизы;

3) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований — при их государственной регистрации;

4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации — при мониторинге их применения.

4. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

5. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.

Статья 4

1. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:

1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (далее — заключение).

2. В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

3. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования и учитывается в установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в соответствии с его компетенцией.

4. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

5. Заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом.

6. Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, разрешаются в установленном порядке.

Статья 5

1. Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

2. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

3. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Президент Российской Федерации

Д. Медведев

О порядке проведения правовой экспертизы проектов правовых актов

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 ноября 2016 года N 983-р
О порядке проведения правовой экспертизы проектов правовых актов

(с изменениями на 18 февраля 2019 года)

(в ред. распоряжения администрации городского округа город Воронеж от 18.02.2019 N 126-р)

В целях обеспечения соответствия правовых актов администрации городского округа город Воронеж и правовых актов Воронежской городской Думы Конституции Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Воронежской области, муниципальным правовым актам Воронежской городской Думы и администрации городского округа город Воронеж:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения правовой экспертизы проектов правовых актов в администрации городского округа город Воронеж.

(п. 1 в ред. распоряжения администрации городского округа город Воронеж от 18.02.2019 N 126-р)

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Глава городского
округа город Воронеж
А.В.ГУСЕВ

_Порядок проведения правовой экспертизы проектов правовых актов в администрации городского округа город Воронеж

Утвержден
распоряжением
администрации городского
округа город Воронеж
от 28.11.2016 N 983-р

(в ред. распоряжения администрации городского округа город Воронеж от 18.02.2019 N 126-р)

I. Общие положения

1.1. Порядок проведения правовой экспертизы проектов правовых актов в администрации городского округа город Воронеж (далее — Порядок) регулирует процедуру проведения правовым управлением, отделом по работе с Воронежской городской Думой и Контрольно-счетной палатой, отделом регистрации правовых актов администрации городского округа город Воронеж (далее — уполномоченные структурные подразделения администрации) правовой экспертизы проектов правовых актов, правовых актов администрации городского округа город Воронеж, Воронежской городской Думы и главы городского округа город Воронеж, оформления результата проведения правовой экспертизы в соответствии с требованиями Регламента администрации городского округа город Воронеж (далее — Регламент администрации), а также процедуру визирования проектов правовых актов.

1.2. При внесении изменений в действующий правовой акт уполномоченными структурными подразделениями администрации проводится правовая экспертиза проекта правового акта, предусматривающего изменения, а также правового акта, в который вносятся изменения.

1.3. Правовая экспертиза проектов правовых актов, правовых актов администрации городского округа город Воронеж (далее — администрация), Воронежской городской Думы и главы городского округа город Воронеж осуществляется в целях обеспечения их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Воронежской области, законам и иным нормативным правовым актам Воронежской области, муниципальным правовым актам городского округа город Воронеж.

Правовая экспертиза проектов правовых актов, правовых актов администрации, главы городского округа город Воронеж осуществляется также в целях обеспечения их соответствия муниципальным правовым актам городского округа город Воронеж, в том числе Регламенту администрации и Инструкции по делопроизводству в администрации городского округа город Воронеж.

1.4. При проведении правовой экспертизы уполномоченными структурными подразделениями администрации проект правового акта, правовой акт подлежат оценке на предмет:

— соответствия законодательству и муниципальным правовым актам городского округа город Воронеж;

— отсутствия дублирования норм законодательства и муниципальных правовых актов городского округа город Воронеж;

— соответствия формы (вида) правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа принятия;

— соответствия порядку принятия правового акта и его официального опубликования;

— отсутствия внутренних противоречий, взаимоисключающих положений, пробелов в правовом регулировании;

— наличия норм, позволяющих определить порядок реализации проекта и обеспечивающих эту реализацию;

— правовых последствий применения;

— наличия указаний на изменение или отмену (признание утратившими силу) положений действующих муниципальных правовых актов городского округа город Воронеж в случае противоречия представленного проекта правового акта действующим муниципальным правовым актам городского округа город Воронеж;

— правильности указания наименований должностей лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и Воронежской области, должностных лиц органов государственной власти, лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления городского округа город Воронеж, должностных лиц органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и должностных лиц государственных и муниципальных предприятий и учреждений;

— правильности указания наименований органов государственной власти, органов местного самоуправления городского округа город Воронеж, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, а также их организационно-правовой формы;

— правильности определения исполнителем проекта правового акта круга заинтересованных лиц, с которыми соответствующий проект правового акта подлежит согласованию;

— соответствия пояснительной записки к проекту правового акта требованиям Регламента администрации (для правовых актов администрации);

— соблюдения правил юридической техники.

1.5. При проведении правовой экспертизы уполномоченными структурными подразделениями администрации не подлежат оценке положения проекта правового акта, правового акта, содержащие табличные формы с цифровыми данными, требующие проверки правильности математических расчетов, и формулы, применяемые для осуществления таких расчетов. В соответствии с Регламентом администрации ответственность за содержание таких положений проекта правового акта несет исполнитель, а также руководитель структурного подразделения администрации, вносящий на рассмотрение такой проект.

1.6. При проведении правовой экспертизы нормативных правовых актов администрации, главы городского округа город Воронеж правовым управлением проводится антикоррупционная экспертиза в соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации городского округа город Воронеж, утвержденным правовым актом администрации. Антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов Воронежской городской Думы не осуществляется.

II. Проведение правовой экспертизы проектов правовых актов администрации, Воронежской городской Думы и главы городского округа город Воронеж

2.1. Правовая экспертиза проектов правовых актов администрации, Воронежской городской Думы и главы городского округа город Воронеж проводится сотрудниками уполномоченных структурных подразделений администрации, которые в соответствии с должностными инструкциями муниципальных служащих уполномочены на проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, при подготовке проектов правовых актов, а также при визировании проектов правовых актов, поступающих в уполномоченные структурные подразделения администрации, в соответствии с требованиями Регламента администрации.

2.2. Правовая экспертиза проектов правовых актов, правовых актов администрации, Воронежской городской Думы и главы городского округа город Воронеж может также проводиться указанными в пункте 2.1 настоящего Порядка сотрудниками по поручению заместителя главы администрации — полномочного представителя главы городского округа в городской Думе или в период его отсутствия на основании поручения лица, на которого возложено исполнение обязанностей по данной должности.

III. Оформление результата проведения правовой экспертизы

3.1. Правовая экспертиза проекта правового акта администрации или главы городского округа город Воронеж проводится в сроки, установленные Регламентом администрации. Правовая экспертиза проекта правового акта Воронежской городской Думы проводится в течение 10 рабочих дней со дня поступления в отдел по работе с Воронежской городской Думой и Контрольно-счетной палатой (далее — отдел по работе с ВгД и КСП).

3.2. Проводящее правовую экспертизу лицо вправе затребовать у исполнителя как устно, так и письменно необходимые для этих целей документы и информацию, а исполнитель обязан их представить.

3.3. После проведения правовой экспертизы в случае выявления в представленном проекте правового акта несоблюдения требований, установленных пунктом 1.4 настоящего Порядка, данный проект правового акта возвращается исполнителю на доработку с устными либо письменными замечаниями.

3.4. При возвращении проекта с устными замечаниями сотрудник уполномоченного структурного подразделения администрации, проводящий правовую экспертизу, разъясняет выявленные в представленном проекте правового акта нарушения, дает предложения об их устранении и возвращает проект правового акта исполнителю, который обязан не позднее 1 рабочего дня забрать проект правового акта на доработку.

3.5. Письменные замечания о противоречии проекта правового акта федеральному законодательству, законам и иным нормативным правовым актам Воронежской области, муниципальным правовым актам городского округа город Воронеж указываются в справке, подписываемой заместителем руководителя правового управления (в соответствии с распределением обязанностей между заместителями руководителя правового управления), или начальником отдела по работе с ВгД и КСП, или начальником отдела регистрации правовых актов — в зависимости от того, какому уполномоченному структурному подразделению администрации было поручено проведение правовой экспертизы проекта правового акта.

В справке указываются выявленные в представленном проекте правового акта нарушения и предложения об их устранении.

3.6. Доработка исполнителем проекта правового акта администрации или главы городского округа город Воронеж осуществляется в порядке и сроки, установленные Регламентом администрации. Доработка исполнителем проекта правового акта Воронежской городской Думы осуществляется не позднее 10 календарных дней со дня возврата проекта.

3.7. Возвращаются без проведения правовой экспертизы проекты правовых актов, не прошедшие процедуру визирования в соответствии с установленными Регламентом администрации требованиями.

IV. Визирование проекта правового акта

4.1. Визирование проекта правового акта проводится в порядке и сроки, установленные Регламентом администрации, и в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в администрации городского округа город Воронеж.

4.2. Визирование проекта правового акта в случае, предусмотренном пунктом 3.5 настоящего Порядка, осуществляется с записью «С замечаниями согласно справке».

Визирование проекта правового акта в случае, предусмотренном пунктом 3.4 настоящего Порядка, не осуществляется.

4.3. Если в результате проведения правовой экспертизы не выявлено нарушений действующего законодательства, проект правового акта визируется без замечаний.

Исполняющий обязанности
руководителя правового управления
Т.В.ФАДЕЕВА

УДК 34.096

РОЛЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ

ПРАВОВЫХ АКТОВ

Д.К. Нечевин

В статье рассмотрены полномочия органов прокуратуры Российской Федерации по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц, а также понятие, предмет и методика антикоррупционной экспертизы.

Ключевые слова: нормативные правовые акты, антикоррупционная экспертиза, прокуратура, органы государственной власти, должностные лица.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и в соответствии со ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой РФ порядке и согласно методике, определенной Правительством РФ, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов . Прокурор в ходе осуществления своих полномочий и в порядке, установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Под нормативными правовыми актами, подлежащими антикоррупционной экспертизе прокуроров, имеются в виду:

• подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, т. е. федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных служб, иных федеральных органов исполнительной власти и их правомочных должностных лиц;

• законы органов представительной (законодательной) государственной власти субъектов РФ;

• подзаконные нормативные правовые акты органов представительной и исполнительной государственной власти субъектов РФ и их правомочных должностных лиц;

• нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов муниципальных образований и глав администраций муниципальных образований.

Не подлежат прокурорской антикоррупционной экспертизе:

а) акты конкретного правоприменения вышеуказанных субъектов нормотворческой деятельности;

б) федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные и ненормативные постановления Совета Федерации, нормативные и ненормативные постановления Г осударственной Думы Федерального Собрания РФ;

в) нормативные и ненормативные Указы Президента РФ;

г) нормативные и ненормативные постановления, распоряжения Правительства РФ.

Антикоррупционная экспертиза является разновидностью правовой экспертизы. Антикоррупционные экспертизы может проводить широкий круг субъектов, что позволяет классифицировать данные экспертизы на разные их виды, такие как: внутренняя антикоррупционная экспертиза, внешняя

антикоррупционная экспертиза, независимая антикоррупционная экспертиза.

Предмет антикоррупционной экспертизы определен Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Предметом исследования при проведении указанной экспертизы являются: а) установление прокурором наличия (отсутствия) в экспертируемом нормативно -правовом акте коррупциогенных факторов; б) определение прокурором возможности устранения данных факторов. Данные обстоятельства являются предметом экспертного исследования и в случае проведения антикоррупционной экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области юстиции либо органом, организацией, их должностными лицами, которые издали экспертируемый нормативный правовой акт (разработали проект экспертируемого нормативного правового акта).

Итак, предметом антикоррупционной экспертизы являются прежде всего коррупциогенные факторы. Перечень коррупциогенных факторов определен пунктом 2 ст. 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ. Коррупциогенные факторы дифференцируются на две группы факторов:

• коррупциогенные факторы (положения), содержащиеся в нормативномправовом акте (в проекте нормативного правового акта), которые устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, и тем самым создающие условия для проявления коррупции;

• коррупциогенные факторы (положения), включенные в нормативный правовой акт (в проект нормативного правового акта), которые содержат неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Обе группы коррупциогенных факторов являются не чем иным, как фактическими данными, которые позволяют эксперту утверждать или сделать вывод (с высокой степенью вероятности) о том, что в норме экспертируемого

нормативного правового акта (в норме экспертируемого проекта нормативного правового акта) содержится один или несколько элементов, предоставляющих потенциальную возможность для совершения правоприменителем коррупционных деяний (при наличии определенных обстоятельств).

Таким образом, коррупциогенные факторы можно считать частью предмета исследования при производстве антикоррупционной экспертизы, поскольку именно на выявление коррупциогенных факторов направлено экспертное исследование (наряду с повышением качества принимаемых и действующих нормативно-правовых актов).

Согласно закону о прокуратуре, при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом. О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 утверждена Методика проведения антикорупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов . В данном документе особый акцент обращен на тщательность проведения антикоррупционной экспертизы. Данное требование закреплено в п. 2 Методики в следующей редакции: «Для обеспечения обоснованности,

объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта». Это требование в полной мере корреспондирует целям и задачам антикоррупционных экспертиз. В то же время нечетко сформулированы нормы, касающиеся ответственности экспертов, проводящих антикоррупционную экспертизу. В остальной части Методика таковой в реальности не является, и вот почему. В экспертологии методикой принято считать систему категорических или альтернативных научно обоснованных предписаний по выбору и применению в определенной последовательности и в определенных существующих или создаваемых условиях методов, приемов и средств (приспособлений, приборов и аппаратуры) для решения экспертной задачи. Утвержденный постановлением Правительства РФ документ не содержит положений, отвечающих требованиям к методике производства экспертиз, а фактически устанавливает перечень коррупциогенных факторов, что, конечно, имеет существенное значение при проведении антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта либо проекта нормативного правового акта, но не является элементом методики проведения антикоррупционной экспертизы.

Недостаточно подробное урегулирование всех составляющих Методики проведения антикоррупционной экспертизы на федеральном уровне предопределяет неточности правового регулирования на уровне государственных органов, принимающих соответствующие правовые акты. По мнению автора, отсутствие утвержденной на федеральном уровне надлежащей методики проведения антикоррупционной экспертизы не может гарантировать качественное проведение экспертных исследований нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Данную проблему целесообразно разрешить в ближайшее время совместными усилиями Генеральной прокуратуры РФ, Министерства юстиции РФ с привлечением отечественных криминологов, правоведов, экспертологов посредством разработки надлежащего проекта Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, чтобы затем данный проект был утвержден в установленном порядке Правительством РФ.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об

антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов

нормативных правовых актов» // СЗ РФ. 20.07.2009. № 29, ст. 3609.

2. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. № 229. 25.11.1995.

3. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96 «Об

антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов

нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов

нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов») // СЗ РФ. 08.03.2010. № 10, ст. 1084.

государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА))

THE ROLE OF THE PROSECUTION A UTHORITIES, WHEN CARRYING OUT ANTICORRUPTION EXAMINATION OF REGULATORY LEGAL ACTS

Nechevin D.K.

Правовая экспертиза проектов нормативно-правовых актов

В условиях построения демократического правового государства совершенствование национального законодательства является одной из важнейших задач обеспечения поэтапного развития всех сфер жизни общества, а также защиты прав и свобод граждан.

Вернуться к списку Версия для печати

В условиях построения демократического правового государства совершенствование национального законодательства является одной из важнейших задач обеспечения поэтапного развития всех сфер жизни общества, а также защиты прав и свобод граждан.

При этом уделяется особое внимание принятию новых нормативно-правовых актов, обновлению отдельных норм, полностью или частично устаревших либо не соответствующих требованиям современной жизни, исходя из передового опыта развитых демократических стран.

Когда речь идет о совершенствовании законодательства, следует особо отметить роль нормотворческой деятельности, от которой зависит уровень качества вновь принимаемых нормативно-правовых актов или вносимых изменений и дополнений в действующие акты законодательства.

Как известно, подготовка проекта нормативно-правового акта – творческая и наиболее трудоемкая стадия нормотворческого процесса, требующая привлечение значительных интеллектуальных сил, владеющих навыками искусства формулирования нормативных предписаний проектов, которая основывается на глубоком и всестороннем анализе законодательства и правоприменительной практики с целью выявления противоречий и недостатков в нормативном регулировании общественных отношений. Данная стадия включает в себя также проведение большого количества организационных мероприятий, предусматривающих значительный объем аналитической работы, сбор необходимых материалов и информации, составление текста проекта и его всестороннее обоснование, изучение общественного мнения и опыта законодательного регулирования зарубежных стран, согласование проекта, проведение правовой и иных необходимых экспертиз. В настоящее время в сфере разработки и внесения проектов нормативно-правовых актов сформирована необходимая нормативно-правовая база. Так, для обеспечения эффективности проводимых реформ в области совершенствования законодательства по подготовке проектов нормативно-правовых актов приняты Законы «О нормативно-правовых актах», «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан», Правила юридико-технического оформления законопроектов, вносимых в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, и законов, представленных в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, утвержденные совместным постановлением Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30 декабря 2010 года № 237–II/150–II, распоряжение Президента Республики Узбекистан от 4 февраля 2005 года «О порядке разработки, рассмотрения и подписания постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан», Регламент Кабинета Министров Республики Узбекистан, утвержденный постановлением Правительства от 14 февраля 2005 года № 62 и т.д. Кроме того, в целях улучшения нормотворческой деятельности 9 апреля 2012 года за № 2352 Министерством утвержденыМетодические указания о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, вносимых органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах в Кабинет Министров. В нормотворческой деятельности в Республике Узбекистан Министерство юстиции играет особую роль, которую нельзя сравнить с ролью других министерств и ведомств.

Основными задачами и направлениями деятельности Министерства юстиции в данной сфере определены:

последовательная реализация единой государственной политики в области нормотворчества и правоприменительной практики, направленной на обеспечение надежной защиты конституционных прав и свобод граждан, верховенства закона, законности в сфере общественного и государственного строительства; выработка предложений по последовательному совершенствованию законодательной базы демократических, социально-экономических, общественно-политических реформ; выявление в действующем законодательстве «белых пятен», а также положений и норм, создающих условия для проявлений коррупции, совершения других правонарушений в системе государственной власти и управления. Правовая экспертиза проектов нормативно-правовых актов по своей природе является неотъемлемой частью нормотворческой деятельности. Ее значение сегодня возрастает и влияет практически на все сферы жизни общества. Вышеперечисленноесвидетельствует о том, что правовая экспертиза прочно заняла свое место в практике законотворческой деятельности. Обязательность проведения правовой экспертизы закреплена в Законе «О нормативно-правовых актах». В частности, статьей 21 этого Закона установлено, что проект нормативно-правового акта подлежит обязательной правовой экспертизе.В ходе правовой экспертизы проверяется соответствие проекта нормативно-правового акта Конституции и законам Республики Узбекистан, иным нормативно-правовым актам, имеющим по сравнению с ним более высокую юридическую силу, правилам законодательной техники, а также обоснованность и целесообразность применения отсылочных норм.Правовая экспертиза проектов нормативно-правовых актов может проводиться юридической службой разработчика или органа, принимающего нормативно-правовой акт, а также Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими организациями в соответствии с законодательством. При этом Министерство юстиции Республики Узбекистан осуществляет правовую экспертизу проектов нормативно-правовых актов после проведения иных видов экспертиз.

Правовая экспертиза проектов решений органов государственной власти на местах осуществляется Министерством юстиции Республики Каракалпакстан, управлениями юстиции областей и города Ташкента.

Разумеется, в ходе разработки проект нормативно-правового акта помимо правовой экспертизы подвергается также и иным видам экспертиз ( экономической, финансовой, научной, экологической, а также иным видам экспертиз). Важно отметить, что среди всех экспертиз правовая экспертиза проектов нормативно-правовых актов занимает особое место.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 21 Закона в качестве экспертов привлекаются организации и (или) лица, не принимавшие непосредственного участия в подготовке проекта нормативно-правового акта. Для проведения экспертизы могут быть привлечены ученые и специалисты, в том числе из других государств и международных организаций. В оценке проекта нормативно-правового акта эксперты независимы и не связаны с позицией органа, по поручению которого проводится экспертиза.

Проект до его визирования первым руководителем разработчика подвергается правовой экспертизе его юридической службой на предмет соответствия Конституции и законам Республики Узбекистан, иным нормативно-правовым актам, правилам законодательной техники, а также обоснованности и целесообразности применения отсылочных норм. В случае соответствия Конституции и законам Республики Узбекистан, иным нормативно-правовым актам, правилам законодательной техники, а также обоснованности и целесообразности применения отсылочных норм проект визируется руководителем юридической службы. Визирование осуществляется проставлением подписи на оборотной стороне каждой страницы проекта.

После разработки проекта нормативно-правового акта он согласуется со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами. Согласование отражает степень готовности проекта и проводится до его внесения в нормотворческий орган посредством выражения заинтересованными министерствами и ведомствами согласия либо несогласия с данным проектом и путем его последующего визирования руководителями этих органов. При наличии по проекту замечаний и предложений он визируется с замечаниями и предложениями, которые должны быть письменно обоснованы.

Проведение в установленном порядке экспертиз проектов нормативно-правовых актов при условии их организации на профессиональном уровне позволяет значительно улучшить качество проектов нормативно-правовых актов, предотвратить коллизии, несоответствий и неоднозначность правовых норм, исключить возможность негативных последствий при реализации нормативных предписаний.

Обычно под правовой экспертизой понимают специальное исследование проекта нормативно-правового акта на предмет его соответствия действующему законодательству. Это наиболее общее определение вряд ли можно считать достаточным для понимания целей правовой экспертизы. Можно выделить, что целью правовой экспертизы является оценка соответствия исследуемого проекта нормативно-правового акта определенным правовым критериям.

Основное содержание правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов также заключается в определении соотношения рассматриваемого проекта с правилами законодательной техники, которые касаются практически всех атрибутов, составляющих элементов проектов нормативно-правовых актов. Хорошее знание и эффективное использование этих правил является условием и надежной предпосылкой качественного и успешного проведения правовой экспертизы проектов. По результатам правовой экспертизы проекта нормативно-правового акта подготавливается заключение, которое должно содержать выводы на основании критериев оценки проекта нормативно-правового акта.

Исходя из вышеизложенного можно сказать, что в настоящее время продолжается плодотворная работа, направленная на кардинальное улучшение деятельности государственных органов в области нормотворчества, а также усиление влияния законов на углубление общественно-политических, социально-экономических, судебно-правовых реформ, в обеспечении высокого качества законов, включающих в себя конкретные механизмы их реализации, а также непротиворечивости, системности законодательства и полноты правового регулирования.

Проведение правовой экспертизы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *