Протокол психологического консультирования

Вид памяти

Количество слов в ряду (а)

Количество удержанных в памяти (м)

Коэффициент запоминания

Слуховой

зрительный

Моторно-слуховой

комбинированный

Анализ результатов и выводы:

Задание. Исследование творческого воображения

Цель. Исследование особенностей творческого воображения.

Оборудование. Три любых слова.

Ход работы.Испытуемому предлагается в течение 10 минут составить возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все 3 слова.

Обработка результатов.Оценка работы испытуемого проводится по следующей шкале:

А) в предложении использованы все 3 слова в остроумной и оригинальной комбинации-6 баллов;

Б) в предложении использованы все 3 слова без особого остроумия, но в оригинальной комбинации- 5 баллов;

В) в предложении использованы все 3 слова в обычной комбинации- 4 балла;

Г) заданные три слова использованы в менее необходимой, но логически допустимой комбинации- 3 балла;

Д) правильно использованы лишь 2 слова, а третье использовано с натяжкой в силу чисто словесной связи – 2,5 балла;

Е) правильно использованы только 2 слова, а третье искусственно введено в предложение- 1 балл;

Ж) испытуемый правильно понял задачу, но дает в предложении формальное объединение всех трех слов или использует их с искажением- 0,5;

З) предложение представляет бессмысленное соединение всех трех слов -0 баллов.

Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения, с повторением темы, то второе и все последующие предложения оцениваются половиной начального балла.

Обсудив предложения, составленные каждым испытуемым, группа подводит итоги, подсчитывается сумма баллов, полученная каждым испытуемым.

Образец протокола

Дата:

Экспериментатор:

Испытуемый:

Самочувствие испытуемого до опыта:

Список обязательных приложений к Отчету:

  • Протокол проведения наблюдения

  • Должностные инструкции или иная документация, регламентирующая деятельность психолога

  • Протоколы проведения методик

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА И ЕЁ СОДЕРЖАНИЕ

    1. Цели и задачи практики

Внимание! Практика данного вида проходит в школах и учреждениях дополнительного образования, возможно детских садах, «пионерских» лагерях. В летний период – время проведения практики – студент изучает детей, посещающих площадки и детские лагеря при школах.

Целями педагогической практики являются:

  • закрепление теоретических знаний, которые получены при изучении наук психологического цикла на 2 (3- ем) курсе;

  • совершенствование навыков применения психологических методов исследования и конкретных методик;

  • социально- психологический и психолого- педагогический анализ личности и группы;

  • приобретение практики взаимодействия и работы с группой определенного возраста;

  • приобретение навыков написания заключений, рекомендаций, письменных консультаций – т.е. элементов практической деятельности психолога.

Для достижения указанных целей студентами решаются следующие задачи:

  • изучение структуры, особенностей функционирования организации (школы, учреждения дополнительного образования);

  • знакомство с функционалом и особенностями практической работы психолога образовательного учреждения (центра);

  • приобретение практических навыков проведения комплексной психодиагностики личности и группы:

  • приобретение навыков организации и планирования исследования;

  • отработка умений написания комплексного заключения на личность и группу, умений формулировать рекомендации по выделенным проблемам личности и группы;

  • формирование навыков разработки и написания письменной консультации по проблемам функционирования личности в группе;

  • рефлексия проведенной работы.

Программа практики предполагает практическую реализацию теоретических знаний, полученных в процессе изучения таких дисциплин, как «Общая психология», «Педагогическая психология», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Психология социальной работы», «Общий психологический практикум» и др.

Задания, подлежащие выполнению:

  1. Опишите структуру организации, место психолога и психологии в её деятельности. Выделите основные проблемы психолога сферы образования (организационные, личностные, мотивационные и проч.).

Методические указания по выполнению задания:

Информацию об особенностях организации, её целях, стратегиях, особенностях взаимоотношений студент получает из вводной беседы с психологом, завучем школы. Большое значение в ответе на поставленные вопросы имеет повседневное наблюдение за деятельностью психолога. Определяя проблемы психолога, студент опирается как на теоретические источники, так и на данные проведенного им включенного наблюдения. Следует учесть, что образовательный процесс обеспечивается качественным взаимодействием администрации школы, учителей, учащихся и их родителей; деятельность психолога школы регулируется также районными и городскими психолого- педагогическими, профориентационными центрами. Результаты выполнения задания фиксируются в Отчете.

  1. Проанализируйте по предложенному плану личность одного школьника, напишите комплексное заключениепо совокупности данных. Разработайте систему рекомендаций – для родителей, для учителей ребенка, собственно для школьника — по преодолению выделенных недостатков или устанавливающих перспективы личностного развития испытуемого.

Методические указания по выполнению задания:

Студент выбирает одного испытуемого из числа школьников, с которыми установлен наиболее тесный контакт. Студент составляет программу исследования с учетом того, что комплексное описание личности потребует многодневной работы с одним испытуемым. Методики отбираются студентом самостоятельно из числа освоенных за два года обучения в рамках дисциплин «Общая психология», «Общий психологический практикум». Для диагностики каждого свойства достаточно выполнить 1-2 методики, которые, на ваш взгляд, в наибольшей степени отвечают поставленной задаче. По результатам каждой выполненной методики студент пишет заключение. Комплексное заключение составляется по совокупности методик на человека и имеет следующую структуру: данные об испытуемом, выводы об особенностях познавательной сферы (подкрепляются ссылками на данные методик), личностные и характерологические особенности (подкрепляются ссылками на данные методик); выводы о возможных проблемах испытуемого в области обучения, самоотношения, межличностного взаимодействия. Заключение прикладывается в приложение, процесс и результаты составления отображаются в Отчете. По результатам комплексного заключения дается система рекомендаций – для всех участников образовательного процесса.

Задача, содержание исследования

Метод или методика получения информации

Общие сведения о человеке. Ф.И.О.

Возраст. Состояние здоровья.

Беседа, интервью, изучение документации

Свойства личности. Направленность

личности (на себя, на

взаимоотношения, на задачу)

Методики отбираются студентом самостоятельно, например, СЖО, Рисунок человека, ПДО, УСК и др.

Преобладающий тип темперамента

Айзенк или Стреляу, наблюдение за повседневным поведением и деятельностью

Характеристика эмоционально- волевой, мотивационной сферы

Методики отбираются студентом самостоятельно, например, САН, СЖО, Спилбергер и проч.

Положение личности в группе

Данные социометрии, наблюдение

Познавательная сфера человека – особенности внимания, памяти, мышления

Методики Общепсихологического практикума, отбираются студентом самостоятельно

Отношение к учению, труду. успеваемость

Изучение документации, беседа, наблюдение

Самоотношение: изучение самооценки, уверенность в себе, самокритичность

Методики отбираются студентом самостоятельно, например,

  1. По предложенному плану опишите группу. Напишите комплексное заключение на группу,выделите проблемы её функционирования. На какой стадии развития находится группа, каковы её перспективы – сделайте прогноз на основе включенного наблюдения и приведенных исследований.

Методические указания по выполнению задания:

Объектом изучения для выполнения данного задания является класс (группа) школьников. Студент составляет план проведения исследования. В случае недолгого по времени функционирования группы (летняя пришкольная площадка, отряд оздоровительного лагеря) изучение группы следует отнести к концу прохождения практики. Главным методом сбора информации о группе является включенное наблюдение, которое предполагает участие самого наблюдателя в деятельности группы. В этом случае наблюдение ведется как бы изнутри общности, с позиции участника. Результаты подобного наблюдения ежедневно фиксируются студентом в дневнике. Комплексное заключение пишется по результата продолжительного наблюдения и данным социометрии и содержит в себе – общие данные о группе, ее структурных составляющих, данные об особенностях функционирования группы ( со ссылками на данные методик), выводы о проблемах и перспективах функционирования группы. Заключение прикладывается к Отчету, в Отчет вносятся данные о процессе сбора информации, выводы и прогнозы, рекомендации руководителю группы.

Задача, содержание исследования

Метод или методика получения информации

Общие сведения о группе, история ее формирования

Беседа, интервью

Структура группы: ядро группы, лидеры, характер влияния на членов группы. Наличие членов группы с низким статусом. Микрогруппы, основание для их возникновения.

Социометрия, наблюдение, беседы с членами группы

Взаимоотношения в группе, сплоченность, конфликтность, особенности психологического климата, эмоциональный настрой

Социометрия, участие исследователя в деятельности группы с элементами экспериментирования, беседы

Содержание групповой деятельности, формы ее реализации. Отношение членов группы к этой деятельности

Наблюдение, беседы, изучение продуктов деятельности

Групповые интересы, ценности, традиции, ритуалы. Наличие группового сленга, общности атрибутов

Наблюдение, изучение продуктов деятельности

  1. Выполните и запротоколируйте проведение конкретных методик

Методические указания по выполнению задания:

Методика «Социометрия». Методика помогает сделать моментальный срез структуры группы и особенностей внутригрупповых отношений. Перед началом опроса проводится инструктаж группы о целях, порядке выполнения работы. Исследователь проводит специальную работу по снижению тревоги – оглашает, как будут использованы результаты, кто будет иметь к ним доступ. Работа проводится со всей группой, отсутствующие на данный момент члены группы также могут быть в числе выбираемых. По результатам выборов учащихся составляется сводная таблица (социоматрица), графическая модель выборов (социограмма), делаются выводы о статусе членов группы, внутригрупповых образованиях, степени сплоченности в группе, межполовом общении и проч. Протокол проведения методики, социоматрица и социограмма прикладываются к Отчету; выводы, рекомендации помещаются в Отчет. Текст и порядок выполнения и описания методики – см. Приложения.

  1. Разработайте и оформите письменную консультацию для родителей, учителей по проблемам психологии обучения, возраста, социально- психологическим феноменам функционирования группы.

Методические указания по выполнению задания:

Тему для подготовки консультации студент выбирает самостоятельно, ориентируясь на потребности реальной группы, учащихся. При разработке консультации следует прежде всего выбрать «адресата» консультации – учителя, имеющие специальную научно- психологическую подготовку; учащиеся или родители, имеющие разный уровень образования и большую потребность в практических рекомендациях. Отберите научную литературу по проблеме и обязательно переработайте её с точки зрения доступности, убедительности, практической значимости. Текс консультации следует структурировать, предложения упрощать, приближая к разговорной речи, психологической терминологии избегать. Примерная структура консультации: описание явления (проблемы), его симптоматика; социально- психологические и психолого- педагогические причины его формирования; роль взрослого в формировании и коррекции явления; практические рекомендации по коррекции причин и следствий явления.

Консультация предоставляется психологу школы, классному руководителю; в Отчет прикладывается ксерокопия.

Список обязательных приложений к Отчету:

  • Заключение на испытуемого

  • Заключение на группу

  • Протокол, социоматрица и социограмма, анализ проведения методики «Социометрия»

  • Письменная консультация для родителей/учителей

  • Протокол, анализ проведения одной из методик комплексного обследования личности.

  1. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА И ЕЁ СОДЕРЖАНИЕ

Внимание! Производственная практика проводится на 3 и 4 курсах обучения. При единстве целей, она имеет различные задачи и содержание, которые в тексте приводятся по годам обучения.

Целями производственной практики являются:

  • формирование навыков описания и анализа формальной и неформальной структуры, иерархии, документации организации;

  • приобретение опыта адаптации к производственному коллективу, установления деловых и межличностных контактов, взаимодействия с руководством;

  • совершенствование навыков профессионального общения, поведения, профессиональной этики – профессионализация студентов;

  • совершенствование психодиагностических умений и навыков;

  • закрепление психодиагностических умений и умений проведения консультативных и тренинговых мероприятий по запросу клиента-организации.

4.1. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА НА 3- М КУРСЕ

описание случаев для консультирования

Описание собственного опыта по проведению сессии в процессе обучения.

Для защиты по предмету Основы психологического консультирования необходимо представить отчет о практике по следующей форме.

1.Ф.И.О. (вымышленные)

2.Пол.

3.Возраст.

4.Профессия.

5.Образование (высшее или другое техническое или гуманитарное).

6.Семейное положение.

7.Условия проживания.

8.Были ли операции, травмы, сотрясения головного мозга, попадал(а) ли в аварии и т. д.

б). Описание сессии.

1.Выяснение запроса со стороны клиента. Например: Меня никто в семье не понимает — то, как запрос формулирует клиент)

2.Переформулировка для себя в виде психологической проблемы. (То, как ее для себя формулирует консультант. Нарушение коммуникации в контексте семейных отношений На работе-то все понимают.).

3. Проверка консультативной гипотезы в виде задавания вопросов.

4.Коррекция (обоснованность выбора метода коррекции консультантом). (Например, взял проективные методы, потому что клиент очень взволнован и по моему мнению, не смог бы работать при помощи других методик).

в). Анализ сессии по алгоритму.

Протокол сессии

а) Этапы консультативной беседы беседы. (см. лекции)

б)Ход беседы. (Приблизительная стенограмма основных этапов).

в) Анализ деятельности консультанта. (Зачем я это сделал, с какой целью).

г) Комментарии. (Что получилось, что можно было сделать по-другому (иногда можно сменить цель, иногда, не оправдываются предположения. Трудности, сложности и т. д. О том, как решались трудности в ходе беседы.

г). Заключение. Выводы и предположения о дальнейшей стратегии (программе) работы на следующую и на следующие сессии.

Психологическое консультирование: примеры из практики при постановке диагноза

В настоящее время психологическое консультирование. примеры из практики считается одним из самых главных и эффективных направлений деятельности будущего квалифицированного психолога, который на своем рабочем месте обладает всеми навыками и опытом работы в вышеупомянутой сфере. Без его помощи невозможно осуществить никакое мероприятие, связанное с проведением психической профилактики человека, проконсультировать его по какому бы то ни было вопросу, а также сделать экспертизу.

Виды консультаций

Модели психологического консультирования в наше время являются многочисленными, и каждая из них имеет право на существование, поскольку в тех или иных ситуациях только одна из них может принести желаемый результат. К тому же, правильное определение диагноза в этой области является ключевой составляющей частью в ходе проверки, будет ли та лечебная схема иметь положительный эффект или нет. Психологическое консультирование примеры из практики имеет основное применение в процессах, когда необходимо уточнить причину расстройств в развитии детей дошкольного и школьного возраста, их способностей обучаться, а также эффективность применения к ним воспитательных моментов.

Как правило, модели психологического консультирования являются неоднородными, они включают в себя разные подходы к изучению этой проблемы и попыткам ее решения. Они включают в себя такие компоненты:

  • обнаружение индивидуальных черт каждого отдельно взятого человеческого организма
  • обнаружения того или иного сбоя в работе психической системы
  • поиск путей разрешения проблемы в самые быстрые сроки.
  • Очень важно в ходе обследования организма поставить ему правильный диагноз, поскольку от этого напрямую зависит скорость выздоровления и эффективность выбранной схемы лечения. Тут также важно принимать во внимание многочисленные примеры психологического консультирования, благодаря которым можно провести аналогию с существующим случаем и выявить сходные и отличные черты заболевания.

    Примеры психологического консультирования можно найти в разных областях деятельности врачей-психологов, в том числе, когда он входит в число участников какого-либо эксперимента в этой сфере или если он проводит коррекцию состояния больного. Но в большинстве своих случаев эта сфера существует по отдельности и редко, когда встречается в других областях медицинских наук. Психологическая диагностика и последующее консультирование ставят перед собой цель оценить текущее состояние больного и его психической систему, обнаружить заболевания и найти самые эффективные и действенные пути их лечения.

    Психология и диагностика

    Как только больной обращается в медицинское учреждение за помощью, врачи сразу же приступают к комплексной диагностике его общего состояния. В ходе этого используются такие методы:

  • поиск всей информации, касающейся заболевания
  • анализ полученных данных
  • постановка диагноза
  • поиск быстрых путей лечения выявленного заболевания.
  • С помощью психологической диагностики организма больного можно выявить целый ряд факторов, которые тормозят его общее развитие и способность к обучению. Таким образом, можно прийти к выводу, какие именно психические проблемы он имеет и как от них можно избавиться в рамках медицинского подхода. Поставить диагноз в области психологии — дело крайне нелегкое, поскольку человеческий мозг представляет собой такую область, которая еще в медицине недостаточным образом изучена. Другими словами, эта наука является неточной, и задачей врача в этом случае является если не вылечить больного, то хотя бы ему не навредить.

    протокол психологического консультирования. помогите составить, скиньте образец, пожалуйста

    ozzy Знаток (296), закрыт 1 год назад

    Женя А. Знаток (418) 2 года назад

    Образец не скину — не могу. Попробую объяснить вкратце.

    Берёте основной алгоритм ведения консультации (ну помните, наверное — приветствие, знакомство, установление контакта. ) и далее по алгоритму. Составляете табличку с тремя колонками

    Ну и соответственно ход беседы в том же духе протоколируете кратенько — суть проблемы, в анализе ваши гипотезы и предположения, к каким выводам пришли, подтвердилась ли гипотеза. Точнее уже не скажу — давно не вела. Удачи.

    Поиск

    Психологическое консультирование — Примеры консультирования

    Федеральное агентство морского и речного транспорта Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «морской государственный университет Имени адмирала Г.И. Невельского»

    Морской гуманитарный институт Факультет психологии и социального управления Кафедра психологии

    Анализ сессии Психологического консультирования

    Выполнила: Салова А.А. группа 09.41

    Руководитель курса: профессор, Власова Т.В.

    Владивосток

  • Предварительные сведения.
  • Протокол сессии психологического консультирования.
  • Анализ сессии психологического консультирования.
  • Описание состояния психолога до начала сессии консультирования, во время сессии и после ее окончания.
  • Творческий анализ сессии консультирования.
  • Анализ неудачных моментов в работе психолога и их последствия. Описание альтернативных вариантов.
  • Анализ логики работы над запросом клиента.
  • Анализ этапов консультирования.
  • Анализ работы психолога на выработке и проверка собственных гипотез.
  • Резерв профессионального роста.
    1. Предварительные сведения

    Психологическое консультирование

    Индивидуальное психологическое консультирование проводится, как правило, в форме взаимного общения психолога и клиента (т.е. обратившегося к нему за помощью человека).

    За консультацией к психологу военнослужащие могут обратиться сами, или по рекомендации (направлению) командиров (начальников). Кроме того, военный психолог может по собственной инициативе пригласить на консультацию конкретного военнослужащего, с признаками депрессивного состояния, повышенной агрессивности или других негативных проявлений в поведении.

    Сущность консультирования состоит в оказании помощи клиенту посредством его психологического просвещения, а также в выработке, на основе результатов психодиагностики, специальных рекомендаций по изменению определенных психологических факторов, затрудняющих нормальное функционирование личности в условиях военной службы.

    При первичном обращении к психологу человек может не решиться сразу заговорить о своих внутренних проблемах. Поэтому психологу необходимо выбрать наиболее приемлемую тактику общения с ним, установить доверительный контакт, чтобы побудить его к откровенному разговору. В конце диалога следует определить сроки дальнейших встреч для консультирования.

    Консультирование проводится, как правило, в форме специальной беседы с клиентом. Существенно важным для проведения беседы является то, что предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента. Процесс беседы должен быть направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отношение клиента к его внутреннему миру — сделать его более динамичным.

    Консультационная беседа предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности клиента.

    Обычно применяется пятишаговая модель процесса консультационной беседы:

    Установление контакта представляет собой ситуацию пространственной организации взаимодействия психолога и клиента. Для консультирования необходимо иметь отдельный кабинет или искусственно ограниченное пространство. Оптимальный вариант пространственного расположения — два одинаковых кресла, разделенные журнальным столиком (1,5 м друг от друга) при неярком освещении.

    Темп ведения беседы должен совпадать и у клиента и у психолога. Беседа может начаться с вступления, заданного вопросом-предложением психолога:

    — Слушаю Вас, или

    — Расскажите о себе, или

    — Что привело ко мне.

    Создается возможность для разговора о себе, т.е. задается предмет взаимодействия — клиент и события его жизни.

    Психологу при установлении контакта необходимо использовать имя клиента в обращении к нему. Как известно, имя и его употребление — это средство управления клиентом. Повторение имени создает условия для индивидуализации контакта, так и для воздействия на клиента. Есть люди, которые не идут на контакт. Если в течение 10 минут такой клиент не заговорил, то желательно не идти у него на поводу и не строить беседу на вопросах. Поступая таким образом психолог берет на себя ответственность за клиента и его активность в ситуации беседы, что противоречит целям консультирования.

    В процессе определения проблемы клиента, психолог может и часто должен выступить в роли «следователя», стремясь узнать о клиенте как можно больше, восстанавливая все детали исследуемого контекста, в котором появился заказ клиента. При этом психолог задает конкретные вопросы о ходе событий, об участниках событий и их конкретных действиях. Вся информация направлена на осознание клиентом контекста заказа и своей роли в происхождении психологической информации. Примерно 15-20 минут идет широкий рассказ клиента о себе.

    В это время психолог выдвигает предположения о строении внутреннего мира клиента, о том, какими модальностями этого внутреннего мира владеет клиент:

    — что знает клиент о возможностях своих действий

    — что знает клиент о своих целях

    — что знает клиент о своих чувствах

    — что знает клиент о своих мыслях

    — а также решить вопрос о том, что надо знать клиенту о содержании своего внутреннего мира, чтобы сделать его более мобильным.

    Психолог, задавая вопросы, производит ориентацию анализа ситуации жизни клиента на предмет профессионального взаимодействия с ним. Он говорит с ним о его внутреннем мире, о его роли в происхождении событий его жизни, при этом раскрывая потенциальные возможности клиента, специально обращаясь к нему с оптимистическими суждениями: «Изменяясь сами, Вы будете изменять других», «Нужно время и терпение, чтобы изменился тот, кто рядом» и т.п.

    Отвечая на вопросы психолога, клиент анализирует свое поведение и поведение других в этой ситуации и осознает их.

    Гипотезы, которые психолог будет обсуждать с клиентом, должны быть просто и адекватно выражены для клиента. Язык консультационной беседы должен отвечать следующим правилам построения диалога:

    — не надо сгущать краски, употребляя оценочные суждения

    — ориентируйтесь на ключевое слово — тему клиента

    — не навязывайте свою точку зрения

    — употребляйте простые слова и образы для передачи информации

    — говорите кратко.

    Консультирование не будет эффективно без эмоциональной включенности человека в рассказ о себе.

    Во время консультирования не надо объяснять клиенту о нем все, что узнал психолог. Достаточно четко изложить одну проверенную фактами гипотезу, чтобы показать клиенту вариант логики в его поведении. При этом психолог демонстрирует клиенту разные стороны проблемы через содержание своих вопросов, чтобы клиент мог эту информацию принять и проверить.

    Для этого используется принцип обратной связи, который для психолога проявляется в виде вопроса по высказыванию клиента, а для клиента в виде ответа на этот вопрос.

    На этом этапе беседы психолог прибегает к повторению основных параметров решаемой им задачи. Повторение — один из принципов консультирования, который позволяет продемонстрировать клиенту разные стороны его проблемы, структурировать его внутренний мир. Эмоциональная включенность клиента в эту ситуацию определяет процесс структурирования.

    Разговор психолога с клиентом на основе выдвинутой гипотезы, не рекомендуется продолжать более 10 минут. Целесообразно прервать рассказ клиента, если психологу уже ясна рабочая гипотеза. Когда цели клиента четко поняты психологом, следует вернуться к определению проблемы. Это позволяет клиенту увидеть свою проблему и уточнить свои позитивные возможности.

    Третий этап беседы может быть обозначен как фаза осознания клиентом желаемого результата. Психолог вместе с клиентом определяет его идеал — каким клиент хочет быть что в его жизни произойдет, когда проблемы будут решены. Если клиенту и психологу все ясно, то рекомендации должны быть даны немедленно.

    Эта фаза беседы предполагает воздействие психолога — это основное содержание консультирования. Для клиента оно не должно выглядеть как-то по-особому. В диалоге с психологом происходит как бы «инсайт» — клиент переживает изменения, происходящие с ним как результат его собственных усилий («Я сам все понял»). Опора психолога на потенциальные возможности клиента приводит к тому, что переживаемые клиентом изменения в ситуации консультационной беседы приведут и к изменению его поведения.

    Направленное воздействие на клиента осуществляется следующими методами:

    — интерпретация (новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога) — психолог открывает клиенту альтернативное видение реальности, способствует изменению его настроения и поведения

    — директива (указание) — строго предписывает клиенту выполнение определенных действий, способствующих, по замыслу психолога, решению проблемы клиента. Предполагается, что клиент выполнит указание

    — совет (информация, домашнее задание, пожелание, общие идеи о том, как действовать, думать, вести себя) — психолог дает клиенту полезную информацию

    — самораскрытие — психолог делится личным опытом и переживаниями, либо разделяет нынешние чувства клиента, при этом устанавливает раппорт

    — обратная связь — позволяет клиенту понять, как его воспринимает психолог и окружающие

    — логическая последовательность — психолог объясняет клиенту логические последствия его мышления и поведения «Если, то. «, дает клиенту точку отсчета для понимания своих переживаний и действий, позволяет предвидеть их результат

    — пересказ — психолог повторяет сущность слов клиента и его мыслей, использует его ключевые слова, тем самым активизирует обсуждение, показывает клиенту уровень понимания его проблем

    — отражение чувств — психолог поясняет эмоциональную подоплеку ключевых фактов, помогает открывать чувства

    — резюме — психолог в сжатом виде повторяет основные факты и чувства клиента, проясняет направление беседы

    — воздействующее резюме — используется в конце беседы чтобы суммировать суждения психолога, чаще всего используется в комбинации с выводами и резюмирующими высказываниями клиента. Проясняет, чего психолог и клиент добились в ходе беседы.

    В процессе воздействия на клиента психолог пользуется следующими приемами: ссылка на авторитет, апелляция к литературным источникам, обращение к научным данным, опора на обыденную жизнь и т.п.

    Если клиент оказывает сопротивление воздействию психолога и не реагирует на мягкие формы воздействия (изложенные выше), то психолог обозначает сопротивление клиента и работает с ним. Это может быть в следующей форме «Вам трудно принять. «, «Вам не хочется согласиться. «.

    Это позволяет обсудить ситуацию сопротивления клиента и одновременно, психологу важно показать свое стремление признать за клиентом некоторую правоту, отказавшись от сильного давления по переориентировке клиента. Клиенту предоставляется право не соглашаться с психологом.

    Важный момент воздействия состоит в том, что обычно беседа идет на фоне негативной информации о человеке, позитивную информацию самому человеку создать трудно, т.к. он часто просто ничего придумать не может. Психологу очень важно проговорить с клиентом возможные позитивные варианты поведения. В ненавязчивой манере надо воссоздать этот вариант поведения.

    Тестирование в этой ситуации позволяет клиенту обнаружить неизвестные ресурсы своей личности, сфокусировать внимание на возможностях, о которых он и не подозревал.

    Позитивное обсуждение может быть не очень четким, но оно должно быть обязательно. Ему может быть посвящена целая консультация.

    На этом фаза воздействия закончена. По длительности она равна примерно 15 минутам.

    При выработке альтернативных решений психолог создает клиенту условия выбора. Здесь психологу важно помнить о том, что «правильное» для него решение не обязательно является таковым для клиента.

    Консультирование состоит из анализа не только вербальных реакций психолога и клиента. Особое внимание необходимо уделять на невербальное поведение клиента во время беседы. При этом следует учитывать, что невербальный язык отражает: условия взаимодействия с клиентом (время и место беседы, оформление кабинета и т.п.) информационный поток (смысл речевого высказывания может быть выражен невербально) интерпретацию содержания темы участниками взаимодействия.

    Основную информацию психолог снимает в визуальном контакте с клиентом (когда и почему индивид перестает смотреть в глаза), в анализе языка тела (считается, что наиболее информативным является изменение наклона туловища), в фиксации интонации и типа речи (громкость произносимого и т.п.), а также в учете всех изменений темы.

    Самым важным показателем эффективности психологического консультирования будут переживания клиента, которые могут быть описаны в обобщенном виде так: «Я стал другим».

    Заключительным этапом консультационной беседы является обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом по поводу проблемы, переход от обучения к действию. На этой стадии консультирования задачи психолога состоят в том, чтобы способствовать изменению мыслей, действий и чувств клиента в повседневной жизни.

    Заканчивать консультацию лучше всего домашним заданием, обязательно отмечая для клиента необходимость отчета о выполнении (невыполнении) домашнего задания. Таким образом мобилизуются средства контроля за содержанием изменений, происшедших с клиентом во время беседы.

    Домашнее задание должно быть сформулировано в простой, доступной для понимания и выполнения форме, направлено на конкретную ситуацию и действие в ней.

    Обсуждая задание на следующей встрече с клиентом, можно по-новому увидеть исследуемую ситуацию. Если клиент не выполнил домашнее задание или выполнил его частично, с ним обсуждаются причины невыполнения задания.

    Кроме домашнего задания с клиентом могут быть обсуждены рекомендации для обращения к другому специалисту или к книге. Совет, рекомендация в этом случае должны быть в виде четкой информации о специалисте, месте и времени его работы, а если речь идет о книге, то должны быть сообщены все исходные данные этой книги.

    В заключение беседы психолог обговаривает с клиентом будущую встречу и спокойно, не торопясь, прощается с клиентом.

    Групповое консультирование проводится в целях сплочения воинских (трудовых) коллективов, снижения в них общей психологической напряженности, улучшения межличностных отношений, оптимизации морально-психологического климата, повышения групповой сплоченности, улучшения стиля руководства, устранения нежелательных эмоциональных состояний или их последствий, повышения эффективности выполнения учебно-боевых задач.

    Задачи группового консультирования определяются на основе результатов психодиагностического исследования.

    Первое, с чем начинает работать психолог в групповом консультировании — это оценивает систему реально существующих отношений между военнослужащими. Выделяет наиболее значимые отношения, представляет их для обсуждения в группе.

    Задача психолога состоит в том, чтобы найти предмет взаимодействия членов группы с учетом интересов каждого из них. Для решения этой задачи психолог должен располагать психодиагностическим материалом о типе отношений между членами группы (особо изучаются факты, говорящие об устойчивости отношений).

    Показателями наличия постоянных травмирующих факторов могут быть состояние глобальной коллективной неудовлетворенности, состояния групповой тревоги, состояние вины, связанное с коллективом, состояние невыносимого, непосильного нервно-психического и физического напряжения. Во всех этих случаях воинский коллектив выступает, как объект, определяющий устойчивое неудовлетворительное состояние индивида. Работа с этим состоянием возможна только тогда, когда психолог работает с содержанием межличностных отношений. Другими показателями наличия устойчивых, в данном случае конфликтных отношений, могут быть соматические заболевания человека. Наличие у одного из членов группы соматических заболеваний может создавать условия для воспроизведения в группе одного и того же типа отношений. В этом случае работа психолога с конфликтной личностью может стать основанием для изменения групповых отношений.

    В целях коррекции социально-психологического климата в подразделении консультант работает по следующим направлениям:

    — преодоление барьеров психологической напряженности и сопровождающих эту напряженность отрицательных эмоций, возникающих в процессе общения людей

    — совершенствование отношений функционально-ролевой взаимозависимости, отношений руководства и исполнителя

    — повышение уровня включенности в деятельность каждого члена группы.

    Консультирование по этим направлениям может осуществляться в нескольких формах: рекомендации командирам (начальникам) с указанием конкретных способов психолого-педагогического воздействия на коллектив и обучение военнослужащих адекватным способам поведения и отношений методами психологических упражнений, игр, общения, дискуссий, невербальных контактов и изменений обстановки.

    В процессе консультирования психолог реконструирует эмоциональные аспекты межличностного взаимодействия, работает в зоне бессознательных психических явлений. При этом у членов группы появляется уверенность в своих социальных ролях, повышается способность к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир окружающих, решаются проблемы личностного роста.

    Принцип консультирования будет состоять в непосредственном представлении проблем военнослужащих в их реальном виде в процессе групповых событий. Акцент делается на действии механизма обратной связи и при общей эмоциональной поддержке. Выбираются специально личностно значимые темы для обсуждения, используются приемы психодиагностики и способы невербального общения с целью расширения эмоциональной и перцептивной сторон общения, изменения способов взаимодействия.

    Наибольший эффект от психологической консультации будет достигут, если в группе удастся создать особую психологическую атмосферу единства.

    Сомневаетесь, обращаться ли к психологу? Стесняетесь? Вы можете получить первую консультацию психолога анонимно. Читайте ниже пример первой консультации психолога, о том, как профессиональный консультант работает с клиентом и, наконец, обратитесь к специалисту сами!

    Пример консультации психолога

    Одна из наиболее частых причин для обращения к профессиональному консультанту – непонимание в отношениях родителей и детей.

    В практике консультирования к специалисту на первый прием приходят пары: родитель и ребенок (чаще всего, это мама и ребенок). Здесь консультант соприкасается лишь с фрагментом семьи (за исключением случаев неполных семей), но уже может применять приёмы не индивидуальной, а семейной терапии. Если непонимание охватывает всю семью – то на второй приём консультанта, как правило, клиенту необходимо привести всех членов семьи.

    Однако в некоторых случаях может быть применена и индивидуальная психологическая терапия. Например, присутствие ребенка во время «жалоб” родителей может помешать ему в установлении доверительных отношений с консультантом.

    Рассмотрим пример консультации психолога с родителями. Маму шестиклассницы Веры тревожит зажатость девочки в школе, отсутствие подруг, частая плаксивость, о причинах которой девочка с мамой не делится. В ходе консультации мать рассказывает о напряженной атмосфере в семье, о своей занятости и усталости, о сложных отношениях между родственниками, с беспокойством вспоминает о нравах «нынешних” детей. Мама высказывает ожидание, что девочка получит помощь именно у консультанта. Психолог перефразирует информацию с сочувствием трудностям ребенка в такой ситуации. Работа консультанта теперь фокусируется на молчавшей до сих пор девочке: ”Вера, а ты хотела бы, чтобы изменилось нечто в том, что происходит?” Девочка всё ещё молчит, но отреагировала на вопрос – лицо порозовело, в позе появилось напряжение, пошевелились губы. После паузы психолог предлагает: «Вера, ты можешь просто кивнуть, если «Да” и помотать головой, если «Нет””. Девочка кивает.
    Психолог постепенно приближается к цели: «Я верно понимаю, что есть что-то, что ты бы хотела изменить?” (Кивает.) «Ты бы хотела обсудить это со мной?” (Молчание.) «Правильно понимаю, что тебе хочется поговорить об этом, но не сейчас?” (Кивает.) «Тогда я предлагаю тебе поговорить со мной, пока мама подождет нас за дверью кабинета. Знай, что я не имею права рассказывать никому то, о чем мы с тобой поговорим. Даже маме. Согласна?” (девочка кивает и ищет взглядом одобрения у матери). Психолог предлагает матери временно удалиться, чтобы к концу сеанса снова пригласить мать для завершения беседы втроем и уже сформулировать эффективные предложения для выхода из ситуации. Пример консультации психолога с клиентом диалог

    На рассмотренной консультации психолог осторожно перешёл от первоначального запроса родителя к запросу ребенка. Для того, чтобы ребенок, наконец, открылся, была проведена работа по предоставлению ему безопасного пространства — оказана поддержка при переформулировании рассказа мамы, коммуникация была ненасильственной, а упоминание о правилах конфиденциальности окончательно расположило ребенка к консультанту, снизило его психологическое напряжение.

    В структуре сеанса, в зависимости от контекста и запроса, психолог часто вводит элементы обучения для родителей (например, просит обратить внимание на детали взаимодействия и формирование отношений консультанта и ребенка, акцентирует, каким образом понимать ребенка, достигать нужного эффекта и предупреждает о последствиях повторяющихся негативных реакций родителя).

    В каких случаях необходима психологическая помощь и поддержка

    Консультации профессионального психолога становятся крайне необходимыми в разных ситуациях. У многих людей периодически возникают конфликты, как с окружающими, так и с самим собой, из которых им не удается выбраться самостоятельно. Поддержки и помощи близких оказывается недостаточно. Всё это влияет на дальнейшие отношения и препятствует их развитию. У большинства людей с течением времени наступают кризисы разного характера – возрастной, супружеский, семейный, кризис «отцов и детей”. Консультация психолога онлайн анонимно позволит решить Ваши психологические проблемы. У меня колоссальный профессиональный опыт, моя работа ведётся с разными критическими ситуациями в жизни клиента. Посредством регулярного консультирования я и клиент вместе находим точки выхода из возникшей проблемы, как в офисе, так и на сеансах в режиме онлайн. Длительно работаю как семейный психолог, консультации членов одной семьи позволяют верно понимать причины возникновения семейных кризисов и проводить их дальнейшую профилактику.

    Случается и так, что эмоциональное выгорание и проблемы клиента на работе приводят к потере интереса ко всему. Снижается производительность труда, энергия, клиент начинает чувствовать себя беспомощным, обиженным, безнадежным, по его ощущениям ему не хватает сил, а некогда любимая работа кажется ему бессмысленной и скучной. В этом случае клиенту сложно обходиться без консультирования специалиста, без поддержки со стороны.

    Одна из тенденций последнего времени — человек вне зависимости от возраста, старается найти дело жизни «по душе”, в поиске себя клиент прибегает к помощи дорогостоящих коучей, но коучинг не может существовать отдельно от психологии. Давно и успешно работаю с моими клиентами по направлению их целей, смысла жизни, миссии, поиске предназначения. Если поддержка такого рода необходима и Вам – буду рада помочь!

    Эффективность проведения психологической терапии

    Результат, который Вы должны ожидать от консультирования у профессионального психолога – это избавление не только от симптомов (следствий) проблем, но и от причин, которые их вызывают. Каждый диалог со специалистом приносит клиенту нужную частицу поддержки и способствует обретению уверенности клиента в своих силах, позволяет приблизиться к желаемому результату. Современные встречи с психологом, передача профессиональной обратной связи могут проводиться в оффлайн и онлайн режимах.

    Результат консультирования и психологической терапии зависит от качества и глубины сотрудничества психолога с клиентом. Поэтому, клиент и психолог в равной степени отвечают за итоги психологической терапии – по 50%.

    Хотите эффективно справиться с тревогой, апатией или агрессией? Хотите ощутить былую радость и уверенность в жизни, улучшить качество бытия, создать новые или улучшить существующие отношения? Достаточно первого шага – запишитесь на приём к психологу! Готова помочь Вам найти Путь к себе! В этом направлении я работаю длительный период. Встречи проводятся индивидуально и в группах, в форматах онлайн и личного присутствия. Позвольте себе взять свою жизнь под свой контроль, а моя поддержка поможет Вам сделать её такой, какой Вы давно хотели!

    Консультация психолога

    Провожу консультации как в краткосрочном, так и в долгосрочном режимах. Обычно по конкретному вопросу требуется разовая консультация. А если клиент стоит перед глобальными изменениями в своей жизни – то в данном случае ему необходима более длительная психологическая терапия.

    Наиболее частые причины обращений моих клиентов за консультацией:

    1. самоопределение – недовольство собой, нереализованность, «не понимаю, чего хочу”
    2. проблема верного выбора – партнёра, профессии, места работы, жизненного пути
    3. сложности в семье – ссоры, непонимание, измена, расставание, развод, конфликты отцов и детей
    4. отношения – неуверенность, неумение отстаивать свои интересы, чувство обиды, чувство вины, разочарование, сложности в установлении новых контактов,
    5. симптомы депрессии – угнетенность, исчезновение вкуса к жизни, подавленность, тревога, безразличие
    6. последствия, вызванные стрессорами (психотравмирующими событиями), такими как – потеря близких, несчастные случаи, сложные болезни, пережитые ситуации угрозы для жизни.

    Пример психологической консультации

    Рассмотрим психологическую консультацию на следующем примере. Мать длительный период не может договориться с сыном о том, чтобы он перестал лениться, никакие методы не помогают, и она обращается ко мне.

    Сначала мать высказывает все свои жалобы к сыну, описывает стандартную ситуацию своего возвращения домой после напряженного дня, а сын играет в приставку. Сын лохматый, портфель валяется у входной двери, одежда разбросана, школьное домашнее задание так и не начато, съедены чипсы и сушки, а ужин нетронут, ведь его нужно было разогреть. Начинаются взывания матери к совести ребенка, повышение голоса, защитные и обидные ответные реплики ребенка.

    Но ведь ругать ребенка в эти моменты торжествующей лени совершенно бесполезно. В таком состоянии ребенку элементарно лень даже выслушать мать.

    Объясняю клиенту, что борьба с ленью – пожизненное занятие. Даже животные могут вырваться из царства лени только по уважительной причине – для добычи пропитания. Ради интереса с ребенком можно посмотреть документальный фильм про образ жизни ленивцев и шутливо спросить у ребенка: «А сколько времени бы тебе понравилось жить такой размеренной и ленивой жизнью?”

    Спрашиваю, каким образом клиент организовал рабочее место ребенка. Оказывается, у ребенка не только своя зона, а целая комната. Определяемся, чтобы в дальнейшем клиент старался не зацикливаться на неприятных проявлениях лени, а поощрял попытки ребенка создавать собственное уютное гнездышко, поощрял планировать своё время.

    У рассматриваемого ребенка, как и у многих детей – полудневные занятия в школе 6 дней в неделю, спортивный кружок 3-4 раза в неделю, редкие прогулки с друзьями. Конечно, ребенок становится более организованным, когда у него насыщенный событиями день. Смена деятельности помогает переключиться и отдохнуть.

    Договариваемся, что теперь клиент будет помогать ребенку «выкраивать” время для того, чтоб тот мог немного полениться. Хороши призывы: «Слушай, сделай сегодня все уроки до тренировки – тогда успеешь до сна еще два часа поиграть в конструктор и полениться!” Эффективны «торги”: «Поленись минут 20-30, а потом за уроки!” Очень хороши в борьбе с ленью закрытые вопросы, ответы на которые не предполагают бездействия: «Ты сначала подготовишься к диктанту по английскому или математику сделаешь?”

    Мой клиент постепенно оживляется, окрыляется готовностью изменить отношение к лени ребенка. Сама предлагает конструктивный вариант – записывать список планируемых дел сына и вычеркивать в них завершенные.

    Здесь оказалось достаточно единственной консультации, чтобы ребенок стал изменять поведение ввиду позитивных изменений в реакции матери на происходящее.

    Возможность получить профессиональную помощь психолога

    Каждый отдельный человек имеет индивидуальные способности к саморегуляции, поэтому причины консультирования психологом – совершенно разные. Условно их можно разделить на три группы.

    Кому-то необходимы методы поддержки специалистов только, если какое-то негативное событие уже произошло. Кто-то нуждается в профилактике нежелательных повторений в его жизни – ведь ожидаемого положительного события в жизни человека так и не происходит. А кому-то просто хочется улучшений и недостаточно происходящих событий, несмотря на то, что в целом человек успешен и доволен собой.

    Для любой из указанных причин подбираются приемлемые методы диагностики и консультирования. Вместе мы выявим причины Ваших трудностей и найдем пути лучше понимать себя и окружающих!

    Получить мою профессиональную помощь Вы можете по следующим каналам связи:

    — Позвонить по телефону +7(913)210-68-50

    — Написать в WhatsApp

    Протокол индивидуальной консультации

    Ф.И.О.:_______________________________________________________________

    Дата: 21.12.2017________________________________________________________

    Цель беседы: психологическое консультирование родителя по сложившейся проблеме детско-родительских отношений_________________________________

    Заранее с помощью телефонного звонка с клиентом было оговорено время и место встречи.

    Консультативная беседа прошла на рабочем месте клиента, в свободное от работы время (обеденный перерыв). Произошёл акт приветствия. Татьяна Геннадьевна в тот момент находилась в напряженном состоянии.

    Мама была напряжена. Мне необходимо было создать максимально благоприятную встречу, что способствовало раскрепощению, спокойствию клиента.

    Трудностей на данном этапе не было

    2.Настроечный этап.

    Настраивание на совместную работу клиента с психологом-консультантом отсутствовало.

    Психолог-консультант снял психологический барьер в общения с клиентом при помощи разговора на отвлеченные темы.

    Так же внимание было уделено и девочке. Спрашивалось – Как настроение? Что нового было за эти дни?

    Мама рассказала, что девочка по-прежнему категорически отказывается ходить в школу.

    Отказывается ходить на уколы прописанные врачом неврологом. Не проявляет желания общаться со сверстниками. Не принимает во внимание мнение родителей. Все попытки матери выполнить совместно учебные задания игнорирует. Родители лишили девочку телефона, интернета и телевизора. В ответ она теперь проводит большинство времени в кровати. Мама возит девочку к городскому психологу. По его совету мама не пристает к дочери с убеждениями ходить в школу и позволяет девочки делать все, что ей хочется. Родители заняли наблюдательную позицию.

    На данном этапе успешно осуществлено снятие психологического барьера в общении и поведении между клиентом и психологом, что способствовало

    доброжелательности, психологической безопасности, раскрепощённости со стороны клиента.

    Внешний вид, мимика, голос так же внесли в это свои дополнения.

    Основная трудность была в создании нужной психологической атмосферы, так мама была озабочена и встревожена самой обстановкой и ожидаемыми результатами. Проблема была решена через несколько минут общения клиента со мною.

    3. Диагностический этап.

    Психолог-консультант предложил клиенту плавно перейди к выполнению психодиагностического исследования под названием «семейная социометрия».

    Мама отказалась.

    Мною была доведена до родителя психологическая информации по поводу понятий — тревожность, характеристики тревожности, вред наносимый им ребёнку, возможный дальнейший прогноз.

    Необходимо было более тщательно разъяснить полученную информацию.

    4. Рекомендательный этап.

    На данном этапе было озвучены практические рекомендации их уточнение. Проходило в виде беседы. Каждый пункт рекомендаций пояснялся, корректировался с учётом задаваемых вопросом клиента.

    Мною было подробно объяснены все моменты рекомендаций. Трудности были в том, что мама не прислушалась к представленным рекомендациям и осталась при своем мнении по поводу сложившейся ситуации.

    5. Контрольный этап.

    Психолог-консультант укрепил у клиента уверенности в том, что его проблема обязательно разрешиться. Применялись приемы убеждения, внушения, эмоционально-положительного стимулирования и ряд других. Клиент попросила, чтобы ее больше не беспокоили представители школы. Сказала, что городской психолог продолжит наблюдение за ребёнком. Мама готова ждать пока ее девочка сама решит пойти в школу. На данный момент мама согласна с тем, что ее девочка будет не аттестована и возможно останется на второй год обучения.

    Психолог-консультант сказала – что всегда готова ответить на возникнувшие вопросы и предложила связываться с ней по телефону.

    Прощание психолога с родителем.

    На мой взгляд трудность была в том, что клиент боялась помогут ли эти рекомендации, а может ожидала моментального положительного действия, т.е. решения проблемы.

    Возможно на данном этапе необходимо было больше предать силу рекомендациям, уверенность в словах психолога.

    Вывод:_поставленная цель консультации достигнута, озвучены рекомендации, девочка поставлена на контроль по наблюдению за дальнейшей динамикой развития у городского психолога.

    Педагог – психолог К.А. Сальнева

    Помимо определения единиц и ситуаций наблюдения, а также выборки испытуемых, необходимо продумать и то, как будут фиксироваться данные во время проведения наблюдения. Данные наблюдения обычно оформляются в виде протоколов или дневников наблюдения. При этом регистрация может осуществляться либо непосредственно в момент проведения наблюдения, либо после его окончания.

    В некоторых исследованиях регистрация данных в процессе наблюдения может осуществляться с помощью аудио- или видеозаписи либо других технических средств. Однако полученный таким образом материал не может быть подвергнут обработке непосредственно и все равно должен быть впоследствии запротоколирован.

    Протоколы в зависимости от особенностей исследования делятся на систематизированные и несистематизированные.

    В несистематизированных (сплошных) протоколах ведется сплошная, «фотографическая» запись всего поведения наблюдаемых, которое проявляется в течение сессии наблюдения. Обычно такие протоколы ведутся при поисковом наблюдении, когда заранее выделить интересующие единицы наблюдения оказывается затруднительным.

    В систематизированных протоколах заранее задаются подлежащие фиксации единицы наблюдения. Довольно часто такой протокол выглядит как таблица, в которой необходимо ставить отметки о частоте проявления целевого поведения, его длительности, либо проставлять балльные оценки степени выраженности подлежащих анализу внешних переменных.

    При проведении длительных наблюдений, занимающих дни, недели, месяцы или годы, сплошной протокол оформляется в виде дневника наблюдений. Такой дневник выглядит как тетрадь с пронумерованными страницами, в которой ведутся записи. Каждая запись предваряется датой и временем проведения наблюдения, далее ведется сплошной протокол. Такое оформление избавляет от необходимости хранения большого количества отдельных протоколов и делает более удобной обработку. Обычно в такой тетради оставляют широкие поля, которые в дальнейшем используются для пометок, необходимых при анализе собранного материала.

    Протоколы (или дневниковые записи), составляющиеся не в процессе наблюдения, а после, иногда называются ретроспективными отчетами.

    Для проведения корректного наблюдения необходимо уметь правильно протоколировать наблюдаемые явления. Разработка протокола для фиксации интересующих показателей является важным этапом в подготовке программы наблюдения.

    Как уже было отмечено, в зависимости от того, проводите вы количественное или качественное (структурированное или неструктурированное) наблюдение, различается и то, каким будет протокол и как нужно его вести. Отработанные навыки ведения различных видов протоколов позволят снизить влияние проблемы субъективности на результаты исследований.

    При фиксации данных наблюдения в сплошных протоколах и дневниках наблюдения необходимо придерживаться ряда правил, соблюдение которых сделает записи более достоверными, полными и доступными для последующей обработки. Многие из этих правил были описаны еще М. Я. Басовым.

    Так, каждая запись должна включать описание всей ситуации, в которой данное поведение было обнаружено. Речь идет как о предметной ситуации (где находится наблюдаемый, что его окружает), так и социальной (кто находится рядом, в какие социальные взаимодействия в данный момент включен наблюдаемый). В терминологии М. Я. Басова, это запись «фона», на котором происходит наблюдаемое поведение. Подробная фиксация конкретной ситуации, в которой осуществляется наблюдение, может позволить более правильно и глубоко понять происходившее поведение и его причины.

    Другим важным требованием является «фактологичность» записей. Запись должна быть сделана так, чтобы прочитавший ее человек, который не был свидетелем происходящего, мог как можно более точно представить все зафиксированное, как бы «увидеть» его. В записи должны быть отображены только происходившие факты, должно быть подробно описано, что именно и как именно происходило, причем в протоколах не должно содержаться никаких суждений и мнений наблюдателя, его впечатлений и т.п. Запись должна фиксировать внешние переменные, без попыток перевода их на язык внутренних переменных. В некоторых случаях интерпретации могут допускаться в процессе фиксации данных, однако их следует выносить на поля, так чтобы факты были отделены от мнений.

    Запись должна быть как можно более полной и отражать все поведение, интересующее исследователя в соответствии с его целью. Кроме того, запись должна быть сделана на оптимальном уровне обобщения, заданном целями исследования. В табл. 3.3 приведены примеры записей об одних и тех же событиях, сделанных разными наблюдателями, которые приводит М. Я. Басов.

    Становится видно, что первый наблюдатель сделал запись фотографичной — читая ее, мы можем представить себе подробно, что происходило вокруг, как именно вел себя ребенок. Второй наблюдатель просто коротко охарактеризовал общую идею ситуации. Если речь идет о подробной фотографической записи, то предпочтение должно отдаваться записям, аналогичным сделанной первым наблюдателем.

    Таблица 3.3

    Различие протоколов наблюдения двух исследователей

    Первый наблюдатель

    Второй наблюдатель

    Добежав на обратном пути до бочки, достала оттуда исписанную тетрадку брата, вырвала быстрым и сильным движением три полустраницы и пошла, держа листки перед собою, повторяя: «вва-вва-вва…» и еще что-то (как бы читая вслух). Выражение личика сосредоточенно-серьезное. У кровати остановилась, обернулась, что-то напевает, раскачиваясь мерно (ритмично) из стороны в сторону

    Вынула тетрадку из бочки с игрушками, сделала вид, что читает

    Таким образом, общей задачей при ведении неструктурированных протоколов является фиксация исключительно внешних переменных, как можно более подробно. При ведении таких записей важными характеристиками наблюдателя является объем и распределяемость внимания, объем памяти. Наблюдать и осуществлять запись необходимо практически одновременно, поэтому важным для наблюдателя будет также умение быстро фиксировать наблюдаемые явления. Для ускорения письма могут быть использованы приемы стенографии, какие-то заданные заранее знаки и т.п. Любое наблюдение предъявляет к наблюдающему высокие требования, по ведение сплошных протоколов требует особенно больших усилий.

    При осуществлении сплошных записей в протоколах, дневниках или ретроспективных отчетах после проведения наблюдения также необходимо учитывать специфику этого процесса. Такие записи в целом больше подвержены влиянию проблемы субъективности (так как осуществление записей post factum может оказываться неполным или искаженным не только по причине того, что к моменту фиксации какие-то детали забылись, но и того, что какая-то информация может переструктурироваться, что приведет к ошибкам воспроизведения).

    В случаях, когда вести записи во время наблюдения вообще невозможно, рекомендуется делать их сразу же, как только такая возможность появляется; чем меньше времени пройдет с момента наблюдения до момента записи, тем более качественными получатся данные. Качество ретроспективных отчетов может быть повышено, если запись осуществляется в том же месте, в котором проводилось наблюдение, так как совпадение контекстов, в которых происходят кодирование и воспроизведение информации, повышает эффективность воспроизведения.

    В некоторых случаях может использоваться поэтапная фиксация данных, когда во время наблюдения кратко записываются ключевые моменты и какие-то опорные точки, а после окончания сессии наблюдения эти записи расширяются, дополняются подробностями, делаются более полными уже на основе воспоминаний. Главным условием здесь также является не откладывать дополнение записей на долгое время. Это более продуктивный способ ведения ретроспективных записей, поскольку в нем снижается вероятность забыть что-то важное при протоколировании.

    Что касается особенностей ведения структурированных протоколов, то здесь наиболее трудным является не столько процесс заполнения протокола, сколько процесс его разработки. Хорошо продуманный формат протокола позволит упростить работу наблюдателя, а также обработку зафиксированных в нем данных в дальнейшем.

    Обычно структурированный протокол представляет собой таблицу, в которой уже перечислены все определенные заранее единицы наблюдения. Задачей наблюдателя является фиксация частоты их проявления или их продолжительности во время наблюдения. Протокол должен быть продуман и составлен заранее в соответствии с тем, какие именно количественные характеристики наблюдаемого поведения вас интересуют.

    При ведении структурированных протоколов основной целью является получение количественных данных о поведении. Основные количественные характеристики поведения, которые можно получить при помощи метода наблюдения, — это частота и продолжительность.

    Частота это количество встретившихся за время наблюдения примеров целевого поведения (событий). Для получения оценки частоты нужно просто посчитать, сколько раз данное поведение было зафиксировано за время наблюдения (например, сколько раз наблюдаемый улыбнулся во время общения с партнерами по игре в боулинг).

    Продолжительность — это время, в течение которого наблюдалась соответствующая единица наблюдения. Иными словами, эго общая или средняя длительность проявления интересующего поведения за время наблюдения (например, как долго улыбка сохранялась на лице наблюдаемого).

    Кроме этих показателей, может использоваться оценка паттерна как закономерности проявления поведения во времени. К примеру, наблюдаемый часто улыбается в начале игры и редко — ближе к ее окончанию, причем такое поведение воспроизводится от игры к игре.

    Для фиксации продолжительности используется техника хронометрирования, когда для каждого проявления интересующего поведения фиксируется время его начала и время его окончания, что впоследствии даст возможность подсчитать продолжительность. Кроме того, для фиксации продолжительности можно использовать секундомер, однако это сложнее, поскольку будут требоваться дополнительные усилия для измерения времени и фиксации полученного результата.

    Если необходимо получить данные о частоте проявления целевого поведения, используется метод оценки частоты, т.е. осуществляется подсчет каждого раза, когда нужное поведение было обнаружено. Такой подсчет не нужно делать в уме — для того чтобы избежать ошибок и не отвлекать внимание от наблюдения, нужно просто заносить в протокол какой-нибудь знак (например, галочку или черточку) каждый раз, когда нужное поведение было обнаружено, а потом подсчитывать их количество.

    Для оценки частоты или паттерна также могут использоваться какие- либо из описанных выше способов временного сэмплинга. В этом случае соответствующие знаки будут проставляться в протоколе в соответствии

    с правилами фиксации данных наблюдения в рамках того или иного вида временного сэмплинга (оценка производится в конце каждого заданного периода времени при использовании методик временных точек либо по мере обнаружения один раз в течение каждого интервала при использовании методики временных интервалов). Нели необходимо вести наблюдение сразу за несколькими единицами (а именно так обычно обстоит дело), протокол следует оформлять в виде таблицы, где заранее будет задано и описано все необходимое, так чтобы задача наблюдателя сводилась только к внесению показателей в нужные ячейки.

    Для оценки продолжительности или частоты можно использовать таблицу из двух колонок и количества строк, соответствующих количеству подлежащих наблюдению показателей (табл. 3.4). В колонке слева вписываются все единицы наблюдения, в колонке справа для каждой из них (в соответствующей строке) проставляются метки для подсчета частоты или обозначения времени начала и окончания проявления этого поведения.

    Таблица 3.4

    Пример протокола стандартизированного наблюдения для оценки частоты

    Единицы наблюдения

    Пометки о встречаемости (ставьте галочку в соответствующей строке каждый раз, когда соответствующая единица наблюдения проявилась в поведении)

    Улыбается

    Пожимает плечами

    Кивает головой

    Отрицательно качает головой

    Прикасается руками к своему лицу

    Берет вещи со стола / трогает вещи на столе

    Ерзает в кресле

    При использовании методов временного сэмплинга количество колонок в таблице увеличивается (табл. 3.5). Каждая колонка (кроме первой, где перечислены единицы наблюдения) соответствует отдельному временному интервалу (или заданной временной точке). При осуществлении наблюдения исследователь ставит метки в соответствующей колонке напротив каждой единицы наблюдения, которая была обнаружена в данном интервале или в данный момент.

    Если какая-то единица наблюдения обнаружена не была, клетка остается пустой. Так, например, если одним из фиксируемых показателей является улыбка, то, если наблюдаемый улыбался во время первого временного интервала, в клетке на пересечении колонки этого интервала и строки «Улыбается» ставится какая-то метка, если во время второго и третьего временного интервала улыбок не было, то эти клетки остаются пустыми,

    если в четвертом интервале улыбка снова появилась, в четвертой клетке снова ставится метка и т.д.

    Таблица 3.5

    Пример протокола стандартизированного наблюдения при использовании методик временного сэмплинга

    Еди 11 и цы набл юдеї і ия

    Улыбается

    Пожимает плечами

    Кивает головой

    Отрицательно качает головой

    Прикасается руками к своему лицу

    Берет вещи со стола / трогает вещи на столе

    Ерзает в кресле

    Чем больше фиксируемых единиц наблюдения, тем более сложным будет протокол. При этом если наблюдение необходимо осуществлять еще и за несколькими испытуемыми, протокол (а значит, и задача наблюдателя) усложняется еще сильнее.

    При использовании методик временных выборок, если наблюдать нужно за большим количеством переменных или за несколькими испытуемыми, для упрощения задачи наблюдателя может быть применен прием чередования интервалов. Этот прием заключается в том, что в разные интервалы времени наблюдение будет вестись за разными испытуемыми (или показателями). Например, если наблюдать нужно за тремя испытуемыми, то в первом интервале времени наблюдение ведется только за первым испытуемым, в следующем интервале — за вторым испытуемым, далее — за третьим, а потом все повторяется: в четвертом интервале наблюдаем снова за первым испытуемым, в пятом — за вторым и т.д. Так же можно поступать при необходимости фиксировать большое количество показателей.

    В наблюдении могут использоваться и количественные данные, полученные при помощи балльных оценок. Наблюдателей во время проведения исследования могут просить оценивать интенсивность проявления того или иного признака — например, оценить громкость голоса или скорость перемещения. Чаще всего в протоколах для этого используются числовые шкалы (когда каждому баллу приписано определенное значение, например, 1 — тихо, 2 — средне, 3 — громко). При использовании таких показателей очень важно понимать, что вынесение суждений такого рода является весьма субъективным. Чтобы максимально унифицировать правила выставления баллов, наблюдателям необходимо заранее объяснить, какие конкретно особенности поведения должны оцениваться тем или иным баллом, т.е. если вернуться к приведенному примеру, что именно следует считать тихим голосом, что средним, а что громким. При использовании метода балльных оценок в программах наблюдения нужно учитывать все особенности этого способа шкалирования и связанные с его использованием сложности (подробнее об этом речь пойдет в главе «Методы непрямого шкалирования»).

    Описанные выше правила составления и ведения структурированного протокола — это лишь общие рекомендации, в каждом конкретном исследовании протокол должен быть подогнан под соответствующие условия и может оказаться более или менее сложным. Главное, чтобы была выдержана основная идея, — подготовить протокол так, чтобы он был понятен заполняющему его наблюдателю, чтобы этим протоколом было удобно пользоваться, чтобы в нем содержалось как можно больше информации, которую можно вписать заранее, а наблюдателю оставалось бы только наблюдать и ставить отметки в нужных областях протокола. В некоторых случаях удобство протокола может быть выяснено только в процессе проведения пилотажа.

    С одной стороны, ведение структурированных протоколов кажется более легкой задачей, чем неструктурированных, так как количество единиц наблюдения в них заведомо меньше, упрощены и продуманы способы их фиксации. Однако и в этом случае к наблюдателю предъявляются высокие требования. При необходимости фиксировать частоту или продолжительность заранее выделенных единиц наблюдения наблюдатель должен уметь хорошо и быстро выделять именно эти единицы из потока всего наблюдаемого поведения. Для этого должны быть четко заданы так называемые фиксационные точки, т.е. должно быть четко понятно, что именно считается началом, а что — окончанием проявления данного целевого поведения.

    Выявление этих фиксационных точек может оказаться нетривиальной задачей. Например, если необходимо зафиксировать продолжительность взаимодействия двух людей, как можно точно определить, с какого момента необходимо замерять время, нужно ли учитывать только время разговора или нужно включать секундомер, как только люди встретились взглядами? В действительности практически любой выбранный поведенческий показатель может вызвать множество подобных вопросов. Все это должно быть четко задано в описании единиц наблюдения (в операциональных определениях) и заранее известно наблюдателям, чтобы им не приходилось принимать решения об этом в процессе наблюдения. Кроме того, все наблюдатели должны следовать одним и тем же правилам, чтобы собранные данные обладали достаточной надежностью.

    Итак, в зависимости от вида наблюдения протоколирование может осуществляться совершенно по-разному, исследователи должны уметь правильно определить, какой протокол лучше использовать в каждом случае, уметь составлять протокол и правильно его вести.

    Протокол психологического консультирования

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *