Статья 13. Права полиции
1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;
2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
4) в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности, а также о лицах, признанных больными наркоманией либо потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, на которых судьей при назначении административного наказания возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;
5) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
6) патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка;
7) требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;
8) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
9) производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, следственные и иные процессуальные действия;
10) проводить оперативно-разыскные мероприятия; использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие сведения о сотрудниках органов внутренних дел, ведомственной принадлежности их подразделений, организаций и служб, помещений и транспортных средств, и обрабатывать сведения о сотрудниках органов внутренних дел, содержащиеся в государственных информационных системах и (или) базах данных государственных органов и государственных внебюджетных фондов; производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации;
11) применять в процессе контроля (надзора), осуществляемого в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, предусмотренные федеральным законом меры наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
12) вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений, объявлять физическому лицу официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;
13) доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, — с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона;
14) доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации; доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу; направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
15) доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
16) осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене и других видах внеуличного транспорта либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами;
17) истребовать для проведения экспертиз по письменному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз; проводить исследования предметов и документов при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния; проводить экспертизу (исследование) изъятых у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки, а также вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у них без специального разрешения, и по результатам такой экспертизы (исследования) возвращать эти документы и вещи владельцам, либо приобщать их в качестве доказательств по делу, либо уничтожать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо передавать по назначению в установленном порядке;
18) осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места;
19) производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом;
20) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);
21) требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения; ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения; задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах; при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог;
22) проверять места хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, если имеются данные, дающие основания подозревать граждан в совершении преступления, либо имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении; проверять у граждан документы, подтверждающие законность владения (использования) ими гражданским или служебным оружием;
23) — 24) утратили силу с 1 января 2018 года. — Федеральный закон от 05.12.2017 N 391-ФЗ;
25) обеспечивать безопасность и антитеррористическую защищенность, в том числе с применением технических средств, зданий, сооружений, помещений и иных объектов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, организаций и подразделений; требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах; осуществлять досмотр и (или) осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов; при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан, в том числе проходящих службу (работающих) в органах внутренних дел, а также условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий; использовать для обнаружения и изъятия незаконно вносимых (выносимых), ввозимых (вывозимых) имущества, вещей, предметов и для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде;
26) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ;
27) участвовать в проверках, проводимых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности;
28) участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов Российской Федерации, а также в проверках плательщиков страховых взносов (страхователей) по запросам налоговых органов либо территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации;
29) получать в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения, составляющие налоговую тайну;
30) применять на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
31) применять в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции меры и временные ограничения, установленные федеральными конституционными законами и федеральными законами;
32) получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать в соответствии с законодательством Российской Федерации дактилоскопическую информацию и геномную информацию;
33) использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное;
34) привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству; устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам; поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей; привлекать для консультаций в установленном порядке специалистов государственных и муниципальных органов, организаций с сохранением за ними заработной платы (денежного содержания) по основному месту работы (службы);
35) использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации в целях установления обстоятельств совершения преступлений, лиц, их совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести;
36) беспрепятственно пользоваться в служебных целях средствами связи, принадлежащими государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в случаях, не терпящих отлагательства, — средствами связи, принадлежащими негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам;
37) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях — транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба;
38) проводить в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся специализированными организациями, участвующими в государственной регистрации транспортных средств, или изготовителями государственных регистрационных знаков транспортных средств;
39) выдавать в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах предписания и заключения;
40) пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории, проведения неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. Такое пресечение осуществляется посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения данных судов. Порядок принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в указанных целях, а также перечень должностных лиц полиции, уполномоченных на принятие такого решения, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. Право осуществлять действия, предусмотренные пунктами 20 и 21 части 1 настоящей статьи, предоставляется специально уполномоченным сотрудникам полиции.
3. Порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
4. Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4, 12, 17, 21, 22, 27 части 1 настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее одного месяца с момента вручения требования (запроса, представления, предписания).
5. Порядок объявления предусмотренного пунктом 12 части 1 настоящей статьи официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, включая порядок его направления (вручения), форма официального предостережения (предостережения), а также перечни категорий должностных лиц, уполномоченных объявлять официальное предостережение (предостережение), определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
На дороге, перед тем как водителю будет выписан штраф за нарушение ПДД, оформляется протокол, который заполняется рукой полицейского. Как правильно он должен быть составлен, где что подписывать и какую главную ошибку совершают большинство водителей?
Вас остановили за якобы допущенное нарушение правил. Вы уверены, что закон не преступали, спорите, но полицейский настроен вас оформить и уже достал чистый бланк протокола. Что-то там пишет. Пытаетесь объяснить, но гаишник не реагирует. В итоге вы на взводе, отказываетесь смотреть и подписывать составленный протокол. Знакомая ситуация.
Спокойствие и ещё раз спокойствие! Большинство водителей считают, что после подписания протокола им однозначно светит штраф. Нет. Протокол — это процессуальный документ, служащий только основанием для возбуждения (то есть начала) производства по делу. Да, в нём записываются предъявляемые вам факты нарушения (обвинение), но это совсем не означает, что, подписав, вы признали свою вину. В протоколе вы имеете право указать, что не согласны с тем, в чём вас обвиняют.
Главное: если оформление произошло, ни в коем случае нельзя отказываться подписывать протокол и уклоняться от участия в его заполнении, поскольку этим самым вы даёте возможность инспектору сделать это самостоятельно и заполнить так, как ему заблагорассудится. Таких случаев масса. С вашей стороны достаточно внимательно проверить заполненный бланк, грамотно заполнить и подписать в местах, где это нужно. А чтобы потом в любом месте (в адмпрактике или в адмсуде) доказать свою правоту или нарушения самого инспектора — всё общение с полицейским пишите на видео телефоном.
Содержание
Что должны указывать в протоколе
Протокол — это бланк формата А4 с большим объёмом мелкого текста. Складывается впечатление, что его создали таким неудобочитаемым специально против водителя. Не у каждого хватает терпения прочитать и разобраться, что там к чему, поэтому для удобства мы сделали образец, условно разделили его на пункты, которые должны быть заполнены, и даём пояснение, что и как должно в нём быть заполнено, а особо важные пункты пометим словом «важно».
Не весь протокол заполняется полицейским, но большая его часть, её мы выделили голубым цветом. Жёлтым — поля, где требуется ваше участие и подпись, зелёным — где должны писать либо свидетели, либо вы в связи с их отсутствием. Смотрите на образец и сверяйте его с пояснениями.
1. Дата, время и место.
Важно. Этот пункт должен быть заполнен с точностью до минуты. Именно точное время составления протокола в ряде случаев имеет очень большое значение. Например, если водителя подозревают в управлении автомобилем в состоянии опьянения, когда каждая минута дорога при проведении медэкспертизы (два часа на всё, время играет против водителя).
2. Должность, звание, фамилия и инициалы полицейского.
Обязательно проверьте служебное удостоверение инспектора, тем самым вы убедитесь, что это не ряженый друг участкового или не переодетый бандит. Показать служебное удостоверение в развёрнутом видео — обязанность любого полицейского. Ваша задача сверить фотографию с оригиналом, проверить срок действия удостоверения, а также знать ФИО и звание.
3. Сведения о водителе: имя, фамилия, номер удостоверения и т. д.
Важно. Проверьте, корректно ли всё указано.
4. Марка, номер техпаспорта и госномер вашего авто.
Проверить будет не лишним.
5. Сведения об административных правонарушениях, совершённых ранее, и (или) судимости.
Заполняется графа с ваших слов или же сверяясь с базой данных МВД.
6. Язык производства.
Вы можете указать язык, на котором желаете вести дело.
7. Место, время совершения и существо административного правонарушения.
Важно. Следует проверить, чтобы все указанные в протоколе нарушения соответствовали тем, что предъявляют на месте. Нередко бывает, что они разнятся. К примеру, на дороге вас остановили за непристёгнутый ремень, а в протоколе оформили за проезд на красный. Водитель из-за невнимательности замечает несоответствие гораздо позже, к примеру когда уже пошёл уплачивать штраф… На этих полях вам писать ничего не дадут, все неточности или своё несогласие с выводами гаишников вы можете указать в приложенной к протоколу объяснительной.
8. Статья КоАП РК, нарушение которой вам вменяется.
Важно. Согласны, что невозможно с собой возить целый КоАП, однако в любой книжке с ПДД, в конце, есть выдержки из кодекса, которые относятся к нарушениям ПДД. Такая книжка в бардачке лишней никогда не будет. Если её нет, попросите полицейских удостовериться в правильности указанной статьи. Краткая выписка есть на нашем сайте, полный КоАП на смартфон.
9. Название, номер, дата метрологической проверки технического средства и показания измерительных приборов.
Важно. Не все знают, что радар, дымомер или тот же алкотестер, с помощью которых полицейские фиксируют нарушение, должны иметь действующий (не просроченный) акт метрологической проверки. Если гаишники оформили, допустим, за превышение скорости, а данную графу расписать в итоге забыли (чаще — поленились), вы имеете полное право обжаловать протокол, мотивировав тем, что данные о вашем нарушении были получены с помощью неизвестного измерительного прибора.
10. Сведения об участниках производства — это свидетели, понятые, потерпевшие, законные представители, защитник, переводчик.
Важно. Нужное подчёркивается полицейскими, и их данные заносятся в протокол. Необходимо проверить точность, особенно когда вы не согласны, что нарушили правила. Если свидетели или понятые при составлении протокола отсутствовали, пишете своей рукой на каждой строчке, что их не было, и ставите рядом свою подпись. Это обязательный пункт, и попытки гаишников отказать вам в его заполнении неправомерны. Очень помогает запись на видео всего общения с полицией.
11. Права и обязанности разъяснены.
Тут ставятся подписи понятых, если они были. Если нет, пишете: «Отсутствовали» — и ставите свою подпись.
12. Объяснение физического лица.
Важно. Эта часть протокола для водителя самая главная, т. к. заполняется им. Именно её многие игнорируют либо заполняют под диктовку самих же полицейских. Если вы не согласны с инспектором, то в паре строчек, отведённых в протоколе, объяснить свою позицию не удаётся, так что имеет смысл написать следующее: «С предъявленным нарушением не согласен. Свои объяснения прилагаю на отдельном листе». Тут же ставится подпись водителя. Объяснительную необходимо будет написать отдельно, попросив у полицейских для этого чистый лист бумаги (у них он должен быть в наличии обязательно, как раз для подобных случаев). Если с нарушением согласны, пишете соответственно: «С предъявленным нарушением согласен». И тогда лучше дописать: «Прошу предоставить скидку 50% при оплате штрафа согласно ст. 810 КоАП», в рамках сокращённого производства вам предоставляется 10 дней для оплаты штрафа со скидкой, но только если вы сразу же согласились с нарушением и признали себя виновным.
13. Иные сведения для разрешения дела.
В этой графе полицейские указывают меру обеспечения производства, которая применена к нарушителю. Это может быть изъятие водительского удостоверения или водворение авто на штрафстоянку и другие сведения, необходимые в процессе рассмотрения.
14. К протоколу прилагаются.
Важно. Здесь полицейский должен указать, что прилагается ваша объяснительная на отдельном листе (проверьте!), а также все иные документы, приобщённые к делу.
15. Для рассмотрения дела необходимо явиться по адресу.
Указывается орган, куда вам необходимо будет явиться, дата и время, адрес учреждения, где будет рассмотрен ваш протокол и вынесено постановление. Вот постановление и является тем самым документом, который уже обязывает уплатить штраф за нарушение. Но о нём ниже.
16. Подписи потерпевших, свидетелей, понятых.
Если их не было, снова пишете: «Отсутствовали» — и ставите подпись.
17. Права и обязанности, предусмотренные статьёй 744 КоАП РК, мне разъяснены.
Ставите подпись, если полицейские их вам действительно разъяснили. Если никто ничего так и не разъяснил, пишете: «Права не разъяснены» — и ставите подпись. Желательно заранее прочесть эту статью, чтобы хотя бы иметь представление, на что вы имеете право.
18. В юридической помощи нуждаюсь/не нуждаюсь.
Лишним не будет, если подчеркнёте, что в помощи нуждаетесь. Поставите свою подпись. От адвоката всегда можно отказаться, если вдруг он не понадобится. Ответственности за это не предусмотрено, а так — вдруг понадобится?
Как минимум, вам предоставят бесплатного (оплаченного государством) юриста на рассмотрении вашего дела в административном суде, если оно дойдёт до суда и вы будете оспаривать свою виновность. Если дело будет рассматриваться не в суде, а в адмпрактике, то юриста для вас должны предоставить там. Помните, что на место остановки никто вам не обязан присылать юриста (исключением может быть, например, составление схемы ДТП).
19. В переводчике нуждаюсь/не нуждаюсь.
Подчёркиваете то, что считаете нужным, и ставите подпись.
20. Подтверждаю, что указанные мною адрес места жительства (места нахождения), места работы, телефон и т. д. достоверны и ознакомлен с тем, что уведомление (извещение), направленное на указанные контакты, будет считаться надлежащим и достаточным.
Тут тоже всё просто: проверяете данные, ставите подпись. Адрес стоит указать именно тот, где вы физически проживаете, ибо именно туда будут доставлены документы по вашему делу, а получить их в ваших интересах.
21. Временное водительское удостоверение получил.
Заполняется в том случае, если изымаются права. Ставите дату и подпись, если вам временное ВУ вручили. Если не получили, пишете: «Не получил» — и расписываетесь.
22. С протоколом ознакомлен, копию получил.
Важно. Контрольная подпись водителя. Если выдали копию, ставите дату и подпись. Если не выдали, так и пишите, что копию не получали. Кстати, про копию: очень советуем о ней не забывать, она понадобится. Ещё лучше — снимать всё на видео.
На основании чего выписывают штраф
Штраф оформляется на основании постановления, а не протокола. Составленный на дороге протокол поступает в органы (административная полиция или суд), его рассматривают и выносят по нему это самое постановление. Если вы уверены, что нарушения с вашей стороны не было, явиться на рассмотрение вашего дела придётся, иначе штраф вам таки влепят, даже если в протоколе говорится, что вы не согласны с предъявленным нарушением. Увы, на практике отношение к этой части процесса очень халатное как со стороны органов, так и самих «оштрафованных», которые или забыли об этом, или не нашли времени явиться в указанный день и час, а полицейские лишний раз не торопятся напоминать им об этом. В итоге постановление штампуется без вашего участия, копия высылается вам на почту, и с этого момента за вами начинает числиться штраф.
Почему протокол читать и подписывать нужно. Выводы
Минимум: хотя бы ради того, чтобы гаишники не понаписали того, чего вы на самом деле не совершали. Ехали без ремня — платите за это нарушение, а не за проезд на красный.
Максимум: грамотное составление протокола и последующие действия помогут избежать серьёзных наказаний. К примеру, любимое инспекторами нарушение «выехал на встречку» во многих случаях можно и нужно оспаривать. Если, конечно, вы не собираетесь год ходить пешком.