Прогрессивная ставка налога

Содержание

Промежуточный отрезок на кривой совокупного предложения

а) имеет положительный, восходящий наклон;

б) имеет отрицательный, нисходящий наклон;

в) представлен вертикальной линией;

г) представлен горизонтальной линией.

137. Если индивидуальные подоходные налоги увеличиваются, то:

а) совокупный спрос сокращается, а совокупное предложение не меняется;

б) растут и совокупное предложение, и совокупный спрос;

в) совокупное предложение сокращается, а совокупный спрос не меняется.

138. Кейнсианцы настаивают на одной из следующих конфигураций кривой совокупного предложения:

а) горизонтальной линии;

б) вертикальной линии;

в) восходящей линии.

139. Неоклассики настаивают на одной из следующих конфигураций кривой совокупного предложения:

а) вертикальной линии;

б) восходящей линии;

в) горизонтальной линии.

140. На графике функции потребления линия, проведенная под углом 45° к осям координат, позволяет найти

а) точки, где расходы домашних хозяйств равны доходам;

б) суммы, которые домашние хозяйства потребляют для каждого уровня дохода;

в) суммы, которые домашние хозяйства сберегают для каждого уровня дохода;

г) точки, где сбережения и инвестиции равны.

141. Экономический рост измеряется как:

а) увеличение реального объема национального производства за определенный временной период;

б) увеличение номинального объема производства за определенный период времени;

в) увеличение качества трудовых ресурсов;

г) увеличение количества трудовых ресурсов.

142. К факторам экономического роста относятся:

а) количество и качество природных ресурсов;

б) количество и качество трудовых ресурсов;

в) применяемые в производстве технологии;

г) все ответы верны.

143. Что собой представляет средства производства:

а) часть применяемого капитала;

б) весь капитал, используемый в производстве;

в) трудовые ресурсы и капитал;

г) средства труда и предметы труда.

144. К экстенсивным факторам экономического роста относится:

а) увеличение производительности труда;

б) улучшение организации производства;

в) увеличение численности занятых в производстве работников;

г) использование более совершенного оборудования.

145. К интенсивным факторам экономического роста относится:

а) качественное совершенствование производственных мощностей, уменьшение времени на производство единицы продукции;

б) увеличение отработанного времени;

в) строительство новых предприятий;

г) использование большего количества рабочей силы.

146. Показатель фондоотдачи рассчитывается как отношение:

а) объема производственной продукции к численности занятых;

б) стоимость произведенной продукции к стоимости производственных фондов;

в) стоимости основных производственных фондов к величине фонда заработной платы;

г) стоимости произведенной продукции на единицу стоимости сырья и материалов.

147. Показатель материалоемкости продукции рассчитывается как:

а) стоимость произведенной продукции на единицу стоимости сырья и материалов;

б) стоимость произведенной продукции на единицу стоимости оборотного капитала;

в) стоимость сырья и материалов на единицу стоимости произведенной продукции;

г) все ответы верны.

148. В условиях экономического роста уровень безработицы:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) не изменяется;

г) все ответы неверны.

149. Если номинальный валовой национальный продукт увеличился на 6%, а уровень цен возрос на 10%, то реальный валовой национальный продукт:

а) уменьшился на 4 %;

б) увеличился на 4 %;

в) увеличился на 16 %;

г) уменьшился на 16 %.

150. Если объем реального валового национального продукта увеличился на 3 %, а численность населения увеличится на 1 %, то:

а) реальный валовой национальный продукт на душу населения уменьшится;

б) реальный валовой национальный продукт на душу населения увеличится;

в) номинальный валовой национальный продукт на душу населения не изменится;

г) реальный валовой национальный продукт на душу населения не изменится.

151. Экономический рост может быть отображен как:

а) сдвиг вправо кривой производственных возможностей;

б) движение от одной точки на кривой производственных возможностей к другой точке на данной кривой;

в) движение от точки на кривой производственных возможностей к точке внутри данной кривой;

г) сдвиг влево кривой производственных возможностей.

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 477 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Каждый работающий в России гражданин обязан платить НДФЛ. Что это такое, знает, наверно, каждый житель страны. Налог на доходы физических лиц является основным источником наполнения государственного бюджета. Как производится расчет суммы, какой доход облагается сбором, где взять реквизиты для уплаты, все эти вопросы часто интересуют обычных граждан России, а также ИП, которым также предстоит отчислять часть денег в региональный и федеральный бюджет, как того требует Налоговый кодекс РФ, и вступившие в силу его последние изменения и пояснения.

Чтобы ответить на них и знать, как действовать в непростой правовой ситуации при расчете или уплате НДФЛ в 2019 году, необходимо внимательно изучить действующий Налоговый кодекс, различные федеральные законы, правительственные акты, приказы и постановления. К сожалению, не всегда теоретических знаний достаточно, чтобы применить их на практике. Альтернативным вариантом в сложившихся обстоятельствах станет своевременное обращение за помощью к опытному юридическому эксперту. Специалист знает Налоговый кодекс, его пояснения и изменения в 2019 году, поэтому сможет дать эффективные рекомендации и надежные советы.

Если индивидуальные подоходные налоги увеличиваются, то это обязательно отразится на семейном бюджете россиян, и вызовет негодование населения. Именно поэтому властями предусмотрен строгий порядок, позволяющий рассчитать, сколько процентов необходимо отдать в федеральный бюджет ИП за работника, когда подавать декларацию, кто вправе получить льготы. Юристы в режиме онлайн внимательно изучат вашу ситуацию, после чего смогут разработать индивидуальный алгоритм действий, направленный на правильный расчет НДФЛ, своевременную уплату сбора и подачу декларации о доходах физических лиц в России в 2019 году.

Ставка НДФЛ по стандартам 2019 года и особенности расчета суммы сборов

Формула расчета НДФЛ в 2019 году довольно проста. В основе расчетов лежит налоговая база и ставка. Первый элемент — это все доходы, полученные гражданином за прошедший налоговый период. Второй компонент представляет собой фиксированный показатель в 13%. Однако данная ставка действует не для всех физических лиц и ИП в России.

Налоговый кодекс регламентирует, что 10% от прибыли платят россияне, имеющие статус налогового резидента РФ. Для нерезидентов действует другая процентная ставка, равная 35% от доходов. Важно отметить, что резидентом признает лицо, которое находится в пределах России более 183 дней в течение календарного года. Люди, имеющие данный статус, кроме сниженной ставки, располагают возможностью получения льгот и вычетов.

Объектом налогообложения для физических лиц в России в 2019 году является вся прибыль, полученная в стране и за ее пределами. Когда речь идет о нерезидентах России, то налогообложению по форме НДФЛ подвергаются только доходы от деятельности на территории государства.

Налог на доходы физических лиц удерживается работодателем, как того требует Налоговый кодекс и его изменения в 2019 году. ИП выступает в данной ситуации налоговым агентом, т. е. посредником между ФНС и россиянами. Бухгалтерия предприятия обязана самостоятельно посчитать, сколько отчислений и процентов нужно забрать с работника в качестве налоговых сборов, после чего все расходы тщательно фиксируются в проводках.

Рекомендуем почитать

Иногда неопытные бухгалтера самостоятельно не могут провести расчет, не зная учитывается ли премия, какой размер дохода может быть освобожден от удержания. В других обстоятельствах жители России стремятся проконтролировать бухгалтерию, но в обеих ситуациях жителям РФ нужна помощь и пояснения при определении ставки и суммы к оплате в ФНС. Чтобы правильно посчитать, какая сумма облагается налогом для физических лиц, сегодня можно воспользоваться удобным и доступным онлайн-калькулятором расчета. В сети представлен не один ресурс с подобной услугой, но во избежание ошибок, лучше отдавать предпочтение проверенным и надежным сайтам. Как показывает юридическая практика, наиболее эффективным вариантом является расчет НДФЛ на сайте налоговой службы России.

Когда и кто получает налоговые льготы по НДФЛ

Все, кто оплачивает 13 процентов подоходного налога и выполняет ряд важных условий, впоследствии вправе претендовать на льготы и вычеты. В зависимости от обстоятельств, в 2019 году выделяют несколько основных видов налоговых вычетов, а именно:

  • профессиональные;
  • социальные;
  • стандартные;
  • имущественные и т. д.

Чаще всего россияне, доход которых облагается 13% налога, предпочитают получить социальные льготы. Они позволяют компенсировать расходы, связанные с оплатой обучения ребенка, лечением, покупкой жилья. Также льготы необходимы участникам боевых действий, многодетным семьям и другим социально незащищенным категориям населения. Интересно, что вычеты по НДФЛ в 2019 году не предоставляются по умолчанию. Налоговый кодекс гласит, что о своем праве необходимо заявить. Заявление следует подавать в органы ФНС по месту проживания.

Очень важно, чтобы ходатайство отвечало законодательным требованиям и критериям. Наличие ошибок может повлечь отказ в приеме, рассмотрении и удовлетворении заявки. Исключить такие правовые последствия можно, если заранее скачать образец документа в сети, и составить свой вариант по аналогии. К заявлению нужно приложить перечень важных бумаг, среди которых декларация 3-НДФЛ, удостоверение личности, ИНН, подтверждающие платежные документы. Подавать заявление о вычете 13% можно в строго установленный срок, который, обычно, не превышает 3 лет с момента, когда лицо понесло расходы.

Размер вычета ограничен. Например, социальные льготы могут быть предоставлены на сумму, не превышающую 120 тысяч рублей, что значит, что 13% возврата составит около 15600 рублей. Однако, как любые правила, этот порядок имеет свои исключения. При оплате дорогостоящих медицинских услуг, перечень которых утвержден правительственным приказом, налоговый вычет по ставке 13% предоставляется от полной суммы расходов.

Учет и оплата подоходного налога физических лиц в 2019 году

Когда ИП выступает налоговым агентом, ставка и размер налога, который берется с доходов его сотрудников, исчисляется бухгалтерией. Специалисты самостоятельно проводят расчеты, осуществляют отчисления в государственный бюджет и оформляют налоги в бухгалтерских проводках в отведенный срок. Для физических лиц, которые не трудоустроены, расчет и отчисление подоходного налога должно проводиться самостоятельно. В исключительных случаях россияне хотят узнать новый порядок расчета и уплаты НДФЛ, поэтому обращаются за консультацией к компетентному юристу.

Специалист разъяснит, что изначально необходимо подготовить и сдать в органы ФНС декларацию, в которой будут отражены все доходы и расходы лиц за прошедший налоговый период. Подача декларации проводится до конца апреля года, следующего за прошедшим налоговым периодом. Затем гражданам и ИП предстоит взять реквизиты для уплаты сбора. Расчет осуществляется в виде авансовых платежей, которые следует внести в три этапа — до 15 июля, октября и января.

Рекомендуем почитать

Налоговый кодекс содержит статьи, которые предусматривают ответственность за несвоевременную уплату сборов и пропущенный срок внесения средств. Изначально за каждый день пропуска будут начисляться пени. Затем ИП или гражданину выпишут штраф, если этих мер будет недостаточно, ФНС смогут применять более радикальные методы удержания средств. Работодатели и ИП, выступающие работодателем, т. е. налоговым агентом, перечисляют НДФЛ за сотрудников ежемесячно, что не освобождает их от необходимости ведения учета и подачи отчетности по каждому сотруднику и предприятию в целом.

Прогрессивная шкала НДФЛ

Незавершённая статья
Эта статья ещё не доделана. Она требует значительного расширения и/или может иметь крупные недостатки в оформлении и содержании (пустые заголовки, неструктурированный текст, маргинальные мнения и так далее). Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц (НДФЛ) действовала в России в 1990-х годах, а в 2010-х годах начал обсуждаться вопрос о возвращении данной налоговой нормы.

Поправки в Налоговый кодекс РФ, в результате которых была принята плоская 13 % шкала налогообложения, приняты осенью 2000 года. До этого действовала прогрессивная шкала с нижней границей в 12 % и верхней границей в 35 %.

По оценке экспертов в результате данного шага в 2001 году поступление НДФЛ выросло на 45 %, а в 2002 году еще на 40 %. Этот рост произошел в первую очередь за счёт выхода части доходов населения из тени, однако были и другие факторы — рост доходов населения и инфляция, увеличение обложения низких доходов с 12 % до 13 % и обложение налогом военнослужащих.

В момент принятия плоской системы НДФЛ оппозиция понимала необходимость этого шага, однако в последнее время, особенно в ходе дискуссий в период выборов в Госдуму 2011 года, вопрос возврата к «социально справедливой» прогрессивной шкале опять был поднят партиями КПРФ и СР.

Аргументы против прогрессивной шкалы налогообложения в России

В 2011 году экономист Владимир Назаров озвучил следующие аргументы против прогрессивной шкалы налогообложения в России:

  • Во-первых, отказ от плоской шкалы НДФЛ в России противоречит одному из принципов государственного управления — постоянству правил игры. Нарушение многократных обещаний президента и правительства не менять ставку НДФЛ приведет к еще большему росту недоверия бизнеса к власти, оттоку иностранных инвестиций и бегству отечественного капитала за границу. Хотя решение о повышении страховых взносов в 2011 году и доминирование «силовой бюрократии» в определении правил делового оборота уже сеяли массовое недоверие к перспективам развития страны, вряд ли стоит усугублять эту ситуацию введением прогрессивного НДФЛ. Бедным не станет лучше, если уменьшится поток инвестиций: будет меньше новых производств и новых рабочих мест.
  • Во-вторых, прогрессивная шкала НДФЛ приведет к тому, что богатые территории станут значительно богаче (НДФЛ поступает в региональные и местные бюджеты). Вряд ли людям с невысокими доходами в Амурской области станет лучше, если бюджет Москвы получит дополнительные миллиарды. Это усилит межрегиональную политическую напряженность, для снятия которой центру, возможно, придется частично перевести НДФЛ в федеральный бюджет, что негативно скажется на развитии федерализма в России.
  • В-третьих, плоская шкала налогообложения снижает административные и судебные издержки (даже в развитых странах они составляют около 5% от налоговых сборов). Введение прогрессивной шкалы потребует практически 100-процентного охвата экономически активного населения обязанностью самостоятельно декларировать доходы. Вы получаете зарплату в нескольких местах? Ваши проценты по депозиту выше ¾ ставки рефинансирования ЦБ? Продали паи инвестиционного фонда? Сейчас со всех этих доходов ваши налоговые агенты удерживают 13%, беря на себя все общение с налоговиками. Введение прогрессивного НДФЛ потребует от вас самостоятельно учитывать доходы из различных источников, складывать их, оформлять налоговую декларацию и (если что не так) объяснять налоговикам, что вы не верблюд. Пока ни наши граждане, ни налоговая служба не готовы к такой бурной деятельности. Очевидно, что рост затрат общества на налоговое администрирование вряд ли поспособствует улучшению материального положения наименее обеспеченных слоев населения.
  • В-четвертых, введение прогрессивной ставки НДФЛ приведет к уклонению от налогов. Справедливость этого тезиса доказывается тем, что налоговая реформа 2000-х годов привела к массовому выходу из тени доходов. После снижения предельной ставки НДФЛ поступления выросли на 0,7-0,8% ВВП. Более того, введение плоской шкалы привело к увеличению прогрессивности налогообложения за счет того, что многие богатые граждане перестали уклоняться от уплаты налога. При повышении подоходного налога возможен обратный процесс: богатые люди начнут интенсивнее уклоняться от налогов, объем поступлений снизится, а основное налоговое бремя ляжет на средний класс. В результате при введении прогрессивной ставки НДФЛ налог с ростом доходов будет увеличиваться даже меньше, чем сейчас. Вряд ли бедным станет лучше от того, что богатые будут уклоняться от налогов (а они это умеют).
  • В-пятых, прогрессивная шкала подоходного налога вносит более сильные искажения в функционирование рыночной экономики в виде увеличения безработицы, сокращения стимулов к труду и уменьшения инвестиций, нежели плоская шкала. На это можно возразить: если плоская шкала так экономически выгодна, почему в большинстве стран действует прогрессивная шкала? Может быть, российские власти просто не умеют и не хотят учиться администрировать прогрессивный НДФЛ? Отчасти это так. Нынешнее состояние институтов, в том числе и фискальных, неуверенность граждан в целевом использовании налоговых сборов сильно отличают нашу страну от многих государств, где действует прогрессивная шкала НДФЛ, и являются объективными препятствиями для ее введения.

Прогрессивная шкала и социальная справедливость

Равномерная прогрессивная шкала из 5-ти градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 %, выглядит примерно так:

  1. 13 % — 50 % населения, менее 70 % от среднего заработка (заработок менее 18 тысяч руб. до вычета налогов);
  2. 17 % — 20 % населения, 70-100 % от среднего заработка;
  3. 20 % — 15 %, 100—150 % от среднего заработка;
  4. 23 % — 10 %, 150—400 % от среднего заработка (40-100 тысяч руб.);
  5. 27 % — 5 %, 400 %+.

Таким образом, вся Москва сразу начинает платить НДФЛ в полтора-два раза больше. Что конечно прибавит в бюджет Москвы ещё порядка 500 млрд руб. (из дополнительно собранных 1300), но возникает вопрос, при чём тут справедливость? Просто это будет ещё один налог на проживание в столице.

Неравномерная прогрессивная шкала из 2-x градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 %, выглядит примерно так:

  1. 13 % — 95 % населения, менее 400 % от среднего заработка (менее 100 тысяч руб. до вычета налогов);
  2. 48 % — 5 %, 400 %+.

Это приведёт к тому, что больше 100 тысяч руб. в России официально практически никто не будет получать. Также, чтобы уйти от налогов, люди будут стараться как можно реже продавать квартиры, машины и прочую собственность, что может отрицательно сказаться на экономической активности в стране.

В итоге, равномерное увеличение налога резко ударит по интересам жителей Москвы и, отчасти, других крупных городов; а неравномерное увеличение приведёт к тому, что никто такие налоги платить не будет.

Прогрессивная шкала и налоговые льготы

Одним из элементов налогообложения являются налоговые льготы (ст. 56 Налогового Кодекса РФ). Согласно данной статье льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

К налоговым льготам относятся налоговые вычеты. По НДФЛ Налоговым кодексом предусмотрено пять групп налоговых вычетов:

1) Стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ). 2) Социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ) — в связи с расходами на лечение, на образование, на пенсионное обеспечение, на пожертвования и т. д. 3) Имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ) — в связи с приобретением жилья и т. д. 4) Профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ). 5) Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке (ст. 220.1 НК РФ).

Согласно Сводному отчету по форме 5-НДФЛ (Статистические формы) в 2014 году из полученных гражданами 25 768 млрд руб. доходов сумма налоговых вычетов составила 4 830 млрд руб., то есть 18,7 %.

При этом складывается парадоксальная ситуация: если человек получает большие доходы, соответственно может и больше расходовать: на лечение, на образование, на покупку жилья, на пенсионное обеспечение, на пожертвования и т. д. Осуществляя данные расходы человек имеет право на налоговые вычеты, снижая необходимый к уплате НДФЛ путем предоставления декларации по форме 3-НДФЛ. А человек, который получает маленький доход, тратит свои доходы таким образом, что вычетов он не получает (расходы только на питание, на одежду и т. д.). Таким образом в настоящее время получается, что люди с большими доходами НДФЛ могут не платить, а с маленькими платить обязаны.

В настоящее время в Государственной Думе рассматривается Законопроект № 1148107-6, который вносит поправки в главу 23 НК РФ, позволяющие устранить данное противоречие.

Согласно документу, налогоплательщиков предлагают поделить на четыре группы, в зависимости от их годового дохода:

— если доход человека составит 180 тыс. рублей в год, платить НДФЛ не придется;

— для тех, у кого годовой доход составит от 180 тыс. рублей до 2,4 млн рублей, предлагают установить ставку НДФЛ 13 %;

— для налогоплательщиков с годовым доходом свыше 2,4 млн рублей — повышенную ставку 30 %;

— к доходам свыше 100 млн рублей применят ставку 70 %.

Подробнее см. таблицу:

Размер налогооблагаемого совокупного годового дохода Налоговая ставка
До 180 000 руб. 0,00 %
От 180 001 руб. до 2 400 тыс. руб. 13 % с суммы, превышающей 180 тыс. руб.
От 2 400 001 руб. до 100 000 тыс. руб. 288,6 тыс. руб. + 30 % с суммы, превышающей 2 400 тыс. руб.
От 100 000 001 руб. и выше 29 568,6 тыс. руб. + 70 % с суммы, превышающей 100 000 тыс. руб.

Применение данного закона позволит каждому плательщику НДФЛ получить дополнительно 23 400 руб. в год или около 2 000 руб. в месяц, что будет являться неплохим подспорьем для людей с низкими доходами.

Что касается больших доходов, то возможность применять налоговые вычеты будет способствовать большей привлекательности инвестиций для людей с такими доходами в образование, медицину, пенсионное обеспечение и т. д., что даст дополнительный толчок развития данных отраслей.

Ссылки

  • Ильясов Ф. Н. Формула прогрессивного налога на основе закона Вебера // Социальные исследования. 2016. № 4.
  • Почему введение прогрессивной шкалы в 2019 году — плохая идея

Экономософия
Производство Ресурсоёмкость • Мифы об экономической неэффективности территории России • Нефтяная игла • Импортозамещение • Продовольственная безопасность России
Торговля Российский экспорт • Экспорт углеводородов из России
Валюта и резервы Российский рубль • Центральный банк России • Золотой запас России • Вложения России в облигации США
Цены, курсы, ставки Цены на нефть • Цены на бензин • Курс доллара к рублю • Курс евро к рублю • Ставки по депозитам физлиц • Инфляция в РФ • Политика отрицательных процентных ставок (ПОПС)
Налоги Налоги в России • Детенизация экономики России • Деофшоризация в России • Прогрессивная шкала НДФЛ
Зарплаты и доходы Уровень жизни в России • Социальное неравенство в России • Зарплаты в России • МРОТ • Пенсии в России
Кредиты и долги Потребительские кредиты • Списание долгов Россией
Инвестиции Перспективные направления в России • Библиотека инвестора
Разное Размышления о ведении бизнеса в России • Миф:В России ничего не строится

Прогрессивное налогообложение прибыли и его целесообразность Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

в поисках прогресса -прогрессивные налоговые ставки

прогрессивное налогообложение прибыли

и его целесообразность

Клемезь Т.Н.

соискатель, Белгородский государственный технологический университет им. ВГ. Шухова, бухгалтер по налоговому учету ОАО»Комбинат «КМАруда», г. Губкин Klemez@mail.ru

Аннотация

В статье затронуты вопросы совершенствования налоговой политики, в том числе введения системы прогрессивного налогообложения прибыли.

Налоговая политика любого государства в первую очередь направлена на обеспечение сбалансированного бюджета страны. Одновременно с исполнением своего прямого предназначения, налоговая политика должна быть функциональна в разрешении вопросов экономического роста и социальной справедливости.

В последнее время налоговая система нашей страны претерпела ряд существенных изменений. Практически все пункты обновления налогового законодательства направлены на стимулирование модернизации экономики, то есть являются налоговыми послаблениями.

Изменения в налоговом законодательстве

Только в отношении налога на прибыль с 1 января 2009 года действует ряд поправок, которые несут в себе достаточный потенциал для поддержания и дальнейшего развития экономических субъектов, и одновременно являются причиной снижения налоговых поступлений в бюджет. К особо значимым из поправок следует отнести:

е предпринимательство, 2009, № 12 (1)

1) снижение ставки налога на прибыль с 24 процентов до 20 процентов (п. 1 ст. 284 НК РФ);

2) увеличение так называемой амортизационной премии по основным средствам, относящихся к 3-7 амортизационным группам, с 10 процентов до 30 процентов (п. 9 ст. 258 НК РФ);

3) предоставление возможности начислять амортизацию методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (ст. 259.2 НК РФ);

4) установление возможности использовать повышающий коэффициент (1.5) в целях ускоренного учета текущих затрат на научные исследования и разработки (п. 2. ст. 262 НК РФ) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Естественно, законодатели надеются на то, что изменения, внесенные в Налоговый кодекс, будут полезны для сегодняшней экономики, должны помочь ей преодолеть финансовый кризис и выйти из него возможно даже более окрепшей. Однако вышеперечисленные поправки и ряд других изменений в налоговом законодательстве, снижающих налоговую нагрузку на налогоплательщиков, достаточно рискованны. В настоящий момент министр финансов Алексей Кудрин оценил потери бюджета в 2009 году только от снижения ставки налога на прибыль в 400 млрд рублей, от ускоренной амортизации примерно в 100-150 млрд рублей. Естественно, при таких налоговых реформах можно ожидать дефицитного бюджета .

Основные направления налоговой политики, определенные Правительством РФ

При рассмотрении вопроса о несбалансированности государственного бюджета, следует отметить и тот факт, что правительством предусмотрено внесение в ближайшее время изменений в налоговое законодательство, которые, возможно, увеличат финансирование бюджета за счет налоговых поступлений. Об этом

Ключевые слова:

налоговая политика,

налог на прибыль,

прогрессивное

налогообложение,

налоговая

рентабельность,

государственный

бюджет,

экономический

кризис

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

tax policy, profits tax, progressive taxation, tax return, state budget, economic crisis

налоги и налогооб

ЕЕ

ЕЕ

=

говорится в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», одобренных Правительством РФ 25 мая 2009 г. К наиболее значимым из них можно отнести следующие.

1. Изъятие рентных доходов предприятий газовой отрасли с использованием ставки налога на добычу полезных ископаемых, которая будет ежегодно индексироваться в соответствии с динамикой внутренних цен на газ.

2. Переход в долгосрочной перспективе на налогообложение добавочного дохода, возникающего при добыче углеводородов.

3. Сокращение возможностей минимизации налогообложения, связанных с переносом на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний.

‘4. Совершенствование налогового контро-

_ ля над трансфертными ценами, акцизным

_ налогообложением, урегулирование спор_ ных вопросов налогообложения ценных

_ бумаг .

_ Однако объективную оценку влияния на госу-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_ дарственный бюджет уже внесенных и плани-

_ руемых изменений в налоговом законодатель_ стве на сегодняшний день дать невозможно.

_ Во многих странах мира в период экономи-

_ ческого кризиса одним из самых актуальных

_ является вопрос о методах преодоления кри-

_ зисных явлений. Необходимо ли стимулиро-

_ вать экономику с помощью налоговых пос-

_ лаблений, либо приоритетными делать меры

_ бюджетной поддержки, оставляя налоговую

__нагрузку неизменной?

__Однозначно ответить на

.министр финансов Алексей этот вопрос не может,

наверное, никто, поэто-

Кудрин оценил потери му наиболее оптимальным было бы сочетание

бюджета в 2009 году только приемлемых налоговых __послаблений с выявле-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

от снижения ставки налога нием и изъятием допол-__нительного налогового

на прибыль в 400млрд рублей потенциала.

российское предпринимательство, 2009, № 12 (1)

Налоговая рентабельность

По мнению автора, в налоговую систему необходимо внести изменения, которые дадут зеленый свет прогрессивному налогообложению прибыли. Ставка налога на прибыль должна быть дифференцирована в зависимости от эффективности деятельности экономических субъектов. Оценочным значением для применения процентной ставки должен стать показатель рентабельности1. В целом рентабельность отражает результативность деятельности организации, эффективность ее производственно-хозяйственной деятельности. Существуют разные коэффициенты рентабельности, но для налогообложения прибыли должен быть разработан специальный показатель.

Расчет налоговой рентабельности необходимо осуществлять с учетом всех затрат по производству и реализации продукции, капитальных вложений, направленных в проекты, которые поддерживаются экономической политикой государства и невозмещенных затрат предыдущего налогового периода. Также при расчете рентабельности необходимо учесть все прочие факторы, которые могут повлиять на необъек-

во многих <

в период экономического

о методах преодоления

кризисных явлений

1 По мнению редакции, эта идея является не бесспорной: ведь введение прогрессивной ставки налога на прибыль, увеличивающей налог по мере повышения прибыльности компании, с одной стороны, лишит предприятия стимула к развитию: ведь фактически дополнительная прибыль, связанная с обновлением основных фондов, применением инноваций и т.д., пойдет на уплату налога, а, с другой стороны, это будет способствовать уходу компаний от налогообложения, снижению их прозрачности, что на данном этапе развития российской экономики также является негативным и нежелательным явлением -прим. ред.

налоги и налогообб

бложен

тивную оценку этого показателя, с точки зрения справедливого налогообложения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реформы

Таким образом, основываясь на приведенных выше доводах, по мнению автора, глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» должна быть доработана по следующим направлениям.

1. Следует установить несколько уровней рентабельности, на основании которых будут применяться разные процентные ставки.

2. Необходимо установить процентные ставки для расчета налога на прибыль, которые должны применяться в соответствии с уровнем налоговой рентабельности.

3. Необходимо определить порядок расчета показателя рентабельности. Порядок расчета должен быть изложен в виде информации,

‘которая исключает возможность ее неод-

_ нозначного толкования или неопределенность

_ в применении.

_ Система прогрессивного налогообложе-

_ ния прибыли является более естественной и

_ справедливой, и это подтверждается тем, что

_ такой подход применяется во многих разви-

_ тых странах мира . Часть сверхприбыли

_ должна изыматься в распоряжение государс-

_ тва. Дополнительные налоговые поступле-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_ ния в бюджет предоставят государству ресурс,

_ с помощью которого возможно устранять

__неблагоприятные проявле-

__ния рыночной экономики.

дополнительные налоговые Общество, ставящее перед

собой цель максимального

поступления в бюджет развития, должно опираться

на смешанную экономику,

предоставят государству сегодняшнее влияние государства на экономическую

ресурс, с помощью которого систему следует усилить.

Регулирование государс-

возможно устранять твом экономических, социальных и прочих процессов

неблагоприятные проявления — это реальность, а предо-

__ставление сверхприбылей в

рыночной экономики распоряжение собственни-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

у7/

оссийское предпринимательство, 2009, № 12 (1)

ков с надждой на саморегулирование рыночной системы — это утопия. Применение плавающей ставки по налогу на прибыль необходимо, поскольку это путь к решению и многих социальных вопросов. Только государство имеет возможность перераспределять доходы из производственной сферы в социальную. Цена этого перераспределения высока, так как никакие прогрессивные шаги в экономике не повысят статус государства, если социальная защищенность его народа будет слаба.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 5.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 19.07.2009 № 195-ФЗ), ст. 258, 259.2, 262, 284.

2. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение. — СПб.: Питер, 2007. — 496 с.

3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. . — Режим доступа: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.

4. Савельева Д. Налог на прибыль понижен до 20%. // Деловая сеть rb.ru. . — Режим доступа: http://www.rb.ru/ topstory/economics/2008/11/21/172537.

История

Идея применения прогрессивного налогообложения существует долгое время. Одним из ранних известных текстов, в котором обсуждается справедливость применения прогрессивного налогообложения, является сочинение Франческо Гвиччардини «La Decima Scalata», написанное в начале 16 века. Экономисты Кеннет Шиви и Дэвид Стасейвидж, исследовавшие историю дебатов вокруг прогрессивного налогообложения на протяжении нескольких веков, указывают на три вида аргументов, используемых в спорах о способах налогообложения: равный подход («equal treatment»), возможность платить («ability to pay») и компенсационный аргумент («compensatory argument»). Компенсационный аргумент, который применялся после начала мировых войн, позволил наиболее сильно увеличить прогрессивность налогообложения в первой половине 20 века.

  • Максимальная ставка налога на доход в США с 1913 по 2009

Впервые прогрессивное налогообложение на доход было введено в Великобритании премьер-министром Уильямом Питтом Младшим в декабре 1798 года. Оно начиналась с 2 пенсов за фунт (1/120) на доходы размером более 60 фунтов и увеличивалось до максимального значения 2 шиллинга за фунт (1/10) на доходы размером более 200 фунтов.

Значительно позднее, 14 июля 1893 года в Пруссии была проведена реформа налогообложения (также называемая «Реформа Микеля» по имени тогдашнего министра финансов Иоганна Микеля). Новый прогрессивный подоходный налог начинался с 0,62 % (для годового дохода 900 ÷ 1050 марок) и увеличивался до 4 % (для годового дохода более 100 000 марок).

В России первая своеобразная попытка ввести подоходное прогрессивное обложение относится к 1810 г. Когда война с Наполеоном истощила государственный бюджет и вызвала резкое падение курса бумажного рубля, обложены были помещики; обложение начиналось с 500 руб. дохода и прогрессивно повышалось до 10 % чистого дохода. После окончания войны с Наполеоном, когда опасность миновала и военный энтузиазм помещичьего класса остыл, поступления стали быстро сокращаться и в 1820 году налог был отменен.

К началу XX века прогрессивный подоходный налог был введён во многих европейских странах. В Соединённых Штатах Америки прогрессивное налогообложение было введено в 1913 году.

В России подоходный налог (по прусскому образцу) был установлен царским правительством 6 апреля 1916 г. и должен был вступить в силу с 1917 года. Но в планы правительства вмешалась сначала Февральская, а затем и Октябрьская революция, и закон о подоходном налоге фактически не вступил в действие. В последующие годы был издан целый ряд декретов, направленных на развитие и дополнение «Положения о подоходном налоге». Лишь Декретом от 23 ноября 1922 года (опубликован 16 ноября) налогообложение было реформировано.

Примеры

Для лучшего понимания прогрессивного налогообложения рассмотрим основные формы налогообложения, сформировавшиеся на начало XX века и сравним их.

  • налог равный — каждый налогоплательщик платит одинаковую сумму налога, независимо от уровня дохода. В данном случае видно, что здесь не учитывается платежеспособность плательщиков. Крайняя простота взимания, возможность почти с точностью определить будущую сумму дохода служили оправданием существования равных налогов в средние века при отсутствии сносной финансовой администрации. Типичным равным налогом является подушный налог.
  • пропорциональный (постоянная, фиксированная ставка налога) — каждый платит одинаковую долю от своих доходов. При ставке налога 10 %, зарабатывающий 20 000 рублей платит 2000 рублей налога, зарабатывающий 40 000 рублей платит 4000 рублей налога. Налогообложение с фиксированной ставкой налога называют пропорциональным налогообложением, так как налог прямопропорционален облагаемому доходу.
  • прогрессивный (то есть с возрастающей ставкой налога) — более высокие доходы облагаются более высокой ставкой налога.

Обоснование

Надо заметить, что налогообложение — это не только явление финансово-экономическое, но и политическое, поэтому во взглядах на него всегда находят отражение те или иные классовые интересы. Пропорциональное налогообложение гораздо легче переносится состоятельными классами, так как оно ослабляет налоговый пресс по мере увеличения объекта обложения (налогооблагаемые суммы). Прогрессивное же налогообложение задевает имущие классы гораздо чувствительнее и тем больше, чем сильнее растет прогрессия обложения. Вот почему имущие классы всегда выступают против этого способа обложения, а финансисты, которые защищают их интересы, всегда ищут доводы против прогрессивного обложения.

Возможность платить

Аргумент от возможности платить использовался для увеличения налогов на богатых несколько столетий, по крайне мере с 16 века. В 1500 году управляющий совет Флоренции ввел прогрессивный налог на доход с земли, известный как decima scalata (ступенчатая десятина). Франческо Гвиччардини в сочинении «La Decima Scalata» представил спор между двумя воображаемыми ораторами. Сам автор был противником этого налога, но, как предполагается, в тексте он изложил полностью доводы сторонников прогрессивного налогообложения. В сочинении сторонник прогрессивного налога в споре указывает, что равенство налогов не состоит в том, что каждый человек должен платить одинаковый для всех процент, а в том, что выплаты должны в одинаковой степени создавать сложности для плательщиков.

В XVIII веке Жан-Жак Руссо, выступая за налог на роскошь, исходил также из идеи возможности платить:

«Если всё это тщательно собрать воедино, то мы обнаружим, что для того, чтобы обложение было справедливым и действительно пропорциональным, оно должно производиться не только в соответствии с размером имущества плательщиков, а на основе сложного соотношения различий в их положении и излишков их имуществ».

Адам Смит также защищал идею прогрессивного налогообложения, используя аргумент возможность платить:

«Предметы первой необходимости составляют главный расход бедняков. Им трудно доставать пищу, и большая часть их скромного дохода затрачивается на приобретение её. Предметы роскоши и суетности вызывают главный расход богатых, а великолепный дом ещё украшает и выставляет в наиболее выгодном свете все другие предметы роскоши и суетные украшения, которыми они обладают. Поэтому налог на наёмную плату должен, по общему правилу, ложиться наибольшей тяжестью на богатых, и в такого рода неравномерности нет, пожалуй, ничего особенно несправедливого. Отнюдь не несправедливо, чтобы богатые участвовали в государственных расходах не только пропорционально своему доходу, но и несколько бóльшей долей».

Аргумент возможность платить наиболее часто применяется при защите идеи прогрессивного налогообложения. Он указывается в качестве основного, в том числе в современных книгах и справочниках.

В настоящее время выбор прогрессивного налогообложения в большой степени основан на понятии дискреционного дохода, то есть дохода, используемого по собственному усмотрению. Теоретически дискреционный доход представляет собой разницу между совокупным доходом и доходом, который расходуется на удовлетворение первоочередных потребностей. Именно дискреционный, а не совокупный доход определяет истинную платежеспособность лица. Естественно, что с ростом доходов уменьшается доля всех жизненно необходимых затрат (на продукты питания, покупку одежды, других товаров первой необходимости, на транспорт и т. п.) и возрастает доля дискреционного дохода. Очевидно, что при пропорциональном обложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое налоговое бремя, чем более состоятельный, поскольку доля свободного дохода у него меньше, а доля налога, выплачиваемая за счет этого свободного дохода, выше. Поэтому необходима градация налога сообразно иерархии потребностей человека.

— Энциклопедический словарь экономики и права. 2005.

Однако наиболее эффективной с точки зрения усиления прогрессивности налогов себя показала в истории не идея возможности платить, а компенсационный аргумент.

Компенсационный аргумент

Компенсационная теория подразумевает, что налоги на богатых должны компенсировать разницу в привилегиях, получаемых богатыми от государства. Например, налоги, собираемые государством, можно разделить на две группы по степени нагрузки на классы: налоги на бедных и налоги на богатых. Различие возникает из-за того, что доля доходов, расходуемых на потребление, у бедного и среднего класса значительно больше, чем у богатых. Уже в 19 веке Джон Стюарт Милль указывал, что косвенные налоги (налоги на товары и услуги, акцизы, пошлины) особенно падают на бедных и средний класс, поэтому справедливой будет прогрессивная система налогов на доходы, которая будет компенсировать эту регрессивность косвенных налогов.

Компенсационный аргумент позволил значительно увеличить прогрессивность налогообложения во время мировых войн. Бедный и средний класс проливали свою кровь на войне, в то время как богатые не призывались на военную службу, а те, кто был связан с военным комплексом, получили возможность заработать на возросших военных заказах. В результате возникла идея компенсации разницы между бедными и богатыми — «воинская повинность для богатства» («conscription of wealth»). В результате в этот период средняя по 20 западным странам максимальная ставка на доходы превысила 60 %.

Виды прогрессий

Простая поразрядная

Это самый простой вид прогрессии. В данном случае шкала совокупного дохода (налоговая база) делится на разряды. Каждому разряду соответствуют определённые высший и низший уровень доходов. И каждому разряду соответствует определённая твердая налоговая сумма. Подобный вид прогрессии был характерен для многих стран на начальном этапе ввода подоходного налога.

Недостатком данного вида налогообложения является скачкообразное изменение уровня налога на стыке разрядов. Два мало различающихся дохода, попадающие по обе стороны от границы соседних разрядов, приводят к значительной разнице в налоге. Например при совокупном доходе 1000 рублей налог составляет 31 рубль, а при совокупном доходе 1001 рубль — налог 45 рублей. См. таблицу. Второй недостаток — при данной форме прогрессии возможны случаи, когда у владельца высокого дохода после уплаты налога остаётся в собственности сумма меньше, чем у владельца более низкого дохода.

Таблица налогообложения. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 27 июля 1923 года.

Разряд Полугодовая сумма доходов
в золотых рублях
Налог
в золотых рублях
1 свыше 150 до 200 2
2 свыше 200 до 250 3,5
3 свыше 250 до 325 5
4 свыше 325 до 400 8
5 свыше 400 до 500 11
6 свыше 500 до 650 15
7 свыше 650 до 800 21
8 свыше 800 до 1000 31
9 свыше 1000 до 1250 45
10 свыше 1250 до 1600 70
11 свыше 1600 до 2000 105
12 свыше 2000 до 2500 155
13 свыше 2500 до 3000 230
14 свыше 3000 до 3500 315
15 свыше 3500 до 4000 415
16 свыше 4000 480

плюс 60 рублей на каждые 500 рублей сверх 4000 рублей

Относительная поразрядная

Данный вид прогрессии также предполагает деление налогооблагаемой базы на разряды. Каждому разряду присваивается своя ставка налога в процентной форме. Ставка налога применяется ко всей налогооблагаемой базе. Внутри разряда сохраняется пропорциональное обложение, однако при переходе к следующему разряду, также как при простой поразрядной прогрессии, происходит скачок налога. Возможна также ситуация, когда после уплаты налога в распоряжении налогоплательщика с более высоким доходом останется меньше средств, чем у налогоплательщика с более низким доходом.

Одноступенчатая (с необлагаемым минимумом)

Данный вид прогрессии (прогрессивного налогообложения) имеет всего одну налоговую ставку. Кроме того введена граница (минимальный доход, не облагаемый налогом), ниже которой доход, не облагается налогом (0 %), а выше которой облагается, независимо от дальнейшего роста. См. график. Сама налоговая ставка фиксирована и не прогрессивна, но с учётом границы мы имеем реальное увеличение эффективной налоговой ставки с ростом дохода. Эффективная налоговая ставка показывает реальную ставку налогообложения, которой подвергся объект. Иногда данное налогообложение называют налогообложением со скрытой прогрессией.

Здесь всего одна налоговая ставка (нет начальной, нет максимальной) и равна например в Латвии — 24 %, а в Литве — 15 %.

Одноступенчатая прогрессия:
налоговая ставка 40 % и кривая эффективной налоговой ставки

Страны, использующие одноступенчатое прогрессивное налогообложения физических лиц.

Страна Прогрессия Необлагаемый минимум Налоговая
ставка
Латвия (2014) одноступенчатая 900 € 24 %
Литва (2014) одноступенчатая 1.633 € 15 %
Эстония (2018) одноступенчатая 500 € 21 %
Румыния одноступенчатая 250 RON (55 €) 16 %
Чехия (2013) одноступенчатая 24.840 CZK (909 €) 15 %

Размер налога N и эффективную налоговую ставку S и можно вычислить по формулам:

N = S 1 ( D − D 1 ) {\displaystyle N=S_{1}(D-D_{1})}
S = N / D {\displaystyle S=N/D}
S 1 {\displaystyle S_{1}} — налоговая ставка
D {\displaystyle D} — совокупный годовой доход, подвергаемый налогообложению
D 1 {\displaystyle D_{1}} — доход, не облагаемый налогом

Пример для Латвии в 2014 году (налоговая ставка — 24 %, необлагаемый минимум — 900 €):

При годовом доходе, равном 5000 €
сумма налога составляет: N = 0,24 × (5000 − 900) = 984 €
эффективная налоговая ставка: S = 984 : 5000 × 100 % = 19,68 %

При годовом доходе, равном 10000 €,
сумма налога составляет: N = 0,24 × (10000 − 900) = 2184 €
эффективная налоговая ставка: S = 2184 : 10000 × 100 % = 21,84 %

Надо отметить, что основной рост эффективной налоговой ставки происходит в очень узком диапазоне, в зоне низких доходов, в непосредственной близости от границы дохода, необлагаемого налогом. Поэтому многие экономисты считают данный вид налогообложения «условно-прогрессивным» и рассматривают как пропорциональное налогообложение.

Начиная с 2018 года в Латвии применяется многоступенчатая налогообложение. Если сумма доходов за год не превышает 20004 евро, тогда ставка налога 20 %. Если сумма доходов превышает 20004 евро, но не превышает 55 000 евро, тогда ставка налога 23 %. Если сумма доходов за год превышает 55 000 евро, тогда ставка налога 31,4 %.

Многоступенчатая

Налоговые ставки и соответствующие им кривые эффективных налоговых ставок. — одноступенчатая, — трёхступенчатая, — шестиступенчатая.

В этом случае доход делится на части (ступени) налогообложения. Каждой ступени соответствует своя фиксированная налоговая ставка. Налоговая ставка каждой следующей ступени растёт ступенчато с ростом облагаемого дохода. Число ступеней может быть минимальным — две (как в Польше) или три (как в Австрии) и доходить до необходимого максимума (18 в Люксембурге). Особенность многоступенчатой прогрессии (налогообложения) в том, что при делении на ступени, повышенная ставка налога накладывается не на весь доход в целом (!), а только на ту часть, которая превысила нижнюю границу данной ступени. Окончательный налог определяется как сумма налогов каждой отдельной ступени. Здесь мы так же имеем реальное увеличение эффективной налоговой ставки с ростом облагаемого дохода, причём кривая эффективной налоговой ставки имеет небольшую волнообразность, которая уменьшается по мере увеличения количества ступеней.

Предположим, совокупный годовой доход, разделён на несколько частей (ступеней), в пределах которых действуют следующие налоговые ставки:

  • ступень 1 с налоговой ставкой S1, действующей в диапазоне доходов от D1 до D2
  • ступень 2 с налоговой ставкой S2, действующей в диапазоне доходов от D2 до D3
  • ступень 3 с налоговой ставкой S3, действующей в диапазоне доходов от D3 до D4 и т. д.

Тогда размер налога N вычисляется по формуле:

N = S 1 ( D − D 1 ) {\displaystyle N=S_{1}(D-D_{1})} если совокупный годовой доход D {\displaystyle D} находится в ступени 1

N = S 1 ( D 2 − D 1 ) + S 2 ( D − D 2 ) {\displaystyle N=S_{1}(D_{2}-D_{1})+S_{2}(D-D_{2})} если совокупный годовой доход D {\displaystyle D} находится в ступени 2

N = S 1 ( D 2 − D 1 ) + S 2 ( D 3 − D 2 ) + S 3 ( D − D 3 ) {\displaystyle N=S_{1}(D_{2}-D_{1})+S_{2}(D_{3}-D_{2})+S_{3}(D-D_{3})} если совокупный годовой доход D {\displaystyle D} находится в ступени 3, и т. д.

Общая формула для вычисления налога N выглядит так:

N = S n ( D − D n ) + ∑ i = 1 n − 1 S i ( D i + 1 − D i ) {\displaystyle N=S_{n}(D-D_{n})+\sum _{i=1}^{n-1}S_{i}(D_{i+1}-D_{i})} n {\displaystyle n} — номер ступени налогообложения
S n {\displaystyle S_{n}} — налоговая ставка, действующая в данной ступени n {\displaystyle n}
D n {\displaystyle D_{n}} — нижняя граница дохода ступени налогообложения n {\displaystyle n}
Ставки подоходного налога, действующие в России, на доходы, полученные с 01.01.1998

Размер облагаемого дохода Ставка налога
До 20 000 руб. 12 %
От 20 000 до 40 000 руб. 15 %
От 40 000 до 60 000 руб. 20 %
От 60 000 до 80 000 руб. 25 %
От 80 000 до 100 000 руб. 30 %
От 100 000 руб. и больше 35 %

Пример:

При годовом доходе, равном 30 000 руб.
сумма налога составляет: N = 20000 × 0,12 + 10000 × 0,15 = 3900 руб.
эффективная налоговая ставка: S = 3900 : 30000 × 100 % = 13 %

При годовом доходе, равном 70 000 руб.
сумма налога составляет: N = 20000 × 0,12 + 20000 × 0,15 + 20000 × 0,20 + 10000 × 0,25 = 11900 руб.
эффективная налоговая ставка: S = 11900 : 70000 × 100 % = 17 %

Достоинства многоступенчатой модели налогообложения:

  • наглядность (всю модель налогообложения можно представить в виде простой таблицы)
  • простота (каждый в состоянии сам рассчитать налог)
  • гибкость (возможность изменения налоговых ставок в каждом ступени отдельно, для каждой группы налогоплательщиков)
  • возможность индексации уровня дохода, не облагаемого налогом (если введён)

Недостатки:

  • более сложная по сравнению с пропорциональным налогообложением
  • при индексации уровня дохода, в том числе и дохода, не облагаемого налогом, приходится (чтобы не упал налоговый сбор) увеличивать налоговые ставки или расширять границы ступеней налогообложения.

Линейная

Сравнение многоступенчатой и линейной прогрессий: эффективная налоговая ставка обеих прогрессий графически совпадает друг с другом

В данном случае налоговая ставка возрастает линейно, без скачков. Благодаря равномерному росту налоговой ставки эффективная налоговая ставка растёт тоже равномерно.

Как правило, в многоступенчатой и линейной прогрессиях максимальная налоговая ставка в несколько раз превышает начальную налоговую ставку. Из-за этого рост эффективной налоговой ставки в области низких доходов значительно медленней, чем при одноступенчатой прогрессии.

Размер налога N в зоне роста налоговой ставки вычисляется по формуле:

N = S m i n ⋅ X ⋅ ( D − D 1 ) {\displaystyle N=S_{min}\cdot X\cdot (D-D_{1})}

Размер налога N после окончания роста налоговой ставки вычисляется по формуле:

N = S m i n ⋅ X ⋅ ( D 2 − D 1 ) + S m a x ⋅ ( D − D 2 ) {\displaystyle N=S_{min}\cdot X\cdot (D_{2}-D_{1})+S_{max}\cdot (D-D_{2})}

где X {\displaystyle X} — коэффициент роста

Недостатком данного способа налогообложения является его относительная сложность, что препятствует широкому внедрению во многих странах.

Комбинированная

В этом случае доход делится на отдельные части, в пределах которых используется одна из указанных выше моделей налогообложения. Типичным примером комбинированной модели является система налогообложения физических лиц в Германии. См. ниже.

Кривая, описываемая формулой

Налоговая ставка в данной модели растёт с ростом дохода и описывается формулой многочлена (полинома).

Формула налоговой ставки имеет вид:
S = s 0 + s 1 D 1 + s 2 D 2 + ⋯ + s n D n {\displaystyle S=s_{0}+s_{1}D^{1}+s_{2}D^{2}+\dots +s_{n}D^{n}} где:

s i {\displaystyle s_{i}} — фиксированные коэффициенты, D {\displaystyle D} — совокупный годовой доход

Используя современную вычислительную технику, можно вывести формулу для кривой налоговой ставки любого уровня сложности, с любыми характеристиками. И как следствие, эти достоинства оборачиваются недостатками, сводя на нет возможность обсуждения обществом налоговых ставок, так как при этом требуется более глубокий уровень математических познаний.

Обзор по странам

Подоходный налог в Германии

Основная статья: Налогообложение в ГерманииНалоговые ставки и соответствующие им кривые эффективных налоговых ставок для одного субъекта и для супружеской пары. (Налоговая ставка 45 % не указана)

До 1990 года для расчёта налоговых ставок в Германии использовались формулы многочлена (полинома).
В 1990 году была введена новая комбинированная модель, которая значительно облегчила расчёт налогов.

В данном случае шкала совокупного годового дохода делится на 5 зон и выглядит следующим образом:

  • зона 1 (нулевая зона): Доход в этой зоне не облагается налогом.
  • зона 2 (линейная): Начальная ставка налога составляет 14 % и увеличивается линейно до 24 %.
  • зона 3 (линейная): Ставка налога в данной зоне растёт так же линейно, как в предыдущей зоне, но не так круто, с 24 % до 42 %.
  • зона 4 (фиксированная): ставка налога в этой зоне постоянна и зафиксирована на уровне 42 %.
  • зона 5 (фиксированная): ставка налога в этой зоне тоже постоянна и равна 45 %.

Подоходный налог в США

Основная статья: Налогообложение в США

В США ставки федерального налога на доходы физических лиц (НДФЛ) взимаются по многоступенчатой схеме и по состоянию на 2014 год начинаются с 10 % и доходят до максимума в 39,6 %. Границы ступеней налогообложения зависят от семейного статуса налогоплательщика. Различают следующие категории: один (single) субъект, семейная пара и родитель-одиночка. В случае семейной пары подаётся совместная налоговая декларация. К этой же категории относятся вдова или вдовец, получающие пенсию за своего супруга или супругу (пенсии тоже облагаются налогом). Кроме федерального налога каждый штат взимает дополнительно свой налог. В результате суммарный налог может достигать 50 %.

Ставки федерального подоходного налога и соответствующая кривая эффективной налоговой ставки в США для супружеской пары, 2013 год.

Федеральный налог на доходы физических лиц в США, 2014

0Налоговая0
ставка
Налогооблагаемый годовой доход в долларах США
для одного субъекта для супружеской пары для родителя-одиночки
10 % 0 — 009 075 0 0 — 018 150 0 0 — 012 950 0
15 % 9076 — 036 900 0 18 151 — 073 800 0 12 951 — 049 400 0
25 % 36901 — 089 350 0 73 801—148 850 0 49 401—127 550 0
28 % 89 351—186 350 0 148 851—226 850 0 127 551—206 600 0
33 % 186 351—405 100 0 226 851—405 100 0 206 601—405 100 0
35 % 405 101—406 750 0 405 101—457 600 0 405 101—432 200 0
39,6 % от 406 751 0 от 457 601 0 от 432 201 0

Подоходный налог в других странах

Некоторые страны, использующие прогрессивное налогообложение доходов физических лиц.

Страна Прогрессия (модель
налогообложения)
Необлагаемый
годовой минимум
Налоговые ставки Годовой доход, когда
начинает дейст. макс. ставка
Австралия (2014) 4-ступенчатая 18.200 AUD0 19; 32,5; 37; 45 %0 180.000 AUD 0
Австрия (2018) 5-ступенчатая 11.000 €0 25; 35; 42; 48; 50 %0 90.000 € 0
Бельгия (2014) 5-ступенчатая 8.680 €0 25; 30; 40; 45; 50 %0 37.750 € 0
Великобритания 3-ступенчатая 10.600 £0 20, 40, 45 %0 150.000 £ 0
Германия (2014) комбинированная
5 зон
8.354 €0 14÷24; 24÷42; 42; 45 %0
+ 5,5 % налог солидарности0
250.730 € 0
Греция (2014) 8-ступенчатая 12.000 €0 18; 24; 26; 32; 36; 38; 40; 45 %0 100.000 € 0
Израиль (2014) 7-ступенчатая 0 NIS0 10; 14; 21; 31; 34; 48; 52 %0 811.560 NIS 0
Испания (2014) 7-ступенчатая 0 €0 Федеральные + региональные
≈ 24; 29; 39; 47; 49; 51; 52 %0
300.000 € 0
Италия (2014) 5-ступенчатая 0 €0 23; 27; 38; 41; 43 %0 75.000 € 0
Канада (2014) 4-ступенчатая 0 $0 Федерал.: 15; 22; 26; 29 %0
+ региональные от 5 до 21 %0
136.270 $ 0
Китай (2014) 7-ступенч.(на зарплату)
5-ступенч. (на ИПД)
0 ¥0
0 ¥0
3; 10; 20; 25; 30; 35; 45 %0
5; 10; 20; 30; 35 %0
960.000 ¥0
1.200.000 ¥0
Люксембург (2014) 18-ступенчатая 11.265 €0 8 % ÷ 40 %0 100.000 € 0
Нидерланды (2014) 4-ступенчатая 0 €0 5,1; 10,85; 42; 52 %0 56.532 € 0
Новая Зеландия(2013) 5-ступенчатая 0 $0 10,5; 17,5; 30; 33; 45 %0 70.000 $ 0
Польша (2014) 2-ступенчатая 0 €0 18; 32 %0 85.528 PLN (19.906 €) 0
Словакия (2013) 2-ступенчатая 0 €0 19; 25 %0 34.402 € 0
Кипр (2014) 4-ступенчатая 19.500 €0 20; 25; 30; 35 %0 60.000 € 0
Финляндия 4-ступенчатая 13.099 €0 25,6, ?, ?, 49,1 %0 64.500 € 0
Франция (2014) 7-ступенчатая 6.011 €0 5,5; 14; 30; 41; 45; 48; 49 %0 500.000 € 0
США (2014) 7-ступенчатая 0 $0 федеральные: 0
10; 15; 25; 28; 33; 35; 39,6 %0
+ региональные до 11 %0
для одного — 406.751 $
для суп. пары — 457.601 $
родителя-од. — 432.201 $
Швейцария (2014) 10-ступенч. (для одного)
14-ступенч. (для суп. пары)
14.500 CHF0
28.300 CHF0
0,77 0,88 2,64 2,97…11,50 %0
1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8 …11,50 %0
755.200 CHF 0
895.900 CHF 0
ЮАР (2013) 6-ступенчатая 0 ZAR0 18; 25; 30; 35; 38; 40 %0 617.000 ZAR 0

> См. также

  • Подоходный налог
  • Распределение (экономика)
  • Список стран по уровню налогообложения физических лиц

Примечания

  1. Эффективная ставка налога — реальная ставка налога, рассчитываемая как отношение фактически уплаченной суммы налогов к величине налогооблагаемой базы.
  2. 1 2 Scheve, Kenneth F.,. Taxing the rich : a history of fiscal fairness in the United States and Europe. — Princeton. — 1 online resource (xv, 266 pages) с. — ISBN 1400880378, 9781400880379.
  3. A tax to beat Napoleon
  4. Водовозов В. В.,. Микель, Иоганн // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. «История финансовой мысли и политики налогов» В. М. Пушкарева, ИНФРА-М, 1996
  6. Journal of Economic Perspectives — Volume 21, Number 1 — Winter 2007, How Progressive is the U.S. Federal Tax System? A Historical and International Perspective (PDF; 203 kB)
  7. Применение закона о подоходном налоге в Советской России в годы гражданской войны и НЭПа
  8. Жан-Жак Руссо. О политической экономии.
  9. Smith, Adam, 1723-1790. Исследование о природе и причинах богатства народов. — Ėksmo, 2009. — ISBN 9785699183890, 5699183892.
  10. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 27 июля 1923 года, Библиотека нормативно-правовых актов СССР.
  11. Ставки налогов в Латвии, 2014.
  12. Ставки налогов в Литве, 2014.
  13. Не облагаемый налогом доход с 1 января 2018.
  14. Налоги в Чехии. 2013.
  15. Более распространенные налоги в Латвии.
  16. Введение прогрессивной ставки НДФЛ.
  17. 1 2 The 2014 Tax Brackets. Ставки подоходного налога и зоны налогообложения. (англ.)
  18. Individual income tax rates. Ставки подоходного налога в Австралии, 2014 (англ.)
  19. Steuersätze und Steuerabsetzbeträge. Ставки подоходного налога в Австрии, 2014 (нем.)
  20. Belgium income tax for 2014 Ставки подоходного налога в Бельгии, 2014 (англ.)
  21. Income Tax rates and Personal Allowances — GOV.UK. www.gov.uk. Дата обращения 11 октября 2015.
  22. Einkommensteuertarif, 2014 Ставки подоходного налога в Германии, 2014 (нем.)
  23. Greece Income Tax Rates for 2014 Ставки подоходного налога в Греции, 2014 (англ.)
  24. Israel income tax for 2014 Ставки подоходного налога в Израиле, 2014 (англ.)
  25. Spain income tax for 2014 Ставки подоходного налога в Испании, 2014 (англ.)
  26. Italian income tax for 2014 Ставки подоходного налога в Италии, 2014 (англ.)
  27. Canadian income tax rates for Individuals Ставки подоходного налога в Канаде, 2014 (англ.)
  28. Налоговая система Китайской Народной Республики
  29. Personal Income Tax in Luxembourg Ставки подоходного налога в Люксембурге, 2014 (англ.)
  30. Netherlands income Tax Ставки подоходного налога в Нидерландах, 2014 (англ.)
  31. Income tax rates for individuals Архивировано 17 апреля 2014 года. Ставки подоходного налога в Новой Зеландии (англ.)
  32. Ставки подоходного налога в Польше
  33. Инвестиции в Словакии 2,2MB, стр. 53
  34. Налоги в цифрах и фактах. Кипр — 2014. 844KB, стр. 5
  35. French Income Tax Rates Ставки подоходного налога во Франции (англ.)
  36. Bundesgesetz über die direkte Bundessteuer Налоги в Швейцарии. 314KB, стр. 23 (нем.)
  37. Individuals and special trusts Подоходный налог в ЮАР. (англ.)

Прогрессивная ставка налога

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *