Программа 2020

TO THE USE OF NEW MODELS IN BANKING MANAGEMENT

V. V. Evsujkov

Keywords: Bank management, modeling tools, methods of mathematical statistics, new models, data mining.

Evsujkov Vladimir Vasilevech, candidate of technical science, docent, evsvl@yandex.ru, Russia, Tula, FinUniversity.

УДК 338.22 (470)

РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ОСОБЕННОСТИ, СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

О.В. Осетрова

Дан анализ особенностей российской модели экономического роста; выявлению причин структурных и циклических кризисов последних лет и их возможных последствий для российской экономики.

Ключевые слова: экономический рост, показатели экономического развития, структурный кризис, циклический кризис, социально-экономическое развитие.

Ключевая проблема современного развития России — экономический рост. Начиная с 2000 г. в стране темпы роста превышали среднемировые, что сформировало определенные ожидания — не только экономические, но и политические. В 2013-2014 гг. ситуация изменилась, причем почти все политики и экономисты признают, что торможение определяется не конъюнктурными, а фундаментальными, прежде всего институциональными, факторами.

В связи с преодолением кризисных явлений чаще говорят об устойчивости. Однако содержание понятия «устойчивое развитие» в России и мире существенно различается. В нашей стране устойчивость соотносится прежде всего с развитием экономики, экономическим ростом. В мире же

трактовка устойчивого развития (sustainable development) гораздо шире (это следует из концептуальных документов, подготовленных в последние 20 лет ООН, Всемирным банком, ОЭСР, ЕС и др.): устойчивость определяется как единая система социальных, экономических и экологических процессов. Очевидно, что экономическую устойчивость невозможно обеспечить, не решив социальные и экологические проблемы.

Для оценки экономического роста в настоящее время используется ряд показателей. Общепринятой количественной мерой экономического роста являются показатели абсолютного прироста или темпов прироста реального объема выпуска в целом или на душу населения. Динамика и темпы роста реального ВВП характеризуют общие масштабы национальной экономики, изменение ее доли в системе мирового хозяйства. Показатель ВВП на душу населения даст представление и о темпах экономического роста, и об изменении в этой связи благосостояния населения.

Однако все чаще отмечается, что ВВП перестал быть идеальным показателем измерения благосостояния, поскольку не отражает различные социальные процессы, изменения в окружающей среде, некоторые явления, которые принято соотносить с устойчивостью развития. К настоящему времени отдельные страны и международные организации при оценке устойчивости предлагают использовать следующие группы индикаторов:

— интегральные показатели, агрегирующие различные показатели для получения одного индекса. Чаще всего агрегируются экономические, социальные и экологические показатели;

— системы индикаторов, объединяющие частные индикаторы, которые отражают отдельные аспекты устойчивости. Такие системы могут включать экономические, социальные, экологические и институциональные показатели;

— частные индикаторы. Здесь широко используют показатели доходов, безработицы, смертности, энергоемкости и т.д.;

— индикаторы, полученные на основе социологических опросов, отражающих отношение населения к тем или иным проблемам устойчивости развития.

Некоторые показатели, будучи частными, могут отражать различные аспекты устойчивости. Например, важнейший индикатор энергоемкости в интерпретации ООН, Всемирного банка, ОЭСР, отдельных стран может входить в различные группы индикаторов: экономические (отражает уровень эффективности использования энергоресурсов в экономике); экологические (связь с уровнем загрязнения и выбросов парниковых газов); социальные (величина и состав выбросов влияют на здоровье людей).

В соответствии с решениями Всемирного саммита ООН (2002 г.) с 2005 г. все государства должны принять и реализовать собственные стратегии устойчивого развития. Такой стратегии и соответствующих индикаторов в России на официальном уровне нет. Можно выделить ряд россий-

ских проектов на федеральном и региональном уровнях, посвященных индикаторам устойчивого развития (Томская, Кемеровская, Самарская области, Москва).

Экономическое развитие может осуществляться по двум направлениям: экстенсивному и интенсивному. Первое реализуется за счет использования большего количества факторов производства: труда, капитала и земли при сохранении его прежней технической основы. Интенсивный путь характеризуется увеличением масштаба выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства.

Способность экономики к росту зависит от ряда факторов, под которыми подразумеваются явления и процессы, определяющие темпы и масштабы долгосрочного увеличения реального объема производства, возможности повышения эффективности и качества роста. По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямыми считаются факторы, которые делают рост физически возможным. В эту группу входят факторы предложения:

• количество и качество трудовых ресурсов;

• количество и качество природных ресурсов;

• объем основного капитала;

• технология и организация производства;

• уровень развития предпринимательских способностей в обществе.

Косвенные факторы — это условия, позволяющие реализовать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

имеющиеся у общества возможности экономического роста. Такие условия создаются факторами спроса и распределения:

• снижением степени монополизации рынка;

• налоговым климатом в экономике;

• эффективностью кредитно-банковской системы;

• ростом потребительских, инвестиционных и государственных расходов;

• расширением экспортных поставок;

• возможностями перераспределения производственных ресурсов в экономике;

• действующей системой распределения доходов.

Считается, что наиболее эффективный тип экономического роста -интенсивный, который присущ большинству современных развитых стран. Однако для развивающихся стран переход к интенсивной модели экономического роста является достаточно длительным и непростым процессом.

Если принять тот факт, что «Россия — страна с непредсказуемым прошлым», то объяснение особенностей экономического роста современной России следует искать, в том числе, и в командной экономике СССР.

Экономика СССР оказалась на пороге реформ в конце 80-х — начале 90-х гг. ХХ в., т.к. в это время экстенсивные факторы фактически были ис-

черпаны и не могли обеспечивать стабильный экономический рост. Поэтому в начале 90-х годов правительство встало на путь «рыночных» реформ, главными инструментами которых должны были выступить либерализация цен и всеобщая ваучерная приватизация. Однако данные меры не привели к ожидаемому результату, а лишь усугубили состояние российской экономики.

Экономическая политика, которая велась с 1990 г., привела к росту инфляции, криминализации экономики, концентрации основной части предприятий в руках небольших группировок, росту социальной напряженности в обществе. Кроме того, сократилось финансирование военно-промышленного комплекса и бюджетной сферы, наметилась деиндустриализация: промышленное производство приобрело черты топливно-энергетической и сырьевой ориентации, негативные последствия имела и политика «открытых границ». Ситуация была доведена до критического состояния, что усугубилось падением цен на сырье и, как следствие, валютного курса, что привело к одному из значительнейших кризисов в 1998 г.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, практически сразу после событий августа 1998 г. наметился экономический рост, что обусловлено естественной реакцией против сильного падения. Главным последствием кризиса для России является переориентация спроса с импортных товаров на отечественные из-за сильного обесценивания рубля. Также благоприятным фактором стал рост цен на нефтепродукты, что обеспечивало прирост ВВП более чем на 5%. Однако в то же время уменьшалась доля наукоемкой продукции в структуре экспорта.

С 2000 г. в российской экономике наблюдался достаточно стабильный экономический рост, однако он по-прежнему обеспечивался прямыми факторами, т.е. был экстенсивным, т.к. напрямую зависел от ситуации на рынке нефтепродуктов. Однако до 2008 г. в России была улучшена социальная ситуация: выросли зарплаты и пенсии, уменьшился процент населения, находящегося за чертой бедности. Но, так или иначе, экономика страны оставалась примитивной, около 90% экспорта приходилось на сырье и продукты переработки, намеченной правительством диверсификации не происходило. Доходы экономики росли непропорционально производительности труда, эффективность и конкурентоспособность закономерно и устойчиво падали. Не рост промышленности «поднимал» рынок, а рост рынка «тянул» производство и ВВП.

Однако бесконечно наращивать экспорт за счет повышения цен на сырье невозможно. В 2008 г. сложилась ситуация, когда цены на нефть достигли критических отметок, и падение их обусловило спад. Кроме того, экономика России оказалась не готова к воздействию мирового экономического кризиса, поскольку цены на нефть резко упали, а иностранные инвестиции в экономику значительно снизились.

Спад экономической активности был преодолен в середине 2009

года, и экономика России начала расти в первом квартале 2010 года. Высокие цены на нефть поддерживали рост российской экономики в первом квартале 2011 года и помогли России уменьшить бюджетный дефицит, унаследованный от кризиса 2008-2009 гг., но инфляция и увеличенные правительственные расходы ограничили положительное воздействие нефтяных доходов. К 2014 г. наблюдается торможение экономического роста, начавшееся еще в 2012 году (см. таблицу ).

Основные показатели экономического развития РФ, 2008-2014 гг.

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

ВВП, % 5,2 -7,8 4,5 4,3 3,4 1,3 0,8

Инвестиции в основной капитал, % 9,5 -13,5 6,3 10,8 6,8 -0,2 -2,8

Профицит (+)/дефицит (-) консолидированного бюджета, % ВВП 4,9 -6,3 -3,4 1,5 0,4 1,3 2,9

Внутренний государственный долг РФ, млрд. руб. 1421, 5 1837, 2 2461, 6 3546, 4 4064, 3 4432, 4 4427, 1

Индекс потребительских цен, де- 13,3 8,8 8,8 6,1 6,6 6,5 11,4

кабрь к декабрю

Общий уровень безработицы, в 6,2 8,3 7,3 6,5 5,5 5,5 5,1

среднем за год

Центробанк России в начале ноября 2014 снизил прогноз роста ВВП в 2015 году до нуля. При этом ЦБ РФ рассчитывал, что темпы экономического роста в 2015-2016 годах также сохранятся близкими к нулю, а возможно, примут и отрицательные значения.

Таким образом, особенностью социально-экономического развития России в 2014 г. стало взаимное наложение нескольких кризисов, среди которых можно выделить следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— продолжение глобального структурного кризиса, ведущего к глубоким сдвигам в экономике и политике ведущих стран, причем в России этот кризис носит запаздывающий характер;

— кризис модели экономического роста России 2000-х гг., в основе которой лежало повышение спроса (потребления), что было обусловлено наличием незадействованных производственных мощностей и длительным ростом цен на продукты российского экспорта;

— внешнеэкономический шок от принятых против России отраслевых санкций, прежде всего в финансовой сфере;

— внешнеэкономический шок в результате падения цен на нефть -важнейшего источника доходов российского бюджета;

— циклический кризис, связанный со снижением инвестиционной активности;

— демографический кризис как следствие сокращения численности населения в трудоспособном возрасте.

Среди сдерживающих факторов экономического роста в России можно отметить следующие: устаревший фонд основных средств и сокращающийся объем инвестиций в их обновление, медленное внедрение научных разработок в процесс производства, а также низкие доходы населения и, как следствие, неэффективный спрос.

Износ основных фондов в целом по РФ составляет около 50 %, а в ряде важнейших отраслей (добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа, воды, транспорт, связь, образование и здравоохранение) превышает этот показатель. Средний возраст оборудования в России составляет 15 лет. Модернизация оборудования за прошедшие годы коснулась в основном газовой и нефтяной отраслей, но не затронула обрабатывающую промышленность. В этих условиях рост мог быть обеспечен только на основе инвестиционных вложений. А инвестиции в российскую экономику как раз показывали тенденцию к снижению (см. табл.1).

Недостаточное инвестирование российской экономики и высокая степень износа основного капитала в ближайшие годы потребуют выделения дополнительных средств на аварийные ремонты и преодоление последствий возможных техногенных катастроф. Сегодняшние банковские займы со ставкой 12-15 % годовых в рублях не позволяют осуществлять долгосрочные капитальные вложения в инновации и даже поддерживать на высоком уровне параметры оборотного капитала.

Модернизация и экономический рост в целом предполагают интеллектуальное обеспечение, новое качество человеческого ресурса. Низкая инвестиционная активность не позволит достичь необходимых показателей накопления основного капитала. В свою очередь недостаточные вложения в образование, здравоохранение и социальные услуги могут привести к дальнейшей деградации человеческого капитала.

Ухудшение динамики инвестиций происходило на фоне оттока частного капитала из России. В 2011 году он составил 84 млрд. долл., в 2012 г. — 57 млрд. долл., в 2013 г. — 63 млрд. долл.

За период 2010-2013 гг. среднеквартальная реальная денежная масса М2 выросла примерно на 46 %. В 2013 г. по сравнению с 2012 г. она увеличилась лишь на 6 %. Низкий темп роста денежной массы выразился в увеличении ставок кредитования для физических и юридических лиц.

Потребительский спрос в 2012 г. на основе роста денежных доходов, а также высокой динамики кредитования (более 40 %) смог «вытянуть» показатели ВВП. Однако 2013 г. и начало 2014 г. продемонстрировали снижение темпов кредитования. Произошло изменение спроса на кредиты физических лиц, в место новых займов они осуществляли рефинансирование долга. Стал наблюдаться ускоренный рост просроченных долгов: только за 2013 г. уровень «просрочки» по розничным кредитам вырос с 5,9 почти до 8 %.

Для реализации долгосрочных задач социально-экономического развития России в современных условиях приоритетными целями должны стать развитие человеческого капитала, отказ от экспортного энергосырьевого развития и формирование экономики инновационного типа на основе структурно-технологической перестройки. Стране нужны «не больше, нефти, газа, металлов, леса и пр.», а рост благосостояния населения с учетом экономических, социальных и экологических компонентов качества жизни.

Экономический рост на современном переходном этапе развития должен базироваться на следующих основных принципах:

1. свобода предпринимательства и деловая инициатива;

2. повышение эффективности использования всех экономических ресурсов (в том числе повышение производительности труда на основе нового качества рабочей силы);

3. качественное государственное управление.

Необходимо кардинальное изменение приоритетов экономической политики, а именно уход от чрезмерной социальной поддержки и активизация инвестиционных процессов, что позволит вывести экономику на траекторию темпов роста 5-6 % годовых. Важно создать такую ситуацию, когда силы государства и тот спрос, который оно может сформировать благодаря огромной концентрации ресурсов, были бы использованы для наращивания различных секторов экономики с полноценными производственно-технологическими звеньями и преимущественно частным капиталом в качестве ключевых участков прогресса.

Список литературы

1. Бобылев С., Зубаревич Н., Соловьева С. Вызовы кризиса: как измерять устойчивость развития// Вопросы экономики. № 1. С. 147-160.

3. Мау В. Социально-экономическая политика России в 2014 году: выход на новые рубежи?// Вопросы экономики. № 2. С. 5-31.

4. Некипелов А.Д. К вопросу об экономическом росте и экономическом развитии // Журнал экономической теории. 2013. №4. С.10-11.

5. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2000. 368 с.

Осетрова Ольга Владимировна., канд. техн. наук, доцент, Os_ol@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

RUSSIAN MODEL OF ECONOMIC DEVELOPMENT: FEATURES, STATUS AND

O.V. Osetrova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: economic growth, economic performance, structural crisis, a cyclical crisis, socio-economic development.

Osetrova Olga Vladimirovna, cabdidate tehnical science, Os_ol@,mail. ru, Russia, Tula State University

УДК 330(075)

ВЫЯВЛЕНИЕ КРИЗИСНЫХ ПЕРИОДОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Л.Е. Романова, Д.М. Коршунова

Для определения возможности появления кризисных периодов в деятельности предприятия проанализирована ключевая характеристика развития — кризис. С целью выявления закономерностей возникновения банкротства исследованы взаимосвязи типа финансовой устойчивости, кризиса и банкротства.

Ключевые слова: кризис, банкротство, стадии кризиса предприятия, финансовый анализ, типы финансовой устойчивости, характеристики кризиса предприятия.

Позиции предприятий на рынке зависят от качества и своевременности информации, которая позволяет предвидеть кризисные явления. Сложная экономическая ситуация в стране обычно сопровождается новой волной дел о банкротстве. Это было и в 1998, и в 2008 году. Для 2014 года характерно еще и беспрецедентное количество отзывов лицензий и банкротств банков. Рост числа банкротств с осени 2014 года, так же как и в 2008-2009 годах, обусловлен экономическими причинами. Однако в отличие от прошлых лет текущая экономическая ситуация усугублена еще и санкциями, связанными с ограничением доступа банков к зарубежным кредитам. Отсутствие у банков возможности кредитоваться по низким ставкам вынуждает их принимать жесткие меры в отношении просроченной задолженности предприятий, вплоть до банкротства должников.

Текст Указа:

В целях осуществления прорывного развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека постановляю:

1. Определить следующие национальные цели развития Российской Федерации (далее – национальные цели) на период до 2030 года:

а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

б) возможности для самореализации и развития талантов;

в) комфортная и безопасная среда для жизни;

г) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;

д) цифровая трансформация.

2. Установить следующие целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 году:

а) в рамках национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей»:

обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации;

повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет;

снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года;

увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов;

б) в рамках национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов»:

вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования;

формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования;

создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов;

увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года;

в) в рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни»:

улучшение жилищных условий не менее 5 миллионов семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 миллионов квадратных метров в год;

улучшение качества городской среды в полтора раза; обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов;

создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза;

снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза;

ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое;

г) в рамках национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство»:

обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;

обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции;

реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;

реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;

увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 миллионов человек;

д) в рамках национальной цели «Цифровая трансформация»:

достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;

увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов;

рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, до 97 процентов;

увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года.

3. Правительству Российской Федерации до 30 октября 2020 года:

а) представить предложения по приведению Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в соответствие с настоящим Указом;

б) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом;

в) скорректировать (разработать) при участии Государственного Совета Российской Федерации и представить на рассмотрение Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам национальные проекты, направленные на достижение национальных целей, определенных в пункте 1 настоящего Указа, и целевых показателей, установленных пунктом 2 настоящего Указа;

г) разработать и представить на рассмотрение Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.

4. Правительству Российской Федерации:

а) ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период предусматривать в приоритетном порядке бюджетные ассигнования на реализацию национальных целей, определенных в пункте 1 настоящего Указа;

б) обеспечить направление в приоритетном порядке дополнительных доходов федерального бюджета, образующихся в ходе его исполнения, на реализацию национальных целей, определенных в пункте 1 настоящего Указа.

5. Признать утратившими силу пункты 1 и 16 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 20, ст. 2817; № 30, ст. 4717).

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статус материала

Опубликован в разделах: Новости, Документы

Дата публикации: 21 июля 2020 года, 11:25

Ссылка на материал: kremlin.ru/d/63728

Текстовая версия

Программа 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *