Профессиональное творчество

Роль народного художественной творчества в культуре общества. Народная художественная культура как фундамент национальной литературы и искусства.

«Фольклоризация» произведений литературы и искусства в народном творчестве (примеры), как одна из особенностей народного художественного творчества..

Роль фольклора в формировании национальной культуры. Взаимосвязь фольклора с классическим и современным профессиональным искусством и литературой.

Эстетическая проблема «народности» художественной литературы и профессионального искусства. Обработки сказочных источников, народных мелодий, использование народных тем и сюжетов в искусстве романтизма.

Дореволюционные создатели народных музыкальных коллективов. В. Андреев — первый Великорусский оркестр. М.Е. Пятницкий — первый русский профессиональный народный хор. Профессиональные обработки народной музыки. Оркестр русских народных инструментов им. Осипова. Известные отечественные исполнители русских народных песен, народные хоры и фольклорные ансамбли. Уральский народный хор, Омский народный хор, Сибирский народный хор и др.

Современная профессиональная театрализация народных праздников (русская «Масленица», татарский «Сабантуй» и др.) в условиях Домов и Дворцов культуры, Центров досуговой деятельности, Национально-культурных центров.

Литература:

Тема 3. 9. Любительское направление в системе народной художественной культур.

Современное любительское художественное творчество его роль в национальной культуре. Сохранение искусства народных мастеров в декоративно-прикладном творчестве, ремеслах. Место любительского направления в художественной самодеятельности. «Бардовская» песня, как вид любительского музыкально-поэтического творчества. Использование фольклора и других форм любительского художественного творчества в деятельности Дворцов культуры, Домов народного творчества, национальных культур и пр.

Любительское художественное творчество. Вопрос об этом термине привлек к себе внимание исследователей в 80-е гг. ХХ в. Некоторые авторы стали доказывать неправомерность термина «художественная самодеятельность» и предлагают заменить его на «любительское творчество». Ю.М. Куликов считает, что нежелание разобраться в сущности народного художественного творчества привело к появлению нечеткого понятия «художественная самодеятельность». Этот термин был введен по линии советского культпросвета, и только в том смысле имеет право на существование. А по существу, он не раскрывает всего богатства и многоплановости явления. Более подходит термин «любительское творчество», которое нужно ввести вместо «художественная самодеятельность». Художественные коллективы Домов и Дворцов культуры, Центров досуговой деятельности, Национально-культурных центров состоят из исполнителей-любителей, а не профессионалов.

Вопрос, ясность которого в обыденном представлении не вызывает никаких сомнений, породил серьезные теоретические разногласия, сохраняющиеся до последнего времени.

Все народное художественное творчество является массовым по своим движущим силам, любительским по мотивам, самодеятельным по характеру, национальным по формам, интернациональным по содержанию.

Эти основные родовые свойства народного художественного творчества имеют конкретно-исторический характер. В строгом смысле понятия «самодеятельное художественное творчество», «народное творчество» или «любительское творчество» не несут информации о форме творчества. Они указывают на его родовые свойства. Под понятием «художественная самодеятельность» имеется в виду не все народное творчество, а только часть его, которая имеет устойчивые специфические очертания.

Литература:

2.. Новиков, В.С. Феноменология фольклора : монография / В.С. Новиков. — Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — 132 с.

В структуре профессиональной деятельности творчество обеспечивает операциональную сферу, что особенно важно в современных, постоянно меняющихся условиях труда. С позиций психологии профессионализма, профессиональное творчество — это нахождение новых способов решения профессиональных задач. Среди качеств, лежащих в основе профессионального творчества можно выделить следующие: потребность в новой идее, видение проблемы, способность к быстрому переключению и преодолению барьеров, способность к мысленному включению себя в систему предметов и средств труда, критичность мышления, умение к мысленным преобразованиям, готовность работы с новой реальностью. При изучении творчества анализу подлежат его компоненты, этапы творческого процесса, условия и факторы его формирования и критерии творческого поведения.

Талантливая, творческая, гениальная личность — национальное богатство любого общества. Гениальных личностей в истории человечества ничтожно мало. Из 10 млн. жителей планеты только один может реализовать себя как гений. Гениями рождаются, и, не смотря на то, что это происходит очень редко (порядка 400 раз за всю историю человечества) именно этим людям принадлежит решающая роль в становлении цивилизованного мира.

Философия идеализма и материализма рассматривает разные подходы к понятию творчества. Например, художественное творчество понимается как: присущие гениальным людям мы замечаем у детей: это и новизна восприятия, и страстная увлеченность, и потребность в преобразовании действительности. » …в некоторых отношениях я от рождения был взрослым, во многих других я очень долго оставался ребенком, а в иных остаюсь им до сих пор» (Ж-Ж. Руссо, «Исповедь»).

Как отмечали Ж-Ж. Руссо и А. Шопенгауэр наивность и возвышенная простота — свойства, роднящие гениев и детей. Действительно, многие качества божественная одержимость (Платон), «животворное дыхание бессознательного» (Э. Гартман), мистическая интуиция (Бергсон), проявление инстинктов (Фрейд) способствуют творчеству. Согласно материализму, в процессе творчества принимают воображение и мастерство. Психология творчества стала складываться на рубеже XIX-XX столетий и к настоящему времени представляет собой единство проблем возрастной, общей и дифференциальной психологии. Однако до настоящего времени не создано ни одной крупной теории, которая смогла бы объединить рассеянные и иногда конфликтующие исследования творчества (Р. Солсо, 2002).

Существует множество определений понятия «творчество». Творчество реализуется в творческой деятельности, которая имеет общественную ценность, дает новые продукты труда. Творчество бывает разных степеней выраженности: от интереса через увлечение и вдохновение до озарения. В творческом сознании доминирует вдохновение, в творческой личности — потребность в деятельности, в творческой деятельности — стремление к достижению новых целей еще не апробированными способами.

В понятие «творчество» включают субъективную (психологический процесс созидания новых ценностей) и объективную (конечный продукт творческой деятельности) составляющие. Творчество — совокупность свойств личности, обеспечивающих процесс преобразования действительности и получения новых результатов.

Творчество по своей природе многомерно и разнообразно, закономерности его развития многофакторны, поэтому естественно, что в психологии творчества возникают и углубляются новые направления исследований. Важным с позиций акмеологического подхода является утверждение нового понимания творчества как развивающего взаимодействия.

Творчество представляет собой не одномоментный акт, а сложный процесс. Наиболее распространена (Солсо Р., 2002; Posner M.I., 1973 и др.) поэтапная модель творческого процесса, включающая:

  • — подготовку — формулировку задач и начальные попытки ее решения;
  • — инкубацию — отвлечение от задачи и переключение на другой предмет;
  • — просветление — интуитивное проникновение в суть задачи;
  • — проверку решения.

Таким образом, творческий акт рассматривается как этапноуровневый, где при постановке проблемы работает сознание, в процессе решения — бессознательное, а на этапе контроля правильности решения снова включается сознание. Согласно этой концепции к числу важнейших способностей, обеспечивающих решение творческих задач, относятся способность действовать «в уме», а среди личностных качеств важными здесь являются интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям.

Проблема творчества носит социальный характер. Развитие творчества напрямую связано с процессом социализации личности. Потенциальные гении составляют всего 0,5% от общей численности населения, поэтому необходимо создание специальных условий для развития одаренных личностей:

  • — умение родителей распознать гениальность своего ребенка и создать условия для его самореализации;
  • — создание способствующей раскрытию одаренности образовательной и культурной среды;
  • — создание благоприятных условий для обучения и развития творчески одаренной личности;
  • — создание единого информационного (сквозного, последовательного, комплексного) пространства в сфере разработки и реализации программ для одаренных детей, подростков и молодежи;
  • — объединение материальных, финансовых и интеллектуально — творческих возможностей территорий в реализации программ.

Факторы развития творческой личности — открытость ума, отсутствие конформизма, склонность к самоутверждению, напористость, способность к напряженной работе в течение длительного времени, желание и «вкус» к рассмотрению иррациональных идей, значительный интерес к неизведанному, терпимость к ситуации неопределенности, потребность в новых и необычных впечатлениях, потребность в свободе выбора, склонность к юмору, уровень интеллектуальности выше среднего.

Стимуляции творчества способствуют: расширение хаотического креативного поля через ассоциативные впечатления, мимолетный просмотр большого количества информации; активизация эмоционально-образной сферы подсознательных процессов путем пассивной нейтрализации левого полушария (через расслабленное состояние, сон); рассмотрение нереальных идей, подвергая сомнению традиционные; создание парадоксов путем соединения несоединимого.

Проблема формирования творческой личности включает одним из главных аспектов развитие творческих способностей. До настоящего времени среди исследователей нет единообразного представления о творческих способностях. Согласно одной точке зрения творческие способности являются совокупностью качеств личности, обеспечивающих тот или иной вид деятельности, и в зависимости от вида деятельности структура творческих способностей различна (Мясищев В.Н., Платонов К.К.). Другая точка зрения связана с определением творческих способностей как индивидуальных особенностей личности, комплекса психических свойств, определяющих пригодность человека к определенному виду деятельности (Рубинштейн С.Л.).

Вся история научных исследований закономерностей развития творческих способностей — это история изучения биологических и социальных механизмов, способствующих самореализации творческих личностей. В теорию развития творческих способностей определенный вклад внесла синектика, описывающая сознательные, предсознательные и подсознательные составляющие любого творческого акта. Творческий процесс здесь понимается как умственная деятельность в постановке и решении проблемных ситуаций. Синектический процесс включает две взаимосвязанные фазы: аналитическую («превращение неизвестного в известное») и достижение нового взгляда на старую ситуацию или объект («превращение известного в неизвестное»). При этом именно вторая фаза является основной в упорядоченном творчестве. Основным механизмом превращения известного в неизвестное является аналогия (личная, прямая, символическая, аналогия воображения).

Творческие способности — совокупность индивидуальных особенностей человека, обеспечивающих достижение выдающихся результатов в конкретном виде деятельности. Творческие способности развиваются, прежде всего, в активной, преобразующей деятельности. Это способности к творческой деятельности, к творчеству. В их основе лежат воображение и интуиция, они не являются врожденными, а развиваются под влиянием воспитания и обучения.

Выделяются три группы творческих способностей:

  • 1. интеллектуально-логические (способности анализировать, сравнивать, доказывать, обосновывать, видеть главное);
  • 2. интеллектуально-эвристические (фантазия, воображение, способность к аналогии и генерированию идей, перенос знаний в новые ситуации);
  • 3. коммуникативно-творческие способности.

Понятие творческих способностей тесно связано с феноменом креативности. Креативность связана с творческими достижениями, способностью быстро принимать оригинальные решения, быть чувствительным к проблемам.

Поводом для выявления феномена креативности послужили данные об отсутствии связей между традиционными тестами интеллекта и успешностью решения проблемных ситуаций. Активное изучение креативности началось после опубликования работ американского психолога Дж. Гилфода, который разработал батарею тестов для диагностики креативности и в середине прошлого столетия выделил 16 гипотетических факторов креативности. Эти факторы были объединены под общим названием дивергентного мышления, проявляющемуся в ситуациях, требующих нестандартного решения (в противовес конвергентному — ориентирующемуся на единственный способ решения проблемы).

Исследование креативности должно включает такие аспекты как: креативная среда, креативная личность, креативный продукт и креативный процесс. Креативная среда должна обеспечить самоактуализацию личности. Чертами креативной личности являются: самостоятельность, уверенность в себе, способность находить привлекательность в трудностях, эстетическая ориентация, способность рисковать, самопроизвольность, смелость. Креативный продукт, результат творческой деятельности может быть разнообразным в зависимости от вида деятельности и общественного значения (от официально признанных до личных). Креативный процесс включает комбинирование аналогизиро- вание (сравнение) и воображение.

К числу необходимых компонентов творчества относятся: рациональное мышление, раскрепощенное воображение, одаренность, оригинальность.

Мышление является неотъемлемой частью творческого процесса. Творчество является высшей формой мышления, которое способствует поиску новых решений поставленной задачи. Существуют различные основания для выделения видов мышления: по форме (наглядно — действенное, наглядно — образное, абстрактно — логическое); по характеру решаемых задач (теоретическое и практическое), по степени развернутости (дискурсивное и интуитивное). В зависимости от степени новизны и оригинальности различают репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое) мышление.

Творческое мышление — «… мышление, дающее принципиально новое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям», в число главных компонентов которого входят: образное мышление, воображение и интуиция.

Разделение мышления на творческое и воспроизводящее в определенной мере условно. Творческая и исполнительская часть могут быть выделены в любом познавательном процессе, начиная с восприятия. В связи с этим, творческим является такой тип мышления, в котором порождающая, генеративная сторона доминирует по своей значимости над исполнительской и контрольной частями этого мыслительного акта.

Творческое мышление многовариантно, пластично, подвижно, оригинально. Одной из характеристик творческого мышления является гибкость, которая проявляется в способности к смене способов действий, легкости перестройки имеющихся знаний, способности увидеть проблему в новом свете, возможности многопланового отражения исходных условий задачи, легкости перехода от одного действия к другому. Для полноценной творческой деятельности необходим также развитый внутренний план действий, благодаря которому становятся возможными ассимиляция необходимых знаний и формирование мотивов, убеждений, интересов, обеспечивающих творчество.

Важной для понимания творчества является такая акмеологиче- ская категория, как «творческий потенциал», под которым понимается одаренность как природный дар, включающий природные свойства индивида.

Скрытые возможности человека, его потенциал зависит от таких природных свойств, как: пол, возраст, генофонд, строение центральной нервной системы и органов чувств, темперамент. В процессе самореализации творческого потенциала ведущая роль принадлежит деятельности, регуляторами которой являются типы нервной системы.

Каждый нормальный человек рождается с творческими потенциалами, однако имеется немало факторов, блокирующих реализацию творческого потенциала конкретного человека. Следовательно, приоритетная социальная задача — разблокировать «внешние и внутренние завалы» и создать условия для проявления каждого человека как целостного феномена — субъекта своей жизненной стратегии, избранной сферы труда, социально-ценностных отношений и гармоничного развития (Деркач А.А. с соавт., 2001).

Основными элементами проявления творческого потенциала специалиста являются:

  • — индивидуальные свойства (пол, возраст, структура семьи, порядок рождения, состояние здоровья);
  • — интегративные схемы информационного самообеспечения, ролевого взаимодействия, анализа обратной связи в решении творческих задач;
  • — психологические предпосылки продуктивного решения творческих задач (система отношений, установки, ценности, направленность, мотивация);
  • — способности, структура компетентности, когнитивные, эмоциональные и волевые свойства субъекта в решении творческих задач;
  • — структуры умелости (гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские) и уровень продуктивности деятельности в решении исследуемых классов творческих задач (высший, высокий, достаточный, средний, ниже среднего);
  • — влияние контекста (профессионального, непрофессионального, семейного окружения) и социальное влияние (оценка, поощрение, социальная роль);
  • — психологическая готовность к перестройке деятельности в поисках новых способов решения творческих задач (самооценка, ин- тернальность, экстернальность, догматизм, интуиция);
  • — способы учета системы ограничений и предписаний к решению творческих задач, диктуемых профессией, производством и нравственными принципами.

В качестве критериев творческого поведения взрослых выступают:

  • — количество общественно узнаваемых творческих достижений (патенты, изобретения, книги и т.д.);
  • — количество творческих достижений, не признанных официально (организация неформальных групп, разработка нового направления в образовании и т.д.);
  • — качество творческих достижений в соответствии с представлениями о будущей карьере.

В определение творческой готовности к профессиональной деятельности входят такие элементы, как: ценностный, мотивационный, содержательный (когнитивный), деятельностный (операционный), креативный, рефлексивный (оценочный), адаптационный, эмоционально-волевой (мобилизационно-настроечный).

Ценностный компонент творческой готовности включает отношение к работе как к любимой, творческой профессии, преобладание целей личностно-профессионального развития, постоянный, неформальный интерес к информационным инновациям, а также четко выраженное позитивное отношение к профессии.

Мотивационный компонент — устойчивая внутренняя потребность и гармоничное сочетание познавательной и профессиональной мотивации, стремление к продуктивной деятельности, вовлеченность в инновационные процессы, открытость для реформ, направленность на профессиональное развитие, личностный рост через повышение образовательного уровня.

Когнитивный компонент — базовый уровень и качество профессиональных знаний в сочетании с гуманитарными, социальными, духовными культурологическими знаниями. Когнитивный компонент во многом связан с формированием профессиональной культуры, под которой мы понимаем грамотное использование базовых образовательных навыков и умений в целях профессионального обучения, владение образовательными технологиями, способность к комплексированию различных информационных источников, эффективное использование учебной информации в процессе профессиональной деятельности.

Деятельностный (операционный) компонент — степень владения умениями и навыками эффективного труда. Операционный компонент включает гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский элементы, соответствующие элементам производственной деятельности. Гностический элемент включает познание учебного материала, установление междисциплинарных связей, поиск нового, перевод новых знаний в базовые, способность к систематизации и свертыванию учебной информации, критический анализ учебного процесса. Степень развития гностического элемента во многом определяет уровень творческой готовности, поскольку новизна и преобразование являются главными признаками творчества. Проектировочный элемент — определение ближайших возможностей и дальнейших перспектив профессионального развития, выбор оптимального управленческого решения, создание идеальной модели результата образовательного процесса, определение направлений и механизмов самодвижения к желаемому результату. С проектировочным элементом неразрывно связан конструктивный, включающий в себя целесообразное управленческое поведение, активность, выбор оптимальных методов работы, рациональное планирование деятельности. Коммуникативный элемент включает оптимальные личные и профессиональные отношения в коллективе, эффективный обмен производственной информацией с коллегами, а также продуктивные отношения вне коллектива. Самоорганизация, самоконтроль управленческой деятельности входят в состав организаторского элемента.

Центральным звеном творческой готовности к эффективной профессиональной деятельности являются выраженные способности к продуктивной творческой деятельности, составляющие креативный компонент. Его развитие является одной из главных целей акмеологи- ческого сопровождения последипломной подготовки специалистов социальной сферы. Необходимой составляющей эффективной производственной деятельности специалиста является творчество. Креативный компонент — способность к творческому мышлению, творческой образовательной, исследовательской и профессиональной деятельности, склонность к инновациям, самостоятельному конструированию деятельности, оригинальному выполнению управленческих решений, постоянная инициативность, способность к трансформации учебной информации в технологическую, способность к творческому взаимосо- действию, выраженная эмоциональная окраска процесса управления, способность к наиболее экономичным и оптимальным решениям производственных задач.

С развитием креативного компонента тесно взаимосвязан рефлексивный компонент. Важным в системе последипломного образования является формирование четкой рефлексивной позиции, связанной с самоактуализацией и восприятием себя как ведущего субъекта эффективной профессиональной деятельности. Рефлексивный компонент — способность к адекватной оценке себя как личности, профессионала, субъекта труда. Этот компонент является решающим при переходе к деятельности, т.к. именно осознание собственных возможностей служит пусковым механизмом для начала эффективного труда. Развитый рефлексивный компонент творческой готовности должен обеспечить самонаблюдение, самовоспитание, самоанализ, самоосмысление и са- мопроектирование субъекта труда. Рефлексивный компонент творческой готовности является прямым отражением практически всех показателей креативности.

Адаптационный компонент — способность успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям в социальной сфере. В состав этого компонента также входит способность к продуктивной адаптации в условиях профессиональной деятельности. Целостное развитие данного компонента осуществляется путем достижения продуктивной адаптации в профессиональной среде с минимальной по продолжительности «ценой». При смене должности специалист проходит период адаптации к новым функциональным обязанностям, что рассматривается как период реадаптации (повторной адаптации) с присущими ему проблемами. С данной особенностью связана необходимость исследования развития творческой готовности с учетом проблем перестройки профессионального самосознания и повторного самоопределения (пересамоопределения).

Развитие эмоционально-волевого компонента творческой готовности является важным с двухсторонней позиции: с точки зрения сложности работы в современных сложных условиях, а также с позиции современных требований, предъявляемых к профессии класса «человек — человек». При анализе показателей развития эмоционального компонента творческой готовности к профессиональной деятельности установлено, что должностной рост сочетается со снижением проявления эмоционального компонента. Отрицательная тенденция в динамике развития эмоционального компонента творческой готовности связана с эмоциональным «зачерствением», развивающимся в процессе профессиональной деятельности как один из способов их психологической защиты.

Проникновение в сущность любого творческого явления — сложный процесс, который представляет собой закономерное движение мысли, идеи от явления к сущности, от сущности низкого уровня к сущности среднего уровня и так далее.

Реализация поставленной задачи — проникновение в сущность развития профессионального творчества в процессе практической деятельности — будет осуществляться способом вхождения от абстрактного к конкретному.

Творческие задачи

Комплексные творческие задачи в профессиональной деятельности возникают в том случае, если субъект профессиональной деятельности осознает наличие ситуации, отражающей противоречие между необходимостью решения специальной задачи и отсутствием опыта, системных научных знаний для ее решения; между знаниями способа решения той или иной задачи и невозможностью его использования в силу отсутствия времени или необходимости наиболее оптимального решения данной задачи и т.п. Практика показывает, что далеко не все субъекты профессиональной деятельности творчески решают проблемные задачи.

Основная трудность в определении понятия «творчество» связана в первую очередь с отсутствием его непосредственно операционального, психологического наполнения. Этим можно объяснить использование до сих пор определения творчества лишь по его продукту — созданию нового.

В соответствии с разными парадигмами, «творчество» понимается по-разному.

Это:

— Проблема, которую нужно решить творчески;

— Процесс, ведущий от проблемы к продукту, его характеристикам, фазам;

— Продукт, рассматриваемый как проявление творчества;

— Персональные качества творца, его свойства, поведение и т.д.

Анализируя различные определения творчества, необходимо отметить, что родовым понятием выступает деятельность, а видовым — социальная значимость и новизна. Важно выяснить, что следует понимать под словом «новое». Под новым понимаются «ценности, обладающие общественной значимостью», а также то, чего ранее «никогда не было».

Практика творческой профессиональной деятельности показывает, что проблемная ситуация существует, а профессиональное творчество иногда не осуществляется по объективным и субъективным причинам. Наличие проблемной ситуации в профессиональной деятельности лишь предполагает творчество.

Оно является необходимым компонентом профессионального творчества и превращается в действительность только при определенных условиях, таких как профессионально-избирательное узнавание и осознание субъектом специальной деятельности в данной проблемной ситуации, выделения из ее содержания конкретных системно-специальных творческих задач, которые будут решаться, их осмысление, осознание, понимание и т.п.

Профессиональное творчество

Сущностными признаками профессионального творчества руководителя являются:

— Объективная обусловленность творческого технологического процесса;

— Единство мотивационных, эмоционально-волевых, интеллектуальных, физических, биоэнергетических и практических компонентов в творческой профессиональной деятельности;

— Обусловленность проблемной ситуацией профессионального творчества;

— Использование нестандартных, оригинальных, оптимальных, рациональных приемов, средств и т.п. и их сочетание;

— Направленность, нацеленность, сосредоточенность субъекта профессиональной деятельности на поиск нового способа, приема решения возникающих творческих специальных задач и их реализацию в профессиональной деятельности.

Из перечисленных выше признаков главным, сущностным признаком профессиональной деятельности будет направленность, нацеленность, организованность, способность на поиск творческих специальных задач, принципов, способов, приемов, средств их решения и воплощения в технологический процесс.

Таким образом, профессиональное творчество — это такой объективно обусловленный процесс биоэнергетической, интеллектуальной, эмоционально-волевой и практической деятельности субъектов труда, который характеризуется направленностью, нацеленностью организованностью, способностью на поиск нового, нестандартного, оригинального, рационального, оптимального решения специальных задач и практической реализации своего потенциала в проблемной ситуации.

Направленность выступает как совокупность устойчивых мотивов и жизненных целей человека, складывающихся на основе потребностей и мировоззрения, которые проявляются в деятельности. Они взаимосвязаны, а сама направленность выражает в единстве всю личность, которая проявляется в социальном взаимодействии с другими людьми. Профессиональная направленность личности проявляется у человека в его отношении к профессиональной деятельности. Она обусловлена социально-историческими условиями развития общества, особенностями профессиональной деятельности, реальным социальным взаимодействием и тем, как это психическое свойство формировалось у будущего специалиста на предшествующих этапах жизненного пути.

Формирование профессиональной творческой направленности образует основное содержание самоопределения личности. Первое необходимое условие формирования профессионально-творческой направленности состоит в возникновении избирательно-положительного отношения человека к профессии или к отдельной ее стороне.

Важным условием эффективного выполнения деятельности является соответствие субъективных свойств, склонностей, способностей человека характеру профессии. Наличие таких склонностей обеспечивает успех и творческий подход к деятельности.

Психологический механизм адаптации к творческой специальной деятельности включает личностные средства, которые используются во взаимодействии на межличностном уровне и в самоадаптировании субъекта.

Эти средства подразделяются на пять групп:

  • Мотивационные и эмоционально-волевые (мотивы, навыки, привычки, способность чувствовать новое и т.п.);
  • Когнитивно-аксиологические (эвристический стиль мышления, логические навыки, познавательные алгоритмы, ценностные ориентации и т.п.);
  • Содержательно-операционные (своевременное и высокое обеспечение реализации побуждений личности к творческой деятельности);
  • Гностические (творческое овладение способами, приемами и средствами, необходимыми для профессиональной деятельности);
  • Поведенческие средства (практические меры, действия, поступки).

Как понять, что человек предрасположен к творческой деятельности

Основными показателями состояния психической готовности к профессионально-творческой деятельности являются отсутствие суетливости либо замкнутости — «ровное» поведение; безошибочное выполнение определенного набора специальных действий, необходимых для достижения результата; нормальное физиологическое состояние (частота пульса, дыхание, цвет лица).

По указанным показателям можно оценить уровень готовности человека к профессионально-творческой деятельности:

  • Низкий уровень — недостаточное понимание и осознание комплекса выполняемых специальных действий, слабо выраженное состояние уверенности в себе, нерешительность, излишняя суетливость либо быстрый переход от одного к другому, нарушение физиологического состояния.
  • Средний уровень — достаточное осознание собственных действий, имеющих конкретную направленность, уверенность в себе при некоторой нерешительности действий, средняя активность и незначительные ошибки при выполнении набора специальных действий, физиологическое состояние близко к норме.
  • Высокий уровень — активное желание действовать, отсутствие сомнений, стремление добиться успеха, ярко выраженное состояние решительности, физиологическое состояние в норме.

А как дело обстоит с руководителями

Также уровень развития профессионального творчества руководителей можно определить и по другим критериям, например:

  • По критерию профессионального самосознания руководителя уровнями развития профессионального творчества являются следующие: 1) Не структурированность компонентов профессионального самосознания; 2) Достаточный уровень развития компонентов профессионального самосознания, что приводит к неполному развитию Я-концепции и профессионального мастерства; 3) Оптимальное развитие компонентов профессионального самосознания, что выражается в самотождественности, высоком уровне развития Я-концепции и профессионального мастерства;
  • По критерию опыта взаимодействия с подчиненными, включающего опыт решения творческих проблем в управлении: 1) Подражание преуспевшим руководителям, часто вышестоящим, в аналогичных ситуациях, имитация их действий; 2) Метод собственных проб и ошибок, 3) Научно-интеллектуальный поиск в деятельности управленца;
  • По критерию профессионального общения: 1) Не заинтересованность в общении с коллегами; 2) Монологическое общение; 3) Профессиональный диалог;
  • По критерию профессионального мышления, связанного с решением управленческих задач: 1) Спонтанность принятия решений, низкая прогностичность; 2) Непоследовательность в принятии решений, ситуационная прогностичность; 3) Высоко развитые аналитические способности и когнитивная рефлексивность, системная прогностичность и многоконтекстность, высокая устойчивость к познавательной фрустрации;
  • По критерию реализации творческого потенциала личности руководителя и построения отношений в профессиональном социуме: 1) Применение старых шаблонных способов управления профессиональным социумом; 2) Усовершенствование чужих способов управления профессиональным социумом; 3) Выработка новых способов управления профессиональным социумом.

Этапы развития профессионального творчества

Логика развития профессионального творчества предполагает следующие этапы: профессионально-избирательное узнавание, осмысление и осознание проблемной ситуации; выделение главной проблемы и отделение от второстепенной, постановка проблемы; поиск подходов к решению проблемы, выбор стратегии решения проблемы; разработка идеальной модели реализации выбранной стратегии; логическое и математическое обоснование принятой идеальной модели; решение проблемы через реализацию творческой идеи на практике.

Первый этап профессионального творчества руководителя можно назвать этапом профессионально-избирательного узнавания, осмысления и осознания проблемной ситуации и, самое главное, постановки творческой проблемы. Этот этап включает в себя осмысление и осознание личностью реальных условий технологического процесса (возможность овладения теорией, методологией и методикой применения системных научных знаний для решения задач); уяснение и формулирование на этой основе творческой задачи для себя; обдумывание творческого замысла (получение необходимых знаний, формирование специальных навыков, комплексных умений, профессиональных способностей).

Решение творческой комплексной задачи — относительно самостоятельный этап. Его можно рассматривать широко, как весь творческий процесс, включающий в себя все логические этапы. В данном случае речь идет об этапе мысленного решения, нахождения идеи, решения творческой задачи, мысленного отражения конкретного творческого процесса. На этом этапе возникают идеи о создании конкретных проблемных ситуаций, их оптимальном количестве, о том, когда их необходимо создать, о логике их разрешения.

Этап решения творческой задачи в профессиональной деятельности содержит в себе в определенной степени собственно творчество. Его осуществление предполагает единство строго логических и интуитивных механизмов. В этом единстве большое значение имеют интуитивные мыслительные процессы. Степень зрелости творческой идеи на этом этапе профессионального творчества может быть различной: от едва намеченных контуров возможного решения до его сравнительного полного обоснования.

Следующий этап творческой профессиональной деятельности — логическое обоснование выдвинутой творческой идеи. Наличие творческих элементов на данном этапе деятельности свидетельствует о том, что при решении задачи ограничиваться только строго логическими средствами нельзя, хотя они и играют основную роль.

Заключительный этап профессионального творчества — реализация творческой идеи на практике. На этом этапе могут возникнуть новые творческие задачи, что определяет специфичность профессионального творчества, которая выражается в возможности сжатой по времени творческой деятельности, включающей все перечисленные ранее этапы.

Таким образом, в ходе профессионального творчества руководитель осознает новые для него знания в качестве ориентировочной основы для последующей разработки способа решения управленческих и профессиональных задач. Новый, полученный в ходе профессионального творчества руководителя способ управления деятельностью подчиненных с целью высокоэффективного решения управленческих задач, может иметь три вектора направления анализа:

  • Своей собственной деятельности и своего личностно-профессионального развития, включающий: личностную рефлексию с рефлексивной саморегуляцией, управленческую рефлексию; профессиональное самосознание; аутопсихологическую компетентность; творческие способности;
  • Личностно-профессионального развития подчиненных, включающий межличностную рефлексию; профессиональное общение; позицию руководителя; творческий потенциал; знания и опыт взаимодействия с подчиненными (опыт познания своих подчиненных и организация этого опыта);
  • Совместной деятельности с подчиненными, которой он руководит как управленец и профессионал, включающий: интеллектуальную рефлексию, профессиональное мышление, профессиональные знания и опыт, как руководителя, так и профессионала в той или иной области деятельности, творческое отношение к труду.

Елена Афанасьева — социолог, бизнес-консультант, учредитель «Центра обучения и развития»

Феномен творчества долгое время ускользал от точного психологического эксперимента, так как реальная жизненная ситуация не укладывалась в его рамки, всегда ограниченные заданной деятельностью, заданной целью.

Для понимания творчества в целом необходимо знание особенностей творческой личности, поскольку факт, что творчество начинается именно с творческой личности, сомнений не вызывает.

Ключевые слова: творчество, творческие профессии, исследование личностных и психоэмоциональных особенностей, уровень депрессивности, личностная и ситуативная тревожность, творческий потенциал, взаимосвязи признаков.

Актуальность темы. Каждое из известных нам направлений психологического знания так или иначе затрагивало проблему творчества, и работавшие в этих направлениях исследователи делали попытки найти конкретные определения понятиям творчества, творческой деятельности, творческой личности. И совсем не удивительно то, что каждое направление изучало данный вопрос, исходя из положений своих собственных теорий, не задаваясь целью интеграции проведенных исследований.

В психологии наиболее изучено решение нестандартных творческих задач. Прогресс в изучении этого направления можно объяснить его близостью к исследованиям интеллекта и мышления, в данном направлении многие исследователи добились определенных результатов, без сомнения, важных для психологии творчества и психологической науки в целом. Но другие сферы творчества остаются за гранью точного описания (например, наименее изучены аспекты художественного творчества, поскольку они малодоступны методологии). До сих пор остаётся не ясным, что следует, собственно, изучать в этом многофакторном феномене, который именуется творчеством .

Проведённое нами исследование призвано определить, является ли профессионально обусловленная творческая деятельность проявлением личностных и психоэмоциональных особенностей творческого человека, которые отличают его от людей, не занимающихся творчеством. Данная статья опирается на исследование личностных и психоэмоциональных особенностей людей, занимающихся творчеством и получивших специальное образование

Цель исследования:изучение личностных и психоэмоциональных особенностей людей творческих профессий.

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить черты личности людей творческих профессий.
  2. Определить уровень депрессивности людей творческих профессий.
  3. Определить уровень личностной и ситуативной тревожности у людей творческих профессий.
  4. Определить уровень творческого потенциала.
  5. Выявить взаимосвязи между личностными и психоэмоциональными показателями людей творческих профессий.

В качестве основной гипотезы исследования было выдвинуто следующее предположение:

Личностные и психоэмоциональные особенности людей творческих профессий отличаются от личностных и психоэмоциональных особенностей людей, не занимающихся творчеством.

Материалы и методы исследования

Время проведения поперечного исследования — март-апрель 2008 года. Исследование проводилось как в группах, так и индивидуально.

Исследование личностных особенностей людей творческих профессий проводилось среди студентов старших курсов и выпускников высших учебных заведений: Российская Академия Художеств, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (С-Пб. ГАИЖСА им. И. Е. Репина), Театральная Академия (г. Санкт-Петербург), Колледж культуры и искусств (г. Архангельск) — и нескольких человек, уже давно работающих в сфере творчества (обучавшихся по специальностям «архитектор-художник», «художник-постановщик», «режиссёр театра», «дизайнер»). Контрольная группа набиралась из числа студентов и выпускников (молодых специалистов) Архангельского Государственного Технического Университета (АГТУ), Северного Государственного Медицинского Университета (СГМУ) и Поморского Государственного Университета (ПГУ), не занимающихся творчеством.

Экспериментальную группу составили люди творческих профессий (n=24), получивших специальное образование (большей частью, художественное), средний возраст которых составляет 22,71 ± 5,36 лет.

Контрольная группа (n=22) состоит из людей нетворческих профессий, средний возраст которых составляет 21,77 ± 1,48 года.

Предметом нашего исследования являются личностные и психоэмоциональные особенности людей творческих профессий. Изначально акцент делался в большей степени на художников и людей профессий, связанных именно со сферой изобразительного искусства.

Для сбора эмпирических данных использовались следующие методы:

 анкетирование;

 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла;

 опросник депрессивности Бека;

 тест на исследование тревожности STAI («State — TraitAnxietyInventory» Спилбергера);

 тест на оценку уровня творческого потенциала;

 тест «Дерево».

Для обработки эмпирических данных, полученных на первом этапе нашего исследования, использовались следующие методы математической статистики:

 проверка нормальности распределения результативного признака с помощью критерия Шапиро-Уилко;

 выявление различий в распределении признака, используя t-критерий Стьюдента;

 исследование взаимосвязи между признаками, используя коэффициент линейной корреляции Пирсона.

Математико-статистическая обработка эмпирических данных производилась с помощью программы «SPSS 10.0 forWindows».

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование личностных особенностей людей творческих профессий показало, что творческим людям более свойственны такие особенности, как самоуверенность, доминантность, конфликтность, нетрадиционность и независимость, чем людям, не занимающимся творчеством (значимые различия по фактору Е (Доминантность-Подчиненность) личностного опросника Кеттелла при уровне статистической значимости р≤0,05).

Люди творческих профессий в большей степени склонны к пренебрежению правилами, невыдержанности в социальных отношениях, непостоянству, пренебрежению обязательствами перед людьми (значимые различия по фактору G (Сознательность-Безответственность), р≤0,05).

Также были выявлены значимые различия по фактору N (Дипломатичность-Прямолинейность) при уровне статистической значимости р ≤ 0,05, что говорит о меньшей степени вежливости людей творческих профессий, они менее скованы правилами и стандартами общества, их интересы чаще могут быть неопределенными.

Творческим людям труднее действовать в сложной групповой иерархии, они склонны расточать свою энергию вместо того, чтобы направлять ее в определенное русло (значимые различия по фактору Q3 (Недисциплинируемость-Контролируемость), р≤0,05).

Полученныес помощью 16-факторного личностного опросника Р. Б. Кеттелла данные и результаты математико-статистической обработки представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительные результаты личностных особенностей людей творческих профессий и людей, не занимающихся творчеством (результаты и достоверность различий М ± m стенов)

Примечание: звёздочкой * отмечены значимые различия выборок; А — Отзывчивость-Отчужденность, В — Интеллект, С — Эмоциональная устойчивость-Эмоциональная неустойчивость, Е — Доминантность-Подчиненность, F — Рассудительность-Беспечность, G — Сознательность-Безответственность, Н — Смелость-Робость, I — Жесткость-Мягкость, L — Доверчивость-Подозрительность, М — Мечтательность-Практичность, N — Дипломатичность-Прямолинейность, О — Склонность к опасениям-Спокойствие, Q1 — Радикализм-Консерватизм, Q2 — Самодостаточность-Конформизм, Q3 — Недисциплинированность-Контролируемость, Q4 — Расслабленность-Напряженность.

У людей творческих профессий показатель уровня депрессивности выше, чем у не занимающихся творчеством испытуемых (значимые различия при уровне достоверности р≤0,05).

Эти результаты имеют общие черты с описанными в литературе особенностями творческого человека. Примером могут быть черты самоактуализируещегося человека (Маслоу А. Г., 1999): спонтанность, естественность, креативность, отстранённость, потребность в уединении, автономность, активность, сопротивление культурным влияниям.

Склонность противостоять мнению окружающих и способность рисковать и преодолевать препятствия как личностные особенности творческого человека, выявленные в данном исследовании, ранее были отмечены и Стернбергом (Дружинин В. Н., 1999).

По показателям реактивной и личностной тревожности не было выявлено значимых различий между людьми, профессионально занимающимися творчеством и людьми, творчеством не занимающимися. При этом в группе людей творческих профессий показатели тревожности находились на среднем уровне.

Люди творческих профессий продемонстрировали средний уровень творческого потенциала. Достоверно значимых различий между показателями уровня творческого потенциала сравниваемых групп выявлено не было.

Исследование взаимосвязей между личностными факторами и психоэмоциональными показателями людей, профессионально занимающихся творчеством, показало наличие ряда взаимосвязей.

Между фактором С (Эмоциональная устойчивость-Эмоциональная неустойчивость) и уровнем депрессивности существует обратная связь умеренной силы (r = -0,442, р≤0,05), также эмоциональная устойчивость имеет умеренную обратную связь с реактивной тревожностью (r = — 0,485, р≤0,05) и обратную связь средней силы с личностной тревожностью (r = — 0,534, р≤0,01).

Обратная связь средней силы наблюдается между фактором Н (Смелость-Робость) и уровнем личностной тревожности (r = — 0,554, р≤0,01).

Между фактором М (Мечтательность-Практичность) и уровнем реактивной тревожности существует обратная связь умеренной силы (r = — 0,462, р≤0,05). Обратная умеренная связь наблюдается и между фактором М и уровнем личностной тревожности (r = — 0,485, р≤0,05).

Связь умеренной силы существует между фактором О (Склонность к опасениям-Спокойствие) и уровнем реактивной тревожности (r = 0,410, р≤0,05). Между фактором О и уровнем личностной тревожности выявлена связь средней силы (r = 0,555, р≤0,01).

Между фактором Q4 (Расслабленность-Напряженность) личностного опросника Кеттелла и уровнем личностной тревожности существует средняя связь (r = 0,573, р≤0,01).

Связь средней силы была выявлена между показателями уровня депрессивности и личностной тревожности (r = 0,531, р≤0,01).

Таким образом, основная гипотеза исследования о том, что личностные и психоэмоциональные особенности людей творческих профессий отличаются от личностных и психоэмоциональных особенностей людей, не занимающихся творчеством, нашла в нашей работе свое частичное подтверждение.

Учитывая актуальность изучения личностных и психоэмоциональных особенностей людей творческих профессий, желательно продолжить исследование, увеличив выборку обследуемых, чтобы получить более точные результаты.

Также среди перспектив данного исследования можно выделить включение в выборку людей творческих профессий более старшего возраста, т. е. людей, которые профессионально занимаются творческой деятельностью уже определенный период времени (можно предположить, что личностные особенности данной группы имеют ещё более специфические черты).

Еще одним направлением развития проведённого исследования можно предложить исследование различий между творческими людьми разных профессий (актёрами, художниками, писателями, режиссёрами).

Также интересным было бы исследование различий личностных особенностей между группами людей творческих профессий и людьми, занимающимися творчеством, но не получившими специального образования в данной сфере (непрофессиональными художниками, актерами, музыкантами, писателями, режиссерами и т. д.).

Выводы:

  1. В ходе проведенного исследования выяснилось, что творческим людям более свойственны такие личностные особенности, как самоуверенность, доминантность, конфликтность, нетрадиционность и независимость, чем людям, не занимающимся творчеством. Люди творческих профессий в большей степени склонны к пренебрежению правилами, невыдержанности в социальных отношениях, непостоянству, пренебрежению обязательствами перед людьми. Также творческие люди имеют тенденцию к меньшей степени вежливости, они менее скованы правилами и стандартами общества. Творческим людям труднее действовать в сложной групповой иерархии, они склонны расточать свою энергию вместо того, чтобы направлять ее в определённое русло.
  2. Показатель уровня депрессивности творческих людей выше, чем у не занимающихся творчеством испытуемых. Однако следует отметить, что данный показатель в группе творческих людей все же находится на низком уровне (отсутствие признаков депрессии).
  3. По показателям реактивной и личностной тревожности люди, профессионально занимающиеся творчеством, не отличаются от людей, творчеством не занимающихся.
  4. Люди творческих профессий продемонстрировали средний уровень творческого потенциала. Достоверно значимых различий между показателями уровня творческого потенциала сравниваемых групп выявлено не было.
  5. В исследуемой группе людей творческих профессий существует ряд взаимосвязей между личностными и психоэмоциональными показателями. В частности, выяснилось, что эмоциональная устойчивость обратно пропорциональна таким показателям, как уровень депрессивности, реактивная и личностная тревожность. Также обратная связь существует между смелостью как личностной характеристикой и уровнем личностной тревожности. Склонность творческого человека к мечтательности обратно пропорциональна реактивной и личностной тревожности, что является довольно неожиданным результатом. Между склонностью к опасениям, подозрительности и реактивной и личностной тревожностью была обнаружена прямая связь. А уровень напряженности, в свою очередь, зависит от уровня личностной тревожности творческого человека. Также взаимосвязаны между собой уровень депрессивности и личностная тревожность.

Литература:

3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — СПб.: Питер Ком, 2008. — 368 с.

6. Куташов В. А., Коротких Д. В. Психотерапия. Руководство. Том 1. Монография/Воронеж: ВГМА, 2014.-729 с.

12. Подбор и проверка персонала / Сост. Литвинцева Н. А. — М.: Монарх, 2004. — 405 с.

Профессиональное творчество

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *