Проекты ПДВ выбросы

Предельно допустимый выброс – норматив поступления в атмосферный воздух конкретного вредного вещества, который разрабатывается специально для стационарных источников загрязнения. И при разработке данного параметра обязательно учитывается существующее фоновое загрязнение атмосферного воздуха в районе локализации предприятия, а также действующие технические и экологические нормативы. Причем проект ПДВ должен составляться для каждого промышленного объекта индивидуально. И стационарными источниками выбросов в данном случае могут считаться, не только непосредственно трубы производственных цехов, лабораторий и котельных, но также вытяжки, отдушки, стоянки автотранспорта и т.д.

Проект ПДВ — дает возможность определить для конкретного предприятия объем осуществляемых выбросов вредных веществ, а также уровень наносимого ущерба экологии согласно критериям качества воздуха. На базе данного документа реализуются меры по сокращению степени загрязняющего воздействия.

Расчет ПДВ — обеспечивает утверждение нормативов и графика мероприятий по осуществлению контроля над их соблюдением. Документы разрабатываются для каждого промышленного предприятия, чья деятельность способна причинить вред окружающей среде.

При разработке проекта нормативов ПДВ можно выделить следующие основные этапы:

  • Проведение инвентаризации всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • Собственно разработку нормативов ПДВ;
  • Согласование проекта ПДВ в уполномоченных органах и получение Разрешения на эмиссии загрязняющих веществ в в окружающую среду.

Разработка проекта ПДВ (предельно допустимых выбросов) производится на основе Экологического Кодекса РК, СанПиНам, ГОСТам и другим действующим методическим и нормативным документам с учетом индивидуального подхода и специфики предприятия.

Результатом проекта ПДВ является номенклатура и состав загрязняющих веществ, мощность и объемы производимых выбросов, выявляют объекты, находящиеся в санитарно-защитной зоне (СЗЗ), а также наличие необходимой документации.

Содержание

ЖК «Караоткел» РГП на ПХВ «Караоткел» УДП РК

ЖК «Караоткел» РГП на ПХВ «Караоткел» УДП РК является действующим предприятием и расположенов г. Астана по адресу: РК, 010000, г. Астана, ул. Шарбаккол, 2.

Жилой комплекс «Дипломатический городок» РГП на ПХВ «Караоткел» УДП РК

Жилой комплекс «Дипломатический городок» РГП на ПХВ «Караоткел» УДП РК является заселенным объектом и расположен по адресу: РК, 010000, г. Астана, ул. Кунаева 1.

Основной деятельностью предприятия является аренда и эксплуатация собственной и арендуемой недвижимости.

АО «АрселорМиттал Темиртау»

Разработка проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) на 2014г. Акционерное общество «АрселорМиттал Темиртау” является крупнейшим предприятием горно-металлургического сектора Республики Казахстан и представляет собой интегрированный горно-металлургический комплекс с собственным углем, железной рудой и энергетической базой.

АО «Астанателеком»

Основной деятельностью предприятия является предоставление услуги телекоммуникаций жителям города Астаны.

ГКП на ПХВ «Астана Эко-Полигон НС»

На городском старом полигоне складируются производственные, строительные отходы и дорожный смет от санитарной очистки города.

ГУ Отдел образования Егиндыкольского района

Разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) для 10 школ Егиндыкольского района. В результате проведенной инвентаризации для каждой школы было установлено 3 источника загрязнения атмосферного воздуха, в том числе 2 – неорганизованных.

Проект нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для УМГ «Актау» и УМГ «Уральск» АО «Интергаз Центральная Азия»

Основной вид деятельности – эксплуатация магистральных газопроводов

Объект: Компрессорные станции являются составной частью магистральных газопроводов, по которым осуществляется транспортировка природного газа от промыслов к потребителям.

Проект нормативов предельно-допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ УМГ «Атырау» АО «Интергаз Центральная Азия»

Объект: Управление магистральных газопроводов «Атырау» в новом составе создано в июле 2009 года путем реорганизации бывшего УМГ «Атырау» отделив от себя компрессорные станции, расположенные в Магистауской области.

ТОО «АГП»

Проект нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для КС-4 ТОО «АГП»

Объект: Компрессорные станции являются составной частью магистральных газопроводов, по которым осуществляется транспортировка природного газа от промыслов к потребителям.

АО «АрселорМиттал Темиртау».

Разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) СД АО «АрселорМиттал Темиртау» на 2015-2019 гг. Основной задачей проекта нормативов ПДВ являлась установление нормативов допустимых выбросов с целью регулирования качества атмосферного воздуха для установления допустимого воздействия на него, обеспечивающих экологическую безопасность и сохранение экологических систем.

Зачем и кому нужен проект ПДВ, что будет при его отсутствии, все это рассказано в соответствующем разделе, Проект ПДВ — что это? Здесь же сосредоточимся на его разработке.

Разработать Проект нормативов ПДВ для ИЗА (источников загрязнения атмосферного воздуха) самому своими силами с ноля – долго и трудно, но все же возможно. От вас потребуется внимательность, терпение, наличие расчетных методик, MS Excel или аналог и УПРЗА (унифицированной программы расчета загрязнения атмосферы). Кроме того, необходимо читать и пользоваться нормативной и методической литературой, так как: объемы справочных данных огромны и нельзя написать инструкцию, которая полностью подойдет каждому конкретному предприятию.

Создавая инструкцию, мы подразумевали, что пользоваться ей будут, в основном, экологи предприятий, поэтому мы пропускаем вопросы по получению исходных данных (характеристик оборудования, высот труб, кол-во топлива и пр.), все это можно запросить, либо найти в документах.

Шаг 1. Инвентаризация источников загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА)

Для начала нужно определиться с перечнем источников выброса ЗВ (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух. Определиться с типом источников: организованные, неорганизованные и т.д. Важно помнить, что почти любой технологический процесс ведет к выделению вредных веществ в атмосферу! Перечень источников в Проекте должен быть исчерпывающим. Чтобы ничего не пропустить, можно пройтись по всей территории предприятия. В разделе Проект ПДВ — что это? приведен список возможных источников загрязнения атмосферного воздуха, если у вас они есть, то включите их в свои расчеты.

Для организованных источников также нужно будет узнать высоту ИЗА, диаметр выходного отверстия, скорость выхода, температура газо-воздушной смеси (ГВС) и производительность вытяжной системы (м3/сек).

ВАЖНО

Всем организованным источникам выбросов присваивают номера от 1 до 5999, а всем неорганизованным источникам — с 6001. Принятая нумерация не может быть изменена при проведении следующей инвентаризации.

При появлении нового источника ему присваивают номер, ранее не использовавшийся в отчетности. При ликвидации (консервации) источника его номер в дальнейшем не используют. При этом нужно учитывать, что Проект нормативов ПДВ для ИЗА разрабатывается на 7 лет (за некоторыми исключениями), поэтому в него следует включить даже те источники, которые в этом году у вас не функционируют, а в следующем, например, будут.

Для строительных площадок также требуется разработка проекта ПДВ, но разрешение на выброс загрязняющих веществ выдается на период действия разрешения на строительство.

СОВЕТ

Если у вас запланировано введение нового производства или появится техника на балансе уже после согласования Проекта, то лучше всего их сразу учесть при разработке, иначе может потребовать перерасчет и новое согласование.

Инвентаризацию источников загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА) может проводить само предприятие своими силами, либо привлекать сторонние организации-разработчики.

Шаг 2. Работа с источниками загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА)

После проведения инвентаризации ИЗА, полученная информация о количестве технологического оборудования, времени его работы в течении года и смены, количестве затраченных материалов за год и за смену, количестве сожженного топлива, используемого на тепловых источниках выброса и т.д, позволит провести расчеты выброса загрязняющих веществ по расчетным методикам.

Ежегодно ОАО «НИИ «Атмосфера» выпускается «Перечень методик, используемых для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух». Там представлен отраслевой список расчетных методик и программных продуктов на их основе, расчеты по которым принимаются надзорными органами.

В основном, расчетные методики можно скачать бесплатно на просторах интернета, использовать специальные программы для расчетов удобно, но это платное удовольствие.

У тех, кто только начинает делать первый проект на данном этапе может возникнуть много вопросов по расчетам выбросов и самим методикам. Если что-то не понятно или не можете что-то найти, пишите на эл. почту или Вконтекте, нам — Контакты, мы постараемся вам помочь.

Шаг 3. Расчет рассеивания ЗВ. Вариант исходных данных

На основе полученных характеристик выброса ЗВ необходимо провести расчет рассеивания вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе с учетом фоновых и климатических параметров. Вручную осуществить эту работу становится невероятно трудно, а неподготовленному человеку просто невозможно.

ВАЖНО

Единственный утвержденный в законном порядке методический документ для проведения таких расчетов создан еще в советские времена — это ОНД-86 «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий».

ОНД-86 — методика очень объемная и сложная, и она не содержит четкого алгоритма расчета рассеивания, а лишь дает рекомендации для его проведения. Именно поэтому создаются так называемые УПРЗА — унифицированная программа расчета загрязнения атмосферы. На сегодняшний день, экологами-разработчиками используется целый ряд действующих УПРЗА, основанных на положениях ОНД-86 и рекомендованных (в обязательном порядке!) ГГО им. А.И. Воейкова и Минприроды России.

C чего начать работу в УПРЗА? Для начала следует убедиться, что в наличии есть все необходимые сведения. Помимо данных о предприятии, нужно заказать справочные данные в Росгидромете о климатических характеристиках района (сведения о преобладающих скоростях и направлениях ветров, средних температурах в летний и зимний периоды, информация о коэффициенте температурной стратификации атмосферы).

СОВЕТ

Данные о климате, можно найти самостоятельно в справочниках, однако не все надзорные органы согласны с этим.

Создание варианта исходных данных. Полученные в ходе инвентаризации источников выбросов данные о предприятии-природопользователе и об источниках необходимо внести в программу. Эти данные включают в себя наименование, район, город и место расположения предприятия. После ввода информации о предприятии переходим к добавлению источников выброса: вводим название источника и выбираем его тип (организованный, неорганизованный и т.д.), задаем высоту, температуру и диаметр выходного отверстия источника, если источник организованный, вводим параметры газовоздушной смеси, если неорганизованный – ширину источника.

Убедитесь, что все выбрасываемые предприятием вещества присутствуют в справочнике веществ и групп суммации программного пакета. Если в выбросах есть новые вещества, воспользуйтесь Перечнем и кодами загрязняющих веществ и внесите их в программу.

Введите информацию о радиусе нормативной СЗЗ (это необходимо в случае, если построение СЗЗ будет вестись не от границ промышленной площадки, а от источников выбросов). При введении веществ и их концентраций обратите внимание на занесение всех характеристик газоочистных установок, если они есть.

Карта-схема. При занесении координат источников вам потребуется карта-схема промышленной площадки с источниками в целочисленном масштабе, лучше всего уже оцифрованная и привязанная к нужной системе координат. Вы можете использовать для этого карты, созданные в AutoCAD, либо отчертить карту на основе растровой подложки непосредственно во встроенном графическом модуле. Вообще способов связки картографического материала с базой данных множество (но нужно учитывать, какие именно форматы поддерживает ваша программа), можно использовать наиболее удобный для вас.

Шаг 4. Расчет рассеивания ЗВ. Вариант расчета

Следующая операция — создание варианта. В новом варианте появляется несколько вкладок. Рассмотрим их подробнее.

Первая вкладка — Источники, вещества, фон. Проверив наличие всех внесенных нами ранее веществ в источниках выбросов, вводим информацию о постах наблюдения фоновых концентраций.

Когда нужно учитывать фон? В соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. СПб, 2012, если приземная концентрация ЗВ в атмосферном воздухе, формируемая выбросами этого вещества данным хозяйствующим субъектом, не превышает 0,1 ПДК на границе ближайшей жилой застройки в зоне влияния выбросов данного субъекта, то учет фонового загрязнения атмосферы для данного вещества не выполняется.

В тоже время в некоторых регионах (в том числе в г. Пермь) при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы руководствуются п. 4.2.2. СанПиН 2.1.6.1032-01, в соответствии с которым учет фоновых концентраций требуется для тех веществ, приземная концентрация которых в атмосферном воздухе, превышает 0,1 ПДК на границе производственной площадки.

Внимательно отнеситесь к выданной справке по фону. Возможно, полученные концентрации фонового загрязнения уже включают выбросы вашего предприятия — тогда они будут учтены в расчете в двойном размере. Необходимо исключить вклад вашего предприятия в фоновое загрязнение перед внесением информации о посте наблюдения.

Вторая вкладка — Константы и метеопараметры. В метеопараметрах можно создать свой набор, но лучше всего воспользоваться предустановленным уточненным набором. Е1 и Е2 — константы, в соответствии с которыми источники делятся на определяющие и неопределяющие. По умолчанию их значения задаются равными 0,01, и менять эти значения не имеет смысла. А вот константа Е3, отвечающая за целесообразность расчета для каждого из веществ, довольно спорная величина.

  1. По умолчанию она задается в размере 0,01 согласно рекомендациям ГГО им. А.И. Воейкова
  2. Однако разработчики Методического пособия считают, что лучше использовать коэффициент 0,1.
  3. В то же время Росприроднадзор в своем Информационном письме по вопросу применения ряда разделов Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, СПб., 2012 г. рекомендует принимать Е3 в размере 0,05.

Судя по всему, следует внять рекомендациям Росприроднадзора, однако указанное информационное письмо, как выясняется на практике, инспекторам не особенно известно, по крайней мере, на сегодняшний день.

Третья вкладка — Точки, площадки, вкладчики, сначала необходимо определиться с количеством и координатами расчетных точек. Обязательно создаются точки на границах жилой зоны и СЗЗ, а также на территориях зон с повышенными экологическими требованиями.

ПОМНИТЕ

На территориях зон с повышенными экологическими требованиями верхняя граница максимальных приземных концентраций не должна превышать 0,8 ПДК (согласно СанПиН 2.1.6.575-96 Гигиенические требования к охране атмосферного воздуха населенных мест).

Расчетные точки правильнее всего задавать вручную, тщательно отбирая необходимые точки на карте-схеме. При задании параметров расчетной площадки рекомендуется выбрать не автоматическое, а полное описание площадки. Для этого придется потрудиться, зато карты рассеивания будут отличные.

ВАЖНО

Расчетную площадку выбирайте так, чтоб было видно все расчетные точки. Для «горячих» источников площадка берется в размере 40 высот труб во все стороны от источника. Шаг сетки инспекторы рекомендуют задавать не больше размера ориентировочной СЗЗ.

Перейдя к вкладке «Вкладчики» и выбрав необходимые параметры, не забудьте щелкнуть по строке вкладчика, чтобы сделать задание на вклады.

Четвертая вкладка — Расчет. Выбирайте расчет на летний сезон как самый опасный с точки зрения рассеивания, если только ваше предприятие не относится к категории теплоэнергетических. Итак, подготовительные работы завершены и, нажав заветную кнопку «Произвести расчет», мы можем увидеть карты рассеивания. Откройте графическое представление результатов и с помощью кнопки «Печать» сохраните полученные карты. Нажав кнопку «Печать таблиц» во вкладке «Результаты», вы получите готовый расчет рассеивания в табличной форме.

ВАЖНО

Мы надеемся, что приземные концентрации веществ вашего предприятия не нарушили установленных норм!

Шаг 5. Пояснительная записка

После всех расчетов из программ выгружаете результаты и формируете пояснительную записку, в нее обязательно должны быть включены следующие разделы:

Аннотация. В аннотации к проекту нормативов ПДВ отражены основные результаты проведенной работы с указанием:

  1. Общего числа загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием в атмосферу;
  2. Количества видов веществ, обладающих эффектом суммации вредного действия, для которых разработаны нормативы выбросов;
  3. Числа источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в целом по предприятию;
  4. Сравнительного анализа, при наличии предыдущего тома ПДВ;
  5. Величина валового выброса предприятия.

Введение. Во введении приводится перечень основных документов, на основании которых разработан том ПДВ.

Общие сведения о предприятии. В этом разделе приводят:

  1. Почтовый адрес предприятия, количество промплощадок, взаиморасположение предприятия и граничащих с ним характерных объектов — жилых массивов, промышленных зон, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей и т.д.
  2. Карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
  3. Ситуационная карта-схема района размещения предприятия с указанием на ней границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, зон отдыха, постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха.

Характеристика предприятия как источника атмосферы. В состав раздела входят:

  1. Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования (описание выпускаемой продукции, основного исходного сырья, расход основного и резервного топлива) с точки зрения загрязнения атмосферы. При этом учитывается наличие в выбросах всех загрязняющих веществ, образующихся в технологическом процессе, а также все химические превращения выбрасываемых веществ.
  2. Краткая характеристика существующих установок очистки газа, укрупненный анализ их технического состояния и эффективности работы.
  3. Перспективы развития или технического перевооружения предприятия.
  4. Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, в виде таблицы.
  5. Характеристика аварийных выбросов (при наличии) в виде таблицы. Также приводится краткая характеристика условий, при которых возможны аварийные и залповые выбросы.
  6. Параметры выбросов загрязняющих веществ для расчета ПДВ от организованных и неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Проведение расчетов и определение предложений нормативов ПДВ. Состав раздела включает:

  1. Наименование использованной программы расчета загрязнения атмосферы.
  2. Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ.
  3. Результаты расчетов уровня загрязнения атмосферы на существующее положение и с учетом перспективы развития, выполненные в соответствии с ОНД-86; максимальные приземные концентрации в жилой зоне и на границе санитарно-защитной зоны; перечень источников, дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы, в виде таблицы.
  4. Предложения по нормативам ПДВ по каждому источнику и ингредиенту занесенные в таблицу. Если в воздухе населенного пункта концентрации загрязняющих веществ превышают ПДК, разрабатывается план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
  5. Указание размеров санитарно-защитной зоны согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ). Состав этого раздела должен содержать:

  1. План мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
  2. Общую характеристику выбросов вредных веществ в период НМУ.

Контроль над соблюдением нормативов на предприятии. Предприятия, для которых установлены ПДВ (ВСВ), должны организовать систему контроля над соблюдением ПДВ (ВСВ). Контроль над соблюдением нормативов ПДВ на предприятии подразделяется на следующие виды:

  1. Контроль непосредственно на источниках выбросов.
  2. Контроль загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны или в селитебной зоне населенного пункта.

При контроле над соблюдением нормативов ПДВ на непосредственно источниках загрязнения входит перечень веществ, подлежащих контролю. Приводится перечень методик, которые используются или будут использоваться при контроле за соблюдением установленных нормативов выбросов. План-график контроля над соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов оформляют в виде таблицы.

Контроль над соблюдением нормативов ПДВ по фактическому загрязнению атмосферного воздуха на специально выбранных контрольных точках проводится только для крупных предприятий с большим количеством источников неорганизованных выбросов. Контрольные значения приземных концентраций загрязняющих веществ оформляют в виде таблицы.

Шаг 6. Сдаем Проект на согласование

Формируете, распечатываете Проект нормативов ПДВ для ИЗА и сохраняете копию на электронный носитель.

В бумажном виде подготавливаем:

  1. Пояснительная записка (из Шага 5);
  2. Инвентаризация ИЗА;
  3. Обоснованием полноты и достоверности исходных данных, принятых для расчета ПДВ;
  4. Результаты расчетов рассеивания вместе с полями рассеивания загрязняющих веществ, с нанесенными на них изолиниями расчетных концентраций;
  5. Протоколы инструментальных измерений на источниках (при наличии);
  6. Письмо о фоновых концентрациях от Росгидромета;
  7. Паспорта на топливо, паспорта на котлы котельных и пр.

В зависимости от того относится ли предприятие к объектам федерального экологического контроля или регионального, меняется государственный орган, выдающий разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Но в любом случае объект проходит санитарно-эпидемиологическую экспертизу, рассматривается в Роспотребнадзоре и получает утвержденные нормативы в органах Росприроднадзора.

ПОМНИТЕ

Если предприятие относится к объектам федерального экологического надзора, то нужно отдельно согласовать мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) в регионального органе экологического надзора.

Проект нормативов ПДВ для ИЗА и утвержденные нормативы выброса загрязняющих веществ в атмосферу действуют 7 лет.

По всем вопросам, в том числе, если вам требуется помощь или Вы хотите заказать разработку проекта нормативов ПДВ или проведение расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере пишите в наш адрес, наши Контакты.

От деятельности каждой организации вне зависимости от величины образуются отходы производства и потребления. По закону для каждого отхода должны быть разработаны и согласованы паспорта отходов, также предприятие должно разрабатывать ПНООЛР, либо ежегодно сдавать отчетность СМСП (отчетность по отходам для малого и среднего предпринимательства).

Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 23.07.2013) проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — проект ПДВ) должны разрабатывать предприятия, имеющие стационарные источники выбросов. Данный проект разрабатывается и согласовывается каждые 5 лет, и процесс этот небыстрый. Весь цикл работ — начиная с инвентаризации источников выбросов и заканчивая получением разрешения на выбросы — для более или менее крупных предприятий часто длится не один год.

Большинство предприятий в первую очередь занимаются разработкой раздела инвентаризации источников выбросов, а затем на его основе разрабатывают сам проект ПДВ. Раздел инвентаризации не требует согласования с контролирующими органами. На сегодняшний день все чаще разработка проекта ПДВ и разработка раздела инвентаризации совмещаются — так удобнее и разработчику документацию, и самому предприятию.

Проект ПДВ, в свою очередь, согласовывается в целой веренице организаций, в каждой из которых к проекту предъявляют ряд требований о соответствии санитарно-эпидемиологическим и экологическим нормам. Отметим, что эти требования часто могут противоречить друг другу и законодательству. Подробнее о подобных казусах мы расскажем в статье.

ПРОЦЕДУРА СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТА ПДВ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ РОСПОТРЕБНАДЗОРА

В первую очередь на проект ПДВ должно быть получено в Роспотребнадзоре положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее его соответствие требованиям СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» (далее — СанПиН 2.1.6.1032-01):

Извлечение
из СанПиН 2.1.6.1032-01

4.2.1. Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.

Однако прежде чем проект ПДВ будет подан на рассмотрение в территориальный орган Роспотребнадзора, предприятие сталкивается с обязательным прохождением экспертизы проекта на соответствие требованиям санитарных правил и норм (всевозможных ГН, СП, СанПиН). Экспертиза в настоящее время проводится практически повсеместно на платной основе и часто по стоимости сравнима с собственно разработкой проекта ПДВ в проектных организациях.

Согласно п. 4.2.4 СанПиН 2.1.6.1032-01 для проведения экспертизы по каждому объекту должны представляться следующие материалы:

  • инвентаризационный перечень стационарных источников выбросов с качественной и количественной характеристикой каждого из них;
  • предложения по нормативам ПДВ для каждого источника и загрязняющего вещества;
  • план мероприятий по достижению ПДВ;
  • способ учета фоновых концентраций;
  • результаты прогнозных расчетов (при необходимости — первичные материалы по расчетам) на каждый этап достижения ПДВ;
  • ситуационный план с изолиниями концентраций на каждый этап достижения ПДВ.

Исходя из данного перечня, можно примерно понять, что конкретно проверяется в ходе экспертизы проекта ПДВ и какие требования будут предъявлены к содержанию проекта.

Первое, на что обращает внимание санитарный врач, проводящий экспертизу проекта ПДВ, — это ситуационная карта-схема промышленной площадки и окружающей застройки, которая в обязательном порядке должна входить в состав проекта. На ней в масштабе наносятся:

  • промышленная площадка (площадки) предприятия;
  • ориентировочные / расчетные / окончательно установленные границы санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ);
  • ближайшие и иные расположенные вокруг предприятия жилые и селитебные зоны;
  • промышленные зоны;
  • зоны отдыха и иные зоны с повышенными экологическими требованиями;
  • посты наблюдения за качеством атмосферного воздуха.

Такие карты чаще всего создаются на основе копий генерального плана определенного района.

Замечания эксперта к карте обычно касаются недостоверности или устаревания сведений, содержащихся в ней, либо недостаточного охвата территории вокруг предприятия.

НА ЗАМЕТКУ

Опыт автора показывает, что больше всего эксперта устраивает карта-схема, на которой показаны близлежащие жилые и селитебные зоны с каждой из сторон света (если предприятие находится в черте города).

После проведения расчета рассеивания в УПРЗА вы получаете карту предприятия с изолиниями концентраций загрязняющих веществ. К этим картам предъявляются особые требования: помимо границ СЗЗ, источников выбросов, контрольных точек и ближайшей жилой (селитебной) зоны на карте должен быть показан расчетный прямоугольник с изолиниями концентраций, при этом охват территории должен быть таким, чтобы изолинии 0,05 ПДК выходили за границы карты.

Таким образом, карта-схема изолиний является для эксперта определяющим фактором в решении вопроса о соответствии деятельности, осуществляемой предприятием, санитарным и гигиеническим нормам.

Кроме карты-схемы, эксперты уделяют особое внимание табл. 3.3 «Перечень источников, дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы» (согласно Методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012); далее — Методическое пособие 2012). В данной таблице наглядно видно, есть ли на контрольных точках на границах СЗЗ или жилой зоны превышения ПДК. В связи с этим табл. 3.3 в проекте ПДВ должна быть «отшлифована» и выверена до идеального состояния. Заметим, что часто эксперты требуют данную таблицу переделать по своему желанию: добавить контрольные точки на охранных зонах (там, где нормы требуют соблюдения не 1 ПДК, а 0,8 ПДК), добавить какие-либо текстовые комментарии, вписать координаты контрольных точек — иными словами, фантазия санитарных врачей безгранична. Автор считает, что все эти требования (причем в каждом регионе — свои) обоснованы только желанием эксперта упростить себе составление экспертного заключения и отсутствием у него желания углубляться в изучение карт и отчета о расчете рассеивания.

Отдельный животрепещущий вопрос представляет собой довольно частое требование санитарных врачей о наличии у предприятия санитарно-эпидемиологического заключения на окончательно установленные границы СЗЗ (при условии, что установление СЗЗ необходимо для данного предприятия по санитарной классификации). Основной довод экспертов заключается в том, что согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) границы СЗЗ нужно устанавливать еще в период строительства предприятий, а уже в период эксплуатации проект СЗЗ с заключением должен быть у всех. Кроме того, подобное требование содержится в СанПиН 2.1.6.1032-01.

ПРИМЕР

В практике автора был случай, когда эксперт высказал требование о том, чтобы проект расчетной СЗЗ подавался на рассмотрение совместно с проектом ПДВ, чтобы инвентаризация источников выбросов совпадала в обоих проектах. Насколько подобное требование закономерно, не может прямо ответить ни один нормативный акт федерального уровня. Получается, что каждые 5 лет предприятию нужно не только разрабатывать и утверждать нормативы ПДВ, но и тратить деньги на разработку проекта СЗЗ с последующим дорогостоящим проведением лабораторных исследований для утверждения окончательных границ СЗЗ.

Отметим, что в приведенной ранее выдержке из СанПиН 2.1.6.1032-01 о составе материалов для экспертизы проекта ПДВ нет проекта СЗЗ или заключения на него. Таким образом, вам остается лишь выбрать — спорить с экспертом или согласиться с его доводами.

Очень внимательно относятся эксперты к предприятиям, находящимся по соседству с тем предприятием, чей проект ПДВ рассматривается, особенно если предприятия-«соседи» задействованы в той же отрасли. Это дает экспертам полное право (со ссылкой на требования СанПиН 2.1.6.1032-01) требовать учитывать в проекте ПДВ выбросы от соседних объектов со схожей деятельностью. При этом нередко речь идет не только о проведении сводного расчета рассеивания веществ от всех предприятий, но и об обосновании границ единой СЗЗ для таких групп предприятий и совместном проведении природоохранных мероприятий по снижению выбросов вредных веществ, если таковые потребуются.

Подобные замечания от экспертов вы также можете получить, если ваше предприятие непищевой промышленности попадает в границы СЗЗ предприятия пищевой или фармацевтической отрасли или, наоборот, вы являетесь «пищевиком», а рядом находится производственное предприятие иной отрасли. В данном случае эксперт сошлется на требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

5.4. В санитарно-защитной зоне объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, производства лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, складов сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий, допускается размещение новых профильных, однотипных объектов, при исключении взаимного негативного воздействия на продукцию, среду обитания и здоровье человека.

При этом четкие критерии этого взаимного негативного воздействия нигде не установлены, поэтому санитарные врачи просто запрещают размещать пищевые предприятия рядом с промышленными.

Например, в некоторых регионах принято считать таким критерием непревышение на границах ориентировочной или расчетной СЗЗ пищевого предприятия концентраций веществ в 0,1 ПДК.

Если ваше предприятие оказалось в подобной ситуации, остается только попытаться договориться с предприятием-«соседом» о создании таких границ СЗЗ, чтобы они не накладывались друг на друга (например, расчетным и инструментальным методом можно подтвердить сокращение СЗЗ у пищевого и непищевого предприятия ).

В списке материалов, представляемых эксперту для рассмотрения, значится способ учета фоновых концентраций. Учет фоновых концентраций проводится на основе данных о фоновом загрязнении атмосферного воздуха района расположения предприятия, предоставляемых Росгидрометом по запросу. Замечания экспертов, касающиеся данного пункта, чаще всего заключаются в следующем:

  • перечень веществ, информация о фоновых концентрациях которых представлена эксперту, неполный и/или не включает некоторые из веществ, выбрасываемых вашим предприятием, особенно если их приземные концентрации достаточно высокие или вещества специфичны для вашего производства;
  • в представленных Росгидрометом данных уже учтен выброс от вашего предприятия и по этой причине вам необходимо исключить вклад вашего предприятия в фоновые концентрации. Подобное замечание появляется очень редко вследствие полной незаинтересованности в этом экспертов. Скорее, об этом нужно помнить самому разработчику документации и экологической службе предприятия, чтобы не учесть выбросы от производства дважды и не получить в результате превышение норм ПДК;
  • срок действия представленной справки Росгидромета закончился. К данному вопросу нужно отнестись внимательно. Согласно РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы» обязательная корректировка расчетных значений фоновых концентраций проводится раз в 5 лет. Отметим, что в регионе профессиональной деятельности автора все эксперты уверены, что фоновая справка действует не больше 3 лет. Более того, в последнее время Росгидромет выдает справки с пометкой о сроке действия в течение года или двух лет, что в соответствии с упомянутым РД означает, что через этот промежуток времени фон будет пересчитан. Также можно привести пример «экстремального» случая, когда предприятию в октябре была выдана справка со сроком действия до конца текущего года, т.е. на 3 месяца. Главным в этой ситуации было успеть согласовать проект ПДВ за такой небольшой срок.

Мы привели перечень некоторых возможных проблем, которые могут возникнуть в ходе проведения экспертизы проекта ПДВ. Похожие проблемы могут иметь место и при получении предприятием положительного санитарно-эпидемиологического заключения на проект ПДВ на основании экспертного заключения в Роспотребнадзоре. Уточним, что в разных регионах ситуация различается. Например, в регионе профессиональной деятельности автора экспертизу проводит ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», а Роспотребнадзор на основе экспертизы без вопросов выдает положительное заключение, так сказать автоматически. Однако в других регионах Роспотребнадзор вполне может выдвинуть свои замечания и забраковать экспертное заключение.

ПРОЦЕДУРА СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТА ПДВ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ РОСПРИРОДНАДЗОРА

Получив положительное санитарно-эпидемиологическое и экспертное заключения, вы должны направить проект ПДВ на согласование в местный орган Росприроднадзора , где инспектор будет рассматривать проект уже с несколько иных позиций. Сразу оговоримся, что конкретные пункты, по которым идет рассмотрение проекта, нигде официально не установлены, однако, исходя из практики, автор может предложить общие критерии:

  • правильность и обоснованность расчетов максимально разовых и валовых выбросов предприятий в соответствии с утвержденными методиками, нормативными актами и пособиями. Здесь тоже наблюдается целый ряд различий по разным регионам страны;

Например, в регионе профессиональной деятельности автора инспекторы считают правильными только расчеты, выполненные по методикам, входящим в перечень утвержденных ОАО «НИИ Атмосфера» на текущий год, тогда как в иных регионах вышеупомянутое учреждение подобной властью не обладает — критериями выбора правильной методики здесь являются только здравый смысл инспектора и его пожелания. Другой пример — использование в расчетах рекомендаций из Методического пособия 2012: если в одних регионах данное пособие является настольной книгой разработчика и инспектора, то в других рекомендации пособия считаются только рекомендациями и при желании могут быть оспорены.

  • правильность проведения инвентаризации источников выбросов . Несмотря на то что официально за инвентаризацию несет ответственность руководитель предприятия и раздел инвентаризации ни с кем больше не согласовывается, инспектор может предъявить целый ряд замечаний по поводу стилизации источников выбросов, соответствия проведенных натурных замеров установленным требованиям (при их наличии) и т.п.;
  • достоверность информации о газоочистных установках, наличие всей необходимой документации на данные установки, их соответствие экологическим нормам и требованиям . Одно из популярных замечаний — отсутствие у предприятия разработанного и утвержденного Росприроднадзором паспорта на газоочистное оборудование;
  • соответствие проекта ПДВ требованиям Рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия, утвержденных Госкомгидрометом СССР 28.08.1987 (далее — Рекомендации-1987). Данные рекомендации являются на сегодняшний единственным документом, обладающим статусом нормативно-правового акта в части разработки и оформления проекта ПДВ. Хотя многие разработчики и эксперты опираются в этом вопросе на Методическое пособие 2012, данный документ не станет вашим аргументом в случае спорных вопросов в оформлении проекта ПДВ.

КСТАТИ

Автор уже сталкивалась с официальными замечаниями следующего содержания: «Проект ПДВ оформлен по устаревшим рекомендациям Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2005), тогда как уже издано Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012)». Таким образом, о Рекомендациях-1987 даже речи не идет.

ПРОЦЕДУРА ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

Разрешение на выбросы предприятие может получить в Росприроднадзоре, если оно входит в список объектов федерального экологического контроля , либо в местном органе исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Во втором случае сотрудники местного комитета или министерства могут выдвинуть свои замечания к проекту ПДВ, который подается им для получения организацией разрешения на выбросы. Основная проблема состоит в том, что регламенты работы таких организаций разрабатываются на местном уровне, поэтому при получении разрешения на выбросы вы можете получить неожиданные для вас замечания, иногда даже противоречащие требованиям законодательства. Если в ответ на замечания Роспотребнадзора и Росприроднадзора в судебном разбирательстве можно апеллировать к требованиям нормативных актов, то опровергнуть замечания местных экспертов, как правило, очень сложно.

Например, в регионе профессиональной деятельности автора местный комитет вообще не имеет регламента работы (не успели разработать и согласовать), что не мешает сотрудникам данной организации предъявлять к попадающим к ним в руки проектам ПДВ самые абсурдные требования.

Подчеркнем при этом, что ни в одном нормативном акте не прописано, что при выдаче разрешения на выбросы местные органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды имеют право проводить какую-либо экспертизу представленной документации. Но если замечания выдвигаются, предприятия вынуждены эти требования исполнять, иначе последний шаг в разработке нормативов ПДВ — получение разрешения на выбросы — так и не будет сделан.

Об установлении СЗЗ см.: Бабина Ю.В. Установление и соблюдение режимов санитарно-защитных зон промышленных предприятий и других производственных объектов // Справочник эколога. 2013. № 3. С. 69–79.

О проведении расчета рассеивания в УПРЗА см.: Ламихова М. Расчет загрязнения атмосферного воздуха в специализированных программах // Справочник эколога. 2013. № 12. С. 85–98.

О процедуре сокращения СЗЗ см.: Леонов А. Сокращение санитарно-защитной зоны // Справочник эколога. 2013. № 9. С. 43–51.

О проблемах при согласовании проекта ПДВ см.:

– Черемохина Е. Отказ в согласовании проекта ПДВ // Справочник эколога. 2013. № 6. С. 53–54;

– Черемохина Е. Утверждение проекта ПДВ // Справочник эколога. 2013. № 8. С. 37–38.

Об эксплуатации газоочистных установок в соответствии с требованиями законодательства см.: Лаврухина О.Н. Эксплуатация установок очистки газа // Справочник эколога. 2013. № 8. С. 20–26.

Об объектах федерального экологического контроля см.: Черемохина Е. Объекты федерального государственного экологического контроля // Справочник эколога. 2013. № 6. С. 50–51.

Институт проектирования, экологии и гигиены / Экологическое проектирование / Проект ПДВ-стоимость|Проект …

ООО «ИПЭиГ» разрабатывает проекты ПДВ любой сложности для объектов по всей России:

-Инвентаризация источников выбросов для проекта предельно-допустимых выбросов;

-Разработка проекта предельно-допустимых выбросов (разработка ПДВ);

-Согласование проекта ПДВ в органах Роспотребнадзора (получение экспертного заключения и санитарно-эпидемиологического заключения на проект ПДВ);

-Согласование проекта предельно-допустимых выбросов в службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)(получение нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух);

-Согласование проекта ПДВ в органах исполнительной власти по субъектам РФ (получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу);

-Разработка и согласование проекта ПДВ выполняется под ключ.

Как оценивается стоимость разработки проекта ПДВ?

Стоимость разработки проекта ПДВ определяется следующими параметрами:

  1. Сроками разработки проектных материалов;
  2. Необходимостью выполнения лабораторной инвентаризации источников выбросов для разработки проекта;
  3. Количеством источников выбросов и загрязняющих веществ в составе проекта ПДВ.

(Для расчета стоимости проекта ПДВ необходимо заполнить форму)

Данные проекта ПДВ, могут использоваться для разработки Проекта санитарно-защитной зоны и отчета по Оценке Риска для Здоровья Населения.

Как заказать проект ПДВ?

  1. Оставляется заявка, наш менеджер перезвонит Вам;
  2. Заполняется опросный лист;
  3. Оценивается стоимость проекта ПДВ;
  4. Заключается договор.

Заказав проект ПДВ у нас, Вы экономите деньги и время.

Что такое нормативы предельно-допустимых выбросов?

Нормативы предельно-допустимых выбросов (ПДВ) — это нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха, при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы и других экологических нормативов.

Отзывы наших заказчиков:



Проект сводного тома ПДВ г. Архангельска


«Рефтинская ГРЭС» ОАО «Энел ОГК-5»


Проект сводного тома ПДВ г. Улан-Удэ

Проект предельно-допустимых выбросов (ПДВ) — разрабатывается в соответствии с требованиями нормативной документации:

Перечень наиболее значимых проектов предельно-допустимых выбросов (ПДВ):

1. Проект ПДВ для Гореловской промзоны;
2. Проект ПДВ для Абаканской ТЭЦ ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)»;
3. Проект ПДВ для ОАО «ЛОЗ-СЗМА»;
4. Проект ПДВ для Рефтинской ГРЭС;
5. Проект ПДВ для Череповецкой промплощадки ОАО «Северсталь»;
6. Проект ПДВ для ЗАО «Тольяттисинтез»;
7. Проект ПДВ для ООО «Тольяттикаучук»;
8. Сводный проект ПДВ для города Архангельска;
9. Сводный проект ПДВ для города Улан-Удэ;
10. Проект ПДВ для ГОФ «Томусинская»;
11. Проект ПДВ для ЦОФ «Сибирь»;
12. Проект ПДВ для Назиевского племрепродуктора ЗАО «Птицефабрика Синявинская»;
13. Проект ПДВ для Чульманской ТЭЦ;
14. Проект ПДВ для котельной г. Нерюнгри;
15. Проект ПДВ для ОАО «Уральская Сталь»;
16. Проект ПДВ для ОАО «НЗХС»;
17. Проект ПДВ для ОАО «Ленвзрывпром»;
18. Проект ПДВ для ЗАО «Ленинградский сборочный завод»;
19. Проект ПДВ для ОАО «Метафракс»;
20. Проект ПДВ для ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»;
21. Проект ПДВ для ЗАО «БазэлЦемент-Пикалево»;
22. Проект ПДВ для ООО «Декен Пласт»;
23. Проект ПДВ для ООО «Тихвинский ферросплавный завод»;
24. Проект ПДВ для ООО «Мурманский балкерный терминал»;
25. Проект ПДВ для ОАО» Гипроспецгаз»;
26. Проект ПДВ для ОАО» Гипроспецгаз»;
27. Проект ПДВ для ООО «НОВОХРОМ».

ООО «ИПЭиГ» состоит в СРО и имеет допуск к работам по проектированию.



Свидетельство о допуске к проектированию лист1

Свидетельство о допуске к проектированию лист 2

Свидетельство о допуске к проектированию лист 3

Этапы разработки проекта ПДВ:

  • Выполнение инструментальной и расчетной инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ (инструментальная инвентаризация выполняется аккредитованной лабораторией).
  • Выполнение отчета по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферный воздух (на основании согласованного отчет по инвентаризации разрабатывается проект ПДВ)
  • Разработка проекта ПДВ.

Завершающим этапом разработки проекта ПДВ является согласование проектных материалов со стороны заказчика. Далее проект направляется на экспертизу в органы роспотребнадзора.

С проектом ПДВ может выполнятся разработка проекта ПНООЛР и проекта СЗЗ.

Экспертиза и согласование проекта ПДВ состоит из нескольких этапов:

  • Экспертиза проекта ПДВ выполняется федеральным бюджетным учреждением здравоохранения — центром гигиены и эпидемиологии (в результате выполненной экспертизы проекта ПДВ выдается экспертное заключение).
  • Согласование проекта ПДВ выполняется управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (в результате выполненного согласования проекта ПДВ выдается санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам).
  • Рассмотрение проекта ПДВ выполняется службой по надзору в сфере природопользования (в результате рассмотрения проекта ПДВ выдаются нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух).
  • Рассмотрение проекта ПДВ выполняется органами исполнительной власти по субъектам РФ (в результате рассмотрения проекта ПДВ выдается разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух).

Вместе с проектом ПДВ может разрабатываться:

Проекты ПДВ выбросы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *