Приветственное слово модератора

УДК 81′ 271-057.87

ЖАНРЫ ПРИВЕТСТВИЯ И ПРОЩАНИЯ В РЕЧИ СТУДЕНТОВ

Т. Г. Рабенко, Е. А. Черепанова

Общая направленность современной лингвистики на изучение речи в коммуникативно-прагматическом аспекте и, как следствие, установление корреляции между структурой речевых произведений и компонентами коммуникативной ситуации предопределяет повышенный интерес исследователей к различным жанрам (в дальнейшем речевой жанр -РЖ) человеческого общения.

В настоящее время в научной литературе представлено множество определений жанра, которые в целом, вслед за Т. С. Кирилловой (8, с. 78), можно разделить на три группы:

1) концепции, в основе которых лежит классическое определение жанра как «вида», «типа культурной реалии» (Аристотель, Н. Буало). Есть мнение, что такой подход «малопригоден для лингвистического изучения речи, поскольку он лишен необходимой гибкости и динамизма» (8, с. 78);

2) концепции, базирующиеся на описании отдельных аспектов жанровой организации речи. В этих исследованиях отмечается существование стереотипов, устойчивых форм речи и речевого поведения (Ю. М. Скребнев, Е. Ф. Тарасов, Н. Ю. Шведова), соответствие речевых действий типу действительности (Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров,

О. А. Лаптева, С. Н. Черемисина);

3) исследования, реализующие речеведческий подход к РЖ. Они опираются на концепцию РЖ М. М. Бахтина, определившего в свое время РЖ как «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний» (1), возникающих на базе некоего стереотипа речевого поведения. Основанный на определении РЖ как феномена речи, обозначенный аспект представляет РЖ как особую модель речевого высказывания, описание которой сводится к исчислению моделей и изучению их воплощения в различных ситуациях. Создание модели РЖ, являясь основополагающим моментом данного подхода, подразумевает, в свою очередь, установление комплекса жанрообразующих признаков, необходимых и достаточных для опознания, характеристики и конструирования РЖ.

Настоящее исследование располагается в лоне речеведческого подхода к РЖ, в соответствие с этим жанровая концепция научного анализа опирается на работы М. М. Бахтина и его последователей: Н. Д. Арутюновой, В. В. Дементьева, К. Ф. Седова, М. Ю. Федосюка, Т. В. Шмелевой и др.

В системе разнообразных жанровых форм особо выделяется группа этикетных РЖ, которые становятся объектом научного исследования с открытием перформативов как особого класса речевых актов (Э. Бенвенист, Дж. Р. Серль, Дж. Л. Остин). Таким образом, проблематика, связанная с функционированием в речи этикетных формул, давно находится в центре внимания ученых. Русский речевой этикет рассматривается с различных позиций: прагматики

(И. А. Бутенко, А. А. Зубарева, С. В. Леорда) и др. Традиционно вопрос об употреблении формул речевого этикета решается на материале художественных произведений, что «позволяет составить представление о языке исследуемой эпохи. Однако не дает объективной картины функционирования формул речевого этикета в речи различных социальных групп» (5, с. 3).

Целью данной статьи является описание этикетных РЖ — приветствие и прощание — как определенных моделей речевого общения и выявление языковых средств их реализации. В качестве фактологической базы исследования выступают материалы обозначенных РЖ, извлеченных из разговорной речи студентов вузов г. Кемерово (всего около 400 словоупотреблений формул приветствия и прощания). Данные РЖ выбрана нами в качестве объекта научного изучения неслучайно, поскольку есть наблюдение, что студенческая аудитория чаще всего экспериментирует именно с этикетными формулами приветствия и прощания (11, с. 11). Материал исследования получен методом скрытого наблюдения (речь записывалась от руки в условиях неформального и официального общения студентов), а также методом анкетирования в период с 2006 г. по 2008 г.

Речевая культура современных студентов, безусловно, представляет сегодня значительный интерес для ученых, так как именно студенты быстрее всех подмечают различные изменения в языке и реагируют на них. Члены данной группы являются будущими специалистами — представителями интеллигенции, которая, по глубокому убеждению С. В. Леорда (11, с. 3), будет продолжать оказывать наибольшее влияние на формирование, отбор и сохранение норм языка в дальнейшем. Студенты являются уникальной социально-возрастной группой, специфика которой во многом определяется следующими параметрами: повышением социального статуса в достаточно короткий срок, быстро протекающим процессом социализации молодого человека, практически моментальным реагированием на общественные изменения, а кроме того, остатками детского (школьного) восприятия мира (10, с. 112).

Прежде чем перейти к описанию жанровых форм приветствия и прощания в речевом общении студентов, определим, какова специфика этикетного речевого поведения в целом.

По мысли Т. Г. Винокур (3, с. 6 — 7), языковая жизнь общества во многом определяется неким со-цио-стилистическим феноменом, называемым речевым поведением («речевые поступки индивидуумов в предполагаемых обстоятельствах»), которое в

|| Вестник КемГУ

свою очередь, имеет функциональные варианты, определяемые целью речевого общения: информативной, где речевой акт направлен на сообщение (информативное речевое поведение), или фатиче-ской, связанной со стремлением человека вступить в общение (фатическое речевое поведение). В жанровом пространстве фатического общения, помимо прочего, располагается этикетная коммуникация, являющаяся важной частью коммуникативной деятельности человека. Этикетная модель поведения, представленная стереотипной последовательностью коммуникативных ходов, принятых в определенной лингвокультуре и выполняемых автоматически, отражает статусно-ролевые предписания данного общества для обеспечения бесконфликтного общения в стандартных ситуациях. Внутренним содержанием этикетной модели поведения являются коммуникативные тактики позитивного самопредставления и вежливого представления адресата, а внешним выражением выступают этикетные речевые формулы и/или этикетные невербальные знаки, реализующие, в свою очередь, первичные жанры этикетного общения (знакомство, приветствие, прощание и др.). Общая ситуативно-целевая задача речевого этикета

— говорить, чтобы высказаться и встретить понимание, опознать себя как достойного члена данного социума. Речевой этикет призван сохранить сложившийся тип отношений, отдать дань привычке к обмену мнениями, эмотивной эксплицированности речевого поведения, в которой отсутствует информативная необходимость. Предписывая обществу некую систему устойчивых формул общения с целью установления речевого контакта, речевой этикет включает в себя определенные «социально заданные и национально обусловленные специфичные правила речевого поведения в ситуациях установления, поддержания и размыкания контактов коммуникантов в соответствии с их стратусно-ролевыми и личностными отношениями в официальной и неофициальной обстановке общения» (15, с. 48). В узком смысле слова речевой этикет может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. Речевой этикет связан с понятием «этикета» (от франц. — ярлык, этикетка), который являет собой «совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры, одежда» (12, с. 79).

Участники этикетной речевой ситуации строго следуют внешней, ритуальной традиции ведения беседы, представляя себя в качестве вежливого члена языкового коллектива. Происходит социокультурная инициация: говорящий сообщает, что знаком с традициями, что он в этом обществе «свой». В итоге рассмотрение этикетного речевого поведения связывается с описанием ритуала как этнокультурного феномена, ибо ритуальные действия составляют неотъемлемую часть этикета. Исследование этикетного поведения как разновидности ритуального позволяет представить этикетные РЖ в качестве реализации определенного типа речевого действия, которое

организует речевое взаимодействие и позволяет правильно интерпретировать поведение других людей.

Человеческая культура транслируется в определенную манеру общения, т. е. в стереотипное поведение. Повторяемость и стереотипность жизненных ситуаций приводят, в свою очередь, к образованию стандартных, шаблонных фраз, называемых «стереотипными высказываниями», которые закрепляют способы выражения наиболее частотных и социально значимых коммуникативных намерений и образуют в итоге микросистемы, среди таковых -область речевого этикета. Предписывая определенные типы речевого поведения, правила успешного взаимодействия коммуникантов соотносятся с представлениями о ритуализованном поведении, представляющим собой стереотипное поведение как ясно осознаваемое социализированной личностью модели поведения. Ритуал, как главный механизм коллективной памяти, регулирующий социальную жизнь общества, являет собой систему речевых действий, совершаемых по строго установленному порядку, традиционным способом и в определенное время (9, с. 100). Представая в виде некой ситуативной модели, иначе, сценария, ритуал наделяет человека определенной «маской», обязует его следовать шаблону, соответствующему нормам данного социума. Этикетное поведение, будучи ри-туализованным по своей природе, включает в себя ритуальные сценарии общественного поведения или, иначе, правила оформления высказываний. Человек в процессе социализации усваивает этикетные жанровые формы, предусматривающие правила взаимодействия с партнером, особенности ориентации в пространстве социального взаимодействия. В ритуальном поведении, выражающемся в стремлении к заданному коммуникативному взаимодействию, ритуальная роль коммуниканта включает такие коммуникативные установки, как ориентация на адресата, учет его статусных характеристик, прогнозирование речевых реакций, моделирование отношений с адресатом в рамках конвенциональных норм.

Различные субкультуры располагают различными наборами средств, с помощью которых в них регламентируются статусные отношения. Наиболее отчетливо эти отношения, по наблюдению исследователей, выражены именно в этикетных высказываниях. Установлено, что специфика речевого поведения сопрягается, в частности, с различиями в употреблении единиц речевого этикета у представителей разных социальных групп, выделяемых на основании таких критериев, как:

— образование и воспитание: более образованные и воспитанные люди тяготеют к более аккуратному употреблению единиц речевого этикета, широко употребляют Вы-формы;

|| Вестник КемГУ

— пол: женщины в среднем склонны к более вежливой речи, реже употребляют грубую, близкую к бранной и обеденной лексику, более щепетильны в выборе тем и др.

Таким образом, речевой этикет призван выполнять следующие коммуникативные функции: способствовать установлению контакта между собеседниками, привлечению внимания слушателя, выделению его среди других потенциальных собеседников, помогать определению статуса происходящего общения (дружеского, делового и др.), формированию благоприятной эмоциональной обстановки для общения и оказанию положительного воздействия на слушателя.

Этикет как совокупность правил поведения состоит из различных способов выражения типичных, социально закрепленных и общепринятых норм общения. Эти нормы приняты во всем обществе, однако в разных его слоях и группах сосуществуют различные их варианты, несущие особые смысловые нагрузки. Восприятие представителями одной субкультуры ряда этикетных формулировок, принятых в другой, нередко рождает негативное отношение, иногда доходящее «до культурного шока» (2). В каждой общественной группе складываются, а иногда и сознательно устанавливаются, типичные для членов данной общности формы поведения. Являясь обычными для входящих в нее людей, они становятся признаками принадлежности к тому или иному коллективу, определенному социальному слою. По мнению В. И. Карасика, этикетное поведение, с одной стороны, представляет собой «супериндиви-дуальную характеристику субъекта», а с другой -демонстрирует «его принадлежность к определённой части общества» (7, с. 83). Измерение отношения людей оказывается в итоге сравнением их социальных ролей и национально-культурной принадлежности в целом. У этикетных действий, таким образом, есть функция пароля: «Он ведет себя так, как мы, — значит, он свой, пароль ему известен» (4, с. 33). Поскольку этикет речевого поведения присущ каяедой социальной группе, он служит средством отграничения от членов других групп. И сами явления речевого этикета различаются в зависимости от социального статуса участников коммуникации. Различные единицы речевого этикета употребляются в зависимости от социальных ролей, которые принимают на себя участники коммуникации. Здесь важны как социальные роли сами по себе, так и их соответствующее положение в общественной иерархии. При общении между двумя студентами, между студентом и преподавателем, между родителями и детьми — в каждом отдельном случае этикетные требования могут быть очень разными. Одни единицы сменяются другими, функционально однородными, но противопоставленными стилистически. Так, в перечисленных ситуациях могут быть уместны разные формулы приветствия: Привет, Приветит, Здорово, Пока, Покедос, Будь, Бывай (в неофициальной обстановке); Здравствуй, Здравствуйте, До свидания (чаще в официальной ситуации).

Традиционно к этикетным средствам относят устойчивые разговорные формулы, этикетные клише, тесно связанные с определенными коммуникативными ситуациями. Однако «поток этикетной информации практически непрерывен» (4, с. 45). По мнению Н. И. Формановской, можно говорить как о специфических этикетных речевых актах, так и об этикетной рамке, которая охватывает все классы речевых актов и «организует любой текст в границах принятых и дозволенных норм» (15, с. 79). В целом в дискурсе, по словам Н. Г. Тырниковой (14, с. 150), можно выделить сложную этикетную структуру, в которую входят этикетный каркас, этикетные вкрапления и этикетная рамка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этикетные вкрапления представляют собой отдельные речевые акты, встроенные в структуру дискурса или образующие самостоятельный минидискурс. Этикетные вкрапления включают в себя выражения благодарности, извинения, поздравления, соболезнования и др. В свою очередь, этикетный каркас, также являясь особой составляющей этикетного дискурса, выполняет функцию поддержания контакта в определенной тональности. Он представлен в любых текстах, независимо от степени официальности/неофициальности, симметричности/асимметричности коммуникации и темы общения. Элементы этикетного каркаса относятся чаще всего к неспециализированным средствам речевого этикета, которые используются в процессе общения для поддержания контакта и демонстрации внимания и взаимопонимания собеседников.

Этикетная рамка служит установлению и размыканию контакта, фиксируя наиболее устойчивые точки разговора: его начало и окончание. Она образуется такими специализированными речевыми этикетными средствами, как приветствия и прощания, включая порой, кроме клишированных формул обращение. Элементы этикетной рамки задают и проявляют характер взаимоотношений между коммуникантами.

Совокупность правил первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к людям, составляет этикет приветствий. . В работах, посвященных речевому этикету, под приветствиями, рассматриваемыми как часть национального речевого этикета, понимаются клишированные формулы, выполняющие этикетную функцию установления контакта. Приветствие — одно из проявлений вежливости, которое представляет собой форму взаимного уважения. В соответствии с принятыми в обществе нормами этикетного речевого поведения, приветствие в любой ситуации должно показывать расположенность и доброжелательность участников коммуникации. На характере приветствия не должно сказываться настроение или негативное отношение к другому человеку. Однако в студенческой среде заметны некоторые отступления от этого этикетного правила. Выбор одной из форм зависит от специфики ситуации общения, статусно-ролевых позиций ком-

|| Вестник КемГУ

муникантов и характера взаимоотношений между ними. Так, слово «Привет!» среди студентов является самой распространенной единицей приветствия. Если адресант в хорошем настроении и/или здоровается с близким и хорошо знакомым ему человеком, то он использует такие варианты: «Приве-тик», «Приветики», «Приветствую», «Привет Пушкину!» (последнее выражение можно услышать в качестве приветствия студентов-филологов либо прощания с ними). Тем самым говорящий посылает адресату долю положительных эмоций, выражает свое позитивное отношение к партнеру. При вежливом неконфликтном общении приветствия зачастую реализуются в форме диалога:

(встреча молодых людей)

— Опа! Привет, Серый! Давай ты меня до Пионерского (бульвара) прокатишь?

— Здорова, садись.

Но встречаются и такие примеры, в которых формула вежливости остается лишь знаком. В таких случаях «Привет!» используется в речи студентов, которые находятся в плохих отношениях или тесно не общаются, но могут при случае обратиться друг к другу с просьбой. Таким образом, они поддерживают знакомство и общение, но сохраняют определенную дистанцию. В этих ситуациях «Привет!» выполняет чисто фатическую функцию. Как отмечено выше, существуют некоторые нормы вежливого поведения в определенных речевых коллективах. Эти нормы, будучи различными в разных сообществах, обычно не осознаются. Однако нарушение таких норм является резким сигналом изменения во взаимоотношениях участников общения. Менее вежливое, чем ожидается, приветствие воспринимается как знак неуважения, обиды и т. п. Так, простой кивок при встрече хорошо знакомых, не видевшихся долгое время представителей студенческой аудитории, может заставить адресата задуматься над таким поведением.

Прощание, рассматриваемое как элемент этикетной рамки дискурса, представляет собой комплекс средств, используемых собеседником для вежливого, неконфликтного завершения общения. . Традиционно под прощанием понимается минидиалог, в ходе которого происходит обмен клишированными этикетными фразами:

(прощание молодого человека и девушки) — Ка-тюха, покедова!

— Пока, пока!

В процессе исследования обнаруживается, что основные этикетные формулы в общении современных студентов упрощены до предела. Традиционное приветствие — Приветики! Приветик!; прощание —

Давай!, Ну давай!, Пока! Покедова!, Будь!, Бывай! Более вежливыми и эмоциональными считаются формулы: Счастливо!, Удачи!, Успехов!

В неофициальных ситуациях общения студентов преобладает фатическое общение, а значит, этикетные формулы используются для установления и поддержания контакта с собеседником, указывают на позитивное отношение коммуникантов друг к другу. На выбор и количество этикетных формул в речи влияют не только психологический тип личности говорящего и слушающего, но также тип темперамента и гендерная принадлежность говорящего. В речи студентов (преимущественно мужчин; это связано с их природным стремлением к лидерству) часто встречаются нестандартные этикетные формулы, в которых используются различные приёмы языковой игры: прием рифмованного эха — Привет — буфет!, Привед — медвед;, каламбура — Здоровенько (-и) былы (булы)!, Доброе урице, бабоньки!, Пиливетики, Давай обздороваемся!, Покедо/f!, прием цитации — «Я пришел к тебе с приветом…» (последний пример зафиксирован в речи студента-филолога). Очень распространены этикетные формулы, заимствованные из других языков: Буэносы, амигосы! Хай! Hello! Хайц! Чао! (последнее при приветствии и прощании). Студенты могут трансформировать иноязычные этикетные формулы (Хаюшки! от англ. Hi!) и распространять их (Бай! Дуй!, Бай-бай!, Ну бай тебе!). По наблюдению

С. В. Леорда (10, с. 114), экспериментировать над формой иностранного слова — один из самых интересных приемов языковой игры в студенческом общении. Знание иностранных языков при этом используется для дополнительной демонстрации собственного уровня образованности и эрудированности.

Таким образом, наряду с использованием общепринятых этикетных формул, студенты применяют в своей речи и «специально изобретенные», употребляемые (постоянно) только в студенческой среде:

1) (встреча молодых людей)

— Привет, как учеба? Прёт?

— Ага, только не я её, а она меня!

и индивидуальные:

2) (разговор по телефону)

— Good morning, Пах!

— Ты время видел? Bad morning!

Последний тип этикетных формул, кроме своих

основных, жанрово предопределенных функций, выполняет и иные, «сиюминутно необходимые» автору (например сообщить, сигнализировать о своем эмоциональном состоянии).

Установлено, что система этикета внутренне неоднородна. При этом самой меньшей жесткостью и самой большой вариативностью характеризуется бытовой речевой этикет, который оказывается основанным не только на этикетных формулах; более того, в ряде случаев говорящие могут обойтись в разговоре и совсем без них, хотя при этом не будут преследовать никаких целей, кроме этикетных. К

|| Вестник КемГУ

примеру, в качестве приветствия в разговорной речи студентов вполне адекватна этикетная жанровая форма без собственно формулы приветствия. В собранном материале выделяются фразы, используемые в качестве приветствия, но не относящиеся к клишированным формулам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) (встреча студенток в коридоре университета)

— Ой, Анька! Сто лет тебя не видела! Ну, как дела?

— Приветик. У тебя с курсовиком как?

2) (встреча студенток в библиотеке)

— О, Кать, а ты здесь какими судьбами? (шутливым тоном).

— Здорово, да вот, решила осчастливить эти стены своим присутствием.

Инициальная фраза воспринимается как приветствие, поскольку второй участник диалога отвечает на нее обычной приветственной формой. См. в качестве прощания:

1) (молодые люди на крыльце университета)

— Ну, давай, пока!

— Будь!;

2) (молодой человек и девушка)

— Покедова!

— Звони! Не теряйся!

Кроме этих выражений, не относящихся к традиционным приветствиям, но выполняющих их функцию в коммуникативном процессе, в этикетную рамку могут входить некоторые элементы помимо клишированных этикетных форм (6, с. 46). Среди них фразы, сигнализирующие об узнавании по телефону, и фразы, не относящиеся к этикетным приветствиям, но тесно с ними связанные и произносимые сразу после них, практически автоматически:

(разговор по телефону) 1) — Привет, Лен! Как дела?

— Да, так себе.

(встреча девушек) 2) — Лен, приветик! Чем занимаешься? Погуляем?

— Да ничем, заходи.

(встреча молодых людей) 3) — О, кого я вижу! Как дела?

— Да нормально все. Как сам?

4) — Далеко собрался?

— Вот, что-то на пары решил сходить.

Подобные этикетные формулы, как и собственно приветствия, способствуют установлению контакта и свидетельствуют о желании продолжить общение. Эти формулы тесно связаны с этикетной ситуацией приветствия и являются чисто фатиче-скими вопросами, не требующими ответа, по крайней мере, развернутого.

Вежливость, которая лежит в основе этикетного речевого поведения, безусловно, не может сочетаться с агрессивным отношением к собеседнику, однако такое отношение довольно часто проявляется в процессе общения современных студентов друг с другом и считается в их среде вполне обычным, нормальным явлением. В ситуации дружеского неофициального общения грубость и фамильярность (опять же с позиции представителя иной субкульту-

ры) постоянны, в частности, суффикс -к- в составе имени собственного не имеет пренебрежительного оттенка и считается нормой общения: — Катька, привет!; — Здорова, Сашка! и т.п. Отсутствие сниженной, вульгарной лексики в речи является индексом особой ситуации и может в ряде случаев расцениваться как нарушение норм, принятых в данном коллективе.

Несмотря на то, что вежливое отношение к собеседнику не позволяет говорящему использовать в речи сниженные слова, инвективы, обсценную лексику, речь современных студентов становится всё более агрессивной, а значит, грубые слова используются в ней всё чаще. Употребление инвективных слов гендерно дифференцировано: более склонны к экспериментированию с грубой, табуированной лексикой молодые люди: (встреча молодых людей

— давних знакомых)

— Здрасьти!

— П*ду покрасьте!

— Ну, тогда здорова!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Здорова п*да у коровы!)

Сознательное использование в собственной речи сниженной лексики студенты объясняют ее особыми функциями для данной группы, а именно -как способ снятия профессионального напряжения, способ самовыражения и выделения из общей массы и, самое главное для молодежного общения, способ сломать существующие в обществе стереотипы общения.

Особо следует отметить изменения в общении современных студентов с преподавателями. Ряд студентов не считают нужным сегодня вербально приветствовать преподавателя. При этом студенты в процессе общения порой демонстрируют пренебрежительное отношение к преподавателям. По наблюдению С. В. Леорда (10, с. 115), на фоне усиления фамильярного отношения студентов к преподавателям наблюдаются факты копирования традиций (не самых лучших) европейского и американского стиля общения: к примеру, обращения к преподавателю только по имени. Мы согласны с позицией исследователя: такого плана взаимодействие студентов с преподавателями даже при неофициальном общении, безусловно, неприемлемо для русской речевой культуры. Если, по данным С. В. Леорда, такая форма общения практикуется в некоторых саратовских учебных заведениях, то в вузах г. Кемерово подобного рода форма общения нами не обнаружена.

Известно, что смысл любой коммуникации определяется не только тем, какие сказаны слова, он зависит еще и от непременно сопутствующих им невербальных знаков и сообщений. Обнаруживаются следующие паралингвистические знаки, требуемые этикетными правилами приветствия/прощания: рукопожатия (преимущественно при общении молодых людей), похлопывания по плечу, обнимание, поцелуй и т. п. Невербальная коммуникация включает в себя такие движения и особенности поведения человека при передаче им вербального сообщения, которые истолковываются как

|| Вестник КемГУ

имеющие смысл. Так, когда кто-либо из студенческой аудитории громко произносит: «Ну, давай! Пока!» и хлопает рукой по спине (плечу) собеседника, то громкость голоса и похлопывание можно интерпретировать как намеренное подчеркивание смысла сказанного, а также способ выделить собеседника из группы. Движения в целом и жесты в частности во многом помогают передать смысл того, что хотят сказать. Они порой могут заменить слово или целую фразу. Студенты постоянно куда-то спешат, и в связи с этим считается вполне приемлемым в ситуации приветствия простое похлопывание по плечу, рукопожатие или улыбка без использования вербальных маркеров.

Одним из методов предпринятого исследования, как отмечено, является метод анкетирования. В предложенную информантам анонимную анкету, где необходимо обозначить свой пол и возраст, были включены следующие вопросы:

1) каким образом Вы здороваетесь и прощаетесь со своими сокурсниками: девушками и молодыми людьми (в целом людьми Вашего возраста);

2) …преподавателями (в целом людьми старше Вас);

3) .малознакомыми людьми;

4) .людьми, вызывающими у Вас антипатию.

Исходя из данных анкетирования, предварительно можно отметить следующее: отвечая на поставленные вопросы, при заполнении анкеты информанты чаще используют стандартные этикетные формулы, редко задействуют приемы языковой игры, этикетные формулы гендерно практически не дифференцируются. Таким образом, полагаем, что письменная форма языка несколько дисциплинирует студенческую аудиторию, поэтому для того, чтобы выявить истинную картину этикетного речевого общения в студенческой среде, стоит сосредоточиться прежде всего на данных живой разговорной речи (собранной методом скрытого наблюдения).

Итак, студенчество, как особая социальновозрастная группа, наряду с традиционными формулами приветствия и прощания, имеет и собственные этикетные формулы, а также особый взгляд на необходимость соблюдения норм этикета. Поскольку преемственность, как известно, всегда селективна, то новые поколения отбирают из этикета некоторые выражения и снабжают их дополнениями, переделывают их, что «вовсе не свидетельствует о чьей-либо невоспитанности или грубости» (хотя данное мнение, безусловно, не бесспорно) (2, с. 42). Таким образом, молодые люди пытаются решить стоящую между ними дилемму: воспроизвести норму этикетного речевого поведения и в то же время сказать свое собственное слово. Отсюда трансформация традиционных и выработка авторских рече-

вых формул, упрощение этикетных формул, употребление этикетных формул иностранных языков, использование различных приемов языковой игры.

Литература

1. Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин / Собрание сочинений.- М., 1996. -Т. 5. — С. 159 — 206.

4. Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Голь-дин. — М., 1983.

— Красноярск, 2008. — Вып. 8. — С. 45 — 48.

7. Карасик, В. И. Язык социального статуса / В. И. Карасик. — М., 1992.

— С. 112 — 117.

11. Леорда, С. В. Речевой портрет современного студента / С. В. Леорда: автореф. дис. . канд. филол. наук. — Саратов, 2006. — 19 с.

12. Словарь по этике. — М., 1981. — С. 117.

13. Словарь русского языка: в 4-х т. — М., 1983.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тамара Тихоновна Бурлакова, учёный секретарь ГЦТМ имени А.А. Бахрушина

Дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать вас сегодня на открытии выставки Екатерины Спасоломской «Театр настоящего». Эта выставка, во всяком случае, для меня имеет совершенно особый смысл. Ежегодно в музее открывается около ста выставок, не все они, конечно, остаются в нашей памяти, в нашем сознании, но эта выставка особенная, она династическая. Екатерина Спасоломская – известный художник, сценограф, живописец, график, дизайнер, у нее прекрасная художественная школа. Перечисление имён её учителей занимает в нашей экспликации целый абзац: Сергей Бархин и Владимир Серебровский, многие другие замечательные художники. Мне кажется, в этом абзаце не хватает имени очень важного человека в ее жизни – Татьяны Николаевны Спасоломской. Я думаю, она самый важный учитель в её жизни. В этом году в нашем музее проходила выставка Татьяны Николаевны «12 этюдов заветного сада». Спустя полгода я себя поймала на мысли, что в моём сознании постоянно возникают образы работ с этой выставки, на которой действительно было совершенно особое настроение радости, гармонии и счастье, которое мы ощущаем и на выставке Екатерины. Истоки этого настроения заключаются в философской передаче красоты мира, потому что эти работы пишутся не кистью, а сердцем. Как известно, самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце. Очень важным образом в творчестве Екатерины стал глаз, всевидящее око, внутренний взор со своим особенным философским смыслом. Отсюда интерес к чайной церемонии. Я хочу процитировать две строчки из стихотворения, посвящённого чайной церемонии:

Разделяем трапезу возле чистого источника

Звуки музыки чудятся мне во всём.

Мне кажется, что творчество Екатерины, как и творчество Татьяны, — это тот чистый источник, в котором звучат звуки музыки. Выставка называется «Театр настоящего», и мне думается, что это тоже философское название. Я хочу произнести пожелание Екатерине словами Толстого: помнить, что настоящий день, настоящий час, настоящее мгновение лучше, потому что оно твоё. Пусть таких мгновений в Вашей жизни гораздо больше. Мы можем прикоснуться к этому и чуть-чуть стать лучше.

Татьяна Христофоровна Метакса, первый заместитель директора Музея Востока, большой друг Театрального музея и семьи Спасоломских.

Я буду по-восточному краткой. Я действительно большой друг музея А.А. Бахрушина, хорошо знаю и люблю его, всех ваших сотрудников и вашего директора. Я также давно являюсь другом Татьяны и Екатерины Спасоломских. Я очень люблю образы, которые создают и Татьяна, и Екатерина, мне близки уголки Крыма, которые можно увидеть на их работах, виды Подмосковья, бесконечные цветы – всё очень русское и очень тёплое. Всё, что ты делаешь, Катя, греет душу. Недавно была дискуссия, затеянная Министерством культуры: что такое современное искусство и что такое актуальное искусство. В одном из писем было очень хорошо написано, что на самом деле современное искусство может быть любым. Оно может быть и тем, что у нас принято называть актуальным: видео-арт, перфоманс – то, что мы бесконечно видим. Оно может быть и вот таким, более понятным. С детства я имела счастье видеть авангард 10-х и 20-х годов XX века, но постепенно я всё больше и больше люблю искусство реализма. Возможно, Вы не относите себя к реалистам, но для меня Вы на фоне того, что мы видим вокруг, реалист в самом хорошем смысле этого слова. Это реальные горы, реальные дома, это реальные цветы. Всё это нас поднимает и возвышает. Конечно, мне как человеку, проработавшему всю жизнь в Музее Востока приятно видеть такие яркие и контрастные, иногда безумные краски, в моих ассоциациях возник даже Матисс.

Юрий Фёдорович Хариков, театральный художник

Трудно добавить что-то вслед за двумя предыдущими ораторами, однако я осознаю, что для художника, сколько бы его ни хвалили, этого никогда не будет много. Чем больше добрых слов, тем больше это даёт сил и энергии для дальнейшего движения. Для меня лично знакомство с талантом Екатерины является подарком судьбы, я наблюдал за её ростом и становлением в течение многих лет. Я очень внимательно и ответственно относился к этому созерцанию и могу выделить ещё один дар художника – необычайную смелость. Это Божий дар, потому что немногие художники и немногие люди отваживаются на такое смелое обращение с самим собой, со своим художественным существом, пускаются во все тяжкие, при этом не будучи никак ангажированы. Это абсолютно свободная, беззаветная преданность своему собственному духовному существу. Дай Бог, чтобы такое состояние не кончалось никогда, а у семьи Спасоломских это, судя по всему, некое обреченное состояние. Я считаю долгом сказать о маме Екатерины, которая не перестаёт меня удивлять. Я счастлив, что в одной семье два таких потрясающих, мощных, честных художественных сознания.

Татьяна Спасоломская, художник, мама Екатерины

Я хочу выразить огромную благодарность музею за то, что предоставляет художнику возможность выставить свои работы. Когда ты видишь все работы, собранные вместе, ты смотришь на них по-другому, по-новому. На самом деле мой учитель – это Катя, дети – это лучшие учителя. Пока Катя готовила выставку, мне пришлось две или три недели быть с внуком Лаврентием, что для меня не очень естественно, поскольку я всё время в каких-то творческих планах. Катя вырастила двух детей практически самостоятельно, я бабушка-художник. Я поздравляю Катю и благодарю её за то, что она мне дала возможность стать художником. Моя мама взяла Катю на воспитание, и вот Катя в 6 лет нарисовала портреты мамы и папы, вы видите их наверху: папа-художник и мама-художник. Катя творила сама легко, свободно, просто, и никто её не принуждал.

Фрагмент экспозиции: произведения художника Екатерины СпасоломскойФрагмент экспозиции: ранние произведения Екатерины СпасоломскойСлева направо: Тамара Бурлакова, учёный секретарь ГЦТМ им. А.А. Бахрушина,
Татьяна Метакса, первый заместитель директора Музея Востока, Татьяна Спасоломская, художник, Екатерина Спасоломская, художник, с сыном Лаврентием4. Слева направо: Татьяна Метакса, первый заместитель директора Музея Востока, Татьяна Спасоломская, художник, Екатерина Спасоломская, художникЮрий Хариков, театральный художникЕкатерина Спасоломская, художникЕкатерина Спасоломская с сыном Лаврентием

Для меня большая честь приветствовать всех участников данной конференции и открыть ее. Прежде всего потому, что небывало высок уровень соучредителей этой конференции и состав участников, которые находятся в зале.

У вас на руках есть программа конференции. Я напомню, что в соучредителях этой конференции Российский Союз ректоров, институты Российской академии наук и Российской академии образования. В зале присутствуют 11 ректоров, 21 проректор высших учебных заведений, 27 заведующих кафедрами, 63 доктора наук и 59 профессоров, 7 заслуженных деятелей науки Российской Федерации, заслуженных деятелей культуры России. Участники конференции представляют 63 организации: вузы, НИИ, органы государственной власти и органы местного самоуправления из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Махачкалы, Вологды, Владимира, Вятки, Смоленска, Надыма и других городов России, а также из Польши, Белоруссии и Казахстана. В целом с учетом заседаний секций, «круглых столов”, проводимых завтра, а также аспирантской части конференции, которая будет проходить послезавтра, более 200 ученых и специалистов в области высшего образования принимают участие в нашей конференции.

В нашем пленарном заседании участвуют А.Ф. Киселев, первый заместитель министра образования Российской Федерации, председатель ликвидационной комиссии, доктор исторических наук, профессор; В.В. Козлов, вице-президент Российской академии наук, академик Российской академии наук; В.Е. Шудегов, председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ; О.Н. Смолин, Первый заместитель Председателя комитета по образованию и науке Государственной Думы ФС РФ, доктор философских наук, профессор; В.А. Семин, генеральный секретарь Российского Союза ректоров, доктор биологических наук, профессор. В заседании участвуют А.А. Зиновьев, директор Исследовательского центра Московского гуманитарного университета, доктор философских наук, профессор; А.Л. Журавлев, директор Института психологии РАН, главный редактор журнала РАН «Психологический журнал”, доктор психологических наук, профессор; Б.Г. Юдин, директор Института человека РАН, главный редактор журнала Президиума РАН «Человек”, член-корреспондент РАН; Б.Н. Четверушкин, директор Института математического моделирования РАН, член- корреспондент РАН; В.М. Межуев, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор кафедры культурологии МосГУ, доктор философских наук, профессор; А.В. Мартыненко, начальник отдела науки высоких технологий и экспертизы Департамента культуры, образования и науки Аппарата Правительства РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой нашего Университета; В.П. Гребенюк, заместитель председателя Совета Российского государственного научного фонда, доктор филологических наук.

Я уже назвал цифры, характеризующие состав участников нашей конференции. Я думаю, что тема и сложность проблемы, которая поставлена, и состав участников вполне соответствуют, потому что мы будем обсуждать довольно амбициозную тему: «Высшее образование для XXI века”. Это не наша придумка. У вас в материалах на руках находится Декларация, которая была принята ЮНЕСКО в 1998 году. Она так и называется: «Образование для XXI века”.

Главной научной темой Московского гуманитарного университета, в стенах которого вы находитесь, также является проблема образования и образованного человека. Я думаю, что вы все прекрасно понимаете, какую огромную роль играет образование, особенно высшее, в изменении тех условий, негативных тенденций, которые есть в мире и в России в частности. Именно по этому поводу к нам обратились главные авторитеты, знаковые фигуры нашего общества, образовательного сообщества.

Я хочу зачитать вам некоторые приветствия. Прежде всего, я хочу огласить приветствие министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко участникам конференции «Высшее образование для XXI века”:

«Приветствую участников представительного форума преподавателей, ученых и практиков научной конференции «Высшее образование для XXI века”! Заслуживает одобрения уже сам замысел конференции, в организации которой сотрудничают федеральные и региональные управления образованием, государственные и негосударственные вузы, научные институты РАН, Российской академии образования.

Реорганизация управления образованием и наукой открывает новые пути и возможности для увеличения вклада высшей школы в становление общества и экономики, основанных на знаниях. Основополагающая цель реформирования высшей школы – обеспечить кардинально более эффективное развитее всего общества. В ходе осуществления реформ на основе последовательного учета и изменившихся реальностей развития российского общества предстоит возродить утраченные исторические преимущества отечественных образования и науки, найти адекватные, отвечающие потребностям социально-экономического развития страны, решения вновь возникших проблем. Особое внимание должно быть уделено интеграции высшего образования и науки, активизации инновационной деятельности, усилению ее воздействия на развитие экономики и социальной сферы.

Уверен, что ваша конференция будет способствовать достижению этих целей, увеличению вклада высшей школы, всей системы образования в решение как общесоциальных, так и общеэкономических задач. Желаю участникам конференции успешной работы.

Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко”.

(Аплодисменты)

Я хочу огласить также приветствие нашей конференции Президента Российского союза ректоров, ректора МГУ им. Ломоносова, академика РАН В.А. Садовничего.

«От имени Российского союза ректоров приветствую участников научной конференции «Высшее образование для XXI века”!

Вы собрались обсудить актуальные проблемы высшей школы, которая стремится обрести новое лицо в условиях информационного общества. Глобализация в экономике, сложные политические процессы в мире, социокультурные трансформации – таковым предстал перед человечеством XXI век у своих истоков. Уже сегодня всем ясно, что развитие нашей страны невозможно без существенного продвижения вперед в деле образования, прежде всего, высшего. Век науки, знаний и высоких технологий немыслим без становления нового качества высшего образования. Здесь необходимы совместные усилия всех, кто связан с образовательной сферой, для преодоления еще имеющегося в обществе непонимания новой ситуации, когда отставание в образовании означает оттеснение нашей страны на обочину истории.

Главной остается задача не потерять накопленный потенциал, сберечь все лучшее в российском образовании, не допустить снижения качества в подготовке специалистов. Вновь и вновь мы говорим: талант ученых и преподавателей, новые идеи и знания – вот тот фундамент, на который должна опиратьcя модернизация высшей школы.

Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ им. Ломоносова Садовничий”. (Аплодисменты)

После этих слов позвольте мне объявить нашу конференцию открытой. (Аплодисменты)

У вас на руках есть программа. Вы знаете, мы работаем два дня. Завтра будут работать секции, которые готовят рекомендации. Вы будете их обсуждать, т. е. там будут не только доклады, но и дискуссии.

Регламент нашего сегодняшнего дня тоже определен в программе. Что касается времени на выступление – мы договорились, что в пределах 20 – 25 минут. В зале присутствует много журналистов, представляющих средства массовой информации, поэтому помните об этом.

Итак, мы приступаем к выполнению нашей программы. Я предоставляю слово Александру Федотовичу Киселеву.

Проходит время, человек вырастает, начинает работать, обзаводится финансами, детьми, коллегами и новыми друзьями. Может, обычный день рождения можно было бы и не отмечать, сославшись на занятость, или отметить его в очень узком кругу, но круглая дата, сами понимаете, обязывает и подталкивает к широте. И понятно, что юбилей обязательно должен запомниться надолго и оставить максимум позитива как имениннику, так и приглашенным.
Будущий юбиляр заранее начинает подготовку к своему юбилею. Он решает, сколько гостей (друзей, коллег по работе и близких) будет приглашено. Потом, исходя из их количества, своего вкуса и своих финансовых возможностей, он выбирает место юбилейного банкета. Как правило, это ресторан, но может быть и древний замок, загородный коттедж, корабль или яхта, охотничий домик в лесу, баня и другие экзотические места. Юбилей может отмечаться несколько дней и может быть проведен в морском, рыцарском, пивном, этническом, национальном, карнавальном и других неожиданных стилях. Далее мы рассмотрим самый распространенный однодневный банкет в ресторане, так сказать, в «классическом» стиле, но многие величественные тосты, веселые розыгрыши, игры и шоу-приемы, продемонстрированные на нем, можно брать за основу и использовать в экзотических юбилеях и днях рождения, а также на других торжествах. Если место проведения банкета подобрано и заказано, а меню рассмотрено и выверено, то будущему юбиляру необходимо позаботиться об украшении зала, музыкальном сопровождении, фейерверке, приглашаемых артистах и, конечно, ведущем. Можно обратиться в праздничное агентство и получить комплексную услугу, но переплатить за посредничество. Можно найти все необходимое без переплаты на личных сайтах (например, меня, на сайте www.supertamada.ru) или уже проверенное, через друзей й знакомых (кстати, это тоже могу быть я), Лучше же грамотно комбинировать варианты. Если банкет проводится в традиционном, распространенном, но немного консервативном стиле, то банкетный зал украшают в меру. В основном это немногочисленные украшения в виде шаров и живых цветов. Не помешают красивые пригласительные билеты, буклеты, флаерсы, открытки и афиши, а также сувениры в виде специально оформленных часов, папок, ручек, чашек, зажигалок и брелоков. Но бывает и так, что формат юбилея требует наличия портье, ковровой дорожки и других элементов светского антуража. Праздничность юбилея можно усилить, добавив в программу торжества несколько номеров. Это могут быть:
шоу-балет, профессиональные танцоры, варьете; бальные танцы, цирковые номера; выступления фокусников, микрома-гов, пародистов; огненное шоу, бармен-шоу, фехтовальное шоу, бразильское шоу, шоу клоунов; боди-арт, аквагрим или другие подобные развлечения. Можно заказать изготовление костюмов или взять их напрокат, но самое главное — не перегрузить праздничный вечер — здоровый прагматизм здесь не помешает. Исполнителей для музыкального сопровождения на время всего банкета нужно подбирать либо по рекомендации, либо увидев их в деле. Это могут быть: продвинутый диджей, музыканты-певцы или небольшой оркестр (можно и большой, в зависимости от размаха празднования). Подбор ведущего-тамады на юбилей не следует откладывать на последние перед торжеством дни. Юбиляру необходимо заранее подобрать опытного и неординарного ведущего, подходящего по духу и предлагающего самую интересную программу праздничного вечера. Если этот ведущий я, то мною при встрече предлагаются несколько вариантов программы, направленность которых зависит от пожеланий будущего юбиляра. Один из вариантов плана юбилейного банкета (18.00—00.00) Часть первая (18.00—18.40): 1. Приветствие «Здравствуйте» (торжественное, с пожеланиями опыта и процветания); 2. Веселая вставка про Пушкина; 3. Тост — поздравление юбиляру «(20, 30, 40, 50, 60…) 50 — хороший срок!»; 4. Тост «Родителям!» или «В память о родителях»; 5. Веселый анекдот «9 из 10»; 6. Поздравительное слово супруги (супруга); 7. Интеллектуальная игра «Не собьюсь»; 8. Поздравительное слово детей;
1 Франс (France) Анатоль (псевдоним; настоящее имя — Анатоль Франсуа Тибо) (1844—1924) — французский писатель. 9. Тост общий — поздравление «Пропуск». Короткий танцевально-курительный антракт (18.40— 19.00). Часть вторая (19.00—19.40): 1. «За милых дам! — семь чудес света + орел и ожерелье»; 2. Загадки народов мира; 3. Тост гостя (Будь тигром + о Солнце); 4. Игра «Неизвестная личность»; 5. Тост «Бизнесмену или человеку дела»; 6. Игра для настоящих мужчин «Добрыня»; 7. Гости и годы + Тост «Человек и орел» — о дороге вверх! 8. Авторская песня «ДОРОГА» и дарение CD; 9. Тост-присказка «Парашютист-танцор». Танцевально-курительный антракт (19.40—20.10). Часть третья (20.10—20.50): 1. Тост-стих «О дружбе и друзьях»; 2. Игра «Детектор лжи» (карточки: вопросы и ответы); 3. Тост для юбиляра «Бог и мешок»; 4. Детектив-игра «Холмс»; 5. Тост гостя, например «О любви и счастье»; 6. Игра для дам «Лимбо»; 7. Тост «На руках»; 8. Соревновательное пение за столом!!! Танцевально-курительный антракт (20.50—21.20). Часть четвертая (21:20— 22.00): 1. Тост гостя «Любовь, Здоровье и Богатство»; 2. Игра «Перевертыши»; 3. «Лиса и горный козел»; 4. Игра «Экзотические зверюшки»; 5. Тост от Хун Цзычена и Будды; 6. Игра «два шарика удачи»; 7. Тост «Соломон — четыре малых»; 8. Вынос торта! 9. Игра «Бомбардировщики»; 10. Завершающий тост «Фрегат-гостеприимство». Танцевальный марафон (22.00— 00.00). План юбилея, как и план свадьбы, составлен согласно психологии соответствующего торжества. Каждая застольная часть длится не более 45 минут, и в каждой тосты чередуются с играми, розыгрышами и сюрпризами. Все застольные части разделяются танцевальными антрактами. Общее время банкетной части от 5 до 7 часов. В плане не учтены дополнительные номера приглашенных артистов, они вставляются в план по желанию юбиляра при обсуждении программы. Тогда же я передаю юбиляру список призов к выработанному плану. Вариант списка призов к данному плану: 1. Ковш банный (дерево) — 1 шт. 2. Книга кроссвордов (потолще) — 1 шт. 3. Яйца (в твердой упаковке) — 10 шт. 4. Кубик Рубика — 1 шт. 5. Спортинвентарь — 2 шт. Не обязательно: специальное питание для культуристов — 1 банка, медаль (1-е место) на ленточке — 1 шт. 6. Фигурки ангелочков — 3 шт. 7.1 самолет + 1 вертолет, модели сборные — 2 шт. 8. Три штопора. Не обязательно: орел — солидная фигурка или картина — 1 шт. 9. Ремень мужской — 1 шт. 10. Соска (пустышка) — 1 шт. 11. Батарейки «Энерджайзер» с зайчиком на картонной упаковке — 1 уп. Не обязательно: что-нибудь для кухни (ухватки, прихватки, приспособление для маринования, просто фартук или другое). 12. Большая мягкая игрушка более 60 см — 1 шт. 13. Игрушки мягкие разные 10—20 см — 7 шт. (но одна из них заяц или кролик и одна из них лиса). 14. Брелоки для автоключей — 5 шт. 15. Батончики Nuts — 5 шт. 16. Зеркальце — 1 шт. 17. Сувениры разные — 6 шт. (на усмотрение покупающего). 18. Щетка массажная — 1 шт. 19. Освежитель воздуха — 1 шт. 20. Граненый стакан — 1 шт. 21. Кефир свежий — 1 л. 22. Хлебцы постные (типа мацы) — 1 шт. 23. Коробок спичек — 1 шт. 24. Небольшой навесной замок — 1 шт. 25.Чупа-чупс — 4 шт. 26. 6 пакетов целлофановых непрозрачных с ручками (приблизительно! м на 1 м). 27. Сало — 250-300 г. 28. Рулон туалетной бумаги — 1 шт. С призов желательно снять все ценники! Подавляющее большинство игр и тостов, использованных в программе юбилейного торжества, новые. Некоторые игры, особенно любимые публикой, будут повторяться, но к ним будет предложен немного другой набор сюжетов и подарков. И конечно, многие игры и тосты, используемые мною для проведения свадебного торжества, остаются как запасные и, при немного измененной подаче, могут использоваться во время юбилея по желанию ведущего. Обратным образом, тосты и игры, использованные в юбилее, могут, при небольшой корректировке, участвовать в свадьбе и других торжествах. Часть nepвая. Торжественная (40—45 минут) Прошел небольшой фуршет, гости окончательно переместились в банкетный зал и готовы рассесться за юбилейным столом (или столами), фоновая музыка приятно ласкает слух всех собравшихся. Я уже проверил готовность радиомикрофонов, приготовил реквизит для игр и призы для гостей. И вот юбиляр (юбилярша) подает мне знак, и я начинаю торжество, говоря в микрофон: «Леди и джентльмены! Дамы и господа! Дорогие друзья! Рассаживайтесь, пожалуйста, за нашим шикарным, торжественным юбилейным столом!» (Если на банкете используются гостевые карточки, то я добавляю фразу о том, что рассаживаться нужно согласно гостевым карточкам.) Под продолжающуюся легкую фоновую музыку гости неторопливо занимают места за красиво оформленными столами (или столом, если он один). 1. Как только гости расселись, фоновая музыка прекращается, и тут есть два варианта развития событий. При первом я передаю микрофон юбиляру (юбилярше) и он (она) приветствует гостей и представляет меня, Например: «Дорогие мои друзья! Мне очень приятно, что вы пришли на мой юбилей, и я рад (рада) приветствовать вас в этот знаменательный для меня день! Мы начинаем наше торжество, а помогут нам не скучать сегодня замечательные музыканты и тамада-ведущий Александр». Далее юбиляр (юбилярша) передает мне микрофон, и я начинаю свое приветствие. Во втором случае я начинаю сразу, без вступительного слова виновника(цы) торжества. В любом из случаев мои вступительные слова могут варьироваться от архитектуры и названия места. Например, если ресторан, где проходит банкет, называется «Звездный», то моя импровизационная вступительная речь может быть такой: «Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте! Меня зовут Александр, и сегодня, в этот торжественный день, я буду штурманом этого межгалактического космолета «Звездный», на лучшей палубе которого мы сегодня находимся. Столы, оснащенные современной системой гравитации, ломятся от экзотических яств и сверхнатуральных напитков. Команда официантов и поваров с планеты альфа Центавра и музыканты (или диджей) из созвездия Глюк готовы к работе на оценку «отлично». Итак, наш космолет отправляется в веселое юбилейное путешествие благодаря межпланетным ветрам опыта и процветания, по житейскому гребню Млечного Пути. И первый тост, дорогие друзья, по традиции мы должны посвятить нашему (нашей) дорогому(гой) юбиляру (юбилярше)! Но для того чтобы тост прозвучал, нужно наполнить бокалы. Особенно в этом могут отличиться джентльмены, потому что английский политический и государственный деятель и писатель XIX века Бенджамин Дизраэли лорд Би-консфилд сказал: «Пристойность манер и предупредительность к окружающим — две главные черты джентльмена». Поэтому я прошу джентльменов ухаживать за дамами и, говоря комплименты, наполнять им бокалы. (Если в ресторане полное обслуживание официантами и на столах нет бутылок, то я говорю, например: «Поэтому я прошу вас, дорогие друзья, энергичней подсказывать нашим официантам предпочитаемые вами напитки, и они наполнят вам бокалы».) 2. Пока же наш застольный юбилейный пир набирает обороты, я хочу напомнить вам, как об этом писал классик русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин: Я люблю вечерний пир, Где веселье председатель, А свобода, мой кумир, За столом законодатель, Где до утра слово пей! Заглушает крики песен, Где просторен круг гостей, А кружок бутылок тесен. 3. Я вижу, что ваши бокалы уже наполнены, и поэтому начинаю торжественное поздравление. Дорогой(гая) (имя и отчество юбиляра или юбилярши)! За вас (имя и отчество юбиляра), гип-гип!
Гости дружно в ответ кричат: «Ура! Ура! Ура!», после которых звучат величественные фанфары. (Эти фанфары, по договоренности со мной, включает звукооператор ресторана или диджей со своего или моего сопроводительного CD.) Довольные гости опустошают бокалы и фокусируют свое внимание на вкусной закуске, а приятная фоновая музыка снова наполняет банкетный зал. (Будет не лишним заметить, что данное вступительное стихотворение многофункционально, и я это знаю, потому что сам его написал. Например, в первой строчке может быть произнесено достаточное количество цифр реальных лет (20 лет, 30 лет, 40 лет; 50, 60, 70 и 42, 33, 27…), а вторая может звучать как: «День рождения настал» и сочетаться не только с юбилеем.) 4. Проходит около пяти минут фоновой музыки (я специально даю людям время спокойно присмотреться к изыскам блюд, наложить себе в тарелку и отведать аппетитных салатов и закусок), и, взяв в руку микрофон, я прошу наполнить бокалы и начинаю говорить о родителях юбиля-ра(ши). В этом случае, в зависимости от ситуации, мои слова несколько различаются. а). Если родители живы и находятся на банкете, то я говорю, например, так: «Дорогие друзья! Я недавно, по мотивам разных высказываний древних мудрецов, написал такое четверостишие:
Знай, мать тебе всех ближе и родней, Люби ее — ты всем обязан ей. Отца же — уважай и чти, любя, Ведь он взрастил и воспитал тебя! Вы, наверное, догадались, что по традиции второй тост мы должны посвятить тем людям, благодаря которым 50 (или другое число исполнившихся лет) лет назад наш(а) юбиляр(ша), беззащитным ребеночком, с криком радости появился (появилась) на свет. Но перед тем как мы за них поднимем бокалы, я с радостью предоставляю им слово для поздравления. Итак, слово имеет мама нашего(ей) юбиляра(ши) (имя и отчество)! Ваши аплодисменты!» Гости аплодируют, я передаю маме юбиляра(ши) микрофон, и она спокойно, но уверенно говорит, например, если юбиляр сын: «Сынок! Древние мудрецы говорили: «Не будь настолько сухим, чтобы переломиться. Но не будь столь мокрым, чтобы тебя могли выжимать, как тряпку». Я, как твоя мать, знаю, что с самого раннего детства ты никогда не был сухим и бесчувственным к другим людям, но и не был никогда мямлей и тряпкой, потому что имел свою цель и мнение. Оставайся таким всегда, будь здоров и счастлив! С юбилеем, дорогой сынок!» Если юбилярша дочь, то поздравление ее мамы может быть, например, таким: Дорогая дочка! Юбилей — это праздник не старости, Так не знай, дочка, слез и усталости. Будь счастливой и умной всегда, Пусть тебя позабудет беда. Возраст твой небольшой, Не старей же душой! С юбилеем, дорогая моя! Далее я говорю: «Аплодисменты сказанному!» Гости и юбиляр(ша) дружно аплодируют (часто мама и дочь целу-Ют друг друга), а я продолжаю: «А теперь слово предоставляется отцу нашего(ей) замечательного(ой) юбиляра(ши), прошу вас (имя и отчество отца)». Далее я передаю микрофон отцу юбиляра(ши), и он размеренно, но твердо говорит, например, если юбиляр сын: Хочу я выпить за тебя, сыночек, Ну а потом, конечно, закусить, Растя тебя, не спал я много ночек, Сейчас ж желаю горло промочить! С тобой, сынок, одной я нитью связан, И мне приятен этот юбилей, А значит, нынче выпить я обязан, Чтоб наша связь была еще прочней! Бокал мой полон, в том мое участье, Что был и буду за тебя горой, Тебе желаю я большого в жизни счастья, Себе же после этой выпить по второй! Если юбилярша дочь, то поздравление ее отца может быть, например, таким: «Дорогая дочка! Сегодня, в свой юбилей, как и всегда, ты мила и неувядаема, сердечно глубока и по-родственному близка, бесконечно добра и верна светлым идеалам, умна и кротка одновременно. Ходи уверенно по земле-матушке и будь счастлива! За счастье поднимаю я вино, За то, чтоб шло торжественно оно, А горе не топталось на пороге, Но заблудилось где-то по дороге! Как колос в поле жизнью золотится, А солнце в речке радостью искрится, Сверкай же счастьем, доченька моя, И помни, я люблю тебя! С юбилеем тебя, радость моя!» Далее я говорю в зал: «Аплодисменты, аплодисменты, аплодисменты!» Гости и юбиляр(ша) дружно аплодируют, а я продолжаю: «Хорошие, сердечные и удивительно искренние слова сказали сейчас родители своему чаду. Мы все присоединяемся к этим словам, но выпьем еще и за сказавших их: Я всех прошу поднять бокалы За счастье матери, отца, И от души я предлагаю За это выпить до конца!» (В некоторых случаях, если юбиляр(ша) не возражает, здесь можно, по моему сигналу, затянуть три раза по три церковное: «Многая лета!..») Далее я провозглашаю: «Лучшим в мире родителям троекратное гип-гип!» Гости дружно три раза кричат «ура!», а потом осушают бокалы и закусывают под фонограмму какой-либо песни о родителях. Родители, юбиляр(ша) и гости находятся в праздничном расположении духа и подкрепляют это хорошим аппетитом. б). Если родители живы, но не присутствуют на банкете, то я говорю о том, что родители (их имена и отчества) по уважительной причине не смогли принять участие в нашем торжестве,
но они очень любят своего сына (свою дочь), поздравляют его (ее) с юбилеем. Потом я читаю увещевание из Закона Ману, в котором говорится: «Отец стоит выше сотни учителей, мать стоит выше сотни отцов. Бесчестен тот, кто не почитает родителей, — это главная обязанность человека, все остальные имеют второстепенное значение». Потом я просто объединяю два стиха из тех, что предлагал выше, и получается:
Знай, мать тебе всех ближе и родней, Люби ее — ты всем обязан ей. Отца же — уважай и чти, любя, Ведь он взрастил и воспитал тебя. Я всех прошу поднять бокалы За счастье матери, отца, И от души я предлагаю За это выпить до конца!
Далее я добавляю: «Родителям юбиляра(ши) троекратное гип-гип!» Зал дружно три раза отвечает «ура!», опустошает содержимое бокалов и закусывает, — всем хорошо. в). Если родителей юбиляра(ши) уже нет в живых, то, естественно, в этом случае о них следует корректно вспомнить. Поэтому предыдущее стихотворение должно прозвучать иначе, и перед ним я подготавливаю гостей: «Английский философ и педагог Джон Локк сказал: «Память — медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом». И сейчас, по традиции, вторым тостом мы вспомним о тех почтенных людях, благодаря которым 50 (число лет юбилея) лет назад наш(а) юбиляр(ша) появился(лась) на свет, о его (ее) родителях (имена и отчества родителей). Их сейчас нет на земле, они покоятся в небесных обителях Создателя и с их высоты блаженно наблюдают за происходящим за нашим торжественным юбилейным столом. Не ошибусь, если скажу, что они рады, что воспитали такого(ую) замечательного(ую) сына (дочь). Немецкий писатель XIX века Георг Эбере написал: «Кто жил так, что память о нем свято сохраняется в душах людей, а»— которых он любил, тот, я ду~ I У Бога все живы. 1 маю’ сделал свое деЛ0 длЯ «родол- 7 Новый завет ? жения своего существования и после смерти». А французский писатель и критик Эмиль Ан-рио, веком позже, очень точно заметил: «Мертвые живы, пока есть живые, чтобы о них вспоминать». Так давайте вспомним о родителях (имя и отчество юбиляра(ши)». После этого я сразу продолжаю: Я всех прошу поднять бокалы, И вспомнить матерь и отца, И память сохранить, и выпить За это, братцы (или стоя), до конца! Гости и юбиляр(ша) выпивают (иногда стоя) за его (ее) родителей, а потом с аппетитом закусывают под мягкую классическую фоновую музыку. (Фон звучит не менее трех минут. Особенно это время необходимо для смены трагедийного настроения, если мы вспоминали об умерших родителях.) г). Если жив только один из родителей, то о нем говорится, например, как в пункте а) и предоставляется слово. Об умершем родителе тоже обязательно вспоминается, например используя некоторые подходящие высказывания из пункта в).
6. Далее я продолжаю: «Дорогие друзья! В Библии сказано: «…оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть». а). Потом, если виновник торжества мужчина, я говорю: «Вы, наверное, уже догадались, что я просто обязан предоставить слово для поздравления половинке нашего юбиляра, спутнице его жизни и просто замечательной жене (имя и отчество жены)! Прошу вас наполнить бокалы, и ваши аплодисменты!»*Под аплодисменты гостей я передаю супруге юбиляра микрофон, и она говорит, например, так: «Дорогой и любимый (имя юбиляра)! Мы с тобой познакомились так давно, но сейчас мне кажется, что это было совсем недавно. После той первой судьбоносной встречи начался наш совместный путь, по которому мы идем до сих пор. Сначала мы шли только вдвоем, а сейчас рядом с нами идут наши дети. Путь наш был не простым и не легким, немало было на нем преград и препятствий. Но мы достойно преодолевали все трудности, потому что ты был нашим семейным проводником. И наверное, поэтому я вспоминаю не те преграды, препятствия и трудности, которые были, а те великие радости и те жизненные вершины, которые мы покорили. Мы жили с тобой каждый день одним днем и не жалели ни о чем. Именно из таких дней складывается полноценная счастливая жизнь. Вот что написал об этом талантливый поэт Федор Тютчев: Не рассуждай, не хлопочи! Безумство ищет, глупость судит; Дневные раны сном лечи, А завтра быть чему, то будет. Живя, умей все пережить: Печаль, и радость, и тревогу. Чего желать? О чем тужить? День пережит — и слава Богу! Слава Богу, что сегодня у тебя — проводника нашего жизненного пути — юбилей. Ты сидишь во главе стола, а мое сердце радуется потому, что и дальше мы будем двигаться рядом, покоряя новые вершины, и будем счастливы, деля радости и горести, трудности и победы. Будь здоров, так же уважаем и любим, с юбилеем тебя!» Супруга юбиляра поднимает бокал, а я добавляю: «Хорошие, красивые душевные слова мы сейчас услышали от спутницы и жены юбиляра, а ему самому троекратное гип-гип!» Три коллективных «ура!» наполняют банкетный зал, его супруга и гости опустошают свои бокалы. б). Если виновница торжества женщина, то после фразы из Библии я говорю, например, так: «Вы, наверное, уже догадались, что сейчас я предоставлю слово для поздравления тому, кто по жизни прилепился к нашей замечательной юбилярше. Прошу любить и жаловать: защитник, мужчина и муж (имя и отчество мужа)! Ваши аплодисменты!» Затем под аплодисменты гостей я передаю ему микрофон, и он говорит, например, так: «Дорогая (имя юбилярши), я тебя всегда любил, а точнее, обожал! И сейчас, в день твоего юбилея, я хочу тебе еще раз признаться в любви в стиле одного стихотворения гениального поэта Александра Сергеевича Пушкина: Я вас люблю, и не стыжусь, Порыв души мой не напрасный, И в этой радости прекрасной У ваших ног я признаюсь! Мне не к лицу и не по летам… Пора, пора мне быть умней! Но узнаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей: Мне с вами благостно, — я знаю; Без вас мне грустно, — я терплю; И, мочи нет, сказать желаю, Мой ангел, как я вас люблю! Когда я слышу из гостиной Ваш легкий шаг, иль платья шум, Иль голос ласковый и дивный, Я вдруг теряю весь свой ум. Вы улыбнетесь, — мне отрада; Вы отвернетесь, — мне тоска; За день мучения — награда Мне ваша теплая рука. Когда за вышивкой прилежно Сидите вы, склонясь небрежно, Главу с глазами опустя, — Я в умиленье, молча, нежно Любуюсь вами, как дитя!.. Сказать ли вам, моя надежда, Как классно, если мы вдвоем, Да, я порой мужлан, невежда, Могу и выпить вечерком. (Имя юбилярши)! Сжальтесь надо мною. Не смею требовать любви. Быть может, за грехи мои, Мой ангел, я любви не стою! Но я люблю вас! О! Бо! Жа! Ю! За это можно все простить! Мой свет, я в вас души не чаю!.. И буду вас всегда любить! С юбилеем тебя, любимая звезда моей жизни!» Не успеваю я произнести слово «аплодисменты!», а они уже заполняют банкетный зал. После аплодисментов я говорю: «Хорошие, душевные слова! Даже слепому видно, как (имя и отчество юбилярши) приятно! Так давайте, дорогие друзья, выпьем вместе с ее любящим супругом, за нее и.за ее способность зажигать огонь настоящего чувства в его сердце». Звукооператор включает фанфары, под них гости выпивают и закусывают.

Приветственное слово модератора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *