Пристройка к нежилому зданию

Понятие встроенно-пристроенного помещения является противоречивым. Под встроенным помещением подразумевается единый комплекс с основным зданием, а пристроенное помещение является самостоятельным объектом недвижимости, имеющим собственную крышу и фундамент, но в соединении с основным зданием. Эта неопределенность влечет ряд проблем. Так, между собственниками таких помещений и управляющими компаниями зачастую возникают конфликты по оплате общедомовых расходов. Стороны конфликта, как правило, по-разному оценивают статус помещения, а судебная практика опирается на документы и результаты экспертиз в каждом конкретном случае. Проанализируем законодательные положения и судебную практику по данному вопросу.

О чем спор?

В спорах об оплате общедомовых расходов собственниками встроенно-пристроенных помещений у каждой стороны конфликта свой взгляд на то, как и за что эта оплата должна осуществляться.

Управляющая компания уверена в одном: ремонт встроенно-пристроенных помещений – обязанность их собственника, при этом собственник должен оплачивать расходы на ремонт общедомовой крыши, лифта и т. п.

Понятие встроенно-пристроенного помещения является противоречивым с точки зрения существующей судебной практики, поскольку под встроенным помещением подразумевается единый комплекс с основным зданием, а пристроенное помещение является самостоятельным объектом недвижимости, имеющим собственную крышу и фундамент, но в соединении с основным зданием.

При оценке обоснованности возложения на собственника встроенно-пристроенного помещения оплаты расходов на общедомовое имущество суды тщательно исследуют признаки единства здания и пристроенного помещения.

Так, в Постановлении АС ПО по делу А65-22466/2015 указано: «Из представленного истцом технического паспорта усматривается, что сама многоэтажная часть здания и спорные встроенно-пристроенные помещения имеют общий фундамент, материалы стен идентичны (кирпич), описание конструктивных элементов всего здания в техпаспорте, в том числе стен и фундамента, идет совместно со встроенно-пристроенными помещениями, что ответчиком документально также не опровергнуто.

Судами установлено, что на постройку здания и встроенно-пристроенных помещений в одно и то же время указывает и то обстоятельство, что общая площадь таких встроенно-пристроенных помещений, согласно техническому паспорту, включена в общую площадь многоквартирного дома».

Из свидетельств о государственной регистрации и иных соответствующих документов судом усматривается, что в данном случае на праве собственности у ответчика имеют место быть именно нежилые помещения, а не здание как отдельно возведенный объект.

Встроенные помещения, принадлежащие истцу на праве собственности, находятся непосредственно в многоквартирной части здания дома, в котором расположены жилые помещения, то есть это встроенные помещения подвала и первого этажа.

Вышеуказанная совокупность выводов позволила суду оценить помещения как встроенно-пристроенные и возложить бремя несения общедомовых расходов на их собственника.

За чей счет расходы?

Часто собственники встроенно-пристроенных помещений пытаются высчитать из суммы платы за общедомовое имущество площадь пристройки, оплатив расходы только пропорционально площади встроенной части помещения. Судебная практика свидетельствует о том, что рассуждения собственников неверны.

Согласно Постановлению Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2016 по делу А46-7668/2016 в приложении к техническому паспорту на многоквартирный дом № 6 по ул. 5-й Армии в г. Омске имеется поэтажный план строения, из которого явствует, что помещение ответчика (встроенно-пристроенная его часть) едино с обозначенным выше многоквартирным жилым домом и находится над подвальной частью помещений дома, где размещены все инженерные коммуникационные сети.

Согласно имеющейся документации использование коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, отоплению и электричеству ответчиком, так и жильцами многоквартирного дома осуществляется с общих систем жизнеобеспечения. Ответчиком доказательств наличия у встроенно-пристроенной части помещения автономных инженерных систем, отдельных вводов сетей теплоснабжения и водоснабжения не представлено.

Следовательно, как встроенная, так и пристроенная часть спорного помещения находятся в непосредственной связи с обозначенным выше жилым домом.

В связи с этим ноша содержания нежилого помещения собственником включает расходы по эксплуатации общего имущества многоквартирного дома исходя из площади как встроенной, так и пристроенной части указанного помещения ответчика.

Обязанность нести бремя расходов на содержание общего имущества не зависит от того, пользуется ли собственник отдельно взятыми объектами общего имущества. В данном случае не имеет существенного значения наличие у пристроенной части помещения ответчика отдельного входа, а также независимо от того, пользуется ли он подъездом, крышей, лифтом или иным общим имуществом многоквартирного жилого дома, собственник такого помещения должен оплачивать коммунальные услуги, приобретенные на общедомовые нужды многоквартирного дома. Существенным обстоятельством, имеющим правовое значение для несения расходов по содержанию общего имущества и по оплате коммунальных услуг, потребленных в местах общего пользования, является факт расположения пристроенной части нежилого помещения во взаимосвязи с многоквартирным домом без изоляции (постановления АС СЗО от 11.11.2015 по делу № А56-54328/2014, от 15.04.2016 № Ф07-1727/2016 по делу № А66-9848/2014).

В то же время ряд характеристик здания, встроенно-пристроенного помещения, расположения коммуникаций и фундамента в их совокупности могут способствовать тому, что суд оценит помещение как пристроенное. В таком случае собственник помещения расходов по оплате общедомового имущества не понесет.

Так, Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2017 № 07АП-13057/17 установлено, что «помещение общества было пристроено к многоквартирному дому намного позже ввода его в эксплуатацию, не имеет общих коммуникаций. Согласно заключению эксперта помещение ответчика является обособленным, изолированным, с самостоятельно проложенным силовым кабелем и приборами учета, а необходимость использования помещений многоквартирного дома отсутствует». Изложенные факты позволили суду прийти к выводу о том, что расходы по общедомовому имуществу собственник такого помещения нести не обязан.

Встроенное или пристроенное?

Зачастую невозможно без судебного решения и экспертного заключения достичь ясности в вопросе о том, является ли помещение встроенно-пристроенным или пристроенным.

Судебная практика свидетельствует о том, что для освобождения от бремени уплаты расходов на общедомовое имущество собственник встроенно-пристроенного помещения должен доказать следующие факты, в том числе и путем назначения строительно-технической экспертизы:

–самостоятельность коммуникаций;

–самостоятельность электроснабжения;

–самостоятельность вывоза ТБО и т. п.;

–отдельный акт ввода в эксплуатацию;

–наличие договоров, свидетельствующих об автономности коммуникаций;

–наличие самостоятельных затрат на ремонт обособленного помещения, уборка территории и т. п.;

–отдельный фундамент.

В случае если встроенно-пристроенное помещение будет признано частью многоквартирного жилого дома, собственники помещения обязаны нести расходы по общедомовому имуществу, а собственники квартир в многоквартирном жилом доме – расходы на содержание и ремонт крыши встроенно-пристроенного помещения, которое суд признает частью многоквартирного дома.

Если же встроенно-пристроенное помещение будет признано самостоятельным объектом недвижимости, оснований для взыскания расходов по общедомовому имуществу у управляющей компании не будет, равно как у собственника такого помещения будет отсутствовать право требовать отремонтировать крышу своего помещения.

В случае наличия спора по оплате расходов и ремонту как многоквартирного дома, так и встроенно-пристроенного помещения важно получить судебное решение, в котором будет поставлена точка в ответе на вопрос о типе помещения.

Содержание помещения и…

Если помещение признали, скорее, встроенным, чем пристроенным, то у собственника такого помещения появляется право требовать от жильцов и управляющей компании ремонта крыши встроенного помещения. Данный вывод основан на том, что согласно п. 2 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.200 № 491) (далее – Правила № 491) содержания общего имущества в многоквартирном доме, правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имуществ в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» к общему имуществу здания относятся, в частности, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) (п. 10 Правил № 491).

Содержание общего имущества в соответствии с п. 11 Правил № 491 включает в себя, в частности, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 Правил № 491 ответственными лицами; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации.

Осмотры общего имущества при непосредственном управлении многоквартирным домом проводятся лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 13 и 14 Правил № 491).

…ремонт помещения

В силу п. 18 Правил № 491 текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов.

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (ст. 42 Правил № 491).

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги должны осуществляться управляющими компаниями независимо, имеется ли по вопросу их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме или нет. При этом, если у собственника встроенно-пристроенного помещения возникла необходимость в ремонте крыши, следует оценить ее состояние и определиться с тем, насколько срочным будет ремонт.

Судебная практика свидетельствует о том, что крайне важно поднять вопрос о ремонте крыши заблаговременно на общем собрании собственников, указав, что крыша находится в аварийном состоянии и требует ремонта, и представив соответствующее заключение.

В противном случае суды отказывают в распределении бремени на содержание крыши на всех собственников многоквартирного жилого дома. Кроме того, суд может исследовать и вид проведенных работ, а также законность его, поскольку работы по ремонту крыши могут в соответствии с Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 входить в перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда по делу А43-33706/2012 установлено, что «акт технического обследования крыши пристроя (магазина) составлен истцом в одностороннем порядке, без участия ответчика, без извещения последнего о времени осмотра, что с учетом отсутствия решения общего собрания собственников о ремонте крыши влечет невозможность ремонта за счет всех собственников».

Важно учитывать, что согласно ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации проведение ремонтных работ требует разрешения на строительство (реконструкцию) (например, Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2016 по делу № А62-673/2016).

Необходимо также провести досудебную претензионную работу, писать заявления и жалобы на управляющую организацию, если она отказывается убирать территорию и чинить крышу, и добиваться привлечения управляющей организации к ответственности путем обращения в соответствующие органы (прокуратуру или жилищную инспекцию). Данные действия будут являться доказательством уклонения управляющей компании от исполнения своих обязанностей.

Что касается земельного участка, на котором расположено встроенно-пристроенное помещение, необходимо исследовать вопрос о том, кому принадлежит такой земельный участок, является ли он обособленным и/или выделенным, и в зависимости от этого определять, кто должен нести расходы на содержание и уборку такого участка.

Организации, обслуживающие жилищный фонд, не обязаны проводить уборку придомовых территорий, которые не оформлены в общедолевую собственность домовладельцев (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2016 № 20АП-3477/2016 по делу № А62-673/2016).

Подводя итог, следует учитывать, что для грамотного распоряжения недвижимым имуществом собственники встроенно-пристроенных помещений должны тщательно изучить имеющуюся у них строительно-техническую и иную документацию на помещение на предмет уточнения судебных перспектив в части оплаты расходов по общедомовому имуществу и ремонту крыш указанных помещений.

Зачастую результат такого изучения позволяет собственнику определить перспективы судебных процессов и возможности для проведения переговоров с управляющей компанией. Однако чаще всего точку в таких спорах ставит именно суд.

Хотелось бы отметить, что настойчивость собственников встроенно-пристроенных помещений начала давать свои плоды, и все больше дел разрешается в их пользу с учетом баланса интересов сторон в этом непростом соседстве многоквартирного дома и встроенно-пристроенных помещений.

Признание права на самовольную постройку – дело сложное, затратное и длительное. Процедура требует широкого спектра знаний, как в юридической, так и в строительной отрасли. Труднее всего легализовать реконструкцию производственного объекта, так как в этом случае особенно сложно доказать безопасность строения для здоровья и жизни окружающих.

Как узаконить самозастрой?

В гражданском законодательстве такой проблеме, как оформление самовольных построек и реконструкций, уделяется всего несколько статей. Однако из их содержания можно уяснить, что для этого требуется:

• самовольная постройка возведена должна быть только на земельном участке заявителя;

• самозастрой должен быть безопасным для людей и их имущества, а также он должен отвечать всем правилам и требованиям, предъявляемым к строениям данного типа;

• возводиться самовольная постройка должна за счет заявителя;

• ее строительство не должно нарушать интересов других лиц, а кроме того государственных или муниципальных интересов.

Безопасность строения подтверждается результатами экспертизы, проводимой специализированными компаниями. Деятельность экспертов независима, поэтому заключение принимается в качестве доказательства в судах и в органах исполнительной власти.

Существует два основным способа того, как узаконить самовольную постройку, реконструкцию или перепланировку:

• обращение в суд;

• подача документов для получения разрешения от отдела градостроительства.

Обязательное проведение технической экспертизы потребует суд. Тем не менее, первый вариант решения проблемы более эффективен. Даже после длительной процедуры сбора документов, в отделе архитектуры заявителю могут отказать. В суде же при подтверждении прав на землю, безопасности строения, а также наличия расходов по его сооружению, вынесение правосудного решения гарантируется. Признание права на самовольную постройку в суде, при наличии положительного заключения технической экспертизы, занимает не более двух -трех месяцев, не считая регистрационных действий в органах исполнительной власти.

Кто назначает экспертизу?

Назначить проведение экспертизы самостроя может судья, а также инспектор по соблюдению правовых актов в сфере градостроительной деятельности. Кроме того, за проведением экспертизы застройщик может обратиться в добровольном порядке.

Какие вопросы можно поставить перед экспертом?

Перед вынесением решения о назначении экспертизы должностное лицо, либо застройщик должны определить перечень вопросов, на которые она должна отвечать. Как правило, легализация самовольной постройки или реконструкции требует установления следующих фактов:

• соответствует ли объект требованиям безопасности в сфере строительства и эксплуатации зданий;

• находится ли строение в пределах земельного участка, принадлежащего застройщику;

• безопасны ли материалы, из которых возведено здание и соответствует ли сооружение требованиям гигиены и санитарии.

Кроме того, эксперт может сделать однозначный вывод о том, является ли самозастрой капитальным сооружением. Специалисту могут быть заданы и иные вопросы в рамках его компетенции.

Исследование должно выполняться только квалифицированными специалистами, так как от его качества зависит не только признание самовольной постройки собственностью заявителя, но и безопасность людей. Наши специалисты проведут все испытания, замеры и своевременно подготовят объективное заключение. Сотрудничество с нашими экспертами значительно облегчит задачу и сохранит ваши силы, время и деньги. Кроме экспертиз по самозастрою к специалистам Ростовского центра судебных экспертиз обращаются по вопросам о перепланировках квартиры, переводах из нежилого в жилое помещение и прочим.

Согласование пристройки к зданию является обязанностью собственника, так как эти работы подпадают под реконструкцию. Алгоритм согласований будет отличаться для нежилых зданий, многоквартирных и частных домов. Для возведения некапитальных построек также может требоваться согласование, поскольку это может угрожать безопасность основного строения и нарушать интересы собственника.

Читайте в статье, какими признаками обладает пристройка, как узаконить пристрой, что нужно подготовить для согласования и проведения работ.

Что такое пристройка к зданию и под какие работы она подпадает

Каждый объект кап. строительства обладает индивидуальными параметрами, в том числе размерами (длина, высота, ширина), площадью, объемом. Эти параметры изначально описываются в проектах на строительство, а после завершения работ подтверждаются в технических паспортах и планах, сведениях ЕГРН и инвентарных делах БТИ. В период существования здания или частного дома его исходные параметры можно изменить. Для этого может осуществляться надстройка или пристройка, демонтаж отдельных частей объекта.

Как следует из определения, пристройка к жилому дому или нежилому зданию влечет увеличение площади и объема, а значит, изменение исходных параметров. Такие строительные работы подпадают под реконструкцию, что требует обязательного согласования. По итогам работ объем пристроенной части будет объединен общими границами (внешними стенами) с исходным строением. Для этого делаются общие внутренние помещения, проходы, инженерные сети и коммуникации. Также из пристроенной части можно оборудовать отдельный выход на участок под зданием.

Комментарий эксперта. В непосредственной близости к зданию можно построить новый самостоятельный объект. В ряде случаев, если это позволяют нормы строительной, санитарной и пожарной безопасности, он может вплотную прилегать к исходному строению. В такой ситуации речь идет не о пристройке, а о строительство нового здания, которое будет обладать индивидуальными признаками. Эти работы нужно согласовывать не как реконструкцию, а как возведение нового объекта.

Пристройка предусматривает увеличение объема и площади исходного здания. Поэтому ее нужно согласовать в виде реконструкции.

Нормативные акты

Для проведения любых строительных работ, влекущих изменение характеристик объекта, необходимо согласовать проект. Механизм согласований и правила проектирования для пристройки должны соответствовать следующим руководящим документам:

  • Градостроительный кодекс РФ (скачать) – описывает варианты согласований, общие требования к документам и безопасности работ;
  • Закон № 384-ФЗ (скачать) – определяет нормативы безопасности для зданий и сооружений, которые нужно соблюдать при строительстве и реконструкции;
  • Закон № 123-ФЗ (скачать) – содержит нормы пожарной безопасности, которые должны соблюдаться при проведении строительных работ, в отношении конструкций и материалов зданий;
  • Постановление № 87 (скачать) – описывает содержание разделов проекта, который нужно заказать на пристройку.

Это общие нормативные акты, которые применяются для любых вариантов строительства и реконструкции. Если и специальные правила, действующие для отдельных типов зданий. Например, если требуется узаконивание пристройки к многоквартирному дому, проект и иные документы должны соответствовать СП 54.13330.2016. Такие же строительные правила, стандарты и регламенты нужно выбрать для других видов объектов.

Разрешение на пристройку к частному дому оформляется, если по итогам работ увеличивается общая площадь и объем исходного строения. Согласование проходит путем подачи уведомлений в местный орган власти. По данным уведомлениям проверяется, соответствует ли пристройка нормам безопасности.

Виды и варианты пристройки

Оформление пристроя осуществляется в разных вариантах. Вот какие строительные работы может провести собственник здания и участка:

  • расширить габариты, увеличить площадь и объем, т.е. по итогам работ пристроенная часть будет объединена и ограничена общими внешними стенами с основным зданием;
  • пристроить в непосредственной близости к зданию можно новый самостоятельный объект со своими внешними стенами, отдельными выходами, инженерными системами;
  • пристройкой может быть временное или некапитальное строение, которое не подпадает под признаки объекта недвижимости (например, это может быть павильон, терраса кафе или ресторана на летний период).

Для согласования и возведения перечисленных типов пристроек есть свои особенности. Например, если пристраивается новый объект, должны соблюдаться нормы пожарной безопасности (в том числе расстояние противопожарных разрывов), естественной освещенности для основного строения и близлежащих зданий, другие нормативы. Соответствие обязательным нормам будет указано в проекте, а проверят их в ходе экспертизы, при выдаче разрешения на реконструкцию.

Комментарий эксперта. Есть еще один тип объектов – встроенно-пристроенные помещения. Они могут иметь разное целевое назначение с основным строением. Например, в МКД встроенно-пристроенные помещения могут использоваться под торговлю, под офисные цели. В ряде случаев указанный объект можно поставить на самостоятельный кадастровый учет. Подробнее об этих нюансах можно узнать у специалистов нашей компании.

№ п/п Вид реконструируемого объекта Где проходит согласование
1 Реконструкция МКД или нежилого здания Разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию выдает Госстройнадзор. После завершения работ нужно обращаться в Росреестр, вносить изменения в ЕГРН.
2 Реконструкция фасадов Проект нужно согласовать в Москомархитектуре. Если меняются характеристик здания, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию выдает Госстройнадзор. После завершения работ нужно обращаться в Росреестр, вносить изменения в ЕГРН.
3 Реконструкция индивидуальных домов До начала работ и после их завершения подаются уведомления в местную администрацию. Изменения ИЖС нужно внести в ЕГРН через Росреестр.
4 Реконструкция опасных промышленных объектов Разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию выдает Госстройнадзор, Ростехнадзор. После завершения работ нужно обращаться в Росреестр, вносить изменения в ЕГРН.
5 Реконструкция линейных объектов Разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию выдает Госстройнадзор, Ростехнадзор. После завершения работ нужно обращаться в Росреестр, вносить изменения в ЕГРН.

Что нужно, чтобы согласовать пристройку к существующему зданию

Узаконивание пристройки возможно, если на работы оформлен проект, который получил положительное заключение экспертизы. Проект на реконструкцию содержит архитектурные, конструктивные, инженерные и иные решения, обеспечивающие увеличение общей площади и объема строения, объединение основной и пристроенной частей в единое целое.

Пристрой к частному дому также подпадает под реконструкцию, но имеет иной порядок согласований. В уведомлении, которое собственник подает в местный орган власти, описываются виды работ и будущие характеристики дома ИЖС. Допускается подать уведомление о начале и завершении работ без проекта. На практике, даже для работ в частном доме нужен проект, чтобы обеспечить безопасность, соблюдение строительных и пожарных норм.

Разрешение на пристройку является не единственным требованием закона. Так как увеличение площади и объема здания влечет изменение его основных параметров, собственнику нужно:

  • заказать техплан у кадастрового инженера после окончания работ (в этом документе будут описаны новые параметры строения с учетом пристроенной части);
  • обратиться в БТИ и внести изменения в техплан, если объект поставлен на технический учет;
  • пройти учет в Росреестре, чтобы обновить сведения ЕГРН.

Основной объект не утратит свое существование, хотя и существенно изменит свои характеристики. Поэтому снятие с учета в Росреестре и аннулирование кадастрового номера не происходит. Пристрой к зданию будет считаться окончательно узаконенным, если сведения о нем учтены в ЕГРН. Для собственника таким подтверждением будет выписка из реестра.

Разрешение на реконструкцию Госстройнадзор выдает на основании проекта и положительного заключения экспертизы.

Как получить разрешение на пристройку

Разрешение на пристройку к многоквартирному дому, ИЖС или к нежилому зданию выдается в соответствии с ГрК РФ. По для каждого типа объектов есть свои нюансы, которые должна учесть проектная организация. В нашей компании вы можете заказать проектную и техническую документацию для любых видов строительных работ, сопровождение согласований пристройки к жилому дому или нежилому зданию. Самые важные моменты о получении разрешений читайте ниже.

Пристройка к нежилому зданию

Пристраивать новую часть к нежилому зданию можно на основании разрешения Госстройнадзора. Чтобы получить этот документ, необходимо:

  • получить согласие всех правообладателей объекта на предстоящие работы;
  • заказать инженерные изыскания и предпроектное обследование, получить техническое заключение или отчет;
  • заказать проект реконструкции в организации, входящей в профильную СРО;
  • представить проект на экспертизу, получить положительное заключение;
  • подать документы в Госстройнадзор для оформления разрешения.

После прохождения этих процедур нужно подать уведомление о начале работ. Во время реконструкции будет осуществляться текущий строительный надзор. Когда работы будут окончены, оформляется разрешение на ввод в эксплуатацию. Этот документ также выдает Госстройнадзор.

При реконструкции пристройка должна быть присоединена к основному зданию. Для этого возводятся общие стены, делаются проходы.

Как оформить пристройку к многоквартирному дому

Узаконить пристройку к многоквартирному дому намного сложнее, так как нормы безопасности для МКД существенно строже. Если запланировано расширение общей площади и объема дома, дополнительным требованием будет получение согласия собственников. Это нужно в любом случае, если предстоят работы на общедомовом имуществе, к которым относятся и конструкции МКД. Согласие собственников подтверждается протоколом общего собрания. Обязать владельцев квартир или нежилых помещений дать согласие невозможно, а отрицательное решение не обжалуется.

Также есть специальные варианты пристраивания к помещениям МКД. Вот их особенности:

  • пристройка к квартире в многоквартирном доме допускается только на первом этаже, может выражаться в виде балкона, террасы, лоджии, отдельной входной группы;
  • при переводе квартиры в нежилое помещение также может возводиться пристройка в виде входной группы (лестница, тамбур, пандусы для маломобильных групп населения).

Перечисленные варианты пристройки в Москве допускаются по постановлению № 508-ПП. Так как эти работы будут проводится на общедомовом имуществе, на них также необходимо получить согласие собственников МКД. Пристройка к многоквартирному дому на первом этаже для образования новых помещений также сопровождается проведением собрания правообладателей.

Некапитальная пристройка к многоквартирному дому не подпадает под реконструкцию. Поэтому заказывать проект, проходить экспертизу и Госстройнадзор не нужно. Однако пристроенная часть будет располагаться на участке под МКД, поэтому проведение общего собрания собственников обязательно даже в этом случае.

Сложнее всего согласовать реконструкцию к многоквартирному дому, так как возникает угроза безопасности людям.

Как узаконить пристройку к частному дому

Проще всего получить разрешение на пристройку к дому ИЖС. Для этого не нужно обращаться в жилинспекцию или Госстройнадзор. Алгоритм согласований заключается в следующем:

  • собственник заполняет и подает уведомление в местную администрацию о том, что он будет проводить реконструкцию ИЖС;
  • в уведомлении описывается суть изменений в характеристиках дома, в том числе параметры пристраиваемой части и основного объекта после завершения работ;
  • уведомление проверяется местными властями по нормам строительной, пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности;
  • если все показатели в норме, собственнику направляется ответное уведомление.

После окончания работ нужно вновь направить уведомление на пристрой к жилому дому. Документом должно подтверждаться, что собственник не вышел за пределы параметров пристройки, указанных в первоначальном уведомлении. Если подтверждено соответствие, можно заказать техплан, пройти учет и регистрацию пристройки к частному дому.

Комментарий эксперта. Как легализовать пристройку к дому, если она была выполнена без разрешений и уведомлений? Это возможно, если подтвердить безопасность проведенных работ, отсутствие нарушений интересов других собственников близлежащих объектов. Для узаконивания необходимо заказать техплан, представить его в местный орган власти вместе с уведомлением. Помощь в прохождении процедуры окажут специалисты нашей компании.

Кадастровый учет и регистрация

Чтобы окончательно узаконить пристройку к дому или нежилому зданию, необходимо пройти учет в Росреестре. Эта процедура заключается в обновлении данных ЕГРН, где будут указаны новые характеристики строения. Так как при реконструкции права на объект не меняются, регистрацию проходить не нужно.

Технический план

Техплан нужно заказать для любых вариантов пристройки. Этот документы выдается после обмеров и обследований кадастровым инженером. Новые параметры объекта с учетом пристроенной части специалист опишет на графической и текстовой части техплана. В частности, будут указаны новые габариты (контуры) объекта, его новая площадь, координаты, уточненное местоположение на участке. Техплан выдается в электронном виде (на диске), передается в Росреестр на проведения учета. Заказать документ можно в нашей компании.

После завершения работ нужно получить разрешение на ввод в эксплуатацию. Этот документ тоже выдает Госстройнадзор.

Чем грозит самовольная пристройка

Самовольная пристройка к частному дому формально не подпадает по состав правонарушений по КоАП РФ. В ст. 9.5 Кодекса предусмотрена ответственность за реконструкцию, выполненную без проекта или разрешения. Для пристраивания к ИЖС не требуется проект или разрешение, а уведомление к таким документам не относится. Однако при нарушении строительных и пожарных норм, узаконить выполненные работы будет невозможно. Это лишает возможности пройти учет в Росреестре, распоряжаться объектом. По требованию местных властей или владельцев близлежащих строений возможен снос пристройки к жилому дому. Для этого выдается предписание, а затем подается иск в суд.

Незаконная реконструкция МКД или нежилого здания карается по ст. 9.5 КоАП РФ. Проведение работ без разрешения влечет штраф 2500-5000 руб. (граждане), 20-50 тыс. руб. (ИП), 500 тыс. руб. – 1 млн. руб. (организации). Помимо штрафа, суд может приостановить деятельности ИП или предприятия на 90 суток.

Список полезных документов

Документы для скачивания:

№ п/п Ссылки Описание
1 Образец технического задания на реконструкцию
2 Образец заявления на выдачу разрешения на строительство
3 Образец технического плана
4 Образец заявления о кадастровом учете
5 Образец выписки ЕГРН
6 Образец заявления о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию
7 Образец заявления о проведении экспертизы проекта
8 Рекомендации по подготовке проектной документации на экспертизу

Сколько стоит разрешение на пристройку

Разрешение Госстройнадзора выдается бесплатно, так как это государственная услуга. Заказчик сам оплачивает изыскания и проектирование, проведение экспертизы, оформление техплана. Учет в Росреестр также не предусматривает уплаты пошлины. Уведомительный порядок для пристраивания к частному дому также обойдется без пошлин. Собственник ИЖС за свой счет заказывает проект (при необходимости) и технический план. Узнать о предварительных ценах за услуги, которые оказывает наша компания, можно из таблицы ниже.

Современные технологии позволяют сделать визуализацию будущей пристройки еще на стадии проектирования.

Сроки согласований

Сроки изыскания и проектирования для предстоящий пристройки определяются по договору. Они зависят от условий технического задания, особенностей предстоящих работ и характеристик исходного объекта. Рассмотрение документов в Госстройнадзоре занимает не более 7 дней. Техплан после завершения работ можно получить в нашей компании за 1-5 дней. Подробнее о сроках прохождения процедур и оформления обязательных документов можно узнать по нашим телефонам.

№ п/п Услуга, документ Стоимость
1 Разработка проекта реконструкции от 350 руб./кв.м. (зависит от общей площади здания)
2 Экспертиза проектной документации Рассчитывается по Постановлению № 415, зависит от вида проекта, типа и площади здания
3 Сопровождение согласования и получения разрешений в Госстройнадзоре от 30000 руб.
4 Сопровождение кадастрового учета и регистрации от 15000 руб.
5 Проведение инженерных изысканий, обследования объекта от 30000 руб. за га земельного участка.

Выводы

  • Согласование пристройки к зданию является обязательным требование ГрК РФ, так как эти работы являются реконструкцией.
  • Пристройка к дому без разрешения на строительство влечет наложение штрафа по ст. 9.5 КоАП РФ.
  • Чтобы узаконить пристраиваемую часть объекта нужно заказать проект. пройти экспертизу, оформить разрешение Госстройнадзора.
  • Для пристраивания к частному дому ИЖС подаются уведомления в местный орган власти.

Быстро пройти все согласования на пристройку помогут специалисты нашей компании. Все подробности можно узнать у наших консультантов по телефону.

Депутат Киевсовета Александр Пабат заявил, что на улице Владимирской, 86-А возводится здание высотой в 17 этажей. При этом выданные КГГА застройщику градостроительные условия и ограничения и Генплан Киева ограничивают высотность зданий в этом месте до 8 этажей.

Об этом идет речь в материале KV «Неубиваемый” МАФ. Рейтинг активности депутатов Киевсовета (17 – 23 августа 2020 года).

Подписывайтесь на новости «КиевVласть”

В своем обращении депутат Киевсовета Александр Пабат (внефракционный) попросил директора Департамента по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля КГГА Оксану Попович сообщить, проводилась ли проверка строительства по ул. Владимирская, 86-а.

«В центральном историческом ареале Киева, на ул. Владимирская, 86-А, идет строительство 17-этажного жилого дома, которое может вестись с нарушением закона. Застройщик – компания «Юнион Девелопмент Групп””, – говорится в депутатском обращении.

Подписывайтесь на новости «КиевVласть” в Телеграм

По информации Пабата, в 2017 году данный застройщик получил от КГГА градостроительные условия и ограничения (ГУО) на проектирование объекта строительства «Жилищно-офисное здание с паркингом на ул. Владимирская, 86-А”. Согласно выданным ГУО и Генплану Киева, указанный участок застройки относится к территории средне- и малоэтажной застройки. «То есть по указанному адресу нельзя строить здания выше 8 этажей, в то время, как реально здесь возводится дом высотой 17 этажей”, – отметил депутат.

Депутат попросил директора Департамента ГАСИ КГГА предоставить информацию о том, проводилась ли проверка соответствия строительства выданным ГУО.

Читайте: Окружной админсуд Киеве позволил построить на Печерске 80-метровую высотку при действующем там ограничении высотности до 27 метров

Пристройка к нежилому зданию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *