Принципы финансового права

Понятие

Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Предмет

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Итак, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Метод

Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.

Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

Так, государственное (конституционное) право — ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

Финансовое законодательство — совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.

Финансовое право как наука и учебная дисциплина

Понятие «финансовое право» может употребляться в двух аспектах — как отрасль российского права и как отрасль правоведения.

Финансовое право, являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Наука финансового права — это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.

Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права.

Понятие, предмет и метод финансового права

Функционирование финансовой системы, реализуемое в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, обусловливает возникновение соответствующих финансовых отношений, которые подлежат четкому правовому регулированию: определению прав и обязанностей участвующих в них субъектов, а также их ответственности в случае нарушения установленного порядка. Таким образом, финансовое право — одна из основных отраслей российского права, и все они базируются на нормах Конституции РФ.

Область финансов и отдельные се стороны затрагиваются нормами и других отраслей права. Однако именно эта область входит в сферу финансового права в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что сферой финансового права охватываются государственные и муниципальные финансы, что обусловлено публичным характером тех и других. Однако она затрагивает и другие составные части финансовой системы — финансы предприятий и иных организаций, основанных на негосударственной или немуниципальной (частной) форме собственности (например, в случае регулирования отношений, связанных с аккумуляцией средств, поступающих от негосударственных предприятий (к примеру, налогов) в денежные фонды государства и муниципальных образований, а также с их использованием). Под воздействием финансового права находится и функционирование негосударственных социальных фондов и финансовых ресурсов, имеющих публичный характер (в частности, в сфере страхового и банковского дела). По этому вопросу французский ученый П. М. Годме отметил: «Нив коем случае не следует забывать о фундаментальном различии и динамике между государственными и частными финансами. Основные различия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики… Состояние же и динамика государственных финансов определяются решениями государства и действиями публичной власти». Все эти отношения в разной степени связаны с финансовой деятельностью государства и муниципальных образований.

В процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, помимо финансовых, возникают и другие отношения, которые не относятся к предмету регулирования финансового права: трудовые, гражданские, административные и иные, подконтрольные соответствующим отраслям права. Отрасль финансового права, соприкасаясь с ними, распространяет свои нормы лишь на финансовые отношения.

Итак, финансовое право — отрасль российского права, нормы которого регулируют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по образованию (формированию), распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и муниципальных образований, а также иных финансовых ресурсов публичного характера, используемых для реализации соответствующих задач.

Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Российской Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления. На основе этих исходных норм оно регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления. Данные отношения и составляют предмет финансового права.

Следовательно, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач публичного характера.

По своему содержанию эти отношения весьма разнообразны, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения, с разными сторонами жизни общества и государства. Столь же широк и круг участников финансовых отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, последние — с муниципальными образованиями, органы государственной власти и местного самоуправления — с организациями и физическими лицами, государственные органы всех видов и уровней взаимодействуют с органами местного самоуправления, в том числе с финансовыми и кредитными в соответствии со своей компетенцией в области финансов.

Однако не всегда специалисты по финансовому праву включают в его предмет отношения, связанные с функционированием области муниципальных финансов, ограничиваясь упоминанием лишь сферы государственных финансов и финансовой деятельности государства. Вместе с тем, рассматривая содержание конкретных финансово-правовых институтов, они отражают в них и муниципальные финансы, и финансовую деятельность органов местного самоуправления (например, бюджетные права муниципальных образований или органов местного самоуправления), т. е. фактически не отрицают принадлежность упомянутых категорий к отрасли финансового права.

Существует и противоположное мнение, согласно которому в предмет финансового права не входят отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности органов местного самоуправления (формирования и исполнения местных бюджетов, установления и взимания местных налогов и сборов и т. п.), поскольку эти органы не относятся к системе органов государственной власти.

Связь финансового права именно с государственными финансами подчеркивалась и в русской дореволюционной литературе. Вместе с тем обращалось внимание на то, что к сфере финансового права следует относить и соответствующую деятельность земств, т. е. органов местного самоуправления.

Представители современной зарубежной науки также высказывают суждения о взаимосвязи финансового права с государственными финансами. Французский ученый П. М. Годме, в частности, пишет: «Финансовое право — отрасль публичного права, предметом которой являются нормы, регулирующие государственные финансы».

Таким образом, сформулированные в настоящем учебнике определения предмета и понятия финансового права увязаны не только с государственными, но и с муниципальными финансами, кроме того, учитывается их классификация на централизованные и децентрализованные.

Исключение отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности муниципальных образований (органов местного самоуправления), противоречило бы принципу единства финансовой системы и конституционному требованию о проведении в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). Объединяет эти отношения с отношениями, возникающими в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, публичный характер тех и других.

В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие группы:

  • между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и административно-территориальными единицами (в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти), возникающие в связи с распределением между ними финансовых ресурсов страны;
  • между финансовыми органами государства и органами местного самоуправления, с одной стороны, и физическими лицами — с другой, в связи с выполнением последними обязанностей перед государством и муниципальными образованиями по внесению платежей в государственные и муниципальные денежные фонды (в бюджет, внебюджетные государственные фонды);
  • между финансовыми и налоговыми органами государства и органами местного самоуправления, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями — с другой, в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями по внесению платежей в государственные и муниципальные денежные фонды, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных денежных средств;
  • между финансово-кредитными органами разных уровней и правового статуса в связи с их деятельностью по образованию, распределению и использованию соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);
  • между государственными и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами — с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях экономики и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреждений;
  • между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, в связи с образованием и распределением иных публичных страховых и кредитных фондов и ресурсов;
  • между участниками финансового рынка и компетентными органами в связи с осуществлением государственного регулирования в этой сфере;
  • между компетентными органами государственной власти и местного самоуправления в связи с деятельностью по финансовому контролю, учету и отчетности.

Данная классификация проведена по субъектному составу отношений. Возможна классификация и по другим критериям, например по содержанию финансовых отношений, по методам финансовой деятельности и т. д. Разнообразие подходов к рассмотрению финансовых отношений углубляет представление о предмете финансового права.

Классификация финансовых отношений по группам показывает, что при всем своем разнообразии они имеют общее основное содержание — направленность на образование (аккумулирование), распределение и использование государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов (финансовых ресурсов). Естественно, что эти отношения возникают при участии и под непосредственным руководством государства и (в рамках законодательства) органов местного самоуправления.

Следует иметь в виду, что финансовая деятельность государства и муниципальных образований тесно связана с осуществляемыми государством в определенных сферах функциями по ценообразованию и установлению тарифов (на электроэнергию, газ, нефть и т. п.). Эти функции, будучи необходимым элементом механизма государственного регулирования экономики страны, непосредственно влияют на объем финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и муниципальных образований, а также отражаются на денежном выражении финансовых обязательств участников финансовых отношений. В связи с этим правовые нормы, касающиеся государственного регулирования цен и тарифов, также применимы к сфере финансового права.

Государство обеспечивает планомерность аккумуляции денежных средств и направление их согласно планам и программам в экономику, социальную сферу, обеспечение безопасности страны и на другие потребности общества. Оно должно организовывать указанную деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм.

В нормах финансового права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, методы аккумуляции средств в государственные, муниципальные и другие денежные фонды публичного характера, виды используемых для формирования этих фондов платежей, порядок их взимания. Они регулируют также порядок получения и использования государственных и муниципальных денежных средств; определяют источники формирования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, государственных и муниципальных предприятий, организаций, учреждений и т. п., закрепляя права и обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, граждан.

Важное значение имеет четкость правового регулирования финансовых отношений не только в целях обеспечения должной организованности работы государственных органов, органов местного самоуправления, но и в целях соблюдения интересов государства в целом, его территориальных подразделений, а также граждан, предприятий, организаций, учреждений и в конечном счете обеспечения выполнения государством его функций, определенных Конституцией страны.

Предмет финансового права обусловил специфику метода регулирования, который свойствен данной отрасли права. Основной метод финансово-правового регулирования — императивный, т. е. метод властных предписаний со стороны уполномоченных органов государства и местного самоуправления в процессе производства, распределения и использования публичных денежных фондов (ресурсов) в адрес других участников финансовых отношений. Такой метод свойствен и ряду других отраслей права, например административному. Однако в финансовом праве он имеет специфику: конкретное денежное содержание и определенный круг органов, уполномоченных государством на властные действия.

По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных и муниципальных денежных средств и т. п. Такой метод способствует полному и своевременному поступлению средств в распоряжение государства (муниципальных образований), их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными (муниципальными) планами и программами, соблюдению режима экономии.

При использовании государством или муниципальными образованиями для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т. п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Например, этим методом государство определяет условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.

Специфика основного метода финансового права отражается и на круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений. В силу существующего распределения компетенции между государственными органами большая часть таких предписаний реализуется финансовыми органами государства, созданными специально для осуществления финансовой деятельности. Участники финансовых отношений, которым адресованы данные предписания (различные органы государственного управления, организации и т. д.), находятся во взаимосвязи с указанными органами и подчинены им лишь по линии функции финансовой деятельности. Они не зависят от этих органов по всем направлениям, как при отраслевом управлении по вертикали (министерство, с одной стороны, и подведомственные ему организации — с другой).

Однако это не означает, что финансово-правовое регулирование методом властных предписаний не распространяется на отношения вертикального соподчинения. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны вышестоящих инстанций. Но для финансово-правового регулирования наиболее характерно использование этого метода именно в функциональных взаимосвязях с финансово-кредитными органами.

Финансовому праву свойственны и иные способы регулирования — рекомендации, согласования, договоры и т. п. Так, в федеральном законодательстве содержатся рекомендации субъектам РФ о преобразовании их внебюджетных целевых фондов в бюджетные, устанавливаются некоторые налоги, правом введения которых наделены представительные органы государственной власти субъектов РФ. По вопросам общих принципов налогообложения согласно Конституции РФ должны быть рассмотрены предложения субъектов РФ в Федеральном Собрании. Финансовые органы вправе предоставлять предприятиям на условиях, установленных законодательством России, отсрочку и рассрочку платежа на основе соглашения между ними и т. д. Все эти способы находятся в том или ином сочетании с основным методом финансово-правового регулирования — методом властных предписаний.

Четкость правового регулирования финансовых отношений, которую призван обеспечить упомянутый метод, важна не только для осуществления должной организованности работы государственных органов, органов местного самоуправления, но и для соблюдения интересов государства, муниципальных образований, а также граждан, предприятий, организаций, учреждений, а в конечном счете — для выполнения государством его функций в целом.

Современное финансовое право Российской Федерации испытывает влияние новых социально-экономических и политических условий и развивается вместе с государством. В этом процессе можно отметить следующие наиболее существенные направления.

Во-первых, это изменения финансово-правовых норм, обусловленные переходом к рыночной экономике. Теперь эти нормы базируются на принципе равенства прав субъектов финансовых правоотношении независимо от формы собственности и соответственно их финансовых обязанностей перед государством и муниципальными образованиями, прав на защиту их законных интересов, на самостоятельность хозяйствующих субъектов и т. д. При этом защита названных прав нуждается в усилении.

Во-вторых, на новом, современном, этапе требуется усиление нацеленности финансово-правовых институтов на стимулирование эффективности экономики, активизацию решения социальных задач.

В-третьих, применение специфической финансово-правовой ответственности за правонарушения в области финансов. Речь идет об ответственности государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, предприятий и организаций, предпринимателей и других физических лиц (например, при неуплате налогов). Данное направление также нуждается в усовершенствовании.

В-четвертых, финансово-правовое регулирование нуждается в большем разнообразии методов финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, поскольку в них все еще преобладает фискальная сторона (развитая система налогов и сборов для привлечения средств в казну при недостаточном участии социальной сферы в использовании финансовых ресурсов).

В-пятых, финансовое право отражает развитие в России федеративных отношении и местного самоуправления. Эти процессы сочетаются с мерами по укреплению вертикали власти, которое рассматривается как условие обеспечения в соответствии с Конституцией РФ (ст. 71, 114) единой финансовой политики в стране.

Вместе с тем требуется усиление внимания к местному самоуправлению в сфере финансовых правоотношений.

В-шестых, финансово-правовые нормы, закрепляющие полномочия государственных органов в области финансов, отражают конституционный принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ). Уточнение компетенции государственных органов (включая финансовые), их структуры и системы было целью административной реформы, предпринятой на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. на 22 июня 2010 г., № 773)’.

Отмеченные направления в развитии финансового права Российской Федерации во многих случаях представляют лишь наметившиеся тенденции, которые требуют своего углубления. Важно, чтобы это развитие в целом соответствовало нормам международного права, положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и способствовало созданию финансовой основы для их реализации, утверждению прав и свобод человека, защите чести и достоинства как высшей ценности общества и государства.

В.Т. Батычко
Финансовое право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Предыдущая

2.7. Принципы финансового права

Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности Российского государства и закрепленными Конституцией РФ. Основными из них являются: законность, гласность, федерализм, плановость.

Принцип законности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия.

В настоящий период идет обновление финансового права, приведение норм финансового законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ и другими федеральными законами. Существенному изменению подлежит налоговое законодательство.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип федерализма в финансовом праве проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Процесс дальнейшего расширения прав субъектов Российской Федерации в финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие правомочия Российской Федерации — центра в управлении финансами.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджет Пенсионного фонда, финансово-плановые акты Фонда социального страхования, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования.

Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета расходов.

Предыдущая

УДК

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРЕДМЕТА ФИНАНСОВОГО

ПРАВА

THE ESSENCE AND SPECIFICITY OF FINANCIAL LAW SUBJECT

Саркисян А.К.

Студент гр. 544 Южно-российский институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ

Sarkisyan A.K.

Аннотация: В данной статье рассмотрена сущность предмета финансового права, мнения ученых, а также предпринята попытка определить место финансового права в системе российского права с учетом её специфики.

Ключевые слова: предмет финансового права, отрасль финансового права, система права.

Keywords: object finance, financial sector law, the legal system.

Предмет финансового права — настолько актуальный, злободневный

вопрос, что то или иное его решение предопределяет судьбу научного направления в юриспруденции и даже в состоянии его «похоронить». Несмотря на определенный налет схоластичности, предмет (а вместе с ним метод и система) финансового права как научная проблема продолжает будоражить умы и умудренных опытом ученых, и начинающих исследователей.

Анализируя сегодняшние учебники по финансовому праву, складывается мнение, что авторы, не обращают должного внимания на специфику, сущность предмета финансового права и его место в системе российского права.

В этой связи стоит согласиться с мнением Запольского С.В. о том, что «солидный потенциал науки финансового права не востребован должным образом законодателем и правоприменителем, что нередко публикации по финансовому праву имеют характер комментариев или даже пересказа нормативных актов или практики их применения; не ощущается заметного влияния ученых, специализирующихся в области финансового права, на формирование планов законопроектных работ и на подготовку проектов нормативных актов в области финансов».

Цель данной работы является выявить сущность и специфику предмета финансового права, найти его место в системе российской правовой системы.

Перед тем как перейти непосредственно к исследованию данной проблематики, стоит определиться с понятиями «отрасль права», «подотрасль права» и «предмет права».

Отрасль права — это обособленная, автономная и упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующая однородные общественные отношения при помощи специфики методов.

Подотрасль права — это совокупность норм, регулирующая вид общественных отношений, существующих в рамках определенного рода отношений.

Под предметов понимается то, что регулирует право, т.е. определенные

виды общественных отношений, которые объективно нуждаются правовой регламентации.

Из вышеизложенных определений следует, чтобы признать какие — либо урегулированные законом отношения, отраслью права, они должны обладать следующими признаками:

1. предмет регулирования;

2. метод регулирования;

Также дополнительным признаком можно выделить наличие кодифицированного акта.

Если основываться на данных признаках характеризующих отрасль права, то можно говорить о том, что финансовое право имеет свою двойственность и неповторимую специфику в рамках отрасли права и положения в национальной правовой системе.

Двойственность финансового права заключается в следующем. Во-первых, мы рассматриваем финансовое право, как классическую отрасль права, под которой согласно Крохиной Ю.А. понимается «отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в процессе аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства или муниципальных образований в целях осуществления публичных функций».

Во-вторых, финансовое право можно рассматривать никак классическую отрасль права, а как абстрактную финансовую систему права или как верно высказался Винницкий Д.В. «над — отраслью права».

Далее хотелось бы показать, почему финансовое право нельзя рассматривать в качестве классической отрасли права.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так согласно современным учебникам по финансовому праву, выделяются такие подотрасли, как:

1. налоговое право;

2. бюджетное право;

3. валютное право;

Также в науке существует мнение, что подотраслью является банковское право , а также очень интересным является мнение о том, что подотраслью финансового права является эмиссионное право .

Исходя из этого, можно говорить о том, что финансовое право, это классическая отрасль, которая имеет обособленные подотрасли и занимает свое место в ряду публичных отраслей права, наравне с административным и конституционным правом.

Но если основываться лишь на такой теории, то невозможно выявить истинную сущность финансового права, так как она является более обширной и занимает немного иное положение в системе российского права.

Обосновывая данное суждение, мы будем исходить из двух вышеизложенных признаков отрасли права.

То есть, мы говорим о том, что финансовое право по своей сути выходит за рамки классической отрасли, так как в ней формально и фактически содержаться самостоятельные отрасли права, имеющие свой предмет и метод.

Целесообразным считается рассмотреть каждую отрасль права в отдельности и постараться аргументировать вышеизложенное положение.

Как верно считает Миляков Н.В., выделяя налоговое право, как самостоятельную отрасль, основываясь на специфике предмета регулирования и значения налогового права. Он считается, что «предмет налогового права — это комплекс общественных отношений, которые возникают в сфере мобилизации централизованного фонда денежных средств. Он предназначен для финансирования задач и функций публично -территориального образования (Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования) посредством взимания налогов (сборов), целью которых является распределение бремени публичных расходов путем согласования частных и публичных интересов».

Переходя к определению отрасли бюджетного права, нельзя не отметить, что вокруг данной отрасли права сложилось много дискуссий примирительного определения предмета правового регулирования^ 2].

В данной связи нельзя не согласиться с Рассыльниковым И.А., который аргументируя выделение бюджетного права, как самостоятельной отрасли, определил специфику предмета «как имущественного финансового отношения, а также связанного с ним организационного отношения, возникающего по поводу распределения денежного фонда, находящегося в непосредственном распоряжении публично — территориального образования, в целях реализации публичных интересов. В то же время предмет регулирования современного российского бюджетного законодательства является более широким и включается помимо финансовых отношений также отношения связанные с установлением бюджетной системы и бюджетного устройства государства».

Иная ситуация обстоит в определении валютного права. Авторы, такие как Косаренко Н.Н., Тедеев А.А, Вострикова Л.Г., считают, что валютное право является исключительно подотраслью права.

С ними сложно согласиться, так как валютное право, как и остальные отрасли, вышеизложенные, имеет свой предмет и метод. Так, предметом валютного права являются отношения регулирующие осуществление функций государства по регулированию и контролю за валютными операциями. То есть, мы рассматриваем валютное право в рамках денежного обращение национальной валюты и как внешнеторговую валютную деятельность.

Определяя место финансового права, нельзя согласиться с Рассыльниковым И.А. в том, что финансовое право стоит рассматривать исключительно, как юридическую науку . Хотя в сущности этой мысли таится веский аргумент в пользу мнения автора данной статьи, касаемо специфики обсуждаемой отрасли. Если рассматривать финансовое право только как отрасль науки и убрать её практическую составляющую, то

налоговому, бюджетному и валютному праву ничего не остается, как перестроиться в самостоятельные отрасли, тем самым мы можем говорить, что данные отрасли имеют всё необходимое для признания их полноправными отраслями права. Но в силу своей сущности и характеру регулируемых отношений, они не могут рассматривать поодиночке, так как обслуживают финансовые интересы и функции государства, которые в своей совокупности и составляют систему отрасли финансового права.

Если проанализировать вышеизложенные определения, то можно выявить основные, объединяющие черты налогового, бюджетного и валютного права и через эти общие признаки выявить предмет и сущность финансового права и смело утверждать, что финансовое право как практическая категория существует.

Объединяющими признаками являются:

1. реализация публичного интереса;

2. осуществление мобилизации и распределения денежного фонда;

3. регулирование финансово — имущественных отношений. Походя к выводу, хотелось бы обратить внимание на очень точное

определение взаимоотношений финансового права с налоговым, бюджетным и валютным правом, которое дает Миляков Н.В. «Финансовое право как многодетная мать: дети выросли, стали взрослыми и начали жить самостоятельно. Процесс такого отделения чаще всего болезненный, не обходится без того, чтобы мать не ревновала. Она — «отрасль» и все еще воспринимает детей как «подотрасли». Она отказывается принять очевидное: ее дети незаметно для нее сами стали «отраслями».

В заключение, стоит определить место финансовому праву в системе российского права и в этой связи полностью поддержать мнение Винницкого Д.В., который, определяет финансовое право «комплексной над — отраслью права», чем по своей сути и является финансовое право, так как отрасль не может содержать в себе иные, самостоятельные отрасли права.

Список литературы:

1. Запольский З.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права: Монография / С. В. Запольский. — М. : РАП, Эксмо, 2008

2. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник / кол. авторов; отв. ред. А.В. Малько. М.: КНОРУС, 2009

3. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник / Ю. А. Крохина. 3е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008

4. Кравченко Д.В. Банковские отношения как составная часть предмета финансового права // Финансовое право. 2012. № 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Фрейдина Ю.И. Выделение эмиссионного права как подотрасли в системе финансового права// Финансовое право. 2013. № 10

6. Миляков Н.В Налоговое право: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008

7. Рассыльников И.А. О предмете бюджетного права// СевероКавказский юридический вестник. 2008. №1

9. Гензюк Э.Е., Шмалий О.В. К вопросу о контрольно-надзорных функциях органов исполнительной власти // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 6

10. Винницкий Д.В. Категория «финансовая деятельность государства» в науке российского финансового права// Государство и право. 2003. №2

11. Мирошник С.В. Бюджетно правовая ответственность как институт бюджетного права// Северо-Кавказский юридический вестник. 2011г. №3

12. Мирошник С.В. Конституционно-правовые основы финансового законодательства России: итоги и перспективы// СевероКавказский юридический вестник. 2009г. №2

Финансовое право, являясь отраслью права, состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и подразделения, объединяясь в единую систему. Классификация финансово-правовых норм в системе имеет объективную основу – она зависит от особенностей регулируемых отношений. Несмотря на это, на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

Система российского финансового права – это объективно обусловленное системой финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные составляющие российского финансового права – части: Общая и Особенная. Выделение их и определения содержания каждой из них относится к важным достижениям правовой науки. В Общей части содержатся общие, основополагающие положения распространяющиеся на всю отрасль финансового права (например, принципы финансовой деятельности должны соблюдаться при реализации валютного, бюджетного, налогового и др. законодательства), а в Особенной части акцент делается на специфические черты отдельных групп отношений, т. е. налоговое право, бюджетное право и др.

В системе финансового права находит своё отражении финансовая система РФ как объективно существующая. В Общей части получило своё отражение единство финансов. К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие положения: основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований; систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области; основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения; организация финансового контроля, его формы и методы и другие финансово-правовые нормы, которые распространяют своё действие на финансовую деятельность государства (и муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нижеуказанных разделов и подотраслей (бюджетное право и налоговое право), включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты (банковский кредит, государственные доходы). Указанные выше подотрасли получили в системе финансового права в сравнении с ее другими подразделениями более четкое оформление и разработанную структуру, что выразилось в принятии БК РФ и НК РФ.

Все подразделения представляют собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов (Налоговое право – налог на добавленную стоимость, ответственность за нарушение налогового законодательства и др.).

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

  • бюджетной системы;
  • внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
  • финансов государственных и муниципальных предприятий;
  • государственных и муниципальных доходов;
  • налоги и сборы;
  • государственного и муниципального кредита;
  • организации страхования;
  • государственных и муниципальных расходов;
  • банковского кредитования;
  • денежного обращения и расчетов;
  • валютного регулирования.

Представляю вашему вниманию часть своего выступления в рамках первого в России «Финансово-правового форума — 2020.1: Финансовое право и современный миропорядок», который прошел в марте 2020 г., его организаторами выступили Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и Международная ассоциация финансового права. Полный текст выступления будет опубликован в сборнике материалов форума.

Этап современной конституционной реформы открывает период, который политологи уже назвали постновейшим временем.

Нынешний вариант текста Конституции Российской Федерации – это не только отражение актуальных запросов общества, касающихся повышения социальных гарантий и упрочения традиционных ценностей, но и формализация на высшем законодательном уровне тех положений, которые уже существуют де-юре, но имеют неконгруэнтную правоприменительную практику.

В частности, положения части 2 статьи 132 Конституции РФ, где закрепляется обязательность передачи органам местного самоуправления материальных и финансовых средств для выполнения переданных государственных полномочий, являются отнюдь не новыми для финансово-правовой сферы.

Так, согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Однако на практике довольно часто возникают ситуации, когда фактический объем выполняемых обязанностей органов местного самоуправления гораздо больше, чем предполагался изначально, а срок доведения сумм субвенций не совпадает с началом запланированных работ, что влечет неоправданное отвлечение финансовых ресурсов местных бюджетов для покрытия кассовых разрывов. Дисбаланс между объемом возложенных обязательств и их своевременной финансовой обеспеченностью приводит к негативным последствиям, связанным, прежде всего, с некачественным исполнением публичных управленческих функций.

Конституционное закрепление принципа обязательной финансовой обеспеченности передаваемых на муниципальный уровень государственных полномочий позволит усилить бюджетную дисциплину и повысить качество работы всех уровней публичной власти.

Обновленная Конституция РФ в части 3 статьи 132 предусматривает, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Вообще встраивание органов местного самоуправления в единую систему публичной власти стало возможным в большей степени потому, что в рамках бюджетных отношений такая конструкция доказала эффективность и логичность данного подхода.

Единство бюджетной системы Российской Федерации позволяет функционировать всем ее звеньям – бюджетам бюджетной системы по универсальным правилам и единому порядку.

Важнейшим принципом организации межбюджетных отношений является принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, закрепленный в статье 31.1 Бюджетного кодекса РФ. Определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов осуществляется в соответствии с едиными принципами и требованиями.

Принципы финансового права

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *