Принцип транспарентности означает

Этот принцип относится не к определённому методу lean, а к бережливости организации в целом. Прозрачность является одним из серьёзных требований lean-организации. Чем прозрачней и понятней процесс, тем быстрее в нём выявляются и решаются проблемы, тем меньше в нём потерь и проблем и тем стабильней его работа.

Под прозрачностью можно понимать совокупность многих факторов. Основной критерий прозрачности – это быстрое и правильное понимание того, что происходит и как обстоят дела в том или ином процессе.

В целом, прозрачность процесса означает единое и однозначное его понимание каждым работником, даже тем, кто непосредственно не задействован в нём. Для рабочего места прозрачность означает понимание того какие операции на нём происходят, выполняется ли план, хватает ли сырья и материалов, всем ли обеспечено рабочее место, существуют ли отклонения по качеству и т.д. Разумеется, работнику данного конкретного рабочего места известны ответы на все эти вопросы, однако, когда ответ на них известен каждому, только тогда можно говорить о прозрачности.

В случае с обеспечением качества идеальная ситуация – полное понимание устройства процессов и операций с точки зрения обеспечения качества. Если мы понимаем, как должен быть устроен процесс или как он должен функционировать, то мы можем заметить любые отклонения, тем самым предотвратив появление дефектов. Наиболее распространённое и эффективное средство обеспечения прозрачности – это визуализация. При помощи визуализации (визуальных подсказок и ориентиров) мы можем достичь следующего:

  • Своевременно заметить отклонение состояния процесса или отдельных параметров процесса от требуемых значений. Например, отметив рабочий (допустимый или требуемый) диапазон температуры (давления, силы тока, влажности и т.д.) на датчике, отклонение от него будет сразу же бросаться в глаза. Например, наличие напольной разметки поможет определить места хранения сырья, материалов, годных изделий и бракованной продукции.
  • Обеспечить наличие дополнительного напоминания о правильном способе выполнения операции или о правильном результате, который должен получиться в процессе работы. Например, визуализация в виде размещения эталонного образца будет являться дополнительным напоминанием при выполнении операции. Например, визуализация в виде подсказок с описанием ключевых моментов в работе, связанных с качеством, или визуальных понятных инструкций.
  • Контролировать нормальное состояние процесса, т.к. появляется возможность быстро заметить отклонение. Например, периодический обход и осмотр визуальных ориентиров, сопоставление фактического и требуемого состояния помогает поддерживать стабильность процесса.

Прозрачность касается не только состояния процессов, но и в целом ситуации по качеству: статистики и аналитики по дефектам. Эта информация также должна быть известна и общедоступна. Общедоступность статистической информации ведёт к тому, что анализ причин и следствий на основе данной информации начинает проводить не только конкретный ответственный работник (или отдел), но каждый кто видит эту информацию.

Например, рабочий, увидев отрицательную динамику показателей качества, начинает невольно задумываться о её причинах. Он вспоминает какие действия предшествовали отклонению, какие изменения происходили в технологическом процессе (в материале, оборудовании, инструменте и т.д.), корректирует то, на что он может повлиять (собственные действия), предлагает руководителю решения на основании собственного опыта там, где он не может повлиять.

Так работает прозрачность статистических данных. Ещё раз напомним о том, что никто не ходит на работу чтобы сознательно производить брак. Любой человек по своей природе желает получать удовлетворение от выполнения качественной работы. Поэтому, приведённый выше пример не является идеализированным, как можно было подумать. Чем больше людей видят статистику, тем больше они понимают какие изменения (допущения и т.п.) могли вызвать отклонения, что также является прозрачностью процесса.

Статья написана по материалам книги «Встроенное качество» (Филипп Семёнычев), 2016 год.

Анализ результатов социологических исследований и публикаций средств массовой информации свидетельствует об особом интересе общественности к реформированию системы МВД России. Впервые в истории современной России граждане были вовлечены в процесс широкого общественного обсуждения законопроекта «О полиции», вызвавшего острый интерес россиян.
Диалоги велись не только на сайте www.zakonoproekt2010.ru, но и на других сетевых площадках, например, на сайтах различных общественных организаций.
Подводя итоги общественной дискуссии, Президент России Д.Медведев отметил, что «людям небезразлично, какой будет наша правоохранительная система, каким образом будут защищаться их права и свободы, каким образом будет вестись борьба с преступностью, обеспечиваться общественный порядок».Решение о реорганизации органов внутренних дел подразумевает глубокие преобразования, касающиеся сущности и деятельности полиции, обновления содержания ее работы, основанной на главной цели – обеспечении прав и свобод человека и гражданина, которые согласно Конституции Российской Федерации являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства. Очевидно, что органы внутренних дел, деятельность которых непосредственно направлена на охрану и защиту прав и свобод человека, занимают особое место в механизме их обеспечения, а потому должны стать основной и реальной целью деятельности полиции. И от того, насколько граждане будут чувствовать себя в безопасности, зависит оценка ее деятельности в целом.
С учетом поставленных Президентом России Д. Медведевым задач по реформированию органов внутренних дел и в связи с вступлением в силу Федерального закона «О полиции», особую значимость приобретает вопрос дальнейшего совершенствования организации взаимодействия органов внутренних дел со СМИ и общественностью, поскольку «открытость и публичность» закон относит к числу основополагающих принципов деятельности полиции.
В частности, статья 8 Закона «О полиции» определяет эту деятельность открытой для всего общества. Несмотря на особую значимость и выделение принципа открытости и публичности в отдельную статью, в законе не дано определение понятий «открытости» и «публичности», что может повлечь непонимание и трудности в выработке мер по реализации рассматриваемого принципа деятельности полиции. Само появление этого принципа в законодательстве является новацией.

Так, например, ч. 1 ст. 8 Закона «О полиции» определяет деятельность полиции как открытую для общества, но не безгранично, а лишь в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.
На первый взгляд, слова «небезграничная» и «открытость» не сочетаются по смыслу и даже противоречат друг другу. Установление границ в открытости деятельности полиции, как и любой другой деятельности, может трактоваться как ограничение основных прав и свобод человека и гражданина, в том числе права представителей средств массовой информации на получение и распространение информации об этой деятельности. Однако известно, что такие ограничения существуют, они не безосновательны и законодательно закреплены.
Таким образом, понятие открытость всё же имеет определенные рамки. Не всегда обстоятельства и факты могут быть обнародованы, публично изложены, раскрыты, опубликованы, преданы гласности, например, когда нужно защитить тайну частной жизни, семейную, государственную либо другую охраняемую законом тайну. (Данные нормы закреплены в статьях Конституции РФ).
В отсутствие законодательного определения частной жизни, право на неприкосновенность которой гарантируется ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации, в теории и практике она трактуется как сфера личных, интимных, семейных, бытовых и иных отношений человека с окружающим миром, не связанных с выполнением официальных, служебных обязанностей, производственной деятельностью. Иными словами, частная жизнь граждан, личная и семейная тайна, честь и доброе имя находятся под защитой и охраной закона. Законом также предусмотрены материально-правовые и процессуальные гарантии охраны тайны личной жизни граждан, соответствующие обязанности должностных лиц. Так, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан образует состав преступления, предусмотренного ст. 138 УК РФ.
Гражданско-правовая ответственность, в том числе и в виде обязанности компенсировать причиненный моральный вред, может наступить не только при распространении недостоверных (ст. 152 ГК РФ), но и достоверных сведений, если при этом причиняется вред другим нематериальным благам – неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайне (ст. 150 ГК РФ).
В ч. 2 ст. 8 Закона «О полиции» закреплено право граждан, общественных объединений и организаций на получение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, достоверной информации о деятельности полиции, получение от полиции информации, непосредственно затрагивающей их права. Исключение составляет лишь информация, доступ к которой ограничен федеральным законом. Это право может быть реализовано в различных формах, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Здесь важная роль отводится официальным сайтам территориальных подразделений системы МВД России. В этой связи руководство Министерства обязало руководителей подразделений всех уровней взять работу по обеспечению функционирования сайтов под личный контроль. Разделы и рубрики ведомственных интернет-ресурсов должны не только своевременно наполняться качественной и актуальной информацией, но и материалами, которые помогут гражданам в разрешении возникающих вопросов.

Отмечу, что анализ информационно-пропагандистской деятельности органов внутренних дел за последние три года показал, что количество материалов, размещенных в средствах массовой информации и сети Интернет, о работе территориальных подразделений возросло. Однако эта работа осуществлялась либо по инициативе руководства самого подразделения, либо после получения указаний из вышестоящих органов и не всегда носила систематический характер.
Теперь в обязанность полиции входит регулярное информирование государственных, муниципальных органов и граждан о своей деятельности через СМИ, сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (закреплено в ч. 3 ст. 8 Закона «О полиции»). Право определения периодичности, порядка отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, оставлено за федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Отчеты должностных лиц должны проводиться в следующих целях: создание условий для реализации установленного Конституцией и законами Российской Федерации права граждан, общественных объединений и организаций, государственных и муниципальных органов на получение достоверной информации о деятельности органов внутренних дел; обеспечение открытости и публичности деятельности полиции; повышение уровня доверия граждан к сотрудникам органов внутренних дел.
В своем выступлении на расширенном заседании коллегии МВД России Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Рашид Нургалиев отметил: «Граждане должны знать, как организована работа полиции по защите их прав, и требовать отчета – такая обязанность руководителя территориального органа внутренних дел законодательно закреплена».
В целях реализации принципа открытости и публичности, создания условий для обеспечения права граждан, общественных объединений и организаций, государственных и муниципальных органов на получение достоверной информации о деятельности полиции разработана соответствующая Инструкция об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России. В ней четко определено, кто из должностных лиц, в каком порядке, с какой периодичностью будет отчитываться.
В ч. 4 ст. 8 Закона «О полиции» закреплена обязанность полиции – предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Реализация данного положения не является новой в деятельности органов внутренних дел. Накоплен многолетний практический опыт конструктивного взаимодействия подразделений системы МВД России со средствами массовой информации.
Так, в период существования СССР пропаганду деятельности органов внутренних дел и взаимодействие с редакциями газет, журналов, радио, телевидением, издательствами и другими средствами массовой информации, а также творческими организациями осуществляло Пресс-бюро МВД России, созданное в июне 1983 года. С созданием МВД России пресс-службы и подразделения информации и общественных связей органов внутренних дел функционируют во всех подразделениях системы Министерства.

Сегодня эти подразделения представляют собой мощные мобильные отряды профессионалов, играют существенную роль в реализации задач и функций, выполняемых МВД России, формируют положительный образ сотрудника органов внутренних дел и являются основным связующим звеном с гражданским населением. Без их тесного делового сотрудничества с представителями средств массовой информации было бы невозможно довести до широкой общественной аудитории ни одну информацию, в том числе и направленную на воспитание правового сознания граждан, пропаганду законопослушности, способствующую укреплению правового демократического государства.
Необходимо также отметить, что в последние годы в работе органов внутренних дел по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью всё чаще используется понятие «информационная открытость». Под информационной открытостью органов внутренних дел (в узком смысле) понимается степень доступности получения информации гражданами, организациями и объединениями относительно их деятельности.
Под информационной открытостью (в широком смысле) понимается, с одной стороны, способность органов внутренних дел информировать о своей деятельности внешних потребителей информации, с другой – возможность потребителей искать, запрашивать, получать, а также передавать и распространять, в том числе в режиме реального времени, информацию о деятельности органов государственной власти.
Речь идет о наличии внутри любого органа государственной власти механизмов обязательного и активного информирования граждан о своей деятельности. Открытость предполагает также относительно широкий доступ ко всем видам информации при минимальных запретах на ее обнародование (кроме информации ограниченного распространения).
Для формирования информационной открытости и информационного взаимодействия с гражданским обществом органы власти должны обеспечивать предоставление информационных услуг населению и юридическим лицам. Одним из путей повышения информационной открытости органов власти является развитие и широкое применение в их деятельности информационных и коммуникационных технологий с целью эффективного взаимодействия с гражданами и организациями. Необходимо помнить, что документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, – это конфиденциальная информация.
Правовые гарантии информационной открытости – это обеспечение в соответствии с федеральными законами возможности получения гражданами и организациями своевременного и беспрепятственного доступа к общественно-значимой информации независимо от формы ее хранения, без специальной подготовки или опыта. Орган, предоставляющий информацию, обязан обеспечить конфиденциальность лиц, пользующихся или запрашивающих информацию. Не допускается какая-либо цензура или контроль над публикацией информации. Обеспечивается равенство всех участников процесса информационного взаимодействия. Неотъемлемым является право граждан и организаций в рассмотрении обоснованности и законности отказа в получении информации. В наиболее обобщенном виде вопросы, связанные с деятельностью российских средств массовой информации, закреплены в ст. 29 Конституции Российской Федерации, которая в целом гарантирует свободу мысли и слова, невмешательство государства в формирование мнений и убеждений человека, его защиту от иного вмешательства, недопустимость идеологического диктата, насилия, контроля над личностью; определяет правовые барьеры против злоупотребления свободой выражения мнения, свободой слова, свободой информации; определяет право каждого на свободу поиска, получения, передачи, производства, распространения информации любыми законными способами.

Принцип транспарентности означает

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *