Приносящая доход деятельность

19. Приносящая доход деятельность бюджетных учреждений

  • •1. Изменения законодательства по государственным закупкам
  • •1.1. Размещение заказа у единственного поставщика
  • •1.2. Участие в госзаказе через представителя
  • •1.3. Цена контракта
  • •1.4. Требования к участникам размещения заказа
  • •1.5. Размещение заказа у субъектов
  • •1.6. Указание в документации на товарные знаки
  • •1.7. Порядок подачи заявок на участие в конкурсе
  • •1.8. Выполнение поисковой научно-исследовательской работы
  • •1.9. Комиссии по размещению заказов
  • •1.10. Открытый аукцион в электронной форме
  • •1.11. Запрос котировок
  • •2. Классификация операций
  • •2.1. Общие положения бюджетной классификации рф
  • •2.2. Группа 100 «Доходы»
  • •2.2.1. Статья 110 «Налоговые доходы»
  • •2.2.2. Статья 120 «Доходы от собственности»
  • •2.2.3. Статья 130 «Доходы от оказания платных услуг»
  • •2.2.4. Статья 140 «Суммы принудительного изъятия»
  • •2.2.5. Статья 150 «Безвозмездные поступления от бюджетов»
  • •2.2.6. Статья 160 «Взносы на социальные нужды»
  • •2.2.7. Статья 170 «Доходы от операций с активами»
  • •2.2.8. Статья 180 «Прочие доходы»
  • •2.3. Группа 200 «Расходы»
  • •2.3.1. Статья 210 «Оплата труда и начисления
  • •2.3.2. Статья 220 «Оплата работ, услуг»
  • •2.3.3. Статья 230 «Обслуживание государственного
  • •2.3.4. Статья 240 «Безвозмездные перечисления организациям»
  • •2.3.5. Статья 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам»
  • •2.3.6. Статья 260 «Социальное обеспечение»
  • •2.3.7. Статья 290 «Прочие расходы»
  • •2.4. Группа 300 «Поступление нефинансовых активов»
  • •2.4.1. Статья 310 «Увеличение стоимости основных средств»
  • •2.4.2. Статья 320 «Увеличение стоимости
  • •2.4.3. Статья 330 «Увеличение стоимости
  • •2.4.4. Статья 340 «Увеличение стоимости
  • •2.5. Группа 500 «Поступление финансовых активов»
  • •2.6. Группа 600 «Выбытие финансовых активов»
  • •2.7. Группа 700 «Увеличение обязательств»
  • •2.8. Группа 800 «Уменьшение обязательств»
  • •3. Составление годовой бюджетной отчетности
  • •3.1. Общие требования к составлению отчетности
  • •3.2. Представление бюджетной отчетности
  • •3.2.1. Заполнение отдельных отчетных форм
  • •3.2.2. Согласование показателей отчетных форм
  • •4. Сметы доходов и расходов
  • •4.1. Бюджетная смета
  • •4.2. Внебюджетная смета
  • •4.2.1. Общие положения о составлении внебюджетной сметы
  • •4.2.2. Представление внебюджетной сметы в офк
  • •4.3. Смета по средствам, поступающим в доход бюджета
  • •4.4. Составление смет в учреждениях
  • •4.5. Составление внебюджетной сметы в учреждениях культуры
  • •5. Основные изменения в бюджетном учете
  • •5.1. Общие положения
  • •5.2. Нефинансовые активы
  • •Вопрос 2: исходя из какой стоимости (балансовой или остаточной) следует определять годовую сумму амортизационных отчислений?
  • •5.3. Финансовые активы
  • •5.4. Обязательства
  • •5.5. Санкционирование расходов бюджетов
  • •5.6. Централизованные поставки
  • •5.7. Забалансовый учет
  • •5.8. Общие положения по переносу остатков
  • •6. Централизованное снабжение материальными ценностями
  • •6.1. Отражение операций
  • •6.2. Отражение операций в учете грузополучателя
  • •6.3. Отражение операций по отправке возвратной тары
  • •6.4. Особенности учета материальных ценностей
  • •6.5. Особенности централизованного снабжения
  • •7. Санкционирование расходов бюджетов
  • •7.1. Порядок доведения бюджетных ассигнований
  • •7.1.1. Правила доведения (изменения) бюджетных данных
  • •7.1.2. Требования к бюджетным данным
  • •7.1.3. Детализация бюджетных данных
  • •7.1.4. Детализация бюджетных данных
  • •7.1.5. Контроль со стороны Федерального казначейства
  • •7.1.6. Временные бюджетные данные
  • •7.1.7. Отзыв бюджетных данных
  • •7.1.8. Дополнительное бюджетное финансирование
  • •7.1.9. Порядок сокращения лимитов бюджетных обязательств
  • •7.2. Порядок учета бюджетных обязательств
  • •7.2.1. Учет бюджетных обязательств
  • •7.2.2. Порядок учета бюджетных обязательств
  • •7.2.3. Представление информации о бюджетных обязательствах
  • •7.3. Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств
  • •7.4. Бюджетный учет санкционирования расходов
  • •7.4.1. Учет лимитов бюджетных обязательств
  • •7.4.2. Бюджетные ассигнования
  • •7.4.3. Корреспонденция счетов по доведению, детализации
  • •7.4.4. Принятые обязательства
  • •7.4.5. Перенос остатков по счетам санкционирования расходов
  • •7.5. Санкционирование расходов за счет средств
  • •7.5.1. Сметные назначения по приносящей доход деятельности
  • •7.5.2. Принятие обязательств
  • •8. Администрирование поступлений в бюджет
  • •8.1. Порядок администрирования доходов бюджета
  • •8.2. Бюджетный учет операций по администрированию доходов
  • •9. Основные средства
  • •9.1. Объекты учета
  • •9.2. Поступление основных средств
  • •9.3. Списание (выбытие) основных средств
  • •9.4. Амортизация основных средств
  • •9.5. Переход на новые положения
  • •9.5.1. Основные средства стоимостью от 1000 до 3000 рублей
  • •9.5.2. Основные средства стоимостью
  • •9.5.3. Операции по списанию основных средств
  • •9.5.4. Перевод остатков в части амортизации,
  • •9.6. Библиотечный фонд
  • •9.6.1. Переходные положения по начислению амортизации
  • •9.6.2. Срок полезного пользования объектами
  • •9.7. Периодическая литература
  • •9.8. Излишки основных средств
  • •9.9. Учет музыкальных инструментов
  • •9.10. Учет сценическо-постановочных средств
  • •9.11. Учет спортивного инвентаря
  • •9.11.1. Приобретение спортивного инвентаря
  • •9.11.2. Получение спортивного инвентаря
  • •9.12. Учет специальных (военных) средств
  • •9.13. Учет наградного оружия
  • •10. Нематериальные активы
  • •10.1. Объекты учета
  • •10.2. Исключительное право на результат
  • •10.2.1. Договор об отчуждении исключительного права
  • •10.2.2. Лицензионный договор
  • •10.3. Создание нематериального актива собственными силами
  • •10.4. Принятие к учету нематериального актива,
  • •10.5. Амортизация нематериальных активов
  • •10.6. Переход на новые положения по амортизации
  • •10.6.1. Нематериальные активы стоимостью
  • •10.6.2. Нематериальные активы стоимостью
  • •11. Непроизведенные активы
  • •11.1. Поступление непроизведенных активов
  • •11.2. Выбытие непроизведенных активов
  • •11.3. Непроизведенные активы имущества казны
  • •12. Материальные запасы
  • •12.1. Виды материальных запасов
  • •12.2. Учет спецоборудования для выполнения ниокр
  • •12.2.1. Спецоборудование для выполнения ниокр
  • •12.2.2. Спецоборудование для выполнения ниокр
  • •12.3. Учет спортивной экипировки
  • •13. Учет имущества казны
  • •13.1. Состав имущества казны
  • •13.2. Порядок амортизации имущества казны
  • •13.3. Перенос остатков
  • •13.4. Поступление и выбытие имущества казны
  • •13.5. Существует ли особый порядок проведения
  • •13.6. Признается ли объектом обложения налогом
  • •13.7. Сдача имущества казны в аренду
  • •13.8. Дивиденды по акциям, находящимся в собственности
  • •13.9. Ндс с реализации имущества казны
  • •13.10. Земельный налог и имущество казны
  • •14. Лицевые счета бюджетных учреждений
  • •14.1. Виды новых лицевых счетов
  • •14.2. Порядок открытия лицевого счета
  • •14.3. Порядок ведения лицевых счетов
  • •14.3.1. Лицевой счет главного распорядителя
  • •14.3.2. Лицевой счет получателя бюджетных средств
  • •15. Денежные средства учреждения
  • •15.1. Общие положения
  • •15.2. Обеспечение наличными деньгами бюджетных учреждений
  • •15.2.1. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов
  • •15.2.2. Получение наличных денежных средств
  • •15.2.3. Внесение наличных денежных средств на лицевой счет
  • •15.2.4. Обеспечение наличными деньгами
  • •15.3. Применение ккт при осуществлении
  • •15.4. Правомерность применения Квитанции (ф. 0504510)
  • •15.5. Учет денежных документов
  • •15.6. Основные нарушения порядка ведения кассовых операций
  • •16. Финансовые вложения
  • •16.1. Депозиты и иные финансовые активы
  • •16.2. Акции и иные формы участия в капитале
  • •16.3. Облигации, векселя
  • •16.4. Вложения в финансовые активы
  • •16.5. Передача права пользования рид по лицензионному
  • •17. Учет активов и обязательств за балансом
  • •17.1. Общие положения забалансового учета
  • •17.2. Счет 01 «Основные средства в пользовании»
  • •17.3. Счет 02 «Материальные ценности,
  • •17.4. Счет 03 «Бланки строгой отчетности»
  • •17.4.1. Общие положения об учете бсо
  • •17.4.2. Новые формы театральных и кинобилетов
  • •17.5. Счет 04 «Списанная задолженность
  • •17.6. Счет 05 «Материальные ценности, оплаченные
  • •17.7. Счет 06 «Задолженность учащихся и студентов
  • •17.8. Счет 07 «Переходящие награды, призы,
  • •17.9. Счет 08 «Путевки неоплаченные»
  • •17.10. Счет 09 «Запасные части к транспортным средствам,
  • •17.11. Счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств»
  • •17.12. Счет 11 «Государственные и муниципальные гарантии»
  • •17.13. Счет 12 «Спецоборудование для выполнения
  • •17.14. Счет 13 «Экспериментальные устройства»
  • •17.15. Счет 14 «Расчетные документы, ожидающие исполнения»
  • •17.16. Счет 15 «Расчетные документы, не оплаченные
  • •17.17. Счет 16 «Переплаты пенсий и пособий вследствие
  • •17.18. Счет 17 «Поступления денежных средств
  • •17.19. Счет 18 «Выбытия денежных средств
  • •17.20. Счет 19 «Невыясненные поступления
  • •17.21. Счет 20 «Списанная задолженность,
  • •17.22. Счет 22 «Материальные ценности, полученные
  • •17.23. Счет 23 «Периодические издания для пользования»
  • •18. Оплата труда и социальное страхование
  • •18.1. Новые системы оплаты труда
  • •18.2. Новые системы оплаты труда
  • •18.3. Новые системы оплаты труда в учреждениях культуры
  • •18.4. Новые системы оплаты труда в учреждениях спорта
  • •18.5. Оплата труда сотрудников милиции
  • •18.6. Порядок отражения операций по начислению
  • •18.7. Пособия по государственному социальному страхованию
  • •18.7.1. Пособие по временной нетрудоспособности,
  • •18.7.2. Пособие в связи с трудовым
  • •18.7.3. Государственные пособия гражданам, имеющим детей
  • •18.7.4. Социальное пособие на погребение
  • •18.7.5. Учет пособий, выплачиваемых за счет средств фсс
  • •19. Приносящая доход деятельность бюджетных учреждений
  • •19.1. Законодательство о приносящей доход
  • •19.2. Порядок осуществления операций
  • •19.2.1. Порядок оформления Генеральных разрешений
  • •19.2.2. Порядок оформления Разрешений
  • •19.3. Платежи в рамках приносящей доход деятельности
  • •19.4. Отражение операций по приносящей доход
  • •19.5. Распределение расходов между бюджетной и приносящей
  • •20. Сдача государственного и муниципального
  • •20.1. Заключение договора аренды недвижимого имущества
  • •20.2. Экспертная оценка последствий
  • •20.3. Стартовый размер арендной платы
  • •20.4. Налог на прибыль с доходов
  • •20.5. Отражение операций по сдаче имущества
  • •20.6. Учет коммунальных платежей
  • •21. Учет грантов
  • •21.1. Заключение договоров с победителями конкурса
  • •21.2. Налог на прибыль
  • •21.3. Бухгалтерский учет грантов
  • •22. Реорганизация бюджетного учреждения
  • •22.1. Общие положения
  • •22.2. Трудовые отношения с работниками
  • •22.3. Уплата налогов при реорганизации учреждения
  • •22.4. Заключительная отчетность
  • •23. Создание бюджетными учреждениями коммерческих обществ
  • •23.1. Уведомительный и разрешительный порядок
  • •23.2. Основной вид деятельности дочерних обществ
  • •23.3. Соучредители внедренческого общества
  • •23.4. Льготы для внедренческих обществ
  • •23.5. Рекомендации по применению
  • •23.6. Вопросы, которые необходимо решить…
  • •24. Основные изменения в главе 21 нк рф
  • •24.1. Налог на добавленную стоимость с авансов
  • •24.2. Ввоз технологического оборудования
  • •24.3. Выполнение смр для собственного потребления
  • •24.4. Расчеты неденежными средствами
  • •24.5. Реализация государственного
  • •24.6. Принятие решения по итогам камеральной проверки
  • •24.7. Электронные счета-фактуры
  • •25. Основные изменения в главе 25 нк рф
  • •25.1. Порядок начисления амортизации
  • •25.1.1. Линейный метод
  • •25.1.2. Нелинейный метод
  • •25.1.3. Плюсы и минусы «нового» нелинейного метода
  • •25.1.4. С линейного метода на нелинейный и обратно
  • •25.2. Амортизационная премия
  • •25.3. Неотделимые улучшения объектов ос,
  • •25.4. Повышающие и понижающие коэффициенты
  • •25.5. Расходы на обучение
  • •25.6. Суточные и полевое довольствие
  • •25.7. Расходы на ниокр с коэффициентом 1,5
  • •25.8. Программы для эвм стоимостью
  • •25.9. Расходы на дмс
  • •25.10. Компенсация затрат работников на жилье
  • •25.11. Основные изменения в главе 25 нк рф с 2010 года
  • •26. Единый социальный налог — 2009
  • •26.1. Единый социальный налог в 2009 году
  • •26.2. Страховые взносы с 2010 года
  • •26.2.1. Новые законы и изменения
  • •26.2.2. Что ждет спецрежимников в 2010 году?
  • •26.2.3. Новшества Федерального закона n 212-фз
  • •27. Основные изменения в гл. 23 нк рф
  • •27.1. Доходы, не подлежащие налогообложению
  • •27.2. Стандартные налоговые вычеты
  • •27.3. Социальные налоговые вычеты
  • •27.4. Имущественные налоговые вычеты
  • •28. Налог на имущество организаций
  • •28.1. Общие положения
  • •28.2. Определение налоговой базы
  • •28.3. Расчет налога на имущество
  • •29. Система налогообложения в виде единого налога
  • •29.1. Ветеринарные услуги
  • •29.2. Деятельность аптек
  • •29.3. Деятельность по предоставлению спортинвентаря,
  • •29.4. О представлении налоговой декларации
  • •30. Ревизии и проверки в 2009 году
  • •30.1. Ведомственный контроль
  • •30.2. Осуществление налогового контроля
  • •30.3. Проведение контрольных мероприятий пожарной

>Формирование и налогообложение прибыли бюджетных учреждений от приносящей доход деятельности

Прибыль как финансовая категория. Формирование прибыли бюджетного учреждения

Прибыль как финансовая категория представляет собой положительный финансовый результат от проведения ряда операций организации при реализации ее миссии в системе гражданско-правовых отношений. Превышение доходов над расходами представляет собой положительный результат, а обратное соотношение доходов и расходов — отрицательный результат, или убыток.

Получение прибыли не является целью, ради которой создаются бюджетные учреждения. Согласно законодательству приносящую доход деятельность бюджетные учреждения могут осуществлять при условии отсутствия противоречий условиям и целям создания учреждений, а также в случае закрепления в учредительных документах такой деятельности. В то же время рыночные отношения стимулируют развитие этого направления деятельности бюджетных учреждений, функционирующих в сфере образования, здравоохранения, культуры, создавая тем самым рост конкуренции со стороны предложения различных услуг населению.

Согласно ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетные и автономные учреждения самостоятельно распоряжаются денежными средствами, полученными от приносящей доход деятельности. Таким образом, учреждения имеют дополнительные денежные доходы, которые они могут направлять на расширение рыночной ниши и развитие учреждения, улучшение его материальной базы и финансового состояния, обновление кадрового потенциала. Это позволяет качественно улучшать экономический потенциал хозяйствующего субъекта и эффективность его использования.

Проводимые в бюджетной сфере преобразования затрагивают значительную область финансово-экономических отношений, штат руководящих и рядовых сотрудников и имеют большое значение для дальнейшего функционирования сектора, учреждения которого оказывают социально значимые и востребованные услуги.

Отметим также, что бюджетные, казенные и автономные учреждения могут иметь следующие виды финансового обеспечения: доходы от собственности, доходы от оказания платных услуг, суммы принудительного изъятия, безвозмездные поступления от бюджетов, доходы от операций с активами и т.д.

Основанием предоставления субсидии является государственное (муниципальное) задание на оказание услуг, утвержденное учредителем. Разработка этого задания базируется на системе финансового планирования бюджетного учреждения, использующего в качестве документа смету доходов и расходов или план (программу) финансово-хозяйственной деятельности.

Особенности учета доходов и расходов, прибыли в бюджетных учреждениях

В целях отражения в учете полученного финансового результата деятельности бюджетного учреждения в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, предусмотрен счет 040100000 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта», включающий совокупность группировочных счетов:

счет 040110000 «Доходы текущего финансового года»;

счет 040120000 «Расходы текущего финансового года»;

счет 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;

счет 040140000 «Доходы будущих периодов»;

счет 040150000 «Расходы будущих периодов».

Экономическое содержание доходов и их виды могут быть различными: доходы от использования имущества, оказания платных услуг, поступления от кредитных организаций, от операций с активами и т.д. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) различает доходы от реализации (ст. 249 НК РФ) и внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ), принимаемые к расчетам при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Бюджетные учреждения, ведущие предпринимательскую деятельность, имеют право включать в налоговую базу по вышеуказанному налогу доходы:

  1. от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации;
  2. в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Банком России на дату перехода права собственности на иностранную валюту;
  3. в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
  4. от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду);
  5. от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 НК РФ;
  6. в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;
  7. в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав и др.

Так же как и ряд хозяйствующих субъектов других организационно-правовых форм, бюджетные учреждения должны принимать во внимание положения ст. 251 НК РФ, где перечислены доходы, не учитываемые для целей налогообложения:

  1. в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;
  2. в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;
  3. в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации ;
  4. в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
  5. в виде имущества, имущественных прав и (или) неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в пределах вклада участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемником в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
  6. в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации»;
  7. в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных согласно международным договорам Российской Федерации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации атомными станциями для повышения их безопасности, используемых для производственных целей;
  8. в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней, и др.

Бюджетным учреждениям в состав расходов текущего финансового года следует зачислять расходы на выплату заработной платы, покрытие транспортных услуг и услуг связи, арендную плату, проценты по займам, средства, направляемые на погашение различных долговых обязательств, проведение операций с активами учреждения (финансовыми и нефинансовыми) и т.д. В то же время бюджетные учреждения должны учитывать необходимость раздельного учета операций в рамках уставной и приносящей доход деятельности. НК РФ устанавливает перечень расходов, включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль (ст. ст. 252, 253 НК РФ и др.). В частности, к ним относятся расходы на изготовление, хранение и доставку товаров, ремонт и техническое обслуживание основных средств, освоение природных ресурсов, научные разработки, добровольное и обязательное страхование, и т.д. Согласно другой формулировке расходы, связанные с производством и реализацией, классифицируются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.

Исключение составляют расходы, которые не следует учитывать для целей налогообложения (ст. 270 НК РФ):

  1. в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения;
  2. в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения вышеуказанных санкций;
  3. в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество;
  4. в виде суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
  5. в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств;
  6. в виде взносов на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в ст. ст. 255, 263 и 291 НК РФ;
  7. в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме взносов, приведенных в п. 16 ст. 255 НК РФ, и т.д.

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, предусмотрен порядок отражения в учете доходов и расходов, относимых к будущим периодам. Будущие поступления могут быть связаны с возникновением дебиторской задолженности за выполнение этапов работ в пользу заказчиков, реализацией каких-либо ценностей и т.д. Аналогичным образом возникают и расходы, подлежащие учету в составе финансового результата в следующем периоде. При этом отражать доходы и расходы на вышеуказанных счетах необходимо на основании первичных документов. Бухгалтеру бюджетного учреждения следует вести учет расходов, имевших место ранее и относимых на финансовый результат текущего финансового года, используя данные справки (ф. 0504833).

Изменения, внесенные в НК РФ и связанные с исчислением налога на прибыль организаций

Федеральный закон от 19.07.2011 N 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Закон N 245-ФЗ) уточняет порядок учета субсидий для целей налогообложения в составе доходов, полученных организациями кинематографии, вузами и компаниями, реализующими проекты по созданию высокотехнологичного производства, а также поддерживающими продвижение национального фильма. Организации должны принимать во внимание данные уточнения как при методе начисления (п. 4.2 ст. 271 НК РФ), используемом для учета доходов, так и при кассовом методе (п. 2.2 ст. 273 НК РФ). Особенности процедуры отражения в учете бюджетных ассигнований, поступивших на цели производства, проката, показа и продвижения национального фильма, состоят в необходимости их отражения в составе внереализационных доходов пропорционально предусмотренным условиями получения вышеуказанных средств расходам, осуществляемым за счет этого источника. Поступившие средства должны быть учтены в течение срока, не превышающего трех налоговых периодов с даты получения средств. Такой порядок учета бюджетных средств не применяется, если они используются для приобретения или создания амортизируемого имущества. В случае его приобретения или создания доходы отражаются в учете по мере осуществления соответствующих расходов. По окончании третьего налогового периода сумма бюджетных ассигнований может превысить сумму учтенных расходов. В результате положительная разница должна быть учтена в составе внереализационных доходов этого налогового периода.

Закон N 245-ФЗ вводит в действие п. 4.4 ст. 271 и п. 2.4 ст. 273 НК РФ, вступающие в силу с 22.07.2011 для вузов и организаций, исполняющих комплексные проекты по созданию высокотехнологичных производств. Для них предусмотрена аналогичная схема учета получаемых субсидий. Бюджетные средства должны быть учтены этими учреждениями и организациями в составе внереализационных доходов пропорционально предусмотренным условиями получения вышеуказанных средств расходам, покрытым из этого источника (в течение срока, не превышающего трех налоговых периодов). Если за счет бюджетных субсидий приобретено (создано) амортизируемое имущество, денежные средства следует отразить в составе доходов по мере признания расходов, связанных с этим имуществом.

Рассмотрим ряд примеров, отражающих особенности налогообложения бюджетных учреждений с учетом действующего законодательства. В примерах все суммы приведены без НДС.

Пример 1. Театр, являющийся бюджетным учреждением, имеет доходы и расходы по приносящей доход деятельности. Учредителем выступают органы власти субъекта Российской Федерации. Доходы получены учреждением от следующих операций:

  • поступило имущество по решению органов власти субъекта Российской Федерации — 3 млн руб.;
  • списаны суммы кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов перед бюджетами разных уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации — 120 тыс. руб.;
  • поступила оплата театральных постановок, не относящихся к уставной деятельности, — 500 тыс. руб.;
  • учтены доходы от сдачи в аренду свободных помещений — 100 тыс. руб.

Учреждение имеет ряд расходов:

  • оплачены командировочные расходы сотрудников — 40 тыс. руб.;
  • осуществлены расходы на рекламу репертуара театра — 80 тыс. руб.;
  • проведен текущий ремонт зданий, не предусмотренный в смете бюджетного финансирования, — 200 тыс. руб.;
  • произведены расходы на выездную гастрольную деятельность, не предусмотренные покрытием за счет субсидий, — 300 тыс. руб.;
  • на услуги мобильной связи потрачено 60 тыс. руб.

Театр на своей площади содержит столовую, в которой питаются исключительно сотрудники театра. Расходы на поддержание ее деятельности и оказание услуг сотрудникам составили 400 тыс. руб.

Определим налоговую базу по налогу на прибыль и сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

При расчете налога на прибыль в налоговую базу не включается стоимость имущества, поступившего по решению органов власти субъекта Российской Федерации (пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ). Не учитываются также в составе подлежащих налогообложению доходов списанные суммы кредиторской задолженности по платежам в бюджеты (пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ). Налогообложению подлежат доходы от демонстрации театральных постановок (п. 1 ст. 249 НК РФ), арендные платежи в пользу учреждения (п. 4 ст. 250 НК РФ). Командировочные расходы учитываются в составе налоговой базы на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Расходы на рекламу относятся в состав прочих согласно п. 4 ст. 264 НК РФ. Расходы на текущий ремонт недвижимого имущества принимаются в расчет на основании ст. 260 НК РФ. Выездную гастрольную деятельность следует рассматривать как оказание услуги зрителям, в связи с чем расходы на ее финансирование следует включать в налоговую базу (ст. 253 НК РФ). Расходы на содержание столовой следует относить к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, согласно пп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ. В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ в налоговую базу по налогу на прибыль следует включать расходы на услуги мобильной связи.

Финансовый результат от приносящей доход деятельности учреждения определяется следующим образом: 500 тыс. руб. + 100 тыс. руб. — 40 тыс. руб. — 80 тыс. руб. — 200 тыс. руб. — 300 тыс. руб. — 60 тыс. руб. — 400 тыс. руб. = 480 тыс. руб. (убыток). В связи с этим обязательства по уплате налога на прибыль организаций не возникают.

Пример 2. Стоматологическая поликлиника, финансируемая за счет бюджетных средств и ведущая приносящую доход деятельность, должна рассчитать суммы налога на прибыль исходя из полученных результатов. В деятельности стоматологической поликлиники имели место следующие доходы:

  • поступила оплата медицинских услуг по диагностике, лечению и протезированию зубов — 3 млн руб.;
  • перечисления за платные консультации, услуги рентгенолога составили 600 тыс. руб.;
  • поступили денежные средства за реализованное медицинское оборудование и компьютеры — 1 млн руб.

Деятельность, приносящая доход, повлекла совокупность следующих расходов:

  • расходы на приобретение лекарственных препаратов и необходимых материалов — 200 тыс. руб.;
  • расходы на приобретение спецодежды для персонала — 150 тыс. руб.;
  • выплаты (премии) в пользу сотрудников на основании гражданско-правовых договоров найма за счет внебюджетных средств — 600 тыс. руб.;
  • начисление транспортного налога по средствам, используемым для осуществления приносящей доход деятельности, — 36 тыс. руб.;
  • расходы на выплату стипендии Кузнецову А.В. в размере 10 тыс. руб., обучающемуся на средства учреждения с отрывом от работы. Оплата обучения финансируется за счет доходов от приносящей доход деятельности.

Оказание платных услуг поликлиникой подлежит налогообложению (ст. 249 НК РФ): 3000 тыс. руб. + 600 тыс. руб. = 3600 тыс. руб. Доходами от реализации являются поступления от реализации объектов основных средств, поскольку составляют выручку от реализации ранее приобретенных товаров (п. 1 ст. 249 НК РФ). Материальные затраты учреждения составили 200 тыс. руб. (пп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ). Расходы на спецодежду также приравниваются к материальным расходам (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Выплаченные в пользу сотрудников премии уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (п. 2 ст. 255 НК РФ).

Согласно ст. 204 Трудового кодекса Российской Федерации ученику выплачивается стипендия в период обучения, размер которой определяется ученическим договором на профессиональное обучение, заключенным учреждением со своим сотрудником. В этом случае стипендия признается расходом организации в пользу работника (п. 19 ст. 255 НК РФ).

Подпункт 1 п. 1 ст. 264 НК РФ относит расходы по перечислению налогов и сборов к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Одновременно в п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов на уплату налогов признается дата их начисления. Следовательно, авансовые платежи по транспортному налогу следует включать в том отчетном периоде, в котором они были рассчитаны.

Финансовый результат поликлиники составит: 3600 тыс. руб. + 1000 тыс. руб. — 200 тыс. руб. — 150 тыс. руб. — 600 тыс. руб. — 36 тыс. руб. — 10 тыс. руб. = 3604 тыс. руб. (прибыль). Таким образом, в наших расчетах налоговая база по налогу на прибыль составляет 3604 тыс. руб., а сумма налога на прибыль — 720,8 тыс. руб. (3604 x 0,2).

Пример 3. Федеральное бюджетное образовательное учреждение развивает приносящую доход деятельность. Движение денежных средств и имущества учреждения связано с осуществлением им ряда операций. Федеральное бюджетное образовательное учреждение получило следующие доходы:

  • поступило имущество стоимостью 2 млн руб., закрепленное за учреждением собственником этого имущества — учредителем;
  • на содержание переданного имущества было перечислено 300 тыс. руб.;
  • от организаций и физических лиц поступили денежные средства в качестве платы за обучение по программам магистратуры — 3400 тыс. руб.;
  • за проведение научных исследований по заказу ОАО «Рубин» поступили доходы в сумме 1,5 млн руб. Федеральное бюджетное образовательное учреждение понесло следующие расходы:
  • осуществлены расходы на уплату налога на имущество и земельного налога, начисленных на имущество и участки, закрепленные за учреждением на праве оперативного управления и бессрочного пользования, — 20 тыс. руб.;
  • выплаты в пользу работников, участвовавших в выполнении научных исследований, произведены в сумме 350 тыс. руб.;
  • организация образовательного процесса по магистерским программам потребовала приобретения оборудования для аудиторий, компьютеров на сумму 1 млн руб.

Определим, каким образом должны быть учтены для целей налогообложения поступления и расходы. Доходы в форме поступившего имущества от учредителя, а также средства на содержание этого имущества не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом читателям журнала необходимо иметь в виду, что выделенные денежные средства должны быть направлены именно на содержание вышеуказанного имущества. В противном случае они должны быть учтены в доходах для целей налогообложения.

Доходы от оказания платных образовательных услуг и проведения исследований, оплаченных сторонней организацией, учитываются в налоговой базе согласно п. 1 ст. 249 НК РФ.

Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ расходы по уплате налогов, связанных с имуществом и земельными участками, закрепленными за учреждением их собственником, финансируются за счет субсидий в ходе выполнения государственного (муниципального) задания. Следовательно, с приносящей доход деятельностью эти расходы не связаны.

Выплаты в сумме 350 тыс. руб. в пользу сотрудников учреждения принимаются в уменьшение налогооблагаемых доходов (п. 1 ст. 253 НК РФ). Приобретенное оборудование и компьютеры являются амортизируемым имуществом, стоимость которого будет переноситься на затраты учреждения в зависимости от нормы амортизации. Начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем ввода основных средств в эксплуатацию. Рассчитаем налоговую базу по налогу на прибыль за текущий месяц, не включая в расчеты суммы амортизации по приобретенным основным средствам. Прибыль, выступающая налоговой базой по налогу, составила 4550 тыс. руб. (3400 тыс. руб. + 1500 тыс. руб. — 350 тыс. руб.).

Е.В.Боровикова

Д. э. н.,

Ю.В. Камардина, заместитель начальника отдела методического обеспечения бюджетных полномочий Федерального казначейства по исполнению федерального бюджета

В связи с вступлением в силу с 1 января 2011 г. Закона № 83-ФЗ претерпели изменения положения ряда нормативных правовых актов, регулирующие порядок осуществления операций со средствами от приносящей доход дея­тельности государственными (муниципальными) учреждениями. О том, как будут исполняться операции с указанными средствами в связи с принятием Закона № 83-ФЗ, пойдет речь в данной статье.

Казенные учреждения

Доходы, полученные казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджет­ной системы Российской Федерации (п. 3 ст. 161 БК РФ) и согласно положениям ст. 41, 51 БК РФ являются неналоговыми доходами бюд­жета. В соответствии с п. 7 ст. 33 Закона № 83-ФЗ положения ст. 41 и 51 БК РФ (в части зачисления в федеральный бюджет доходов от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности) применяют­ся с 1 января 2012 г.

В течение 2011 г. (переходный период) следует руководствоваться п. 26 ст. 30 Закона № 83-ФЗ, согласно которому с 1 января 2011 г. фе­деральные казенные учреждения (их обособленные подразделения) вправе использовать остатки средств федерального бюджета и средств, полученных от приносящей доход деятельности, по состоянию на 1 января текущего финансового года, а также доходы, получаемые ими в текущем финансовом году от приносящей доход деятельности, в качестве дополнительного источника финансового обеспечения выполнения функций указанных учреждений сверх бюджетных ас­сигнований, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

При этом подп. 4 п. 19 ст. 33 Закона № 83-ФЗ установлено, что феде­ральное бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, или федеральное казенное учреждение вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридиче­ских лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т. ч. добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности на основании документа (генераль­ного разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджет­ных средств, в котором указываются источни­ки образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нор­мативные правовые акты Российской Федера­ции, положения устава (учредительного доку­мента) указанного учреждения, а также граж­данско-правовые договоры, предусматриваю­щие получение средств с целью возмещения расходов по содержанию имущества.

Перечисленные учреждения осуществляют операции со средствами от приносящей до­ход деятельности в установленном Минфи­ном России порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход дея­тельности. Смета подлежит представлению в орган, осуществляющий открытие и веде­ние лицевого счета учреждения для учета опе­раций с данными средствами. В настоящее время Порядок осуществления федеральны­ми казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей до­ход деятельности, установлен приказом Мин­фина России от 01.09.2008 № 88н.

По окончании переходного периода счета, открытые органам Федерального казначейства на балансовом счете № 40503 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации» в уч­реждениях Банка России, предназначенные для учета средств, полу­ченных федеральными казенными учреждениями от приносящей до­ход деятельности, подлежат закрытию.

Бюджетные учреждения

Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в соответствии с государственным (муниципаль­ным) заданием, финансовое обеспечение выполнения которого осу­ществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета. Пунктом 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях преду­смотрено, что бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельно­сти, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям. Такая деятельность должна быть указана в его учредительных документах.

В соответствии с положениями п. 3 ст. 298 ГК РФ доходы, получен­ные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюд­жетного учреждения. Операции со средствами от приносящей доход деятельности, по­ступающими федеральным бюджетным учреждениям, учитываются по кодам КОСГУ на лицевом счете бюджетного учреждения, откры­том в органе Федерального казначейства, в порядке, установленном Федеральным казначейством. В настоящее время действует Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденный приказом Казначей­ства РФ от 07.10.2008 № 7н (далее — Порядок № 7н).

Важный нюанс

При наличии заключенного с высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (местной администрации муниципального образования) со­глашения территориальные органы Федерального казначейства открыва­ют и ведут лицевые счета для учета операций со средствами бюджетных учреждений субъектов РФ (муниципальных бюджетных учреждений) в порядке, установленном Федеральным казначейством.

Операции со средствами от приносящей доход деятельности, по­ступающими бюджетным учреждениям субъектов РФ (муниципаль­ным бюджетным учреждениям), учитываются на лицевом счете бюд­жетного учреждения, открытом в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном финансо­вым органом субъекта РФ (муниципального образования).

Автономные учреждения

В соответствии с положениями п. 2 ст. 298 ГК РФ автономное учре­ждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полу­ченные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

Операции со средствами автономного учреждения могут учиты­ваться на лицевых счетах, открытых автономному учреждению в ор­гане Федерального казначейства, финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) либо в кредитной организации, в за­висимости от решения учредителя автономного учреждения. Открытие и ведение органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами автономных учреждений осуществляется в соответствии с Порядком № 7н.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Приносящая доход деятельность

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *